Отдых на пленэре что это

Обновлено: 04.10.2024

Казалось бы, художники испокон веков писали предметы с натуры, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, само понятие появилось сравнительно недавно: по существу, принципы пленэра получили распространение лишь в первой половине XIX века.

Общение с природой, постоянный контакт с ней в процессе работы обостряют взгляд живописцев-пленэристов, делают их чуткими к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. А главное — в этой непосредственной близости к природе художник вступает в теснейшее общение с ней.

Мастер работал одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть колорит и освещение, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник одну за одной создавал картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие, дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.

Раскрыв секрет особого зрительного эффекта, который получается при наложении рядом друг с другом мазков чистого, несмешанного цвета, импрессионисты добились в своих пейзажах редкой солнечности, яркости, свежести. До импрессионистов моменту наложения красок на холст предшествовало смешение их на палитре.

Например, для получения определенного “теплого” желтого цвета на палитру накладывалась желтая, коричневая, красная краски и смешивались. Импрессионисты для получения такого же цвета все составляющие его цвета накладывали на холст чистыми мазками. В результате с определенного, продиктованного художником расстояния они смешивались “в глазу” у зрителя. Тем самым снимая условность ровного, среднего тона. Возьмем, к примеру, пейзаж последователя импрессионистов Альбера Марке “Порт Гонфлер”.

Пленэрная живопись Альбер Марке “Порт Гонфлер”

Альбер Марке “Порт Гонфлер”

Марке был великолепным маринистом — художником любившим и умевшим писать море, — его пейзаж полон жизни.В нем ощущение влажного морского воздуха, чистоты, как бы “умытого” неба, свежесть красок. Марке удалось в самой композиции этого небольшого полотна, в расположении бегущих парусников передать ту извечность движения. Сама поверхность воды, гладкая, как стекло, отражающая лучи утреннего солнца, превращается в узор серовато-голубых, белых и желтых пятен, точно передающих цвет моря на рассвете. Пейзаж Марке не претендует на философские обобщения, но в нем есть обаяние самой жизни. Зритель перед картинами Марке чувствует себя как перед широко распахнутым окном.

На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник обнаружил и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой аскетичный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

Автор: Иванова Анна Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская обл
Наименование материала: статья
Тема: "О пользе выездных пленэров"
Раздел: дополнительное образование

О пользе выездных пленэров для учеников художесвенной школы или как воспитать

творческую, культурную, социально адаптированную личность.

времени, цель предмета - закрепить и углубить знания и навыки по рисунку, живописи и

композиции. Но, как известно, педагог художественной школы учит ребёнка не только

рисовать. Порой даже эта задача отходит на второй план. Задача педагога значительно

адаптированную, творческую, культурную, самостоятельную и т. д., личность.

Этот рассказ о том, как решают эти задачи педагоги нашей художественной школы,

ежегодно вывозя своих учеников на выездные пленэры. Совместное существование на

протяжении всей поездки помогает воспитать в детях эти качества.

С учениками художественной школы мы ездили в Питер, и в г. Владимир, знакомились там

с архитектурными памятниками . Но излюбленным направлением наших путешествий

стал посёлок Сукко недалеко от Анапы, на берегу черного моря. Каждый год собирается

группа творческих, позитивно настроенных, любящих путешествия и приключения

учеников школы и их родителей , бабушек и дедушек, сестрёнок и братишек в составе

около 50 человек. Это самое счастливое время для наших путешественников. Отдых,

совместно с творчеством, вдохновляет и окрыляет. Между тем преподаватель ведёт

большую работу, решая важные воспитательные задачи.

Первое, что необходимо сделать преподавателю -организовать творческую атмосферу для

детей и их родителей.

Когда ребенок попадает в общество творческих людей, и видит, как увлечены

окружающие рисованием, и что вокруг все рисуют постоянно, сам начинает рисовать

много и увлеченно. Те дети, которые остались проходить пленэрную практику в своём

городе, часто лишены такой возможности. В творческих поездках же дети рисуют

постоянно - в поезде, в поездках на экскурсии, в своих комнатах до поздней ночи, пока их

не заставишь спать. Практикуем не только работы этюдного характера на состояние,

цветовые сочетания, которые предусмотрены программой пленэра , но и ведём скейч - бук,

в котором делаются наброски, зарисовки, иногда сопровождающиеся пояснительными

надписями. Зарисовываются из окна поезда здания вокзала с интересными

архитектурными элементами, или делаются наброски пассажиров, прогуливающихся по

перрону. Зарисовки дают заряд творческой энергии, подгоняют во времени и поэтому

иногда получаются особенно удачными. Или в каком- нибудь кафе на отдыхе также рисуем

интересный элемент интерьера, или мебели. Фотоаппарат для этих целей не подходит, он

лишь делает снимок, перечисляя детали, творческий же человек усилит интересное и

упустит незначительное, и это главное в обучении рисованию.

Итак, во время наших путешествий обстановка наполнена творчеством.

Развивающие задачи также решаются легко.

Мы посещаем Краеведческией музей и музей Горгипия (так называлось греческое

поселение на месте современной Анапы)

ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств.

Краеведение — один из самых эффективных компонентов воспитания уважения к

традициям предков, к культурному наследию прошлого, расширение их кругозора и

Рисуем с музеях, изучаем архитектуру древних греков и сравниваем её с современными

постройками Анапы и посёлка Сукко, в котором живём.

Архитектура посёлка напоминает сказочные домики из сказок Андерсена. Расположенные

между горами домики с красными черепичными крышами, резные беседки перед

домиками, увитые алыми и белыми розами, и бордовая черешня, свисающая гроздьями и

манящая небывалым ароматом…Это всё непременно рисуем, вдохновляемся, и едим

фрукты и наслаждаемся южным солнцем.

Изучаем животный и растительный мир юга нашей родины, в анапском зоопарке

рисуем с натуры страусов . рассмотрев этих сильных птиц, замечаем, какие умные и

немножко грустные у них глаза…

Здесь, на склонах холмов, можно встретить черепах, которые деловито шагают куда-то по

своим черепашьим делам. А в траве живут улитки. Распустив свои длинные усики, они

переползают с травинки на травинку. Здесь чистый воздух и тёплое солнце, здесь природа

вдохновляет на творчество и велит более внимательно и вдумчиво передавать красоту

Выход на пленэр — настоящий праздник для учащихся! Ребята получают новые

впечатления и собирают материал для будущих композиций. Они не только хорошо

отдыхают, но и приобретают новых друзей, получают знания и навыки пленэрной

живописи, которые станут хорошей школой для дальнейшего развития творческих

способностей. В процессе занятий обогащается внутренний мир учащихся. Они

знакомятся с новыми интересными объектами для изображения: живописной природой,

городской и загородной архитектурой. На открытом воздухе закрепляются навыки работы

с натуры, обостряется восприятие цветовых отношений, лучше понимается линейная и

Море здесь всегда - ежедневный праздник для детей. После занятий живописью

радостное волнение окрыляет шаги — быстрей, быстрей! И наконец, море! Огромное и

долгожданное, оно сверкает белой пеной и обдаёт стойкой соленой свежестью, зовёт в

теплую, ласковую воду.

Здесь день наполнен с утра до позднего вечера, и нужно многое успеть, увидеть,

запомнить, а потом запечатлеть в своих рисунках.

Свежий морской воздух даёт детям заряд энергии, положительные эмоции и располагает к

новым творческим идеям и свершениям. Здесь дни наполнены радостью и солнцем.

В учебном году, после таких творческих поездок ,ученики полны новыми планами , и

легко усваивают учебные программы.

Во время нашего путешествия ребята учатся жить командой. Такие мелочи, как помочь

донести сумку, или подождать задержавшегося, учат детей доброму отношению друг к

другу, воспитываются качества характера, которые обязательно им пригодятся.

Таким образом, острый вопрос о связи обучающих, развивающих и воспитательных


ШКОЛА АВАНГАРДНОГО И КРЕАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

АРТ ПЛЕНЭР 2020

ПОД РУКОВОДСТВОМ ЕЛЕНЫ ШМАКОВОЙ

г. Алупка, Крым.

29 августа — 9 сентября 2020 года


Ежегодный Арт-пленэр Школы Авангардного и Креативного рисования

ДЛЯ КОГО:

для студентов школы авангардного и креативного рисования

Летняя школа для более тесных встреч, общения с мастером и друг с другом, обучения в живописном и колоритном месте, погружение в искусство и повышение художественного мастерства и арт-мышления

для начинающих художников

Для тех, кому нравиться рисовать, кто хочет научиться писать портрет, пейзаж и натюрморт в стиле русского импрессионизма и авангарда в приятной атмосфере в легкости и удовольствии под руководством опытного наставника. Для тех, кто хочет развиваться как художник

для опытных художников

Для тех, у кого искусство и рисование больше чем хобби и даже уже часть жизни, кто хочет повысить свое мастерство и создать ряд творческих работ в компании единомышленников в живописном месте

для любителей искусства

Даже если вы никогда не рисовали, но вам очень хочется -вам будет полезно и интересно погрузиться в атмосферу творчества и порисовать с удовольствием

для преподавателей

Учителям ИЗО и ДПИ, руководителям художественных школ и студий, ведущим мастер-классов будет полезно и познавательно посещение арт-пленэра для усиления своей личной арт-практики, повышения мастерства, обмена опытом и общения в кругу единомышленников

Бархатный сезон, тёплое море, чистый воздух, хорошая компания — это прекрасная возможность совместить отдых и обучение, а в результате создать несколько художественных работ под руководством опытного наставника Елены Шмаковой.
Пленэр посвящён Русскому импрессионизму и авангарду. Место выбрано не случайно — в Алупке и её окрестностях отдыхали и создавали свои шедевры художники: Архип Куинджи, Иван Шишкин, Василий Суриков, Константин Богаевский, Константин Коровин, Михаил Ларионов. Одна из самых высоких скал с видовой площадкой носит имя мариниста Ивана Айвазовского.
И у нас есть уникальная возможность походить по тем улочкам, по которым ходили наши кумиры, понаблюдать за красотой Крымской природы и заодно отдохнуть от суеты.

ЧТО ПОЛУЧИТЕ:

  • До 12 дней у Черного моря в творческой компании
  • 14 мастер-классов от опытного и профессионального художника
  • Лекции про художников и направления в изобразительном искусстве
  • Практики каждый день
  • Беседы и обмен опытом
  • Экскурсии
  • Знания умения и навыки художественного мастерства и креативности
  • Новые знакомства и общение среди единомышленников
  • Общение с мастером
  • Фотографии для портфолио
  • Коллекцию созданных вами авторских картин и рисунков
  • Участие в выставке по итогам пленэра
  • Сертификат с печатью и подписью


Творческий руководитель Арт-пленэра

ЕЛЕНА ШМАКОВА - ОСНОВАТЕЛЬ ART MODERN SCHOOL

АРТ ПРАКТИКУМ

Далее

✔ ПОДБЕРИТЕ УДОБНЫЙ ФОРМАТ Первые пленэрные этюды советую выполнять на небольшом формате – максимум 30х40 см. В режиме дефицита времени на большом формате труднее грамотно построить композицию и выполнить работу в цвете. В рамках предпочтительных размеров будет полезным менять форматы, которые будут отличаться по пропорциям. Например, использовать более вытянутые – панорамные, квадратные и т.д. Когда я собираюсь на пленэр и знаю, что успею выполнить только один этюд, то все равно беру два-три холста разных пропорций, и уже на месте выбираю тот, который больше всего подходит под выбранный сюжет. Это правило работает, если вы рисуете в шаговой доступности от дома или передвигаетесь на автомобиле. В других случаях лучше ограничится только необходимым количеством материалов.

Советы на пленэре. Что, где, когда? 2

✔ МАКСИМАЛЬНО ОБЛЕГЧИТЕ СВОЮ НОШУ Когда на пленэре я использую этюдник, то краски на палитру выдавливаю заранее. Палитра закрепляется внутри, а если выдавливать краски так, чтобы их зона соприкосновения с палитрой была максимальной, то в процессе транспортировки краски остаются на месте. С собой беру только несколько основных цветов (разных в зависимости от времени года) и белила.

Советы на пленэре. Что, где, когда? 3

Разбавитель я раньше наливала сразу в масленку с закручивающейся крышкой, но они часто протекали. Поэтому теперь я наливаю разбавитель с собой во флакончик от пробника емкостью 30 мл. Все это делается для облегчения ноши. ✔ ВНИМАТЕЛЬНО ПОДБИРАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ К примеру, если погода очень влажная, то я предпочитаю холст на картоне. Холст на подрамнике очень быстро начинает провисать под действием влаги и становится прежним, только после просушки в сухом помещении. Холсту на картоне нипочем перепады влажности. ✔ СОСТАВЬТЕ СПИСОК НЕОБХОДИМОГО Так как на пленэр всегда нужно взять много всего, что-то я, как правило, забывала дома. Поэтому написала в заметках телефона стандартный список необходимого и перед уходом всегда сверяюсь с ним. Однажды, уехав за город на пленэр, обнаружила, что белила остались дома, а на земле уже лежал первый снег – без белил не обойтись. Теперь всегда дважды проверяю, что лежит в этюднике. Если у вас тоже есть склонность к забывчивости, напишите список. В качестве примера привожу свой: Этюдник, в нем: – Палитра с выдавленными красками – Основные краски в тюбиках, белила – Кисти – Мастихины – Масленка – Разбавитель – Перчатки – Влажные салфетки – Холсты/картон. – Стульчик.

Советы на пленэре. Что, где, когда? 4

✔ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ПОГОДНЫМ УСЛОВИЯМ Понятно, что проливной ливень – помеха пленэрной живописи, если вы только не найдете надежное укрытие с видом на предпочтительный сюжет. Но лично мне комфортней рисовать зимой, в безветренную погоду, чем при северном ветре в ноябре. На пленэре в рюкзаке всегда со мной дополнительная теплая одежда, а летом – головной убор, закрывающий от солнца. Также летом в мой пленэрный набор наравне с красками входят средства от комаров и клещей.

Советы на пленэре. Что, где, когда? 5

✔ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОСВЕЩЕНИЕ Лучше не располагаться в месте, где прямые лучи падают на палитру, холст и вас. Цвета на солнце очень засвечены, и вы удивитесь тому, что нарисовали, посмотрев на картину дома – скорее всего, она будет гораздо темнее. В солнечный день лучше всего рисовать в тени. ✔ ПОЗАБОТЬТЕСЬ О РАБОЧЕМ МЕСТЕ Крайне трудно на пленэре обходиться без треноги или этюдника, особенно если речь идет про масляную живопись. Здесь каждый выбирает то, что ему предпочтительнее, но я уже много лет использую этюдник. Он несколько громоздкий, с ним невозможно долго идти пешком, но зато в него помещается все необходимое, сразу решается вопрос с тем, куда поставить палитру. К тому же, небольшие форматы отлично помещаются внутри этюдника, и это позволяет в целости и сохранности транспортировать их. Сейчас огромный выбор усовершенствованных треног, совсем крохотных этюдников, нет трудности выбрать что-либо под свой запрос.

Советы на пленэре. Что, где, когда? 6

БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ПРОЯВЛЕНИЯМ ИНТЕРЕСА ОКРУЖАЮЩИХ Прохожих, желающих посмотреть, что это вы рисуете, не избежать, если только вы не находитесь на пленэре в глухом лесу. Зрители бывают разные и настроение у художника тоже. Если не хотите, чтобы вас беспокоили, наденьте большие наушники и погрузитесь в работу. С другой стороны, можно положить визитки в карман, давая их интересующимся. Кто знает, может среди них есть покупатель вашей картины, заказчик или будущий ученик? Я не знаю ни одного примера, при котором рисование на пленэре не отразилось бы положительно на творческой жизни художника. Это всегда обогащает, дарит новые взгляды на живопись, открывает новые технические приемы, да и просто раскрепощает художника, привнося уверенность в студийные работы. Даже потом, рисуя в мастерской, эта свежесть пленэрной живописи переносится на другие картины, делая их более живыми и атмосферными. Пусть рисование на открытом воздухе подарит вам радость творчества и новое вдохновение!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО! Заполните поля и ждите письмо:

Читайте также: