Отдых на аварском языке

Обновлено: 19.09.2024


11:00 – сбор группы в аэропорту г. Махачкала.
12:00 – сбор группы на железнодорожном вокзале г. Махачкала.

Вас приветствуют южные ворота Кавказа! Именно так называют солнечный Дагестан. Сегодня мы отправимся по круговому маршруту с севера на юг, чтобы эмоции, пейзажи, впечатления шли по нарастающей!

Край башен и легенд: Гоор, Кахиб, язык тролля. Треккинг на Салтинский водопад.

Аул Чох и легендарный Гамсутль.

Экотропа и треккинг в Самурском лесу.

Ну что, меняем пейзажи?! Переезжаем на побережье и продолжаем наш треккинг по Дагестану.
Самурский лес – это жемчужина Южного Дагестана! Уникальную флору и фауну этого леса создаёт субтропический климат. Лианы, которых здесь обитает более полутора десятков видов, оплетают ветви деревьев, украшают их целыми гроздьями невиданных цветов, даря непередаваемый аромат.
Сегодня будем восхищаться лианами, дышать чистейшим воздухом, пить полезную воду и загадывать желания у 800-летнего платана!
Активная часть тура в Дагестан: 5,2 км, перепад высот 10-30 м, продолжительность треккинга 3-4 часа.

Дербент – город контрастов.

И вишенкой на торте многодневного тура по Дагестану будет прогулка по Верхнему базару. Восточные сладости, урбеч, приправы, специи, чай, самые сладкие южные фрукты… Плюс к этому изысканные изделия из серебра и стеклянные армуды. Сможете выбрать все, что Вам по душе!
Активная часть тура в Дагестан: 7,7 км, перепад высот 10-155 м, продолжительность треккинга 3-4 часа.

Переезд в г. Махачкала.
15:00-16:00 – прибытие на жд вокзал и в аэропорт г. Махачкала, отъезд домой. Обратные билеты следует приобретать на рейсы самолетов после 17:00, на поезда – после 18:00.
В этот день также можно уехать домой на поезде из г. Дербент после 14:00.

В зависимости от погодных условий, физического состояния участников и других факторов, маршрут треккинга может быть изменен.

Обзор тура

Даже если Вы много где были не только на Кавказе, уж поверьте,  Дагестан сможет вас удивить!  Частичка Вашей души несомненно останется в этих местах!

В туре нас ждет всё САМОЕ: самый глубокий каньон, самый длинный тоннель, самый большой бархан, самый необычный водопад Кавказа, самые старые аулы, самые удивительные серпантины, самый древний город, самые необычные горы, самый необычный лес с лианами, самый гостеприимный народ и ещё много чего самого-самого! Освобождайте карту памяти и поехали!

Район путешествия: Российская Федерация, Республика Дагестан.
Старт маршрута: г. Махачкала (жд вокзал, аэропорт) в 11:00-12:00 МСК.
Финиш маршрута: г. Дербент в 14:00 (жд вокзал), г. Махачкала в 16:00-17:00 МСК (аэропорт, жд вокзал).
Часовой пояс: московское время.
Денежная единица: российский рубль.

Общая информация по маршруту.
Тип отдыха: проживание в гостинице, треккинг по ущельям налегке.
Проживание: гостиница.
Питание: двухразовое. Завтрак в кафе, обед – сухой паек днем в горах.
Маршрут проходит на высоте: 10-1780 м.
Протяженность маршрута: 41,9 км.
Ограничение по возрасту: от 6 до 60 лет.

Храбрые и гостеприимные

Аварцы – один из многочисленных народов Северного Кавказа, проживающий в Дагестане, восточной Грузии и северном Азербайджане. Общая численность народа в мире – около миллиона, более 900 тысяч из них проживает на территории России.

Предки аварцев населяли территорию современного Дагестана с древнейших времён: одна из грузинских летописей вообще называет прародителем дагестанских горцев некоего Лекоса – праправнука самого Ноя.

Первые упоминания о территории Серир, населённой предками аварцев, появляются в VI веке, а расцвет так называемого Аварского ханства пришёлся на XV – XVII века. Ни нашествия татаро-монгольских орд, ни бесчисленные атаки иранских шахов не смогли сдвинуть с места храбрых аварцев: и по сей день представители этого народа живут на землях своих предков. Более двухсот лет – в составе российского государства.

Общий уклад и народные промыслы аварцев


Сегодня аварцы исповедуют в большинстве своём ислам суннитского толка. Хотя, возможно, когда-то жители Серира, древнего аварского государства, придерживались православия: в горных районах Дагестана сохранились развалины сооружений, похожие на древние христианские храмы и часовни. Есть также предположение, что сохранившийся на территории Дербентской крепости фундамент крестообразной формы – остов христианского храма.

Жизнь аварского народа издавна определяла сельская община, где близкие родственники объединялись в так называемые тухумы. Каждый аварец с детства знает включённых в его тухум близких родственников, двоюродных братьев и сестер, старожилов-аксакалов и кунаков рода, а также других людей, готовых поддержать их в трудную минуту. У каждого аварского тухума есть название, нередко совпадающее с фамилией основателя: деда, прадеда или более далёкого предка. Во главе тухума, как правило, стоит самый старший в роду родственник, которого остальные члены рода должны слушаться беспрекословно.


Большое влияние на аварскую культуру и традиции оказали особенности местности. Аварцы издавна занимаются скотоводством и пашенным земледелием. Живут в сельских аулах, состоящих в среднем из 30 – 40 домов, на берегу какой-нибудь горной речушки. Впрочем, в Дагестане встречаются и крупные поселения на 500 – 600 домов. Центром аула считается небольшая площадь с возвышающейся на ней мечетью.


Среди народных промыслов у женщин до сих пор популярно ткачество, вязание и войлочная выделка. Мужчины с давних времён занимались обработкой кожи, резьбой по дереву и камню, кузнечным и чеканным ремёслами. Особое место отводилось оружейному делу: мастера ковали уникальные посеребрённые кинжалы, газыри (вместилища для пороховых зарядов), наборы для конской сбруи. Одновременно изготавливались и различные женские украшения, удивительная по красоте металлическая посуда.

Народные промыслы принесли в конце XIX века мировую известность горному дагестанскому селению Унцукуль, большая часть жителей которого - аварцы. Здесь изготавливались примечательные по внешнему виду трубки и портсигары, шкатулки и чернильные наборы, трости из кизилового дерева с тонкой, искусной медной или серебряной насечкой.



Интересна и своеобразна национальная одежда аварцев. Мужчины носили рубашку в виде специальной туники, штаны, кожаные ремни. Верхняя одежда - черкеска, бешмет или шуба из овечьей шкуры. Женская аварская одежда включает в себя строгое закрытое платье, штаны и чохто – специальный головной убор в виде длинной накидки с нарядным трубообразным налобником. Серебряные украшения - серёжки, браслеты, подвески и цепочки - нередко составляли самостоятельные элементы, подшиваемые непосредственно к одежде.

Быт аварцев

Как и среди прочих кавказских народов, у аварцев принято весьма почтительно относиться к людям более старшего возраста – особенно к старикам, центральное место которым в любой компании отводилось безоговорочно.

По-особому в аварском обществе соблюдаются традиции гостеприимства. Так, в каждом доме обустраивается специальное помещение для гостей-мужчин – кунацкая, особое место, в котором есть все условия для принятия путника в любое время дня и ночи. Любопытно, что перед входом в дом гость-аварец должен в обязательном порядке отдать всё имеющееся при нём оружие (кроме кинжала). В этом обычае кроется особый символический смысл: входящий в кунацкую человек полностью вверяет себя хозяину, отвечающего за его безопасность.


Гости рассаживаются на почётных местах, следуя правилу старшинства: сажать рядом не принято даже отца и сына, тестя и зятя, старшего и младшего братьев. За столом всегда ведётся приятная, вежливая беседа на общие темы, при этом хозяин не имеет права спрашивать пришедшего "в лоб" об истинной цели его визита. Сами гости также связаны определёнными правилами этикета: они не могут заявить хозяевам о своих предпочтениях в еде, не могут отказаться от подарка, встать из-за стола, не спросив разрешения хозяина.

Особое внимание уделяется гостю, когда он покидает дом: сложившийся за многие века ритуал требует от хозяев настаивать на пышных и продолжительных проводах, а от гостей – вежливо отказываться от них. В ответ гости искренне приглашают приютивших их людей навестить при случае и их дом, и очень обижаются, если ответного визита не происходит: пренебрежение приглашением равнозначно личному оскорблению главе семейства.

Аварцы — это храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы — сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.


Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.


Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.


Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы — живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы — живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы — живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы — села Бежтинского участка.

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине — в Дагестане.
Около 50 000 человек обитает в Азербайджане — это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.


Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие.
Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны.
Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же — лишь мушкеты и сабли.


В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет.
Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.
После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Внешность

Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:

Одежда

Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет — стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска — более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха — высокий головной убор из меха.


Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи.
В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Мужчины

Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.


Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Жилище

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.


В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аварцы родственными общинами — тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения — от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.


Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

  • теплые шерстяные носки
  • шали и платки
  • перекидные сумки из войлока
  • сукноделие
  • вышивка золотыми нитями
  • плетеные ковры

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Религия

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.


Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.


Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них — хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы.
В каждом доме были лепешки из тонкого теста — ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.


Известные аварцы


Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов — действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.

Презентация на аварском языке по теме

Предметияб цIаралъул цолъул ва гIемерлъул форма 5 класс

Предметияб цIаралъул цолъул ва гIемерлъул форма 5 класс

Предметияб цIаралъул цолъул ва гIемерлъул форма

5 класс
ХIадур гьабуна
Авар мацIалъул ва адабияталъул мугIалим
Мух1амадова М.В.

Малъараб материал такрар гьаби 1

Малъараб материал такрар гьаби 1

Малъараб материал такрар гьаби

1.Чан каламалъул бутIа бугеб авар мацIалда?
2. Кинаб кIиго группаялде гьел рикьулел?
3. Жалго жидедаго чIаралин щай гьезда абулеб?
4. Кумекалъулин щай абулеб?
5. Чан жинсияб класс бугеб предметияб цIаралъул?
6. Хасал ва гIаммал цIаразе баян кье. Мисалал раче.

Словарияб диктант РагIаби лъабго хIуби гьабун хъвай

Словарияб диктант РагIаби лъабго хIуби гьабун хъвай

РагIаби лъабго хIуби гьабун хъвай.
Щиб? Щив? Щий?
Эмен, эбел, росу, колхозчи, колхозчIужу, учитель, учительница, яц, вац, гама, бахIарчи, лъар, ракь, гьобол, захIмат, гьудул, ралъад, устар, яцгIал, доярка, къебед.

РекIелгъеялъулаб грамматика РагIул тIанчIи рахъе:

РекIелгъеялъулаб грамматика РагIул тIанчIи рахъе:

РагIул тIанчIи рахъе:
Гьалмагъасухъ –
гьалмагъ, магъ, гъал, лагъ, аслу,суал, гъамас, хъал, мал, гьал, хъухъ,ас, сас,

ЦIияб тема Предметияб цIаралъул цолъул ва гIемерлъул форма

ЦIияб тема Предметияб цIаралъул цолъул ва гIемерлъул форма


Предметияб цIаралъул цолъул ва гIемерлъул форма

ГIемерлъул форма лъугьинабулел суффиксал руго: -ал, - дул, -би кIочонге: хасал цIаразул гIемерлъул форма букIунаро

ГIемерлъул форма лъугьинабулел суффиксал руго: -ал, - дул, -би кIочонге: хасал цIаразул гIемерлъул форма букIунаро

ГIемерлъул форма лъугьинабулел суффиксал руго: -ал, - дул, -би кIочонге: хасал цIаразул гIемерлъул форма букIунаро

Цолъул формаялда цо предмет бихьизабула.
Щив? Щий? Щиб?

Масала: вас, цер, ца

ГIемерлъул формаялда гIемерал предметал рихьизарула.
Щал?
Масала: васал, цурдул, цаби

ГЬАЛ ПРЕДМЕТИЯЛ ЦIАРАЛ ЦОЛЪУЛ ФОРМАЯЛДА

ГЬАЛ ПРЕДМЕТИЯЛ ЦIАРАЛ ЦОЛЪУЛ ФОРМАЯЛДА

ГЬАЛ ПРЕДМЕТИЯЛ ЦIАРАЛ ЦОЛЪУЛ ФОРМАЯЛДА ЛЪЕ.

МугIрул гIулби унтаби хъулби
ГанчIал ганщал макьаби бахIарал
ЧIалаби кутул ургъалаби чотIахъаби
ХIубал турщул пикраби кочIохъаби

ХIалтIи Лъимал абураб рагIиги, магIнаялде балагьун, кколеб падежалда лъун, предложениял хъвай

ХIалтIи Лъимал абураб рагIиги, магIнаялде балагьун, кколеб падежалда лъун, предложениял хъвай

Лъимал абураб рагIиги, магIнаялде балагьун, кколеб падежалда лъун, предложениял хъвай.
_________ рохьоре унел руго. Гьениб _______
гири-гара бакIарана. Къадеялде _______ корзинкаби цIуна. Свакарал _________ бокьана цIорораб и (ц, цц)ухъ хIухьбахъи гьабизе. Рохьор ________ рихьана расандулел гIанчIал гвангваби.

Словарияб хIалтIи Гвангва – белка гиригара - земляника

Словарияб хIалтIи Гвангва – белка гиригара - земляника

Гвангва – белка гиригара - земляника

Физминутка РагIул цолъул форма бугони тIаде рахъе, гIемерлъул форма бугони гIодор чIа

Физминутка РагIул цолъул форма бугони тIаде рахъе, гIемерлъул форма бугони гIодор чIа

РагIул цолъул форма бугони тIаде рахъе, гIемерлъул форма бугони гIодор чIа.

Дарсил хIасилал гьари Предметияб цIар сунда абулеб?

Дарсил хIасилал гьари Предметияб цIар сунда абулеб?

Дарсил хIасилал гьари

Предметияб цIар сунда абулеб?
ЦIадираби, гьундул, цIороберал, кIулал – кинаб формаялда ругел раг1аби кколел?
Сали, чакар,даци, дада, эмен – кинаб формаялъул рагIаби кколел?

Рокъобе хIалтIи Предметияб цIаралъул хIакъалъулъ малъараб материал такрар гьабизе

Рокъобе хIалтIи Предметияб цIаралъул хIакъалъулъ малъараб материал такрар гьабизе

Предметияб цIаралъул хIакъалъулъ малъараб материал такрар гьабизе.
ХIалт1и № 5 гьум.42
№ 1 гьум.45
№ 2 гьум.45

Читайте также: