Отдых физической нагрузки это

Обновлено: 04.10.2024

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Пассивный отдых - относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Активный отдых - выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью. Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный.

Комбинированный отдых - объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации. [4]

Типы интервалов отдыха

Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходного уровня или же до фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления). Тренировка в фазе недовосстановления недопустима для занимающихся оздоровительной физической культурой, так как адаптационные возможности людей ограничены. Чем больше величина тренировочной нагрузки, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. При 3_разовой тренировке с использованием средних по величине нагрузок (30-60 мин) продолжительность отдыха в течение 48 часов обеспечивает полное восстановление функций. При малых нагрузках (15_30мин) восстановление работоспособности завершается в течение нескольких часов, поэтому тренировки могут проводиться 5-6 раз в неделю. Однако, например, ежедневный бег с использованием малых нагрузок менее эффективен, поскольку вызывает значительно меньшие функциональные сдвиги в организме.[11,14]

Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные. Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, не постоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект от отдельной нагрузки, так и от всего занятия. [9]

Отдых как компонент спортивной тренировки

Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компонента тренировки, когда он организован в соответствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке. Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:

- обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем самым позволяет повторно использовать их;

- служит одним из средств оптимизации эффекта нагрузок.

Как восстановительная фаза отдых в процессе тренировки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переключения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассивного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогревание в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

В общем виде под нагрузкой следует понимать меру воздействия на организм человека. Нагрузка — это не только сама физическая работа, а одновременно и ее следствие, так как она регулируется длительностью (объемом) и мощностью (интенсивностью) мышечной деятельности.

При характеристике физической нагрузки абстрагируются от конкретных физических упражнений, подчеркивая лишь мощность (степень) воздействия, независимо от характера тренировочной работы. Следовательно, одинаковые ответные реакции организма могут быть при различных по характеру, но сходных по величине тренировочных воздействиях.

Под объемом нагрузки понимается суммарное количество работы, проделываемой при выполнении физических упражнений, или сумма всех упражнений, которые выполняют занимающиеся за определенный отрезок времени. Интенсивность нагрузки — это сила воздействия выполняемых упражнений на организм занимающихся. Она характеризуется мощностью выполненной работы, ее напряженностью во времени.

Нагрузку или тренировочное воздействие классифицируют:

  • • по характеру (специфичности);
  • • направленности;
  • • величине;
  • • координационной сложности.

По характеру нагрузки разделяются на специфические, тренировочные и соревновательные; по направленности — способствующие развитию отдельных физических способностей (силовых, скоростных, координационных и др.) или их компонентов (аэробных и анаэробных возможностей); по величине на малые, средние, большие; по координационной сложности на выполняемые в стереотипных или вариативных условиях.

Нагрузки также различают:

  • • стандартную — практически одинаковую по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия;
  • • переменную, изменяющуюся входе выполнения упражнения.

Использование стандартных нагрузок направлено на долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме человека, на основе которых происходит развитие физических способностей.

При применении переменных нагрузок создаются условия, нейтрализующие переутомление, стимулируются восстановительные процессы [25].

По направленности различают нагрузки: комплексное и избирательное воздействие, а также восстановление работоспособности занимающегося. В частности, комплексность проявляется в воздействии именно на те энергетические источники и системы организма, которые интенсивно функционируют в процессе соревновательной деятельности; избирательность реализуется акцентированным воздействием на отдельные системы организма; восстановительная направленность обеспечивает сохранение работоспособности за счет реализации феномена активного отдыха.

Специфичность нагрузки определяется ее соответствием основным показателям координационной структуры движений и особенностями функционирования основных систем организма, характеристикам выбранного вида двигательной деятельности. Вместе с тем использование такого критерия, как соответствие соревновательного и тренировочного упражнения по внешним признакам, может привести к неверным выводам и в результате — к нерациональному распределению средств по величине и направленности тренировочного эффекта.

В свою очередь специфические тренировочные упражнения, имитирующие соревновательную нагрузку или ее фрагменты и выполняемые в облегченных условиях, по динамическим, временным характеристикам, структуре работы мышц, особенностям энергетического обеспечения могут значительно отличаться от соревновательных действий по внешним признакам. Когда человек выполняет какое-либо достаточно длительное упражнение, оно всегда характеризуется, как уже отмечалось, тремя основными переменными.

1. Интенсивностью выполняемого двигательного задания.

одна из трех механических величин: скорость, мощность, сила.

2. Объемом выполняемого двигательного задания.

Этими словами обозначается одна из трех механических величин: пройденное расстояние, выполненная работа, импульс силы.

3. Время выполнения.

Параметры объема и интенсивности нагрузки в отдельном упражнении характеризуются длительностью и силой воздействия. Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность, тем меньше ее объем.

Другой закономерностью соотношения параметров нагрузки является обратимость двигательных заданий. В частности, показатели, полученные при заданиях одного типа (например, бег с заданной скоростью), можно переносить на задания другого типа (например, бег на определенную дистанцию), если только задаваемые и регистрируемые значения времени, объема или интенсивности совпадают.

В таблице 5.1 сведены разные варианты изменения сочетания нагрузки.

Варианты изменения сочетания физической нагрузки (по В. Зациорскому)

Задается как параметр двигательного задания

дистанция (метры)

— скорость, м/с, время, с

— бег на определенную дистанцию, например, 5000 м

— средняя мощность, Вт, время, с

— выполнение на велоэргометре работы 30 000 Дж

— импульс силы, Н, с

— средняя силы, Н; время, с

— проявление определенной величины импульса силы

Интенсивность

скорость, м/с

— пройденная дистанция, м; время, с

— бег или плавание с заданной скоростью (например, 6,0 м/с или 1,2 м/с)

— выполняется работа, Дж, время, с

— вращение педалей велоэргометра с мощностью 150 Вт

— импульс силы, н х с; время, с

— удержание груза 10 кг (98н) прямой рукой в горизонтальном положении

Данные таблицы отражают нагрузки при варьировании заданного параметра.

Одним из существенных компонентов нагрузки, по-видимому, является интенсивность, которая вносит наиболее значимый вклад в тренировочный эффект. В циклических видах физической активности наблюдается непропорциональное возрастание энергетических трат организма при последовательном и равномерном увеличении скорости передвижения. Так, поданным В.Н. Платонова [1] [26], возрастание скорости плавания с 80 до 85% увеличивает энерготраты примерно на 9%, а с 90 до 95% и с 95 до 100% — соответственно на 12 и 20%.

В большинстве случаев интенсивность работы рассматривается относительно максимального усилия, количества повторений, потребдения кислорода и числа сердечных сокращений. Исходя из индивидуальных показателей максимального теста, разрабатываются зоны интенсивности упражнения. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать избирательной мобилизации тех или иных источников образования энергии (аэробных или анаэробных) и развивать специальную выносливость или скоростные возможности занимающегося.

Наиболее обоснованы зоны интенсивности для циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание, велосипедный спорт и т.д.). Если при выполнении упражнений поглощение кислорода полностью удовлетворяет потребность организма в нем, то эта зона имеет аэробную направленность. Скорость выполнения упражнений при этом — примерно 35—45%, частота пульса — 60—70%, а потребление кислорода — 25—40% от максимальной величины. Выполнение упражнений в этой зоне способствует совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем и экономизации функций.

При увеличении интенсивности работы наступает момент, когда запрос кислорода и его потребление уравниваются. Продолжительная работа в этих условиях возможна только при полной мобилизации всех систем организма. Скорость выполнения упражнения — 50—70% от максимальной. В этой зоне происходит активизация анаэробных процессов, что в свою очередь стимулирует также и аэробные процессы. Потребление кислорода возрастает до 45—70% от максимального. Работа в этой зоне дает значительный тренировочный эффект. Частота сердечных сокращений составляет 75—85% от максимальной. Особенность зоны — ее аэробно — анаэробная направленность.

Для следующей зоны характерно значительное превышение кислородного запроса над потреблением. Выполнение работы с около- предельной и максимальной интенсивностью ведет к резкому росту энергозатрат. Следует отметить, что небольшое увеличение скорости приводит к значительным сдвигам в анаэробных процессах. Частота пульса становится максимальной. Эффект тренировок достигается за счет стимулирования ресинтеза АТФ и повышения психической устойчивости к недостатку кислорода. Работа в этой зоне направлена на повышение анаэробных процессов.

В зависимости от степени тренированности занимающегося и состояния его здоровья эффект в каждой зоне может быть ниже или выше. Поэтому абсолютные значения скорости выполнения упражнений, частоты пульса и величины потребления кислорода могут изменяться. Так, в результате повышения работоспособности занимающегося часть нагрузки, которая раньше носила аэробно-анаэробную направленность, выполняется только за счет аэробных процессов. Все это вызывает необходимость уточнять максимальную скорость выполнения упражнения. При этом процентные соотношения частоты пульса, потребления кислорода и скорости упражнения остаются постоянными. Ввиду указанных причин границы зон интенсивности нецелесообразно представлять в абсолютных величинах.

Необходимо отметить, что наряду с вышеизложенными компонентами нагрузки выделяют следующие: продолжительность и характер отдыха; количество повторений. Продолжительность интервалов отдыха является фактором, определяющим величину и направленность изменений в организме, вызванных выполнением физических упражнений.

Различная длительность интервалов отдыха обусловлена неравномерностью течения восстановительных процессов. Вначале восстановление идет быстро, затем замедляется. Так, около 70% оперативной работоспособности восстанавливается за первую треть общего времени отдыха, 25% — во второй трети восстановительного периода и лишь 5% — за оставшееся время. Таким образом, выполнение последующих повторений или упражнений в различные периоды отдыха вызывает неодинаковые изменения в организме. У лип с различным уровнем физической подготовленности восстановление функций после одинаковой нагрузки неодинаково: у лиц с лучшей подготовленностью этот период короче; у лиц старших возрастных групп восстановление несколько замедляется, что следует учитывать при определении длительности отдыха.

Различная продолжительность интервалов отдыха зависит от величины предшествующей нагрузки и функционального состояния занимающегося. В интервалах отдыха отмечается разное время восстановления функций отдельных органов и систем. Чем меньше разница во времени восстановления ЧСС и частоты дыхания, тем выше уровень подготовленности занимающегося.

Применение нагрузок основано на этапности восстановления оперативной работоспособности. Это проявляется в том, что после значительной нагрузки наступает состояние пониженной работоспособности. Далее, по мере увеличения длительности отдыха работоспособность повышается, превосходит первоначальный уровень и некоторое время подвержена колебаниям. При этом в момент колебаний уровня работоспособности считается нецелесообразным применение физических нагрузок. Однако необходимо учитывать, что полный цикл смены фаз работоспособности отмечается начиная с микроцикла (нескольких занятий с промежутками отдыха).

Планирование длительности интервалов отдыха при выполнении упражнений осуществляется по конкретному показателю (ЧСС, лактат и т.д.) в зависимости от задач, поставленных на занятиях. На первоначальном этапе серии занятий применяются полные интервалы отдыха, т.е. когда в паузе отдыха осуществляется полное восстановление работоспособности к началу очередного упражнения. По мере повышения тренированности и для стимулирования восстановительных процессов используются неполные интервалы. Следующее упражнение начинается через 2/3 времени, необходимого для полного восстановления.

Характер отдыха оказывает стимулирующее влияние на восстановительные процессы. Отдых может быть активным и пассивным. Следует отметить, что при утомительной работе необходимо применять пассивный отдых. При выполнении работы средней интенсивности можно использовать активный отдых. Для лиц среднего и пожилого возраста характерно применение только пассивного отдыха.

Количество повторений упражнений при заданных режимах интенсивности, длительности и величины интервалов отдыха влияет на направленность изменений в организме. При этом следует учитывать необходимое количество повторений.

В результате количественного накопления повторений происходит снижение фиксированных значений компонентов нагрузки, что определяет характер физико-химических сдвигов в организме, которые обусловлены особенностями продуцирования энергии. В частности, у нетренированных лиц порог анаэробного обмена (ПАНО) отмечается при работе на уровне 40—45% от МПК. Низкий уровень ПАНО, с одной стороны, предполагает осторожное использование большого количества повторений с максимальной нагрузкой, а с другой стороны, предоставляет широкие возможности физических упражнений в повышении работоспособности путем применения нагрузок анаэробного характера.

В последние годы все чаще и чаще поднимается вопрос поиска современных путей и методов укрепления физического и эмоционального состояния. Связано это, прежде всего, с тем, что сегодня, в век технического прогресса, когда все заметнее становится снижение уровня здоровья населения, происходит увеличение умственной нагрузки и, как следствие, уменьшение двигательной активности. Роль физической культуры и спорта ещё более возрастает. Не вызывает сомнения, что перенасыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия учащихся, травмирует их психику. В связи с этим, особую актуальность приобретает внедрение в учебный процесс здоровье формирующих технологий, разработка специальных оздоровительных программ, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации, и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни.

Основным фактором здорового образа жизни становится оздоровительная физическая культура. Ее основной целью является всестороннее развитие организма, его восстановление после утомления от различных физических и умственных нагрузок, сохранение здоровья и положительного эмоционального состояния [1].

Принцип оздоровительной направленности является одним из фундаментальных в физическом воспитании, его основной смысл заключается в достижении возможно большего оздоровительного эффекта от занятий физической культурой. Несмотря на кажущуюся простоту принципа, в практической деятельности по его осуществлению встречаются определенные трудности. Это связано с тем, что планирование программ по физическому воспитанию включает материал, раскрывающий лишь образовательные задачи, согласно которым следует обучать двигательным действиям и развивать физические качества. Поэтому содержание обучения и методические подходы слабо отражают принцип оздоровительной направленности и тем самым ограничивают возможности использования средств оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий [2].

Цель исследования - изучить нагрузку и отдых при выполнении физических упражнений.

Объект исследования - физическое воспитание в нагрузки и отдыхе при выполнении физических упражнений.

Предмет исследования - как влияет нагрузка и отдых на процесс при физических упражнениях.

Изучить фазы нагрузки.

Изучить фазы отдыха.

Изучить влияние соотношения нагрузки и отдыха в тренировочном процессе.

Методы исследование: Анализ литературных источников.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

.1 Физическая нагрузка. Виды

Физическая нагрузка - это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма. [4]

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя нагрузка характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя - определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем). Нагрузка бывает стандартной и переменной. Первая - одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая - меняется по ходу выполнения упражнения. Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.[14]

Нагрузка может иметь непрерывный и интервальный (прерывистый) характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором - между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения. [4,7]

Все виды физических нагрузок подразделяются

по величине нагрузки на - большие (предельные), значительные (околопредельные), средние, малые;

по своему характеру - на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические;

по направленности - на способствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов, совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.;

по координационной сложности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.[3]

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами:

реабилитация после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических;

восстановительно-оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы;

поддержание существующей тренированности на существующем уровне;

повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.[11]

1.2 Объем и интенсивность

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочной нагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль в определении тренировочной эффективности, однако не менее важны их взаимосвязь и взаимное влияние. [8]

Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью. Объем нагрузки - это длительность воздействия нагрузки на организм человека. Интенсивность - это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.

Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность - интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровня функциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок в некоторых пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значение каждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочной эффективности.

Так, например, если прирост максимального потребления кислорода в значительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, то снижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальных нагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочных занятий.

Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки (силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т. д.) и от ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная). Так, например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большими нагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении на каждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этом является метод повторного максимума, который является максимальной нагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз. При оптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированности вес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельном напряжении. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузки необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем.[8]

Рис. 1 - Динамика оперативной работоспособности во время нагрузки и в период отдыха: 1 - фаза врабатывания; 2 - фаза устойчивой оперативной работоспособности; 3 - фаза снижения оперативной работоспособности (утомления); 4 - фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления); 5 - фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации); 6 - редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня)

1.3 Признаки утомления

В результате чрезмерной физической нагрузки возникает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно.

Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания и т.п.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению). Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых[5,6]. Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности человека по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) поможет следующая таблица:[7]

Таблица 1 - Признаки утомления

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Пассивный отдых - относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Активный отдых - выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью. Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный.

Комбинированный отдых - объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации. [4]

2.1 Типы интервалов отдыха

Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходного уровня или же до фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления). Тренировка в фазе недовосстановления недопустима для занимающихся оздоровительной физической культурой, так как адаптационные возможности людей ограничены. Чем больше величина тренировочной нагрузки, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. При 3-разовой тренировке с использованием средних по величине нагрузок (30-60 мин) продолжительность отдыха в течение 48 часов обеспечивает полное восстановление функций. При малых нагрузках (15-30мин) восстановление работоспособности завершается в течение нескольких часов, поэтому тренировки могут проводиться 5-6 раз в неделю. Однако, например, ежедневный бег с использованием малых нагрузок менее эффективен, поскольку вызывает значительно меньшие функциональные сдвиги в организме.[11,14]

Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные. Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, не постоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимости от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект от отдельной нагрузки, так и от всего занятия. [9]

2.2 Отдых как компонент спортивной тренировки

Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компонента тренировки, когда он организован в соответствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке. Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:

обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем самым позволяет повторно использовать их;

служит одним из средств оптимизации эффекта нагрузок.

Как восстановительная фаза отдых в процессе тренировки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переключения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассивного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогревание в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

3. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАЖНЕНИЯ

физический нагрузка интенсивность отдых

На занятиях по физическому воспитанию объем нагрузок и их частота в основном зависят от уровня тренированности, особенностей организма, возраста и пола занимающихся.

Выделяют четыре основных варианта построения занятия в зависимости от того, в какой стадии будут выполняться нагрузки.

Рис. 2 - Чередование нагрузки и отдыха

А - повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности. Этот вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Б - повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности. Вариант предполагает проведение последующего занятия в период относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В - повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации). Данный вариант предусматривает использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующих нагрузок в стадии повышенной работоспособности.

Г - повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности. Этот вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект .

Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место, как в одном занятии, так и в системе занятий.[4]

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у человека потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности человека, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание молодежи зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лисицкая Т. С. Принципы оздоровительного отдыха. // Теория и практика физической культуры. - Москва, 2002. - № 8. - С. 6-14.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физич.культ. -М.:ФиС,

. Фармакология спорта / Горчаков Н. А., Гудивок Я. С., Гунина Л.М. [и др.]; под общ.ред. С. А. Олейника, Л. М. Гуниной, Р. Д. Сейфуллы. - К.; Олимп. Л-ра, 2010. - 640с.; ил., табл. - Библиогр. : С. 631 - 639.

. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. ? Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.

. Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А.Киселёв, С.Б. Киселёва. Волгоград: Учитель, 2011. - 251 с.

. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.

. Туманян Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Часть 3. Кн.13. Техническая подготовка / Г.С. Туманян, В.В. Гожин - М.: Советский спорт, 2001. - 80 с.

. Введение в теорию физической культуры. / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 2004.-106с.

. Железняк Ю.Д. , Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2007. - 512 с.

. Бирюков А.А. Методика спортивного восстановительного массажа при субмаксимальных нагрузках в циклических видах спорта: Автореф.дис. . канд. пед. наук/ГЦОЛИФК.-М.,1974.-28с.

. Ноткина Н.А. Физическая культура. - СПб.: Питер, 2004.-192с.

. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Меерсон Феликс Залманович, Пшенникова Мая Григорьевна. - М.: Медицина, 2000. - 253 с.

Теги: Нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений Курсовая работа (теория) Туризм

бег.jpg

Два с половиной часа умеренной или 75 минут интенсивной физической нагрузки в неделю снижают вероятность госпитализации при COVID-19 более чем на треть. К такому выводу пришли зарубежные ученые, сравнив информацию о почти тысяче переболевших.

Движение — жизнь

Физкультура благотворно влияет на здоровье, в том числе повышая иммунитет, уже много лет говорят врачи. Это верно и для COVID-19, показал коллектив бразильских ученых из Университета Сан-Паулу. Работой руководил Марсело Родригеш душ Сантуш. Физически активные пациенты с диагнозом COVID-19 попадают в больницу реже, чем заболевшие с меньшим уровнем подвижности, выяснили специалисты.

Ученые предлагали выздоровевшим от коронавирусной инфекции ответить на несколько вопросов. В онлайн-анкете нужно было указать общую информацию о себе (возраст, пол, имеющиеся заболевания, уровень образования, физическую активность) и сообщить, насколько тяжело протекала болезнь. Для анализа использовали данные 938 человек, ответы около 700 респондентов по разным причинам отсеяли. Так, на исследование не повлияли анкеты людей, которые не смогли подтвердить, что у них действительно был COVID-19.

Затем участников поделили на две группы. В первую вошли те, кто ведет активный образ жизни, во вторую – сидячий. У людей из первой группы было не менее двух с половиной часов умеренной физнагрузки в неделю либо не менее 75 минут занятий с высокой интенсивностью. В пересчете на день получалось около 21 или 11 минут соответственно. Люди из второй категории двигались меньше этого времени.

После исследователи сравнили, насколько тяжело представители обеих категорий переносили болезнь. Оказалось, что подвижных до заражения людей госпитализировали на треть реже, чем менее активных пациентов. Однако показатели попавших в больницу уже не отличались: инфекцию одинаково тяжело переносили и те, кто вел активный образ жизни, и те – кто сидячий. Примерно одинаковыми были симптомы, время госпитализации, частота интубации и показатели кислородной терапии.

Повышение активности может быть стратегией для предотвращения клинической тяжести коронавируса у пожилых людей, утверждают авторы исследования.

Зависимость от дозы

Указанный в статье уровень физической нагрузки рекомендован ВОЗ для поддержания здоровья. Занятия спортом не только тренируют мышцы, но и поддерживают в тонусе иммунитет, пояснили российские эксперты.

Некоторые люди просто могут быть более устойчивы к COVID-19 на генетическом уровне, и от уровня активности это никак не зависит, также предположил Алексей Умрюхин.

В категорию физически активных вошли в основном финансово состоятельные люди без лишнего веса и без сопутствующих заболеваний, которые в целом ведут здоровый образ жизни, отметила заведующая кафедрой поликлинической терапии лечебной физкультуры РНИМУ имени Пирогова Вера Ларина. Разумеется, это могло повлиять на сопротивляемость болезни.

–Регулярные физические упражнения увеличивают активность клеток иммунной системы, – отметила эксперт. – Они способствуют выработке и улучшению циркуляции в кровотоке элементов, которые отвечают за иммунитет. Кроме того, физическая активность уравновешивает активность свертывающей и противосвертывающей системы, что улучшает текучесть крови, благодаря чему снижается риск тромбообразования.

Читайте также: