Отдых и труд рядом идут

Обновлено: 18.09.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; карточки с изображением людей различных профессий; изображения сказочных героев – Емели и Золушки; высказывания о труде, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

1. Оргмомент

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

Введение в тему

- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.
(Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)

Стол, за которым мы сидим,
Кровать, в которой мы спим,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.

По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!

Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.

Воспитатель: - Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).

2. Основная часть

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

Работа над высказываниями. На доске

- Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

- В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

То есть труд – это добывание пропитания.

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.

Можно ли уважать таких людей?

Каким должен быть труд? (честным)

Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность.

- Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки. (Морозко, 12 месяцев, Золушка, По щучьему веленью)

- Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это?

На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка.

- К какому герою больше всего подходит пословица

- Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка? (3 слайд)

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)

- А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия - труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.

Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки. Много дел она успевает делать за день. И вас хочет проверить, как быстро у вас работают руки. Она предлагает вам такую игру: кто быстрее смотает веревочку.

Правила: На конце палочки закреплена веревочка, нужно смотать на палочку веревку, кто быстрее это сделает.

Цель: Развитие мелкой моторики

- Все люди живут на свете по правилам. По каким? (Ответы детей)

Но у наших гостей таких правил нет. И им тяжело жить без них. Попробуем им помочь.

(На доске в разброс расположены правила для ленивых и тружеников, нам нужно составить правила для Емели и для Золушки)

Для Емели

  • Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.
  • Не берись за веник, спинка заболит.
  • Не клади в рот кашу, устанешь жевать.
  • Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
  • Не смотри телевизор, а то глазки устанут.
  • Никуда не ходи, ножки устанут.
  • Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.

Для Золушки

  • Вставай пораньше, успеешь больше.
  • В доме содержи порядок.
  • Следи за своим внешним видом.
  • Помогай старшим и младшим.
  • Выполняй все то, о чем попросят тебя родители.
  • Учись любому делу, оно всегда пригодиться в жизни.

А вам какие правила больше нравятся? Если нам не нужны правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.

Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова думать, а руки работать.

Выберите то дело, которое вы умеете делать.

На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело, дети выбирают то дело, которое им по душе. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.

Цель: Развитие логического мышления, словарного запаса.

Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

- Если я умею шить, то….
- Если я умею мыть посуду, то….
- Если я умею делать скворечники, то…
- Если я умею копать картофель, то …
- Если я умею готовить еду, то….
- Если я занимаюсь спортом, то…
- Если я умею пылесосить , то…..
- Если я умею ухаживать за цветами, то…
- Если я умею сажать деревья, то…..
- Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

А может быть можно пролежать всю жизнь на печи, как Емеля? Что же может произойти? (Оценить рассуждения детей, выделить более ценную мысль)

- Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.

Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в больницах, в школах трудятся одни Емели.

- Произошла авария, а Емеля-электрик лежит на печи.

Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т.д.

В.: - Емеля - портной.

Дети: - Все люди останутся без одежды.

В.: - Емеля - строитель.

Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.

В. Емеля - хлебороб не хочет выращивать хлеб.

В.: -Емеля – повар не желает слезать с печи.

Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.

- Правильно, люди работают везде и в городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.

Нужны ли нам такие Емели?

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от не могу и не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Лентяй:

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

- Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Труд – основа жизни, по отношению к труду судят о человеке, кто он?

Слова, которыми называют ленивого и трудолюбивого человека разлетелись по классу (лодырь, лентяй, бездельник, неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.

Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не уважают)

И, наоборот, как относятся люди к труженикам? Как называют такого человека? (труженик, трудяга, мастер - золотые руки)

6. Словарная работа

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек. (4 слайд)

Трудолюбивый – любящий трудиться.

7. Физминутка

- Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!

А давайте попробуем научить Емелю трудиться. Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу, потому что, сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.

На столах приготовлены виды работ:

Ребята находят себе работу, выполняют ее. Показывают друг другу.

Если ты, Емеля, научишься видеть работу и качественно ее выполнять, то в будущем сможешь работать, где угодно и люди будут относиться к тебе с уважением.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети хором отвечают. >(6 слайд)

  • Терпенье и труд. (все перетрут).
  • Без труда. (не вытащишь и рыбку из пруда).
  • Маленькое дело. (лучше большого безделья).
  • Не спеши языком - . (спеши делом).
  • Сделал дело, …(гуляй смело).
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до…(обеда).

В: - Вы сейчас учитесь в школе – это ваш труд. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

10. Работа с презентацией

(7-14 слайды) Помогите Емеле: уберите лишнее из картинок.

11. Игра на внимание

Ну и давайте проверим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть предложение - загадку, а вы будете определять, что это за профессия.

12. Загадки о профессиях

1 уч.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 уч.

Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.

3 уч.

Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.

13. Итог занятия

О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей) (15 слайд)

Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.

14. Рефлексия

- Поднимите нужный смайлик: понравилось занятие, остались ещё вопросы, не понравилось занятие. (16 слайд)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей уважительного отношения к здоровью: своему и окружающих.Помочь понять, что труд – залог здоровья. Показать негативные стороны вредных привычек, развивать потребность занятием спортом, здоровым образом жизни.

Цели: 1.Продолжить формировать у детей уважительное отношение к здоровью: своему и окружающих.

2. Помочь понять, что труд – залог здоровья.

3. Показать негативные стороны вредных привычек, развивать потребность занятием спортом, здоровым образом жизни.

Ход урока

Учитель:

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз-

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить

А как? Сейчас я вам скажу,

Что знаю - всё вам расскажу.

Золотник – это совсем немного, примерно вес одной двухкопеечной монеты. А пуд – шестнадцать килограммов. Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.

Сегодня мы попытаемся выяснить, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли основные правила и регулярно ли их выполняет.

Как вы думаете, почему одни все успевают: и уроки приготовить, и в спортивной секции позаниматься, и с друзьями погулять? Да еще книжки почитать и по дому помочь. На столе у него все прибрано, одежда в порядке. Остается время поиграть.

А у другого только обещания: завтра, завтра, завтра….

Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик:

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали б все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестала б

Говорить, что я – лентяй.

Вам сейчас предстоит их раскрыть.

1секрет – собери первые буквы каждого слова, и ты узнаешь его:

Волк, заяц, яблоко, лиса, сок, яхта, зима, абрикос, дом, ель, лимон, осел, ноль, енот, обруч, тыква, вилка, лось, еда, каток, арбуз, йод, сахар, ярмарка.

(Взялся за дело не отвлекайся).

2секрет – расставь буквы по порядку, и ты его узнаешь.

7 14 1 1 1 6 2 10 4 9 3 8 13 12

Й с о д с в е ы а б л е р т

(Делай все быстро).

К звездам мчится птица эта, Хороводы зазвенели

Обгоняет звук…(ракета). В Новый Год у каждой (ели).

Завязал глаза я Юрке – Платье Машеньке из шелка

Мы играем с братом в…. (жмурки) Сшили нитка и ….(иголка)

Мы довольные остались Из листьев резных зеленая шуба

Праздником Сережиным – На толстом стволе могучего ….(дуба)

Там гостей всех угощали

Вальс хотят сыграть еноты, - Начинает календарь

Но забыли вальса…(ноты). Месяц с именем …..(январь)

(Режим дня).

Физкультминутка

В здоровом теле - здоровый дух

- А что разрушает здоровье детей, подростков, взрослых?

- Правильно. Это вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Они несовместимы с понятием здорового образа жизни.

При курении в организм человека с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. Они оседают в лёгких, попадают в кровь. У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, снижение умственной активности.

Пагубно влияет на организм и алкоголь. Человек, употребляющий спиртные напитки, не может точно и быстро мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок.

Говоря о вредных привычках, нужно вспомнить ещё одну страшную беду нашей жизни – наркотики. У наркоманов снижаются умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность.

Именно труд наполняет человеческую жизнь смыслом.

Знаете ли вы пословицы о труде? Отгадайте окончание следующих пословиц:

3.«Без дела жить - только небо . (коптить)?

Почему здоровье – самый ценный дар человека?

- Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог:

Здоровье – это состояние полного физического психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый человек – это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.

В пословицах о труде восхваляется трудолюбие человека и высмеивается его лень, они воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость.

Русский народ издавна считал, что добросовестный труд - основа благополучия.

Много сайтов есть с пословицами и поговорками, где можно их найти, разместить, почитать, прокомментировать, с позволения Пикабу "Похожих постов не найдено", разрешите, оставлю небольшую часть пословиц и поговорок, которые я честно вспоминал весь рабочий день (я точно смогу это прочитать. ), кому-нибудь может пригодиться, вспомниться (. но запомнить. ) или понадобиться; и записывал (. запишу здесь. ); всем известную поговорку не записал, какую? (. ну одну точно. ); местами встречаются интересные смысловые переходы; замысловато переплетаются контрасты морали с тематикой и красноречием (. сначала хотел упорядочить по. но офигел от фильтров. ); рейтинг по частоте применения; полезно знать; от их незнания ни холодно, ни жарко, а равно - комфортно; тематические переходы иногда создают плавность построчного чтения; рейтинг по смысловой нагрузке; жара в комментариях. - всё это - прямо сейчас (речь идёт о списке пословиц и поговорок, который честно напечатан ниже):

Баловством хлеба не добудешь.

В труде рождаются герои.

Землю красит солнце, а человека труд.

Работа с зубами, а лень с языком.

Человек трудом велик.

Славен человек не словами, славен делами.

Птицу узнают в полёте, человека в работе.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда ничего не даётся.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Муравей не велик, а горы копает.

Красна птица оперением, а человек рукоделием.

Рабочие руки не знают скуки.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

Ленивому всегда праздник.

Дело мастера боится.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Глаза бояться, руки делают.

Всякая вещь трудом создана.

Кончил дело - гуляй смело.

Кто не работает, тот не есть.

Терпение и труд всё перетрут.

Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

Тише едешь - дальше будешь.

Ученье - путь к умению.

Трудиться больше - жить дольше.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Дело человеком ставится, человеком и славится.

Дерево сильно корнями, а человек - делами.

Гляди не на человека, а на его дела.

Птицу узнают по полёту, человека - по работе.

-крепнет- -в- -полёте-, -в-

Без труда мечта мертва.

Не боги горшки обжигают.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся.

Всякая птица своим клювом сыта.

Под лежачий камень вода не течёт.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Усердная мышь и доску перегрызёт.

За всё браться - ничего не сделать.

Каков промысел, такова и добыча.

Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Человек рождён для труда, как птица для полёта.

Без дела слабеет сила.

Белые руки чужие труды любят.

Без дела жить - только небо коптить.

Без правды жить - с бела света бежать.

Без ума житьё - рай.

Бояться смерти - на свете не жить.

В болоте тихо, да жить там кончено.

И маленькое дело делай, как большое.

Лень раньше нас родилась.

Лень до добра не доводит.

Ленивого только за смертью посылать.

Ленивому и лениться лень.

Лёжа и кнута не добыть.

Лежит лёжень до вечера, а поесть нечего.

Высшая доброта - любовь к людям.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Поспешишь - людей насмешишь.

Тот шумит много, кто делает мало.

Дела говорят сами о себе.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дело не медведь, в лес не уйдёт. Работа не волк, в лес не убежит.

Не место красит человека, а человек место.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Какая поговорка вам больше всего понравилась и почему? Объясните её! Добавьте свой вариант!


В девяти школах города при взаимодействии с Центром занятости населения было организовано трудоустройство подростков. Ребята школ №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и Займищенской занимались благоустройством территорий. Было трудоустроено 154 школьника. За свой труд 72 человека получили оплату из муниципального бюджета, 82 – от Центра занятости.

Завершилась экзамена ционная пора для выпускников. У остальных – каникулы, замечательное время отдыха. Но не все ребята поспешили расстаться со школой и поскорей уехать в загородный лагерь, в деревню или на море. Для некоторых каникулы начались с трудовых будней.
В один из июньских дней я посетила четвертую среднюю школу. Там трудились 25 ребят. Руководство школы рассказало, что ежегодно у них формируется ремонтная бригада в составе 25 ребят. Среди них и те, кто первый раз решили попробовать свои силы, и те, кто каждое лето участвуют в благоустройстве.
Оформляли ребят на работу по всем правилам, как взрослых. С ними заключили срочный трудовой договор и завели трудовую книжку. В этом году вновь прибывшим юным работникам трудовая книжка оформлена в электронном виде. Рабочая смена продлилась с 1 по 30 июня с выходными по субботам и воскресеньям. Время работы у каждого индивидуальное, зависело от возраста ребенка. Так, дети 14 – 15 лет работали не более 8 часов в неделю. Ребятам постарше, от 16 до 18 лет, разрешено трудиться в дни каникул до 12 часов. Как правило, все работы на пришкольных участках завершались уже до обеда.
Учитель технологии Юрий Владимирович Вороной, курирующий работу ремонтной бригады, рассказал, что рабочий день школьников начинается в 9 часов утра с построения. Сначала – проверка присутствующих, затем – распределение работ. Девочки пропалывают клумбы, поливают цветы, убирают в школьных помещениях. Мальчики подготавливают классы к ремонту, выполняют несложные ремонтные работы.
В тот день грядки пропалывали десятиклассницы Анастасия Тетерева, Диана Глазкова, Дарья Мартыненко. Поливом цветов занималась Екатерина Бардовская. Девочки первый раз в трудовой бригаде, и им здесь нравится. Их радует, что за свой труд они получат первую в жизни зарплату. Кто-то из них уже решил, на что ее потратит, другие предпочитают копить.
В одном из классов на втором этаже трудились мальчики. Они зачищали стены от шпаклевки и подготавливали их к покраске. Егор Коновалов второй год подряд трудится в ремонтной бригаде. В прошлом году принимал участие в ремонте своего класса. Тогда первую зарплату потратил на обновки.
Илья Моложанов здесь тоже не новичок. Признается, что было приятно учиться в классе, который довелось ремонтировать. Еще в прошлом году Илья научился шпаклевать, в этом постигал азы клейки малярной ленты под покраску потолка. Илья первую зарплату потратил на покупки к школе, чтобы родителям было меньше расходов. Также он планирует поступить и нынче.
Данил Новодей считает, что в рембригаде можно не только чему-нибудь научиться, но и приятно провести время с одноклассниками. Коллективный труд объединяет их класс.
Как замечает Юрий Владимирович Вороной, летняя трудовая практика, безусловно, нужна. Участие в ремонте школы, благоустройстве воспитывает в ребятах чувство ответственности. И, конечно, ни с чем не сравнима радость подростка, осознавшего, что он научился делать то, что не умел еще вчера, качественно выполнил порученную ему работу и помог другим.

Читайте также: