Отдых посадского населения в 17 веке

Обновлено: 19.09.2024

В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.


Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.


Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

Высшим разрядом купечества были гости. Это звание жаловали купцам за особые заслуги. Оно давало им ряд привилегий: освобожда­ло от суда местных органов и подчиняло царскому суду, от общинных податей и повинностей, предоставляло право владения вотчинами и поместьями. Гости имели право вести зарубежную торговлю и выез­жать за рубеж. Пожалованные в гости купцы, как правило, служили в финансовых органах, заведовали таможнями, монетным двором, зани­мались оценкой и распределением казны, предоставляли государям займы и пр. За оскорбление гостя взыскивался наивысший штраф - 50 рублей. Число их было невелико, в конце XVII в., по свидетельству Г. Котошихина, не более 30.

Основная масса купечества была объединена в сотни. Особой из­вестностью пользовалась гостинная и суконная сотня, члены которой фигурируют в источниках уже в XIV-XV вв. Владея почти такими же правами, как и гости, они были лишены права на вотчины. За бес­честье купца суконной сотни полагалось 20 рублей штрафа.

Городское население, занимавшееся ремеслом и мелкой торговлей, жило на посаде (на улицах и в слободах, чаще всего объединявших спе­циалистов одной профессии - гончаров, сапожников, бронников, зо­лотых дел мастеров и т.д.). Здесь существовали свои ремесленные орга­низации наподобие западных цехов. Люди черных сотен и слобод де­лились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности. За бесчестье рядовых посадских тяглецов устанав­ливался штраф в 1 рубль, средних посадских - 5 рублей.

Таким образом, в городах был введен специфический вариант кре­постного права. Это был шаг, который на столетия обрек русский го­род на отсталость. В отличие от Запада, город не стал местом развития свободного предпринимательства и конкуренции, местом, свободным от крепостной зависимости.

Всего в теме 23688 презентаций

Сословие средневековой (феодальной) России, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность - общинная. Тягло и повинности распределялись общиной. Тягло платилось с количества дворов, а не с численности людей. В случае выхода человека из посада община должна была продолжать платить за него тягло.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками. До середины XVII века в городах существовали так называемые белые слободы.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью. В 1649 году посадским людям запретили продавать и закладывать свои дворы, амбары, погреба и т. д.

По имущественному признаку (как и все сословия Московского государства) посадское население делилось на людей лучших, середних и молодших.

Земля под посадами принадлежала общине, но не частным лицам. Челобитные подавались от имени всей общины. Обида, нанесённая посадскому человеку, считалась обидой всей общины.

Посадские люди делились на сотни и десятки. За порядком наблюдали избираемые сотские, пятидесятские и десятские. При Иване Грозном посады имели свои выборные управления и суд. В XVII веке эта система была заменена земскими избами. В земской избе сидели: земский староста, ларёчный целовальник и земские целовальники. Земские старосты и целовальники избирались на 1 год - с 1 сентября. В некоторых городах кроме земских старост были ещё и излюбленные судьи. Излюбленные судьи разбирали имущественные дела между посадскими людьми, кроме уголовных дел.

Для сбора тоговых доходов избирали таможенных голов и целовальников. Иногда таможенных голов назначали из Москвы.

После смутного времени посадские общины начали разрушаться. Посадские люди начали записываться в крестьяне или холопов. Гулящие люди начали открывать в посадах лавки, амбары, погреба, не уплачивая тягла. С 1649 года от всех живущих в посаде (даже временно) требовалось записываться в тягло. Все, сбежавшие из посадов, должны были вернуться в свой посад.

С конца XVIII века посадские люди начали называться мещанами, хотя иногда употреблялось название посадские.

Память о сословии сохраняется в топонимике некоторых городов России, где оно увековечено в названиях улиц: 1-я и 2-я Посадские улицы в Орле, Посадская улица в Екатеринбурге, Большая Посадская в Санкт-Петербурге.

· Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. Вь Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862 стр. 146 - 153

Господствующее сословие — феодалы. Прежде всего это бояре, имевшие свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке по мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства, которое постепенно превращалось в новое сословие.

В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому (крепостное право).

К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, 10% — боярам, 15% — церкви и около 60% — дворянам.

2. Крестьяне.

Положение крестьян в XVII веке значительно ухудшилось. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые — это собственность феодалов. Их можно было продать, обменять, подарить. Вторые владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности.

Крестьяне работали на феодалов на барщине (2—4 дня в неделю), платили натуральный и денежный оброк. Изменилась система налогообложения. Вместо поземельной подати была введена подворная.

К концу века холопы из полурабов становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т.д.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2 га земли. Зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров, становились предпринимателями, купцами, торговцами.

сословный строй россии 17 век

3. Городское население.

В XVII веке росла численность городского населения. В новых городах вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. В них процветали ремесла и торговля.

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное время промышляли торговлей и ремеслом.

Начинает применяться наемный труд, но пока еще в небольших размерах.

4. Духовенство.

К концу XVII века численность российского духовенства увеличилась (в 15000 церквях 110 тысяч человек). Сложилась новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси.

В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод.

5. Казачество.

Новым для России сословием стало казачество, военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.

Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, скотоводство и земледелие. Основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.

Сословия в России 17 век

2. Базилевич К. В. Коллективные челобитья торговых людей и борьба за русский рынок в первой половине XVII в. // Известия АН СССР. Сер. 7. Отд. обществ. наук. 1932. № 2. С. 91-123.

3. Высоцкий Д. А. Коллективные дворянские челобитные XVII в. как историче­ский источник // Вспомогательные исторические дисциплины: [сб.]. Т. XIX. Л.: Наука, 1987. С. 125-138.

4. Глазьев В. Н. Коллективные челобитные как средство взаимодействия общества и власти во второй половине XVII в. (по материалам южных уездов России) // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. 2015. Вып. 4. С. 316-321.

5. Смирнов П. П. Новое челобитье московских торговых людей о высылке иноземцев (из общественных настроений горожан XVII в.). Киев: Тип. Т. Г. Мейнандера, 1912. 24 с.

8. Челобитная Дмитровцев посадских людей об увольнении от них воеводы Н. Ти-личеева за его притеснения их, 1655 г. // Акты Московского государства, изданные Императорской Академией Наук: в 3 т. Т. 2: Разрядный Приказ: Московский стол: 1635-1659 / под ред. Н. А. Попова. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1894. С. 425. № 695.

9. Челобитная Московских и всех городов торговых людей об изгнании инозем­ных купцов, кроме англичан, 1627 г. // Смирнов П. П. Новое челобитье Московских торговых людей о высылке иноземцев (из общественных настроений горожан XVII в.). Киев: Тип. Т. Г. Мейнандера, 1912. С. 17-24.

10. Челобитная посадских людей г. Серпухова о невзимании с них подвод для го­сударевых скорых гонцов // Акты Московского государства, изданные Императорской Академией Наук: в 3 т. Т. 3: Разрядный Приказ: Московский стол: 1660-1664 / под ред. Д. Я. Самоквасова. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1901. С. 117. № 124.

11. Челобитная посадских людей Рузы об освобождении их от сторожи Съезжей избы, не сданной воеводой Ушаковым губному старосте Второво, 1660г. // Акты Московского государства, изданные Императорской Академией Наук: в 3 т. Т. 3: Раз­рядный Приказ: Московский стол: 1660-1664 / под ред. Д. Я. Самоквасова. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1901. С. 190-191. № 210.

12. Челобитная торговых людей разных городов о притеснениях иноземцев, живу­щих в Русских городах по торговым делам, 1646 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук / доп. и изд. Высочайше учрежденною коммиссиею. Т. 4: 1645-1700. СПб.: Тип. 2 отд-ния Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. С. 14-23. № 13.

13. Челобитная шуян царю Михаилу Федоровичу на владимирского сына боярского Евсевия Погаркова, причинившего им обиды ложными исками и насильным постоем, 1639/40 г. // Бутрин Е. С. Посадская община города Шуи в XVII в.: социально-поли­тическая эволюция: дис. . канд. ист. наук. Иваново: ИГУ, 2016. С. 226-227.

14. Челобитная вяземских посадских людей о невзимании с них даточных людей за раззорением от больших работ, служб и тягла, 1661 г. // Акты Московского госу­дарства, изданные Императорской Академией Наук: в 3 т. Т. 3: Разрядный Приказ: Московский стол: 1660-1664 / под ред. Д. Я. Самоквасова. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1901. С. 291. № 295.

18. в 3 т. Т. 2: Разрядный Приказ: Московский стол: 1635-1659 / под ред. Н. А. Попова. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1894. С. 109. № 169.

Семнадцатый век занимает особенное место в русской истории. Это последнее столетие патриархального русского государства, пропитанное духом старины и традиций. Конечно, уже после Смутного времени начинается процесс движения страны к абсолютизму, появляется много новшеств почти во всех сферах жизни общества и государства, за которыми уже виднелась фигура грозного преобразователя – Петра.

Отсюда изучение семьи имеет важность, выходящую далеко за пределы бытовой сферы. Это, прежде всего, изучение самого общества, его основ и особенностей.

Документов, в которых косвенно отразилась русская патриархальная семья в XVII в., довольно много. Большой пласт архивных источников, который касается царской семьи, сохранился в РГАДА.2 Однако большей частью эти документы известны исследователям, поскольку их часто используют в исторических работах. В данной статье нам бы хотелось подойти к выбранной теме с иной стороны, а именно: заглянуть в провинцию. Что представляла собой русская семья в провинции? На это вопрос мы бы и хотели ответить. Для этого считаем возможным использовать богатый архивный материал по отдельно взятому уезду. Поскольку автору пришлось посвятить свою научную деятельность изучению Елецкого уезда больше, чем изучению других регионов, то остановимся на нем.

Древний Елец был уничтожен татарами в 1414 г. Город был построен заново в 1593 г. Елецкий уезд занял обширное пространство Верхнего Дона, расположившись между Воронежским и Тульским регионами. Елецкий уезд был крупнейшим по численности населения и территории на Верхнем Дону в первой половине XVII в. Только в Ельце, Курске и Воронеже существовали крупные посады и торгово-ремесленное население. Елец также был важнейшим оборонительным пунктом на юге России в XVI-XVII вв. Наконец, богатый архивный материал по Елецкому уезду позволил нам создать четкое, целостное представление о русской патриархальной семье того времени.

Человек без семьи в XVII в. был почти невозможен. В то время человек, живущий без нормальной семьи, выглядел в глазах современников так же необычно и сочувственно, как если б он не имел рук или ног.

Отношения между мужчиной и женщиной в семье строились в большинстве случаев в пользу мужчины. Но были случаи, когда женщина могла играть в семье большую роль, что можно объяснить особенностями характеров супругов.

В 1617 г. от елецкого помещика Дениса Сухитина бежали две крестьянские семьи к соседнему помещику Семену Маняхину. Началась тяжба, по итогам которой в 1621 г. всех крестьян Сухинин вернул. Но почему-то он не отдал молодую крестьянку Анну. Этого сразу не обнаружил Сухитин. Только в 1623 г. он начал добиваться возвращения крестьянки. В челобитной в Москву по этому делу он обращал внимание на то, что Анна замужем за крестьянином соседнего села, и что у нее есть семилетняя дочь, которая живет с отцом. Однако Маняхин крестьянку отдавать не желал. Интересно, что семья Анны - муж, отец и мать - вообще не требовали возвращения ее от помещика. Во всяком случае, документов, подтверждающих это, нет, о них ни слова не говорит и Сухитин в своей челобитной14. Сведений о том, чтобы сама Анна пыталась вернуться обратно, тоже не имеется.

Было бы ошибкой недооценивать роль женщины в патриархальной семье. В силу физического превосходства мужчина имел больше власти, но роль женщины не уменьшалась в этих случаях, а скорее становилась не столь заметной. Рассмотрим случаи, где женщина проявляла большое мужество и жизненную стойкость.

Весной 1628 г. атаман разбойников Демьян Разоритель бежал из елецкой тюрьмы. Елецкие воеводы сообщили в Москву об этом происшествии и 10 июня получили наказ провести следствие по этому делу. Были арестованы служащие тюрьмы, сторожа и родственники Демьяна Разорителя. Арестантов посадили в тюрьму и допрашивали в порядке следствия.

Первым и единственным родственником оказалась жена Демьяна, имя которой ни разу не было названо в документах. Тесть скончался накануне, после драки в своей деревне. Жена была также арестована и посажена в тюрьму. На допросе жена ничего не рассказывала, хоть ее и подвергали пыткам. Однако работники тюрьмы в ходе допросов сообщили, что за плату сторож отпускал Демьяна Разорителя на ночь к жене. За регулярные прогулки к жене атаман платил сторожу по 2 алтына15.

В поместье у Анны Хрущевой проживали десять крестьян и четверо бобылей в своих дворах. Размер ее земель - 255 четвертей земли и сенокос 200 копен. Анна обладала большими хозяйственными способностями. Она значительно увеличила свои владения за счет расширения села Борисоглебского, которое полностью принадлежало ей. В 1646 г. Анна Хрущева – одна из крупнейших землевладелиц Елецкого уезда17. На ее земле проживали сто шестнадцать крестьян и бобыль, притом, что 60 % местных помещиков вообще не имели крестьян18.

В местнических спорах и даже в земельных делах учитывался авторитет клана, семьи, рода. Первое место тут играли мужчины: деды, отцы, дядья, братья. Ярким примером этого являются дворянские роды, сумевшие войти в местную элиту и пробиться на службу в Москву. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на судьбу елецких дворян Бехтеевых, Хрущевых и Лазаревых. Только благодаря тому, что все они на протяжении двух-трех поколений дружно рвались к власти и увеличивали свои земельные богатства, их представители попали в окружение царя Алексея Михайловича, царевны Софьи и Петра I26.

Семейная сплоченность имела не только практические цели. Для уважаемого человека семья - часть его жизни, предмет гордости и заботы. Яркий пример этому - посадский человек Прокофий Федорович Орлянкин. Прокофий начал карьеру примерно в 1618 г., тогда ему было лет пятнадцать-шестнадцать. Он служил целовальником при елецкой таможне. Его задачей было аккуратно вести таможенные книги. Скоро он скопил денег и завел в Ельце торговую лавку. Примерно тогда он и обзавелся семьей. В 1626 г. Орлянкин продал лавку и занялся более крупной торговлей.

Мы привели достаточно фактов из жизни людей XVII в., чтобы понять, что представляла собой семья в то время. Прежде всего, бросается в глаза семейная сплоченность. Тут за традицией скрывается практический интерес: семья, род, клан помогали выстоять в сложное и нестабильное время, каким и было по преимуществу наше прошлое. В те годы почти не было проявлений индивидуальности, личности, поскольку сама жизнь не позволяла таким явлениям распространяться. Особенности исторического развития, традиции православия, климатические условия – все это способствовало развитию прочных семейных отношений. В результате даже сознание средневекового человека было семейным, родовым. Это психологическая особенность осталась и в дальнейшем. Для русской девушки XVIII-XIX вв. главное событие в жизни – брак. Бо́льшая часть богатого народного фольклора так или иначе связана с браком. Песни, гадания, поверья в народной женской среде всегда имеют целью удачный брак. Девушка, не вышедшая замуж в нужное время, могла стать изгоем и в XIX в. Об этом ярко свидетельствует этнография. Можно указать на богатый этнографический материал, который хранится в Государственном архиве Орловской области. 90 % этого материала середины XIX в. так или иначе связано с темой брака и семьи29.

1 Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. - СПб., 2005. - С. 432.

2 Нехватко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа XVII века. - М., 2001; РГАДА. - Ф. 142. - Оп. 1.

3 РГАДА. - Ф. 210. - Оп. 4. - Д. 87. - Л. 290 – 292об.

4 Там же. - Белг. ст. стлб. 2. - Л. 41 – 43.

5 Там же. - 1659. Белгородский стол. - Ст. 433. - Л. 77.

7 Там же. - Разрядные вязки. - Д. 2. - Ч. 2. - № 2. - Л. 36об.

8 Там же. - Л. 25, 25об.

9 Там же. - Ф. 141. - Д. 1. - Л. 159.

10 Там же. - Ф. 1209. - Д. 136. - Л. 357.

11 Там же. - Ф. 210. - Оп. 4. - Д. 87. - Л. 48.

12 Там же. - Д. 88. - Л. 97.

13 Ляпин Д. А. Генеалогия дворян Бехтеевых по документам XVII в. // Единство гуманитарного знания: новый синтез: Материалы XIX научной конференции РГГУ. - М., 2007. - С. 201-204.

14 РГАДА. - Ф. 210. - Оп. 19. - Д. 9. - Ч. 1. - Л. 287-288.

15 Там же. - Ст. Приказного стола. - Д. 31. - Л. 462-472.

16 Там же. - Ф. 1209. - Д. 132. 1628/30. - Л. 887.

17 Там же. - Д. 135. - Л. 177-177об.

18 Ляпин Д. А. Социальная дифференциация детей боярских Юга России в XVII в. // Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Воронеж, 2006. - Вып. 2. (Часть 2). - С. 273-284.

19 Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. - М., 2005. - С. 546.

20 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., 1987. - С. 77.

21 РГАДА. - Ф. 210. - Разрядные вязки. - Д. 2. - Ч. 2. - № 2. - Л. 20-22.

22 Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. // Российское законодательство X-XX веков. - М., 1985. - Т. 3. - С. 168.

23 Там же. - С. 165.

24 РГАДА. - Ф. 210. 1659. - Белгородский стол. - Ст. 433. - Л. 19.

25 Глазьев В. Н. Власть и общество на Юге России в XVII в. - Воронеж, 2001. - С. 190.

26 См.: Ляпин Д. А. Генеалогия дворянских родов Елецкого уезда по документам XVII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Классическое наследие и новые направления: Материалы XVIII научной конференции РГГУ. - М., 2006. - С. 273-276.

Читайте также: