Отдых подготовка к экзаменам

Обновлено: 15.09.2024

Экзамены… Какой чудесной была бы студенческая жизнь, если б их не существовало вообще. Но пока экзамены отменять никто не собирается, и всем студентам, хочется им этого или нет, приходится проходить эту весьма неприятную процедуру два раза в год, и от этого никуда не денешься.

Очевидно, что экзамен - огромный стресс для всего студенческого организма. Помимо того, что это большая психологическая нагрузка (страх, чувство тревоги, неуверенность в своих силах и знаниях), это еще и физическая нагрузка: недосыпание, недоедание в период сдачи экзаменов неизменно приводят к физическому истощению организма.

Так как стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую ситуацию необходимости принятия решения и осуществления действий, то для смягчения этого стресса первым делом нужно внести всю возможную определённость в свои действия. Такую определенность дает структурирование времени и пространства.

Для этого необходимо:

1) написать на отдельном листе бумаги точные даты, время, место проведения зачётов, консультаций, экзаменов с фамилиями преподавателей.

2) на основании составленного перечня этих стихийных бедствий (зачётов и экзаменов) составить подробное расписание на каждый день сессии. В план должны входить следующие пункты:

Прикрепите листок с планом на самом видном месте. Теперь, когда у вас есть глобальный план жизни на текущий месяц, поговорим об эффективных методиках подготовки экзаменационного материала.

Запоминание материала


Самая эффективная методика заключается в том, что все ответы на экзаменационные билеты предварительно несколько раз прочитываются, а затем на каждый вопрос составляется мини-конспект (или мини-план из 4-5 пунктов), который должен отражать последовательность изложения информации и включать в себя ключевые моменты данной темы, на которые следует обратить внимание.

После этого постарайтесь, опираясь только на этот план, мысленно выстроить свой ответ, воспроизвести ранее прочитанное. Если это не удается с первого раза, не огорчайтесь, постарайтесь понять в связи с чем возникло затруднение и, если это необходимо, внести в свой план необходимые дополнения. Попробуйте ещё раз - обязательно получится!

После подготовки по этой методике непосредственно на экзамене вам будет легче сосредоточиться и извлечь из памяти нужную информацию: на любой билет уже есть план, который непроизвольно всплывает в памяти. Это избавит вас от растерянности и поможет дать чёткий, последовательный ответ. В этой методике упор делается на два вида памяти: зрительную (образную) и моторную (двигательную), плюс включается ассоциативное запоминание. Можно дополнить описанную методику ещё одним простым, но эффективным приёмом. Суть его заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, рисуется в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги. Затем эти листы развешиваются по комнате: на стену перед рабочим столом, на зеркало, на дверь. Высота, на которой они крепятся, - уровень глаз или чуть выше этого уровня, чтобы листы постоянно попадались вам на глаза.

Буквально через несколько дней вы будете знать необходимую информацию наизусть. Весь секрет в том, что здесь срабатывает зрительная (образная) память, и запоминание происходит непроизвольно, как бы само собой, без каких бы то ни было усилий с вашей стороны.

И ещё один совет: исследования, проведённые психологами, показали, что процесс забывания имеет свои закономерности: через пол часа забывается 40% полученной новой информации, на следующий день - 34%, через неделю - 21%. Значит, с учётом этих особенностей человеческой памяти и надо планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам. Повторение материала должно идти по такому плану: первый раз сразу же после запоминания, второй - приблизительно через час, третий - через день, и, наконец, четвёртый раз - через неделю. При повторении материала обязательным является его проговаривание вслух, при этом срабатывают одновременно моторная (двигательная) и слуховая память, что обеспечивает лучшее запоминание. Если вы рассчитываете на долговременный результат, то повторять материал лучше перед сном, тогда утром вы будете помнить практически всё.

Психологическое состояние в период сессии

2 - Контроль голоса и жестов. По голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Кроме того, уверенный (но не наглый) вид поможет произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.

3 - Улыбка. Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3-4 минуты вы убедитесь, что страх отступает. Это очень эффективный приём, так как улыбаться и бояться одновременно человек не может.

4 - Дыхание. Ритмичное дыхание очень важно для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее, чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное - сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

5 - Доведение ситуации до абсурда. Если вам страшно, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Полязгайте зубами, пусть у вас стучат коленки, продемонстрируйте, как вы дрожите от страха. Увидите, вам самим станет смешно, а страх уйдет.

6 - Избегайте заражения тревогой и страхом. Если вы находитесь в группе, которой предстоит экзамен, обязательно найдётся человек (или несколько), который очень боится, говорит об этом вслух, рассказывает страшные истории о звере-преподавателе, буквально излучает энергию страха и создаёт вокруг себя поле ужаса. Не поддавайтесь!

Состояние паники очень заразно. Отойдите от этого человека подальше и уведите оттуда своих друзей. Если уйти некуда или нельзя, говорите о чём-нибудь своём, нейтральном, приятном. Постарайтесь изменить общий настрой группы.

На экзамене проверяются не только ваши знания по предмету, но и испытываются ваши человеческие качества: характер, умение владеть собой в чрезвычайной ситуации, ваша состоятельность как личности с определённой жизненной позицией, ваше умение мыслить и анализировать!


СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Московский государственный строительный университет


Составьте схему, которая поможет вам систематизировать материал: краткие заметки, формулы, идеи, выдержки из текста. Эта схема поможет вам разбить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план подготовки с минимальными затратами.

Cделайте краткий конспект, в котором изложите основные идеи курса и их взаимодействие. В него можно включить список идей, расположив их по степени значимости.
Небольшие художественные способности обеспечат вас наглядной схемой, которая поможет восстановить это в памяти.

Сделайте аудио-записи своих конспектов и фрагментов текста из учебников, и вы сможете учить материал на ходу.

Наличие записей даст вам возможность обучаться во время прогулок и отдыха вне учебного заведения.

Томский государственный университет

Международный университет управления

Готовимся к экзамену:

Одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания предметов, наличия текстов лекций, учебных пособий. Преподаватель может предложить вам как традиционные билеты, так и нетрадиционные формы сдачи экзамена письменный, проектный тестовый, проблемный и множество других.

Однако есть ряд правил, которые важно соблюдать при подготовке к любому экзамену:

  • необходимо знать программу курса и вопросы;
  • записывайте лекции самостоятельно и, по возможности, подробно;
  • своевременно устраняйте возникшие пробелы в знаниях;
  • распределяйте учебный материал для подготовки по дням, оставив один день для повторения и еще один для отдыха перед экзаменом;
  • выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания;
  • пользуйтесь дополнительной литературой;
  • составляйте вопросы для консультации к экзамену;
  • в вопросах выделяйте самое главное, составляйте план ответа на каждый из них.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ


(Вот сессия пришла внезапно…)

1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, - на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а, а с другой - во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

2. При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а, во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов -овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

3. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая - на мобилизацию организма.


Итак:

Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв)

Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна.

Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.

Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.


Щербатых Юрий Викторович - Доктор биологических наук, психофизиолог, член-корреспондент Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), профессор кафедры психологии Воронежского филиала Московского Гуманитарно-экономического института (МГЭИ).

В вашем учебном заведении

подготовка к экзаменам

Подготовка к экзаменам — очень ответственный момент. Он предполагает демонстрацию глубины знаний предмета каждого отдельного учащегося. Если нужен высший балл — придется серьезно подготовиться.

Процесс подготовки к экзаменам

Хорошо, если есть добротные конспекты. Хуже, когда их нет, или они написаны нечитабельным почерком. Тогда начинается штурм интернета и библиотек. Сложности начинаются, если в сети информации нет, а нужные книги, а их всегда мало, уже разобрали.

После того как ценой невероятных усилий сформирована база знаний, приступают к ее заучиванию. Тут помогут свежая голова и отличная память. Учить билеты приходится после занятий, на которых могут быть контрольные, срезы и тому подобное.

к экзаменам 1 - Качественная подготовка к экзаменам по всем предметам!

Подготовка к экзаменам - как оптимизировать процесс?

Мы сделаем так, что подготовка к экзаменам у Вас пойдет намного легче. При грамотной организации процесса это вполне реально! Мы подготовим подробные ответы на все билеты. Вам останется только выучить их. Только представьте, сколько свободного времени можно будет потратить непосредственно на запоминание материала, а не на рутинную работу!

Почему нужно обратиться именно к нам:

  • подбором информации займутся опытные специалисты в соответствующих дисциплинах;
  • мы сотрудничаем только с действующими преподавателями, аспирантами. Среди наших экспертов есть выпускники лучших вузов страны и даже доктора наук;
  • на каждый билет, на каждый вопрос будет дан подробный ответ;
  • система, предлагаемая нашими специалистами, успешно применяется уже более 8 лет;
  • тысячи студентов благодарны нам за помощь в подготовке к сессиям и к ГОСам.

Заявки мы принимаем онлайн на нашем сайте. При желании вы можете позвонить нам или посетить наш офис.

Подготовка к экзаменам - кому нужна такая помощь?

Мы помогаем тем, кто нуждается в таком виде поддержки как шпаргалки. Кто-то, читая их, лучше запоминает, кто-то просто чувствует себя увереннее, а кому-то этот материал просто необходим для использования на экзаменах. И только такая помощь способна спасти от отчисления тех, кто пропустил большую часть занятий из-за болезни или по семейным обстоятельствам.

Чтобы сделать шпаргалки, получив логичные и развернутые ответы на вопросы, печатают их мелким шрифтом в табличной форме. Напечатанные листы разрезают на несколько маленьких по линиям разметки таблицы. Также можно открыть текст с ответами в виде электронного документа на телефоне непосредственно во время экзамена.

Конечно, можно и самостоятельно подготовиться к сессии. Если лекции достаточно подробно записаны, если преподаватель успел дать весь материал, то это здорово! Можно спокойно готовиться по имеющимся конспектам. Если уровень нагрузки позволяет заняться самостоятельным поиском материала и его обработкой, можно использовать и эту возможность.

Чаще же студенту приходится делать непростой выбор и чем-то жертвовать. Разумнее высвободить время и энергию за счет передачи части своей работы профессионалам. Тогда можно будет достойно подготовиться ко всем зачетам и экзаменам!

  • работу;
  • подготовку к другим зачетам и экзаменам;
  • занятия спортом;
  • встречу с друзьями;
  • отдых.

Переутомление не только отрицательно сказывается на здоровье, но и на памяти: запоминать материал становится все сложнее, информация быстро забывается.

Ваши бонусы при обращению к нам

Наша компания очень трепетно относится к своей репутации: наши контакты студенты передают друг другу от курса к курсу как способ связаться с надежными исполнителями, которые действительно помогают. Мы стараемся оправдать оказанное доверие, потому предоставляем заказы в лучшем виде, в оговоренный срок и по демократичным ценам.

Делайте заказ заранее! Так у Вас будет больше времени на подготовку. Мы оказываем и экстренную помощь, подбирая весь необходимый материал в минимальный срок. В таком случае услуга обойдется дороже.

Наши преимущества:

  • билеты обрабатываются быстро и качественно;
  • все исполнители — преподаватели с большим педагогическим и научным опытом;
  • у нас есть специалисты по всем отраслям знаний;
  • мы держим минимальные цены.

Подготовка к экзаменам с нашими специалистами — это оптимизация процесса обучения, экономия времени и сил, возможность спокойно все выучить и достойно сдать сессию. Готовьтесь к экзаменам с умом и с нашей помощью!

Социально-психологическая служба школы

Ольга Каукина

Ольга Каукина запись закреплена

СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
Анкета + рекомендации

Плюсы стратегии Минусы стратегии

Сильные стороны подготовки марафонца:
учебная нагрузка распределяется равномерно на весь период подготовки, поэтому отсутствует переутомление; из-за основательной подготовки повышается уверенность в своих силах на экзамене; есть возможность уделить больше времени сложным темам;
легче определиться, какие темы, задания целесообразно изучить в первую очередь.

Слабые стороны подготовки марафонца: подготовка становится скучной; большой объем информации делает подготовку сложной; отсутствует спонтанность в работе; -отсутствует умение импровизировать, действовать в нестандартных условиях и ситуациях; возникает лень или переключаемость на другие важные дела.

Рекомендации подготовки для марафонца:

1. Составьте план подготовки к экзаменам с учетом всех пройденных тем, а не только заданий в пробных тестах.

2. Разбейте изучение тем по блокам в соответствии с заданиями ГИА. Каждый блок проходите постепенно, по мере освоения материала. Однако запланируйте, чтобы к концу учебного года у вас были изучены все блоки.

3. Регулярно контролируйте выполнение плана, вычеркивайте пройденные темы и задания. Так вы сможете видеть, насколько продвинулись к цели, и какой путь предстоит пройти. Если вы склонны к лени и то и дело сбиваетесь с марафонского пути, установите для себя штрафы и поощрения.

4. Заранее определите дни и время на подготовку. Например, три раза в неделю по два часа. Во-первых, это позволит вам придерживаться плана. Во-вторых, поможет избежать переутомления, которое вызывает отвращение к занятиям. И в-третьих, поможет сконцентрироваться, поскольку время будет ограниченно. Можно даже включить таймер: жесткие временные рамки заставят вас сразу приступить к изучению материала.

5. Если вам тяжело просидеть за подготовкой длительное время или вы часто отвлекаетесь, разбейте занятие на короткие интервалы. Например, по 15 минут и 5 минут – перерыв. Однако не забудьте установить таймер и на перерывы тоже.

6. Вместо зубрежки используйте методы анализа, синтеза, ассоциаций. Составляйте опорные схемы, ищите логические взаимосвязи.

7. Изучая новую тему, анализируйте пройденный материал. Опираясь на уже полученные знания, вы не только повторите их, но и лучше усвоите новое.

8. Скука – ваш главный враг. Включите в подготовку игровые моменты, отведите время на свои любимые занятия.

10. Помощь одноклассникам – также хороший метод подготовки к экзаменам. Во-первых, проговаривая материал, вы еще раз повторяете его. А во-вторых, объясняя сложную тему другому, вы лучше разберетесь в ней сами.

11. Ну и что еще вам останется перед экзаменом на последних метрах марафонской дистанции? Пробежаться взглядом по изученному материалу и освежить знания!

Если марафонец принимается готовиться к экзаменам с начала учебного года, а спринтер учит все в последнюю неделю, то стайер выбирает золотую середину и начинает готовиться примерно за месяц до сдачи. Учитывая, что времени не так уж и много, стайер будет делать упор только на непонятные ему темы и задания, в которых допускает ошибки. Он будет прибегать к помощи учителей, посещать консультации и дополнительные занятия по предмету, только если в чем-то не уверен. Стайер не склонен повторять пройденные темы, и будет возвращаться к ним только в том случае, если сделает ошибку на пробном тесте.

Плюсы стратегии Минусы стратегии

Сильные стороны подготовки стайера:
ограничения по времени дают стимул к более интенсивному изучению материала; материал изучается выборочно, что дает возможность ставить конкретные задачи и выполнять их; отсутствие четкого плана дает возможность изменять способы подготовки с учетом выявленных проблем.

Слабые стороны подготовки стайера:
может не хватить времени, чтобы изучить все проблемные вопросы; в процессе подготовки может выявиться больше пробелов, чем предполагалось; отсутствует повторение изученного ранее; отсутствует время, чтобы глубже изучить материал.

Рекомендации подготовки для стайера:

1. Составьте план, равномерно распределив нагрузку по времени. Два дня оставьте на форс-мажоры. Если все будет по плану, посвятите их повторению.

2. Проанализируйте задания тренировочных тестов, выделите непонятные, сложные темы и вопросы, в которых чаще всего допускаете ошибки. Исходя из этого, распределите время на подготовку.

3. Проверьте, есть ли у вас необходимые материалы для подготовки. Определите, чего именно не хватает. Выделите эти темы как проблемные и в качестве приоритета поставьте в план поиск нужной информации.

4. Если пробелов в знаниях слишком много, возможно, есть смысл обратиться за помощью к репетитору.

5. Приступая к изучению материала, постарайтесь максимально использовать полученные знания. Включайте память. Не пытайтесь вызубрить материал, проанализируйте его вдумчиво. Да, времени не так уж много, но все-таки у вас не одна ночь перед экзаменом, так что старайтесь вникать в материал. Применяйте метод ассоциаций, составляйте схемы и т. п.

6. Не зацикливайтесь на одном вопросе. В первые дни подготовки, кажется, что впереди еще много времени, и возникает соблазн полдня изучать одну тему. Поэтому составьте план хотя бы на ближайшую неделю. А чтобы из него не выбиваться, используйте таймер. Он помогает сконцентрироваться, а это именно то, что вам сейчас нужно.

7. Попросите семью не мешать вам. Уберите посторонние предметы: телефон, ноутбук, телевизор, которые способны отвлечь вас.

8. Учитывайте свои личные биоритмы. Ваши запасы энергии не бесконечны, а времени не так уж много. Когда ваша умственная работоспособность на пике, изучайте самые сложные темы, требующие внимания и сосредоточенности. Периоды энергетического спада лучше посвятить повторению и легким темам.

10. Не беритесь изучать сразу несколько тем. Стайеру, в отличие от марафонца, нужно освоить материал за весьма ограниченное время, поэтому, гораздо лучше, если вы будете полностью погружаться в изучение конкретного вопроса. А распыляясь на разные дела, вы снижаете свою эффективность.

11. Несмотря на напряженную учебу, выделяйте один-два часа в день на спорт и прогулки. Такой отдых во время интенсивной подготовки к экзамену разгружает мозг и переключает на другой режим деятельности. А телефон, компьютер, интернет, телевизор и тому подобные вещи старайтесь использовать как можно реже, так как эти устройства требуют обработки информации, а значит – подключения интеллектуальных резервов. Помните, что мозгу тоже нужно расслабляться.

12. Не торопитесь, идите к цели равномерно, старайтесь не перетруждаться. Обязательно спите по 7–9 часов, так как недосып грозит потерей концентрации и снижением интеллектуальных навыков.

Спринтерская стратегия предполагает быструю подготовку к экзамену. Почти весь год спринтер учится с прохладцей и берется за ум только за 7–10 дней до экзамена.

Плюсы стратегии Минусы стратегии

Сильные стороны подготовки стайера:
не нужно специально работать над мотивацией, как марафонцу или стайеру, чтобы начать готовиться к экзаменам; изучение материала в короткие сроки дает возможность прийти на экзамен со свежими знаниями; позволяет максимально сконцентрироваться на подготовке к экзамену, не обращая внимания на отвлекающие раздражители, и задействовать все возможные ресурсы организма.

Слабые стороны подготовки стайера:
дополнительный стресс; невозможность выучить весь материал в короткие сроки; нет времени обратиться за помощью к репетитору; имеется вероятность заработать переутомление; отсутствует время, чтобы глубже изучить материал и выделить волнующие вопросы; нет времени на то, чтобы переосмыслить содержание материала

Рекомендации подготовки для спринтера:

1. Подготовьтесь к спринтерскому забегу качественным и полноценным сном. Не забывайте о том, что именно сон – ваш главный помощник в закреплении информации в долгосрочной памяти. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днем, а ночью выспаться и таким образом закрепить изученное.

2. Если же вы все-таки намерены готовиться к экзаменам и по ночам, то выделите себе 1,5 или 3 часа утреннего сна. Это поможет активизировать усвоение информации. Почему именно 1,5 или 3 часа? Потому что для человека характерен 1,5-часовой цикл сна. Так вам будет легче проснуться и мозг получит более качественный отдых.

3. Во время спринтерской подготовки к экзамену ешьте орехи – это лучшая дозаправка для мозга. В качестве перекуса подойдет бутерброд из цельнозернового хлеба, меда и орехов, бутерброд с лососем и авокадо, а также бутерброды с сыром, медом и грушей или виноградом. Обязательно начинайте день с полезного энергетического завтрака. Это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективнее. Обед и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе будет клонить в сон.

4. Отдыхайте! Нужно давать себе немного отдохнуть, даже если у вас на подготовку очень мало времени. В течение каждого часа выделяйте 5–10 минут на отдых.

5. Готовьтесь в спокойной обстановке, по максимуму исключите внешние раздражители. Не заходите в социальные сети, а еще лучше выключите телефон.

6. Определитесь, какие вопросы будете учить первыми. Выбирайте с учетом обстоятельств. Если вы в целом неплохо писали тренировочные работы, но допускали ошибки в одних и тех же заданиях, то вам следует сконцентрироваться на изучении именно этих тем. Если же вы допускали ошибки в большинстве заданий теста, то начинайте учить те вопросы, о которых вы уже имеете какое-то представление, и на изучение которых потребуется меньше времени. Самые сложные вопросы лучше оставить на потом, но при этом обязательно выделив для них достаточно времени. Главное – быть последовательным, а не прыгать с темы на тему.

7. Оцените свои возможности и время на подготовку. Если чувствуете, что не успеете выучить все темы, то отрабатывайте только те задания, которые позволят вам перейти минимальный порог.

8. Конкретизируйте изучение каждого вопроса. Поскольку досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся, очень важно, чтобы вся изучаемая информация была изложена кратко и структурировано.

9. Не зацикливайтесь на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2–3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует вас.

10. Ваша задача – понять, а не запоминать. Находите логические взаимосвязи между блоками информации. Структурируйте и упрощайте!

11. Используйте мнемотехники, чтобы запомнить точную информацию: даты, формулы, правила, определения.

12. При изучении материала делайте упор на свой вид памяти: зрительную, слуховую или кинетическую.

13. Вооружитесь ручкой. Мелкая моторика активизирует работу мозга, включая процессы запоминания. В процессе изучения материала пишите формулы, даты, стройте схемы, хронологические линии и др.

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов, чтобы оценить свою деятельность в процессе подготовки к экзамену. Прочитайте вопрос и выберите один вариант ответа.

1. Когда, по твоему мнению, нужно начинать готовиться к экзаменам?

а) к экзаменам нужно начинать готовиться с начала учебного года

б) к экзаменам можно подготовиться за один-два месяца до сдачи

в) можно подготовиться и за одну неделю

2. Планируешь ли ты свою подготовку к экзаменам?

а) составляю план подготовки к экзаменам наперед (расписываю каждый день подготовок, количество тем и время на их изучение)

б) составляю план в процессе подготовки к экзаменам на текущий день или неделю

в) вообще не составляю плана подготовки

3. Насколько ты стараешься придерживаться своего плана подготовки к экзаменам?

а) четко следую составленному плану в процессе подготовки

б) стараюсь придерживаться плана, но не всегда это удается

в) не получается придерживаться плана или считаю, что план не нужен

4. Как ты распределяешь нагрузку в процессе подготовки к экзаменам?

а) равномерно распределяю нагрузку на все дни подготовки, последний день оставляю для повторения

б) основную часть вопросов изучаю в первые дни, остальное по мере возможности

в) откладываю на потом, основную часть вопросов повторяю в последний день

5. Как ты готовишься к экзаменам?

а) я начинаю подготовку сразу, не откладывая на потом, я люблю все делать, не спеша и готовлюсь к экзаменам практически каждый день понемногу

б) я оставляю подготовку к экзаменам на весну, зато в назначенный день сажусь за занятия и изучаю материал вплоть до самого экзамена

в) обычно я готовлюсь непосредственно перед самим экзаменом, я люблю, когда работа кипит, мне проще сесть и выучить материал за неделю, чем растягивать его на несколько месяцев

6. Как ты изучаешь материал?

а) решаю задачи, выполняю задания пробных тестов, пишу сочинения, готовлю конспекты по всем пройденным темам

б) основной упор делаю на непонятные темы и задания, в которых допускаю ошибки, периодически повторяю остальной материал

в) выполняю только те задания, которые позволят мне набрать нужное количество баллов

7. Проводишь ли ты работу над ошибками по итогам пробных тестов и диагностических работ?

а) всегда анализирую результаты своих пробных тестов, даже если они написаны хорошо

б) провожу анализ только тех заданий, в которых допустил(а) ошибку

в) не провожу работу над ошибками или делаю ее по настроению

8. Посещаешь ли ты дополнительные занятия, консультации по подготовке к экзаменам?

а) считаю, что дополнительные занятия очень важны в подготовке к экзаменам, и никогда не пропускаю их

б) посещаю только те занятия, на которых идет разбор непонятных мне тем и заданий

в) посещаю дополнительные занятия и консультации в зависимости от настроения

9. В процессе подготовки возвращаешься ли ты к уже пройденным темам, чтобы проверить себя еще раз?

а) возвращаюсь к пройденным темам, выявляю все пробелы и сильные стороны подготовки

б) анализирую только те темы и задания, на которых провалил(а) пробный тест

в) вообще не возвращаюсь к пройденным темам

10. Как бы ты оценил (а) свои силы, если бы тебе пришлось сдавать экзамен?

а) уверенно выполняю все тесты, поскольку я привык (ла) готовиться к экзаменам основательно

б) смогу ответить правильно только на те вопросы, которые готовил(а)

в) в основном рассчитываю на везение

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Период завершения обучения в школе представляет особую трудность для наших выпускников, потому что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько ребята готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

В экзаменационную пору психологическое напряжение – абсолютно нормальная реакция организма.

Лёгкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Советы выпускникам.

ЕГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, через которые еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приёмы.

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряжённое, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Активность вашего внимания и умственной деятельности могут повыситься, например, при наличии приятных запахов лимона и лаванды или негромких фоновых звуков. Умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба.

- сделать паузу в работе;

- выйти из комнаты, подвигаться, сделать несколько физических упражнений;

- опустить ладони своих рук в холодную воду на 2-3 минуты;

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Рекомендации при подготовке к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает её и ведёт себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

При подготовке к ЕГЭ рекомендуем:

  • сначала подготовьте место для занятий (уберите лишние вещи, можно ввести в интерьер комнат жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность);
  • составьте план занятий на каждый день;
  • активно работайте с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйтесь следующими методами:
  • - отмечайте главное карандашом;
  • - делайте заметки;
  • - повторяйте текст вслух;
  • - обсуждайте возникшие вопросы с одноклассниками.
  • для оптимального размещения информации в памяти пользуйтесь методом опорных слов и методом ассоциаций.
  • позанимавшись около часа, сделайте короткий перерыв.
  • если вас начинает клонить в сон настолько сильно, что вы не можете сосредоточиться, то лучше ложитесь спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспите, затем продолжайте занятия.

Накануне экзамена.

  • верьте в свои силы, возможности, способности. Настраивайтесь на ситуацию успеха.
  • для того чтобы не охватило экзаменационное волнение, рекомендуется представить себе обстановку ЕГЭ и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, вы можете стать менее чувствительными и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.
  • в последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестаньте готовиться. Совершите прогулку, примите душ и хорошо выспитесь, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.

Во время экзамена.

Удачи тебе!

  1. Ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
  2. Ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.
  3. Сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение всё же лучше, чем полная бездеятельность.

Поведение родителей

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные. И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребёнка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

Рекомендации родителям

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнять несколько советов.

  1. Не тревожьтесь сами!Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  1. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Виржиния Сатир (американский психолог) выявила, что для хорошего самочувствия, и даже просто для жизненного выживания ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день!

Не стесняйтесь – обнимайтесь! Гладьте по голове ваше чадо, хорошо бы ещё лёгкий массаж предплечья!

- пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть какого типа задания в нём содержаться, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

- если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

  1. Не критикуйте ребёнка после экзамена.

ПОМНИТЕ: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка и помочь ему организовать самого себя.

Родители не могут ВМЕСТО ребёнка сдать экзамены, но они могут быть ВМЕСТЕ с ребёнком во время его подготовки к экзамену.

Читайте также: