Отдых детей в ссср

Обновлено: 19.09.2024

Не все уже помнят, поэтому для ориентира назовем среднюю зарплату по Первоуральску перед началом горбачевской перестройки. В строительстве, в промышленности, сельском хозяйстве она немногим отличалась, но, в общем, колебалась вокруг цифры 230 рублей в месяц. Поэтому средний семейный бюджет в полной первоуральской семье, как правило, приближался к 400 рублям. Люди, проживающие в благоустроенных квартирах, в те годы платили 7–8 рублей за квартиру (включая оплату электричества), а остальное тратили на собственную одежду, питание, и на своих детей. Средняя пенсия по Первоуральску в 1985 году составляла 92 рубля. С меркантильной точки зрения очень важно посчитать доходы взрослых, чтобы определить сколько они могли тратить денег на детей.

Почти 91 тысяча первоуральцев имели вклады в сберегательной кассе. Средний размер вклада – более 1000 рублей.

Ну и теперь расходы…

В Первоуральске в 1985 году было 104 дошкольных учреждения. Эти детсады посещали 12 864 маленьких первоуральцев.

Для сравнения: по данным прошлого года детсады в Первоуральске посещали более пяти тысяч ребят, а очередь составляла более шести тысяч человек. Очевидно, что советских садиков хватило бы для всех нынешних маленьких горожан и ещё бы осталось.

Самые маленькие дети были и самыми дорогими. Оплата варьировала в среднем от 8 до 10 рублей в месяц. Интересно, что плата за детский сад в СССР зависела не от расходов на ребенка в данном детском саду, а от доходов родителей. Чем выше доходы родителей – тем выше плата, чем ниже доходы – тем оплата, соответственно, ниже.

Кроме того, скидки до 50 процентов получали матери одиночки, обладатели различных государственных наград и званий. В специализированных детских садах (для слабослышащих, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.п.) дети содержались полностью за государственный счет.

В общем полная первоуральская семья со средним семейным доходом в 400 рублей и средним накопление на сберкнижке в 1000 рублей, платила восемь рублей за квартиру и, не имея льгот, столько же за содержание одного ребенка в детском саду. Соответственно 384 рубля они могли потратить на себя и второго ребенка – школьника, если таковой у них был.

О питании детей стоит сказать особо. В СССР все продукты выглядели значительно хуже, чем сейчас. И дело не только в упаковке. Они производились из натуральных продуктов, а эти продукты не всегда выглядят ярко и красочно.

Кроме школьных столовых в каждой школе имелся буфет. Вспомним цены в буфете: пирожок с повидлом – 7 коп., коржик – 8 коп., пирожное – 22 коп., стакан газированной воды с сиропом – 3 коп.

Родители школьнику покупали ручки, тетради, линейку, пенал… Учебники школьникам выдавали бесплатно. После школы для ребят Первоуральска были открыты музыкальные школы, клуб юных техников, дома пионеров…

При занятиях детей спортом родители несли расходы тоже только на спортивную амуницию и инвентарь. И то не всегда. Во многих уральских спортивных секциях юные спортсмены получали экипировку бесплатно. Активно занимающиеся спортом дети, летом отдыхали в спортивных лагерях бесплатно. Учащиеся профтехучилищ, выступающие на соревнованиях, получали талоны на дополнительно питание. Обычно один талон на день – 60 коп.

Сейчас в либеральных кругах любят говорить о том, что советское детство было унылым: без ярких развлечений, дорогих игрушек. А сейчас абсолютно у всех есть ядовитые китайские игрушки, жестокие компьютерные развлечения и не менее жестокие фильмы.

Конечно, советский плюшевый мишка серьезно проигрывает в своей внешней неброскости китайскому ядовитому медвежонку. Но когда ребенок, засыпая, обнимает современную мягкую игрушку, очень хочется, чтоб на ней стоял советский знак качества!

Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно помогает самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников быть понятым и чувствовать, что твое мнение важно для окружающих. Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Размах детского движения– показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве.

Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить, как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив.

Будущее общества зависит от того, какими будем мы. Сейчас в детских организациях ребята воспитываются активными гражданами своей страны.

Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным. Поэтому я решила провести исследование:

Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России. И понять, какое значение имеет детское движение для государства сейчас.

Объект исследования - процесс становления и развития детского движения в России.

1. Проследить процесс становления и развития детских организаций через изучение специальной литературы, сбор и анализ воспоминаний участников событий;

2. Выделить основные этапы этого процесса и выяснить их специфические особенности;

3. Определить масштабы детского движения и входивших в него организаций в рассматриваемые периоды;

4. Исследовать и обобщить опыт и роль детских и подростковых объединений в социализации личности, в развитии отечественной истории.

Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

История Пионерского движения

Когда наши родители и наши бабушки были маленькими, символом яркого и радостного лета был детский лагерь, с его походами, зарницами, зарядками, ночными кострами и дружбой, пронесённой через всю жизнь.

А когда же появились первые лагеря.

Первый детский летний лагерь был открыт в Швейцарии в 1876 году, и открыл его пастор Герман Вальтер Бион. Затем детские лагеря стали появляться во Франции, Англии и США.

Новая организация, которая должна заработать в 2016 года, согласно замыслу, не будет копией ни одной из существовавших или существующих движений, в том числе пионерии. Ее главная задача – не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей.

Исторический опыт детского движения в нашей стране дает право извлекать исторические уроки. Исследование показало, что даже при наличии детского движения его судьба зависит от тех сил в обществе, которые определяют политику государства.

Мы рассмотрели периоды становления и развития детского движения в СССР и России. Общим для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей, желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов.

Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы.

В молодежных организациях люди приобретают опыт само­определения, самоутверждения, самоорганизации, самореализации. Здесь они учатся познавать себя, окружающий мир, соотносить собственные желания с целями других, самоанализу, планированию, организации деятельности по достижению принятых целей. Молодые люди приобретают опыт защиты собственных интересов и интересов других, используя при этом культурные способы — дискуссии и общения; учатся отстаивать свою пози­цию, разрешать конфликты, адекватно оценивать себя и других.

Сегодня у ностальгирующих по СССР можно наблюдать самое настоящее обострение – и колбаса в те времена была вкуснее, и народ дружнее, и трава зеленее. А уж о социальном обеспечении и говорить не приходится, ведь тогда все было для людей, не то что сейчас. И попробуйте только поспорить!

Ну а если серьезно, то не спешите бранить людей, ведь прошлое всегда кажется в розовом свете, даже если оно с советским налетом. Не помешает вооружиться цифрами, чтобы проанализировать кусочек нашей истории, а не просто верить мифам.

Девушка с малышом на черно-белом фото

Многодетные семьи

Вот, например, давайте сравним пособия и компенсации для льготных категорий, которые предусматривались в бытность Союза и действуют сейчас. Всем известно, что многодетным матерям в СССР выдавались почетные медали и звания героинь, но, как известно, такие знаки почета не помогут материально.

Начиная с 1936 года им была положена материальная помощь, которая в последствии неоднократно корректировалась в большую сторону. В итоге на момент 1947 года размер этой выплаты соответствовал значениям, внесенным в следующую таблицу:

Если учитывать, что в те времена, когда молодое советское государство проходило тяжелейший путь становления, заработная плата составляла сущие копейки, то даже 20 руб. было неплохим подспорьем, другое дело, что они выплачивались единовременно, тогда как размер самого пособия варьировался в диапазоне от 4 до 15 руб.

Ну, то есть, можно сказать, “почетное издевательство” над героическими женщинами. Представьте, матери 4 детей выплачивались 4 руб., а 11 и более – 15. Выходит по рублю или чуть больше на каждого ребенка. Не забалуешь. Кроме того, практически отсутствовали другие преференции, и все, на что можно было рассчитывать, – это 50% скидки в оплате детского сада, при соблюдении следующих условий:

  • наличие 3 детей и заработной платы до 40 руб.;
  • четверо детей и зарплата 60 руб.;
  • 5 и более детей вне зависимости от доходов.

Читайте еще

А что же сейчас? Сегодня для многодетных не предусмотрено каких-то отдельных пособий. Вместе с тем, эта категория граждан при условии малой обеспеченности имеет полное право оформить не одну, а сразу несколько льготных выплат на каждого ребенка в зависимости от его возраста:

  • ежемесячное пособие на ребенка возрастом от 3 до 7 лет в размере 50% от установленного в регионе прожиточного минимума – 5500 руб. (по новым правилам возможно повышение процентной доли до 75 и 100%, соответственно, в зависимости от степени нуждаемости);
  • до 18 лет в размере 100% от установленного в регионе прожиточного минимума –11300 руб.
  • ежемесячная выплата за рождение 3-го ребенка – 10-15 тыс. в зависимости от региона;
  • единоразовый маткапитал за 3-го ребенка – 639 тыс. 431 руб. (если ранее маткапитал не оформлялся);
  • 30% льготы на оплату ЖКХ;
  • пособие на санитарно-курортное лечение;
  • школьное питание бесплатно;
  • на подготовку к школе (новое разовое пособие в размере 10 тыс. руб.).

Важно помнить, что перечисленные льготы актуальны только для малоимущих семей. При этом подача документов осуществляется только 1 раз (можно удаленно через сайт Госуслуг), после чего все начисления и перерасчеты производятся в автоматическом порядке, в отличие от Союза, при котором приходилось оббивать пороги разных инстанций, убивая львиную долю времени на сбор справок и очереди.

Воспитатель и дети на советском плакате

Читайте еще

Неполные семьи

Не лучшим образом обстояли дела в Союзе и с выплатами матерям, вынужденным воспитывать детей в одиночку. И если сначала это были обязательные алименты для мужчин в размере 1/4 и 1/3 на ребенка, родившегося в браке и вне брака соответственно, то со временем советское государство все-таки предусмотрело отдельное ежемесячное пособие. Его размер составил:

  • на 1 ребенка – 5 руб.;
  • на 2 детей – 7,5 руб.;
  • на 3 детей – 10 руб.

Кадр из фильма Москва слезам не верит

После родов

А как же пособие по беременности и родам? Давайте разберемся.

При Союзе для этих льготных категорий предусматривались следующие виды помощи:

  • выплата по больничному (дородовые пособия) – 876 руб.;
  • единовременное пособие в размере 50, 75 и 100 руб. на 1-го, 2-го и 3-го ребенка соответственно;
  • ежемесячное пособие в отпуске по уходу за ребенком (112 дней) – 35 рублей (50 руб. для жительниц дальневосточного региона).

Сегодня же больше не только отпуск (от 140 до 194 дней в зависимости от количества вынашиваемых и рожденных детей), но и сама преференция. Так, размер пособия в России формируется с учетом стажа с нижней границей, равной 58 тыс. 878 руб.

Срветский плакат Не подкидывайте детей

Читайте еще

Разница очевидна, не правда ли? И не нужно говорить о том, что в Союзе деньги были нужны не так, как сейчас, ввиду дешевизны продуктов и услуг. Во-первых, многие из них было не достать/не получить, а во-вторых, в пересчете на современный рублевый эквивалент цены на продукты и одежду были не такими уж скромными. Ну а выводы делайте сами.

В Советском Союзе проблема борьбы за здоровье будущего поколения решалась достаточно последовательно и эффективно, а потому питание детей всегда являлось предметом пристального внимания и заботы государства.



Конечно же было бы преувеличением сказать, что во всех школьных столовых СССР кормили идеально, и всё же, как показывает опыт, большинство людей до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминают блюда, приготовленные заботливыми руками школьных поваров.





Работа по созданию системы детского (школьного) питания была начата практически с нуля, в крайне тяжёлых условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств и кадров.



Однако, несмотря на объективные трудности, в этой работе были достигнуты значительные успехи. В частности, впервые в истории России были собраны и сведены воедино данные о количестве и состоянии детских учреждений.



По всей стране были созданы научно-исследовательские институты Охраны здоровья детей и подростков, одной из главных функций которых являлась разработка направлений рационального и сбалансированного питания школьников.



Столовые в школах организовывались в зависимости от численности обслуживаемых учащихся (из расчёта одно место на четырёх школьников) и режима питания и подразделялись на три вида:
– столовые, работающие на сырье;
– столовые-доготовочные, работающие на полуфабрикатах, вырабатываемых на других предприятиях общественного питания;
– столовые-раздаточные, реализующие горячие завтраки и обеды, изготовляемые другими столовыми.



Кроме того, в школах были предусмотрены и буфеты, которые реализовывали в основном завтраки и буфетную продукцию (бутерброды, холодные закуски, сырки, выпечку, молоко, напитки, соки, фрукты и т.д.).



В школьных столовых, как правило, использовались следующие формы обслуживания: групповые завтраки и обеды (для школьников 1-5-х классов), самообслуживание (для старшеклассников), столы саморасчёта, обслуживание через буфет, обслуживание в классах.



При групповых (коллективных) завтраках и обедах заблаговременно сервировались обеденные столы, а за 10-15 мин до прихода учащихся дежурные подавали на столы завтраки или обеды.



При данной форме обслуживания учащиеся приходили в зал организованно вместе с классным руководителем, который следил за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закреплялись определённые столы, а за учащимися – места.



После приёма пищи школьники сами относили использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставили на конвейер.



Самообслуживание представляло собой наиболее удобный способ обслуживания школьников, когда учащиеся сами получали завтраки и обеды с раздачи.





При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организовывалось через буфет, в ассортименте которого предусматривались холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки.



Горячие блюда включались в меню только в том случае, если для этого имелись необходимые условия (наличие торгового зала, соответствующего оборудования и др.). В буфетах формировались комплексные завтраки и продукция, реализуемая через столы саморасчёта.



Горячие завтраки школьники получали во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от вместимости столовой и режима занятий.




Меню скомплектованных завтраков, равно как и обедов, было составлено так, что каждое основное блюдо приготовлялось не чаще одного раза в неделю, за исключением блюд из молока и молочнокислых продуктов.




В зимне-весенний период школьное питание витаминизировалось витаминами A и C. Рекомендованное примерное меню для учащихся средних школ состояло из 15 вариантов завтраков и обедов.




Больше всего советским школьникам нравились пышные оладьи со сгущёнкой. Ценились также столовский омлет (правильнее яичная запеканка), творожная запеканка и сырники. Самым же низкорейтинговым блюдом, как нетрудно догадаться, была каша.



В состав завтраков могла входить булочка, пирожок с повидлом, или молочный коржик, что в случае с кашей спасало положение. В качестве напитка давали чай, какао, кофейный напиток, либо молоко в треугольном пакетике. Пустые пакеты школьники не выкидывали, поскольку можно было эффектно "взрывать" их ударом ноги.



Стоимость школьного завтрака во времена брежневского правления составляла 15 копеек – для учеников младших классов и 20 коп. – для всех остальных школьников.



При этом деньги за завтраки сдавались заранее и сразу за месяц (из расчёта 1-20 / 0-90 за неделю). В младших классах сбор денег осуществлялся учителем, а в классах постарше это делал староста класса (или какой-либо другой ответственный ученик).



Школьные обеды стоили 40 / 30 копеек и состояли из трёх блюд:
– первое: щи, борщ, рассольник или суп (овощной, бобовый, крупяной, молочный и пр.);
– второе: мясное, куриное либо рыбное блюдо с гарниром, а также голубцы, запеканки, рулеты, зразы, плов, пельмени, вареники и т.п.;
– третье: компот, кисель, сок или десерт (желе, мусс, печёные яблоки и др.).




Самым популярным вторым обеденным блюдом в среде школьников считалась котлета с картофельным пюре и долькой солёного огурца. Мало кто догадывался, но секрет вкуса данной котлеты заключался в том, что мясного фарша в ней было лишь половина, в то время как вторую половину составлял вымоченный в молоке чёрный, либо серый хлеб.



Помимо котлет на второе нередко давали ёжики, рыбу под маринадом (сверху - морковь, снизу - кусок рыбы), вкуснейшие (по мнению многих) сосиски, тефтели, шницель и др. При этом гарниром могла быть вермишель (с кабачковой икрой), тушёная капуста, рис и т.п.





История школьного питания в Советском Союзе.

Когда в СССР впервые начали кормить в школах?

Чем питались советские школьники?

После какого урока кормили детей в школе в СССР?

Сколько сдавали денег на питание в школьной столовой?

Было ли в школах СССР бесплатное питание (завтраки, обеды)?

Сколько раз кормили в советских столовых?

Какие блюда давали советским школьникам на обед (фото)? Рацион питания в школах СССР.

Читайте также: