Отдых на уроке и замена нагрузки

Обновлено: 15.09.2024

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определены статьями 343-351 главы 32 Трудового кодекса Республики Беларусь.

При приеме на работу по совместительству с работником может быть заключен трудовой договор как на неопределенный срок, так и срочный трудовой договор. Контракт является разновидностью трудового договора, соответственно его также можно заключать при приеме на работу совместителя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Следует ли производить в каникулярный период повышение тарифной ставки (оклада) за особый характер труда учителю-дефектологу, работающему в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания?

Размеры повышений тарифных ставок (окладов) работникам отдельных организаций (их структурных подразделений) системы образования за особый характер работы (далее – повышение тарифных ставок (окладов)), в том числе учителям-дефектологам за работу в специальных классах (группах, объединениях по интересам), в которых получают образование лица с особенностями психофизического развития, классах (группах) интегрированного обучения и воспитания (далее – специальные классы), установлены в таблице 42 приложения 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (далее – постановление № 6).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 приложения 3 к постановлению № 6 оплата труда за работу в специальных классах по повышенным тарифным ставкам (окладам) производится пропорционально отработанному времени в специальных классах.

Поскольку в период летних каникул и в каникулярный период в течение учебного года коррекционная педагогическая работа в специальных классах не проводится, то оснований для установления повышения тарифных ставок (окладов) в указанные периоды не имеется.

Достижение пенсионного возраста и выход на пенсию не означают лишение человека права на труд.

Поэтому законодательство Республики Беларусь не содержит каких-либо ограничений при приеме на работу лиц пенсионного возраста, равно как и не содержит каких-либо особенностей оформления с ними трудовых отношений.

Наниматель при приеме на работу пенсионера обязан уведомить об этом в пятидневный срок государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (обязанность уведомлять об увольнении пенсионера на нанимателя законодательством не установлена).

Пенсіонный возраст работника не влияет на размер заработной платы, порядок предоставления отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности и на другие сферы трудовых отношений.

Увольнение работников пенсионного возраста, как и других работников, осуществляется на основаниях, определенных трудовым законодательством.

Данный педагогический работник может аттестоваться как учитель вне зависимости от той должности, в которой он работал ранее.

Но для допуска к аттестации необходимо выполнить требования пункта 18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, в части соответствия полученного образования квалификационным требованиям, наличия стажа работы и повышения квалификации.

Сколько открытых уроков и внеклассных мероприятий нужно провести учителю для присвоения второй квалификационной категории?

При аттестации учителя на вторую квалификационную категорию такими показателями, в том числе, являются:

планы-конспекты уроков на бумажном и электронном носителях (два);

анализ работы учителя как классного руководителя, анализ внеклассного мероприятия (одно) (если педагогический работник является классным руководителем);

Таким образом, необходимо подготовить два открытых урока и одно внеклассное мероприятие (если педагогический работник является классным руководителем).

По иностранному языку классы делятся на группы. Должна ли учителю иностранного языка оплачиваться работа с другой группой при замене отсутствующего учителя и объединении двух групп в одну?

Если замена отсутствующего учителя производится путем объединения групп, то доплата за увеличение объема выполняемых работ (расширение зоны обслуживания) учителю не устанавливается.

Вместе с тем, если объем часов замены уроков носит системный характер, то в данном случае полагаем необходимым установление учителю надбавки за сложность и напряженность труда или выплаты дополнительной премии.

Если занятия с группой проводятся отдельно, то учителю производится оплата за часы замены по расчетным часовым ставкам.

Имеют ли право директор школы, а также его заместители по учебной и воспитательной работе в рабочее время вести уроки в своей школе? Если да, то какое количество?

Директора школ и их заместители включены в этот Перечень, поэтому имеют право выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность.

За ее выполнение производится оплата на общих основаниях с учетом повышений, установленных Советом Министров Республики Беларусь, стажа работы по специальности, надбавки за наличие квалификационной категории).

Следовательно, директор школы и его заместители по учебной и воспитательной работе могут в свое рабочее время по месту основной работы вести до 10 часов в неделю, а также осуществлять на условиях совместительства оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ в пределах этой же нормы.

Может ли заместитель заведующего учреждением дошкольного образования работать воспитателем дошкольного образования по совместительству?

Согласно нормам статьи 255 Трудового кодекса Республики Беларусь руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В связи с изложенным заведующие учреждений дошкольного образования (их заместители) вправе выполнять педагогическую работу в части реализации содержания образовательной программы дошкольного образования по совместительству.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Образовательная программа дошкольного образования значительно отличается от образовательных программ других уровней основного образования, так как состоит из специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.12.2012 № 146).

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве.

Поэтому работа по совместительству может выполняться за пределами рабочего времени руководителя и в случае возможности реализации содержания специально организованной деятельности, а также наличии вакансии воспитателя дошкольного образования.

Так как ответственность за реализацию надлежащего функционирования учреждения образования лежит на ее руководителе, то ему целесообразно согласовывать свои действия по выполнению иных трудовых функций с государственным органом, заключившим с ним трудовой договор (контракт). При этом при принятии решения государственный орган должен исходить из того, что выполнение иных трудовых функций руководителем (заместителем руководителя) не должно осуществляться в ущерб выполнению его основных функций, а также ущемлять права воспитателей дошкольного образования.

Законно ли принуждать педагогических работников учреждений общего среднего образования сдавать деньги на подписку печатных изданий, которые они не используют в своей профессиональной деятельности?

Сбор денежных средств на подписку печатных изданий в учреждении общего среднего образования не предусмотрен и носит добровольный характер.

Комплектование библиотечных фондов учреждений общего среднего образования периодическими изданиями финансируется из республиканского бюджета. Средства на приобретение периодических изданий (газет, журналов, бюллетеней и т.п.) предусматриваются в смете расходов на содержание учреждения образования. На эти цели могут привлекаться внебюджетные средства, иные источники, не запрещенные законодательством.

Проведение аттестации на присвоение квалификационных категорий не исключает проведение аттестации на соответствие занимаемой должности.

Аттестацию в отношении специалистов на присвоение им квалификационных категорий необходимо отличать от аттестации руководителей и специалистов.

Вопросы аттестации педагогических работников на присвоение квалификационной категории регламентированы Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101.

Аттестация руководителей и специалистов организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм проводится в соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784.

Согласно пункту 2.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать проведение аттестации не реже одного раза в три года, если Президентом Республики не установлен иной срок.

Заместитель заведующего по основной деятельности работает по совместительству воспитателем дошкольного образования. Имею ли он право на получение первой квалификационной категории как воспитатель, если у него уже есть вторая категория по этой должности?

Имеет при соблюдении определенных условий.

В соответствии с частью четвертой пункта 20 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих. Утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, специалисты, работающие на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101.

Занимая должность воспитателя дошкольного образования по совместительству, можно претендовать на присвоение первой квалификационной категории по данной должности, но только при соблюдении условий, содержащихся в пункте 18 указанной инструкции.

Какова длительность пребывания в школе воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение учащихся с аутистическими нарушениями: только во время занятий или на протяжении всего времени пребывания учащегося?

Учитывая вышесказанное, сопровождение учащегося осуществляется в течение всего времени его пребывания в учреждении образования.

В республике развивается инклюзивное образование, в рамках которого открываются классы с интегрированным обучением. Какие меры материального стимулирования предусмотрены для педагогов, работающих в таких классах?

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (приложение 3, таблица 42) утвержден перечень отдельных организаций системы образования и должностей работников, для которых установлено повышение тарифной ставки (оклада) за особый характер труда.

Так, учителю за работу в классе интегрированного обучения и воспитания устанавливается повышение тарифной ставки в размере до 63 процентов от тарифной ставки 1 разряда руководителя учреждения образования в зависимости от степени, продолжительности общения и других особенностей работы, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени в классе интегрированного обучения и воспитания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса об образовании (далее – Кодекс) статус молодого специалиста имеют выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы.

Согласно статьям 84, 88 Кодекса лицо, заключившее договор на целевую подготовку специалиста, рабочего, служащего (далее – договор) и поступившее в учреждение образования по отдельному конкурсу, после завершения обучения направляется на работу в соответствии с договором и обязано трудоустроиться в организации-заказчике, отработать срок обязательной работы, установленный договором (в данном случае 5 лет), или возместить средства, затраченные государством на его подготовку.

В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение), учреждения образования осуществляют перенаправление при условии изменения договора о целевой подготовке специалистов в случаях, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 88 Кодекса.

Пункт 7 Положения гласит о том, что изменение договора осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики.

Автор: Мальцев Григорий Максимович

Населенный пункт: Пермский край, Чердынский район, п. Рябинино

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо.

Форма: мастеркласс

Цель:

- обобщить деятельность учителя физической культуры во взаимодействии с обучаемыми в дистанционном формате.

Задачи:

- выявить особенности организации занятий по физической культуре в дистанционном формате;

- выявить педагогические проблемы, с которыми столкнулись.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация , раздаточный материал (инструкция, рефлексия).

Пришлось учиться по-новому обучать, искать новые подходы и иначе налаживать контакт с детьми.

Являясь учителем физической культуры, где должен быть непосредственный контакт учителя с учеником, правильно оборудованное помещение, инвентарь, этот вопрос встал особенно остро. Поначалу мне казалось, что невозможно преподавать на расстоянии, к примеру, осуществлять страховку детей и принимать нормативы, но, нашлись и положительные стороны дистанционного обучения.

ЗДЕСЬ СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (АЛГОРИТМ…)

Итак, хотел бы поделиться наблюдениями и находками, с которыми я столкнулся при дистанционном обучении.

  1. В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает сам, что приучает к самостоятельности и дисциплине. Учащиеся присылают мне видео выполнения утренней гимнастики, комплексы упражнений, разминки.
  2. Выросло качество выполнения заданий. Дети зная, что норматив на результат приниматься не будет, стараются выполнять правильно, технически грамотно, правильное выполнение - основа для успешных результатов.
  3. Проявляется творческая деятельность, например, мы совместно с учащимися придумываем, как и чем заменить спортивный инвентарь, чтобы разнообразить занятия.
  4. Учащиеся, которые стеснялись на уроке, без каких-либо комплексов выполняют задания на камеру, уровень стремления к выполнению физических нагрузок у таких детей повысился.
  5. Появление большего количество теории, сведений об исторических фактах, для чего нам нужны качества и умения которые мы приобретаем на уроках физической культуры, подогревают интерес учащихся к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям. Я считаю, что теоретические занятия могут так влиять только на дистанционном обучении, так как при стандартном обучении урок физкультуры больше несёт функцию смены деятельности, учащиеся, в первую очередь, идут на урок за физической активностью.
  6. Выросла индивидуальная работа с каждым учеником, хоть это требует больше времени от учителя. На расстоянии индивидуальный подход стал преобладать, ученик понимает, что все его старания оцениваются.
  7. Применение дистанционных и информационных практик дает учителю физической культуры возможность расширить собственный дидактический арсенал, делает процесс познания увлекательным, расширяет кругозор обучающихся, повышает мотивацию к изучению предмета. Поиск новых форм, методов, средств обучения позволяет педагогу повысить профессиональные компетенции, одновременно повышая свой авторитет среди обучающихся, коллег, родителей.
  8. Практика показала, что учащиеся сохранили интерес к занятиям физической культурой, конкурсам и соревнованиям. Их результаты на марафонах и при сдаче норм ГТО, участий в военно-прикладных соревнованиях не стали хуже, чем до дистанта.

Вместе с тем, дистанционное обучение не может заменить, стандартных уроков физической культуры, где ученик получает большую физическую нагрузку, социальную сторону урока и многое другое. Но как временная мера - может научить нас новому и с большим успехом воспитать те качества, которые при обычном учебном процессе поддаются хуже. Главное правильно воспользоваться данной ситуацией!

И ещё несколько важных моментов:

  1. Пространство для занятий физической культурой и инвентарь

Организация пространства для занятий физической культурой и инвентарь должны соответствовать технике безопасности.

Так как обучение в домашних условиях подразумевает под собой ряд определенных пространственных и иного рода ограничений, выполнение упражнений с оборудованием снижается до минимального, за исключением наличия на занятиях гимнастического коврика или альтернативной ему замены. В период марта-апреля занятия проводились во дворе дома, когда разрешено было заниматься на открытых стадионах – уроки и занятия на стадионе. В летнее время один раз в неделю офлайн на стадионе

  1. Методические особенности организации занятий ФК в дистанционном режиме

Занятия физическими упражнениями проводились в форме

- онлайн-уроков ФК, проводимые педагогом через соцсеть ВК

- утренней гигиенической гимнастики,

- самостоятельных занятий физическими упражнениями под наблюдением родителей (в том числе ребятами, которые посещали спортивные кружки: бег, ГТО)

Длительность занятий определялась периодом урока, указана мной в рекомендациях, самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Правила техники безопасности

при занятиях ФК на дому

Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Вводные положения

Во время проведения занятий по ФК необходимо исключить возможность:

травм при падении на неровной поверхности;

травм при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.;

травм вследствие плохой разминки;

травм при столкновении в ходе выполнения гимнастических упражнений;

травм в ходе несоблюдения правил проведения подвижных игр в домашних условиях.

Для минимизации рисков необходимо выделить для ученика хорошо освещенное, хорошо проветриваемое пространство, площадью не менее трех метров в радиусе.

Ученики обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой.

При выполнении упражнений запрещается жевать жевательную резинку и употреблять пищу.

После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

До начала занятий

Ученики должны переодеться в спортивную обувь и форму. Необходимо снять с себя все украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, перстни, ремни т.п.

Одежда должна быть свободной и не стеснять движения учащегося во время проведения занятия. Длина спортивных штанов не должна быть ниже пятки. Спортивная обувь должна соответствовать размеру ноги и иметь нескользящую подошву. Обувь должна быть легкой.

Ученики должны знакомиться с видеоматериалами и конспектами занятий, предстоящих к выполнению.

Во время занятий

Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации учителя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому.

Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой.

Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм.

Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель), нельзя приземлять после прыжка, переводя вес тела на верхние конечности.

Во время выполнения упражнений соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений с мебелью, бытовыми приборами и т.п.

Для предотвращения столкновения частей тела с мебелью и бытовыми приборами, необходимо проверить недосягаемость всех предметов до ученика во время выполнения движений.

Для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех метров.

При выполнении упражнения следуют соблюдать технику выполнения данного упражнения.

При ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив учителю дистанционно.

После окончания занятий

Ученики моют руки с мылом и теплой водой, умывают лицо (по возможности принимают тёплый душ)

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)

При 6-ти дневной неделе, не более

При 5-ти дневной неделе, не более

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

Артроз — заболевание суставов с явлениями дистрофии и дегенерации хрящей, нередко сопровождаемое отложением солей. Поэтому любое движение в больном суставе способно причинить боль и нанести травму. ЛФК (лечебная гимнастика) при артрозе назначается ортопедом и ревматологом в комплексной терапии этой болезни. Комплекс упражнений, выполняемый регулярно, способен приостановить дегенеративные процессы в хрящевой ткани, улучшить эластичность связок и укрепить мышцы, поддерживающие сочленение.

Чем ЛФК поможет при артрозе

ЛФК при артрозе выполняет разные задачи:

  1. Устранение болевой симптоматики и нагрузки с хрящевой ткани.
  2. Улучшение кровоснабжения сустава и восстановление целостности хрящей.
  3. Снятие мышечного спазма.
  4. Укрепление связок и мускулатуры.
  5. Улучшение самочувствия больного пациента, подвижности сустава, амплитуды движений, обеспечение возможности вернуться к нормальной жизни и самообслуживанию.
  6. Сокращение частоты и выраженности обострений.
  7. Улучшение трофики хрящевой тканей и приостановление процесса разрушения хрящей.

Особенности ЛФК при артрозе

Цель ЛФК при артрозе — частичное снятие нагрузки с сустава и равномерное распределение ее в опорно-двигательном аппарате для восстановления хрящевой ткани. Для получения устойчивого результата лечебные упражнения должны выполняться регулярно и ежедневно. Длительность занятий на начальном этапе — не менее 20 минут, в дальнейшем их можно увеличить до 40 минут. Лучшее время для гимнастики — утро и вечер. Каждый комплекс начинается с легкой разминки, разогревающей ткани, без напряжения. Движения при выполнении упражнений должны быть плавными, без рывков и боли, с небольшим мышечным напряжением.

Сильная боль — это сигнал прекратить упражнение. Из комплекса исключаются упражнения с прямым воздействием на сустав.

При тренировке улучшается кровоснабжение суставных и околосуставных тканей, повышается трофика, что приостанавливает дегенеративные процессы в суставе, идет укрепление мышц и связок.

Нагрузки увеличивают постепенно, повышая количество упражнений. Во время занятий не используются утяжелители. Во время ЛФК следует обратить внимание на дыхание: оно должно быть ровным и ритмичным.

Любая локализация и форма артроза имеет серьезные осложнения, поэтому не стоит затягивать с лечением.

Кому показана ЛФК

Лечебная гимнастика показана:

  • при артрозе I, II, III стадии;
  • в период реабилитации (через 3 месяца после операции);
  • при ограниченной подвижности сустава;
  • для профилактики артроза у людей пожилого возраста.

Заметное улучшение проявляется спустя месяц ежедневной гимнастики, поэтому не стоит надеяться на быстрый результат.

Противопоказания к проведению ЛФК

ЛФК при артрозе запрещено проводить в следующих случаях:

  • стадия обострения;
  • повышенная температура и инфекции;
  • обострение хронических заболеваний;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • послеоперационный период;
  • расстройство мозгового кровообращения.

Классический комплекс упражнений при артрозе

Прежде чем приступать к выполнению гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом. Он выберет комплекс с учетом особенности течения заболевания, тяжести состояния, стадии болезни.

Гимнастика для коленных суставов при артрозе

Комплекс упражнений при гонартрозе выполняется с целью профилактики и в период ремиссии заболевания. Занятия начинают с легкой разминки и простых упражнений. Одной из основных составляющих занятий должна быть растяжка с небольшой амплитудой.

Упражнения для коленных суставов при артрозе

Упражнения для коленных суставов при артрозе

Вначале курса выполняют минимум упражнений, постепенно увеличивая их количество. Обязательно нужно контролировать самочувствие: повышение частоты сердцебиения, головокружение, острая боль может свидетельствовать о чрезмерной нагрузке и необходимости прекратить упражнения.

Лучшие упражнения

  1. Лежа на спине, одна нога сгибается в коленном суставе и подтягивается к бедру без отрыва стопы. Затем она сгибается в тазобедренном суставе, обхватывается рукой и подтягивается к животу. В таком положении удерживается 10 с. После этого ступня опускается на пол, нога медленно выпрямляется. Движение повторяется от 10 до 20 раз. В исходном положении ноги сгибаются в коленях и приподнимаютмя. Выполняются движения, имитирующие езду на велосипеде.
  2. Лежа на животе, ногу сгибаем в коленном суставе, без отрыва бедра от пола. Пяткой касаемся ягодицы. Повторять от 20 до 40 раз.
  3. Сидя на полу, вытяните ноги, чуть разведя их. Руками старайтесь дотянуться до ступней, не сгибая коленей. Задержитесь в согнутом положении на 5-10 секунд. Движение повторяется от 5 до 10 раз.

Запрещенные упражнения

При гонартрозе запрещены игровые и силовые виды спорта. При выполнении упражнений не допускаются рывки и резкие выпады, нельзя выполнять глубокие приседания. Больным с дистрофическими процессами в коленном суставе недопустимо резко увеличивать нагрузку и продолжительность занятий, выполнять гимнастику, превозмогая боль.

Гимнастика для тазобедренного сустава при артрозе

При коксартрозе I или II степени предпочтения отдаются упражнениям в положении лежа или сидя на полу, при III степени — сидя на стуле или лежа. В начале комплекса выполняются легкие разминочные упражнения, в конце занятий руки поднимаются, делается глубокий вдох, опускаются вниз — выдох. Таким способом восстанавливается ровное дыхание.

Упражнения для тазобедренного сустава при артрозе

Упражнения для тазобедренного сустава при артрозе

Лучшие упражнения

  • Лягте на живот, руки положите вдоль туловища. Поднимите плавно и медленно выпрямленные ноги, держите их в таком положении 10 секунд. Выполните 5 повторов. В дальнейшем количество движений и длительность фиксированного положения можно увеличить до 20 секунд.
  • Лежа на боку, нижнюю ногу согните в колене, верхнюю выпрямите и поднимите вверх. Зафиксируйте на 10 секунд. Повернитесь на другой бок и повторите движения.
  • Сидя на полу, постарайтесь дотянуться руками до пальцев ступней, плавно наклоняя спину, без рывков и резких движений.
  • Сидя на стуле, расставьте немного ноги, чуть наклонитесь вперед и покачивайтесь из стороны в сторону 15 раз.

Каждое упражнение выполняется 5 раз. Со временем количество увеличивается до 10.

Запрещенные упражнения

  • приседание;
  • круговые движения ногами;
  • активные сгибания и разгибания спины и ног.

Хруст в суставах - когда стоит беспокоиться

Внутрисуставные инъекции гиалуроновой кислоты

При коксартрозе не рекомендуются длительные пешие прогулки.

Гимнастика для плечевых и локтевых суставов при артрозе

Упражнения нужно делать осторожно, плавно и медленно, не допуская резких движений и болевых ощущений.

Упражнения для плечевых и локтевых суставов при артрозе

Упражнения для плечевых и локтевых суставов при артрозе

Лучшие упражнения

Запрещенные упражнения

Запрещены упражнения при любом артрозе с резким поднятием и взмахами рук, энергичным сгибанием и разгибанием локтей. Гимнастика запрещается при переломах и других травмах плеча, включая вывихи и растяжения, артритах, простуде вирусной и микробной этиологии, в течение трех месяцев после оперативного вмешательства на молочной железе, шее, плече. После таких операций нужно обязательно посоветоваться с хирургом.

Другие комплексы упражнений

Есть и другие эффективные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для лечения артроза

Любые комплексы упражнений можно выполнять в домашних условиях при наличии соответствующих медицинских показаний

Гимнастика при артрозе по методу Бубновского

Упражнения по методике Бубновского подходят больным с начальной стадией артроза коленного сустава. Комплекс не выполняется в острой стадии. Особенность этого метода заключается в том, что основная нагрузка при выполнении ЛФК приходится не на сустав, а на мышцы. Кровоснабжение сустава улучшается, укрепляется мускулатура голени и бедер. Каждое упражнение выполняется 10 раз.

Базовый комплекс включает следующие упражнения:

  1. Лягте на спину, ноги должны быть раздвинуты. Каждая нога поочередно сгибайте в колене медленно, без напряжения. Пятку подтяните к ягодицам без отрыва ступни от пола. Если при выполнении упражнения в суставе будет ощущаться препятствие, можно помочь подтянуть пятку руками и зафиксировать такое положение на 10 секунд. При сильных болевых ощущениях упражнение нужно прекратить.
  2. Необходимо встать на четвереньки и ползти, стараясь максимально вытягивать руки и ноги вперед. Вначале можно как опору можно использовать стул. Постепенно упражнение усложняется.
  3. Нужно лечь на живот и вытянуть руки вперед. Прямые ноги поднимайте поочередно вверх по типу ножниц. На начальном этапе махи не должны быть большими, их нужно увеличивать постепенно.
  4. Последнее упражнение в комплексе выполняется в положении сидя. Стопу необходимо напрячь и потянуть на себя. То же самое проделывается с другой стопой.

Техника Павла Евдокименко

Комплекс Евдокименко включает множество упражнений, выбрать и назначить которые должен лечащий врач. Длительность занятий не должна превышать получаса, но выполнять ЛФК необходимо ежедневно, чтобы добиться результата. Упражнения по этой методике укрепляют околосуставные мышцы и связки, улучшают трофику хрящей. Их нельзя выполнять при обострении артроза, при гипертонии и повышенном внутричерепном давлении.

Лучшими упражнениями являются:

  • Лягте на живот и вытяните вдоль тела руки. Ногу согните в колене и приподнимите на 15 см над полом, удерживайте ее в таком положении 30 с. То же самое необходимо сделать второй ногой.
  • Ложитесь на бок, согнув нижнюю ногу в колене. Верхнюю ногу поднимите под углом 45º и удерживайте так 30 с. То же самое проделайте на другом боку. Далее упражнение можно усложнить: не фиксировать ее, а вращать. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не обострить артроз.
  • Ложитесь на спину, согните ноги в коленях. Поднимите таз с опорой на ступни и плечи, зафиксировав положение на 10 с. Отдохните и повторите более динамично этот вариант.

Хондропротекторы что это как выбрать, насколько они эффективны

Боль в суставах в состоянии покоя

Шиацу при артрозе

Метод сочетает физические упражнения с точечным a href="/methods/tochechnyj-massazh/">массажем в области поражения сустава или связанной с этим суставом зоны. Надавив на акупунктурную точку, выполняются определенные движения. Обычно эту методику используют при тяжелых артрозах, когда подвижность сустава сильно ограничена. В период обострения гимнастика не выполняется.

Шиацу при артрозе

Шиацу при артрозе

В методике используется двух вида упражнений — в расслабленном и напряженном суставе. Первый вид используется сразу же, второй — когда сочленение разработано и может сгибаться. Особенность методики — выполнение движений с малой амплитудой, чтобы сустав не испытывал нагрузку. Возникновение болевых ощущений при гимнастике Шиацу может стать сигналом, что упражнение выполняется с нарушением.

Для выполнения упражнений по методике Шиацу необходимо терпение. Гимнастику начинают с легких покачиваний, мах движений не должен превышать 1 см с одновременным нажатием на активные точки. Такая небольшая амплитуда компенсируется длительностью упражнений в течение 1 часа. Только хорошо проработав сустав, можно увеличить амплитуду маха.

Гимнастику Шиацу начинают с легких покачиваний для разминки, только после этого переходят к следующему этапу. Когда сустав хорошо проработан, рекомендуется махи сочетать с растяжкой. После каждого такого упражнения выполняют покачивание, чтобы успокоить сустав.

Гимнастика при артрозе в воде

Плотность воды больше воздуха, поэтому упражнения в ней выполнять легче, нагрузка на опорно-двигательный аппарат, включая суставы, снижается. Мышцы и связки при этом расслабляются, в суставе утихает боль. Вода позволяет выполнять сложные упражнения, которые с артрозом невозможно сделать дома или в фитнес-зале. Аквааэробика помогает на первой стадии заболевания приостановить процессы дегенерации в хрящевой ткани. Она эффективно сжигает калории, способствуя снижению массы тела, тем самым снижаю и нагрузку на суставы. В период обострения артроза плавание противопоказано.

  1. Хождение. Выполняется упражнение на средней глубине. В дальнейшем можно переходить в более глубокую часть бассейна, увеличивая нагрузку.
  2. Махи ногами. Для этого нужно сесть на бортик и погрузить ноги, поднимать и опускать их, чуть согнув в коленном суставе.
  3. Плавание брассом. Полезно при гонартрозе. Этот вид плавания укрепляет мускулатуру, снимает нагрузку с коленного сустава.
  4. Выполнение кругов. Упражнение выполняется, стоя по пояс в воде на одной ноге. Второй ногой описываются круги с небольшой амплитудой маха. Через 10 кругов нога меняется.
  5. Приседания. Выполняются обычные приседания. Если возникают трудности в выполнении, можно спиной опереться о стенку бассейна. Начинать нужно с 5 упражнений, постепенно увеличивая количество повторений.
  6. Плавание на спине. Этим видом упражнений завершается комплекс упражнений. Оно улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Связки и суставы.

Прежде чем начинать заниматься аквааэробикой, нужно разработать программу, чтобы постепенно увеличивать нагрузку и чередовать комплекс упражнений для повышения эффективности занятий.

Йога и пилатес при артрозе

При артрозе можно заниматься йогой и пилатесом. Гимнастика в медленном темпе укрепляет мышцы и связки и снимает болевые ощущения в области суставов. При этом прорабатываются глубокие мышцы, улучшается кровоснабжение суставной капсулы, что способствует восстановлению хрящевой ткани. В острый период артроза, сопровождающийся сильной болью, йога и пилатес противопоказаны.

Выполняются упражнения преимущественно на гимнастическим коврике в положении сидя:

  1. Выпрямите спину и ноги. Согните одну ногу в колене и положите на бок. Носок осторожно подтяните к внутренней части бедра. Оставайтесь в таком положении 10 секунд. В дальнейшем время можно увеличить до 30 секунд. Повторите упражнение на другой ноге.
  2. В положении сидя выпрямите ноги и разведите их в стороны. Руками медленно постарайтесь дотянуться до ступней. Все действия выполняйте плавно. При появлении болезненных ощущений прекратите упражнение!

Гимнастика Гитта при артрозе

Для людей с коксартрозом и гонартрозом разработана гимнастика Гитта, включающая упражнения с движениями малой амплитуды. Преимущество этой техники в том, что такие упражнения можно выполнять даже при 3 степени артроза.

Гимнастика проводится сидя на стуле или кресле, чтобы коленный сустав был согнут на 90 или больше градусов, то есть сидение должно быть довольно высоким:

  • Расставьте немного ноги и выполняйте разводящие движения с амплитудой 1,0-1,5 см. Результат будет, если такие движения выполнять долго, не менее получаса и каждый день.
  • В том же самом положении приподнимать пятку. Амплитуда и длительность как в предыдущем случае. При этом можно выполнять любую сидячую работу: читать, вязать, смотреть фильмы, чтобы процесс не был слишком утомительным.

Если сидеть трудно, можно выполнять упражнения, лежа на коврике:

  1. Руки лежат вдоль тела, ноги чуть разведены. Гимнастика для коленных и тазобедренных суставов при артрозе заключается в сведении ступней с малой амплитудой в течение 30 минут. Наружу носок не отводится, только внутрь!
  2. Лягте на живот. В области нижней части живота подложите свернутый плед или полотенце, чтобы приподнять таз. В этом положении покачивайте тазом 20 минут.

Часто задаваемые вопросы

При артрозе существует множество ограничений для занятий спортом. Категорически противопоказаны любые виды физической активности, особенно игровые виды спорта и другие дисциплины с высокой вероятностью травмы сустава. Разрешается легкий бег, ходьба, фитнес с ограниченной нагрузкой на больные суставы. Полезен велотренажер.

Не только можно, но и нужно поддерживать суставы медикаментозным лечением и физиотерапевтическими процедурами.

Совмещать разные техники можно и нужно, особенно занятия в зале и плавание. В любом случае окончательное решение о технике ЛФК остается за лечащим врачом.

Читайте также: