Отдых это перемена вида деятельности значение пословицы

Обновлено: 18.09.2024

Смена видов деятельности - это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10), на современном уроке обязательно должны соблюдаться следующие требования по организации учебного процесса: 10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз . 10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7-10 минут , в 5 - 11 классах - 10-15 минут .

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Классы Непрерывная длительность (мин.) не более Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр теле-передач Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой Прослушиваемые аудиозаписи Прослушивание аудиозаписи в наушниках 1 - 2 10 15 15 15 20 10 3 - 4 15 20 20 15 20 15 5 - 7 20 25 25 20 25 20 8 - 11 25 30 30 25 25 25

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут 11-15 минут Боле 15 минут Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Смена через 11-15 минут Смена через 15-20 минут Число видов преподавания Не менее 3 2 1 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин. Через 15-20 минут Не чередуются Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-3 1 Нет

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью Отсутствуют Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 минут Не ранее чем через 35-37 минут Менее чем через 30 минут

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и литературы Рассказ учителя, лекция. Лекция с презентацией (задействован зрительный и слуховой канал). Опрос по цепочке. Проговаривание правил хором вслух. Воспроизведение материала (выполнение упражнений) по образцу. Словарная работа (толкование слов, составление словарных статей, этимологический комментарий и т.д.). Работа по карточкам. Анализ текста. Составление характеристики героя. Чтение (выразительное, наизусть). Пересказ.

Этап урока Виды деятельности Организацион-ный Литературная разминка. Учащиеся вспоминают названия рассказов Чехова, изученных ранее, с помощью кроссворда (фронтальная работа, создание ситуации занимательности). Проверка д.з. Актуализация знаний. Слово о писателе. Фронтальная беседа, чтение подготовленных дома вопросов по статье, фактов биографии. Повторение литературных терминов. Фронтальная беседа чередуется с показом слайдов.

Постановка цели и задач. Формулирование цели урока . Устные высказывания, запись темы в тетрадь. Анализ произведения: актуализация знаний; изучение нового; первичное закрепление. Вспоминаем прочитанное . Кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”. Частичный пересказ по вопросам учителя. Чтение по ролям. Устные ответы по теории литературы. Рассказ учителя о художественной детали (новый термин) с демонстрацией слайдов. Запись в тетрадь. Анализ художественных средств , использованных в рассказе. Групповая работа (каждая группа работает с одним худ. средством, затем устно рассказывает классу).

Контроль усвоения знаний и коррекция. Формулирование выводов. ( Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта? Какой порок высмеивает?) Устная работа. Создание текста. Самостоятельный письменный ответ. 3 уровня задания. Домашнее задание. Объяснение учителя.

Предварительный просмотр:

Смена видов деятельности на уроке

Одной из важных проблем для педагога на современном уроке является поддержание высокого уровня работоспособности учащихся. На каждом уроке необходимо обеспечить познавательную активность, интерес учащихся, занятость и увлеченность работой, доступность объяснения. Этого можно достичь через правильную организацию урока: с помощью смены различных видов деятельности.

Смена видов деятельности – это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Такая организация урока является неотъемлемым элементом здоровьесберегающей технологии.

Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10), на современном уроке обязательно должны соблюдаться следующие требования по организации учебного процесса:

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз .

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7-10 минут , в 5 - 11 классах - 10-15 минут .

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Непрерывная длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Перемены в жизни – это двигатель развития человека. Даже если это неприятные и неожиданные изменения, они все равно вносят свою лепту в становление личности, дают бесценный опыт и знания. А уж если это целенаправленные и позитивные изменения, которые организует сам человек, то в их пользе можно не сомневаться. Развитие невозможно без выхода из зоны комфорта. И перемены как раз помогают выйти из нее. А теперь разберем подробнее, что такое перемены в жизни человека, какими они бывают и зачем нужны.

Для чего нужны перемены в жизни

Для чего нужны перемены в жизни

Что такое перемены в жизни человека? Дадим определение. Перемены в жизни – это переломные, поворотные этапы. Каким бы тоном они не были окрашены (позитивный или негативный), это стресс. Часто изменения связаны с ситуациями выбора, принятия сложных решений и ответственности за них.

Зачем и для чего нужны перемены в жизни? Те ситуации, которые приводят к изменениям, становятся жизненными уроками. Иногда изменения заставляют человека чувствовать себя слабым и беспомощным. Некоторые ситуации кажутся безвыходными, доступные решения не устраивают. Но это нужно и можно преодолеть.

Нужно обладать большой жизнестойкостью, мудростью и личностной зрелостью, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Важно принять сам факт того, что перемены в жизни будут случаться постоянно. Они нужны для развития и становления человека как индивида и личности.

Обратите внимание! Психика, как и любая другая система, стремится к стабильности. Поэтому люди так противятся переменам в жизни и не хотят выходить из зоны комфорта. Бояться неизвестного и нового — нормально, но нельзя позволить себе стать заложником страхов.

С чем они могут быть связаны

Какими бывают перемены в жизни человека? Они могут быть связаны с работой, здоровьем (психическим и физическим), личной жизнью, образованием, уровнем жизни, интересами и т.д. – перемены затрагивают все аспекты жизни, внешний или внутренний мир человека.

Как можно относиться к переменам в своей жизни

Можно относиться к переменам в жизни как к неожиданностям, а можно воспринимать их как что-то естественное. Можно переносить ответственность на высшие силы (везет/не везет), а можно принимать ответственность на себя. Можно плыть по течению, а можно стать хозяином перемен.

Что в нашей жизни нельзя изменить

нельзя изменить других людей

Для поддержания психического и физического баланса важно отличать то, что входит в нашу зону ответственности, контроля и влияния, от того, что мы не можем изменить.

Что в нашей жизни не подвластно переменам? Мы не можем изменить многое:

  • других людей,
  • законы развития человека как организма, индивида, личности;
  • законы развития общества;
  • другие законы, относящиеся к устройству мира;
  • течение времени (например, не можем вернуться в прошлое);
  • цикл времен года и погоду; и другие врожденные особенности;
  • старение и смерть;
  • свой выбор и свои ошибки;
  • прочее.

Важно! Любые изменения сами по себе нейтральны – просто факты. Это люди характеризуют их как хорошие или плохие. Все зависит от того, как мы относимся к переменам в жизни.

К чему они могут привести

К чему приводят перемены в жизни? Перемены – это опыт. Изменения раскрывают человека с какой-либо стороны. Иногда то, что кажется трагедией, может привести к позитивным результатам. Например, уволили человека, а он потом нашел свое истинное призвание. Однако даже позитивные изменения несут в себе определенный заряд разрушительной энергии. Разберем негативное влияние перемен в жизни.

Негативное влияние перемен

влияние перемен

Перемены пугают. Любые изменения в себе – это отказ от части себя. То есть сначала вы что-то у себя отнимаете, на какое-то время оказываетесь в вакууме, а потом приобретаете. Например, вы отказываетесь от токсичного круга общения, вредных привычек, бесперспективной работы, разрушительных любовных отношений и т.д.

Перемены в жизни – это сильное эмоциональное потрясение. Человек оказывается в состоянии беспокойства, из-за этого высок риск принятия неправильных, необдуманных, эмоциональных решений. Постарайтесь рассмотреть последние перемены свежим, новым взглядом, словно это происходит не с вами. Займите роль наблюдателя.

Перемены в жизни всегда вгоняют человека в состояние стресса, нестабильности. Чем дольше он пребывает в таком состоянии, то есть чем медленнее он адаптируется и принимает решения, действует, тем выше риски и опасность. Жизнь в условиях постоянной неопределенности и нестабильности чревата развитием неврозов, психосоматических заболеваний.

Как спокойно реагировать на перемены в жизни: практические рекомендации

новые возможности

На одни перемены в жизни мы можем влиять больше, на другие меньше. А какие-то изменения совсем не поддаются нашему контролю, остается только принять их. Как же научиться спокойнее относиться к переменам в жизни? Придерживайтесь следующих правил:

  1. Смотрите на перемены как на возможности. Подумайте, чему вы можете научиться в сложившейся ситуации, какие выгоды и уроки извлечь из этого. Наш мозг работает таким образом, что невольно мы сначала акцентируем внимание на негативе, потому что отрицательные эмоции обладают большим зарядом энергии, чем положительные. Но вы старайтесь менять свое видение мира и развивайте позитивное мышление.
  2. Не зацикливайтесь на планах и рамках. Да, жизнь становится продуктивнее, когда у человека есть планы, цели, графики. Это нормально и даже полезно. Но всегда оставляйте место неожиданностям, а еще лучше сами регулярно устраивайте небольшие встряски. Например, ходите или ездите до работы разным маршрутом. Регулярно пробуйте и осваивайте что-то новое, учитесь чему-то. Не позволяйте себе застрять в зоне комфорта — тогда перемены в жизни не смогут выбить вас из колеи.
  3. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он говорит не только на уровне души, но и на уровне тела. В психологии существует целый раздел (психосоматика), который учит понимать свой внутренний мир через телесные симптомы. Если у вас что-то болит, вы испытываете иной дискомфорт, значит есть неразрешенный внутренний конфликт. В периоды изменений особенно внимательно прислушивайтесь к себе.
  4. Помните, что выбор и решение есть всегда. Бездействие – это тоже решение. Это выбор ничего не делать, ничего не менять, не брать на себя ответственность. Да, иногда нас не устраивают доступные выходы из ситуаций, но выбирать все равно придется. Помните о том, что все, что вы имеете в настоящем, — это результат ваших прошлых поступков, реакций.
  5. Не позволяйте страхам, комплексам, другим психологическим проблемам сломать вас. Боритесь со всем, что блокирует развитие, мешает в самореализации.

Иногда, чтобы достичь большего и лучшего, нужно пожертвовать чем-то. Например, некоторые люди бросают стабильную работу ради заработка на фрилансе или открытия своего бизнеса. Они понимают, что лишаются трудового стажа, ежемесячных выплат, каких-либо гарантий. Но в то же время они уверены, что их потенциала, внутренних ресурсов хватит на построение новой жизни. Они чувствуют, что им нужны эти перемены, нужна свобода.

Мой опыт

Я точно знаю, что в жизни бывают черные, серые и белые полосы, замечала цикличность у себя. Например, это ярко заметно в трудовой сфере. Работу копирайтером на фрилансе нельзя назвать стабильной. Если кратко, то это выглядит так: на какое-то время находишь нескольких постоянных заказчиков, можешь примерно спланировать график работы и режим дня, имеешь хоть какие-то ориентиры на определенный период времени.

При этом ты знаешь, что эти проекты закончатся, и тогда придется искать новые. Соответственно, на какое-то время (какое – никто не знает) доходы упадут, ритм жизни и внутреннее состояние изменятся. А также изменится вид деятельности. Патрулирование всевозможных источников вакансий и общение с разными людьми – не тождественно привычному ритму сотрудничества с теми, с кем ты уже сработался.

А еще случается неожиданная приостановка в работе. Например, на фоне пандемии 2020 я потеряла двух заказчиков, но спустя время нашла замену.

Это те перемены, к которым можно подготовиться и которые остается принять, раз уж хочется работать дома на фрилансе. Сначала это тревожило, но сейчас я знаю, что за периодом снижения загруженности, отказов и безрезультативных поисков обязательно наступит другой, светлый период. Так действительно бывает, что в течение месяца, а то и двух не получается найти работу, а потом за неделю находишь сразу несколько клиентов. Или они находят тебя. Главное – не отчаиваться.

Аналогичную тенденцию к цикличности я замечала в жизни в целом. Бывает, что по всем фронтам (работа, самочувствие, личная жизнь) возникают проблемы. А потом все налаживается. Не само собой, конечно, а за счет моей выдержки и действий.

Вывод: все рано или поздно заканчивается. Поэтому я не воспринимаю негативные перемены как что-то ужасное, но и не даю позитивным изменениям лишить себя рассудка. Важно всегда сохранять самообладание и трезво мыслить.

Заключение

Не бойтесь перемен в жизни. Старайтесь быть инициатором изменений, выходите из зоны комфорта. Как решиться на перемены? Составьте список тех ограничений, в которых застряли из-за страха перемен, и список лишений. Представьте, прочувствуйте то, о чем мечтаете, но на что никак не решитесь. Окружите себя теми людьми, которые заинтересованы в позитивных изменениях, которые мотивируют идти вперед, а не тянут назад.

Помните о том, что счастье и гармония – главные ориентиры. Решайтесь на любые изменения, если они улучшают качество и уровень вашей жизни, делают вас счастливым, здоровым, успешным. Уважайте и любите себя, руководствуйтесь личными потребностями и раскрывайте личностный потенциал. Меняйтесь, становитесь лучшей версией себя.

Отдых — это очень важный и в то же время самый нетипичный инструмент в арсенале . Если все остальные методы и техники подразумевают расход энергии, то отдых — это единственное, что помогает нам эту энергию восстановить.

В этой статье мы с вами рассмотрим основные принципы правильного отдыха, а заодно разберем некоторые вредные заблуждения, свойственные современному человеку.

1. Отдых — это необходимость

Самое популярное и самое опасное заблуждение звучит так:

Отдых — это для слабаков и неудачников.

Умом мы можем понимать всю нелепость этого тезиса, но на эмоциональном уровне мы впитываем его всю свою жизнь. Например:

— Ну что ты, сынок, опять ноешь? Устал? ! Будь мужчиной!

— Куда это ты собралась, дорогуша? Домой? А тебя не смущает, что все твои коллеги сегодня решили немного задержаться?

Фаза работы и фаза отдыха

Разумеется, в жизни бывают ситуации, когда нужно стиснуть зубы и действовать вопреки своему состоянию. Но это должно быть нашим сознательным решением, а не следствием глупой установки, навязанной извне.

2. Слушайте свой организм

Из предыдущего заблуждения логически вытекает еще одно:

Например, женщина жалуется:

— Никак не могу заставить себя заниматься английским! Я нашла хороший , но постоянно откладываю учебу. Как мне победить прокрастинацию?!

Негативные состояния, которые мы испытываем, не возникают просто так: они всегда указывают на проблемы. Например, затяжная апатия может быть симптомом эндокринного расстройства, а раздражительность — следствием гипертонии.

То же самое и с усталостью. Организм не может напрямую попросить нас об отдыхе и делает это с помощью целого спектра неприятных состояний:

Возможные симптомы и проявления усталости

3. Планируйте отдых наряду с делами

Некоторые считают, что отдых — это то, что происходит с нами само по себе. Они рассуждают примерно так:

Главное — это запланировать работу, а отдохнуть можно и между делом.

Проблема тут вот в чем: если мы заранее не зарезервировали время на отдых, то полноценного отдыха у нас может не получиться вообще.

Лучшее решение — это жестко зафиксировать блоки отдыха в своем распорядке дня. Например:

Блоки отдыха в расписании на день

Не забывайте и о коротких перерывах. Желательно делать 5–10 минутную паузу через каждые полчаса или час. Такие перерывы обычно не заносят в списки дел: они подразумеваются по умолчанию.

4. Отделите работу от отдыха

Не написал отчет до обеда? Ничего, напишу во время обеденного перерыва. Не доделал проект на работе? Доделаю на выходных или вечером, когда приду домой

При таком отношении возникает сразу несколько проблем:

Разделение работы и отдыха

Чтобы мы могли полноценно восстановиться, часы отдыха должны стать для нас надежным укрытием от любых стрессов и проблем.

5. Используйте все виды отдыха

Еще одно сомнительное утверждение звучит так:

А зачем мне отпуск? Ведь у меня же есть выходные!

Как вариант: а зачем мне устраивать себе выходные, если я и так отдыхаю каждый вечер?

Людям кажется, что усталость — это вроде снижения уровня заряда в батарейке. Мол, достаточно зарядить батарейку любым доступным способом и они снова будут в порядке.

Виды отдыха, необходимые для полноценного восстановления организма

6. Меняйте виды деятельности

Люди предпочитают в выходные дни отлеживаться, отсыпаться, бездельничать, смотреть телевизор. Это неправильно! Нужно заниматься спортом, кататься на велосипеде, много гулять, .

Но представим, что посетитель этого сайта всю неделю отработал на стройке или отстоял за прилавком. И тут ему советуют: а ты, дружок, кататься на велосипеде и активно отдыхать. Отлежаться он хочет… Ишь чего удумал!

Удачные и неудачные варианты отдыха

Здесь все просто: то, что напрягалось, должно расслабиться, а то, что было расслабленно, должно немного поработать. Это правило актуально как для микроуровня (перерывы, часы досуга), так и для макроуровня (выходные, отпуск).

7. Меняйте контекст

Контекст — это условия и обстоятельства, в которых выполняется задача. Например, если мы пишем отчет по работе, контекстом для этой задачи будет офис, компьютер, программа Word и сидящие рядом коллеги.

В контексты обычно используются для планирования задач (подробнее об этом читайте здесь). Но в нашем случае более интересна другая их особенность, а именно: способность настраивать мозг на определенный вид деятельности.

Контексты, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, вызывают у нас четкие ассоциации с конкретными занятиями. Например:

Контексты и занятия, которые с ними ассоциируются

И еще несколько советов

Напоследок еще несколько рекомендаций по организации и планированию отдыха.

2. Старайтесь придерживаться постоянного ритма работы и отдыха. Организм привыкает к этому ритму и начинает быстрее переключаться из одного режима в другой.

3. Попробуйте технику Pomodoro. Одно из ее достоинств — это оптимальное чередование отдыха и работы:

5. Коллекционируйте идеи для досуга. Собирайте в отдельный список книги, которые вы хотите прочитать, мероприятия, которые вы хотите посетить Этот список желаний сделает ваш отдых более приятным и насыщенным.

Пример списка идей для досуга

6. Соблюдайте информационную диету. На время отдыха старайтесь максимально отгородиться от любой информации, вызывающей стресс (например, политических новостей).

7. Во время перерывов избегайте сильных эмоций. Наши мысли начинают невольно возвращаться к этим переживаниям, и мы отвлекаемся от выполняемых задач.

8. Определите свой критический уровень нагрузки. Это тот объем ежедневной работы, после которого организм не успевает полностью восстановиться за ночь (усталость становится хронической). Максимальный уровень нагрузки зависит от нашего возраста, здоровья и выполняемых задач. Чтобы узнать его, понаблюдайте за своим самочувствием в особо напряженные дни.

9. Смена одной работы на другую — это допустимый, но отнюдь не самый лучший способ восстановления. Даже если мы переключились на принципиально другой вид деятельности, мы все равно в степени продолжаем испытывать напряжение и стресс.

Трудовым законодательством чётко разграничены виды рабочего времени и времени отдыха, их длительность. Если для рабочего времени установлена максимальная продолжительность, то для периодов отдыха работника закреплено минимально допустимое время. Работодатель обязан соблюдать эти требования независимо от сферы и правовой формы ведения деятельности. В этом материале рассматриваем виды времени отдыха по ТК РФ и их продолжительность.

Какое время отдыха положено работнику

Общее понятие и виды времени отдыха нашли свое отражение в ст. 106 и ст. 107 ТК РФ.

Так, под периодами отдыха понимается время, когда сотрудник освобождён от исполнения должностных функций и которое он может использовать по личному желанию.

Перечень видов нерабочего времени включает несколько категорий освобождения от выполнения трудовых операций.


В ст. 107 ТК РФ приведено понятие отпусков без конкретизации их вида. Следовательно, к такому времени относится основной, дополнительный и отпуск без сохранения заработной платы. Кроме того, если работодатель самостоятельно установит какой-либо вид допотпуска, он также будет включён в виды времени отдыха.

Не поименованы в ТК РФ в качестве таковых, но в связи с соответствием всем необходимым критериям к видам времени отдыха относятся дополнительные нерабочие периоды, предоставляемые в следующих случаях:

  • за работу сверхурочно – при ее оплате в одинарном размере (ст. 152 ТК РФ);
  • за труд в выходной день – в случае его оплаты не в повышенном, а обычном размере (ст. 153 ТК РФ);
  • за дни донорства (ст. 186 ТК РФ).

Порядок предоставления периодов освобождения от работы должен быть закреплен в правилах внутреннего трудового распорядка.

Перерывы в работе

Отдельные виды времени отдыха – перерывы в работе сотрудника, устанавливаемые нанимателем.

Организации, согласно ст. 108 ТК РФ, в обязательном порядке должны давать сотрудникам перерывы для отдыха и питания в течение дня. Для этого действуют следующие правила:

  • общая длительность ограничена минимальным значением в 30 минут и максимальной продолжительностью не более 2-х часов в смену;
  • допустимо нескольких перерывов в ходе рабочего дня – при условии, что их общее время не превысит максимальной величины.

Работодатель вправе самостоятельно устанавливать иные перерывы, не входящие в состав времени выполнения трудовых функций. Однако нужно учитывать, что используя это право, он может сделать временной отрезок между началом и окончанием смены очень длительным, что будет невыгодно ни ему, ни работнику.

Законодатель отдельно разграничил случаи, когда перерыв для питания к времени отдыха не относится и включается в рабочее время. Это:

  • время приема пищи на рабочем месте – когда предоставление полноценного обеда невозможно по технологическим и/или организационным причинам;
  • специальные перерывы для обогрева и отдыха – при занятости в холодное время года на улице или в неотапливаемых помещениях (ч. 1 ст. 109 ТК РФ);
  • время кормления женщинами грудных детей (ст. 258 ТК РФ);
  • перерывы при выполнении должностных обязанностей на компьютере, установленные работодателем самостоятельно (с учётом Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, которые с 01.01.2021 утрачивает силу, но скорее всего будут приняты аналогичные нормы);
  • специальные перерывы для отдыха от управления водителей автомобилей (приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424);
  • специальные перерывы для локомотивных бригад метрополитена и летных экипажей.

Общую продолжительность перерывов для отдыха и питания работодатель устанавливает самостоятельно, с учетом минимального и максимально допустимого их времени, установленного в ст. 108 ТК РФ. Указанное время оплате не подлежит.

Характеристики времени междусменного отдыха

Трудиться в течение 2-х смен подряд запрещено, поэтому сотрудникам устанавливают ежедневный междусменный отдых от исполнения обязанностей. Формально это временной отрезок между окончанием одного рабочего дня и началом другого, в течение которого сотрудник не работает и который он может использовать на личные нужды. Его предоставляют после отработки сотрудником дневной рабочей нормы.

Минимальное и максимальное время отдыха между сменами в ТК РФ прямо не урегулировано. На практике многие придерживаются требований п. 10.24 СП 2.2.2.1327-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100, которое не действует с 01.01.2021, но скорее всего будут приняты аналогичные нормативы).

Согласно этим сан. правилам, время отдыха между сменами должно быть не менее двойной продолжительности смены. Вместе с тем, для отдельных категорий работников междусменный отдых может быть сокращен до 12 часов (например, при работах вахтовым методом или по п. 18 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей).

По ТК РФ сократить междусменный отдых, но не более чем до 8 часов, можно в случае чрезвычайных ситуаций (проведения аварийных работ).

Исходя из приведенных выше норм, при отсутствии в ТК РФ положений, регулирующих допустимое время отдыха при сменном графике работы, можно сказать, что в обычной ситуации менее 12 часов указанный тип отдыха составлять не может.

Особенности еженедельного отдыха

По общему правилу минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ). Фактически указанная норма регулирует время, на которое должны предоставлять выходные дни. По своей сути это еще один, но более длительный перерыв между сменами работника, призванный восстановить его физическое и психоэмоциональное состояние после напряженного труда.

Порядок предоставления выходных дней регулирует ст. 111 ТК РФ:

  1. Для 5-дневной рабочей недели это, как правило, суббота и воскресенье. При 6-дневной рабочей неделе – один день. В любом случае общим днем отдыха должно быть воскресенье, а последующий еженедельный отдых можно предоставлять в любой другой день недели.
  2. При суммированном учете рабочего времени выходные можно предоставлять сотрудникам исходя из их графика работ в любой день недели.

Указанную выше норму, устанавливающую продолжительность еженедельного непрерывного отдыха, должны соблюдать все работодатели независимо от применяемого режима труда и отдыха. Это правило можно не соблюдать только при официальном привлечении сотрудника к работе в выходной день с повышенной оплатой (ст. 153 ТК РФ).

Таким образом, еженедельный непрерывный отдых – это временной интервал между окончанием одного рабочего дня и началом другого со строго регламентированной минимальной длительностью.

Общие принципы предоставления выходных дней таковы:

  • можно устанавливать в различные дни недели;
  • допустимо предоставление выходных поочередно каждой отдельной группе работников;
  • последовательность и порядок использования выходных дней закрепляют графиками работы и правила внутр. труд. распорядка.

Как должны отдыхать в нерабочие праздничные дни

Отдельные виды времени отдыха – также официальные государственные праздники, установленные в ст. 112 ТК РФ. Все трудящиеся имеют право на освобождение от работы в указанные дни.

Помимо общенациональных нерабочих выходных дней, субъектам РФ дано право устанавливать дополнительные даты отдыха в дни религиозных празднеств (примеры: Башкирия, Татарстан). Их статус в таких регионах равнозначен федеральным праздникам.

Сотрудникам, трудящимся на суммированном режиме работы, у которых рабочая смена по графику выпадает на праздник, он должен быть оплачен в увеличенном размере как работа в выходной либо в одинарном размере, но с предоставлением дополнительного времени освобождения от работы.

Читайте также: