Отдых это первичная или вторичная потребность

Обновлено: 18.09.2024

В статье анализируются различные потребности человека, приводятся различные классификации потребностей. Обращается внимание на потребность самоактуализации личности.

Похожие материалы

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.

Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c. 45].

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:

  1. биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
  2. экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют:

  1. социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
  2. престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
  3. духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.

  1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
  2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
  3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.

Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Иррационалистическое направление в философии: учебное пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995. 99 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64-66.
  6. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

Психологи говорят, что человек испытывает ПОТРЕБНОСТЬ, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать Эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицироватькак первичные и вторичные.


Рис. 13.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждаетв нем состояние устремленности. Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной работе, это может побудить вас попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить вас работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность будет удовлетворена. На рис. 13.1. показан такой тип поведения.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как ЗАКОН РЕЗУЛЬТАТА. Пол Лоуренс и Джей Лорш отмечают:

Продолжая наш пример, отметим: если вы видите, что, поставив перед собой какую-то задачу, вы удовлетворяете свою потребность в содержательной работе, вы будете стремиться и в будущем искать аналогичные задачи.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Например, вспомним приведенное в гл. 3 описание ситуации, когда внедрение технологии разработки длинного пласта на угольных шахтах разрушило независимые рабочие группы и лишило шахтеров близких межличностных отношений. Это пример того, как характеристики производственной ситуации и соответствующих задач могут влиять на удовлетворение потребностей. Новая технология также не давала шахтерам ощущения завершенности и содержательности выполняемой работы, потому что при новом методе каждый шахтер выполнял лишь малую часть общего процесса добычи угля. Следовательно, люди не имели возможности проявить все свои способности. В результате ухудшилась производственная дисциплина, увеличились число прогулов и текучесть рабочей силы, снизилась производительность труда. Эти проблемы исчезли сами собой, когда администрация так видоизменила производственный процесс, что технология перестала вступать в конфликт с потребностями людей.

СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ. Важно отметить, что не все рабочие испытывают высокую потребность в достижениях и независимости и похожи на шахтеров в описанном выше примере. У всех людей разные отпечатки пальцев, а характеры людей — это соединение самых различных черт. Отсюда следует, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей. Анализируя эту проблему, Стефен Кэрролл и Генри Тоси отмечают:

Таким образом, создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих рабочих, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют практическую теорию мотивации, ориентированных на отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии — все это усугубляет сложность мотивации. Пример 13.1. знакомит с возможностями улучшения трудовой этики.

Вознаграждения

ПРИМЕР 13.1.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Цель занятия: Определить основные принципы сохранения здоровья.

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Что такое потребности

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

· Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность - это желаемое, благо.

· Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое - расслабляемся.

· Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

· Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.

· Фрустрации - длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек - один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Физиологические Экзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологическиебазовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен - все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

· Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.

· Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).

· Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

· Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.

· Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.

· Пригодная для утоления жажды чистая вода.

· Безопасность жизни и жилища.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же, как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

· Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.

· Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные потребности - этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

1. Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

2. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

3. Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

В современной науке выделяют сразу несколько уровней потребностей. Впервые эту концепцию изобразил в виде модели ученый Маслоу. Он представил публике пирамиду, которая состояла из различных слоев. Каждый слой представлял собой определенную потребность, при этом первичные находились в самом низу. Чем выше уровень, тем меньше площадь слоя. Это объясняется тем, что людей с высшим уровнем потребности гораздо меньше, чем с первичным.

На самом деле не будет минимально сознательного обсуждения меньшинства без уважения основных прав участников процесса обсуждения, который включает гарантию индивидуальных свобод и определенные материальные условия, необходимые для осуществления гражданства.

Возможный резерв, экзистенциальный минимум и права человека. Полученный доступ 1 сентября. Подтверждая это утверждение, Фернандо Факури Скафф защищает: нет полной и полной Свободы Законодателя, чтобы включить в эту систему планирования то, что вы хотите. Законодатель, и тем более администратор, не имеет достаточной свободы распоряжаться ресурсами по своему усмотрению. Для Свободы Законодателя существует несколько ограничений на использование государственных ресурсов. Она подчиняется Превосходству.

Первичные потребности

Если быть точнее, первичные потребности есть у всех людей. Их еще называют физиологическими или врожденными. Вне зависимости от того, где и когда родился человек, он все равно будет испытывать желание их удовлетворять. Отклонения тоже бывают, но это очень редкие исключения, которые сопоставимы с болезнью.
К первичным относится потребность в сне, в еде и питье, в сексе, в общении, в отдыхе, в дыхание и т.д. Некоторые из них присутствуют с рождения, некоторые появляются с течением времени. Вторичные же потребности появляются только с возрастом. Их называют еще психологическими. Сюда можно отнести потребность в уважении, в привязанности, в успехе и т.д.

Часто потребность может находиться на стыке первичных и вторичных. В частности, потребность в общении. Однако тут нужно понимать, что без взаимодействия с другими людьми, без перенимания опыта, человек просто не сможет выжить.

Он не будет знать, как добывать еду, как правильно обустраивать жилище и так далее, то есть, не сможет существовать. Однако по сравнению абсолютной потребностью в сне или еде, общение отходит на второй план, но все-таки является первично необходимым.

Первичные и вторичные потребности

Потребность отражает ощущение физиологической или психологической недостаточности чего-либо.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Они включают потребности дышать, спать, есть, сексуальные потребности.

Вторичные потребности — по природе своей психологические (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к кому или чему-либо).

В силу этого первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Потребности невозможно непосредственно наблюдать и измерить. Потребности служат лишь мотивом к действию. О них можно судить по поведению людей. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности.

(Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее (определенную направленность к действию.

Рис. 4.8. Упрощенная модель (механизм) мотивации через удовлетворение потребностей

Менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством поведения, приводящего к достижению целей организации.

Сложность мотивации через потребности является следствием того, что не все рабочие испытывают высокую потребность в достижении результата и независимости. Этот вывод является весьма важным для определения взаимосвязи и потребности. Из него следует, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей и средств, которые по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.

7) ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.

Функция контроля

в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Функция контроля

может быть определена как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Основной задачей контроля

является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий.

Для обеспечения этой функции на всех предприятиях создаются соответствующие системы контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, так и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации.

8)

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. МОНИТОРИНГ.

Реализация функции контроля включает проведение различных видов контроля деятельности организации для достижения ее целей: предварительный, текущий

и
заключительный.
1) Предварительный контроль

осуществляется до фактического начала работ.

Предварительный контроль применяется, как правило, в трех ключевых областях обеспечения хозяйственной деятельности организации — человеческие ресурсы, материальные и финансовые ресурсы.

2) Текущий контроль

осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Это следует понимать не буквально. Такой контроль проводится как измерение фактических результатов (показателей результативности) после завершения конкретных этапов или элементов работы, направленной на достижение желаемых целей.

Организация текущего контроля осуществления в соответствии с принципом обеспечения обратной связи.

Под обратной связью в системе контроля понимается получение данных о текущих (измеренных) результатах.

3) Заключительный контроль

по принципу организации аналогичен текущему контролю, рассмотренному выше. Их различия заключаются в организации обратной связи и измерении результатов деятельности организации. При текущем контроле обратная связь используется в ходе проведения работ. Соответственно и измерения результатов производятся в процессе текущей деятельности организации. В рамках заключительного контроля обратная связь срабатывает после завершения всей работы.

Результаты также измеряются после завершения конкретных (оцениваемых) работ. Этот контроль не может повлиять на проблемы при их возникновения в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации по достижению ее целей, но он решает две важные задачи:

1. Полученная в результате заключительного контроля информация о достигнутых результатах используется для планирования при проведении аналогичных работ в будущем. Это позволяет избежать выявленных (или аналогичных) проблем посредством принятия упреждающих решений, а также повторения ошибок в будущем.

2. Полученные (измеренные) результаты способствуют объективной мотивации исполнителей (подразделений и руководителей).

— систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх организационных функций:

1. выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

2. устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;

3. устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.

9) ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ.

Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) включают:

1. Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля.

2. Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов).

3. Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Основные задачи контроля

1. Обнаружение и устранение неопределенности

является первой и наиболее очевидной задачей контроля, вытекающей из определения самой функции.

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций

предусматривает своевременное выявление проблем, которые могут развиться в кризис, для принятия неотложных мер по его недопущению.

3. Поддержание успеха

является одной из основных задач контроля. Эта задача состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно могут способствовать достижению ее общих целей.

4. Широта контроля

. Контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель обязан осознать и осуществлять эту функцию как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Контроль должен осуществляться на всех стадиях процесса управления. Ни одну функцию менеджмента (планирование, организация, мотивация) нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

Реализация основных задач функции контроля и эффективность конкретной системы контроля связаны с определенным подходом к организации контроля на предприятии

. В практике разработки систем контроля используются различные подходы, определяемые ориентацией руководства и действующей организационной структурой предприятия. Известны три подхода к организации системы контроля: рыночный, бюрократический и клановый.

1. Рыночный подход

ориентирован на оценку и контроль достижения организацией и ее подразделениями результатов, характеризующих рыночную позицию конкретного предприятия (подразделения), его ценовую конкурентоспособность, уровень прибыли (в том числе долю в общей прибыли организации) и т.п. Этот подход может эффективно использоваться в компаниях с децентрализованной рыночно ориентированной организационной структурой, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, имеющих четкие спецификации продукции и/или услуги на конкретных рынках (сегментах рынка). Характерной особенностью рыночного подхода к организации системы контроля является использование норм и стандартов, применяемых в процессе контроля, которые могут использоваться в качестве определенной базы для принятия решений, связанных с проведением стратегических изменений в конкретном бизнесе (бизнесах).

2. Бюрократический подход

к контролю предусматривает организацию работ с учетом выполнения сотрудниками всевозможных правил, положений, инструкций и других регламентирующих документов. В силу этого такой контроль базируется на установленной в организации иерархии полномочий и ответственности. Для его внедрения необходима высокая степень формализации и стандартизации всей хозяйственной деятельности организации (структуризация и стандартизация работ, внедрение бюджетов и соответствующей системы учета и отчетности, а также других административных механизмов, определяющих деятельность и поведение сотрудников в организации). Поведение сотрудников при такой организации работ и их контроле может быть регламентированным и ожидаемым даже в случае определенной децентрализации управления организацией в целом.

3. При клановом подходе

В целом современные организации в большинстве своем используют при создании конкретных систем контроля различные комбинации приведенных выше подходов. Например, бюрократический и рыночный, клановый и рыночный. Главной целью при создании систем контроля остается обеспечение возможности результативно и эффективно достигать желаемого результата (своих целей).

10) КОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЛИНГ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА КАК СИСТЕМЫ.

В последнее время среди методов управления свое развитие получает контроллинг(от англ. — control

контролировать, управлять). Он представляет собой совокупность способов управления, ориентированных на достижение конечных целей и результатов деятельности организации (предприятия, АО, фирмы).

В оперативном

контроллинге основным первичным показателем управления служит прибыль, в стратегическом же контроллинге — потенциал предприятия, т.е. его жизнеспособность и возможность получения прибыли в будущем.

Однако в обоих случаях управление прибылью является важнейшим предназначением контроллинга. Исходя из этого, он включает в себя:

Создание и использование соответствующей системы учета и отчетности;

1. использование модифицированной группировки затрат на производство и реализацию продукции;

2. выявление и анализ отклонений фактических затрат и общих результатов от плановых;

3. оперативную передачу информации о возникших отклонениях в службы управления;

Контроллинг в управлении связывает воедино планирование, учет, контроль, анализ, информационное обеспечение, отслеживает протекание производственных и хозяйственных процессов в реальном режиме времени (осуществляет мониторинг) и на этой основе разрабатывает рекомендации для принятия соответствующих решений.

Основополагающим элементом контроллинга является управленческий учет,

использующий соответствующую систему методов и показателей для оценки результатов деятельности предприятия, его текущего состояния, а также планирования его развития. Однако контроллинг не подменяет собой управление в целом, а выполняет роль механизма, обеспечивающего в управлении обратную связьи предоставление руководителям (менеджерам) необходимой информации для своевременного принятия ими управленческих решений в той или иной области. Не совпадают по своей сути контроллинг и контроль. Контроль, как известно, направлен в основном в прошлое, на выявление ошибок и виновных. Контроллинг же — это проверка настоящего, текущих затрат предприятия и его подразделений, и управление будущим объекта. В этом его роль частично совпадает с предварительным контролем.

Одну из задач контроллинга составляет выявление и анализ отклонений фактических результатов от плановых. Экономический анализ отклонений — это прежде всего факторный анализ. Его цель — определение и оценка каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению тех или иных отклонений.

Расчет отклонений используется руководителями (менеджерами) для оценки текущей деятельности подразделений и предприятия в целом. Он может быть также применен для анализа долгосрочных программ развития предприятия.

Контроллинг призван обеспечивать не только эффективную текущую деятельность предприятия (АО, фирмы), но и успешное достижение его перспективных целей. Он помогает определению стратегической позиции предприятия, анализирует информацию, поступающую из внутренней и внешней сред, проводит диагностику (анализ) инвестиционных проектов, финансово-хозяйственного положения предприятия, используя при этом различные приемы и методы, в том числе SWOT-анализ, конкурентный анализ, матрицу БКГ и др.

В число задач контроллинга входит также оценка и управление рискамипредприятия (АО). Управление риском означает деятельность, направленную на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предприятия (АО). Оно включает в себя выявление рисков, которым предприятие подвержено в большей степени, нахождение способов избежания или снижения потерь, которые могут иметь место в результате того или иного риска, а также разработку мероприятий по возмещению понесенного ущерба.

Контроллинг для многих предприятий и АО — дело новое. Исходя из имеющегося опыта, его внедрение на предприятии целесообразно осуществлять в такой последовательности:

1. Обследование системы учета и планирования затрат по всем элементам.

2. Обследование системы документ оборота, связанного с формированием затрат.

3. Обследованием информационных систем на предприятии.

4. Разработка методических указаний по сбору данных службой контроллинга.

5. Внедрение системы сбора данных для службы контроллинга.

6. Разработка методических рекомендаций по преобразованию системы планирования на предприятии.

7. Разработка предложений по совершенствованию документооборота на предприятии.

8. Разработка предложений по совершенствованию информационных систем.

В целом роль контроллинга в менеджменте можно выразить следующей формулой:

МЕНЕДЖМЕНТ = ПЛАНИРОВАНИЕ + КОНТРОЛЛИНГ, (6)

Уровни потребностей

Человек, которому нечего есть, вряд ли будет думать о том, каким маслом он натирает себе волосы. Переход между уровнями возможен только в том случае, если потребность нижнего слоя была полностью удовлетворена. Таким образом Маслоу выделяет следующие уровни (снизу вверх):

1. Физиологические потребности. 2. Потребность в безопасности. 3. Социальный статус (любовь, принадлежность к определенной группе). 4. Признание (власть, право принимать решение). 5. Потребность в самовыражении.

Однако в последние годы жизни, ученый утверждал, что на вершине пирамиды должна располагаться самотрансцендентность, то есть выход за пределы собственного я. Если раньше человек мечтал только реализовать собственный потенциал, то теперь стремится выйти за границы собственных возможностей.

Читайте также: