Отдых на волго донском канале

Обновлено: 18.09.2024

Как всегда, речному празднику открытия навигации предшествовала напряженная работа в межнавигационный период по ремонту и обслуживанию ГТС и технического флота.

Для обеспечения начала действия судоходной навигационной обстановки согласно установленным срокам в межнавигационный период выполнен ремонт плавучих навигационных знаков. В общей сложности по бассейну отремонтировано 120 знаков, приобретено светосигнальное оборудование в количестве 110 фонарей и специализированные источники питания для навигационных огней в количестве 1200 шт.

Силами судовых команд выполнен текущий ремонт 46 судов в условиях ремонтно-механических мастерских филиалов. Суда технического флота, планируемые к работам по облуживанию водного пути, сданы в эксплуатацию. В обеспечении навигации 2021 года участвует 1715 работников ФБУ и его подразделений.

Для улучшения технического состояния гидросооружений и повышения их уровня безопасности закончены работы по капитальному ремонту:

-двустворчатых ворот шлюза № 30 Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС;

-антикоррозионного покрытия металлоконструкций:

-левой створки нижних ремонтных ворот шлюза №1 Волжского РГСиС;

-рабочих затворов водопроводных галерей гидроузлов №№2,4,5 Волжского РГСиС;

-ремонтных ворот верхней головы основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Выполнены работы по строительному контролю за выполнением работ по объектам капитального ремонта.

Кроме того, были выполнены 24 мероприятия по текущему ремонту гидросооружений.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала в межнавигационный период 2020-2021 гг. выполнены работы по реконструкции:

-насосной станции № 33, в части демонтажа и подготовки к монтажу нового насосного агрегата № 2, также начаты общестроительные работы по реконструкции подстанции 110/10 кВ;

-дренажных систем и регуляторов бьефа гидроузлов №№ 2 и 5 в части устройства выходных оголовков и реконструкции открытых частей дренажных ванн;

- механического оборудования гидроузлов №№ 6,13, Николаевского гидроузла, Волгоградского гидроузла, в части установки задвижек для реконструкции шахт насосов осушения шлюзов №№ 6,13, а также производилось изготовление оборудования (металлоконструкции рабочих двустворчатых ворот нижней и верхней головы шлюза № 30 Волгоградского гидроузла) для последующей реконструкции ворот.

Уже в период навигации-2021 планируется выполнить следующие работы по реконструкции объектов ВДСК:

- работы по реконструкции дренажных систем и регуляторов бьефа гидроузлов №№ 2 и 5 с полным завершением работ и вводом объектов в эксплуатацию.

- работы по реконструкции насосной станции № 33 в части завершения монтажа и пуска насосного агрегата № 2, продолжение работ по реконструкции комплекса электрического, механического оборудования и гидротехнической части.

- работы по реконструкции механического оборудования гидроузлов №№ 6,13 в части завершения реконструкции насосов осушения камер шлюзов, и продолжение изготовления механического оборудования для последующей реконструкции.

- работы по реконструкции механического оборудования Волгоградского гидроузла в части снятия старых и установки новых створок рабочих двустворчатых ворот НГ и ВГ шлюза № 30.

Путейцы Волго-Дона понимают, что навигация-2021 не будет простой. Главный фактор для судоходства – достаток воды, к сожалению, пока не обнадеживает. По прогнозу Росгидромета , общий объём приточности в Цимлянское водохранилище, резервуар, из которого идет наполнение донской водой всей трассы ВДСК, в паводковый период составит от 4 до 6 км3, примерно 46% от нормы.

Волго-Донской судоходный канал, уникальное гидротехническое сооружение, ключевое звено Единой глубоководной системы, соединяющей порты Балтийского, Белого, Каспийского и Азово-Черноморского морских бассейнов.

На ВДСК протяженностью 101 км возведено 96 крупных гидротехнических сооружений, в том числе 13 шлюзов, три насосные станции, два аварийно-ремонтных заграждения, 22 канала, паромные переправы, 20 плотин и дамб и другие сооружения.

Соответственно рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон - 21 км, водораздельный бьеф, протяженностью 26 км и Донской склон – 54 км. Уровень Дона в районе Цимлянского водохранилища на 44 метра выше уровня Волги, с противоположного входа на ВДСК.

Канал - полностью накачной и наполняется водой из Цимлянского водохранилища на р.Дон с помощью 3 насосных станций. Вода подается в водораздельный бьеф и уже потом растекается по донскому склону и волжскому склонам. Насосными станциями ВДСК для обеспечения судоходства и передачи воды водопользователям в 2019 году перекачано почти 900 млн. м³ воды.

Водораздельный участок Волго-Донского канала расположен ближе к Волге и возвышается над её меженным уровнем на 88 м, а над уровнем Цимлянского водохранилища на 44 м.

На канале работают Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища общей площадью 84 кв. км.

Проектная пропускная способность канала 10,5 млн. тонн. При этом, около 90% грузов перевозится с Волги на Дон в сторону морского порта Ростов-на-Дону и далее на экспорт и только 10% в обратном направлении.

Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по волжскому каскаду, состоящему из 9 однокамерных однониточных шлюзов, на 88 метров, а затем спускаются по донскому шлюзовому каскаду по 4 таким же шлюзов на 44 метра до уровня Цимлянского водохранилища.

На проход по каналу суда в среднем затрачивают по 10–12 часов.

В комплексе с ВДСК, для создания судоходных условий на Дону, работает Цимлянский гидроузел, образовавший одноименное водохранилище полезным объемом 12,6 млрд. куб. м.

Полноценное функционирование ВДСК обеспечивает также межтеатровый маневр сил и кораблей ВМФ РФ и Береговой охраны Погранслужы ФСБ РФ , вывод в морские акватории боевых кораблей и вспомогательных судов военно-морского флота и береговой охраны, построенных на судостроительных предприятиях в континентальной части страны.

Как всегда, речному празднику открытия навигации предшествовала напряженная работа в межнавигационный период по ремонту и обслуживанию ГТС и технического флота.

Для обеспечения начала действия судоходной навигационной обстановки согласно установленным срокам в межнавигационный период выполнен ремонт плавучих навигационных знаков. В общей сложности по бассейну отремонтировано 120 знаков, приобретено светосигнальное оборудование в количестве 110 фонарей и специализированные источники питания для навигационных огней в количестве 1200 шт.

Силами судовых команд выполнен текущий ремонт 46 судов в условиях ремонтно-механических мастерских филиалов. Суда технического флота, планируемые к работам по облуживанию водного пути, сданы в эксплуатацию. В обеспечении навигации 2021 года участвует 1715 работников ФБУ и его подразделений.

Для улучшения технического состояния гидросооружений и повышения их уровня безопасности закончены работы по капитальному ремонту:

-двустворчатых ворот шлюза № 30 Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС;

-антикоррозионного покрытия металлоконструкций:

-левой створки нижних ремонтных ворот шлюза №1 Волжского РГСиС;

-рабочих затворов водопроводных галерей гидроузлов №№2,4,5 Волжского РГСиС;

-ремонтных ворот верхней головы основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Выполнены работы по строительному контролю за выполнением работ по объектам капитального ремонта.

Кроме того, были выполнены 24 мероприятия по текущему ремонту гидросооружений.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала в межнавигационный период 2020-2021 гг. выполнены работы по реконструкции:

-насосной станции № 33, в части демонтажа и подготовки к монтажу нового насосного агрегата № 2, также начаты общестроительные работы по реконструкции подстанции 110/10 кВ;

-дренажных систем и регуляторов бьефа гидроузлов №№ 2 и 5 в части устройства выходных оголовков и реконструкции открытых частей дренажных ванн;

- механического оборудования гидроузлов №№ 6,13, Николаевского гидроузла, Волгоградского гидроузла, в части установки задвижек для реконструкции шахт насосов осушения шлюзов №№ 6,13, а также производилось изготовление оборудования (металлоконструкции рабочих двустворчатых ворот нижней и верхней головы шлюза № 30 Волгоградского гидроузла) для последующей реконструкции ворот.

Уже в период навигации-2021 планируется выполнить следующие работы по реконструкции объектов ВДСК:

- работы по реконструкции дренажных систем и регуляторов бьефа гидроузлов №№ 2 и 5 с полным завершением работ и вводом объектов в эксплуатацию.

- работы по реконструкции насосной станции № 33 в части завершения монтажа и пуска насосного агрегата № 2, продолжение работ по реконструкции комплекса электрического, механического оборудования и гидротехнической части.

- работы по реконструкции механического оборудования гидроузлов №№ 6,13 в части завершения реконструкции насосов осушения камер шлюзов, и продолжение изготовления механического оборудования для последующей реконструкции.

- работы по реконструкции механического оборудования Волгоградского гидроузла в части снятия старых и установки новых створок рабочих двустворчатых ворот НГ и ВГ шлюза № 30.

Путейцы Волго-Дона понимают, что навигация-2021 не будет простой. Главный фактор для судоходства – достаток воды, к сожалению, пока не обнадеживает. По прогнозу Росгидромета , общий объём приточности в Цимлянское водохранилище, резервуар, из которого идет наполнение донской водой всей трассы ВДСК, в паводковый период составит от 4 до 6 км3, примерно 46% от нормы.

Волго-Донской судоходный канал, уникальное гидротехническое сооружение, ключевое звено Единой глубоководной системы, соединяющей порты Балтийского, Белого, Каспийского и Азово-Черноморского морских бассейнов.

На ВДСК протяженностью 101 км возведено 96 крупных гидротехнических сооружений, в том числе 13 шлюзов, три насосные станции, два аварийно-ремонтных заграждения, 22 канала, паромные переправы, 20 плотин и дамб и другие сооружения.

Соответственно рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон - 21 км, водораздельный бьеф, протяженностью 26 км и Донской склон – 54 км. Уровень Дона в районе Цимлянского водохранилища на 44 метра выше уровня Волги, с противоположного входа на ВДСК.

Канал - полностью накачной и наполняется водой из Цимлянского водохранилища на р.Дон с помощью 3 насосных станций. Вода подается в водораздельный бьеф и уже потом растекается по донскому склону и волжскому склонам. Насосными станциями ВДСК для обеспечения судоходства и передачи воды водопользователям в 2019 году перекачано почти 900 млн. м³ воды.

Водораздельный участок Волго-Донского канала расположен ближе к Волге и возвышается над её меженным уровнем на 88 м, а над уровнем Цимлянского водохранилища на 44 м.

На канале работают Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища общей площадью 84 кв. км.

Проектная пропускная способность канала 10,5 млн. тонн. При этом, около 90% грузов перевозится с Волги на Дон в сторону морского порта Ростов-на-Дону и далее на экспорт и только 10% в обратном направлении.

Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по волжскому каскаду, состоящему из 9 однокамерных однониточных шлюзов, на 88 метров, а затем спускаются по донскому шлюзовому каскаду по 4 таким же шлюзов на 44 метра до уровня Цимлянского водохранилища.
На проход по каналу суда в среднем затрачивают по 10–12 часов.

В комплексе с ВДСК, для создания судоходных условий на Дону, работает Цимлянский гидроузел, образовавший одноименное водохранилище полезным объемом 12,6 млрд. куб. м.

Полноценное функционирование ВДСК обеспечивает также межтеатровый маневр сил и кораблей ВМФ РФ и Береговой охраны Погранслужы ФСБ РФ , вывод в морские акватории боевых кораблей и вспомогательных судов военно-морского флота и береговой охраны, построенных на судостроительных предприятиях в континентальной части страны.

Продолжаю свои путевые заметки.
Волго-Донской канал имени В.И. Ленина (такое его полное название) соединяет Волгу с рекой Дон в том месте, где они максимально приближаются друг к другу. Волго-Донской канал является звеном Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, по нему из Азовского и Черного моря по рекам, каналам и озерам можно попасть в Каспийское, Балтийское и Белое моря. Общая протяжённость канала — 101 км. Канал был построен за небывало короткий срок – всего за 3,5 года.

01 (500x281, 25Kb)

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции).

IMG_0647 (700x525, 45Kb)


Огромная скульптура В.И. Ленина, который стоит, небрежно засунув одну руку в карман брюк, а взгляд вождя направлен на стремительные воды Волги. Этот монумент, общая высота которого составляет 57 метров, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как один из самых высоких монументов, посвященных реально жившему человеку.

IMG_0648 (700x525, 43Kb)



Наш теплоход "Урал" подошёл к первому шлюзу вечером 3 августа, поэтому фотографии получились тёмные.

На входе в шлюз № 1 построена парадная триумфальная арка высотой 40 метров, которая не только является украшением, но и выполняет важную роль - внутри ее расположен механизм управления первым шлюзом.
Мы проходили арку когда было совсем темно.

Жаркий день 4 сентября, наш теплоход идёт по Карповскому водохранилищу, его длина 15 км, площадь 42 км².

IMG_0265 (700x525, 26Kb)


Мы подходим к шлюзу № 13.

IMG_0275 (700x525, 45Kb)

IMG_0278 (700x525, 58Kb)

IMG_0285 (700x525, 75Kb)

IMG_0300 (700x525, 80Kb)


Стены арки и всех сооружений трассы облицованы так называемой каменной штукатуркой, изготовленной на белом цементе с добавлением мраморной крошки.

IMG_0306 (700x525, 65Kb)


Я перешла с носа теплохода "Урал" на корму.

IMG_0308 (700x525, 84Kb)


Мы проходим под триумфальной аркой.

IMG_0310 (700x525, 70Kb)


На барельефах главного фасада арки, обращенного к Дону, изображены воины Советской Армии - пехотинцы, конники и танкисты.

IMG_0616 (700x525, 68Kb)


Пройдя арку шлюза №13 Волго-Донского судоходного канала, наш теплоход входит в Дон. Но сначала нам предстоит увидеть не извилистый с близкими берегами Дон, а огромное Цимлянское водохранилище.

IMG_0320 (700x525, 55Kb)


Если в верховьях Цимлянского водохранилища берег еще довольно близко, то дальше водохранилище превращается в огромное море. Только вода, небо и далекий берег, да облака, которые отражаются в воде водохранилища.

IMG_0331 (700x525, 34Kb)


Цимлянское водохранилище, являющееся одним из крупнейших в России, максимальная его ширина – 38 км, а глубина – 30 метров.

IMG_0333 (700x525, 32Kb)

В конце Цимлянского водохранилища мы видим теряющиеся в дымке градирни Ростовской (Волгодонской) АЭС.

Вечером мы подошли к шлюзу №14, вход в шлюз закрывают молы (гидротехническое оградительное сооружение для защиты акватории порта от волнения, примыкающее одним концом к берегу.)


IMG_0357 (700x525, 54Kb)

15-й шлюз – один из самых красивых и величественных сооружений канала.

IMG_0599 (700x525, 54Kb)


На вершине его каменных 30-метровых башен, установлены статуи донских казаков на вздыбленных конях. Их взоры устремлены в сторону Дона. Автор – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Георгий Мотовилов.

IMG_0611 (700x525, 58Kb)

Здравствуй Дон - батюшка!

IMG_0582 (700x525, 53Kb)


Скульптура на Дону около 15 го шлюза.


31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона.
С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина.
Ну а я путешествовала по Волго-Донскому каналу в августе 2017 года.


Спасибо за ваши комментарии!


Волго-Донской судоходный канал является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России: через него флот попадает как с Волги, так и с Каспийского моря, на реку Дон, а затем в Азовское и Черное моря.

Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров.

Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе:
- 13 однокамерных шлюзов,
- три насосные станции,
- 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения,
- три плотины,
- 17 дамб,
- 11 лотков.

Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР.

Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13.

Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.


В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.

Навигация на Волго-Донском канале начинается в конце марта и заканчивается в начале декабря. 90% трафика судов приходится на грузовые перевозки.

Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет.

По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.


Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу.

Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м.

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но реализовать планы помешала Великая Отечественная война.

Работы по сооружению канала начались в 1948 году.
31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона.
27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина.

Автодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост между шлюзами №8 и №9
Железнодорожный мост между шлюзами №9 и №10
Ивановский автодорожный мост (между шлюзами №9 и №10)
Автодорожный мост между шлюзами №11 и №12
Железнодорожный мост между шлюзами №12 и №13

Паромная автомобильная переправа №312 (Береславка, между шлюзами №10-11)

Во́лго-Донско́й кана́л – судоходный водный путь на юге Европейской части России. Соединяет Каспийское море, Азовское и Чёрное моря. Главное транспортное значение канала – транзитные перевозки между бассейнами Волги и Дона. Полное название канала – Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина.

Идея соединения Каспийского, Чёрного и Азовского морей высказывалась очень давно. Как утверждают археологи, еще в VII в. до н.э. скифы, населявшие плодородные степи севернее Чёрного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел. О соединении Дона и Волги мечтали Александр Македонский и киевский князь Игорь. В середине XVI в. попытку соединения рек предприняли турки: в 1569 г. турецкий султан Селим II отправил вверх по Дону 22 тыс. своих солдат для строительства соединительного канала, но уже через месяц турки отказались от этой идеи, осознав колоссальный объём будущих работ.

В 1696 г. после взятия русскими войсками Азова Петр I решил прорыть канал, который связал бы Волгу с Доном. Канал было решено строить в самой узкой части водораздела между притоками Волги и Дона – Камышинкой и Иловлей. Работы начались уже в 1697 г., однако в 1701 г. были прекращены в связи с началом Северной войны. Примерно в эти же годы Петром I была предпринята еще одна попытка соединения рек Волги и верховьев Дона через реки Оку, Упу и Ивановское озеро, так называемый Ивановский канал. За 5 лет (1699–1704) были построены 23 шлюза размером 4310 м, соединительные каналы и другие сооружения. По Ивановскому каналу за 13 лет его эксплуатации (1707–1720) прошли около 300 судов. Но вскоре этим каналом перестали пользоваться из-за нехватки воды и неблагоприятных условий плавания по верховьям малых рек. К тому же в результате войны со Швецией Россия получила выход к Балтийскому морю, и на первый план вышла задача соединения Волги с Балтийским морем.

С конца XVIII и до начала XX вв. было разработано более 30 проектов и схем соединения Волги и Дона, в том числе проекты Крафта (1822–1832 г.), Шишова (1857), Гамалицкого (1877), Картмазова-Деволанта (1803), Демидова (1816), Загоскина (1826), Яниша (1835), Мажорова (1843), Леона Дрю (1887), Щербатова и Лыжина (1906) и других. Лучшим был определён вариант Волго-Донского соединения в районе Царицына. Но и тогда дальше проектов дело не пошло. Неоценимый вклад в дело изучения междуречья Волги и Дона и выбора трассы канала внёс русский гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1910–1912 гг. он разработал проект Волго-Донского канала, который может быть отнесён к числу лучших творений русской гидротехнической мысли. В соответствии с проектом глубина канала должна была составлять 3,2 м, ширина по дну 40,8 м, размеры шлюзов 10х32 м. По такому каналу могли проходить суда грузоподъёмностью 3500 т и размером 10015 м. Питание канала предусматривалось закачиванием воды из р. Дон.

Проектные работы по Волго-Донскому каналу были прерваны Великой Отечественной войной и возобновились сразу после Сталинградской битвы в 1943 г. К разработке проекта канала были привлечены свыше 40 проектных институтов и бюро, три десятка научных центров и лабораторий. Работами на трассе канала руководил выдающийся советский гидротехник С.Я. Жук, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломорско-Балтийский канал и Канал Москва – Волга.

Основные цели проекта – создание глубоководного транспортного судоходного пути между Волгой и Доном; обеспечение выхода к Чёрному морю; орошение земель Ростовской и Волгоградской областей; шлюзование Нижнего Дона для улучшения судоходства; попутная выработка гидроэлектроэнергии; развитие транспортной инфраструктуры на юге России, включая создание новых портов, причалов, речных вокзалов и жилых посёлков для обслуживающего персонала.

Питание канала осуществляется донской водой из Цимлянского водохранилища, которая с помощью трёх насосных станций подаётся на водораздельный бьеф, а далее по Волжскому склону идет самотёком в Волгу.

В соответствии с рельефом местности канал делится на три участка: Донской склон с четырьмя шлюзами, водораздельный бьеф между шлюзами № 9 и 10 и Волжский склон с девятью шлюзами. На канале созданы Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища общей площадью водного зеркала 84 км 2 .

Все 13 шлюзов имеют размер в плане 145х18 м при глубине на пороге 4,0 м. На канале могут эксплуатироваться суда водоизмещением до 5 тыс. т с недогрузкой на 30–40%, т.к. на отдельных участках гарантированные глубины не превышают 3,6 м.

Навигация в среднем длится 211 дней. Объём перевозок в среднем составляет 6–9 млн т грузов, в т.ч. 4,2 млн т нефтепродуктов.

На трассе канала установлено 26 памятников, представляющих собой архитектурно-историческую ценность.

Волго-Донской канал обеспечил соединение пяти европейских морей – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного, а также выход России на международные водные пути мирового значения. Существенно сократилось расстояние между портами этих морей по сравнению с ранее существовавшим путём через внешние моря вокруг Европы.

Читайте также: