Отдых фавна картина леонардо да винчи

Обновлено: 18.09.2024

О работе

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.

Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.

Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Другие названия картины

  • Джоконда
  • Портрет госпожи Лизы дель Джокондо

История создания картины

Леонардо да Винчи, кто написал картину Джоконда, в период своего третьего пребывания во Флоренции жил в одном из домов рядом с палаццо Гонди, в нескольких шагах от пьяцца дела Синьория (площади Синьории), который принадлежал ветви семьи Герардини, Монтальяри.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

С момента создания эту необычную картину сопровождали загадки и ожидания. Сегодня известно, что около 1503 года Леонардо начал написание портрета флорентийской дамы, Лизы Герардини, жены торговца шелком Франческо дель Джокондо,

Два события в супружеской жизни Франческо дель Джокондо и Лизы Герардини могли повлиять на создание этого портрета: приобретение частного дома в 1503 году и рождение второго сына Андреа в декабре 1502 года. Дата подтверждена в 2005 году, когда ученый Армин Шлехтер из Гейдельбергского университета обнаружил заметку на полях в издании 1477 года тома древнеримского философа Цицерона, Epistulae ad Familiares, когда он каталогизировал книгу для выставки инкунабул.

Датированная 1503 годом она была написана на латыни флорентийцем Агостино Веспуччи (секретарь и помощник Никколо Макиавелли и двоюродный брат Америго Веспуччи). В комментарии Веспуччи подчеркивает сходство стиля Леонардо и древнегреческого художника Апеллеса, проводя параллель между Венерой и Моной Лизой. И тот, и другой создали голову и плечи необычайно детализировано, оставив остальную часть картины несовершенной.

Благодаря этой информации удалось установить личность женщины, на протяжении столетий являвшейся предметом споров. Тем не менее, многие продолжают идентифицировать на картине других людей.

Слава о работе быстро распространилась среди тех, кто имел возможность наблюдать за ней в мастерской художника. Об этом свидетельствуют копии, которые были сделаны незамедлительно, включая рисунок Рафаэля (он мог его нарисовать около 1504 года). Хранящийся в Лувре он вдохновил его на портрет Маддалены Дони, датированный примерно 1506 годом. В нем можно находить сходства с Моной Лизой. Вполне вероятно, что Рафаэль пытался научиться у Леонардо того, кто написал портрет Мона Лиза, выражению, положению рук, способности передавать чувства, и всему потенциалу движения.

Самая известная версия Моны Лизы – безусловно, так называемая обнаженная Джоконда, известная как Монна Ванна, за которой может стоять имя Салаи. В любом случае это рисунок школы Леонардо да Винчи, который хранится в музее Конде в Шантийи.

Лиза Герардини

В своем завещании Франческо дель Джокондо поручает свою жену, о которой он говорит как о женщине с высочайшими моральными качествами, исключительно заботе своей дочери Мариетте, которая в 1519 год вошла в монастырь Сант’Орсола под именем сестры Людовики. Монастырь, известный своим ткачеством и вышивкой, функционировал как своего рода женский пансион, куда принимали одиноких женщин. Умерла она 15 июля 1542 года и похоронена в Сант’Орсола.

Описание портрета

Она одета в платье зеленого цвета из тяжелой материи с глубоким вырезом, по моде того времени, с вышивкой на груди и рукавах, сшитых из ткани желтого цвета. На голове у нее вуаль, которая удерживает ее длинные распущенные волосы, ниспадает на плечи.

Пейзаж

На заднем плане, за парапетом панорамной лоджии (о чем свидетельствуют основания двух боковых колонн на парапете), на котором стоит кресло, открывается речной пейзаж с обычным для Леонардо репертуаром скалистых пиков, оврагов, отрогов. Картина Джоконда Леонардо да Винчи – один из первых в истории живописи портретов, изображающий модель на фоне панорамы. И Леонардо был одним из первых художников, кто использовал и мог изображать использовавших воздушную перспективу. Интересная особенность ландшафта в том, что он неоднороден: левая сторона несколько ниже правой. Учитывая большое внимание Леонардо к деталям, большинство экспертов уверены в том, что это не вымышленный пейзаж, а очень точное место в Тоскане, там, где река Арно вытекает за пределы сельской местности Ареццо и принимает воды в долине Вальдикьяна.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

В любом случае, это не умаляет художественного значения внушительного моста в Буриано, который даже немецкие войска во время Второй мировой войны не осмелились взорвать. Ещё один фундаментальный факт заключается в том, что он находится всего в нескольких километрах от Латерины, а оба места расположены в Бальце-дель-Вальдарно.

Леонардо решил разместить линию горизонта не на шее, как он это сделал в Портрете Джиневры де Бенчи, а на уровне глаз. Таким образом, он связывает фигуру с пейзажем и подчеркивает таинственную природу картины, которая находит свое место в модели.

Мона Лиза – душа Леонардо

Он носил картину с собой повсюду, где только мог находиться, в переездах от одного двора к другому, пока не прибыл во Францию, в качестве гостя Франциска I. Леонардо поселился в замке Кло-Люсе, соединенном с Амбуазским замком подземным ходом, где и закончил свою земную жизнь, оставив легендарный портрет в наследство французам.

Салаи унаследовал работу и продал ее королю Франции Франциску I, цена составила 4000 золотых монет.

Живописные приемы мастера

Результаты сканирования Моны Лизы Леонардо, помимо обнаружения некоторых мазков, очерчивающих кисейную нижнюю юбку, которую в то время носили роженицы или матери, представляются интересными. Прежде всего, для описания того, какой техникой пользовался мастер. В частности, заслуживает внимания идентификация (на основе слоев краски) сводной подготовки портрета, основанной на гравировке. Что-то вроде карты физиогномики, благодаря которой художник воспринимал в основных линейных элементах правду о женщине перед ним.

После этого началось рисование, в конце концов, чтобы через цвет, кьяроскуро, нанесение тонких слоев стать портретом с трехмерным эффектом. Чтобы лицо казалось нежным, в своем трактате о живописи Леонардо призывал своих коллег относиться правильно и с большим уважением к моделям. Мастер предпочитал назначать сеансы в пасмурные дни; причина – чтобы модель не представлялась с ясно очерченными чертами, которые могли бы сделать выражение лица мрачным. На заключительном этапе художник вмешивался в работу техникой, которую он начал называть сфумато.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Описание сфумато Леонардо:

  • техника мягкого размытия рисунка пальцами или куском ткани пигментом, разбавленным в связующем веществе, для создания тонких градаций, не включающих линий или границ, от светлых участков к темным;
  • использовалась не только для неуловимого изображения человеческого лица, но и для создания богатых атмосферных эффектов: для уменьшения резкости профилей гор или удаленных объектов, воссоздания эффекта размытия, вызванного на расстоянии атмосферной влажностью – воздушной перспективы.

По словам канадских ученых, загадка Леонардо и в этих нюансах. Художники, ни для кого не секрет, работали пальцами. Сфумато проявляется после высыхания основных красок при разбавлении грунтов и оксидов в достаточно жидких растворах. Затем цвет растягивается внешней стороной большого или указательного пальца. Но согласно исследованиям картины, основанным на технологически продвинутых инструментах, секреты тонкостей Леонардо по-прежнему остаются недоступными. Мазки кисти настолько тонкие, что их невозможно идентифицировать даже под микроскопом.

Некоторые художники, особенно фламандские, еще до Леонардо работали над реалистичным воспроизведением далеких пейзажей. Но у Леонардо это осознание становится правилом. Тосканский художник заметил, что объект на расстоянии не просто кажется меньше, но и меняет свой правильный цвет, а линии рисунка становятся менее четкими. Как ослабление цвета, так и эффект текстуры происходят из-за влажности в воздухе, которая скрывает удаленные объекты. Чем больше расстояние, в котором накапливается большое количество подвешенной влаги, тем больше нанесенный слой растягивается в широком сфумато. В случае картин, на которых объект виден на переднем плане, на фоне большого пейзажа – как в случае Моны Лизы – мы видим дальнейшее усиление сфумато пейзажа, поскольку художник, очевидно, принимает во внимание функционирование человеческого глаза, здесь призванного сосредоточить внимание главным образом на изображаемом человеке, а не на фоне позади него.

Загадка улыбки Моны Лизы

Поза Моны Лизы – нетрадиционна для живописи первой половины 16 века (ее много копировали). В книге Мона Лиза: История самой известной в мире живописи, британский историк Дональд Сассун прослеживает истоки мистики Моны Лизы на протяжении пяти веков. Он пришел к выводу, что в самой картине было что-то особенное. Поза и техника расценивались как революционные современниками Леонардо, включая Микеланджело.

Загадочная улыбка Джоконды картина Леонардо да Винчи – в большей степени современная тайна. Улыбкой Моны Лизы впервые увлеклись искусствоведы и писатели XIX века. Было выдвинуто много теорий и проведен ни один анализ. Была ли она беременна и поэтому безмятежна? Пыталась ли она улыбаться, не выдавая недостающих зубов? Каким бы ни было объяснение, в улыбке Моны Лизы есть что-то дразнящее, непостоянное. Как и отсутствие у нее бровей. Бритье бровей, возможно, флорентийская мода 16 века, но она помогает придать Моне Лизе загадочное выражение лица.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят

Портрет Мона Лиза Леонардо да Винчи, помимо прочего, представляет собойэксперимент с асимметрией и хаосом. Леонардо напуган и привлечен хаосом, но ему удается заметить, что хаос также подчиняется правилу. Нельзя забывать его необычные рисунки, посвященные штормам, волнам, наводнениям. Один из аспектов, исследуемых художником в Моне Лизе, – это взаимосвязь между симметрией и асимметрией, между порядком и хаосом, которому он не придает отрицательного значения.

Кража шедевра – Верните нам Мону Лизу

Слава картины резко возросла после этого необычного события: ранним утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру отправился в Лувр, закрытый для публики, как и каждый понедельник. Он намеревался сделать копию Моны Лизы. Но когда он подошел к стене, он понял, что картины исчезла. Об этих моментах рассказывается в статье, опубликованной в Le Figaro от 23 августа.

Сначала бригадный генерал Попарден, предупрежденный Беру, подумал, что картина находилась в фотоателье Брауна (ему разрешалось перевозить работы для фотографирования в нерабочие для публики часы музея. Однако картины не было в ателье, и пришлось осознать то, что она была украдена. От работы остались только два атрибута – рама и стекло. Помещения были эвакуированы, все двери музея закрыты, а персонал немедленно вызван на первые допросы.

Интересно:

Это была первая крупная кража произведения искусства из музея. Сразу же французская полиция начала допрашивать всех, кто был в Лувре во время ремонтных работ, но безрезультатно. Подозрения пали на группу рабочих, которых видели перед картиной накануне, в понедельник. Затем заподозрили Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо (первого даже арестовали). Дело в том, что они всегда высказывали желание очистить музеи от старого искусства и заполнить их своими работами. Очевидно, что это была только мания величия.

В чем же секрет картины Джоконда, почему о ней так много говорят


Директор Уффици убедился, что это оригинал, проинформировал власти, и префект арестовал вора. Во время допроса Перуджа сказал, что работал в Лувре: он сам монтировал витрину, в которой находилась картина. Когда он решил спланировать кражу, ему было легко проникнуть в музей, и избежать наблюдения. Он провел всю ночь в шкафу, на второй день рано утром разобрал витрину, взял картину, завернул ее в пальто и спокойно вышел. Он даже взял такси и вернулся в парижский пансион, где остановился, положил картину в чемодан, который спрятал под кроватью, и оставался там, не вызывая никаких подозрений 28 месяцев.

Суд состоялся в июне 1914 года во Флоренции (к тому времени Мона Лиза уже вернулась в Лувр). Перуджа, движимый упрощенным патриотизмом, даже ожидал благодарности и награды от итальянского государства. Он был приговорен к полутора годам тюремного заключения, но его наивность вызвала сочувствие у публики.

Набросок портрета Леонардо да Винчи, 1517-1518 гг., Британская королевская коллекция. Изображение: Royal Collection Trust

За 500 лет рабочие материалы Леонардо да Винчи прошли через множество рук, однако небольшой портрет пожилого длиннобородого мужчины специалисты заметили только сейчас, и то благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Альбом с набросками Леонардо да Винчи и его учеников хранился в Британской королевской коллекции с XVII века – его приобрел еще Карл II. При королеве Виктории альбом разобрали на отдельные листы и каждый лист поместили в отдельную рамку, а в начале XX века все листы опять перебрали и пометили личной монограммой Эдуарда VII.

За столетия рабочие материалы Леонардо прошли через множество рук: кураторы проводили инвентаризации, искусствоведы составляли каталоги, специалисты готовили материалы к различным выставкам – однако небольшой портрет пожилого мужчины, затерявшийся в ногах лошадей (буквально) на листе под инвентарным номером RCIN 912300, не привлекал к себе почти никакого внимания.


Нужный человек – это Мартин Клейтон (Martin Clayton), глава отдела печатной графики и рисунков в Трасте Королевской коллекции: он занимался подбором работ для будущей выставки. Отметим приятную деталь – Клейтон не раз говорил, что интерес к искусству в нем пробудился в юности, после школьной поездки в Санкт-Петербург и посещения Эрмитажа. Сейчас, по счастливому стечению обстоятельств, основная специализация искусствоведа Клейтона – графика Леонардо да Винчи.

Рассматривая альбомный лист № 912300, он обратил внимание на одну из трех зарисовок – изображение пожилого мужчины с роскошной бородой. Рядом с ним на желтоватом листе бумаги размером 26*17 см (меньше А4) расположился портрет улыбающегося молодого человека и два эскиза ног лошади. На обратной стороне листа – четыре эскиза передних ног лошади.

С лошадиными ногами все понятно: рисунки на этом листе датируются 1517-1518 годами, когда Леонардо доживал свой век во Франции и, скорее всего, работал над очередным так и не законченным конным монументом по заказу короля Франциска I.

Пожилой человек на маленьком чернильном наброске очень напоминал Леонардо на единственном известном прижизненном портрете – рисунке сангиной, созданном в последние годы жизни мастера его учеником Франческо Мельци. Этот знаменитый портрет тоже, к слову, принадлежит британской королевской семье.



Что касается прижизненных портретов Леонардо, выполненных другими художниками, – исследователи продолжают выдвигать версии и искать подходящие изображения бородатых старцев на картинах современников да Винчи, но до сих пор официально был признан лишь один – торжественный профиль работы Франческо Мельци.


Автор портрета, скорее всего, останется неизвестным – бумага свободно лежала в мастерской, ее могли брать и использовать для набросков ученики или помощники Леонардо. Возможно, так оно и было: один из учеников взял обычный лист и сделал несколько зарисовок, включая портрет пожилого бородатого мужчины, находившегося в мастерской.


Справа от портрета видна пометка "23", сделанная рукой Франческо Мельци. Фото: Royal Collection Trust

Рекомендуем также наш материал об исследовании здоровья другой великой исторической личности, Жанны д'Арк.

Картины Леонардо Да Винчи

Другое

Энциклопедист Леонардо да Винчи внес весомый вклад в развитие науки, но в первую очередь был талантливым художником, создавшим настоящие шедевры живописи. Трудно среди всех работ мастера выбрать наиболее значимые, но постараемся, и в нашей небольшой галерее лучшие картины Леонардо да Винчи.

Мона Лиза

Мона Лиза

Портреты занимали важное место в творчестве итальянского живописца, а портрет Лизы дель Джокондо самое известное произведение Леонардо, и одна из самых известных картин в мире.

Витрувианский человек

Витрувианский человек

Написанный карандашом рисунок должен был стать иллюстрацией книги о работах древнеримского архитектора Витрувия. Обнаружили рисунок в одном из дневников мастера живописи.

На нем фигура обнаженного человека в двух позициях, наложенных одна на другую. Один вписан в круг, другой в круг и в квадрат. Рисунок стал предметом многочисленных споров, но все сходятся во мнении, что Витрувианский человек образец канонической пропорции.

Рисунок доказывает, что Леонардо был увлечен изучением строения человеческого тела, и проводил полномасштабные исследования в области пропорций. Еще одной особенностью рисунка выступает то, что он одновременно признан и шедевром живописи и получил статус научного труда. Хранится в музее города Венеция, где жил и работал Леонардо да Винчи.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа

Жена придворного архитектора Мария Бенуа в 1914 году эту картину Эрмитажу, и Мадонна с цветком стала украшением знаменитого российского художественного музея. Всегда так с названиями картин, когда они получают прозвище последнего владельца.

Красивый портрет матери с младенцем является одной из ранних работ итальянского мастера, а написан он был предположительно между 1478 и 1480 годами. Мадонна с младенцем на руках помещена художником в полутемную комнату, но игра светотени делает их образы светлыми и яркими.

Интересна история произведения. Следы ее терялись в XIX столетии, но перед Первой мировой войной она объявилась в России. Картину хотели вывести за границу, но Мария Александровна согласилась оставить ее в Российской империи, продав ее за 150 тысяч Эрмитажу.

Автопортрет

Автопортрет

Благодаря этому автопортрету мы доподлинно знаем, как выглядел прославленный итальянский живописец и ученый. Биографы и искусствоведы считают, что написал его Леонардо в возрасте 60 лет.

Рисунок, написанный сангиной по бумаге, и сегодня вызывает множество споров. Его идентифицировали в XIX столетии, но есть специалисты, которые считают, что это более поздняя копия, а не рука самого Леонардо да Винчи.

Мадонна Литта

Мадонна Литта

Сохранившаяся до наших времен в хорошем качестве картина, на которой изображена Мадонна с ребенком на руках, экспонируется в Государственном Эрмитаже.

Традиционно работу приписывают кисти Леонардо да Винчи, но некоторые искусствоведы выдвинули предположение, что заканчивал ее уже ученик мастера Джованни Больтфаррио. Художнику удалось сделать яркий контраст благодаря двум арочным окнам.

Благовещение

Популярные картины Леонардо да Винчи: Благовещение

Мастер итальянского возрождения часто обращался к библейским сюжетам. Один из шедевров кисти Леонардо запечатлел момент, когда Марии сообщают весть о том, что она родит Иисуса.

Это ранняя работа художника, которую он писал еще, будучи учеником в мастерской Верроккьо. На переднем плане изображены фигуры архангела и Девы Марии. Горизонтальное расположение картины позволило мастеру поместить на заднем плане объемный пейзаж.

Мадонна с гранатом

мадонна с гранатом леонардо да винчи

Одна из самых ранних работ живописца, на которой он изобразил Мадонну с младенцем. Искусствоведы считают, что портрет написан Лоренцо ди Креди. Именно его имя стоит под картиной в Вашингтонской художественной галерее.

Но проанализировав композицию, образы Девы Марии и младенца, технику написания, ученые пришли к выводу, что, по крайней мере, да Винчи выступил соавтором этого шедевра европейского Возрождения. Поворот головы Мадонны, два окна на заднем плане и многие другие детали Леонардо использовал в своих последующих работах.

Наблюдается некая диспропорция в фигуре младенца. Возможно, у художника отсутствовал натурщик, а может мастер, таким образом, подчеркнул неземное происхождение Сына божьего.

Дама с горностаем

Популярные картины Леонардо да Винчи:

Портрет наполнен многочисленными тайными символами, которые указывают на личность, изображенной на картине красивой женщины. Искусствоведы однозначно признают в ней Чечилию Галлерани, которая была любовницей Лодовико Сфорца.

Многие специалисты считают, что это одна из самых красивых работ Леонардо да Винчи. Художник использовал традиционную для того времени технику написания портретов по пояс. Это дало возможность изобразить красивые руки женщины, поместив в них пушистого зверька.

Идентифицировали картину в конце XIX столетия, а сейчас она выставлена Национальном музее польского города Кракова. Привез портрет в Польшу в конце XVIII века князь Адам Ежи Чарторыйский.

Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

В коллекции Леонардо две работы с таким наименованием, и практически не отличающимися своим сюжетом и композицией. Дева Мария среди скал была написана по заказу священников церкви Сан Франческо Гранде.

Художник не стал отдавать заказ, и тогда по требованию священнослужителей написал вторую версию. В композицию вписаны не только фигуры Мадонны и Иисуса, но и образы Иоанна Крестителя и архангела. Горный пейзаж дал наименование картине, а сама композиция представляет собой пирамиду, что было характерно для работ мастера.

Две картины великолепно сохранились, и выставлены на обозрение. Одна — в художественной галерее английской столицы, вторая прописалась в Лувре.

Тайная вечеря

Популярные картины Леонардо да Винчи: Тайная вечеря

Фреска на библейский сюжет написана Леонардо на стене трапезной доминиканского монастыря в Милане. Монументальную роспись художник создавал в течение трёх лет, с 1495 по 1498 год.

Последний ужин Иисуса со своими апостолами Леонардо наносил на сухую стену, а не на влажную штукатурку. Из-за того, что при росписи стены рисунок нельзя изменять да Винчи покрыл стену гипсом, смолой, а затем уже наносил по ним краску.

Фреска несколько раз реставрировалась, а последняя масштабная реставрация заняла 21 год и была закончена в мае 1999 года. Зрители увидели отреставрированный шедевр, покрытый специальным раствором предотвращающий дальнейшее разрушение. Не обошлось и без критики, когда после реставрации специалисты отметили, что многие краски утратили свой первоначальный оригинальный цвет.

В заключение

Жизнь Леонардо да Винчи, как и его работы полна загадок. В молодости Леонардо учился живописи в мастерской Андреа дель Верроккьо, но намного превзошел своего учителя, создав свой особый стиль и технику написания картин. Время не пощадило некоторые работы великого мастера, но сохранившиеся, самые известные картины выставлены в знаменитых музеях мира. Среди картин есть великолепные рисунки в дневниках, полные тайн и загадок, но история со временем откроет и эти загадки живописца и ученого Леонардо да Винчи.

Редакция TheBiggest просит Вас написать какие картины Леонардо да Винчи Вам наиболее симпатичны.


В Лувре 24 октября 2019 года открылась выставка Леонардо да Винчи, приуроченная к 500-летию со дня смерти художника, которую полноправно считают одним из ключевых событий в мире искусства в этом году. Всего на выставке в парижском Лувре будет представлено 160 работ великого мастера – картины, манускрипты, рисунки, скульптуры. Произведения из фондов главного французского музея будут дополнены работами, которые принадлежат музеям Италии, Великобритании, России, Германии, США и некоторым престижным частным коллекциям.

Уникальная возможность, благодаря проводимой выставке, заключается в том, что она позволяет не только увидеть сразу 11 картин кисти Леонардо да Винчи, но и познакомиться с не менее ценными и более редкими работами – чертежами, манускриптами и карандашными рисунками, которые Леонардо создавал не только в рамках своей творческой деятельности, но и в процессе создания уникальных для своего времени изобретений.

2. Как организована выставка

В Лувре выставка Леонардо да Винчи разместилась в зале Наполеона, непосредственно под Пирамидой Лувра. Организаторы выставки представили работы Леонардо да Винчи в свете пяти главных тем, рассказывающих о его творчестве:

3. Какие работы представлены на выставке

В результате усилий по организации выставки, подготовка к которой началась в 2015 году, Лувр смог добиться того, чтобы в составе временных экспозиций посетители смогли увидеть 11 картин Леонардо да Винчи – уникальное количество одновременно демонстрируемых работ художника. До открытия текущей выставки наибольшее количество картин мастера было представлено в 2011 году в Лондоне – тогда было показано 9 работ.

И хотя изначально планировалось договориться о большем количестве заимствований, с некоторыми музеями парижский Лувр не смог либо принципиально договориться, либо не получилось достичь договорённости к моменту начала выставки. Однако в конечном счёте к 5 картинам экспозиции, принадлежащим Лувру, удалось добавить ещё 6 картин:

И конечно же на выставке представлены картины, находящиеся в коллекции Лувра:


4. Какая работа ещё может появиться


Поэтому сейчас вместо оригинала картины посетители могут увидеть на выставке только копию, написанную учениками Леонардо да Винчи.

5. Какие картины не удалось выставить

Несмотря на то, что подготовка к организации выставки заняла длительное время, Лувр всё же не смог договориться, по информации Artnet, с владельцами других коллекций о предоставлении всех картин, которые планировалось показать:

6. VR-дополнение к выставленным картинам


Фото: HTC Vive Arts and Emissive

Современным дополнением к формату классической выставки станет возможность познакомиться с Моной Лизой в виртуальной реальности. Посетители с помощью 7-минутной VR-истории смогут оценить новый взгляд на знаменитую картину мастера, а также познакомиться с её многовековой историей, представленной в интерактивном и экспериментальном виде.

7. Билеты и время работы

Выставка Леонардо да Винчи в Лувре будет открыта для посетителей до 24 февраля 2020 года.

Читайте также: