Отдых на валааме осенью

Обновлено: 18.09.2024



Так что же делать? Если вы на Валааме не впервые, рискните ему довериться, этому непростому месту.

Сойдите с теплохода на берег сразу после швартовки в Большой Никоновской бухте, поднимитесь вверх и влево - перед вами Воскресенский (Красный скит).
2.


Многие туристы удивляются: "Скит, но можно на территорию? В скитах же отшельники". Нет, отшельников, живущих в полном одиночестве, на Валааме нет. В скитах же живут уединенно по нескольку опытных иноков, по суровому уставу живут. Скит - форма монашеской жизни между монастырем (киновией) и "пустынью" (отшельничеством).
3.


Но что я вам рассказываю! Если вы на Валааме хотя бы второй раз, вы это знаете, а вот дорог его, может быть, пока не знаете, поэтому, побывав в Красном скиту, его Воскресенской церкви с фарфоровым иконостасом, в "кувуклии", идете дальше. Ведь как и узнать место, не обойдя его пешком насколько возможно?
4.

Только покидая Красный скит, оглянитесь на минутку. Даже если вы невоцерковленный и вообще не очень и верующий человек, представьте себе глубину времени: именно на этом месте на заре христианства апостол Андрей Первозванный, войдя на лодье в "бурные и вращающиеся воды озера Нево" (так раньше называлась Ладога), собственноручно воздвиг каменный крест.


За воротами Воскресенского скита и начинается главная Монастырская дорога, по которой вы пойдёте пешком.
5.


Вам хватит времени, чтобы пройти от причала бухты Б.Никоновской до причала бухты Монастырской, куда на маленьком "водном трамвайчике" приедут те, кто на Валааме впервые.
6.


Недалеко, всего в полутора км от Красного, вы увидите скит Гефсиманский (Желтый). Здесь строже. Вернее, совсем строго. Одинокому путнику не откроется дверь церкви Успения Богородицы, но вы ведь и не паломник. Да и, наверное, не все должно быть открыто глазу обычного туриста.
7.

Гефсиманский сад, часовня с иконой "Моление о чаше". Вы же помните?

"Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не Моя воля, но Твоя да будет"
8.

9.

Не удивляйтесь, ведь Валаам - "русский Иерусалим". "Побывать в Святом Иерусалиме могут лишь счастливцы. А здесь - подобие святых мест и священных предметов даже с частицами их подлинников" - так написано в монастырском издании начала XX века.

А вас вновь ждет дорога, дальняя еще дорога, время идёт, поэтому прощайтесь со скитом Гефсиманским и идите сразу после него по протоптанной дороге, уходящей влево и вверх, прямо в лес. Не сомневайтесь, времени хватит, а пройти мимо такой красоты никак нельзя!
10.

11.

Итак, дорога в верх, вверх. Развилка: прямо и налево. Вам - налево и снова вверх.


Оглядывайтесь по сторонам, полной грудью пейте валаамский чистейший воздух, слушайте птиц, но чаще - тишину, нарушаемую лишь вашими шагами. Если вы не одни, не беседуйте со спутниками, слушайте, впитывайте в себя Валаам.
12.

Но постарайтесь не сходить с хоженых дорог и деревянных настилов, берегите это чудо. Ради этого кадра я сделала буквально три шага с тропы, но чувство вины до сих пор покусывает. Там очень просят беречь природу! Народа стало много, запретов былых нет, мерило - только наше понимание.
13.

14.


Ну, вот вы и на горе Елеон. Часовня Вознесения Господня и потрясающий вид на Малую Никоновскую бухту - награда за затяжной подъем.
15.


Вот уж не думала, что вересковые поляны увижу именно на Валааме!
16.

Любуйтесь, отдыхайте.
17.

18.

19.

. и решайте, куда идете дальше. Вдоль берега к Коневскому скиту или обратно на Монастырскую дорогу. До скита я вас проводить не смогу, а вот до Спасо-Преображенского монастыря обязательно доберемся.

Есть в нашей стране в Карелии удивительное по красоте место. Остров Валаам. Многие слышали о мужском монастыре, основанном там ещё в X веке.

Но свою историю я хочу поведать не об истории и святынях славной валаамской обители, а об его удивительных садах, в которых яблони плодоносят вопреки законам природы.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 1

Сады Валаама можно по праву отнести к шедеврам мирового садоводства. Они были созданы многолетним трудом русских монахов и являются гордостью России.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 2

Первое, что поражает специалистов, это то, что Валаам представлял собой сплошной гранитный остров, лишенный растительного грунта. Один из первых настоятелей обители игумен Дамаскин отмечал, с каким трудом на голых камнях и гранитных скалах создавалась насыпная почва, местами саженной глубины (сажень — 2,13 м), в состав которой входил песок, суглинок, щепной перегной. Монахи предварительно насыпали на гранит подстилку из лесного хвороста, вносили сгнившие сучья и солому.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 3

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 4

Наиболее крупные сады были заложены на усадьбе монастыря. Их здесь три. Располагаются они на разных высотных отметках и называются поэтому верхним (Аптекарский), средним и нижним. Площади их составляют соответственно 2,5, 1,1 и 1,5 га. В этих садах в 1885 г. насчитывалось 530 фруктовых деревьев.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 5

Эти сады отличаются высотным расположением, рельефом местности, микроклиматом и техникой закладки. Интересно продуманы защитные насаждения от ветров вокруг территории садов. Солнечная активность на острове бывает очень высокой, отсутствие грунтовых вод на гранитной основе приводит к большому дефициту воды в почве. Монахами была разработана уникальная система полива всех садов, причем поливы проводились регулярно.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 6

Второе, что вызывает удивление и восхищение, это набор выращиваемых сортов яблони. В садах произрастало около 60 различных по срокам созревания сортов. В основном это русские сорта народной селекции, такие, как Антоновка, Апорт красный, Титовка, Боровинка, Анис, Мирончик, Грушовка московская, Налив белый, Коричное и др. Поражало современников то, что такое обилие сортов росло на самом севере. Среди всех стран мира это самая северная географическая точка со столетними плодовыми деревьями, что делало сады уникальными. Интересно отметить такой факт: если, по данным Департамента земледелия, в 1885 году в трех фруктовых садах числилось 530 фруктовых деревьев, то к 1961 году их сохранилось 304. Это, конечно, невиданная сохранность: с суровыми зимами - и такое долголетие яблонь, да еще на искусственно насыпанных почвах.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 7

Удивительно, но старые яблони в монастыре не срубают. Можете назвать это Валаамским парадоксом, можете — чудом, но в саду можно увидеть плодоносящие деревья, стоящие на одной… коре. Такие деревья монахи очищают, обрабатывают лекарством раны и… цементируют. Оказывается, цемент не только укрепляет ствол, но и защищает его от паразитов.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 8

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 9

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 10

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 11

Сады на острове Валаам посещали писатели, художники, композиторы, в том числе Куинджи, Лесков и др. Много зарубежных гостей паломников со всех континентов приезжали на остров.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 12

Плоды из садов посылались на различные выставки. На Всемирной выставке в Париже им была присуждена золотая медаль. Большую работу по изучению и сохранению садов Валаама в послевоенные годы провел научный сотрудник Ботанического института имени В. Л. Комарова, кандидат биологических наук Василий Иванович Парков. Он ежегодно выезжал на остров. Много труда положил на лечение деревьев, ремонт посадок. Написал рукопись книги "Сады Валаама". Отдел плодовых культур ВИРа в 1996 году безвозмездно передал монастырю 200 сеянцев различных сортов яблонь.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 13

После прекращения существования монастыря сады постепенно пришли в упадок. Урожайность их резко снизилась, много деревьев и кустарников из посадок выпало. Произошло общее старение садов, и они оказались на грани гибели. В 1984 г. они были переведены на баланс лесхоза, однако садовник в его штатах отсутствовал, поэтому квалифицированного ухода за садом по-прежнему не было. Через год к работам по возрождению валаамских садов подключился Плодоовощной институт им. И.В.Мичурина - ведущий центр нашей страны в области садоводства. Была проведена инвентаризация оставшихся плодово-ягодных деревьев и кустарников. К тому времени в садах продолжало расти и плодоносить 377 яблонь, 2 груши, 108 кустов смородины, 610 кустов крыжовника и 20 малины, а также небольшая заросль вишни. По ориентировочным оценкам, сохранились яблони не менее чем 20 сортов. Возраст отдельных яблонь составляет 100 - 150 лет, но они все еще плодоносят.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 14

Институт разработал мероприятия по уходу за садами. В 1987 г. создан питомник, саженцы из которого пойдут на пополнение садов, черенки для питомника отбираются со штамбов оставшихся деревьев, что даст возможность размножить вполне акклиматизировавшиеся местные сорта. Предусматривается также завезти на остров сорта, которые здесь росли ранее, но из посадок выпали. Слава валаамского садоводства должна быть возвращена. Но дело не только в этом. Валаам может и должен стать центром по выращиванию саженцев холодостойких сортов для продвижения садов дальше на север.

Удивительные яблоневые сады Валаамского монастыря, фото № 15

Мне довелось трижды побывать на Валааме: весной, ранней осенью и в самый замечательный период — сразу после престольного праздника обители-Преображения (19 августа — яблочный Спас).

В это время там можно попробовать эти удивительные яблоки. Мне очень жаль, что в публикации нельзя передать потрясающий вкус и аромат этих яблок. Скажу только, что это самые вкусные яблоки, что я пробовала. А для садоводов могу сказать отличную новость — в монастыре можно весной и осенью приобрести саженцы этих чудесных яблонь.

Если у вас появится возможность посетить это удивительное место, обязательно сделайте это!

Очень давно у меня появилось желание побывать на Валааме зимой. Была мысль полететь на вертолёте, но цена вопроса-25000 руб. Ещё вариант- круиз из г. Сортавала с помощью тур.агентства за 7600руб(без проезда из СПБ до Сортавалы и без питания). И лучший вариант- самостоятельная поездка(самый экономичный и интересный вариант).Таким образом, чаша весов склонилась в пользу самостоятельного посещения Валаама.

День 1. Переезд в Сортавалу
До Валаама зимой можно добраться только через г.Сортавала. Из Питера в Сортавалу по нечетным дням ходит поезд №350 Санкт-Петербург– Костомукша. Отправление с Ладожского вокзала в 18.16, прибытие в 23.51.



Как альтернативу поезду СПБ–Костомукша, можно рассмотреть вариант с электричкой СПБ– Кузнечное и, далее, дизель-поездом из Кузнечного до Сортавалы(ходит только по чётным числам). Вариант с автобусом, следующего от станции метро “Девяткино” до г.Сортавала я не рассматривал, так как есть шанс не уехать из-за недостаточного количества пассажиров.
В 23.51 поезд прибывает в Сортавалу. Ура! Валаам всё ближе и ближе! Заранее забронировав номер, я отправляюсь в гостиницу "Сортавала".

День 2. Сортавала-Валаам.

Утром следующего дня, я решил погулять по городу и ознакомиться с местными достопримечательностями. Время есть, благо "подушка" отправляется в 15 часов.


Церковь Николая Чудотворца


Главная улица города- Карельская

Очарованный красотой Карелии и полный энтузиазма от ожидаемой встречи с мечтой, отправляюсь на городской причал. Надо отметить, что это только третий рейс на Валаам зимой, так как лёд на Ладожском озере встал только 10 января. Поездка обошлась мне в 1000 рублей и продлилась около 45 минут, пролетевших в удовольствии от созерцания Сортавальских шхер и ледового одеяния Ладоги, совершенно незаметно.



В добрый путь!


Замёрзшее Ладожское озеро.


Ура. Прямо по курсу виден Валаам. :boat:

Комментарий

Заходим в монастырскую бухту.


И вот он, Валаам… Слов нет, одни эмоции


Очень непривычно видеть Спасо-Преображенский собор во всём его величии, зимой.


Монастырская бухта.

Далее, размещаюсь в компактном и по-монастырски скромном, но очень уютном 2-х местном номере в гостинице "Зимняя". Все удобства находятся в коридоре. Всего гостиница располагает 22 номерами разной вместимости и комфортности, есть даже полулюкс. Стоимость проживания в моём случае- 1000 руб/сутки. Что касается вопроса питания на Валааме, то здесь есть маленькая проблема. Никакие трапезные и кафешки зимой не работают. Проходится готовить самому. В гостинице имеется кухня со всеми необходимыми для этого процесса условиями и инвентарём. Продукты можно купить в магазине около Спасо-Преображенского собора. Цены там немного выше, чем на материке.


Двухместный номер.


Валаамский магазин.

Дело идёт к вечеру, надо пораньше лечь спать, чтобы завтра пораньше встать, и исполнить все задуманные планы. Световой день на острове, порядка 8 часов.

Комментарий

День 2. Дивный остров Валаам.
А далее начали осуществляться мечты… С восходом солнца, я сразу же отправился в пешеходное путешествие по жемчужине русского православия. Дороги убраны на острове просто превосходно! Такое ощущение, что все снегоуборочные силы Северо-Запада брошены именно на Валаам!
В этот день я дошёл до Никольского скита, поднялся на колокольню Спасо-Преображенского собора, посмотрел Владимирский скит и другие красоты Валаама. Правда, не обошлось и без неожиданностей. Вечером кто-то из местных жителей сообщил о том, что Ладожское озеро вскрылось. Следовательно, "подушки" перестанут ходить и придётся остаться на острове ещё где-то на недельку. Но и это было воспринято, как благодать В конце-концов появляется уважительная причина в школу не ходить
А теперь обо всём по-подробнее:

Валаамская школа.

Заснеженная дорога к Никольскому скиту.



А вот и он, Никольский скит. А так же его охрана


Вскрывшаяся за ночь Ладога.

Комментарий

Часовня при входе в Монастырскую бухту.


Зимний этюд.


Игуменское кладбище.
Далее в программе- исполнение самое заветной мечты, а именно, посещение колокольни Спасо-Преображенского собора.

Монастырский двор.


Лестница с колокольни в Верхний храм

Комментарий

Знаменская часовня


Главная монастырская дорога.


Гефсиманский скит.


Пустующие сувенирные ряды.



Причал Никоновской бухты. Чего-то большого, стального и белого явно не хватает



Лодочка тоже на зимовке.


Воскресенский скит.

Комментарий


Дело идёт к вечеру. Начинает темнеть. Надо идти в сторону гостиницы. Была мысль пойти на метеостанцию, но маленькая лесная тропинка ведущая к ней, была заметена снегом. Не долго думая, я решил вместо этого посетить Владимирский скит и, новый скит Александра Невского. Признаюсь, красота зимних скитов меня просто поразила


Владимирский скит


Строящийся скит Александра Невского.


. И так душе усталой
Спокойно стало там,
Что родиною малой
Ты стал мне, Валаам…


Владимирский мост



Наступил вечер. Желания сидеть в номере почему-то нет, к тому же в нём не так тепло, как хотелось бы. Хочется гулять и отдыхать. Раз хочется, значит надо идти гулять, что собственно я и сделал


Владимирский скит- зимний вариант.

Спустя два часа, "подушка" прибывает в Сортавалу, миновав северную часть вскрывавшегося Ладожского озера.


Вечером, путь домой продолжается на дизель-поезде до Кузнечного. От туда на последней электричке до Санкт-Петербурга. В 23.57 прибытие в северную столицу. На этом, моё путешествие заканчивается. В душе калейдоскоп эмоций, даже слов не хватает, что бы передать увиденную божественную красоту. Надеюсь, мои эмоции смогут передать фотографии. Если у Вас появится возможность побывать на Валааме зимой, не упустите её. Поверьте, оно того стоит.



источник

В глубокой древности, во времена распространения христианской веры апостол Андрей Первозванный шел на север, проповедуя евангелие. Предание повествует о том, что ученик Иисуса Христа, пройдя Днепр и Волхов, вошел на ладье в "бурные и вращающиеся воды озера Нево" и установил на горах Валаамских каменный крест. Спустя девять веков двое иноков, Сергий и Герман, пришли "от восточных стран", "вселились" на один из скалистых островов и основали монашеское братство. Житие, повествующее об их подвигах, считается утраченным. Мощи преподобных были обретены нетленными в XII в. и скрыты в толще каменной горы, на вершине которой возносит к небу кресты Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь.

Название Валаам происходит от финно-угорского слова "валам" — высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка, и они нарекли его Валаамом. На протяжении веков, когда единственным хозяином этих мест был монастырь, остров превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Здесь возводились церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки; прокладывались дороги, были соединены мостами острова, посажены деревья, заложены сады и огороды. Кроме того, Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси.


Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. В XVI веке уже было утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.



Кликабельно

Достоверная история Валаамского монастыря начинается с XIV в. В недавно открытом учеными "Сказании о Валаамском монастыре" названа точная дата его основания - 1407 г. Известно также, что до 1429 г. здесь жил инок Савватий — основатель Соловецкого монастыря. Расцвет обители пришелся на XV столетие. Валаамский монастырь называли "честной и великой лаврой". К началу XVI в. здесь жили около 600 монахов.

Но вряд ли найдется обитель, на долю которой не выпала бы участь печальных утрат, гибельных пожаров и погромов, многолетнего забвения. Не избежал всего этого и Валаамский монастырь. Не раз шведские суда входили в бухты и проливы архипелага, а воины разрушали монастырь: сжигали храмы, убивали иноков, уничтожали летописную память обители, хранившуюся в рукописях и книгах.


В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.


Эпидемии и войны привели к запустению. В 1715 г. по ходатайству архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители. В 1720 г. построен деревянный Спасо-Преображенский собор, освященный во имя Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, келейные корпуса и хозяйственные постройки. Спустя 10 лет появилась Успенская церковь. В 1752 г. монастырский комплекс был обнесен деревянной оградой. А в 1754 г. случился пожар, истребивший эти первые постройки. Благодаря поддержке императрицы Елизаветы Петровны монастырь восстановили, но монашеская жизнь в нем еле теплилась: в 1765 г. в обители жили всего 11 монахов. В конце XVIII - начале XIX в. монастырь благоустраивался. Соборный храм Преображения господня был освящен в 1794 г. В его нижней церкви покоились мощи преподобных Сергия и Германа. Вокруг собора были квадратом сооружены корпуса келий. По углам квадрата возвышались Успенская и Никольская церкви. К зимней Успенской примыкали ризница и библиотека. В 1805 г. возведена надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Над Валаамом возвышается огромная монастырская колокольня, ее высота - 38 м. Самым большим среди валаамских колоколов был 1000-пудовый колокол, отлитый в честь апостола Андрея Первозванного.


В 1764 году капитан Яков Яковлевич Мордвинов посетил Валаамский монастырь. В своих записках он описывает Святой остров, место первоначальных подвигов преподобных Сергия и Германа: "К святому острову пристали с западной стороны, а в других местах пристать невозможно, понеже все каменные горы на утесе, а где пристали на берегу, крест деревянный и - восход на гору весьма крут. В половине горы часовня деревянная и в ней образы. Часовня поставлена и образы написаны при игумене Ефреме. Позади той часовни пещера в каменной горе, где преподобные спасались. Проход во оную тесен, и проходили на коленях. Вшед в пещеру, можно стоять двум человекам. В оной стоит деревянный небольшой крест и лежат небольшие два камня, а над входом в оную пещеру висят отломившиеся от горы каменья и некоторые лежат при входе, и видно, что упали с верха и расшиблись. По выходе из пещеры восходили на самую высоту горы, и проход весьма крутой, и над проходом висят каменья и деревья. Взошед на гору, площадь которой вся заросши лесом, и погуляв на той горе, спустились к своему судну. Святой остров от Валаамского отделяется проливом широтою на одну версту"12.


В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. Тот же путешественник Мордвинов так описывает сам монастырь: "Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны - святых Апостолов Петра и Павла, с северной - святого Апостола Иоанна Богослова, вверху с юга - святого Апостола Андрея Первозванного, с северу - святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны - преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преподобных под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы"13.


К 28 июня 1789 года был выстроен и освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного

Наибольший расцвет обители пришелся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь, начал большое каменное строительство. При нем же возобновилась миссионерская деятельность и утвердились три формы монашеской жизни: общежитийная, скитская и отшельническая.



Отец Дамаскин установил очень жесткие правила монастырской жизни. Попавший сюда не имел возможности покинуть остров: монастырь, начиная еще с XVI в., использовался в качестве места ссылки для духовных лиц (уход из монастыря был запрещен до начала XX века). Дамаскин отменил отшельничество, утвержденное предшественником. Почти все работы на острове выполняли монахи; наемные рабочие и приписанные к монастырю крестьяне занимались, в основном, строительством и прокладкой дорог.

После смерти Дамаскина монастырем управлял его помощник Иван Дмитриев (Ионафан II), который, помимо активной хозяйственной деятельности, привел в порядок богатейшую монастырскую библиотеку. К середине XIX в. монастырь напоминал маленькое государство со своим самодержцем-настоятелем, духовной полицией (старцы-духовники), а также натуральным хозяйством, торговлей, финансами. В начале XX в. на острове проживало около 1000 человек.


Революционные события 1917 г. и отделение Великого княжества Финляндского от России нанесли серьезный удар по иноческому братству Валаама. Архипелаг остался в составе Финляндии, и монастырь оказался в положении церкви национального меньшинства (большинство финских церквей — лютеранские). В 1925 г. в монастыре стали проводиться службы на финском языке, а в 1933 г. сократилось число монахов. Острова превратились в укрепленный район, оборудованный фортификационными сооружениями, дальнобойными орудиями и наблюдательными вышками.


Во время советско-финляндской "зимней" войны, когда шла борьба за Карельский перешеек и водные пути Ладоги, монастырь бомбили, а братия, принявшая к тому времени финское подданство, покинула Валаам. Монахи увезли с собой все самое ценное — иконы, церковную утварь, облачения, книги и колокола. Спустя несколько лет они приобрели усадьбу Папиниеми в местечке Хайновеси (Финляндия). Там возник монастырь, получивший название "Новый Валаам" и ставший центром православного монашества в Финляндии. В 1945 г. этот монастырь был присоединен к московской епархии, но экономически остался подчинен финской православной церкви. В 1977 г. там прекратились службы на русском языке, а в 1981 умер последний русский монах.


. А на советском Валааме шла иная, непривычная для этих мест жизнь. В сентябре 1940 г. в монастыре была организована школа боцманов и юнг, и через год юные моряки были направлены на фронт. На Валааме обосновались финские войска, пробывшие там до капитуляции Финляндии. По окончании войны на островах архипелага разместилось подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, было образовано лесничество, восстановлена монастырская метеостанция. Уцелевшие храмы и часовни за ненадобностью разоряли, взрывали и сжигали.

В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны, больные туберкулезом, умственно отсталые и просто доживающие свой век старики. Монастырские постройки не считались памятниками истории: комиссия архитекторов не сочла сооружения Валаама ценными в архитектурном отношении.

M4031R-4202

Но в конце 1950-х на острова начали приходить первые туристические теплоходы. Спустя 10 лет 9 монастырских зданий получили статус памятников истории и культуры Карелии. 81979 г. на острове организован историко-архитектурный и природный музей-заповедник, а еще через 2 года началась реставрация памятников.

В 1984 г. Дом инвалидов закрыли. Затем, в конце 80-х, утвердили генеральный план развития музея- заповедника, в котором было предусмотрено строительство нового поселка (в стороне от исторической застройки), грузового и пассажирского причалов в Монастырской бухте, аэропорта местных линий и прочих объектов инфраструктуры. Но в реальности получилось по-другому: 13 декабря 1989 г., в день памяти Андрея Первозванного, на берег Валаамского острова вступили православные иноки. Их было всего шестеро. Через три года Валаамский монастырь передали Русской православной церкви. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. Сейчас число братия насчитывает 200 человек.


Все эти дары были бесценны для монастыря, потому как почти все ранее существовавшие на Валааме святыни были теперь либо вывезены из обители, либо просто утрачены в результате бесконечных войн и набегов. Поэтому, монахи с огромной благодарностью принимают в дар древние святыни и бережно хранят их.


К 2002 году во внутреннем каре обители, в помещении бывшего Никольского храма, была устроена первая церковь Валаамской иконы Божьей Матери. Празднования в честь этой чудотворной иконы, проводятся на Валааме ежегодно, 14 июля, начиная с 1997 года.Сегодня это главная святыня монастыря.

К 2005 году завершились реставрационные работы в главном соборе монастыря. 19 августа 2005 года , в престольный праздник, собор был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым.


К сегодняшнему дню восстановлено одиннадцать из тринадцати некогда существовавших здесь скитов. Кроме того, Валаамский монастырь имеет несколько подворий в разных городах.


Два подворья расположены в Санкт-Петербурге, одно – в Москве. Есть и два новых – в Приозерске и Сортавале.

Сегодня Валаам чтится среди православных верующих, как несгибаемый источник веры, сумевший возродиться, несмотря на все невзгоды, постигшие его. Сюда ежегодно стремятся тысячи паломников и просто туристов, желающих прикоснуться к чуду.






1887 год





1887 год





1887 год











1887 год





Сергей Ершов



Сергей Ершов



Сергей Ершов






Художник Клодт Михаил Константинович 1857 год, Вид на остров Валаам ТУТ можно почитать подробнее об этой картинке

Валаам

Кто не сможет в ближайшее время побывать на Валааме, прогуляйтесь хотя бы виртуально по этим местам. Нажимайте на картинки ниже !

Читайте также: