Отдых и ремонт апостола цивилизация

Обновлено: 19.09.2024

Уже не человек в библейском смысле слова, но лишенные духовного измерения социальные индивиды оскверняли святыни, надругались над символами, грабили церкви, разрывали на куски неугодных, резали, насиловали, топили, вешали, топтали ногами небеса. Самые дерзкие, самые безумные идеи получали право на существование и шанс на воплощение. Освобождение от аристократии есть освобождение от ценностей аристократии: долга, чести, совести, верности, благородства, самопожертвования служения Духу.

Если Бога нет, если Бог убит, то чем мог Наполеон связать, объединить, сплотить этих отцеубийц (ибо Бог – это отец), насильников, развратников, богохульников, каинов, содомитов, чудовищ? Только суррогатом античных ценностей: героическим пафосом Ареса, головокружительной музыкой побед, обещанием земного бессмертия, обещанием земной славы и величия, соблазном великих приключений и авантюр.

Не в том ли заключается единственная цель христианства, чтобы человек, не потеряв себя, оставаясь самим собой, уже в этой жизни вошел в глубину Божественного, вступил в вечный Совет, в вечную Беседу Ипостасей Святой Троицы.

Я потерял тебя глупо, случайно, бессмысленно и думал, что никогда больше c тобой не встречусь, никогда к тебе не прикоснусь. Мы отдыхали на Кавказе. Ты увлекалась горным слаломом. Холодная снежная лавина поглотила тебя в тот самый момент, когда ты неслась на лыжах по извилистой трассе гигантского спуска. Словно смеясь надо мной, бездушное горное эхо на тысячу голосов размножило мой отчаянный крик. Ты исчезла, ты дематериализовалась, ты превратилась в ничто.

По мысли Беркли, мир есть целостная, взаимосвязанная система зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных ощущений, вложенная в наши души Богом, построенная по Его законам, функционирующая в соответствии с Его непостижимыми целями и задачами. Мы живем в этом стройном, гармоничном универсуме ощущений и не подозреваем того, что за ними ничего нет, есть только наши души, видящие один и тот же сон, грезящие в одном и том же смысловом и событийном потоке. Уход из этого сна другого человека - не исчезновение, не смерть, а всего лишь прекращение его ощущаемости, недоступность его существования нашим органам чувств. Уход из этой жизни – всего лишь изменение в потоке воспринимаемых образов.

Милая, нежная, любимая, родная, дорогая, неповторимая моя Полина! Я знаю, что ты есть, я знаю, что ты существуешь и будешь существовать всегда. Но не в этом мире зыбких, хрупких, мимолетных сновидений, не в этом мире призрачных образов, виртуальных миражей, а в непостижимых мыслях Творца, в Его бесконечных смыслах и замыслах, единственно реальных и истинных. И там, в сокровенном пространстве Божественного, твое бытие абсолютно, твое бытие незыблемо. Когда-нибудь я найду тебя в бездонных глубинах Святого Духа. Наши души вновь соединятся, наши души сольются в одно целое и обретут вечность.

Неосуществимая мечта философии: творить из самой себя свой предмет познания. Тогда у нее все под контролем, тогда она сама себе хозяйка, тогда она – царь и бог. Однако постоянно мешает внешний мир или то, что присутствует в имманентном разуме как образ внешнего мира.

Три субъекта мысли

Сегодня, сидя в трамвае, задумался вот над чем: кто мыслит? кто думает? кто размышляет? На первый взгляд, размышляет наше Я, и тогда мы попадаем в универсум Декарта. Однако, если хорошенько подумать, то можно предположить и иной вариант: мыслит сама мысль. Ведь, что такое мое Я? Мысль в потоке других мыслей. Здесь мы оказываемся в мире Гегеля. Казалось бы, тема исчерпана. Но пока я шел от остановки до дома, мне удалось придумать третий вариант. И не просто придумать! У меня получилось небольшое стихотворение.

Не в том ли тайна мирозданья,
Что твоя мысль, твое сознанье
Одновременно и ему
Дают с высот взглянуть во тьму?
Не только ты здесь размышляешь
И в сердце сам себе стреляешь,
Все бытие, весь небосвод
Твоими думами живет.

А вот на Западе – философией. Ни в этом ли разница между нашими цивилизациями?

- Но разве философия не открывает истину?
- Нет, ибо истина Сама Себя открыла в воплощении Божественного Логоса.
- Но разве философия не спасает от мрака и неведения?
- Если бы философия спасала, то Христос пришел бы не с Нагорной проповедью, а с каким-то учением, как Платон или Аристотель.
- Тогда скажи мне, почему цивилизация апостола Андрея оказалась верной Христу, а цивилизация апостола Петра отреклась от Христа?
- Вспомни, как отрекся от Христа сам Петр. Опекаемая им цивилизация просто повторяет его духовный опыт.
- Если так, то я думаю рано или поздно она вернется ко Христу!
- И будет искать утешение во Христе!

Если Запад вырос из истории, вернее, из Средиземноморского проекта истории, то Россия выросла из праистории, вернее, из евразийского проекта праистории. В нашей конфронтации с Западом, таким образом, столкнулись история и праистория. Афины и Рим против Аркаима, Асгарда и Арконы.

Запретные темы психоанализа

Фрейд: Наконец-то мы остались одни и можно теперь спокойно разобраться в самых сложных вопросах нашей теории.

Юнг: Странно мне это слышать от Вас. Ваша теория в каждом своем звене доказана, проверена и отработана.

Фрейд: И тем не менее один вопрос есть. Он мучит меня, он не дает мне покоя ни днем, ни ночью.

Юнг: Что за вопрос? Любопытно узнать!

Фрейд: Мне трудно его сформулировать. И все же попытаюсь. В процессе работы с душевнобольными у меня довольно часто встречались странные случаи. Об этом в своих книгах, конечно же, я не пишу.

Юнг: Что за случаи?

Фрейд: Когда бред больного невозможно вывести из самого больного: из его жизни, из его биографии, из его интеллектуальных возможностей.

Юнг: Не понимаю.

Фрейд: Все Вы прекрасно понимаете! Думаю, что часто сами сталкивались с этим явлением. Однако, если хотите, я уточню. Больной в бреду говорит то, что не смог бы вообразить на основе своего сознания и своего бессознательного. Некоторые мысли настолько глубоки, что серьезному философу, пожалуй, их было бы нелегко придумать.

Юнг: Да, действительно, я знаком с этим феноменом. Он частенько повторяется в моей практике. Последний раз на прошлой неделе. Маленькая девочка лет пяти-шести заявила мне, что у бытия не может быть причины, ибо причина бытия уже должна быть, то есть уже быть бытием.

Фрейд: Ну и как Вы себе объясняете это?

Юнг: Что если человек рождается с психикой, в которой уже присутствуют некие образы, некие фигуры мысли, некие тропинки и ходы мышления. Возможно, созданные в древности, в доисторические времена. И вот эта коллективная мудрость или память рода передается по наследству.

Фрейд: Знаешь, сначала я тоже именно так и подумал. Но в таком случае они бы действовали постоянно. Сознание больного постоянно бы их актуализировало. Однако нет, каждый такой случай выстреливает в ограниченном промежутке времени и исчезает бесследно. Больной к нему больше не возвращается, забывает про него, как будто его и не было.

Юнг: Да, верно, и у меня именно так. Когда я, спустя некоторое время, повторил девочке ее фразу, она не поняла, о чем речь, вообще никак на нее не среагировала.

Фрейд: У меня еще хуже. Пациент предсказал мне, что я приду домой в грязных штанах. Это так и случилось. Какой-то нищий из толпы толкнул меня в спину. Я оказался в грязной луже. Здесь, как Вы видите, все обошлось без ваших архетипов, но случай для меня как для ученого еще более ужасный.

Юнг: Совпадение?

Фрейд: Совпадение, если бы это было один раз.

Юнг: А было еще раз?

Фрейд: И с тем же самым пациентом!

Юнг: Ну а у Вас какое объяснение?

Фрейд: У меня нет объяснений. Вернее, с научной точки зрения этим фактам невозможно найти объяснение.

Юнг: А с какой точки зрения возможно?

Фрейд: Вот у меня маленькая книга. Позвольте я зачитаю из нее Вам несколько строк.

Юнг: Пожалуйста!

Фрейд: Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много…

То, что праславяне являлись индоевропейским центром, доказывается простым фактом: в результате расселения индоевропейцев они оказались в центре. На севере – литовские племена, на западе – кельты и германцы, на юго-западе – греки и римляне, на юге – скифы и сарматы, на востоке – индийцы и иранцы. Получается: праславяне – индоевропейское ядро, все остальные – индоевропейская периферия. Но допустим, это случайность, допустим, центр вывернулся наизнанку и оказался на окраине. Например, на севере – литовцы. Тогда бы в результате такого завихрения место в основании заняли разные этносы, разные народы. Вместо монолитной целостности здесь был бы разноязыкий конгломерат. Однако мы видим другое: один народ, один этнос находится в центре, занимает самую большую территорию (от Волги до Одера). И все-таки это ничего не значащее, голословное утверждение. Где серьезные лингвистические, археологические и исторические аргументы?

Тогда остается единственная возможность доказательства. Следует рассмотреть сам язык. Не его лингвистические особенности, не его связи и соотношения с другими языками (все это уже делалось лингвистами много раз), но метафизическую силу языка, его способность открывать глубину бытия, приближая нас к тайне мира. Если праславянский в основе индоевропейского, то должен быть ближе всего и к истине. Конечно, с тех времен многое изменилось, однако корни остались, а именно корни задают метафизику. Я решил провести эксперимент с русским языком как прямым наследником праславянского. Я решил дерзновенно предложить ему высказаться на самые фундаментальные темы. Себя взял в качестве медиума, а моего друга, всегда оппонирующего мне, воспринимающего мою концепцию в штыки, в качестве беспристрастного судьи. Были определены следующие жесткие условия. В течение часа я должен написать шесть четверостиший, пытаясь схватить саму сущность сущности, саму идею идей. Друг же должен решить: получилось у меня или нет, вернее, получилось у языка или нет. Если нет: вся концепция рушится.

Итак, я начал рифмовать, играть словами, смыслами, образами. Времени у меня для серьезных размышлений не было. И в этом вся суть эксперимента, ибо должен был писать не я, а сам язык. Долго не мог сосредоточиться. Поток мыслей бросал меня то в одну, то в другую сторону. Помогла обычная черная нитка, распустившаяся на рукаве рубашки моего друга. Поймав этот образ, я вытянул все четверостишие.

Случайностью не объяснить
Причинно-следственную нить,
На тонком кончике которой
Ведем мы с бездной разговоры.

Второе стихотворение возникло из ярких впечатлений вчерашней прогулки по лесу. Там были и родник, и трава, и листва, и корни. Если с первым я вышел за рамки отведенного времени, то со вторым это время отыграл. Удалось даже сделать небольшой запас на будущее.

Я понял, для чего возник
В лесу, в густой траве, родник:
Вода питает корни слов
И стебли тонкие миров.

Третье четверостишие проскочило без усилий, без напряга, без борьбы. Я даже не осознал, о чем оно, и в чем его смысл. Какой-то бред вдруг сам себя организовал в нечто целостное и единое.

Если все во мне и все со мной,
Почему я спорю с тишиной?
Надо просто снять с вещей границы
И увидишь их живые лица.

Вот с четвертым пришлось основательно потрудиться, но не так, как с первым. Здесь я полностью контролировал творческий процесс от первого слова до последнего и даже позволил себе немного покуражиться.

На основе знания не понять,
Каково незнаемое нами,
Можно ли его схватить, объять
Смыслами, словами, именами.

На пятом четверостишии у меня вдруг возник идейный ступор: какая-то пустота и душевный мрак. Не знал, за что схватиться. Помогло полено, лежащее у камина: черная кора, а под ней белая древесина. И однако времени уже практически не было!

Мир предметов только верхний слой
За остывшей твердою корой
Бесконечность кружевных соцветий,
Лепестки веков, тысячелетий.

На шестом четверостишии пришлось схитрить. Я использовал уже давно написанный стих, но не знакомый моему другу. Записывая его, однако, я все-таки успел кое-что заменить и заострил мысль.

Ослепление в том, что мы не знаем,
Кто стоит за нашим бытием,
В том, что тайну жизни облачаем
В формулы пустых, бездушных схем.

Вопреки всему протестантскому проекту сошлемся на слова отца православной веры Афанасия Великого, который говорил, что понять смысл Святого Писания способен не каждый, способен лишь тот, кто в своей жизни сам достиг святости в духовном делании смирения и соблюдения Христовых заповедей.

Хайдеггер и Мефистофель

Мы крайне редко отваживаемся
Подойти вплотную к самому краю
Бездны Мышления.

Мартин Хайдеггер

- Всегда поражался тому, как беззаветно ты предан великому делу философии, как остро ты чувствуешь судьбу европейского мышления.

- Я не философ, я всего лишь религиозный мыслитель.

- Нет! Не обманывай себя, пожалуйста! Ты – последний из философов, как последний из пророков! Ты – воплощение самой философии, как воплощение христианского логоса! Именно тебе я предназначил самое сокровенное, что у меня есть, то, что стоит по ту сторону мышления, то есть является самим истоком мышления.

- Зачем это мне – простому христианскому теологу?

- Разве теолог не стремится познать Бога в своем мышлении? Мышление Бога в самом себе?

- А я предлагаю тебе окунуться в нечто большее, чем Бог. Я предлагаю тебе, как сказал бы Шеллинг, с помощью мысли проникнуть в само основание Бога.

- Что же является основанием Бога, как не Сам Бог?

- Вспомни Майстера Экхарта. Бог у него произошел из Бездны Божества. Я же предлагаю с помощью мысли заглянуть еще глубже.

- Что же может быть глубже Божества?

- Основанием Бога является Бытие Бога, а это не одно и то же. Бог всего лишь сущее среди других сущих. Бытие Бога – это то, что позволяет Богу быть Богом.

- Это запредельная для человеческого мышления цель! Разве может смертный претендовать на такое?

- Нет, не может! Человеку это не дано! Чтобы осуществить такое, человек должен перестать быть человеком, человек должен стать сверхчеловеком, то есть богом.

- Если я соглашусь, то, что конкретно надо будет сделать?

- О-о, предстоит удивительное странствие мысли! Необходимо уйти к началу метафизики, необходимо найти там величайшую ошибку, величайшую подмену, совершенную великими эллинскими мудрецами. Необходимо увидеть сокровенный свет за непроходимым лесом философских понятий и категорий, необходимо придумать новый язык, новую поэзию для адекватного выражения увиденного.

- Странно, я именно это и хотел сделать в теологии, я хотел вернуться мыслью во времена первых христианских общин, я хотел слиться с их эсхатологическим чувством, с их ощущением тайны и выразить ее с помощью новых образов, нового языка.

- Разве можно сравнить философию с наивной верой простых рыбарей и мытарей? Нет! Твое призвание более судьбоносно. Оставь свою веру простым смертным. Твой гений в мышлении. Не в мышлении человека, не в человеческом мышлении, но в мышлении, освобожденном от всякого носителя мышления, в мышлении, которое само для себя носитель и основание. Отрекись от этой примитивной и упрощенной схемы: человек и Бог. Тогда тебе откроется Бытие: Бытие-Апейрон, Бытие-Фюсис, Бытие-Бездна. Войди в Великую Игру Бытия. Стань самой Бездной!

Маг и волшебник

Все лето работал в Крыму на раскопках древних могил. Далекая скифская эпоха. Одно из погребений обнаружил сам. Это был молодой мужчина воин, погибший от стрелы в каком-то сражении. На шее золотая цепочка с женским кольцом. Возможно, кольцо это принадлежало его любимой девушки. Возможно, она была убита вторгшимися в Крым завоевателями. Значит воин мстил за свою девушку.

Вечером в палатке мне долго не спалось. В сознании вертелись разные мысли, разные вопросы. Зачем он родился? Зачем ему была дана эта короткая жизнь? Что он видел в жизни? Что он успел понял? Случайно появился на свет – случайно соскользнул в бездну. И сколько таких было в истории? Они словно прошли мимо нее, история их не заметила. Что такое вообще история, если она не замечает нас – простых людей? А вот Христос пришел именно к простым людям и обещал им вечность.

Мне стало жалко моего мертвеца. Мне захотелось каким-то чудесным образом продлить ему жизнь, мне захотелось хотя бы на мгновение воскресить его из тьмы небытия. Но я не волшебник и не маг. Я всего лишь ученый археолог. Или все-таки волшебник, как и все мы!? Ведь есть у нас удивительное средство, с помощью которого можно возвращать людей из глубины прошлого. Да! Верно! Это язык, а в нем - искусство богов поэзия. Я достал из кармана телефон, открыл в нем черновик и совершил акт воскресения.

Возьми в ладони горсть земли:
Когда-то эта кучка праха
Искала нежности, любви
В пространстве ужаса и страха.
Искала смыслы бытия,
Как истинный мудрец, мыслитель.
И вот теперь ладонь твоя –
Ее последняя обитель.
Мертвая вечность

«С православной точки зрения мир сотворен Богом для человека. Человека же Бог создал по Своему Образу и Подобию для Себя, для беседы с Собой, для возделывания Божественного сада небесных смыслов. И человек не просто возделывал смыслы, он их в соавторстве с Богом и создавал.

В результате грехопадения человек подчинился не только стихиям мира сего, он подчинился сотворенным смыслам и истинам, то есть миру Платоновых идей, с которым имеет дело философия. Человек провалился в себя, в собственную душу, в собственное сознание и посчитал, что кроме сознания ничего нет, а если что-то и есть, то оно сознанию не доступно.

Апостол (посланник) – наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати ученикам (Деян. 15.2), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (в русской Библии Апостолами названы также Иаков и Иуда).

Выполняя наказ Господа, апостолы возвещали Благую Весть по всей земле:

  • Мф. 28:19
  • Деян. 1:8; 9:15; 19:10
  • Рим. 1:5, 8; 14:25
  • Кол. 1:6, 23;
  • 1Тим. 3:16
  • Отк. 5:6.

Сам Господь в Евреям 3:1 назван Посланником (в греч. тексте Апостол). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян.

1:11; 2:7). Филипп – возможно, грек и только Иуда Искариот был из Иудеи.

Апостолы в Библии

Понятие

Новый Завет называет Апостолом полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также нести особое служение.

Каждый Апостол – это ученик, но не каждый ученик является Апостолом.

В более узком смысле слова Апостол (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель Воскресшего (Деян. 1:21 и след.; ср. 1Кор.15:1 и след.).

В Новом Завете можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике Апостолом:

Двенадцать Апостолов

Их имена

В Новом Завете приведены четыре списка Апостолов:

  1. Мф. 10:2-4
  2. Мк. 3:16-19
  3. Лк. 6:14-16
  4. Деян. 1:13.

Нижеследующее сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные Апостолы в различных книгах Нового Завета, и в какой очередности они упоминаются:

Мф. 10:2 и след.

  1. Симон
  2. Андрей
  3. Иаков
  4. Иоанн
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Фома
  8. Матфей
  9. Иаков
  10. Фаддей
  11. Симон
  12. Иуда Искариот.

Мк. 3:16 и след.

  1. Симон
  2. Иаков
  3. Иоанн
  4. Андрей
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Матфей
  8. Фома
  9. Иаков
  10. Фаддей
  11. Симон
  12. Иуда Искариот.

Лк. 6:14 и след.

  1. Симон
  2. Андрей
  3. Иаков
  4. Иоанн
  5. Филипп
  6. Варфоломей
  7. Матфей
  8. Фома
  9. Иаков
  10. Симон
  11. Иуда
  12. Иуда Искариот.

Деян. 1:13

  1. Петр
  2. Иаков
  3. Иоанн
  4. Андрей
  5. Филипп
  6. Фома
  7. Варфоломей
  8. Матфей
  9. Иаков Алфеев
  10. Симон Зилот
  11. Иуда, брат Иакова
  12. Матфий.

Призвание двенадцати

Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился к распространению Царства Божьего, проповедуя, уча и исцеляя (Мф. 4:23; 9:35).

В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных Апостолами, и дал им наставления.

При жизни Иисус призвал множество учеников:

  1. существовал круг пятисот (1Кор.15:6)
  2. круг семидесяти (Лк. 10:1)
  3. круг двенадцати
  4. а среди этих двенадцати – три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн.

В собственном смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай] , которые сплотились вокруг своего Равви (Ин. 1:38), чтобы жить вместе с Ним.

С тремя из них у Него были особенно доверительные отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37), на горе Преображения (Мф. 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф. 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф. 16:13-20) и Иоанн (Ин. 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение.

Как и когда Иисус призвал этих двенадцать – в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены:

Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк. 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца.

О том, что происходило в сердцах Апостолов в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, например, истории призвания Петра.

Благодарность за спасение от смерти (Ин. 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк. 5:10, 11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, так как не может молчать об этом (Деян. 4:20).

Двенадцать Апостолов последовали за Христом не потому что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.

Задачи Апостолов

Однажды призванные следовать за Христом, Апостолы становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключалось и в Его делах).

Иисус направляет Своих посланников (Мф. 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды (Мф. 13:23; Ин. 15:2, 5, 8).

Понимание апостолами личности Христа

Несмотря на то, что Апостолы постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк. 10:35-40; Лк. 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях.

Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, например, не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36).

После того, как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания.

Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф. 16:22; Лк. 24:25 и след.; Ин. 2:22; 16:12; 20:9). Так что они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф. 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк. 17:5; ср. Мф. 17:20).

Сообщество Апостолов

Апостолы не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом.

Новая ситуация после воскресения

1) В Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность:

  • Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф. 26:69-75)
  • Иуда предал Его (Мф. 26:14-16; 27:3-10)
  • а другие Апостолы бежали (Мф. 26:56).

В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины.

В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит Апостолов из состояния нерешительности (Ин. 20:19) и подводит к радостной вере (Ин. 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин. 5:4).

Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручения принять и продолжить Его дело (Ин. 20:21 и след.), т.е. – проповедь Царства Божиего (Мф. 24:14; Деян.1:3,8).

Воскресший Иисус дает Апостолам обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф. 28:20; Ин. 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение -> Петру (Мф.16:16-19 и Ин. 21:15-19).

2) Но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие Апостол переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса Иакова, который тоже назван Апостолом:

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
(Гал.1:19)

3) Апостолы были руководителями древней Церкви. Среди церковных служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор. 12:28; Еф. 4:11).

После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на землю (Деян. 1:3), и поэтому круг Апостолов не расширился. Из этого правила есть только одно исключение – Павел (1Кор.15:8).

Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор. 15:10; Гал. 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботила не собственная значимость, а важность дела (1Кор. 3:5).

Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян. 15:22 и след.; 16:3; 21:17 и след.; Гал. 2:9 и след.).

Апостолы и Церковь

Время Апостолов давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее каноническое значение.

Свидетельство Апостолов сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан Нового Завета. В процессе отбора, который в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим.

Благодаря Апостолам была основана Церковь (Деян. 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидетельству Апостолов, которых не могли сдержать ни угрозы (Деян. 4:17,20), ни преследования (Деян. 12:1 и след.).

Стремление Апостолов к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2 Кор. 11:23-28). Их свидетельства зависели не от уровня их образованности (Деян. 4:13; 2 Кор. 11:6), а от того огня, который горел в их сердцах (Лк. 12:49; 24:32; Деян. 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян. 4:1-4; ср. также 2 Кор. 13:8).

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Еф. 2:20-22)

6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
(Еф. 3:6)

Однако был и еще один, не попавший в число канонических апостолов, но один сделавший для христианской веры едва ли не больше всех остальных. Звали его Савл из Тарса.

Древний город Тарс ‒ родина апостола Павла

Древний город Тарс — родина апостола Павла

До обращения Павел был гонителем христиан

Сведения из жизни апостола Павла нам предоставляют Деяния святых апостолов, а также его послания.

По происхождению Павел был евреем, причем из фарисейской семьи. Как все фарисеи, отвергал Христа и его учение и участвовал в гонениях на христиан.

Господь знал, что Павел будет одним из самых ревностных почитателей и распространителей веры Христовой. Для демонстрации силы Он ослепил Павла на пути в Дамаск.

В Дамаске благочестивый муж Анания исцелил Павла. Бывший гонитель христиан, узрев силу Господню, стал главным их сторонником.

Павел пошел с широкой проповедью к язычникам. Христианские общины стали открыты для всех народов. Он пошел туда, где:

После обращения в христианство Павел пошел проповедовать

После крещения Павел вернулся в Иерусалим. В храме он обратился к Господу с вопросом об искуплении вины перед Ним и Его последователями. Решение Господа было однозначным:

Так начались миссионерские путешествия апостола Павла.

Карта путешествий апостола Павла.

Карта путешествий апостола Павла

Павел отправился проповедовать по воле Божьей

В первом путешествии Павел ограничился небольшой областью на юге Анатолии

В первом путешествии Павел ограничился небольшой областью на юге Анатолии

Путешествие началось в Антиохии — столице Сирии.

1. В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Спутником Павла в первом миссионерском путешествии был Варнава – апостол от 70.

Спутником Павла в первом миссионерском путешествии был Варнава — апостол от 70

Павел и Варнава отправились на Кипр. На Кипре они изобличили лжепророка Вариисуса (Елиму) и, обратив на него силу Божью, ослепили его.

Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господня.

Обратив проконсула, Павел и Варнава переплыли на материк и начали проповедовать в городе Пергия. Проповеди пользовались большим успехом:

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

В христианство обратилось подавляющее большинство язычников. Успехи Павла испугали местную иудейскую общину. Иудеи добились от властей изгнания апостолов. Павел с Варнавой ушли на север, в Иконию.

В Иконии ситуация повторилась: успехи в распространении нового учения и сопротивление иудейской общины, настроившей против христиан местную власть. Апостолам пришлось уйти в Листру.

В Листре чудеса, которые творили апостолы, привели к неожиданному эффекту. Павла и Варнаву объявили… Гермесом и Зевсом.

В Листре Павлу чуть было не достались лавры древнегреческого бога Гермеса – покровителя торговцев, путников и магов.

В Листре Павлу чуть было не достались лавры древнегреческого бога Гермеса — покровителя торговцев, путников и магов

Дальше повторилась уже знакомая ситуация: иудеи натравили на апостолов местное население. Павла закидали камнями и, избитого, вытащили за пределы города.

В обратный путь апостолы отправились по тому же маршруту. Посеянные семена уже дали всходы: Павел уже не проповедовал, но рукополагал священников и оставлял позади себя крепкие христианские общины.

Апостолы вернулись в Антиохию:

Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Первое миссионерское путешествие апостола Павла завершилось.

Во второе путешествие Павел отправился после Апостольского собора

Во втором путешествии Павел дошел до Греции

Во втором путешествии Павел дошел до Греции

Успех обращения язычников в христианство поставил перед апостолами вопрос о соблюдении в христианской среде иудейских обрядов.

Новообращенные фарисеи считали, что раз христианство пошло из иудаизма, то христианам следует соблюдать иудейские правила и исполнять иудейские ритуалы.

Павел занял прямо противоположную позицию. Его поддержал Петр, а к Петру прислушались остальные апостолы.

Произошел окончательный разрыв иудаизма и христианства.

На Апостольском соборе в 51 г. христианство превратилось из иудейской секты в новую религию.

На Апостольском соборе в 51 г. христианство превратилось из иудейской секты в новую религию

Уладив догматические вопросы, Павел, взяв с собой апостола Силу, отправился во второе миссионерское путешествие.

Сила, апостол от 70, сподвижник Павла во втором путешествии

Сила, апостол от 70, сподвижник Павла во втором путешествии

Павел и Сила, пройдя Сирию и Киликию пошли проповедовать в центральные и северо-западные области Анатолии: Фригию, Мисию и Троаду. Путешествие протекало отлично:

И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

В Троаде Павлу было видение:

…предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.

Апостолы отправились в Македонию, в город Филиппы. Они обратили в христианство женщину, пользующуюся славой прорицательницы. Этим они разозлили местное население. Повторилась уже знакомая ситуация: апостолов избили и заключили под стражу.

Вышел конфуз: Павел и Сила были римскими гражданами. Их нельзя было просто так взять и бросить в темницу. Узнав об этом, городские власти пришли в ужас и поскорее выпроводили апостолов из города.

Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи только в 212 г. Высокий статус и широкие права римского гражданина ставили его выше местных властей, чем и пользовался Павел

Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи только в 212 г. Высокий статус и широкие права римского гражданина ставили его выше местных властей, чем и пользовался Павел

Из Филипп апостолы отправились в Фессалоники, где смогли обратить в христианство множество местного населения. Местные иудеи попытались разжечь недовольство и натравить на апостолов власть, но на их защиту встал новообращенный грек Иасон. Апостолы с миром ушли из города и отправились в Афины.

В Афинах Павел схлестнулся в споре с эпикурейцами и стоиками прямо на греческом собрании — ареопаге. В спорах он держался так убедительно, что смог обратить в христианство многих греков.

Ученик Павла Дионисий Ареопагит стал первым епископом языческих Афин

Ученик Павла Дионисий Ареопагит стал первым епископом языческих Афин

Из Афин апостолы отправились в Коринф. И снова Павел вел убедительные речи о Христе, и многие перешли в новую веру. Местные иудеи попытались повторить ситуацию с Христом: схватив Павла, они потащили его на суд к проконсулу Галлиону.

В отличии от Понтия Пилата, вынужденного учитывать мнение иудеев в Палестине, Галлион в Греции слушать их не стал

В отличии от Понтия Пилата, вынужденного учитывать мнение иудеев в Палестине, Галлион в Греции слушать их не стал

Галлион не нашел в действиях Павла состава преступления и разогнал иудейское сборище.

Павел пробыл в Коринфе полтора года, живя в доме у своих учеников Акиллы и Прискиллы. Здесь он написал 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам.

Из Коринфа он отправился в Эфес, а из Эфеса вернулся в Иерусалим, закончив свое путешествие.

В третьем путешествии Павел активно пишет Послания

В третий раз Павел отправился на запад Анатолии

В третий раз Павел отправился на запад Анатолии

Во время второго путешествия неохваченной проповедью осталась Асия — римская провинция на западе Малой Азии. В столицу — город Эфес — и отправился Павел.

В Эфесе Павел прожил два года, творя чудеса и обращая людей в христианство. Здесь он написал послание к галатам и 1-е послание к коринфянам.

Жители Эфеса сжигали языческие книги, порывая с языческим прошлым

Жители Эфеса сжигали языческие книги, порывая с языческим прошлым

В Эфесе ремесленники, работающие на храм Артемиды Эфесской, с недовольством смотрели на рост числа христиан: у них не было богатых храмов с множеством утвари, поэтому ремесленники рисковали остаться без работы. Тогда они попытались изгнать Павла из города.

Созвали собрание, где победила языческая веротерпимость: поскольку христиане не наносили вреда ни жрецам, ни храмам, им разрешили остаться и проповедовать.

Из Эфеса Павел вновь отправился в Грецию. В Коринфе он написал Послание к Римлянам, а из Коринфа отправился в Иерусалим.

Путешествие в Рим оказалось последним для апостола

Павел отправился в Рим на суд римского императора

Павел отправился в Рим на суд римского императора

68 — год, когда был убит апостол Павел

В Иерусалиме иудеям удалось одержать над апостолом верх. Павла, как и Христа, осудил синедрион. Как римского гражданина его отправляют к прокуратору Иудеи, Марку Антонию Феликсу. Феликс, не желая ссориться с иудеями, заключает апостола под стражу.

Через два года новым прокуратором Иудеи становится Порций Фест. Томящийся в застенках Павел требует от нового прокуратора отправки в Рим на императорский суд. Фест удовлетворяет просьбу Павла. Из Кесарии Павел отправляется на корабле в Италию.

С большими трудностями, потерпев крушение у берегов Мальты, Павел добирается до Рима. Ожидая суда, он живет там два года, распространяя христианскую веру. Пишет Послания к Филлипийцам, Колоссянам и Евреям.

Иоанн Златоуст и Кирилл Иерусалимский упоминают, что во время нахождения Павла в Риме он уезжал для проповедей в Испанию.

Апостол Павел был убит во время гонений на христиан при императоре Нероне в 68 г.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении.


Собор 12 Апостолов Христовых является древним праздником. Церковь отмечает его 13 июля. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Святые 12 апостолов — Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий — поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Собор 12 Апостолов

Собор 12-ти Апостолов

Жития 12 Апостолов

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.

2.

Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

3.

Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

4.

Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

5.

Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.

6.

Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

7.

Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.

8.

Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

9.

Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

10.

Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

11.

Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

12.

Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владимира, Крестителя Руси.Святой благоверный царь Константин Великий(306 — 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Иконы 12 Апостолов

Собор 12 Апостолов - икона 1

Собор 12-ти Апостолов

12 Апостолов (книжная миниатюра, XIII век)

Двенадцать апостолов (книжная миниатюра, XIII век)

Иисус Христос и 12 апостолов (фреска XII века, Каппадокия)

Фреска церкви Двенадцати Апостолов в Капернауме

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век)

Собор апостолов ( Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Молитвы 12 Апостолам

Тропарь

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Молитва святым апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Проповеди о 12 Апостолах

Проповедь Патриарха в праздник Собора апостолов в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля 13 июля 2011 года.

Читайте также: