Новый советский быт коммунальные квартиры дома коммуны рабочие клубы парки культуры и отдыха

Обновлено: 19.09.2024

Следует заметить, что к 1917 г. в России в целом и, конечно, в первую очередь в Петербурге имелись формы жилья, которые с определенной долей натяжки можно рассматривать как дома-коммуны. Это рабочие казармы. Личное имущество здесь носило весьма примитивный характер, стиль повседневной жизни также был лишен элементов приватности. Однако в российской ментальности казарма никогда не ассоциировалась с домом в широком смысле этого слова. Она рассматривалась как аномалия, некий переходный тип жилища, пристанище наименее квалифицированной и наименее обеспеченной части пролетариата. Люди, оказавшиеся здесь, стремились любыми способами обрести более индивидуализированное жилье. Но сделать это в условиях больших городов было непросто, и поэтому в предреволюционной России почти 60 % рабочих вынуждены были ютиться в казармах.

В Питере постояльцы начали покидать Дома и Отели Совета лишь в конце 1922 — начале 1923 г. К этому времени проживание в индивидуальной квартире становилось признаком принадлежности или к партийно-советской верхушке, или к представителям новой нэпманской буржуазии. Дома-коммуны не превратились в норму повседневной жизни горожан. Идея коллективизации домашнего хозяйства была на время забыта. Она оказалось ненужной номенклатуре, уже вполне справившейся с военно-коммунистическими трудностями быта, и не совсем созвучной НЭПу со свойственными ему плюрализмом и идеей самообеспечения.

В небольшие коммуны по собственной инициативе объединялись студенты и рабфаковцы, вынужденные жить в общежитиях при высших учебных заведениях. Надо сказать, что первые студенческие общежития появились в начале 90-х гг. XIX в. Но это могли позволить себе только престижные вузы типа Политехнического и Путейского институтов. Общежитие последнего размещалось на Забалканском (ныне Московском) проспекте в двухфлигельном здании. В подвале размещалась система парового отопления и водоснабжения, жилища для служащих. В первом этаже вестибюль, общая столовая, комната для гостей. Во втором — квартиры начальства, в третьем — 47 комнат, рассчитанных на 1 чел. Площадь комнаты достигала 3,5 кв. сажени. Меблировку составляли письменный стол, кровать, три стула, шкаф, умывальник, вешалка.

Коммуна

Коммуна Казалось, спор марксистов и анархистов может решить первый опыт революционных социалистических преобразований — Парижская коммуна 1871 г. Практически все социалистическое движение выразило солидарность с Коммуной. Опытом Коммуны лидеры социализма стремились

Бакинская коммуна

Бакинская коммуна Вскоре после Октябрьской революции Микоян оказался на партийной работе в Баку – этот город был главным промышленным центром и оплотом большевиков в Закавказье. В Бакинский Совет входили большевики, меньшевики, дашнаки, эсеры и другие партии.

МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА

МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА Джинн Реформации, выпущенный из бутылки добропорядочным богословом Мартином Лютером, имел самые неожиданные для него последствия. Сначала в виде кровавых рыцарских и крестьянских войн. Затем Германия была потрясена событиями в Мюнстере, где

Толстовская коммуна

Толстовская коммуна - Эй, Володя! - кричали деревенские ребята длинному рыжебородому толстовцу. - Колесо потерял. Володя натягивал веревочные вожжи и останавливался среди горы. Пегий мерин, расставив задние ноги, с трудом сдерживал тяжелую бочку с водой. - Вы что-то хотите

Дом-коммуна инженеров и писателей

Дом-коммуна инженеров и писателей Современный адрес — ул. Рубинштейна, 7.Дом-коммуна инженеров и писателей на улице Рубинштейна построен в 1927 году по проекту архитекторов A.A. Оля, К.А. Иванова в стиле раннего конструктивизма с характерным для него аскетичным фасадом.

Глава 5 СЕВЕРНАЯ КОММУНА

Глава 5 СЕВЕРНАЯ КОММУНА Правительство Ильича 12 марта 1918 г. переехало в Москву. Лишившись святости власти, петроградцы стали жить в нищете, отапливая жилища сломанной мебелью и обменивая оставшийся скарб на зерно, картофель и молоко. Писатель Евгений Замятин описывал

Часть X. СЕВЕРНАЯ КОММУНА

Часть X. СЕВЕРНАЯ КОММУНА Здесь показана Гражданская война на древней земле Великого Новгорода. Петроград, лишившись святости власти, золотого запаса, не имея нефти и хлеба, потерял былое значение. Эта кровавая бойня теперь уже на периферии истории.Зимой 1918 г. Германия

42. I Интернационал и Парижская Коммуна

42. I Интернационал и Парижская Коммуна I Интернационал. Маркс и Энгельс считали революционное движение европейских рабочих в 1848 году лишь началом борьбы пролетариата за своё освобождение. Они знали, что борьба эта будет трудной и что буржуазия будет отстаивать своё

68. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА

68. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА Парижская коммуна – орган городского самоуправления. 26 марта 1871 г. (через неделю после восстания парижан), прошли выборы в Парижскую коммуну – орган городского самоуправления. Членами Коммуны стали чиновники, журналисты, врачи, адвокаты, рабочие.

Парижская Коммуна 1871 г. (гл. 8)

Парижская Коммуна 1871 г. (гл. 8) Классики марксизма-ленинизма Маркс К. Гражданская война во Франции. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 17.Маркс К. Проект резолюции Генерального Совета о Французской секции 1871 года. Резолюция Генерального Совета, принятая на заседании 7 ноября 1871

Бакинская коммуна и ее армия

Бакинская коммуна и ее армия Драматическая история Бакинской коммуны, как немногие события Гражданской войны, была предельно мифологизирована и сознательно искажена. Причина крылась в той тонкой и очень ранимой материи, на которой произросла социалистическая

Коммуна (18 марта — 28 мая 1871 г.)

Коммуна (18 марта — 28 мая 1871 г.) Парижане, в большинстве своем приверженцы республиканских идей и в немалой степени — идей социалистических, чувствовали себя преданными.Ведь именно они обеспечили оборону Парижа, будучи мобилизованными в национальную

Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.

Лара Копылова
Юлия Тарабарина

mainImg


1. Его спасали 30 лет

Алексей Гинзбург – внук Моисея Гинзбурга, построившего дом Наркомфина. Его отец, Владимир Моисеевич, начал заниматься домом в 1980-е годы, Алексей подключился в 1986 году. Примерно тридцать лет ни стимулировать государство к заботе о ключевом памятнике русского авангарда, ни найти инвестора, заинтересованного в грамотном восстановлении дома, не удавалось, хотя проект был готов с 1990-х, впрочем, архитекторы его постоянно дорабатывали. Инвестор 2008–2014 года предлагал проект, согласно которому под домом строилась подземная парковка.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming

2. Дом-коммуна: неправда

Дом Наркомфина не дом-коммуна, – не устает повторять Алексей Гинзбург, – это коммунальный дом. Но даже если вызубрить эту тонкость, положа руку на сердце, много яснее не становится.


3. Доходный дом как образец: правда

Секция Стройкома разработала шесть типов ячеек, пронумеровав их от A до F, а опытный переходный дом Министерства финансов, он же второй дом Совнаркома, – один из первых примеров применения расчетов на практике. Всего было построено шесть опытных домов.

zooming

Обобществления быта опытные дома не навязывали – скорее они должны был предлагать столовую, прачечную и детский сад как элементы комфорта и способ освобождения рабочего времени жителей, снимая с них часть бытовой нагрузки. Столовая была построена и функционировала в коммунальном корпусе, но в каждой квартире были кухни. Причем проект предполагал возможность выбора между обычной кухней и кухней-шкафом, предназначенной для того, чтобы разогревать еду и освобождающей место в квартире.


4. Тесные квартиры высотой 2,3 м: неправда

Ну или не вполне правда. Главное идеей Моисея Гинзбурга было максимально эффективно использовать даже не полезную площадь, а объем жилого пространства. Поэтому там, где высота не требуется: в ванных и спальных ячейках – потолки, действительно, 2,3 м. Зато здесь же в гостиных – 4,9 м. К тому же гостиные очень светлые благодаря обилию стекла, на внешнюю стену приходится по два ленточных окна, верхнее и нижнее, свет из гостиных доходит и до спален. Ячейки типа F – полуторные, здесь высота гостиных 3,6 м.


5. Два коридора на пять этажей: правда
zooming
zooming

6. Построен из камышита: неправда
zooming
zooming

7. Бетонный каркас и шлакоблоки: правда

Инженер Сергей Прохоров потому, в частности, и считается соавтором дома, что не только его объемно-пространственное решение, но и конструктив стал результатом эксперимента.

zooming
zooming
zooming
zooming

А вот кирпич в доме Гинзбурга не использовался. Кирпичная кладка на торцах здания, обнаруженная краеведами, относится к ремонтам 1950-х годов и более позднего времени. Причина ремонтов – после войны засорилась и разрушилась проходящая здесь труба водостока, ее и починили кирпичом.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming

8. Внутренние стены из соломы: неправда

Как уже было сказано, возвести стену из соломита или камышита без дополнительной обрешетки решетки нельзя, и камышитовых перегородок в доме не было.

Стены между комнатами были из фибролита: стружечных плит, напоминающих ДСП или ДВП второй половины XX века.

Полы в квартирах и на лестницах – наливные из ксилотита, искусственного камня из древесных опилок. По словам Алексея Гнзбурга, такой пол – теплый, почти деревянный, – архитекторы планируют воссоздать повсеместно там, где он утрачен.


9. Причина ужасного вида – цветочные горшки на фасаде: правда

Восточный фасад с цветочницами стал отдельным элементом исследования. Обычно именно восточный фасад приводят как пример ужасного качества строительства конструктивистской архитектуры. Цветочницы, которые были установлены на окнах восточного фасада, имели отверстия для слива воды, которые в 1960-х заделали. С тех пор вода стояла в этих цветочницах, не удаляясь, и стала попадать в трещины. Вместо того чтобы освободить эти отверстия для нормального дренажа, были попытки штукатурку с фасадов сбить и сделать заново. На самом деле со штукатуркой все в порядке. Все дело в грамотной эксплуатации.

Вначале цветочницы планировали полностью заменить, но затем оказалось, что они очень глубоко встроены в стену и для замены потребуется разобрать большие участки стены. В результате цветочницы сохранены и отреставрированы.

zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming

10. Подлинные окна утрачены: неправда
zooming
zooming
zooming
zooming
zooming

11. Первой отреставрировали перголу

Когда приступили к реконструкции кровли коммунального корпуса и сделали гидроизоляцию, идентичную исторической, обнаружили металлические перила с болтами. Сама по себе пергола сохранилась неплохо, но есть отдельные сильно поврежденные фрагменты. Поэтому приходилось вырезать их и заменять специально изготовленными новыми фрагментами так, чтобы шов аккуратно показывал, где новые части, где старые. Таким образом, металлические элементы кровли коммунального корпуса оказались первыми реставрированными частями здания.

zooming
zooming

12. На двух корпусах была зеленая кровля
zooming

13. Винтовую лестницу пришлось заменить

От изящной винтовой металлической лестницы почти ничего не осталось. Лестница простояла 70 лет, но исчезла в последние годы, когда из дома уносили все подряд. Ее пришлось воспроизводить по чертежам.

zooming
zooming

14. Открытый первый этаж – идея Моисея Гинзбурга
zooming

15. Решено сохранить подлинный витраж
zooming
zooming

Дом Наркомфина. Витраж до реставрации. Деталь перемычка. Изображение предоставлено Гинзбург Архитектс

От дома-коммуны к коммунальному быту

Так, три верхних этажа заняты двухэтажными квартирами-ячейками типа F площадью 37 квадратных метров, рассчитанными на проживание одного или двух человек. На их первом этаже располагалась гостиная, а на втором — спальня и санузел. В обоих концах дома размещены ячейки типа 2F (сдвоенный вариант квартир F). Помимо этого, в доме есть восемь квартир площадью 90 квадратных метров, которые задумывались как ячейки типа К — с коридором, кухонным уголком и гостиной на первом этаже, а также двумя спальнями и санузлом — на втором.

Побывавший в Москве в 1929 году Ле Корбюзье был глубоко впечатлен логикой планировок дома, его структурой и внешним обликом: многие из находок Моисея Гинзбурга затем легли в основу типологии современного европейского социального жилья, а сам дом Наркомфина стал одним из самых известных в мире примеров советской авангардной архитектуры.

Открытое пространство перед коммунальным корпусом. Фотография 1930-х гг. Из семейного архива Гинзбурга

Разрушенная мечта

В итоге прогрессивный коммунальный блок оказался не востребован: сначала его приспособили под типографию, а затем под конструкторское бюро; витраж заменили стеной, а наверху сделали надстройку, разрушив позитивный и легкий образ как самого корпуса, так и того самого светлого будущего, в которое направлялся дом вместе со своими жильцами. Да и жилой корпус стал быстро меняться и обрастать мещанскими деталями: колонны, на которых дом так красиво парил над землей, обстроили, добавив первый этаж, а идущую вдоль нижнего этажа романтичную открытую галерею для совместного досуга и отдыха довольно быстро оборудовали под кладовки. Вдобавок во время планового ремонта в 1970-е годы дом закрасили безликой охрой, окончательно уничтожив его легкий графичный облик — белого корабля с черными тонкими рамами.

В таком виде здание простояло более 80 лет — без капитального ремонта и разумного содержания, пребывая в забвении и известное только в довольно в узких профессиональных кругах. К началу 2000-х состояние дома Наркомфина было настолько удручающим, что он вошел в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения (World Monuments Watch List of 100 Most Endangered Sites), который формирует некоммерческая организация World Monuments Fund.

Вид на жилой и коммунальный корпуса до начала реставрационных работ, 2016. Поздние пристройки почти полностью изменили облик корпуса

Вид на жилой и коммунальный корпуса до начала реставрационных работ, 2016. Поздние пристройки почти полностью изменили облик корпуса

Одной из главных проблем дома, как это обычно бывает, оказалась сложность с обилием собственников, но постепенно к 2010-м годам большое количество квартир консолидировалось в одних руках, и начались разговоры о том, что возможна реконструкция, хотя первое время у девелоперов дом вызывал интерес не столько архитектурой и историей, сколько удачным расположением в самом центре на Садовом кольце.

Воссоздание духа времени

Жилые ячейки

Девелопер и руководящий реставрацией Алексей Гинзбург сошлись во мнении, что новые жители должны въезжать в полностью готовые интерьеры, добавляя в них только мебель и декор, чтобы максимально избежать самодеятельного дизайна, который снова разрушит целостность здания.

Алексей настаивал на том, что надо восстановить и оригинальную колористику жилых пространств, которая здесь была достаточно сложной и разнообразной. Моисей Гинзбург совместно с профессором школы Баухаус Хиннерком Шепером исследовали влияния цвета на восприятие человеком жилого пространства, и ячейки были окрашены по-разному, причем достаточно насыщенными цветами, что удалось выяснить в ходе научного исследования слоев краски.

Отреставрированная система сдвижных окон в коридоре второго этажа жилого корпуса. Фотография Н. Меликовой.

Островок советского быта: рассказываем об архитектурных артефактах старого Горького в Нижнем Новгороде

Мало кто знает о том, что в Нижнем Новгороде сохранились уникальные архитектурные объекты под названием дома-коммуны. Эти многоэтажки не просто советское наследие, это практически воплощение пролетарской идеи общего быта. Самое удивительное, что в домах-коммунах по сей день живут люди. Но только жизнь теперь совсем другая, чем раньше…

Жильё образцового быта

Дома-коммуны в нашем городе было решено построить по проекту архитектора Владимира Медведева на площадке между театром драмы и музеем имени Н. А. Добролюбова. В 1937 году в комплекс, который состоял из пяти шестиэтажных домов, связанных между собой переходами, заехали новосёлы.

Между первым и четвёртым корпусами возвели двухэтажное здание. На первом этаже располагалась столовая, ведь общий быт предполагал, что жители домов-коммун должны вместе завтракать, обедать и ужинать. Впрочем, те, кто хотел поесть в семейном кругу, могли забрать еду с собой. Её можно было подогреть в специальных шкафах.

Существовали и общественные кухни. Они располагались на втором и пятом этажах жилых домов. Хозяйки ими пользовались преимущественно для того, чтобы приготовить что-то вкусненькое, например, испечь пироги. Но поскольку желающих продемонстрировать кулинарное искусство было много, приходилось записываться в очередь к плите заранее. Не было в жилых помещениях и ванных комнат. Зато в четвёртом корпусе работали душевые.


Под звуки аргентинского танго

Причём касалась эта самая революция быта каждой семьи. По квартирам ходили специальные комиссии, которые выбирали самую лучшую и чистую жилплощадь, впоследствии хозяев премировали.

Здесь же в комплексе были ясли, детский сад, спортивный зал, кружки и секции для школьников. Особая гордость – двор с большой клумбой, лавочками и даже эстрадой. В выходные во дворе соседи пели под баян песни или смотрели кино.

– За придомовой территорией ухаживал садовник, работали в домах коммуны собственный сантехник, электрик, столяр, в общем, комплекс жил своей жизнью, – вспоминал Андрей Николаевич Ратовский. – Все были друг с другом знакомы и очень дружны. Вместе выходили на субботники и решали самые разные вопросы.


В четвёртом поколении

После Великой Отечественной дома-коммуны претерпели существенные изменения. Плоские крыши переделали в скатные, в квартирах стали оборудовать кухни и санузлы. А там, где некогда танцевали краковяк, разместили общественные организации, закрылась и столовая. Дома-коммуны перестали существовать в том формате, в котором их изначально задумывали. Общий быт не прижился. Однако многоэтажки не перестали быть ни объектами культурного наследия, ни любимым домом для многих горожан. Теперь уже юные нижегородцы делятся воспоминаниями своих родителей.

Конечно, от той эстрады ничего не сохранилось. И по вечерам здесь больше не крутят кино, да и большинство соседей не знают друг друга. Тем не менее жизнь продолжается и на новенькой детской площадке всё в том же дворе копошатся юные нижегородцы – новые жители домов-коммун.


– Мы здесь живём совсем недавно, – рассказала мама трёхлетней Вики. – Купили квартиру, сделали ремонт. Надо сказать, далеко не сразу нашли бригаду, которая справится с задачей. Дом, конечно, не новый, поэтому нужен особый подход. Но мне здесь нравится. Самый центр города, уютный двор, рядом откос, да и сами дома с историей. Иногда, гуляя с дочкой, представляю, какая жизнь здесь кипела 50–70 лет назад.

Есть у этого замечательного места и грустные моменты. Хорошо отделанные современные квартиры контрастируют с ветхими переходами между корпусами, разрушающимися балконами, обваливающимися козырьками над подъездами и облупленными фасадами. Дома-коммуны явно нуждаются в капитальном ремонте, элитное жильё советской эпохи неумолимо стареет и ветшает. Хочется верить, что совсем скоро здесь случится новая культурная революция.

И дома, пережившие не один трудный период, не раз доказавшие свою жизнеспособность, снова выстоят. Это нужно и нижегородцам, и гостям города, которым нравится тихий двор с особой атмосферой уюта на Пискунова.

Читайте также: