Нет отдыха мечусь как словно угорелый

Обновлено: 19.09.2024

Отношение Чацкого и Фамусова к чинам (цитаты), к образованию, службе

1 ответ

Он относится к службе легкомысленно, служит только ради того, чтобы не потерять свое место и быть в обществе весомым.

Чацкий говорит о том, что чины часто получают недостойные люди.

Для Фамусова чин – это всё. Человек оценивается не по знаниям или достоинствам, а по месту в обществе.

Отношение к образованию

Чацкий отмечает, что образование не дает знаний людям – оно существует лишь для моды. Поэтому богатые люди и нанимают учителей, а знания не улучшаются.

Для Фамусова образование – это корень зла, поэтому он считает, что образование не нужно никому.


Отношение Чацкого к чинам, богатству, карьере

У Фамусова есть мнение, что богатство и положение в обществе – это главная цель человека. К ней-то он и должен стремиться. Если человек не занимает определенного положения, не обладает богатством, то недостоин его внимания и общения.

. Однако, по мнению героя – это невозможно, поскольку он не приемлет карьеризма.

мира сего свободолюбивый герой комедии не ценит, считая таких людей – бесполезными.

Отношение Чацкого к образованию. Высказывания Чацкого


Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.

Век минувший: С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

Отношение к богатству и чинам Век нынешний: Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. Век минувший: Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

Отношение к любви, браку, счастью. Век нынешний: Искренность чувства. Век минувший: Любовь – притворство, брак по расчету.

Рекомендуем прочесть: Норма расход воды на человпка в москве

253691 человек просмотрели эту страницу.

3-4 цитаты из Горе от ума Грибоедова, по каждой теме для Фамусова и Чацкого. 1)Воспитание 2)Образование(книги) 3)Понимание

Где был? куда ты вышел? Сеней не запер для чего?И как не досмотрел? и как ты не дослышал? В работу вас, на поселенье вас: За грош продать меня готовы.Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;Вот он.

что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Грибоедов – в тройке самых образованных людей России начала XIX века

А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство языков Европы и Азии. Это поразительно – свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!

Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит представить себе, какой была сама Россия Грибоедова.

Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века


Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.

Александр Сергеевич Грибоедов – патриот и гражданин

Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.

Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает движение декабристов. Это те люди, которые во время войны с Наполеоном увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.

Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.



Отношение Чацкого к крепостному праву и народу

Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.

При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.

Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.

К народу же Чацкий благоволит, говоря о том, что люди в России добрые и даже бодрые.

отличает Чацкого от Фамусова и членов его общества.

  • Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий)

Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования

Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет – разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.

Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого


Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.

. Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами.

Суть общественного конфликта

, он не желает отказываться от своих норм и понятий.

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

, Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

Что же ещё можно сказать о Фамусове? Мы узнаём, например, о его весьма пренебрежительном отношении к книгам. Это будет подчёркиваться неоднократно. Сначала прозвучит высказывание о дочери:

Ей сна нет от французских книг,
‎ А мне от русских больно спится.

А затем оно выльется в знаменитое

…Уж коли зло пресечь:
‎ Забрать все книги бы, да сжечь.

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
‎ Что нынче пуще чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Иногда его речь нарочито неграмотна:

Я скоро к ним вбежал!
‎ Я помешал! я испужал!
Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый , -

хотя в целом говорит он очень выразительно и образно (недаром многие реплики Фамусова стали поговорками). Интересно, что в разговоре с Софьей он будет бранить и учителей, и моды (ставя их на один уровень):

А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
‎ Губители карманов и сердец!
‎ Когда избавит нас Творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
‎ И книжных и бисквитных лавок! ..

…Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам.

‎ Умеют же себя принарядить
‎ Тафтицей, бархатцем и дымкой,
Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;
‎ Французские романсы вам поют
‎ И верхние выводят нотки…

А есть ли в нём что-нибудь положительное? По-моему, да. Вспомним:

‎… вот-с Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
‎ Но захоти: так был бы деловой.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой…

Как жилось ему в доме Фамусова? Судя по всему, очень даже неплохо. Ведь сам он будет вспоминать прошедшие годы явно с удовольствием:

Где время то? где возраст тот невинный,
‎ Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там;
Играем и шумим по стульям и столам.
Или ваш батюшка с мадамой, за пикетом;
Мы в тёмном уголке, и кажется, что в этом!
Вы помните? Вздрогнём, чуть скрипнет столик, дверь…

Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
‎ Как с ранних пор привыкли верить мы,
‎ Что нам без немцев нет спасенья! —

Ну выкинул ты штуку!
‎ Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.

‎ Здорово, друг, здорово, брат, здорово!
‎ Рассказывай, чай у тебя готово
‎ Собранье важное вестей?
‎ Садись-ка, объяви скорей!

Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой. Прощайте! через час
Явлюсь, подробности малейшей не забуду,
Вам первым, вы потом рассказывайте всюду.

Скажи, тебе понравилась она?
‎ Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

И весьма показателен дальнейший диалог:

- Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

-‎ Сказал бы я, во-первых: не блажи,
‎ Именьем, брат, не управляй оплошно,
‎ А главное, поди-тка послужи.

Следовательно, хоть и не имеет Чацкий двух тысяч душ, но, живи он по правилам жизни Фамусова, отказа не получил бы.

Да, дурен сон, как погляжу;
‎ Тут всё есть, коли нет обмана:
И черти, и любовь, и страхи, и цветы…

В доме Фамусова уверенность Хлестовой объясняется ещё и тем, что она своячница хозяина. Чацкого она знает с тех пор, когда он ещё был ребёнком, тем не менее именно она поддерживает и развивает слух о его сумасшествии, объясняя сначала его истоки чрезмерным употреблением вина и шампанского, а потом причинами, связанными с образованием.

На балу она привлекает внимание тем, что все знает, со всеми спорит, милостива с теми, кто ей старается угодить, с остальными — не церемонится. Для неё, что арапка, что собачка — одинаковы: все служит ей развлечением.

Как и в других персонажах, в проявлениях характера Хлестовой присутствуют и отрицательные, и положительные черты: так легко подхватив слух о сумасшествии Чацкого, барыня тут же выражает надежду, что его все-таки вылечат. Характер Хлестовой сформирован московской дворянской средой: Грибоедов разоблачает не ее личные недостатки и пороки, но общество, которое способствует формированию таких характеров.

Сочинение на тему Анфиса Ниловна Хлестова

Хлестова по сути это одна из самых запоминающихся личностей второго плана произведения “Горе от ума”. Грибоедов нас знакомит с ней на вечере у Фамусова. Полное имя свояченицы Анфиса Ниловна Хлестова.

Мы видим образ властной, грубой, сердитой, старой бабки и не далекой барышни от современного московского общества, но она является очень уверенной женщиной, которая легко может пустить слухи или поддержать их, тем самым подпортив репутацию, терроризирует близких и страдает тунеядством.

Дама властная и безапелляционная, не лишенная ума, верно оценивает многих персонажей. Для нее главное в человеке богатство и статность. В этой зловещей старухе Грибоедов запечатлел тип столичной барыни сплетницы. На этом вечере Героиня пытается привлечь к себе внимание тем, что показывает своим видом знание обо всем, спорит со всеми и ласкова с теми, кто старается ей угодить в чем-то.

С другими людьми она старается не церемониться. Что боярин, что собака, все служит потехой для нее. Этот Персонаж располагается между тех, кто пытается передать в “век минувший”, напротив которого открывается Чацкий с его критикой к ней. Как и другие иные персонажи второго плана, которые оформляют этнографическое поле сюжета.

Когда Хлестова слышит неуместный, как ей кажется, вздор Чацкого, она прежде всего осведомляется, кем он является по званию, как только узнав, что это “просто Чацкий”, дает волю своему пожилому недовольству. Автор данной книги разоблачает не ее плохие черты, а народ, который способствует к образованию таких типов людей. Ведомо в виде персонажа Хлестовой, познавали проживавшую в свое время столичную барыню Офросимову Настасью. Ученые считают Офросимову макетом Хлестовой. Госпожа находилась в браке и имела детей. Она была чрезвычайно известна, и о ней сохранилось много смешных рассказов.


Вариант 2

Анфиса Хлестова не отличалась особым умом, но имела вздорный нрав. Кроме того героиня не отличалась хорошим воспитанием и могла бесцеремонно разговаривать с людьми. Хлестова может выражаться ярко и пронзительно. В ней есть жестокость, властность и откровение. При этом она может выражаться неграмотно и не пытается никому понравиться. Анфиса является свояченицей Фамусова и поэтому ведет себя уверенно, живя в его доме. Анфиса была пожилой и богатой дамой 65 лет. Она всегда была сердитой и злой. По словам Фамусова, героиня никогда не была замужем и не имела детей.

При появлении на балу Хлестова привлекает к себе внимание бесцеремонными разговорами. Она начала спорить с теми, кто пытался ей угодить. А тех, которые просто хотели с ней заговорить, она за людей не воспринимала. Анфиса была типичной городской барыней, которая любила сплетничать, третировать родственников и маяться от безделья. У нее была собачка и своя рабыня чернокожая девушка, которая является просто игрушкой для богатой госпожи. Несмотря на свою бесцеремонность и необразованность, героиня всегда следовала моде светских женщин

В обществе Хлестова занимала высокие должности. Автор указал, что Анфиса Ниловна была первой фрейлиной императрицы Екатерины. Также она руководила помещиками и знала, кто насколько богат. Особой слабостью дворянки была карточная игра.

Анфиса Хлестова относится к отрицательным образам комедии Грибоедова. Своим поведением Хлестова не вызывает никакой симпатии и сочувствия со стороны читателей. Ее характерными чертами являются грубость, необразованность, чрезмерное хамство, бесцеремонность. Она всегда следовала моде и не имела своих предпочтений. При этом героиня симпатизировала Молчалину, который мог льстить и уделять особое внимание каждой женщине. Характер и взгляды героини сформировались в дворянской семье и в обществе богатых людей. Подобные отрицательные качества не сближают Хлестакову с Натальей Офросимовой.

Образ Хлестакова

Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:

Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.

Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать.

Главные герои

Александр Чацкий

– так отзывались о нём другие, считая это дурной чертой юноши. Молодой человек воспитывался в семье Фамусова, но по достижении совершеннолетия решил жить отдельно.

Чацкий обладает горячей, живой душой, однако мыслит высоко и благородно. Он в состоянии оценивать окружение и мыслит здраво. Поэтому его взгляды зачастую расходятся с общепринятыми. Однако молодого дворянина это не смущает. Наоборот, он смело осуждает взгляды дворянского общества, высмеивая его ценности и нормы.

Он очень любит свою родину. Его горячая любовь к своему народу выражается в презрении иностранцев, особенно когда те насмешливо относятся ко всему, что связано с русскими. Молодой человек страстно влюблен в дочь Фамусова, Софью, на которой надеется жениться, однако разочаровывается в девушке, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину. Высшее общество и его взгляды также разочаровывает Александра, поэтому он покидает Москву.

Взгляды Чацкого

Каждое своё действие Александр тщательно обдумывает. Однако других это наводит на мысль, что такой многообещающий офицер, богатый дворянин просто растрачивает своё время и силы зря, предаваясь бездумным и бесполезным размышлениям, которые никому не понятны и не нужны.

Современники видят в нём потерянного человека, который не может найти себя в этой жизни, поэтому предаётся пустым разговорам и философствованиям:

Общество не видит смысла в обучении за границей, чтении серьёзных произведений, разговорах о высоком. Встречаясь с волной недопонимания, Александр продолжает придерживаться своих взглядов, что говорит о его упорности и настойчивости.

Александр Чацкий считает, что человека нужно оценивать не за его происхождение и положение в обществе, а за личные взгляды, идеи, качества и поступки. Он считает моветоном привычку общества судить по одежке, из-за чего у него много с кем происходят столкновения во взглядах.

Павел Афанасьевич Фамусов

Является наставником и воспитателем Чацкого. Предстаёт в начале произведения как управляющий государственного учреждения. Его жена давно умерла, осталась только дочь Софья, которую Павел Афанасьевич очень любит.

Из положительных качеств этого героя можно выделить то, что он взял Александра на воспитание после смерти его родителей. Однако даже сама фамилия Фамусова говорит за себя.

Личность Павла Афанасьевича приковывает к себе всё внимание, так как это очень противоречивый человек. Для своих лет он довольно подвижный, не упустит случая пристать к своей служанке. С прислугой никогда не был деликатен, однако к родственникам, друзьям и знакомым относится с напыщенным уважением. Когда нужно, Фамусов способен подстроиться под ожидания других, но всё это он делает только с целью получения собственной выгоды. Из тех же соображений свою дочку он хочет выдать замуж за богатых – ведь и люди не должны смотреть на него свысока, и сам он хочет обеспечить дочери хорошее, надежное будущее.

Особенности взглядов Фамусова

Павел Афанасьевич является ярым противником Просвещения:

Помимо этого, он был противником всего французского:

В чтении французских книг и подражании их моде Фамусов не видит ничего, кроме притворства и напыщенности. Он считает всё это ненастоящим, придуманным только ради наживы.

Сам герой изображает себя деловым человеком:

Такой строгий и ответственный начальник считает своим человеческим долгом протекционизм, или кумовство:

Фамусов строит из себя доброго, любящего и открытого человека, готового помочь в любую минуту. На деле же свою помощь он оказывает только тем, кого хорошо знает, и к кому относится с почтением.

Софья Фамусова

Дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Ей примерно 17 лет. По меркам того времени она была уже девушкой на выданье, нужно было подыскивать ей жениха.

Софья поистине была завидной невестой – очень начитанная и всесторонне развитая, она могла бы стать настоящей помощницей и прекрасным дополнением какому-нибудь богатому офицеру или дворянину. Однако это было мечтой ее отца. Сама же девушка была влюблена в простого секретаря, Алексея Молчалина, с которым Фамусов практически не считался.

Софья не замечает за собой таких пороков, как гордость и эгоизм. Как и отец, она любит, когда ей угождают, и не считает это чем-то унизительным и порочным. Девушка очень противоречива. С одной стороны, она предстает перед нами как романтичная натура и светлый ум, читая до утра французские романы и мечтая о настоящей любви. Однако, с другой стороны, её моральные нормы очень низки, о чём можно судить по ее тайной связи с Молчалиным, а также узости взглядов и интересов.

Девушка является возлюбленной Чацкого. Молодой человек выражает свои самые сокровенные и искренние чувства, однако встречает стену игнорирования и холода. Её любовь к Молчалину разочаровывает Александра Чацкого, ведь это серьезно бьёт по его достоинству и самолюбию. Даже прекрасное лицо Софьи становится для дворянина чуждым, поэтому он покидает Москву.

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Хозяин возлагает на него большие надежды:

Фамилия Молчалин – говорящая. Действительно, молодой человек чаще всего молчал:

Сам Молчалин так объясняет свою бессловесность:

Это характеризует героя как слабохарактерного, застенчивого человека, который ещё не нашёл себе места в обществе, а точнее – считает, что его положение ниже, чем у других. От этого Алексей Степанович Молчалин нерешителен и действует Чацкому на нервы. Однако Софья между молодыми людьми выбрала именно Молчалина.

Сюжет

В течении дня Чацкий вступает в противостояние с фамусовским обществом, насмешливо и колко отзывается о представителях дворянства. Критическая фаза конфликта наступает тогда, когда гости балла, устроенного Фамусовым, разносят слух о сумасшествии Чацкого. В конце произведения главный герой узнает о том, что София теперь испытывает любовные чувства к Молчалину и о том, что это она пустила слух о его безумии. В конце произведения Чацкий решает уехать из Москвы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Горе от ума в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Горе от ума в русской литературе 270 руб.
  • Контрольная работа Горе от ума в русской литературе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость


Изучение произведения Александра Сергеевича включено в школьную программу для учеников 9-х классов. Хотя комедия написана в далёких 1822-1824 гг., её актуальность нельзя переоценить и в наше время. Грибоедов осветил проблемы общества своего времени, которые находят отражение в современных реалиях.

Главные герои

Александр Чацкий

– так отзывались о нём другие, считая это дурной чертой юноши. Молодой человек воспитывался в семье Фамусова, но по достижении совершеннолетия решил жить отдельно.

Чацкий обладает горячей, живой душой, однако мыслит высоко и благородно. Он в состоянии оценивать окружение и мыслит здраво. Поэтому его взгляды зачастую расходятся с общепринятыми. Однако молодого дворянина это не смущает. Наоборот, он смело осуждает взгляды дворянского общества, высмеивая его ценности и нормы.

Он очень любит свою родину. Его горячая любовь к своему народу выражается в презрении иностранцев, особенно когда те насмешливо относятся ко всему, что связано с русскими. Молодой человек страстно влюблен в дочь Фамусова, Софью, на которой надеется жениться, однако разочаровывается в девушке, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину. Высшее общество и его взгляды также разочаровывает Александра, поэтому он покидает Москву.

Взгляды Чацкого

Каждое своё действие Александр тщательно обдумывает. Однако других это наводит на мысль, что такой многообещающий офицер, богатый дворянин просто растрачивает своё время и силы зря, предаваясь бездумным и бесполезным размышлениям, которые никому не понятны и не нужны.

Современники видят в нём потерянного человека, который не может найти себя в этой жизни, поэтому предаётся пустым разговорам и философствованиям:

Общество не видит смысла в обучении за границей, чтении серьёзных произведений, разговорах о высоком. Встречаясь с волной недопонимания, Александр продолжает придерживаться своих взглядов, что говорит о его упорности и настойчивости.

Александр Чацкий считает, что человека нужно оценивать не за его происхождение и положение в обществе, а за личные взгляды, идеи, качества и поступки. Он считает моветоном привычку общества судить по одежке, из-за чего у него много с кем происходят столкновения во взглядах.

Павел Афанасьевич Фамусов

Является наставником и воспитателем Чацкого. Предстаёт в начале произведения как управляющий государственного учреждения. Его жена давно умерла, осталась только дочь Софья, которую Павел Афанасьевич очень любит.

Из положительных качеств этого героя можно выделить то, что он взял Александра на воспитание после смерти его родителей. Однако даже сама фамилия Фамусова говорит за себя.

Личность Павла Афанасьевича приковывает к себе всё внимание, так как это очень противоречивый человек. Для своих лет он довольно подвижный, не упустит случая пристать к своей служанке. С прислугой никогда не был деликатен, однако к родственникам, друзьям и знакомым относится с напыщенным уважением. Когда нужно, Фамусов способен подстроиться под ожидания других, но всё это он делает только с целью получения собственной выгоды. Из тех же соображений свою дочку он хочет выдать замуж за богатых – ведь и люди не должны смотреть на него свысока, и сам он хочет обеспечить дочери хорошее, надежное будущее.

Особенности взглядов Фамусова

Павел Афанасьевич является ярым противником Просвещения:

Помимо этого, он был противником всего французского:

В чтении французских книг и подражании их моде Фамусов не видит ничего, кроме притворства и напыщенности. Он считает всё это ненастоящим, придуманным только ради наживы.

Сам герой изображает себя деловым человеком:

Такой строгий и ответственный начальник считает своим человеческим долгом протекционизм, или кумовство:

Фамусов строит из себя доброго, любящего и открытого человека, готового помочь в любую минуту. На деле же свою помощь он оказывает только тем, кого хорошо знает, и к кому относится с почтением.

Софья Фамусова

Дочь Павла Афанасьевича Фамусова. Ей примерно 17 лет. По меркам того времени она была уже девушкой на выданье, нужно было подыскивать ей жениха.

Софья поистине была завидной невестой – очень начитанная и всесторонне развитая, она могла бы стать настоящей помощницей и прекрасным дополнением какому-нибудь богатому офицеру или дворянину. Однако это было мечтой ее отца. Сама же девушка была влюблена в простого секретаря, Алексея Молчалина, с которым Фамусов практически не считался.

Софья не замечает за собой таких пороков, как гордость и эгоизм. Как и отец, она любит, когда ей угождают, и не считает это чем-то унизительным и порочным. Девушка очень противоречива. С одной стороны, она предстает перед нами как романтичная натура и светлый ум, читая до утра французские романы и мечтая о настоящей любви. Однако, с другой стороны, её моральные нормы очень низки, о чём можно судить по ее тайной связи с Молчалиным, а также узости взглядов и интересов.

Девушка является возлюбленной Чацкого. Молодой человек выражает свои самые сокровенные и искренние чувства, однако встречает стену игнорирования и холода. Её любовь к Молчалину разочаровывает Александра Чацкого, ведь это серьезно бьёт по его достоинству и самолюбию. Даже прекрасное лицо Софьи становится для дворянина чуждым, поэтому он покидает Москву.

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Хозяин возлагает на него большие надежды:

Фамилия Молчалин – говорящая. Действительно, молодой человек чаще всего молчал:

Сам Молчалин так объясняет свою бессловесность:

Это характеризует героя как слабохарактерного, застенчивого человека, который ещё не нашёл себе места в обществе, а точнее – считает, что его положение ниже, чем у других. От этого Алексей Степанович Молчалин нерешителен и действует Чацкому на нервы. Однако Софья между молодыми людьми выбрала именно Молчалина.

Второстепенные герои

Молодая служанка в доме Фамусова. Каждый день девушка проживает как на пороховой бочке. Помимо того, что к ней часто пристают Фамусов и Молчалин, Софья втягивает её в свои любовные интриги, которые могут плохо кончиться для них обеих. Привлекательная внешность простой русской девушки служит ей злую службу, ведь привлекает и хозяина, и секретаря дома, а на буфетчика впечатления не производит – чего очень бы хотелось Лизе, ведь она была в него влюблена. Девушка весела и резва, энергия в ней бьёт ключом, что делает её интересной компаньонкой для Софьи.

Репетилов

Дворянин, старый приятель Чацкого. К сожалению, он плохой муж и отец. На службе постоянно врет, что не может не раздражать Чацкого. Репетилов очень любит постоянное движение в жизни, поэтому ни один бал и званый вечер не проходит без его присутствия. Однако свою жизнь мужчина грамотно построить не смог – в службе он потерпел поражение, так как он не сумел продвинуться до чиновника.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Важный полковник, богатый холостяк. Очень настойчиво сватался к Софье, был благословлен самим Фамусовым. Однако Софью офицер не устраивал, так как был очень ограниченным человеком. Его интересовала только служба, деньги и война – других интересов у него не было. Поэтому в глазах девушки он не имел успеха.

Антон Антонович Загорецкий

Знакомый Павла Афанасьевича Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий любит бывать в обществе, в окружении людей, равных ему по положению или даже выше его. Любимые его места – балы и театры. Однако в делах своих Антон крайне нечестен, прослыл поверхностным и глупым вором и сплетником.

Анфиса Ниловна Хлестова

Сестра покойной жены, свояченица Фамусова. Злая старая дева, которая никогда не была замужем. Когда-то она даже была фрейлиной при дворе, а ещё знает Чацкого с детства. От тоски и скуки Хлестова завела себе много домашних животных и приживалок.

Платон Михайлович Горич

Отставной офицер, старый друг Чацкого, знакомый Фамусова. Дворянин средних лет. Несчастен в браке с Натальей Дмитриевной, но покорно ездит с ней на балы и другие светские мероприятия, пусть и без желания.

Наталья Дмитриевна Горич

Жена Платона Михайловича. Очень любит посещать различные званые вечера и балы, но также сильно любит и своего мужа, поэтому везде старается брать его с собой и как можно сильнее опекать и, порой даже излишне, заботиться.

Петр Ильич Тугоуховский

Князь, старый знакомый Павла Афанасьевича Фамусова. Тугоуховский – он и в жизни туг на ухо, глухой, ничего не слышит. Вместе с княгиней Марьей имеет шесть дочерей, которые надеются выйти замуж только за богатых представителей общества.

Марья Алексеевна Тугоуховская

Жена князя Петра Ильича, мать шести дочерей. Вместе с мужем они стараются как можно чаще выводить девочек в свет в надежде подыскать им самых лучших женихов.

Графини Хрюмины

Знакомые Павла Фамусова, графиня-бабушка и графиня-внучка. Бабушка считает себя ещё достаточно молодой и активной, чтобы посещать все светские вечера. Внучка же – старая дева, уже отчаявшаяся в поиске для себя достойной партии.

Петрушка

Крепостной крестьянин Фамусова, вечно ходит в старой, дырявой одежде. Не очень опрятный, за что Фамусов ругает его:

Читайте также: