Отдых на галичском озере

Обновлено: 18.09.2024

Проект предполагает развитие практико-созидательной компетенции учащихся. В проектной основе собственных исследований и найденной информации учащиеся 4 классов рассматривают проблемы экологического состояния памятников природы местного значения; проект позволит осознать и почувствовать каждому школьнику включённость в жизнь своего населённого пункта, ощутить личную значимость в выявлении и решении экологических проблем своей местности.

Используемый УМК:

3. Географический атлас. Костромская область. (Департамент образования и науки Администрации Нижегородской области)

Раздел программы: Раздел 2. Наша родина на планете Земля (12 часов)

Предметная тема: Экологические проблемы.

Актуальность

Современное общество ставит перед школьным образованием такие задачи как: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций, чувства ответственности за судьбу страны, своего родного края. А это напрямую связано с экологическим образованием.

Педагогической основой создания проекта стали идеи личностно-ориентированного образования и проблемного обучения, создаюшие условия для становления субъективного опыта эмоционально-ценностного и деятельностного отношения учащихся к природе своего края.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, по изучению уникальной территории родного края и водных объектов своего города(на примере Галичского озера)

Задачи проекта:

- Формирование системы личностно-значимых экологических знаний, отражающих природную уникальность родного края;

- Формирование ценностного отношения к своему социоприродному окружению и человеку как части природы;

- Формирование субъектного опыта принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся знают: методы исследования своего края; причины, проявления, последствия, пути решения экологических проблем Галичского озера.

Учащиеся умеют : анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности; применяют знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности.

Учащиеся выражают отношение к экологическому состоянию территории проживания; природным ценностям своей местности.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями .

Учащиеся 4 класса проявляют большой интерес к истории и географическому положению своего родного края. Причин для этого много: это и общение с природой, и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы , ее исследованиях из средств массовой информации, научно – популярных кинофильмов, литературы, туристических походов и т.д. Благодаря этому, географический кругозор учащихся довольно широк.

Опыт показывает, что четвероклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей, практической деятельности.

В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как делать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать и при этом корректировать их действия по ходу выполнения заданий.

Продолжительность времени проведения проекта : среднесрочный (занимает изучение одной темы).

По количеству участников: коллективный.

По способу преобладающей деятельности учащихся: исследовательский, научно-познавательный.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

приобретает коммуникативные навыки и умения;

овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения представляет своё исследование.

Характер проекта: междисциплинарный.

Тип проекта: исследовательский.

Участники: ученики 4 класса.

Продолжительность: 3 урока.

Формы организации работы: индивидуальная работа; групповая работа; практикум.

План работы:

1.Озвучить проблему проекта

2.Познакомить с целями и задачами проекта

3.Определить рабочие группы и распределить в них роли;

4.Определить критерии оценки результатов;

5.Выбрать источники информации;

7.Дать характеристику экологической ситуации Галичского зера и прогнозировать его дальнейшее состояние.

8.Определить пути решения проблемы.

9.Представить результаты проекта.

Продукты: Презентации, сочинение, буклеты, рисунки условных знаков.

Форма презентации: урок-конференция.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран.

При формировании рабочих групп в их состав необходимо включать школьников разного пола, различных социальных групп, разной успеваемости и т.д.

Описание формируемых проектных и исследовательских умений школьников (метапредметных результатов).

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие знания и умения:

-ответственность и адаптивность; толерантность.

- коммуникативные умения-умение общаться, понимание другого, создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.

- креативность и любознательность – генерирование новых идей, применение их и обмен идеями с другими.

- критическое и системное мыщление (развитие мышления, обуславливающего совершенствование верного выбора, понимание взаимосвязей в сложных системах).

- межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, уважать различные мнения, сопереживать.

Описание проектного продукта/результата с критериями оценки

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Какое экологическое состояние памятника природы Галичского озера?

Проблемные вопросы:

1.Каковы отрицательные примеры взаимодействия человека и природы?

2.Как сохранить природную красоту родного края для будущих поколений?

Учебные вопросы:

1.Какова история возникновения озера (его происхождение)?

2. Какие экологические проблемы характерны для Галичского озера и почему они возникли?

3.Каков органический мир водоёма?

4. Какие меры можно предпринять для улучшения состояния озера своими силами?

Необходимые начальные знания, умения и навыки

Базовые знания по предмету окружающий мир;

навыки работы с различными источниками информации: литературой, краеведческим материалом, ресурсами Интернет;

владение навыками работы с компьютером (набор текста, создание презентаций и буклетов).

Учебные действия на разных этапах проекта

Продукты практической деятельности

Подготовительный этап:

разделение на группы; знакомство с темами исследований. Разработка плана, распределение обязанностей.

Практическая часть:

изучение, информационных материалов, самостоятельное исследование, обработка результатов;

создание презентации, буклетов, сочинений, условных знаков-правил поведения в природе.

Заключительный этап:

представление продуктов проекта; оценивание, рефлексия.

Материалы и ресурсы для проекта

Оборудование: компьютер, цифровая камера;

Программное обеспечение : программы обработки изображения, электронной почты, текстовые редакторы;

Материалы на печатной основе:

4. Географический атлас. Костромская область

Интернет-ресурсы: поисковые системы Яндекс, Google;

Класс и объём урочных часов необходимых для реализации проекта

4 класс. 3 часа.

Достоинство проектной технологии в том, что она учит школьников находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений. Можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни ученик, справившийся с работой над учебным проектом, окажется более приспособленным и адаптированным в реальной жизни. Проектная деятельность развивает мышление, память, умение добывать информацию из различных источников, анализировать и интегрировать знания, воспитывает духовные, волевые, интеллектуальные и другие качества, раскрывает таланты. Она является стимулом к успеху учителя и ученика.

Аннотация проекта.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся нашей школы, но и для всех жителей нашей малой родины. Проект охватывает такие науки. Как история, география и экология.

Экологические проблемы, в наше время, становятся всё более глобальными и важными для человечества.

Возможность жить в экологически чистой, здоровой среде- одно из самых важных прав человека. Сберечь уникальную природу нашего края, сохранить её для потомков – наша задача.

Рост знаний в области экологии, культуры обеспечивает непрерывное экологическое образование и просвещение и мы. Представители юного поколения, не стоим в стороне, а проявляем личную заинтересованность к практической деятельности по сохранению уникальной природы своей малой родины.

Цель проекта: ( слайд №2)

Формирование экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, по изучению уникальной территории родного края и водных объектов своего города(на примере Галичского озера)

Задачи проекта:

- Формирование системы личностно-значимых экологических знаний, отражающих природную уникальность родного края;

- Формирование ценностного отношения к своему социоприродному окружению и человеку как части природы;

- Формирование субъектного опыта принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне.

4. Длительность проекта: среднесрочный.

5. Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

6. Предполагаемые результаты: ( слайд №3)

Учащиеся знают: методы исследования своего края; причины, проявления, последствия, пути решения экологических проблем Галичского озера.

Учащиеся умеют : анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности; применяют знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности.

Учащиеся выражают отношение к экологическому состоянию территории проживания; природным ценностям своей местности.

7. Продукт проекта:

Буклет об истории Галичского озера

Работа над проектом:

В ходе работы возникло ряд вопросов: ( слайд №4)

1.Какова история возникновения озера (его происхождение)?

2. Какие экологические проблемы характерны для Галичского озера и почему они возникли?

3.Каков органический мир водоёма?

4. Какие меры можно предпринять для улучшения состояния озера своими силами?

Для того. Чтобы ответить на эти вопросы были созданы инициативные группы: географы, историки и экологи, учащиеся 4 класса. Координировал работу учитель начальных классов Смирнова М.А.

1 группа –географы.

Узнали, что Галичское озеро имеет ледниковое происхождение. То есть в свое время на его месте было некое понижение, которое образовалось в силу

Различных тектонических процессов. И, немного позже, примерно 10 тысяч лет тому назад, это понижение заполнили воды таящего ледника. Вот так оно и получилось, постепенно меняясь в разные стороны.

Площадь Галичского озера 75,4 кв. км. Озеро имеет овальную форму, вытянуто с запада на восток. Длина озера 17 км, наибольшая ширина 6,4 км, глубина до 5 метров. Берега озера плоские, заболоченные. Дно илистое. В озере сосредоточены крупные запасы сапропеля.

В озере обитают плотва, ёрш, окунь, лещ, щука, судак, густера, линь, налим, вьюн, уклейка, карась, язь. ( слайд №9)

С конца октября по апрель озеро замерзает.

Уровень воды в озере - 100 метров над уровнем моря. Галичское озеро питается в основном грунтовыми водами. В него впадают 6 рек, самые крупные Чёлсма и Середняя, вытекает из него одна – Вёкса Галичская, левый приток реки Костромы.

Издавна Галичское озеро служило местом рыбного промысла. За счёт рыбы существовала Рыбная слобода, население которой жило исключительно, рыбным промыслом. Рыбу ловили по строгим правилам, воспрещалась загрязнять озеро. До революции рыбаки добывали около 300 тонн рыбы в год. В 1932 году был основан рыбколхоз и рыба стала отлавливаться круглый год, количество её увеличилось до 700 тонн в год, а в отдельные годы до 860-915 тонн в год. В 1975 году улов составил 802 тонны. а в 1978 году - 294 тонны.

Промысел рыбы в озере в настоящее время ведется рыбколхозным предприятием, преимущественно неводами. С 1978 года рыбколхоз вместо 7 неводов на озере применяет только 4. Это уменьшило общий отлов рыбы (до 200 тонн).

1 уч. Озеро богато водной растительностью, её заросли покрывают более половины его поверхности. Доминируют камыш озёрный, тростник обыкновенный, рогоз, заросли которых отходят далеко от берегов. В связи с ухудшением экологического состояния водоёма за последние 50 лет площадь, занятая водной растительностью, увеличилась в несколько раз.

2 группа- историки.

Город у синего озера

Милый, любимый родной!

Каждому галичанину

В душу проник красотой!

3 уч. На южном берегу озера расположен город Галич. Галич - это славная древняя земля, в судьбе которой, как в зеркале отразилась вся жизнь нашей страны. Нет в её истории такой даты, к которой бы не имели отношения галичане.

4 уч. Давным - давно, когда значительно понизился уровень озера и стали просыхать заболоченные равнины, на берегу галичского озера и в его окрестностях, начал устраивать свои стоянки человек. Крутые склоны озера в это время заросли лесом, а внизу, около воды, образовались песчаные холмы, на которых и встречаются первые следы проживания человека . Ранее озеро называлось Нерон . В древности берега Галичского озера заселял мерянский народ – меря.

2 уч. В Галиче нет фольклора о русалках и водяных, но об озере слагают легенды. В них водоём становится источником богатств, пособником запретных встреч с жестоким палачом. Среди местных жителей есть и те, кто верит в легенды и воспринимает озеро как воплощение зла, – будто бы каждый год оно уносит на дно новые жертвы.

3 уч. В городе можно встретить несколько традиционных фольклорных сюжетов о подземных ходах, кладах, заклятиях. Издавна существует легенда о том, что в озере Галича спрятаны сокровища, награбленные князем Шемякой и его братом в Москве и Ярославле.

3 группа- экологи

Теперь озеро мелеет, и об этом говорят все. Почему? Причины называются самые разные, но, почти никто не видит в этом ни своей вины, ни возможности чем-то озеру помочь. Проблема сложная. Поэтому мы решили попробовать обобщить разные факторы и найти причины обмеления и загрязнения Галичского озера. Для этого мы пользовались справочной литературой, просматривали фотографии и видиоролики, пользовались интернетресурсами.

Причины обмеления галичского озера.

1) Заиление. Увеличивается количество ила - уменьшается глубина. Потому что в западной части озёрной котловины много крутых берегов, они размываются, и всё выносится в озеро, образуется новый ил. Усугубляет это дело и то, что берега там нередко распаханы.
Ещё дело в том, что озеро занимает только часть озёрной котловины. И в той её части, где озера нет, много оврагов. Эти овраги здорово размываются, особенно, если их пересекают дороги с бетонными дюкерами: тогда поток воды становится ещё мощнее и размывает больше, соответственно, и твёрдого вещества в озеро больше несёт.
Сами реки, которые всё ещё впадают в озеро, несут со своими водами много илистых частиц. Так было и раньше, но сведение лесов на территории их водосборов усилило плоскостной смыв.

2) Бурное развитие водной растительности. Растительность, во-первых, закрепляет грунт, задерживает илистые частицы вокруг себя и влияет на образование мелей и островков. К тому же она, отмирая, отлагается на дне новыми слоями ила. Почему её стало расти больше? Потому что в озеро поступает больше азотосодержащих элементов. Просто навоз с полей, а ещё многие фермы стоят практически на бортах оврагов. Ну и городские очистные сооружения тоже не могут полностью справляться со своей задачей.

3) Нарушение стока рек. То есть в озеро просто меньше воды попадает. Виной всему сведение лесов в бассейнах рек, впадающих в озеро, и осушение болот на водосборной территории.

4) Городские предприятия, даже в меньшей степени воздействуют на озеро, чем жители. Основное загрязнение приходится на бытовые стоки и простой мусор. Кто виноват? Сами, получается, виноваты.

Как быть? Думать. Конечно, на наш век ещё хватит, если не случится резких катаклизмов. Про болото через 15 лет говорить всё же не приходится, но и бросать всё как есть не хотелось бы…

Выводы учащихся: ( слайд №16)

4 уч. Озеро является местом отдыха галичан, город находится на южном берегу, а также водным путем, который связывает населенные пункты на северном берегу.

 - топкое илистое дно;

 - отсутствие песчаных пляжей;

 - плохие подходы к воде;

 - само по себе озеро мелкое;

 - озеро пригодно для рыболовства;

 - для катания на прогулочных катерах;

 - возможны занятия яхтингом, только яхты должны быть типа шверботов, так как килевые яхты применять невозможно из-за мелкого дна;

 -сапропелевый ил, который находится на дне озера, может использоваться для удобрения почвенного покрова.

В ходе нашей исследовательской деятельности, мы пришли к выводу, что и мы можем помочь нашему родному озеру. Для этого мы придумали и нарисовали условные знаки, которые понятны и доступны даже маленьким детям.

Узнайте, как будет клевать рыба в озере Галичское Озеро в ближайшие дни. Прогноз клёва учитывает погоду, фазу луны, температуру воды, сезонную активность рыбы.

search

Озеро Галичское Озеро на карте:

Развернуть карту Свернуть карту Показать моё местоположение Добавить место

25 ноября – 29 ноября 30 ноября – 4 декабря 5 декабря – 9 декабря 10 декабря – 14 декабря 15 декабря – 19 декабря 20 декабря – 24 декабря

Прогноз клёва

Погода

скорость ветра 5 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 8 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 18 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 29 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 6 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 8 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 22 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 29 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 13 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч
Довольно крутая волна, особенно на больших водоёмах.

скорость ветра 6 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 8 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 22 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 29 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 13 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч
Довольно крутая волна, особенно на больших водоёмах.

скорость ветра 5 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 8 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 18 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 29 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 5 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 7 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 18 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 25 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 16 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 6 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 14 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 22 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 9 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 13 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 3 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 5 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 11 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 3 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 5 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 11 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 2 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 5 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 11 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 2 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 4 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 14 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 9 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 3 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 4 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 14 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 9 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 2 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 4 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 14 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 9 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 2 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 4 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 14 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 9 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 3 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 5 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 7 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 11 м/с км/ч миль/ч
Небольшое волнение воды.

скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 5 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 14 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 9 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 11 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 4 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 6 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 14 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 22 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 9 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 13 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 5 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 8 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 18 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 29 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 11 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч
На водоёмах умеренные волнение воды.

скорость ветра 6 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 9 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 22 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 32 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 13 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 20 м/с км/ч миль/ч
Довольно крутая волна, особенно на больших водоёмах.

скорость ветра 6 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 8 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 22 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 29 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 13 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 18 м/с км/ч миль/ч
Довольно крутая волна, особенно на больших водоёмах.

скорость ветра 6 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 10 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 22 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 36 м/с км/ч миль/ч скорость ветра 13 м/с км/ч миль/ч ,
порывы до 22 м/с км/ч миль/ч
Довольно крутая волна, особенно на больших водоёмах.

Даты тура и число свободных мест онлайн:

Проверяем даты, наличие мест и цены.

  • 09:45 Самостоятельное прибытие в Галич по жд утром. Встреча с гидом в здании вокзала. Гид с табличкой "название тура".
  • Экскурсионная программа в Галиче. Экскурсия в Паисиево-Галичский монастырь. Посещение краеведческого музея. Завтрак-чаепитие с домашними блинчиками. Посещение краеведческого музея.
  • Обзорная экскурсия по Галичу с подъемом на гору Балчуг, откуда открывается великолепный вид на старинный город и древнее Галичское озеро (Галичское озеро, гора Балчуг и древнее городище, исторический центр, торговые ряды, Козьмодемьянская церковь, Введенский собор). Также в Галиче вы сможете приобрести вкуснейшую копченую рыбу, которая в изобилии водится в Галичском озере.
  • Переезд в Асташово (30 км, по лесной дороге.). Эта давно заброшенная деревня посреди костромского леса знаменита уникальным памятником деревянной русской архитектуры - чудо-теремом зажиточного крестьянина Марьяна Сазонова, в три этажа, с балконом, башенкой и даже бельведером. Резные узоры, сложные формы конструкции, уникальная для своего времени система отопления, разноцветные витражи - и все это принадлежало бывшему крепостному крестьянину и его семье! Сейчас это единственная постройка на многие километры - во всей округе живут всего 2 человека, в местных лесах до сих пор водятся рыси, лисы, стаи тетеревов и даже медведи, которые периодически выходят на поляну "полюбоваться" теремом. Внутри удивительный чудо-дом полностью отреставрирован. (02.01.21 - внешний осмотр терема, фотостоп).
  • Обед.
  • Заезд в Чухлому. Экскурсионная программа в Чухломе. Посещение бывшей крепости и действующей Успенской церкви. Прогулка по рельефным улочкам и спуск к ледниковому озеру. Этот старинный колоритный городок также стал знаменит благодаря своему уроженцу Народному артисту СССР Михаилу Пуговкину. Здесь установлен необычный памятник актеру в виде пуговки.
  • Возвращение в Галич. Интерактивная программа в Галиче (встреча хлебом-солью, фольклорная встреча в светелке, знакомство с галичскими традициями, посещении экспозиции "По щучьему велению". Задорные сценки, рассказывающие об обычаях и традициях края, придутся по вкусу всем, от мала до велика! Также вас ждет знакомство с Галичем кинематографическим - в окрестностях города проходили съемки любимой сказки Михаила Ромма "По щучьему веленью", о чем горожане бережно хранят память и делятся киноисториями с туристами.
  • 20:00 Размещение в гостинице "Русь". Вечернее чаепитие с пирожками в кафе гостиницы.

Галич — районный центр Костромской области на берегу Галичского озера, один из древнейших русских городов (датой основания считается 1159 год). С середины XIII по середину XIV вв. был центром удельного Галицкого княжества. Галич интересен своими древними храмами и монастырями (среди них старейший в области Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь, основанный во второй половине XIV века), а также гражданской застройкой в стиле ампир начала XIX века, в создании которой участвовали пленные французы. В особняке богатого купца Нешпанова расположился городской краеведческий музей, гостей которого угощают домашними блинами и чаем из угольного самовара.

Чухлома — город, районный центр в Костромской области на берегу Чухломского озера. В письменных источниках впервые упоминается в 1381 г. Большая часть города до сих пор застроена деревянными домами, многие украшены резьбой. Живописный провинциальный город вдохновлял Чехова, Горького и Ахматову.

Солигалич — город, районный центр в Костромской области. Впервые упоминается в письменных источниках в 1335 г. как принадлежащий Галичскому княжеству соляной промысел (Соль Галичьская). В конце XV века, после присоединения к Московскому княжеству, на этом месте была построена крепость. В Солигаличе сохранилось большое количество памятников деревянной архитектуры (включая Торговые ряды 1808 года постройки). С середины XIX века местные минеральные воды используются для лечения. Солигаличский известковый комбинат владеет участком Монзенской железной дороги, по которой туристы могут прокатиться на мотовозе советских времен.

Обратите, пожалуйста, внимание, что содержание экскурсионной программы может отличаться от представленного выше справочного описания достопримечательностей!


В данном посте речь пойдёт о северо-западной части Костромской области, где на больших территориях жизнь теплится лишь местами, где действительно до сотен деревень уже не добраться - к ним не ведут дороги да и самих уж поселений не сыскать, а дороги и дорогами не назвать. Много в том краю отживших свой век и доживающих его сёл и деревень, много заброшенных старинных церквей. Но диво как хороша природа, в лесах которой преспокойно обитают медведи, лоси, волки и зайцы (их, перебегающих нам дорогу, мы встречали неоднократно), так же из под колёс беспрерывно вспархивали тетерева или рябчики (кто их разберёт). Одним словом, настоящая глушь и настоящая российская глубинка. Вот в эту глубинку и состоялась наша поездка.


Стартовали из Москвы в семь утра, к одиннадцати были уже в Костроме. Покушав в маке, закупив продукты и заправив на полную бензобак, направились в город Буй. По пути решаем завернуть в легендарное место - посёлок Сусанино - некогда зажиточное село Молвитино со множеством купеческих зданий.


Погода вдруг стала капризничать, изредка поливала дождём дороги и периодически нагоняла тучи. По приезду в Буй, мы осмотрели железнодорожное депо с поворотным кругом и оригинальным паровозом 1952 года. Надолго задерживаться не стали и поехали в направлении конечной точки первого дня деревни Горки Чухломского района. По дороге проезжаем ряд заброшенных деревень. В одной такой, Внуково, останавливаемся, точнее добираемся по лесам и полям до неё. Несколько огромных домов, немного небольших и множество совсем разрушенных. Полазали, посмотрели. Убедились, что последний житель покинул деревню в 2008 году.



В посёлке Елегино проезжаемая дорога заканчивается и мы сворачиваем на просёлочную, а точнее что от неё осталось. Через №-ое время добираемся до большущей заброшенной деревни Хорошево, где всего два жителя, да и те приезжают сюда лишь на лето. Дороги дальше нет. Местный мужичок, по началу встретивший нас настороженно, всё-таки подсказывает направление и мы, смутно различая след от проезжавших туда когда-то тракторов, потихоньку добираемся до Плещеево.


Среди густых зарослей примечаем Плещеевскую школу 1-й ступени, разместившуюся в бывшей богадельне. Двухэтажное здание со множеством необычных печей.



Далее уже на своих двух идём лесом в поисках существовавшей здесь в XIX веке церкви. Находим, вот она - Казанская церковь 1804 года.



Оглядев местные достопримечательности держим путь обратно в Хорошево, где мужичок вместе со своей супругой приглашают нас в дом, поят чаем с собственным мёдом (своя пасека) и рассказывают жизненные истории. Однако, их рассказы меняют наши планы: до намеченных сёл оказывается не добраться даже на внедорожнике, ибо туда курсируют разве что на тракторах. Конечно, и мы могли бы доехать, спуская колёса, таща себя на лебёдке, но это отняло бы весь вечер, но цель наша была иной и мы решаем ехать на Галичское озеро, там и заночевать. Срезать путь и выехать к озеру более коротким путём также без вариантов, потому возвращаемся в Буй, по пути останавливаемся в древнем селе с красивым названием Ликурга. На краю селения возвышается храмовый комплекс постройки не позже 1685 года.


На территории расположено отдельное каменное здание, являющееся родовой усыпальницей местных помещиков Готовцевых.


Снова проезжая через Буй специально тормозим возле монументального здания советской эпохи.


В сторону Галича идёт ну просто ужасная дорога, из-за чего становится ясно, что затемно на озеро не успеваем и решаем остановиться на ночёвку в другом месте. Этим местом оказывается живописный крутой берег реки Ноли.


Ставим палатку, разводим костёр, организуем стол. Просидели за горячительными напитками и беседами о жизни до начала первого ночи. По утру перекусив дошираками, сворачиваем лагерь и держим путь далее. Первым во второй день посещаем затерявшуюся в лесах усадьбу Гришино рядом с речкой Тойгой. Главный дом 1880-х гг..



После доезжаем до села с названием необычным для русских и обычным для мерян Унорож, что на берегу Вексы.



Благовещенская церковь 1814 года постройки.


Выехав из Унорожа направляемся в некогда крупное село Чмутово, где нынче-то всего два жителя.


На краю села красуется Троицкая церковь 1820 года.



После заехали в пустую деревню Матвеевское (вроде так). Там понимаем, что доехать до двух намеченных заброшенных церквей в сёлах Вознесенское и Сынково можно, но это отнимет слишком много времени, а церкви костромского края большей частью не столь выдающиеся по архитектуре. Поэтому не тратим на них время и едем дальше. Проездом посещаем погост Умиление, что на севере Галичского озера. Здесь несколько столетий существует Заозерский Авраамиев монастырь.


Самый крупный каменный храм Успения был построен в 1716 г., но в 1856 заново перестроенный.


В советские годы тут размещался дом отдыха "10 лет Октября", детский дом. С тех пор, вот, кроватка и стоит.


"Погода сегодня что-то не задалась" - думали мы, но это не остановило и колёса зашуршали в сторону города Чухломы, к главной цели нашей поездки в деревню Погорелово. До Чухломы добираемся относительно быстро, сворачиваем в сторону старинного в прошлом города Судая, а там уж решаем испытать экстрим и держим поворот на Погорелово, через Венгино. Дороги пока весьма приличные, правда, не надолго.


По дороге осматриваем Богородицкую церковь 1838 года постройки в селе Лаврентьевском.


По пути разбросаны остовы полностью вымерших деревень. В одну из таких - Фирюково - заглядываем.


Всеми правдами и неправдами, пока ещё приемлемыми дорогами добираемся до большущей деревни Ассорино в советские годы имевшей свои хозяйства, две школы, сотни жителей, ну а с началом перестройки к нашему времени, превратившуюся в вымирающее селение всего с 11 жителями. Напротив расположена деревня Плотина, где был выстроен и до середины 90-х процветал посёлок с 300 работягами, занятыми на вырубках леса. До сих пор здесь стоят десятки здоровенных бревенчатых домин.


И вот, начиная с этого места, нас ожидали настоящие бездорожные приключения. Дорогу на пальцах объяснила нам местная жительница, уверив, что они на буханке ездят в нужном нам направлении. Видать, мы не там свернули и. буль! Сели дном.


И снова сноровка и опыт Владимира, дважды применившего лебёдку, помог нам выбраться из трясины.


Столь нелёгкий путь воздался - мы у купеческого дома деревни Венгино, что на берегу речки Ножиги. Как раз, пока доехали, распогодилось.



Внутри оказалось немного интересностей в основном в виде оригинальных, ранее нигде не встречавшихся, таких печей.


Скорее скорее, покуда светло! Форсируем речку Вигу, затем оставляем машину и небольшое заболоченное место проходим пешком. И вот она главная цель поездки - безлюдная деревенька Погорелово. Где всё ещё жив дивной красоты купеческий дом почти что миллионера Иван Иваныча.



А внутри не меньшая красота.



Пообщавшись с хозяином дома, поведовавшим историю о разбогатевшем не столь честным образом купце Иван Иваныче, о себе и деревне, переставшей существовать за последние десятилетия, мы потопали обратно через болотце.


На следующее утро.


Третьим днём предстоял путь домой, но было время заехать ещё в пару мест.
На свой страх и риск преодолеваем полуразвалившийся деревянный мост в Красной Ниве.


К величайшему сожалению, попасть в Бушнево, куда очень хотели, мы не смогли. Проводника бы нам, трава-то скрыла колею и было не понятно в каком направлении двигаться. Мы даже попытались немного проехать, вопреки предсказаниям местных, однако и впрямь безуспешно. А поскольку ещё до Москвы пилить полдня, тратить время не стали. Поехали в посёлок городского типа Парфеньево, перекусили в кафешке, а далее путь лёг в старинное село Николо-Ширь.


Здесь на возвышенности сохранился целый храмовый комплекс. Никольская церковь 1799 года.



И Казанский храм 1836 года.



Ну что ж, на этом наше путешествие подошло к концу.

Костромские диковины (Галич - Макарьев - Кологрив - Шаблово - Илешево, с посещением мараловодческого комплекса и родины художника Ефима Честнякова, 3 дня + ж/д)

Внимание! Указана дата начала тура в Галиче.

Важно! При заселении в отель, при посещении музеев или кафе Костромской области совершеннолетние посетители должны иметь при себе один из следующих документов:

- оригинал (QR-код с единого портала государственных услуг) сертификата профилактической прививки от COVID-19;

- оригинал (QR-код с единого портала государственных услуг) сертификата о перенесенном заболевании COVID-19 (если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев);

- справку, подтверждающую, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев, полученную в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства гражданина;

- справку, подтверждающую прохождение курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции, полученную в медицинской организации, осуществившей вакцинацию;

- документ, подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID -19, проведенный не ранее чем за 72 часа до дня посещения объекта и мероприятия

07:19 Прибытие на ж/д вокзал г. Галич.

7:30 Встреча с гидом в здании вокзала. Гид с табличкой "Название тура".

Экскурсия в Паисиево-Галичский монастырь - один из старейших монастырей на территории Костромской области.

Завтрак-чаепитие с домашними блинчиками. Посещение Галичского краеведческого музея.

Обзорная экскурсия по Галичу с подъемом на гору Балчуг.
Галич не раз играл ключевую роль в судьбе русского народа. Немногие знают, что именно в Галиче, в непростые смутные времена, собралось первое ополчение на защиту Родины, к сожалению, неудачное. И не подвиг ли галичан вдохновил Козьму Минина и Дмитрия Пожарского на всенародное ополчение, охватившее в едином патриотическом порыве всю русскую землю и освободившее Родину от врагов? Об этом и не только вы узнаете на нашей увлекательной обзорной экскурсии. Неповторимые памятники природы и рук человеческих явятся вашему взору на земле галичской! Наш экскурсовод поведает о непростом прошлом Галича, а вы сможете полюбоваться великолепным видом на старинный город и Галичское озеро, древнее городище, исторический центр, торговые ряды, церкви и соборы.
Также в Галиче вы сможете приобрести вкуснейшую копченую рыбу, которая в изобилии водится в Галичском озере.

Переезд в пос. Асташово (~83 км, из них 30 км. по лесной дороге).

Экскурсия и осмотр лесного терема в Асташово.
Эта давно заброшенная деревня посреди костромского леса знаменита уникальным памятником деревянной русской архитектуры - чудо-теремом зажиточного крестьянина Марьяна Сазонова, в три этажа, с балконом, башенкой и даже бельведером. Резные узоры, сложные формы конструкции, уникальная для своего времени система отопления, разноцветные витражи - и все это принадлежало бывшему крепостному крестьянину и его семье! Сейчас это единственная постройка на многие километры - во всей округе живут всего 2 человека, в местных лесах до сих пор водятся рыси, лисы, стаи тетеревов и даже медведи, которые периодически выходят на поляну "полюбоваться" теремом. Внутри удивительный чудо-дом полностью отреставрирован.

Внимание! 3 января состоится только внешний осмотр терема с экскурсионным сопровождением!

Переезд в г. Чухлома (~30 км.)

Экскурсионная программа в Чухломе.
Посещение бывшей крепости и действующей Успенской церкви. Прогулка по рельефным улочкам и спуск к ледниковому озеру. Этот старинный колоритный городок также стал знаменит благодаря своему уроженцу Народному артисту СССР Михаилу Пуговкину. Здесь установлен необычный памятник актеру в виде пуговки.

Осмотр Авраамиево-Городецкого монастыря. В этой красивейшей обители вы сможете окунуться в купель святого источника. Так же нашу группу ждет монастырская трапеза.

Переезд в с. Мантурово (~197 км).

Завтрак.

Переезд в г. Кологрив (~84 км).

Переезд в с. Шаблово (~18 км).

Обед.

Переезд в д. Илешево (~10 км).

Знакомство с живописным селом Илешово.
Здесь дышится как-то по-особенному хорошо. И неудивительно, ведь, по легенде, сам Святитель Николай-чудотворец освятил эту землю своими стопами. Здесь сохранился храмовый комплекс, включающий в себя Ильинскую церковь 1796 года постройки, Никольскую церковь 1831 г. и церковно-приходскую школу 19 века, в которой Ефим Честняков учил деревенских ребятишек.

Внешний осмотр училища Федора Чижова в Екимцево.
Еще одно любопытное село Кологривского района – Екимцево, где находилось одно из лучших профессиональных учебных заведений дореволюционной России – Чижовское училище. Внушительное двухэтажное здание главного учебного корпуса, построенного в 1891-92 годах по проекту известного архитектора И.В.Штрома - гордость поселка. Большие стрельчатые окна и другие архитектурные детали делают его похожим на готический средневековый замок. К сожалению, сейчас училище не функционирует, но у вас будет возможность полюбоваться окружающим ландшафтом, красотой и целесообразностью каждой детали здания.

Переезд в с. Мантурово (~108 км).

Отдых в отеле. Ужин по желанию за доп. плату (350 руб./чел.).

Завтрак.

Переезд в г. Макарьев (~80 км).

Обед в трапезной монастыря.

Переезд в мараловодческий комплекс (~138 км).

Переезд в Галич (~92 км).

18:30 Окончание программы на ж/д вокзале г. Галич

19:38 Отправление в Москву.

Стоимость тура за 1 чел. при размещении в г-це "Водолей"(пос. Мантурово):
при размещении в 2-х местном номере (twin) - 10250 руб.
при размещении в 2-х местном номере (double) - 10550 руб.
при размещении в 1-но местном номере - 12500 руб.
при размещении в 3-х местном номере - 9950 руб.

В стоимость включено: проживание в гостинице (2 ночи), питание по программе (3 завтрака, 3 обеда), входные билеты и экскурсии по программе тура, транспортно-экскурсионное обслуживание на маршруте, услуги гида-сопровождающего на группу.

Дополнительно оплачивается:
ж/д проезд Москва-Галич-Москва
2 ужина: 700 руб (по желанию)

Как добраться. Рекомендуемые варианты.
Москва-Галич - поезд 078Ы. Отправление в 23:05. Прибытие в 07:19.
Галич-Москва - поезда 069Ч. Отправление в 19:38. Прибытие в 04:56.

Внимание! Уточняйте информацию по контактным данным сопровождающего и текущим корректировкам маршрута на сайте за 1-2 рабочих дня до начала программы или у ведущего менеджера.

Важно: если в ж/д кассах закончились билеты на интересующие Вас поезда, обратитесь к нам, и мы сможем достать практически любые билеты под Вашу поездку. Эта услуга оплачивается дополнительно (400 руб. к стоимости тарифа за один билет). Имея в наличии три онлайн сервиса бронирования авиа и ж/д билетов, мы готовы предложить Вам самую выгодную цену из существующих на рынке по нашим сборным турам.

В редких случаях отмены тура нашей Компанией, мы компенсируем потери ТОЛЬКО по ж/д билетам, приобретенным в офисе нашей Компании, через личный кабинет на сайте РЖД или в кассах жд вокзалов. В случае приобретения Вами ж/д билетов через сторонние поисковые системы, стоимость дополнительных услуг (в т. ч. комиссионные сборы) не возвращается.

Внимание! В целях профилактики коронавирусной инфекции COVID-19 каждый турист должен иметь при себе маску и перчатки. Масочно-перчаточный режим необходимо соблюдать во время всего путешествия. В ресторанах, при посадке и высадке на транспорте, в музеях и на экскурсиях обязательно соблюдение социальной дистанции 1,5-2 метра. При отсутствии у туриста маски и перчаток в участии в туре будет отказано. Также возможна отмена шведского стола на завтраках в гостиницах.

Внимание! Заселение в гостиницу возможно только при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт, свидетельство о рождении). Просьба учитывать, что во всех объектах размещения действуют правила "расчетного часа" (check-in и check-out). До установленного времени заселения свободных номеров в гостинице может не быть. Освобождать номера необходимо в соответствии с правилами гостиницы.

Фирма оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг. Обращаем Ваше внимание на необходимость соблюдения норм действующего законодательства. Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

Транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса. При группе менее 18 человек предоставляется микроавтобус туристического класса (номера мест в этом случае не сохраняются).

Читайте также: