Отдых на пути в египет карраччи

Обновлено: 18.09.2024

Провести отпуск в Хургаде зимой 2021 хотят многие туристы, ведь Египет открыт, а море 🌊 здесь тёплое. Почему путешественники выбирают именно этот курорт Египта для отдыха, какие достопримечательности 🏛️ стоит посетить, что привезти и чем здесь заняться, мы расскажем в данном обзоре

Хургада — это город Египта и административный центр, расположенный на западном побережье Красного моря. С 1980 года является одним из наиболее популярных курортов Африканской части страны. Протяженность местных пляжей составляет около 40 км. В городе насчитывается более 300 отелей разного уровня комфортности.

Хургада и окрестные курорты, такие как Макади Бэй, Шарм-эль-Нага, Сома Бэй, Эль-Гуна пользуются большой популярностью у любителей дайвинга. В историческом центре города находится много памятников старины, которые хранят дух и колорит старого востока.

Хорошо ТАМ собрал всю важную информацию об этом месте, чтобы вы могли грамотно спланировать свой отпуск и посетить все самое интересное.

Интересный факт: За 2018 год на курортах Египта отдохнуло 10 млн иностранных туристов. Потом страна долго время была недоступна для туристов из России, а в 2021-ом году она снова стала доступна для отдыха.

Общая информация

Население

С 1990 года население Хургады выросло в 13 раз. По данным 2019 года в городе проживает 290000 человек, а во всем административном центре - более 400000. Местных обычно называют хургадцами и хургадками, но более благозвучно другое наименование - жители Хургады.

100 % населения говорит на арабском языке, он же является официальным. Обслуживающий персонал отелей общается с туристами в основном по-английски, кое-кто знает русский и польский.

Валюта

Расплатиться можно как национальной валютой - египетским фунтом, так и долларами США.

Религия

Большая часть жителей города исповедует ислам, но есть и приверженцы христианства, которых называют коптами.

Телефонный код

Код Хургады: +20 65

Экстренные телефонные номера:

  • полиция: 122;
  • пожарные: 125 (180);
  • скорая помощь: 123.

Посольство Российской Федерации

Генеральное консульство РФ в Хургаде можно найти по адресу: район Интерконтиненталь, Самра Бэй Резиденс (в конце Туристического бульвара).

Телефон для связи: +20(0)653-46-5757 / 5858

Где находится Хургада

Хургада находится в Африканской части Египта на северо-западном побережье Красного моря. Климат местности - тропический пустынный. Граничит с г. Рас-Гареб, Сафагой и провинциями Сохаг и Ассют. Город стоит в непосредственной близости от пустыни и окружен горами. Наивысшая точка горного массива, расположенного в 12 км от города — Гебель Шеиб-эль-Банат (2187 м над уровнем моря). Значимых водоемов с пресной водой рядом нет.

Топ достопримечательностей

На курорте много разнообразных достопримечательностей, которые заинтересуют любителей истории, приверженцев экотуризма, а также людей, нацеленных на беззаботный досуг и активное времяпрепровождение. Хорошо ТАМ подготовил для вас список наиболее популярных из них.

Мечеть Эль-Мина

Центральная городская мечеть Эль-Мина была построена в 1986 году на севере Хургады прямо на берегу моря. Она названа в честь святого мученика Абдульхасана Эльшази, жившего в этих краях более 600 лет назад. Храмовый комплекс занимает территорию в 4000 м2. Главный собор построен в восточном стиле и украшен замысловатым орнаментом. По бокам здания возвышаются два 40-метровых минарета.

Коптская церковь

Коптская церковь имени святого настоятеля Белого монастыря Шенуте Атрипского, построенная в 1922 году на деньги англичан - владельцев нефтедобывающих компаний, находится в районе Эль-Дахар. Православный храм посещают местные арабы - представители древней ветви христианства. Туристов привлекает внешний вид современного здания, в котором соединены христианские и восточные архитектурные традиции.

Район Эль-Дахар

Район Эль-Дахар, является частью Старого Города. Узкие улочки этой части Хургады полны восточного колорита. Здесь можно познакомиться с особенностями быта местных жителей, посетить продуктовый рынок и выпить кофе в одном из уютных кафе.

Гранд Аквариум

Открывшийся в начале 2015 года Хургадский Гранд Аквариум стал третьим по величине океанариумом в мире. В огромных аквариумах обитают более 1200 представителей подводной флоры и фауны Красного моря и рек Африки. Дети и взрослые смогут посетить несколько тематических выставок и вблизи рассмотреть экзотических рыб, ракообразных и моллюсков.

Набережная Марина

Тем, кто не мыслит свой отдых без полноценного шопинга, стоит прогуляться по набережной Марина, которая протянулась вдоль берега моря в современном районе Сигал. Она сильно напоминает набережные на Лазурном побережье: шикарные пальмы, ухоженные разноцветные домики, уютные кафе и вид на море с пришвартованными белоснежными яхтами позволяют окунуться в атмосферу роскоши и богатства.

Луксор с посещением долины Царей

Хургада: сафари по пустыне на квадроцикле и GoPro-съемка

3-часовой Синдбадский подводный тур по Красному морю из Хургады

Курорты и интересные места вблизи города

Неподалеку от Хургады расположены небольшие, но очень интересные города-спутники - курорты с пятизвездочными отелями и хорошо развитой инфраструктурой.

  1. Молодой курортный поселок Макади Бэй начал активно развиваться с 1990 года. Он находится на берегу бухты с одноименным названием в 25 км от аэропорта Хургады. Ласковое море, песчаные пляжи, живописные виды, отсутствие крупных торговых центров и шумных ночных клубов привлекают сюда ценителей спокойного отдыха.
  2. Уникальность курорту Эль-Гуна, принадлежащему египетскому бизнесмену Сами Савирису, придает его место расположения. Все постройки возведены на небольших островах, между которыми курсирует водный транспорт. Эта Египетская Венеция является одним из самых экологичных мест отдыха в стране.
  3. Сома Бэй считается наиболее фешенебельным районом. Здесь находятся гостиницы известных лидеров туристического бизнеса (Movenpick, Kempenski и др.). Свои услуги гостям курорта предлагает крупнейший спа-центр, специализирующийся на грязелечении и талассотерапии. Приобщиться к элитному виду спорта можно в крупнейшем гольф-клубе страны.
  4. С пляжей Сахл-Хашиша, расположенного в 19 км от города, можно полюбоваться видами горного массива. Протяженность одной из самых длинных набережных Египта составляет 12 км. Здесь можно покататься на велосипеде, а вечером насладиться шоу фонтанов на площади.

За пределами Хургады много мест, рекомендованных к посещению:

Особенности города

Интересный факт: совершать намаз в мусульманской традиции принято несколько раз в день. Ничего удивительного, когда в определенное время охранник в музее и продавец в магазине, отложив все дела, расстилают специальный коврик и, устремив взор на восток, начинают молиться Аллаху.

Климат

Характерными особенностями тропического пустынного климата являются: жаркое лето и теплая зима, низкая влажность воздуха, минимальное количество осадков и сильные ветры.

Никола Пуссен. Луврский автопортрет. 1650

Никола Пуссен. Луврский автопортрет. 1650

Особенности творчества художника Никола Пуссена :

Главной темой его творчества стало прославление героического человека, его могучего разума, моральной силы и стойкости.

Ключевыми сюжетами художника стали историко-мифологические и библейские, которые отмечены строгим рационализмом композиции и выбора художественных средств. Соблюдая каноны античной живописи и искусства Ренессанса, на своих картинах Никола Пуссен старался избегать всего лишнего: композиционно его работы безупречны, каждая деталь находится на своем месте и выполняет четко обозначенную роль.

Важным средством самовыражения для него стал пейзаж. Пребывание в Риме наложило свой отпечаток на манеру изображения светотени: пейзажи Пуссена наполнены мягким теплым светом, увидеть который и запечатлеть на полотне можно только в Италии. Его пейзаж композиционно продуман, разделен на планы, горизонт заткнут, каждый элемент природы предельно обобщен. Ландшафт носит у Пуссена не конкретный характер, а является скорее условной театральной декорацией, на фоне которой развиваются радостные или исполненные драматизма события. Наравне с природой на картинах мастера постоянно присутствуют разнообразные формы архитектурного декора.

Одним из первых художников Пуссен оценил монументальность локального цвета и теоретически обосновал превосходство линии над цветом. Для творчества Никола Пуссена характерны глубокие сильные тона, а расположение цветовых групп продумано до мелочей.

Наиболее известные картины Пуссена :

Детство, юность и становление художника

К сожалению, о детстве, юности и начальном периоде художника сведения достаточно скудны. Позже источником информации о нём будет переписка с Кассиано даль Поццо (итальянский учёный и меценат), но письма датируются только периодом от 1 января 1641 до 18 сентября 1642 года.

Однако, мы знаем, что Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии.

Его отец Жан — выходец из семьи нотариуса и ветеран армии короля Генриха IV — происходил из рода, который упоминался в документах с 1280-х годов.

Мать — Мари де Лезман (Marie de Laisement) была вдовой вернонского прокурора. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна.

Точная дата рождения Никола Пуссена неизвестна. Традиционно называемое в литературе 15 июня — условность, поскольку в Андели не сохранились церковные книги. Первые биографы Пуссена не называли точных дат: Джованни Пьетро Беллори (1613-1696) назвал только год — 1594-й, а Андре Фелибьен (1619-1695) прибавил месяц — июнь. Сам Пуссен, датируя в одном из писем свой автопортрет 1650 года, утверждал, что родился в 1593 году.

Творческий путь художника

Учёба в Руане — Жан-Батист Жувене(1644-1717) — Квентин Варен (1584-1626) — Фердинанд ван Элле (1580-1649) — Жорж Лаллеман (1575-1636).

Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане.

Существует версия, что первые уроки живописи Пуссен получил в Руане у странствующего художника Нувеля Жувене .

Далее рисунки юного Пуссена, по-видимому, привлекли внимание Квентина Варена, который работал тогда в Андели над церковным заказом. Около 1610 года Никола Пуссен стал его учеником, и последующее его творчество демонстрирует определённое влияние Варена, в частности, внимание к сюжету, точной передаче выражения на лице, тонкость драпировок и стремление использовать тонкие и одновременно насыщенные цветовые сочетания. Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена.

Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle) около 3 месяцев, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах — жанре, который и впоследствии мало интересовал художника.

В возрасте 18 лет Никола некоторое время учился у Жоржа Лаллемана, но также не сошёлся с ним характерами. Кроме того, Пуссен рассчитывал глубоко заниматься рисунком, а недостаточное внимание к точности воспроизведения фигур Лаллеманом не устраивало его подмастерья. По-видимому, Пуссен выделялся яркой индивидуальностью уже в 1610-е годы и не вписывался в бригадный метод, широко применявшийся в искусстве того времени. Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно, исключительно в одиночку

В 1622 году отцы-иезуиты для празднования канонизации своих покровителей Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия заказывают молодым художникам целый ряд декоративных работ. Пуссену поручают написать четыре большие картины на сюжеты из жизни чествуемых святых. Быстрота, тщательность и хорошее качество исполнения работы привлекли к Пуссену внимание любителей искусства. Наконец, у него появляются средства для поездки в Италию.

Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci).

К наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен.

Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). И даже полагал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.

В 1626 году Пуссена избирают членом Академии Св. Луки. Однако призвание не изменило характера художника. Он по-прежнему много работает; стремясь повысить свое мастерство, продолжает изучать творения великих художников прошлого; сторонится шумных светских вечеринок. Пуссен не обзаводится по примеру других мастеров своей мастерской со многими учениками и подмастерьями.

В 1629 году Пуссен серьезно заболевает. Все хлопоты по уходу за больным берет на себя семья выходца из Франции, трактирщика Жана Дюге. По-видимому, еще до болезни художник был знаком со старшей дочерью Дюге Мари-Анной. Во всяком случае, по выздоровлении он сватается к ней, и летом 1629 года молодые люди вступают в брак. Приданое позволяет супругам обзавестись собственным домом, а Пуссен получает возможность утвердиться на избранном поприще.

К 1640-м гг. его имя называется в ряду первых живописцев Европы.

Все последующие годы художник прожил в Италии.

Среди картин этого периода были такие шедевры, как:

У Пуссена по-прежнему было много заказчиков, и он плодотворно работал , не желая себе иной участи.

В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер. Скончался и похоронен в Риме.

Кстати, во всех работах Пуссена чувствуется глубокая предварительная подготовка. Прежде чем создавать картину, он изготавливал маленькие восковые модели фигур, экспериментируя с различными композициями и освещением.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page. Facebook'ta. Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page. ile bağlantı kurmak için şimdi Facebook'a katıl.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page. Facebook'ta. Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page. ile bağlantı kurmak için şimdi Facebook'a katıl.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page.

3 ноября 1560 года родился Аннибале Карраччи, итальянский художник, стоявший у истоков стиля барокко.

Аннибале – самый известный из братьев Карраччи – основателей Болонской академии, в которой Аннибале преподавал рисунок и живопись. Карраччи стремились вернуть искусству благородство образа и чистоту изобразительного языка. С этой целью Аннибале обратился к художественным традициям античного мира и Высокого Ренессанса.

Четкая трехплановая кулисная композиция – принцип построения классицистического пейзажа, основы которого заложил Аннибале.

Fotoğraf açıklaması yok.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page.

Онлайн-лекции в Лектории Государственного Эрмитажа

Приглашаем на уникальные авторские онлайн-лекции сотрудников Государственного Эрмитажа.

22 декабря, среда
18:00 Ангелика Кауфман. К 280-летию со дня рождения

Лектор – кандидат искусствоведения Людмила Валерьевна Фролова

Продажа билетов завершается за час до лекции.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page. canlı yayındaydı.

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page.

Эрмитаж‌ ‌Live.‌ 20-26 декабря

Сегодня‌ ‌мы‌ ‌расскажем,‌ ‌что‌ ‌вас‌ ‌ждёт‌ ‌в‌ ‌Эрмитаже‌ ‌и‌ ‌его‌ ‌социальных‌ ‌сетях‌ ‌на этой неделе.

Понедельник, 20 декабря
13:00 Эрмитаж–Дворец Меншикова. "Плитковые" интерьеры: дань моде или вкус владельца

Рассказывает Екатерина Александровна Андреева, старший научный сотрудник сектора научно-экспозиционной работы Отдела "Дворец Меншикова"

В 2021 году исполняется 20 лет с тех пор, как Музей Императорского фарфорового завода стал Отделом Государственного Эрмитажа. На этой неделе мы посвятим несколько видеосюжетов русскому фарфору.

После Октябрьской революции Государственный фарфоровый завод стал центром притяжения для представителей различных направлений авангарда. С предприятием активно сотрудничали супрематисты, предложившие как новаторские экспериментальные формы, так и образцы росписей. Их произведения отличались совершенством пропорций, лаконизмом композиционного и колористического решения и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие искусства фарфора.

Агитационный фарфор первых лет революции – яркое явление в истории русского декоративно-прикладного искусства. На Государственном фарфоровом заводе выпускались уникальные произведения с использованием лозунгов, советских символов и эмблем, а также тематические сюжетные композиции, прославлявшие новую власть. Стиль раннего советского фарфора синтезировал традиции книжной графики, наследие классического и народного искусства и смелые эксперименты авангарда. Хрупкий и нежный материал стал остросоциальным по содержанию; впервые в нем мощно прозвучала политическая тема. С. В. Чехонин, Р. Ф. Вильде, М. М. Адамович, З. В. Кобылецкая, М. В. Лебедева, А. В. Щекотихина-Потоцкая, Н. Я. Данько, В. В. Кузнецов – одни из самых значимых творцов того времени, которые работали на пропаганду и построение нового общества.

В Двенадцатиколонном зале можно увидеть выставку, центральным экспонатом которой станет Библия Гутенберга из собрания Российской государственной библиотеки – первая крупноформатная печатная книга. С этого издания начинается история книгопечатания – величайшего изобретения Иоганна Гутенберга. Два тома Библии на латинском языке были отпечатаны на пергамене и вручную украшены многоцветными бордюрами и иллюстрациями.

В Белом зале Главного штаба представлена выставка “Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art”, которая рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX – XXI веков и знакомит с основными мотивами современной модной репрезентации на примере работ из коллекции Фонда Still Art. На выставке представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона и Ги Бурдена, уже ставшие классикой.

24 декабря, пятница
18:00 Шедевры немецкой книги XVI в. Лекция к выставке
Лектор – кандидат искусствоведения Людмила Валерьевна Фролова
Место проведения: Главный штаб, онлайн-трансляция в Zoom

Немецкая печатная книга после Дюрера – это сочетание изысканного шрифта, сложной типографики и виртуозно выполненной иллюстрации. В это время с книгой работают Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах, Ганс Бургкмайр и Мастер Петрарки. Это время расцвета искусства книги, надолго померкшего и вновь возрожденного лишь в конце XIX в.

25 декабря, суббота
15:30 Ян ван Эйк. К 580-летию со дня смерти
Лектор – искусствовед Мария Нодаровна Чохели
Место проведения: Главный штаб

Часто его называют не только создателем техники масляной живописи, но и художником, стоящим у истоков всего европейского искусства. Долгие годы ученые и любители пытаются проникнуть в тайну его картин. Одно остается неизменным – люди со всего мира стремятся в музеи, чтобы увидеть редкие сохранившиеся произведения Яна ван Эйка, которые по сей день являются образцом глубокого философского постижения мира и непревзойденного живописного мастерства.

Онлайн-лекции в Лектории Государственного Эрмитажа
Приглашаем на уникальные авторские онлайн-лекции сотрудников Государственного Эрмитажа, которые проходят на платформе ZOOM.

22 декабря, среда
18:00 Ангелика Кауфман. К 280-летию со дня рождения
Лектор – кандидат искусствоведения Людмила Валерьевна Фролова

“Рафаэль в женском обличии”, “Мисс Ангел”, “Десятая муза Рима” - это лишь немногие имена, которые восторженные поклонники давали Ангелике Кауфман, немецкой художнице XVIII века. Одна из самых знаменитых женщин в истории европейского искусства восхищала умы своих самых прославленных современников. Ее высоко ценили отец истории искусства Иоганн Иоахим Винкельман и крупнейший английский живописец Джошуа Рейнольдс. Великий Гете дорожил ее дружбой и брал у нее уроки рисования. “Весь мир сходит с ума по Анжелике”, - писал один из современников. Картины художницы пленяют элегантным сочетанием классической ясности и строгой простоты с сентименталистской тонкостью чувств и изысканным колоритом. Ее образы идиллически нежны, хотя жизнь Ангелики Кауфман скорее напоминает захватывающий авантюрный роман.

23 декабря, четверг
18:00 Зао Ву Ки. К 100-летию со дня рождения
Лектор – искусствовед Марина Вадимовна Козловская

25 декабря, суббота
14:30 Рембрандт
Лектор – искусствовед Ирина Борисовна Войцеховская

XVII столетие не случайно называют Золотым веком голландской живописи, ведь в это время жили и работали такие мастера как Франс Халс, Питер де Хох, Ян Вермеер и многие другие. Но и среди них творчество Рембрандта до сих пор считается недосягаемой вершиной по той всеохватности, с какой он отразил окружающий мир, и по живописной манере, далеко опередившей свое время. Художник и гравер, его кисти и резцу были подвластны любые темы и жанры, а мастерство светотени повлияло на все дальнейшее развитие искусства. Но главное, что до сих пор притягивает в его работах – это глубокое постижение духовного мира человеческих переживаний и чувств, приобретающих в его образах всеобъемлющее и вневременное звучание.

26 декабря, воскресенье
15:30 "Фабрика моя делания разноцветных стекол". Усадьба М.В. Ломоносова в Усть-Рудице
Лектор – кандидат культурологии Наталья Анатольевна Сидорова

Бесплатные онлайн-лекции, которые Государственный Эрмитаж проводит при поддержке компании Procter & Gamble

21 декабря, вторник
18:30 Римский портрет. Из сокровищницы скульптуры Эрмитажа
Лектор – искусствовед Ирина Валентиновна Бузунова

Римский скульптурный портрет – одно из самых выдающихся явлений в античном искусстве. Главными его особенностями стали поразительный реализм в передаче физиогномических особенностей портретируемого, в сочетании с тонким психологизмом и великолепной художественной обработкой материала – мрамора или бронзы, которые так любили древние. Представленные на постоянной экспозиции античного искусства на первом этаже Нового Эрмитажа бронзовые и мраморные бюсты древних римлян по праву считаются гордостью музейного собрания, ведь эрмитажная коллекция римских скульптурных портретов – одна из лучших в мире.

Мероприятия Молодежного центра Государственного Эрмитажа

Пятница, 24 декабря
19:00 Петербургская фотография 1990-х. Время перемен.
Из цикла лекций Игоря Лебедева об истории петербургской фотографии

На этой неделе наша видеоподборка посвящена фарфору в собрании Эрмитажа

В выпуске из серии, посвящённой 80-летию со дня основания Отдела истории русской культуры, Ирина Радиковна Багдасарова, старший научный сотрудник и ученый секретарь Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения, рассказывает о хранении императорского фарфора.

Фильм о первом фарфористе России Дмитрии Виноградове знакомит со страницами биографии замечательного ученого-химика, рассказывает об этапах его исследовательской работы по созданию фарфора и редчайших произведениях, вышедших из-под руки мастера. К юбилейному событию на Императорском фарфоровом заводе, в рамках совместного проекта с Эрмитажем, была исполнена скульптура Дмитрия Виноградова, и зритель увидит процесс её создания.

Фильм о выставке “В содружестве искусств” рассказывает о предметах, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе начиная с эпохи Николая I и до начала XX века, а также советского фарфора. В этой экскурсии мы увидим самые сложные и неповторимые вещи, сделанные мастерами завода – Рафаэлевский сервиз, на создание которого потребовалось не меньше двадцати лет; произведения, ставшие символами Императорского, а затем Ломоносовского фарфорового завода, а также узнаем, как изделие из фарфора может напомнить о растении, занесённом в красную книгу.

– Культура, рассказанная по-русски. К 80-летию Отдела истории русской культуры. Хранение императорского фарфора
– Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”
– Hermitage Online. Амбиции под царским вензелем. Русский фарфор Екатерины Великой
– Выставка "В содружестве искусств". Изделия императорского фарфорового завода XIX-XX веков
– Две вазы Императорского фарфорового завода из Зимнего дворца

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа. Кроза [1], Брюль [2], Вальполь [3], Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того, что сделалось главным музеем Российского государства. Однако в этом собирании они не руководились целью дать полную картину истории живописи, но лишь искали окружить себя превосходными предметами. Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, к сожалению, как раз в тех отделах, которые особенно интересуют современное общество. Отсутствуют итальянские “прерафаэлиты”, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие.

Тем не менее, собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, мы выбираем историческую систему — как наиболее удобную. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран, имевших однородную культуру. Великие переживания искусства, известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым “школам” (или, иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Поэтому мы делим и наш путеводитель на “школы”, предупреждая, однако, читателей, что самое представление о каких-то школах, растянутых на многие века, есть фикция и что чаще больше общего между представителями разных школ, живших в одно время, нежели между представителями одной и той же школы, разделенными веками.

Историю живописи “новой истории” начинают обыкновенно с Италии, и это понятно, потому что на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны, которую принято называть Возрождением — Ренессансом. Под этим названием не следует, однако, видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства. Возрождение готовилось издавна, как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, когда снова стали расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. К концу XII века “весна” эта обозначилась в Италии, где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Нищенствующие францисканцы, пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, надменный двор с неподвижным этикетом. С исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Возродилась наука и дерзость ее исследования, а вместе с тем вспомнились забытые учителя, древние философы, поэты и художники. Когда из одоленной турками Византии явились в Италию ученые с драгоценными манускриптами и традиционными знаниями, они нашли на новой родине не школьников, а ревностных и зрелых деятелей. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию.

Нельзя приурочить грандиозную помощь, которую оказало пластическое искусство в этом завоевании и благословении жизни, к какому-либо одному имени. Не Чимабуе (XIII в.) один и первый нарушил сковывавшие традиции “византизма”, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Ведь и северная “готика” есть такое же утверждение радостного упования в Бога, бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио. “Вольные каменщики” и полчища художников, помогавших им свести небо на землю, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте, как первые гуманисты. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами.

Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых “громких” страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.

Анжелико, Фра Беато

Хорошим примером искусства, близкого к этим “первым примитивам”, может служить только Мадонна “блаженного” монаха Анжелико из Фиезоле (1387 — 1455) с предстоящими святыми Домиником и Фомой Аквинским.

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа - img_1.jpg

Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1424 — 1430

Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле) [4], в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Фра Беато поступил в орден св. Доминика и не пожелал идти следом за св. Франциском, к сущности которого он был так близок. Но произошло это потому, что уже в первые 150 лет своего существования францисканское монашество успело развратиться и забыть заветы своего основателя, а, с другой стороны, дух св. Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души, за какими рясами они бы ни скрывались. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Доменичи), оставаясь верными основным принципам своего ордена, были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска.

Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Среди яркого, ликующего творчества, которым ознаменовано это время, подобные картины являлись пережитками былого. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, так и небесные празднества, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, но, пожалуй, и он писал второе с большим увлечением, и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья. Фра Беато последний из великих чисто церковных художников, последний “святой” живописец, но он и дитя своего времени, цветущей роскошной Флоренции. Не надо забывать, что его учеником был совершенно светский Гоццоли, великий любитель модных нарядов, торжественных выездов и грандиозной архитектуры.

Кроза — Пьер Кроза (1665 — 1740) — выдающийся знаток и коллекционер произведений искусств. В 1772 году его собрание, самое значительное в Париже XVIII века, было приобретено у его наследников по поручению Екатерины II.

Брюль — Генрих фон Брюль, граф (1700 — 1764), министр при дворе Августа III. Руководил покупками картин для Дрезденской галереи. Его собственное собрание в 1769 году вошло в состав Эрмитажной картинной галереи.

Вальполь — Роберт Уолпол (1676 — 1745), премьер-министр Англии при Георге I и Георге II, крупнейший английский коллекционер первой половины XVIII века. В 1778 году у наследников Р. Уолпола коллекция, состоящая из 198 картин, была приобретена русским послом в Лондоне для Эрмитажа.

Читайте также: