Отдых на тянь шане

Обновлено: 19.09.2024

Хребет Тянь-Шань на границе между Китаем и Кыргызстаном, в центре которого виден Хан-Тенгри (7010 м).

Тянь - Шань , также известный как Тенгри таг или Тенгир-Тоо , ( Древнетюркский : 𐰴𐰣 𐱅𐰭𐰼𐰃 , уйгурской : تەڭرىتاغ , китайский язык : 天山 ) означая горы Небес или гора Небесного , большая система горных хребтов , расположенных в Центральная Азия . Самая высокая вершина Тянь-Шаня - Дженгиш Чокусу , ее высота составляет 7 439 метров (24 406 футов). Его самая низкая точка - Турфанская впадина , которая находится на 154 м (505 футов) ниже уровня моря .

СОДЕРЖАНИЕ

География

Тянь-Шань находится к северу и западу от пустыни Такламакан и непосредственно к северу от бассейна Тарим в пограничном регионе Казахстана , Кыргызстана , Узбекистана и Синьцзяна на северо-западе Китая . На юге она соединяется с Памира и на север и восток она отвечает Алтайские горы из Монголии .

В западной картографии, как отмечает Национальное географическое общество , восточная оконечность Тянь-Шаня обычно понимается как восток от Урумчи , с хребтом к востоку от этого города, известного как Богда-Шань как часть Тянь-Шаня. Китайская картография от династии Хань до наших дней согласуется с Тянь-Шанем, включая хребты Богда Шань и Баркол .


Горы Тянь-Шань из космоса, октябрь 1997 г., с озером Иссык-Куль в Кыргызстане на северной оконечности.

Тянь-Шань - часть Гималайского орогенного пояса , который образовался в результате столкновения Индийской и Евразийской плит в кайнозойскую эру. Это один из самых длинных горных хребтов в Центральной Азии, протянувшийся примерно на 2900 километров (1800 миль) к востоку от Ташкента в Узбекистане .

Самая высокая вершина Тянь-Шаня - Дженгиш Чокусу (также называемая Пиком Победы) на границе с Китаем . На высоте 7 439 метров (24 406 футов) это самая высокая точка Кыргызстана . Вторая по высоте вершина Тянь-Шаня, Хан-Тенгри (Повелитель духов), находится на границе Казахстан - Кыргызстан - Китай и на высоте 7010 метров (23000 футов) является самой высокой точкой Казахстана . Альпинисты относят их к двум самым северным вершинам мира высотой более 7000 метров (23000 футов).

Торугарт , в 3752 метров (12,310 футов), находится на границе между Кыргызстаном и КНР Синьцзян провинции. Лесные хребты Алатау , расположенные на более низкой высоте в северной части Тянь-Шаня, населены скотоводческими племенами, говорящими на тюркских языках .

Крупнейшие реки, берущие начало в Тянь-Шане, - это Сырдарья , река Или и река Тарим . Аксу Каньон является примечательной особенностью в северо - западной части Тянь - Шаня.

Сплошная вечная мерзлота обычно встречается на Тянь-Шане, начиная с высоты примерно 3500-3700 м над уровнем моря. Прерывистые альпийский вечная мерзлота , как правило , происходит до 2,700-3,300 м, но в некоторых местах, из - за особенности этого аспекта и микроклимата , она может быть найдена на высоте , как низко как 2000 м.

Одним из первых европейцев, посетивших Тянь-Шань и первым подробно описавшим Тянь-Шань, был русский исследователь Петр Семенов , который сделал это в 1850-х годах.

Ледники в горах Тянь-Шаня быстро сокращаются и с 1961 года теряют 27%, или 5,4 миллиарда тонн ежегодно, своей ледяной массы по сравнению со средним показателем в 7% во всем мире. Предполагается, что к 2050 году половина оставшихся ледников растает.

Диапазоны

У Тянь-Шаня есть несколько названных диапазонов, которые часто упоминаются отдельно (все расстояния являются приблизительными).


В Китае Тянь-Шань начинается к северу от города Кумул (Хами) с U-образными горами Баркол, примерно в 600–400 км (370–250 миль) к востоку от Урумчи . Затем Богда Шан (божественные горы) простирается от 350 до 40 километров (217-25 миль) к востоку от Урумчи. Между Урумчи и Турфанской впадиной есть невысокая местность . Горы Борохоро начинаются к югу от Урумчи и проходят с запада на северо-запад в 450 км (280 миль), отделяя Джунгарию от бассейна реки Или . Их северный конец примыкает к Джунгарскому Алатау, протянувшемуся на восток северо-восток вдоль китайско-казахстанской границы. Они начинаются в 50 км к востоку от Талдыкоргана в Казахстане и заканчиваются у Джунгарских ворот . Джунгарский Алатау на севере, Боро-Хоро в середине и Кетмен хребет в южной марке инверсного Z или S, на северо - востоке ограждающей части Джунгарии и на юго - западе охватывающего верхнюю Илийскую долину.





Что касается области к югу от Ферганской долины, есть группа гор длиной 800 километров (500 миль), которая изгибается на запад-юго-запад с юга от озера Иссык-Куль, отделяя Таримский бассейн от Ферганской долины . Ферганский хребет проходит на северо - восток в направлении Таласского Ала-Тоо и отделяет верхний бассейн Нарына из Ферганы правильной. Южная сторона этих гор сливается с Памиром в Таджикистане ( Алайские горы и Заалайский хребет ). К западу от него находится Туркестанский хребет , который тянется почти до Самарканда.

Ледниковый период

На северной окраине Таримской котловины между горной цепью Кокшаал-Тау на юге и горной цепью Терскей Алатау на севере простирается плато Тянь-Шань шириной от 100 до 120 км с его расположением. горный пейзаж. Кокшаал-Тау продолжается общей протяженностью 570 км (350 миль) от западного пика Пик Данкова ( Данков , 5986 м) до восток-северо-восток до Пика Победы ( Опухоль Фен , 7439 м) и далее. Эта горная цепь, а также цепь параллельных гор длиной 300 км Терскей Алатау и расположенного между ними плато Тянь-Шаня в ледниковые времена были покрыты связанными сетями ледяных потоков и ледниковым плато . В настоящее время межледниковый остаток этого оледенения образует единственный ледник Южный Иныльщек длиной всего 61 км. Выходные язычки ледника плато текли на север до озера Иссык-Куль (озеро) на высоте 1605 (1609) м над уровнем моря, образовываясь в этом озере длиной 160 км.

Точно так же сильное оледенение превышало 50 км в ширину в высокогорном районе Кунгей Алатау , соединяющем север от Иссык-Куля и простирающемся до горного выступа около Алма-Аты. Длина Кунгей Алатау составляет 230 км. Ниже Кунгей Алатау ледниковые ледники также впадали в озеро Иссык-Куль. Долина Чон-Кемин была покрыта оледенением до впадения в Чуйскую долину. С западного удлинения Кунгей Алатау - хребта Киргизский Алатау (42 ° 25 ′ с.ш. / 74–75 ° в.д.) - ледниковые ледники стекали вплоть до горного выступа до 900 м над уровнем моря (около 900 м над уровнем моря). город Бишкек ). Среди прочего, ледник долины Ак-Сай образовал здесь горный предгорный ледник.

В целом ледниковое оледенение Тянь-Шаня занимало площадь ок. 118 000 квадратных километров (46 000 квадратных миль). Снежная линия ледника (ELA) между районом питания ледников и зоной таяния была примерно на 1200 м ниже во время последнего ледникового периода, чем сегодня. При условии сравнимого количества осадков это могло бы привести к понижению средней годовой температуры от 7,2 до 8,4 ° C для последнего ледникового максимума по сравнению с сегодняшним днем.

Экология


Тянь-Шань содержит важные леса из ели Шренка ( Picea schrenkiana ) на высоте более 2000 метров (6600 футов); на нижних склонах растут уникальные природные леса из диких грецких орехов и яблок .

Тюльпаны возникли в горах Тянь-Шаня. Затем растение попало в Турцию по Шелковому пути и стало символом Османской империи .

В этом районе были созданы и процветали предки важных сельскохозяйственных культур, в том числе абрикосы ( Prunus armeniaca ), груши ( Pyrus spp.), Гранаты ( Punica granatum ), инжир ( Ficus ), вишня ( Prunus avium ) и шелковица ( Morus ). . В регионе Тянь-Шаня также обитали такие важные животные, как медведь, олень и кабан, которые помогли распространить семена и расширить экологическое разнообразие.

Какие природные особенности уникального Тянь-Шаня могли способствовать этой строгой программе отбора? Время, как мы видели, не проблема. Оборот отдельных деревьев также способствует быстрой эволюции древесных пород, как и тот факт, что сладкие яблоки теперь, по крайней мере для всех практических целей, несовместимы с самим собой, то есть они не могут опылять себя. Поэтому каждая яблоня в лесу и даже каждая косточка, обычно пять, в каждом отдельном плоде будут разными. На зрелом дереве много яблок, поэтому естественный отбор имеет богатую и разнообразную популяцию, над которой можно работать. Птицы, конечно, едят всевозможные фрукты. Но большинство птиц едят семена - диетическая особенность, не способствующая селекции или распространению плодовых деревьев. Сладкие яблоки часто выпотрошиваются птицами, но семена часто остаются в пустой оболочке семечка. Причина в том, что семена яблони (а также груши и айвы) богаты цианогликозидами, которые обладают высокой репеллентностью, особенно для птиц . Более того, плацента яблоневого плода, матка, содержит ингибирующие вещества, препятствующие прорастанию яблока. семена на месте. Это обычное явление для фруктов, как показал Майкл Эвенари в 1949 году. Так что же тогда распространяло или распространяло исходное семя яблока? Медведь.

Климат

Религия

Тенгрианство

В тенгризме Хан- Тенгри - повелитель всех духов и верховное божество религии, и это имя дано второй по высоте вершине Тянь-Шаня.

small1.jpg

Дата: индивидуально по заявкам

map1.jpg

map2.jpg

➥ Заявка ни к чему вас не обязывает. Вы просто получите более подробную информацию.

1_small.jpg

Весенняя школа альпинизма в горах Тянь-Шаня - уникальный способ провести майские дни, наслаждаясь потрясающей природой Туюксу и Малоалматинского ущелья. Вас ждут невероятные вершины и тёплая дружеская компания! Это хорошая возможность получить навыки по альпинизму. И совершить несколько восхождений под бдительным присмотром профессиональных инструкторов. Или просто отдохнуть в горах: походить красивейшие трекинговые маршруты! Занятия в группах по уровням подготовки: подходит для людей без опыта.

Туюксу - любимое место для альпинистов и фрирайдеров на Тянь-Шане. Вы пройдете ряд увлекательных занятий по альпинизму, совершите несколько восхождений на вершины высотой более 4 000 метров.

Восхождения возможны как на простые прогулочные маршруты, так и на вершины спортивной категории сложности - от 1Б до 5А. Все выходы в высокогорную зону осуществляются под бдительным присмотром опытных гидов и сертифицированных инструкторов по альпинизму.

Присоединиться можно на всю программу или частично: мы встретим вас на железнодорожном вокзале или в аэропорту, доставим сразу до базы в горах. Также добраться до базы вы можете самостоятельно в любой день программы, используя канатную дорогу.

Внимание! Для посещения Республики Казахстан гражданам Российской Федерации не требуется никаких дополнительных документов - только обычный общегражданский паспорт (заграничный паспорт, регистрация в Казахстане или виза не нужны).

В программе

  • Отдых в горах Тянь-Шаня в тёплой дружеской компании.
  • Школа альпинизма для начинающих и опытных групп. Насыщенная программа с глубоким погружением в мир захватывающего альпинизма: техника и тактика, особенности прохождения горных маршрутов, работа со всем спектром альпинистского снаряжения, оттачивание навыков установки точек страховки на реальном рельефе, организация станций и их практическое применение, совершенствование технических приемов, отработка действий до автоматизма, обучение скалолазанию, ледолазанию и безопасному прохождению ледников. Снежно-ледовые и скальные тренировки с использованием современных техник и снаряжения.
  • Восхождения на простые и сложные маршруты, однодневные трекинговые выходы.
  • По вашему желанию: экскурсии по Алмате, посещение достопримечательностей Туюксу, катание на горных лыжах и сноубордах (настоящий фрирайд).

Для кого это путешествие?

Школа альпинизма в Туюксу будет захватывающим приключением для путешественников, которые не только начинают свой путь к вершинам, но и для тех, кто немало продвинулся в восхождениях.

За счет индивидуального подхода, высокого профессионального уровня инструкторов и огромного выбора маршрутов Школа альпинизма заинтересует скалолазов, альпинистов, горных туристов и всех увлечённых путешественников. Если вы только собираетесь приобщиться к загадочному миру белоснежных вершин - мы бережно познакомим вас со вселенной увлекательных приключений.

Благодаря хорошим условиям размещения, качественному питанию, близости мест для тренировок и разнообразным маршрутам - вы проведете незабываемые майские дни в горной сказке!

mgtpvRa3CHk.jpg

Как добраться самостоятельно?

Если вы приезжаете позже или уезжаете раньше - организуем индивидуальный трансфер на внедорожнике до базы в горах в любое время. Стоимость доставки ≈ 800-900 рублей с человека для группы из двух и более человек. Внимание: если вы приезжаете в наши сроки, то трансфер уже включен в стоимость путешествия!

Также вы можете воспользоваться общественным транспортом: автобус №6 от города до стадиона Медеу, затем канатная дорога до горнолыжного комплека Чимбулак и далее 3 км пешком до базы в горах.

About Extremetime 930

2_small.jpg

✎ Важные подробности

⌚ Описание по дням

График предварительный: в условиях горной местности альпинисты сильно зависят от погодных условий и состояния маршрута.

1 день. Встреча участников в Алматы (Алмате, Алма-Ате), переезд в ущелье Туюксу на базу в горах. Размещение и знакомство участников. При благоприятных погодных условиях - акклиматизационный выход и обзорная экскурсия по ущелью.

2 день. Акклиматизационный и тренировочный выход. Скальные и снежно-ледовые занятия по группам.

x_37d88203.jpg

3 день. Акклиматизационный и тренировочный выход. Скальные и снежно-ледовые занятия по группам.

4 день. Альпинистское восхождение.

5 день. Скальные и снежно-ледовые занятия по группам.

6 день. Альпинистское восхождение.

7 день. Скальные и снежно-ледовые занятия по группам.

8 день. Альпинистское восхождение.

9 день. Завершение программы. Сборы, выезд с альпинистской базы в Алматы. Прощание и отъезд участников.

По желанию можно продлить программу и остаться ещё на несколько дней.

☑ Бронирование

Место бронируется внесением организационного взноса в размере 7 000 руб. Средства идут на бронирование для вас мест размещения, услуг подрядчиков, транспорта, гидов и инструкторов, а также прочих услуг.

☺ Отзывы реальных участников:

➥ Это ни к чему вас не обязывает. Вы просто получите более подробную информацию.

Там по утрам пахнет можжевельником, а по вечерам - пловом. Там живут странные люди, которые катаются с горнолыжных спусков на огромных кусках целлофана и снегокатах, сваренных из кусков арматуры. Там почти всегда яркое солнце и огромные поля непаханной целины.

Все это - Бельдерсай.

Идея поехать кататься в Узбекистан на Новый 2006 год возникла спонтанно. И хотя кататься я тогда еще умел весьма посредственно (за спиной были только Хибины), призыв присоединиться к веселой команде из 15 человек принял на ура. И даже совет взять с собой спальники, никак не насторожил.

Да, в солнечном Узбекистане есть снежные горы, где довольно активно катаются. А уже в самолете от своего соседа-узбека я узнал что "у нас не хуже, чем в Австрии и Швейцарии, да! у нас сама дочь Каримова катается". Естественно, после такой рекламы все сомнения сошли на нет.

Когда приземлились, в Ташкенте было далеко за плюс и не единой снежинки. Но чем дальше в горы мы ехали, тем холоднее и тем белее становилось вокруг.

А жить предстояло вот в таких домиках-вагончиках, которые отапливались одним обычным обогревателем

На 15 человек было около 7 топчанов, поэтому отход ко сну был по принципу "кто где упал - тот там и спит". Отличный вариант всего за 5 долларов в сутки.

Вот так выглядел санузел. Воду в раковине выключать нельзя было ни в коем случае - трубы закопаны неглубоко, и если ее перекрыть, она замерзала.

Естественно, на Новый Год воду кто-то по пьяни выключил. И лишь к Рождеству пришел спасительный узбек с паяльной лампой и отморозил живительную влагу.

А пока этот момент не наступил, приходилось пользоваться удобствами соседнего домика. Там они не отапливались, и утром на ободке унитаза можно было заметить корочку льда. На фото это синяя фанерная кабинка.

И даже законы Ньютона там работают как-то совсем по другому

Но это все лирика. Потому что едут в Бельдерсай не за этим. Едут туда за целиной.

Если вы откроете почти что любой рассказ о Западном Тянь-Шане, то обязательно прочтете про особенные климатические кондиции, благодаря которым пухляк там держится неделями, не спрессовываясь и не уплотняясь. Что, естественно, дает просто космические возможности для внетрассового катания.

Как таковых трасс там, действительно, не так много

А вот поля целины, действительно, бескрайни

И укатываются они только за несколько полноценных катальных дней

Возможности для бэккантри тоже великолепны - правда, идти надо весьма далеко, а потом еще дольше оттуда выбираться. Но зато когда смотришь на оставленный тобой след там, где раньше было белое поле, тебя охватывает ни с чем не сравнимое чувство первооткрывательства и безумного драйва

А когда поднимаешься на самый верх, выше самих облаков, своими глазами видишь, как древние представляли себе небесное царство.

И тишина такая, что даже уши закладывает

А воздух - звенит

Ощущаешь себя, как будто на краю земли, и все проблемы с такой высоты кажутся маленькими и надуманными

Это гора Кумбель - высшая точка непосредственно рядом с Бельдерсаем. А по ущелью от нее мы спускались.

Правда, при ближайшем рассмотрении оно оказалось не заснеженным кулуаром, а свалкой голых камней

Продранные до мяса доски - в ремонт местным умельцам с паяльниками и утюгами, а на следующий день докатывать то, что осталось на Кумбеле

Благо, снега сверху подсыпают систематически и в избытке

Можно даже заплывы устраивать

Когда устанешь - самое время подкрепиться. Сделать это можно либо в кафешке у схода с верхнего бугеля (чай и всякие бутеры)

Либо на метеостанции, где не только рассказывали о погоде, но и готовили отличные национальные обеды формата "съешь сколько сможешь" всего за 2 доллара с человека.

Естественно, к обеду туда тянулась длинная вереница жаждущих мантов, шурпы, лагмана и плова.

Метеостанция расположена на высоте 2300м, и оттуда открываются просто сумасшедшие виды

Магазинов на Бельдерсае нет. Только импровизированный бар у подъемника, где можно купить скверного местного пива и "сникерс". Но можно дать денег правильному человеку, который съездит в город, купит все необходимые продукты, а вечером прямо у дверей сварит аутентичный плов в казане на всю компанию

А ночью, когда скроется жаркое узбекское солнце, ударит мороз -27 градусов, а мокрая рука будет примерзать к дверной ручке, самое время на дискотеку в Чимган, самый крупный и "облагороженный" курорт Узбекистана. Там крутят "Черные глаза", но если заплатить ди-джею, то он будет ставить по одной твоей песне за тысячу сум (чуть меньше 1 доллара)

Большой Чимган - это самая высокая гора Западного Тянь-Шаня, которую видно практически изо всех окрестных локаций

Вокруг нее организовался целый туристический хаб. Построено несколько подъемников, множество гостиниц, и народ активно приезжает туда отдыхать. Правда местные на лыжах-досках не катаются, а предпочитают более традиционные вещи

Если Бельдерсай пустынный, дикий и неухоженный, то Чимган шумный и многолюдный. Там даже туалет есть рядом со спуском.

Правда, на бугелях палки деревянные и прикрученные шурупами, которые постоянно норовят порвать штаны в самых неподходящих местах

Но туда стоит ехать для того, чтобы за 4 часа подняться по гребню на Малый Чимган, а потом всего за 10-20 минут совершить оттуда один из самых запоминающихся спусков.

Даже не верится, что мы сюда пешком поднялись

Посмотрели на Большой Чимган вблизи, немного отдохнули - и поехали вниз

10 дней пролетели незаметно. После них даже заснеженный Ташкент не сильно порадовал.

Местные активно готовились к Курбан Байраму.

С удивлением смотрели на москвичей, который впервые за долгое время привезли им снег

По поводу праздника рынки были закрыты

И даже воинственный Тамерлан под снегом смотрелся как-то совсем необычно

После этой поездки для меня уже не существует такого понятия как "плохо подготовленная трасса", я закрываю глаза на любые цветовые обозначения и понимаю, что более суровых условий катания уже точно не будет. Есть что вспомнить. Но вряд ли уже вернусь, если честно.

И еще после этой поездки я однозначно понял, что хочу побывать в Узбекистане весной-летом, в знаменитых городах Шелкового Пути. Намерение это я реализовал через год, уже с правильной фототехникой и настроем сделать много красивых картинок.


В детстве я несколько раз бывал в Средней Азии: на Памире, на Тянь-Шане и в Фанских горах. Детские впечатления и воспоминания об этих удивительных местах тревожили всю жизнь, заставляя думать о возможных путешествиях в Среднюю Азию. После падения рубля и уровня жизни мы стали смотреть в сторону Памира и Тянь-Шаня чаще. Даже прошлым летом уже планировали поехать в Киргизию, но потом испугались высокогорной акклиматизации для грудного младенца и изменили планы на более низкий Кавказ.

Для первого раза, конечно же, выбрали Тянь-Шань. Чем же Тянь-Шань принципиально отличается от Памира? Конечно же, Иссык-кулем! Это удивительное озеро больше похоже на море и позволяет совместить так любимые нами горы с морским отдыхом. Ну и Киргизия - самая беспроблемная для путешествий из бывших среднеазиатских республик Союза.

Нас многое пугало, если не сказать отпугивало: огромное расстояние от Москвы до Киргизии, рассказы о злобных казахских жолполицаях, состояние дорог в Казахстане, пересечение границ азиатских республик, резко континентальный климат (жара днем и холод ночью). Все это было, но оказалось не так страшно.

Когда начали готовиться к путешествию, более-менее стало понятно, куда мы хотим попасть, куда сможем, а куда не сможем попасть на нашей машине. Очень хотелось включить в путешествие пешие походы. В прошлом году Нина сидела только на руках, и мы не могли с ней далеко уходить от машины. Теперь же она с удовольствием болталась в рюкзаке-переноске. В процессе подготовки очень захотелось включить в наше путешествие прогулки на лошадях и конные походы в горы.

Главное новшество заключалось в том, что мы уезжали в путешествие без Сани, он потом прилетел к нам в Ош. До 18 июля он был в лагере, из которого очень не хотел уезжать раньше времени. Но и Аня не хотела остаться в августе без деревни, сдвинув сроки поездки в сторону конца лета. Билеты Москва-Ош купили еще в апреле и разузнали все о перелете за границу детей без сопровождения.

Главное впечатление - это масштаб, размеры горных пейзажей. Здесь все какое-то гигантское и огромное. На первый взгляд, такие же горные ущелья, как на Кавказе или в Альпах, но когда идешь по ним или едешь, то понимаешь, что здесь все в несколько раз больше, шире и выше. Даже Тянь-шаньские ели (ель Шренка) в два раза выше обычных деревьев. Горы очень разнообразные. Кроме почти кавказских или альпийских видов здесь есть совершенно необычные высокогорные широченные долины и цирки с плоским дном - джайлоо. По одной такой долине на высоте почти 3000 м недавно проложена хорошая дорога. Несешься по плоскому дну долины на скорости 160 км/ч, а за окном ничего не меняется, все стоит на месте. Такие здесь масштабы.
Очень впечатляет озеро Сон-куль, расположенное на высоте 3000 м на дне огромного плоского цирка диаметром почти сотню километров.
Ну и, конечно, Иссык-куль - это море посреди гор, окруженное снежными вершинами. Чистейшая солоноватая вода, прибой, галечные и песчаные пляжи, отвесные скалы и камни, все как на море.

Дорога туда и обратно
Туда и обратно мы ехали совершенно разными путями: в Киргизию - южным, обратно - северным. Если когда-нибудь поедем в Среднюю Азию снова, то выберем южный путь. Плюсы: он короче, дороги по России ненапряженные за исключением участка в районе Тольятти, в Казахстане дорога приемлемого качества, полное отсутствие трафика в Казахстане, за исключением южной части. Минусы: ужасная дорога вокруг Тольятти (просто позор какой-то), очень много жолполицаев на протяжении всей трассы в Казахстане, очень тяжело соблюдать скоростной режим на абсолютно пустой дороге в бесконечной степи или пустыне (у нашей машины нет круиз контроля), на юге Казахстана ожиревшие хамские полицаи, придирающиеся ко всему, чтобы выманить деньги, ремонты и строительство дороги в районе Чимкента и Тараза. Если казахи восстановят убитую в хлам дорогу из Уральска в Саратов и достроят автобан Алма-ата - Чимкент, то этот путь сократится на много часов, и путешествия в Среднюю Азию станут доступнее. Плюсы северного пути: большая часть пути по России (ограничение скорости выше и нарушать менее накладно, но с другой стороны, топливо в Казахстане значительно дешевле), в Восточном и Северном Казахстане не такие злые жолполицаи, их гораздо меньше на дорогах. Минусы: ужасная, просто криминальная дорога в районе озера Балхаш, хуже дороги я не видел, недостроенная дорога до Петропавловска, очень тяжелая и нервная дорога по России, особенно в районе Южного Урала, общий километраж больше южного пути.

Всего 29 дней, 11 200 км

Путеводители и карты
Основной источник информации для подготовки к путешествию - это отчеты и рассказы других путешественников. Выделить какие-то рассказы трудно. В основном все ездят более-менее по одним и тем же местам. Даже туристы на внедорожниках катаются по стандартным маршрутам с небольшими элементами внедорожности. Поэтому часто отчеты автотуристов и джиперов менее интересны и ценны чем отчеты велосипедистов, которые любят непроторенные и интересные дороги. Так мы нашли только пару отчетов, где люди проехали по дороге Джалал-Абад - Нарын, и только пару упоминаний про перевал Мэлс-Ашуу, наверное, самый красивый в нашем путешествии. Также очень мало рассказов про красивейшие долины к юго-востоку от Иссык-куля. Обычно все ездят только в Джети-Огузское, Каракольское и Барскоонское ущелья. Алай (к югу от Оша) вообще туристы не посещают. Именно поэтому, надеемся, что наш рассказ будет полезен другим путешественникам, собравшимся на Тянь-Шань.
Очень полезны заметки и исторические очерки путешественника varandej.

С детьми слушали аудио-книгу П. П. Семенова-Тян-Шанского "Путешествие в Тянь-Шань в 1856--1857 годах", она интересна, но изобилует академически занудными отступлениями, которые тоже по-своему хороши.

Понятно, что хороших карт Киргизии нет. Поэтому мы, как и в предыдущих путешествиях, пользовались заранее скачанными спутниковыми снимками от google, bing и яндекс. На смартфон Meizu Note поставили Навител и OSMand. Этот же смартфон с помощью утилиты GPS to Bluetooth был связан с макбуком, на котором стояла программа SasPlanet для навигации по спутниковым снимкам. Также телефон раздавал через WiFi интернет с местной симки.

Снаряжение
Снаряжение то же, что и в прошлом году, только вместо коляски взяли для Нины рюкзак-переноску. Основная страница про снаряжение тут. Дополнения тут.

Траты

Подробно все траты по дням и категориям можно посмотреть в файле "Траты".
Это путешествие вышло самым бюджетным за последние годы. Всего было потрачено 104.522 на пятерых, включая Сашкин перелет (8000), покупку огромного количества детских банок, памперсов и соков Нине, катание на лошадях, ночевки в юртах, походы в кафе, съем квартиры в Оше и многое-многое другое. Специально совершенно не жались в тратах, просто Киргизия оказалась дешевой страной.

1) еда - 37.099 р. (35% бюджета)
2) дорожные расходы и топливо - 44.378 р. (42% бюджета)
3) музеи и конные походы - 6.867 р. (7% бюджета)
4) ночлег - 6.890 р. (7% бюджета)
5) бытовая химия и памперсы - 6.032 р. (6% бюджета)
6) всякое - 3.257 р. (3% бюджета)

Сувениры в тратах не учтены, но их было не так много. Домой привезли курут, урюк, узгенский красный рис для плова, немного посуды, меда и вина. Посуду покупали не в сувенирных лавках, а в хозяйственном магазине и на рынке в Узгене, она стоила сущие копейки.

Для сравнения, в прошлогоднем кавказском путешествии мы тратили чуть больше четырех тысяч в день на четырех человек при том, что никто не летел на самолете, дорога была на несколько тысяч километров короче и Нина в тратах не участвовала вовсе, потому как была на грудном вскармливании. Здесь же мы тратили 3700 в день на пятерых со всеми дополнительными тратами.

Читайте также: