На рисунке изображен график движения туриста с какой скоростью шел турист к месту отдыха

Обновлено: 18.09.2024

1. Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительного похода.

2. Методика разработки маршрута спортивного похода.

3. Составление плана похода.

В рамках данного занятия мы будем вести речь о методических основах разработки маршрута и плана рекреационно-оздоровительных и спортивных походов. Ряд понятий, определений, необходимых для изложения данной темы уже встречался Вам в лекции, посвященной сущности туристских походов. Тем самым, нам вряд ли удастся избегнуть некоторых повторений. Пусть Вас это не пугает, как известно, повторение - мать учения.

Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительного похода.

По каким критериям туристы выбирают район проведения оздоровительного похода?

С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения рекреационного похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал. Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ (Дроздов, 2005). Территории, обладающие выраженным рекреационным потенциалом, - это не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса); живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха). Это и есть вышеуказанная совокупность рекреационных ресурсов и рекреационно-познавательных объектов , необходимая для формирования туристского продукта. Само присутствие в таких районах несет человеку огромный заряд энергии и, если поход сопровождается экологической, краеведческой экскурсией, он дает новые знания туристам о своем крае. Таким образом, мы можем сформулировать первый и наиболее существенный критерий для выбора района проведения похода.

· Наличие в районе похода необходимых рекреационных ресурсов и интересных для туристов целевых рекреационно-познавательных объектов посещения.

· В районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия , достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок).

Желательно, чтобы район похода предоставлял и иные возможности для наилучшего отдыха участников похода. С точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта для участников оздоровительного похода преимуществом обладает район похода, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские лагеря устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды. Отсюда - следующий критерий выбора района похода.

· Наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников чистой воды для организации питания.

Наконец, при выборе района рекреационного путешествия немаловажным фактором является объем свободного времени, которым обладают участники, их потенциальные материальные (финансовые) затраты. Оздоровительные походы - это чаще всего походы выходного дня (действенное и не дорогое средство восстановления сил после трудовой недели). Поэтому район такого похода стараются выбрать поближе к месту жительства, сократив время и материальные траты на проезд (это очередное условие для успешной подготовки и реализации туристского похода). Итак - последний, из выделяемых нами критериев выбора района похода.

· Близость района к месту постоянного проживания участников, минимум финансовых вложений для его достижения.

Критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами, пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). Следовательно, их может быть гораздо больше, чем выше упомянутых. Мы лишь надеемся, что изложили наиболее существенные из них и для лучшего восприятия представляем совокупность критериев выбора района похода на Рис. 1. Следует сказать, что указанным выше критериям для выбора района проведения рекреационных походов лучше всего соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий (национальные парки). Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты рекреационных походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Какую творческую работу (по содержанию) следует выполнить при разработке нитки маршрута оздоровительного похода? При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели похода (в данном случае цели оздоровления, отдыха, познания). Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному их достижению, без лишних физических, организационных, финансовых затрат. При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами.

· Определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода (с учетом состава группы, намеченных целей похода).

· Из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно-познавательные объекты посещения.

· Определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

· Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач.

· Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения).

· Определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы).

· Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

· На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Кратко поясним указанные выше действия.

Какова оптимальная протяженность оздоровительного пешеходного и лыжного маршрутов (дневных переходов)? На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, Вы автоматически разобьете нитку маршрута на ряд дневных переходов. Надо учитывать, что протяженность и продолжительность таких переходов должна диктоваться конкретным составом участников похода (их возрастом, состоянием здоровья). Мы уже отмечали выше, что дневные переходы должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления. Объем и интенсивность проделанной участниками работы на маршруте должны соответствовать нормам физической рекреации. Дневные переходы планируются с учетом постепенного возрастания физических и эмоциональных нагрузок на участников. Обычные для оздоровительных походов параметры протяженности маршрута указаны в таблице 1.

Количественные параметры рекреационно-оздоровительных лыжных и пеших походов.

Какие разновидности тактических схем применяются при построении маршрута туристского похода? Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения). Здесь трудно дать какие либо особенные рекомендации. Это сугубо Ваше творчество. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных рекреационных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает проложения прямой линии движения на карте, а кольцевой - проложения линии движения по окружности в их геометрическом смысле. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша . В случае кольцевого (замкнутого) маршрута - предполагается единый пункт старта и финиша . В рекреационно-познавательных походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути . Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами (они не обременены походным грузом, не связаны узкими временными рамками).

Что такое опорные ориентиры дневных переходов? В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. Если на маршруте Вы встречаете ряд известных, ожидаемых Вами опорных ориентиров, то, соответственно, Вы уверены в том, что Вы не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

2. Методика разработки маршрута спортивного похода.

· Спортивно-техническая характеристика района похода (наличие классифицированных участков, определяющих необходимую техническую сложность похода).

· Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.

Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Отсюда - еще один критерий определения района похода.

· Широта возможностей для проложения маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).

Иные, приводимые ниже, критерии выбора района спортивного похода понятны и не требуют пространных комментариев. Вот эти критерии:

· Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.

· Соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.

· Наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

· Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).

· Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

· Маршрут - основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.

· При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

Карта сама по себе указывает Вам расположение лесных массивов с минимумом лесных дорог (вероятные участки сложного ориентирования и движения по азимуту), заболоченные и сильнопересеченные участки местности. Пользуясь картой, Вы найдете в выбранном районе похода идущие в нужном направлении просеки, движение по которым на лыжах в снежную зиму, скорее всего, связано с тяжелым прокладыванием лыжни, преодолением лесных завалов. На карте Вы найдете так же возможные места переправ через реки с указанием нужных параметров их ширины, глубины и скорости течения и т.д.

Как решить необходимые тактические задачи при разработке маршрута? Действия по выбору тактической схемы принципиально не отличаются от действий, описанных выше в случае разработки маршрута оздоровительного похода. Внимательно оцените возможные пункты старта-финиша и выделите из них наиболее удобные для подъезда-отъезда туристской группы. Оцените по карте района похода расположение выбранных пунктов старта-финиша, классифицированных участков, и возможности для организации биваков. Таким образом, сама топографическая карта подскажет Вам оптимальную схему маршрута. В походе 1-й категории сложности редко встречаются участки радиального движения (разве что, если стоит посетить природные или иные достопримечательности). Поэтому Вам, скорее всего, придется определить, будет Ваш маршрут линейным или кольцевым.

3. Составление плана похода.

Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Собственно говоря, планирование необходимо в любом виде деятельности, если мы хотим достигнуть нужного результата. Не исключение и туристская деятельность в целом, и организация похода в частности. Грамотно составленный план похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Следовательно, мы можем говорить о том, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. Понятие плана похода мы рассмотрим на примере рекреационно-оздоровительного похода (его сущность принципиально не отличается и в случае иных по целям походов).

Что же представляет собою план похода? Фактически этот документ призван ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи? В рекреационном походе следует решить задачи по эффективному оздоровлению, отдыху его участников и познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма. План похода это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационных мероприятий на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика похода ), режим движения и питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода. Рассмотрим указанные компоненты плана по отдельности.

Рис. 2 Действия по разработке маршрута рекреационного и спортивного походов.

Что представляет собою календарный план график похода и как он составляется? График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график - это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий . График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Кроме того, походный план-график определяет сроки посещения и время осмотра рекреационных объектов; проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.).

План-график движения по маршруту - это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей. Грамотно составленный план-график должен учитывать конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их увлечения и интересы и пр.). В частности график движения должен планироваться с учетом необходимых и достаточных оздоровительных физических нагрузок на участников похода. Так, мы уже упоминали выше о том, что в оздоровительных пеших походах выходного дня обычные дневные переходы не превышают 20км (в среднем 15км), с учетом, что средняя скорость движения группы составит 3-5 км/час. Целесообразно планировать первый-второй переход многодневного похода не более 15км, следует планировать сокращенные по протяженности переходы на сложных участках маршрута, в дни намеченных экскурсионных, развлекательных мероприятий.

План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода. Пример плана графика движения по маршруту учебного лыжного похода со студентами БГУФК представлен в таблице 2. План проведения рекреационно-познавательных мероприятий и общественно-полезной работы в походе так же вносится в маршрутный лист рекреационного похода с указанием места и сроков проведения каждого мероприятия.

На основании опроса была составлена таблица распределения потребителей услуг Интернет по возрасту. Укажите, сколько человек указанной категории участвовало в опросе.


Круговая диаграмма

Вставьте верные значения в таблицу.

На диаграмме представлены результаты статистических исследований цвета глаз у людей в России. Какой процент каждого цвета глаз?


Оформляем диаграмму

Впишите правильные имена.

Перед вами страница из книги регистрации новорождённых детей. Определите, какие имена соответствуют столбцам диаграммы.


Левый столбец: имя .

Второй слева столбец: имя .

Третий слева столбец: имя .

Правый столбец: имя .

Читаем график

Выберите, опираясь на график, какое расстояние прошли туристы за первый час.


График движения автобуса

График движения автобуса показан на рисунке. Вставьте в пропуски верные значения.


Автобус проехал км за ч. Скорость автобуса км/ч. Остановка длилась ч.

Положительные значения

Подчеркните, при каких значениях $x$ значения $y$ больше нуля.


График изменения температуры

Установите соответствия между вопросами и числовыми значениями.

На рисунке приведён график изменения температуры воздуха в течение суток.

На рисунке приведён график изменения температуры воздуха в течение суток.

Какой была температура воздуха в 10 часов утра?

Какая была самая высокая температура в течение дня?

Сколько часов температура была выше нуля?

Мальчики и девочки

Выберите верные ответы.

На диаграмме представлено соотношение мальчиков и девочек в спортивной секции, всего 25 учащихся. Восстановите диаграмму, укажите, сколько мальчиков и девочек в секции.


девочек 20, мальчиков 5, или 5 %

девочек 80, мальчиков 20, или 5 %

девочек 5, мальчиков 20, или 80 %

девочек 10, мальчиков 15, или 80 %

Движение автобуса и машины

Выделите цветом, на сколько км/ч скорость машины больше, чем скорость автобуса.

На рисунке изображён график движения машины из пункта А в пункт В и автобуса из пункта В в пункт А.

На рисунке изображён график движения машины из пункта А в пункт В и автобуса из пункта В в пункт А.

Скорость туриста

Имеется график движения туриста в течение трёх часов. Укажите скорость движения на каждом участке.


Температура воды

На графике показано изменение температуры воды при нагревании. Впишите ответы на вопросы.

Вода закипает при температуре 100°С.


График движения пешеходов

На рисунке показан график движения двух пешеходов, вышедших одновременно навстречу друг другу. Определите по графику и впишите верные ответы.


  1. Через сколько часов они встретились?
  2. С какой скоростью шёл первый пешеход?
  3. Сколько километров до встречи прошёл первый пешеход?
  4. Сколько километров до встречи прошёл второй пешеход?
  1. Пешеходы встретились через ч.
  2. Первый пешеход шёл со скоростью км/ч.
  3. До встречи первый пешеход прошёл км, а второй прошёл км.
Графики движения туристов

Два туриста отправились в поход. График их движения показан на рисунке. Впишите верные значения в пропуски.


Из пункта А в пункт В вышел турист. Спустя часа из пункта С в пункт В выехал на велосипеде турист. Скорость 1 туриста км/ч, скорость 2 туриста км/ч.


На этой странице представлены решения задач по параграфам: Расчет пути и времени движения.
Заодно некоторые узнают, какую тему по физике они сейчас изучают))

Так нет ли здесь нужной вам задачи?
Обязательно найдется!




1. Найдите в таблице 1 скорости пешехода, конькобежца, тепловоза и определите пути, пройденные этими телами за 10 с.


2. Самолет летит со средней скоростью 750 км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч?


3. Какое время понадобится автомобилю и самолету для прохождения пути 4000 м?


4. На рисунке изображен график пути равномерного движения. На графике Os - ось пройденных путей; Ot - времени. Определите по графику путь, пройденный за 10 ч, и скорость движения.


S = 500 км
V = S/t
V = 500 км : 10 ч = 50 км/ч

5. На рисунке дан график скорости равномерного движения тела. Чему равна скорость движения тела? Определите путь, пройденный телом за 5 с.


V = 10 м/с
S = Vt
S = 10 м/с х 5 с = 50 м

6. На рисунке изображены графики путей двух равномерных движений I и II По графикам определите, скорость какого из этих тел больше. Ответ обоснуйте.


За один и тот же промежуток времени, например, 5 секунд первое тело проходит больший путь (S1), чем второе тело (S2).
Так как V = S/t, значит и скорость первого тела больше, чем второго.

1. Пользуясь таблицей 1, найдите скорости страуса, автомобиля, искусственного спутника Земли. Определите пути, пройденные ими за 5 с.



2. На велосипеде можно без особого напряжения ехать со скоростью 3 м/с . На какое расстояние можно уехать за 1,5 ч?




3. На рисунке показан график зависимости пути равномерного движения тела от времени (s — ось пройденного пути, t — ось времени). По этому графику найдите, чему равен путь, пройденный телом за 2 ч. Затем рассчитайте скорость тела.



За 2 часа пройден путь S = 200 км

4. График зависимости скорости равномерного движения тела от времени представлен на рисунке. По этому графику определите скорость движения тела. Рассчитайте путь, который пройдёт тело за 2 ч, 4 ч.



Скорость тела равна 8 м/с.
2 ч = 3600 с х 2 = 7200 с
4ч = 3600 с х 4 = 14400 с
За 2 часа: S = Vt = 8 м/с х 7200 с = 57600 м = 57,6 км
За 4 часа: S = Vt = 8 м/с х 14400 с = 115200 м = 115,2 км

5. По графикам зависимости путей от времени двух тел, движущихся равномерно, определите скорости этих тел. Скорость какого тела больше?



Например, по графикам за 2 секунды I тело прошло 4 м, а II тело прошло 2 метра.
Скорость I тела: V = S/t = 4м : 2 с = 2 м/с
Скорость II тела: V = S/t = 2м : 2 с = 1 м/с
Скорость I тела больше, чем II тела.

Прежде чем приступить к решению примеров и задач, обязательно ознакомьтесь с теоретической частью урока

Графики

1 . На рисунке изображён график движения туриста. Рассматривая график, определите на каком расстоянии от дома турист был через три часа ?



2 . На рисунке изображён график движения туриста. Рассматривая график, определите сколько времени турист затратил на остановку ?



3 . На рисунке изображён график движения туриста. Рассматривая график, определите через сколько часов после выхода из дома турист был в 8 км от дома ?



4. График, изображённый на рисунке, показывает, как менялась в течении суток температура воздуха. Определите какая температура была в 9 час утра ?



5. График, изображённый на рисунке, показывает, как менялась в течении суток температура воздуха. Определите в какое время суток температура была равна – 8 0 С ?



6. График, изображённый на рисунке, показывает, как менялась в течении суток температура воздуха. Определите когда в течении суток температура повышалась ?



7. График, изображённый на рисунке, показывает, как менялась в течении суток температура воздуха. Определите в какое время суток температура была минимальной ?



8. Мяч подбросили вертикально вверх, и он упал на землю. На рисунке изображён график зависимости высоты мяча над землёй ( h , м) от времени полёта ( t , с ). Используя график, определите с какой высоты был подброшен мяч ?



9. Мяч подбросили вертикально вверх, и он упал на землю. На рисунке изображён график зависимости высоты мяча над землёй ( h , м) от времени полёта ( t , с ). Используя график, определите через сколько секунд после броска мяч оказался на максимальной высоте ?



10. Мяч подбросили вертикально вверх, и он упал на землю. На рисунке изображён график зависимости высоты мяча над землёй ( h , м) от времени полёта ( t , с ). Используя график, определите когда мяч после броска был на высоте, равной 5 м ?



11. На рисунке изображён график движения туристов во время похода. Используя график, ответьте на вопросы.



12. На рисунке изображён график движения туристов во время похода. Используя график, ответьте на вопросы.

Читайте также: