На каком месте армия ирана

Обновлено: 18.09.2024

Регулярные части начали создаваться в начале XIX в. принцем Аббас-Мирзой, который убедился в полной непригодности ополчения, по ряду столкновений с русскими отрядами, несмотря на численное превосходство. Аббас-Мирза решил создать армию по образцу регулярных западноевропейских войск[242]. Но, позаимствовав у европейских государств новую организацию, введя во вновь созданные части европейский строй и обучение, реформатор в корне не изменил системы комплектования, управления и командования армией[243]. Этим и объясняется, что дело преобразования армии не пережило своего творца и иранская армия к концу XIX в. была все та же, что и в начале века.

Состояние регулярной армии Ирана в последней четверти XIX в. было таковым, что она не представляла сколь-либо существенной силы. Она формально состояла из кавалерии, артиллерии и пехоты, которые были снаряжены, одеты и обуты в какой-то степени по европейскому образцу. Согласно мобилизационным реестрам иранского правительства, численность регулярной армии составляла 150–200 тыс. человек[244]. Однако, по оценкам российских военных специалистов, которые опирались на свои полевые исследования, действительный наличный состав кавалерии, пехоты и артиллерии, составлял не более 50 тыс. человек[245].

Необходимо принять во внимание тот факт, что главным пороком персидской системы управления была сохранившаяся продажа чинов и должностей. Помимо наследования офицерских должностей, звания можно было также приобрести. Ни одно назначение, ни одно повышение офицера по службе не обходилось без взятки. При этом чины в персидской армии получались своеобразно: от наиба (прапорщика) до султана (капитана) жаловал чины сертип (генерал); от султана до сертипа — Наиб-ос-Султан (военный министр), а генеральские чины жаловались самим шахом. Высокое звание сертипа, например, обходилось в сумму от 2 до 10 тыс. рублей[261]. В связи с тем, что поощрение и производство в чины находилось в руках у полкового командира, эта должность была доходной и покупалась очень охотно. Вследствие этого часто случалось, что место покупалось человеком, никакого отношения к военной службе не имевшим. Право командования фоуджем, а часто и несколькими одновременно, обходилось недешево. Затратив крупную сумму при вступлении на должность, командир полка должен был позаботиться запас для новых взяток. Упомянутое выше увольнение нижних чинов в отпуск являлось самым крупным и верным источником доходов. Сарбаз, в свою очередь, вносил несколько туманов за возможность предоставления отпуска и вынужден был оставлять все причитавшееся содержание в пользу командира. Произвол, предоставленный командирам фоуджей, разрешатся и младшим офицерам. Младшие офицеры также увольняли за деньги известное число чинов и удерживали в свою пользу большую часть казенного содержания. Итак, высшие должности, ввиду их наследственности, по большей части оставались в руках персидской знати, а низшие должности обыкновенно замещались людьми среднего или низшего сословий. Само персидское правительство по причине неудовлетворительного финансового обеспечения регулярной армии вынуждало командиров увольнять солдат, нередко целыми частями.

Не менее серьезным недостатком персидской армии необходимо признать разнородность и разнокалиберность вооружения. Так, например, на вооружении у сарбазов в это время находилось 8 тыс. ружей системы Шапсо, 30 тыс. нарезных, устаревшего образца, переделанных позднее по системе Шнайдер; 20 тыс. нарезных французских ружей системы Минье и 20 тыс. гладкоствольных ружей Бердана разного калибра. Меньшая часть сарбазских войск была вооружена новыми ружьями, у остальной части на сооружении были нарезные и гладкоствольные, кремневые и оснащенные ударным механизмом ружья старого образца[267]. Сарбазов не обучали владению оружием, в результате чего большинство ружей выходили из строя. Сарбазы не занимались огневой подготовкой, не разбирали и не собирали табельного оружия, не чистили его и не умели использовать. Стрельба, ввиду экономии и неумения пользоваться оружием, не производилась; о каких-либо маневрах не могло быть и речи, так как часто присутствовала всего лишь четверть наличного состава фоуджей, а иногда и меньше. Дисциплина в войсках была очень слабой и рядовые сарбазы, по мнению Н. П. Мамонтова, как правило, смотрели на своих командиров враждебно. На действительной службе войска скорее развращались, чем приобретали военные навыки, были очень распущены.

Если говорить об отношении войск и власти, то отчетливо было видно, что преданность шаху не только сарбазов, но и голямов была более чем сомнительной: им было безразлично, кто сидел на престоле и существовал ли такой вообще.

В. А. Косоговский в своем секретном донесении в Генеральный Штаб в 1897 г. сообщает о сборе пехотного лагеря, инициированного персидским военным министром Фарман-Фармой. Донесение позволяет наглядно представить степень боеспособности и боеготовности регулярной армии. Пехотный лагерь, собранный впервые после многих лет, разбили в 8–9 верстах от Тегерана. Место, выбранное для лагеря, было неровным, каменистым, и, учитывая время проведения мероприятия — август, находилось на самом солнцепеке Вода, проведенная к лагерю, была мутной и грязной. Сарбазы помещались в палатках, размещаясь прямо на земле[279]. В лагере находилось всего лишь 3 фоуджа, остальные войска были стянуты лишь ко дню шахского смотра (7 августа 1897 г.). Фарман-Фарма хотел стянуть в лагерь весь Тегеранский гарнизон, но сарбазы наотрез отказались идти в лагерь до тех пор, пока им персидское правительство не выплатит задолженность. Упомянутые фоуджи Фарман-Фарма заставил придти, прибегая к следующим уловкам: фоудж Харагани прибыл потому, что его командиром был адъютант начальника Главного Штаба Баши-Везир-Низам. Фоудж Фарагани пришел потому, что командиром его являлся сын друга Фарман-Фармы. Фоудж Ардебиль-Мяшкин прибыл из Ардебиля в Тегеран, и ему было сравнительно легче подняться из города в лагерь, чем другим фоуджам, окончательно обосновавшимися в Тегеране[280]. Однако и этот фоудж был привлечен в лагерь хитростью военного министра: фоудж Ардебиль был назначен в составе гарнизона города Кермана, Фарман-Фарма предложил на выбор — или перемещаться в Керман в августе по невыносимому зною раскаленных пустынь, или же идти осенью, когда будет прохладно, но за это отбыть в лагерь. Ардебильцы предпочли последнее. Даже конница голямов не пожелала выйти из города в лагерь, в связи с неуплатой содержания и недостатком снаряжения, но все же была выведена из Тегерана лишь накануне шахского смотра.

В лагере не было организовано централизованного питания, сарбазы, получая суточных 5 шаи (0,5 копеек) в день, да и то нерегулярно, жили впроголодь, питались преимущественно фруктами и зеленью. При этом утром и вечером, по 8 часов в сутки, персидские офицеры проводили занятия, заставляя полубосых сарбазов, в зимних мундирах, ввиду отсутствия летней формы, маршировать по камням. Сложились такая ситуация, при которой сарбазы не только не получали причитавшегося им жалования, но и не имели возможности заработать себе на пропитание.

Результат подобного отношения был более чем очевиден: массовые болезни сарбазов, без получения какой бы то ни было медицинской помощи, и в итоге повальная лихорадка, которая спровоцировала распространение эпидемии брюшного тифа, о котором ни шах, ни посетители европейцы не подозревали[282]. Плюс ко всему холодные ночи, следовавшие за знойными днями, уносили из сарбазского лагеря не менее трех человек в день. При этом хоронили умерших солдат в окрестностях лагеря, не соблюдая мер предосторожности.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в Иране в последней четверти XIX в., и принимая во внимание особенности менталитета персов, А. Домантович в своей записке, представленной в комиссию, собранную Наср-эд-Дин шахом для преобразования персидской армии, дал нижеследующие рекомендации.

В первую очередь, военные законы, как и всякие другие по существу состоят из двух частей: 1) часть учредительная, т. е. собственно суть законов или обязательных требований и 2) часть, охраняющая эти учреждения или постановления, т. е. военный кодекс.

Создание военного кодекса в Персии в тех исторических условиях встречало определенные трудности. Во-первых, точные сроки службы нельзя было четко определить, так как их просто-напросто не существовало. В данном случае руководствовались обычаями и правилами, исторически сложившимися, которые даже не были отражены в каких бы то ни было законах. Устранить подобную практику, не меняя самой системы, не представлялось возможным. Во-вторых, сложившаяся иерархия подчиненности не позволяла формировать новые воинские части, основанные на иной организации, отличной от прежней. Таким образом, военным реформаторам необходимо было в точности знать старый порядок, или иначе — организацию существующей армии. Для выполнения данной задачи первостепенное значение имели сбор и обработка данных, относительно родов войск, существовавших в Персии, их число и состав.

Только опираясь на адекватную оценку ситуации в Персии, можно было разработать мероприятия, необходимые для выполнения осознанных целей по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства. Поскольку почти половина набираемых войск оставалась при губернаторах провинций, это снижало численность воинских формирований, поступавших в распоряжение центра. По этой причине, Домантович предлагает исходить из того, что только половина существующих войск подлежит реорганизации в новую армию и должна быть в соответствии с требованиями, выработанными практикой армий европейских государств, обеспечена всем необходимым[290]. Определить количество войск можно было, сделав вывод из официальных статистических данных, которые в Персии отсутствовали. Общее мнение о необходимости проведения переписи для определения количества войск и способа его набора, указывало на несомненное значение этой переписи. С другой стороны реализация этого мероприятия, принимая во внимание огромную его трудность, вследствие уклонения жителей от контроля по причине замкнутого мусульманского уклада жизни, была невозможной. Выход из данной ситуации Домантовичу представлялся вполне очевидным. Общее количество существующих войск можно было определить, сообразуясь с большей или меньшей его надобностью в провинциях государства. Численность войск, исходя из данного подсчета, не превышала 50–60 тыс.[291], что и подтверждает данные, приведенные нами выше.

Еще одной трудностью для создания военного кодекса являлось всеобщее распространение воинской повинности. Один общий закон, примененный сразу ко всем провинциям и народностям, их населявших, неодинаково подготовленным к его исполнению, мог привести к беспорядкам и, как следствие, неисполнению. Чтобы установить единую систему набора, необходимо было собрать все имеющиеся сведения о провинциях, составить подробные правила относительно производства данных наборов, приема и сбора новобранцев, о распределении их по полкам, согласно распоряжениям военного ведомства и пр. Решение этой задачи представлялось также довольно затруднительным. Распространение всеобщей воинской повинности в Персии не применимо, да и было бы лишним, так как бюджет не выдержал бы.

Итак, к концу XIX в. в Иране регулярной армии, в ее истинном значении, не существовало. То, что носило это название, являлось не обученным, не подготовленным и совершенно неспособным нести воинскую службу. Такое состояние вооруженных сил вытекало непосредственно из всего государственного строя Персии. Грабеж казны и продажность военных чинов лежали в основании государственной системы. Практически не получая содержания, обираемые собственным начальством, персидские сарбазы влачили самое жалкое существование, вынужденные заниматься каким-либо ремеслом, мелкой торговлей, либо грабежом и разбоями. Массовые увольнения в отпуска сарбазов также не прибавляли боеспособности регулярной армии. На такой элемент персидскому правительству опираться было достаточно сложно. Для преобразования персидской армии были необходимы следующие элементы реформы: издание единого устава обучения, перевооружение по единому образцу, упорядочивание системы производства в чины и награждения, прочная организация регулярной пехоты, повышение уровня образования офицерского состава. Однако, в связи с тем, что в течение длительного времени на армию смотрели как на средство к обогащению, а не как на средство к защите государства, реорганизация регулярной армии представляла собой сложный и длительный процесс.

иран, технологии, вооружения

В развитии ракетных технологий Иран видит залог своей безопасности. Фото Reuters

Послевоенное развитие

После окончания войны с Ираком Ирану нужно было возмещать потери. Важнейшим экспортером оружия в Иран остался Китай. Он продолжил поставки Ирану истребителей J-7, ЗРК HQ-2 и HQ-7, затем последовали транспортные самолеты Y-7 и Y-12, ракетные катера и ПКР к ним.

В 1990-е и в начале нулевых Тегеран мог закупать оружие и в странах Восточной Европы. Он приобрел 37 танков Т-72 у Белоруссии и 104 у Польши, полк ЗРС С-200 и 12 транспортных самолетов Ан-74 на Украине. Кроме того, Украина продала Ирану несколько крылатых ракет авиационного базирования Х-55, что вызвало международный скандал.

Иран подал на Россию в международный арбитраж, но пока длилось разбирательство, Россия окончательно поссорилась с Западом и в 2015–2016 годах отправила-таки в Иран четыре дивизиона еще более современной ЗРС С-300ПМУ2.

Своими силами

На этом иранский оружейный импорт закончился (и не только из России, а вообще). Иран перешел на производство собственного вооружения.

Беспилотники

Клоны, копии, химеры

К бою готов?

Разумеется, боеспособность ВС определяется не только техникой, но и личным составом. Мобилизационные возможности Ирана очень велики, но вопрос еще в боевой и морально-психологической подготовке.

В ходе ирано-иракской войны иранцы просто давили противника количеством людей при игнорировании собственных потерь. Именно эта тактика обеспечивала наибольший успех, что во многом определялось низким качеством личного состава противника. Ирак устоял и свел войну вничью только благодаря превосходству в технике.

Сирийская война показала, что существенного прогресса в плане ведения войны в Иране за четверть века не произошло: фанатизм и стойкость остались, но умения воевать не прибавилось. Правда, в сирийской кампании Тегеран задействовал лишь некоторую часть КСИР, а также формирования иностранных (ливанских, пакистанских, афганских) шиитов-добровольцев. Они помогли Асаду устоять в первые четыре года войны, но антиправительственные силы занимали все большую территорию. Именно поэтому покойный генерал Сулеймани отправился в Москву и позвал Россию на помощь. Задействовав крайне незначительные силы, Россия быстро и радикально переломила ход войны, продемонстрировав колоссальное превосходство в боеспособности своих ВС по сравнению с иранскими. Правда, в отличие от Москвы Тегеран не задействовал в Сирии свою авиацию. Но скорее всего потому, что иранское руководство было невысокого мнения о ее боевых возможностях даже при отсутствии у противника серьезной ПВО.

Так что главным вопросом является позиция США. Теоретически они могут разгромить Иран, если задействуют против него максимум сил. Вопрос в том, готовы ли они к этому физически и психологически. Не факт, что американцам удастся сломать Иран одной только воздушной кампанией. И в высшей степени сомнительно, что они готовы к наземной битве с персами.

Поэтому в ближайшее время войны не будет. Предсказания же на среднесрочную перспективу, не говоря о долгосрочной, в наше время просто не имеют смысла.

Начну пожалуй с того, что впервые показали наземный вариант нового иранского ПТРК с ПТУР "Алмаз" (Almas) с дальностью до 8 км. Ранее данные ракеты были приняты на вооружение в составе комплекса вооружений иранских разведывательно-ударных БПЛА, но слухи что испытывается и наземный переносной ПТРК с вариантом данной ПТУР тоже ходили и вот его наконец-то показали при передаче войскам.

5436997_1000







Сухопутные войска КСИР также начали получать эти новые иранские ракетные комплексы с ракетами в круглых транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Этот новый ракетный комплекс очередной представитель появляющихся сейчас подобных систем на зыбкой границе между оперативно-тактическими ракетными комплексами и крупнокалиберными РСЗО с управляемыми реактивными снарядами.













А вот эта ракета по-моему по размерам похожа на что-то между 333-мм управляемым реактивным снарядом Fajr-4 и 610-мм ОТР Fateh-110





Модернизированный ударный вертолет AH-1J Toufan-2 с новыми иранскими упарвляемыми ракетами Ghaem-114 с дальностью до 10 км.











Еще одно замечательное фото с многочисленными моделями выпускаемых в Иране мин


Очередная партия иранских разведывательно-ударных БПЛА Mohajer-6 с управляемыми бомбами семейства Ghaem










Легкие разведывательные БПЛА вертикального взлета и посадки


Мультикоптер для сброса небольших бомб или мин



На переднем плане внедорожник с униперсальной пусковой установкой под различные реактивные снаряды от 107-мм Fajr-1 до 333-мм Falagh-2, а вот на заднем плане, похоже внедорожники со сдвоенной пусковой установкой для ПТРК Dehlaviyeh - иранской копии "Корнета"


Новая партия иранских бронемашин Toufan








. и иранских внедорожников Aras 2


В т.ч. вариант с установленным 81-мм автоматическим минометом - иранской вариацией "Василька"



Автожиры - боевой и эвакуационный варианты.







Различное стрелковое оружие и прицелы для него.





Фотографии от агентств IRIB , Fars , YJC , DEFApress а также аккаунтов в соцсетях иранских журналистов Mohammad Taheri и Mohammad Shaltouki

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Музей Исламской Революции и Священной Обороны в Тегеране



Исламская Революция 1979 года – знаковый момент в истории, обросший мифами, легендами и разными оценочными суждениями, но важности которого никто оспаривать не может. Однако о последовавших за ним событиях вспоминают гораздо реже. Что напрасно, ведь именно они предопределили судьбу и статус современного Ирана.

Ирано-иракская война 1980 – 1988 гг. – страшный шрам на судьбе целого поколения, по значимости сравнимый с Великой Отечественной войной в СССР. И если жителей России и бывшего СССР от трагедии их страны уже отделяет достаточно большой промежуток времени, то для иранцев всё случившееся в восьмидесятые – часть повседневной жизни. Молчаливо приходят на могилы отцы и матери, потерявшие сыновей, каждый день сражаются с болью чудом выжившие жертвы газовых атак, вспоминают ужасы войны те, кто тайком сбежал на фронт в 13-14 лет… Обмен пленными между странами завершился только в 2000 году. Обмен останками погибших продолжается по сей день: так, в октябре 2017 года Ирак передал Ирану ещё 200 тел. Их обнаружили совсем недавно, и погибли эти солдаты, вероятно, в результате применения химического оружия.

Война началась с нападения иракского режима, находящегося под властью тогда ещё не столь известного в мире, как ныне, Саддама Хуссейна, на Иран 22 сентября 1980 года. Споры о границах страны вели с давних пор, но случившаяся Исламская Революция, как показалось тогда правительству Ирака, ослабила Иран, предоставив удачную возможность для нападения. Вне всякого сомнения, немалую роль в развязывании конфликта сыграли страны Запада, крайне недовольные переменами в Иране и пообещавшие Ираку свою помощь. Ирак намеревался отобрать нефтеносную провинцию Хузестан и западный берег реки Шатт-эль-Араб (тот самый, спорный участок границы двух государств).

Данные из Музея Священной обороны о представителях религиозных меньшинств, добровольно принимавших участие в защите Исламской Республики. Вероятно, на практике представителей других религий было ещё больше – однако многие не видели необходимости заявлять о своей религиозной принадлежности, либо их по ошибке относили к мусульманам. Религиозные меньшинства также оказывали сражающимся посильную финансовую помощь, отправляли на фронт группы технических специалистов и медиков.




Религия Погибшие Раненые (оставшиеся инвалидами) Пленные

Христиане 94 346 10

Зороастрийцы 42 244 1

Наступление Саддама захлебнулось, хотя поначалу ему удалось захватить несколько иранских городов, включая знаковый Хоррамшахр. Но далее иракской армии продвинутся не удалось – и в мае 1982 года Хоррамшахр был освобождён, а к июню практически все территория Ирана очищена от противника.

Война оставила глубокий след в памяти жителей Ирана – нет города, улицы которого не украшали бы портреты родившихся там мучеников, павших на полях сражений. Согласно иранской официальной статистике, страна потеряла почти 200 000 человек убитыми (из них примерно 180 000 на поле боя, остальные - в результате бомбёжек городов). На войне погибло почти 5 000 женщин – значимая цифра для ближневосточного государства. Куда большее их число было ранено и попало в плен: ведь женщины работали в госпиталях, часто неподалёку от линии фронта, их дома нередко превращались в центры снабжения или логистики при переброске войск.

На войне были ранены и остались инвалидами около 550 000 солдат, а в плен попали 40 000 сражавшихся. Средний возраст погибших: 20 лет.

Об ирано-иракской войне напоминают могилы неизвестных солдат на кладбищах, многочисленные памятники. Один из самых масштабных и современных музеев, посвящённых Исламской Революции и Священной обороне открылся в Тегеране в 2011 – 2014 годах (задуман проект был ещё а 2004 году, и позднее был объявлен международный конкурс на лучший вариант).

Бабочка – символ мученичества, хрупкости жизни, которую герои отдали за Родину, и райского сада, который, без сомнения, ждал их после смерти.

У посетителей есть возможность спуститься в траншеи и бункеры, в которых жили иранские солдаты – и в горячей пустыне, и в холодных горных местностях.

Опыт занимательный, но мало кто задерживается внутри, дольше чем на пять минут…








Короткое 3D-видео позволяет увидеть и ощутить, что происходило в обычном иранском городе во время бомбёжки. Ещё одна инсталляция рассказывает о том, как несладко приходилось иранским солдатам в плену в Ираке.

Галерея, с потолка которой свисает бесчисленное количество жетонов, за каждым из которых – погибший, заставляет задуматься о вечном.






Представлена и ценная статистическая информация о войне и соотношении сил Ирана и Ирака – ей стоит уделить особое внимание.

Сравнение потерь Ирана и Ирака за 8 лет войны

Иран Ирак

Убитые 194 893 чел. 250 000 чел.

Раненые (включая инвалидов) 554 858 чел. 600 000 чел.

Пленные 42 041 чел. 72 113 чел.



Общая численность населения Ирана и Ирака перед началом войны

Иран Ирак

37 млн. чел. 13 млн. чел.



Общая численность личного состава армий Ирана и Ирака

Как показано выше, население Ирана составляло 37 млн. чел., из которых 1,6% служил в вооружённых силах страны. Население Ирака на тот момент составляло 13 млн. чел., из которых 7% служило в вооружённых силах страны. Массовая мобилизация и приток добровольцев способствовали увеличению численности армий.


Иран Ирак

В начале войны 240 000 чел. 242 000 чел.

В конце войны 600 000 чел. 900 000 чел.



Соотношение сил Ирана и Ирака: истребители и другие боевые самолёты

Иран использовал истребители-перехватчики F-14А (Tomcat), истребители-бомбардировщики F-4D Fantom и некоторые другие самолёты, ранее закупленные в США. Но из-за наложенных санкций часть иранских самолётов не получала запчастей и была практически бесполезна.


Иран Ирак

В начале войны 449 372

Сбито/уничтожено противником 286 288

В конце войны 163 610



Соотношение сил Ирана и Ирака: боевые вертолёты

Из-за наложенных санкций часть иранских вертолётов не получала запчастей и была практически бесполезна.


Иран Ирак

В начале войны 719 166

Сбито/уничтожено противником 128 101

В конце войны 591 433



Соотношение сил Ирана и Ирака: полевые артиллерийские установки

Иран Ирак

В начале войны 1126 1094

Уничтожено противником 365 400

В конце войны 1914 3000



Соотношение сил Ирана и Ирака: танковые войска

Из-за наложенных санкций часть иранских танков не получала запчастей, что сильно ограничивало её применение.


Иран Ирак

В начале войны 1950 2750

Уничтожено противником 1000 2500

В конце войны 1350 5100



Соотношение сил Ирана и Ирака: боевые корабли

Иран Ирак

В начале войны 70 20

Уничтожено противником 12 12

В конце войны 58 8



Сравнение военных расходов Ирана и Ирака за 8 лет войны (в млрд. долларов)

Начиная войну, Ирак имел в запасе 35 млрд. долларов, а окончил войну с долгом в размере 80 млрд. долларов

Иран Ирак

Военные расходы 627 561

Расходы на восстановление 644 452

Потери доходов в результате войны 627 561



Сравнение числа стран, оказывавших военную/дипломатическую/финансовую/иную поддержку Ирану и Ираку:

Иран Ирак


6 стран 25 стран

25 государств оказывали Ираку военную, логистическую и политическую поддержку. Размеры её были весьма значительны: так, Саудовская Аравия выделила 25 млрд. долларов, а Кувейт – 19 млрд. долларов.



Число нападений на вражеские танкеры и коммерческие суда со стороны Ирана и Ирака

Иран Ирак

232 атаки 336 атак



Число ракетных атак и бомбардировок вражеских городов со стороны Ирана и ИракаБомбёжки со стороны Ирака часто проводились несколькими самолётами одновременно, зафиксирован 831 обстрелов и бомбёжек иранских городов. Иран Ирак

90 ракетных атак (защита) 410 ракетных атак; 421 бомбёжка городов

Вновь особое место уделено мученикам: одна из стен полностью закрыта табличками с названиями улиц – ведь во многих иранских городах часть улиц носит имена шахидов (в Тегеране в честь мучеников названы большинство станций метро на одной из веток). Рядом – изящная могильная решетка, которой в Иране принято ограждать места захоронения святых. Это место ещё раз подчёркивает святость тех, кто отдал жизнь за свою страну.

в зале рассказывается о кончине Аятоллы Рухоллы Хомейни,

о том, как Совет экспертов передал власть нынешнему верховному лидеру страны - Аятолле Али Хаменеи.



Выставка иранского вооружения снаружи – настоящее погружение в мир военной истории.

Во время войны иранцам было непросто: хронически не хватало запчастей для их собственных военных машин. Немало усилий вкладывалось в то, чтобы в бою добыть технику противника. А поскольку Ираку вооружение слали буквально со всех концов Земли, теперь в парке у музея красуются образчики грозного оружия из самых разных стран.






Читайте также: