Отдых после охоты картина

Обновлено: 18.09.2024

Следы охотника

Мы видим рослого человека в болотных сапогах с ружьем. Так он одевался, когда выезжал на охоту. Охотником Тургенев был страстным с самого детства. Мальчиком ловил сеткой перепелов, дроздов, коростелей. Позже весной и осенью стрелял вальдшнепов, тетеревов и уток, во Франции охотился на куропаток и фазанов.

На родине - в поле и на болотах - ходил пешком либо ездил в возке с домашними припасами. На охоте случалось мокнуть, ночевать где придется, сидеть со случайными людьми у костра. Всё это было частью охоты, и Тургенев до тех пор, пока ноги носили, охотился.

В нашей литературе было несколько знаменитых писателей, которые не могли жить без ружья или удочки. Тургенев встречался с Аксаковым, был очарован первым русским натуралистом. Оба были страстными охотниками. Тургенев очень ценил дар старшего друга и как литератора. Аксаков очень ценил "Записки охотника", как все современники считал: русского даровитого мужика первым увидел Тургенев. Некрасов и Тургенев были мастерами не только в литературе, но и в охотничьей страсти. "Опять я в деревне, хожу на охоту…" - писал Некрасов. "Пишется хорошо, живя только в русской деревне. Там и воздух как будто "полон мыслей", - писал другу Тургенев.

Кого еще надо вспомнить? Пришвина и Шолохова. Один в литературу "вошел с двустволкой" и до последнего дня жизни радовался приобщению читателей своих к великому чувству природы. Другой жил с природой рядом. Его часто видели в "степу" с ружьем и на Дону с удочкой. Знание природы помогало постигать глубины человеческого бытия.

Бежин луг.

С охоты в орловских перелесках он со своим Ермолаем (Афанасием в жизни) возвращался не только с трофеями охоты. Главное - был полон впечатлений от встреч с интересными людьми. Вспомним Хоря и Калиныча, Касьяна с Красивой Мечи, Сучка из Льгова, певцов из деревни Колотовки, ребятишек у ночного костра на лугу возле реки…

"Записки охотника" сразу обратили на себя внимание как произведение талантливое, полное красок, звуков, любви к человеку. И вот уже многие лета все поколения детей с замиранием сердца читают "Бежин луг", "Певцов", слушают беседы расчетливого Хоря и прекрасной души Калиныча. Уже взрослыми мы возвращаемся к волнующим душу рассказам.

Тургенев узнал силу своих писаний от журнальных критиков и читателей. Сохранился рассказ Тургенева о встрече на маленькой станции. "Вдруг подходят ко мне двое молодых людей, по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. "Позвольте узнать, - спрашивает один из них, - вы будете Иван Сергеевич Тургенев?" - "Я". - "Тот самый, что написал "Записки охотника"?" - "Тот самый…" Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс…"

Еще свидетельство. Пять лет назад с внуком попал на юг Франции. Мой друг повел нас на старую мельницу. Живший тут когда-то писатель Альфонс Доде любил писать на мельнице - "никто не мешает…". Доде был другом Тургенева, возможно, тот видел его на мельнице. Нам интересно было знать: как француз из Прованса относился к Тургеневу? Вот свидетельство: "У большинства писателей есть только глаза, и он ограничивается тем, что живописует. Тургенев наделен и обонянием, и слухом. Он воспринимает деревенские запахи, глубину неба, журчание вод… отдается многообразной музыке своих ощущений". Добавим к этому: читателю достается ощущение места, где побывал писатель.

ПРОШЛО много лет, где проходил с ружьем Тургенев. Орловские земли лежат недалеко от Москвы. При случае я заезжал в места, где "наследил" Тургенев. Вот и опять мы в местах, где ступали болотные сапоги Спасского охотника, - в Пряхинских кустах, где Тургенев стрелял куропаток и коростелей. Сейчас на том же месте - пруд. Рыбак из Мценска ловит карасиков. Стая белых гусей, видимо, по привычке ждет угощенья от рыболова. Мы тут лишние. Очередной карасик прыгает в желтой траве. И мы прощаемся с рыбаком.

В полдень у нас на пути старинное село Льгов. То самое, куда барина заманил Ермолай - "там уток - тучи". Вспомнили, как искали охотники лодку, как помогал им старик по прозвищу Сучок. Уток было в самом деле много. Полную лодку набили. А лодка подвела. Стрельцы прыгали в воду, держа ружья в поднятых руках. Битая птица плавала там и сям. Охотники были в воде по плечи. Читайте "Записки", как они выбрались на берег…

Сейчас с бугра видно заросли камыша и рогоза. Воды - с маленькое блюдце. Важно ходят у камышей дородные гуси, домашние, разумеется. "Помните, был тут большой пруд?" - "Знаем! Вот на этот бугор Ермолай с Тургеневым вылезали", - объясняет нам пожилой продавец сельской лавки. "Что делать, на охоте всё бывает…"

Охотился Тургенев чаще всего на болотную дичь. На тетеревов отъезжали на лесные вырубки калужской земли. Ехали не спеша, на лошадях, встречая интересных попутчиков. Так Тургенев встретил в лесах "башковитого" мужика по кличке Хорь и приятеля его Калиныча. "Хорь был человек положительный, практический - административная голова, рационалист. Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, расплодил большое семейство. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как… Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство. Калиныч любил и уважал Хоря. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же - к людям, к обществу… Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал для своего друга Хоря…"

Не помню, сколько раз я читал рассказ о двух мужиках. В этот раз прочел написанное сто пятьдесят лет назад. "Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных забором…"

Что осталось сейчас от жилища Хоря? Ничего! На поляне росли старые и молодые березы. Но земля еще хранила следы пруда, вырытого семейством Хоря. На ветке черемухи виднелось аккуратное гнездо дроздов, а на высоком дереве долбил сосновую шишку дятел, и две синицы сновали в кустах у бывшего пруда. Вот и всё, что осталось как память от лесной усадьбы Хоря, где побывал Тургенев.

В "ЗАПИСКАХ охотника" вслед за рассказом "Хорь и Калиныч" вы непременно обратитесь к рассказам "Певцы" и "Бежин луг". Не только у Тургенева, во всей русской литературе они стоят на первом месте среди рассказов о деревенской жизни. Вспомним описанный Тургеневым летний день. "Томимый зноем заглянул охотник в кабачок деревни Колотовка - напиться квасу или пива". Дальше идет описание посетителей кабачка - случайных и постоянных посетителей этого деревенского места. О каждом у рассказчика находится яркое слово. Все, кто сидел в кабаке, стали свидетелями необычного состязания певцов. Далее надо читать Тургенева. Сам рассказчик не мог сдержать слёз, плакал невозмутимый обычно трактирщик, плакала его жена, стали обнимать друг друга и победителя Якова-Турка. И мы с волнением читаем написанные страницы книги…

Что теперь мы увидели на краю оврага, где стояла Колотовка? Деревня исчезла бог знает когда. С бугра к ручью спускается березняк. На месте, где стоял небогатый барский дом, растут одичавшие груши, шиповник. Всё перепахано кабанами.

Четыре года назад я попытался определить, где стоял описанный Тургеневым кабачок, и нащупал земляной фундамент. Показал находку в заповеднике Владимиру Зайцеву. "Следы кабака можно точно установить - в земле непременно найдутся потерянные монеты".

На другой день мы явились на место с чутким "искателем". Железо сразу же "запищало", и через двадцать минут мы нашли пригоршню монет - медных, серебряных, нашли обломок обруча от бочки, кольцо с пальца, ржавый держатель лучины. Спускались мы по краю оврага, где мог проходить к ручью Тургенев…

ДОРОГУ укзнаменитому лугу нам указала аккуратная стрелка: "Бежин луг". И вот он сам.

Первый раз я побывал тут сорок пять лет назад. Сердце замирало от радости, что вижу тот самый луг. Большое пониженье видно с обрыва. Внизу много кустов на лугу, среди них ходили коровы, а дальше в зарослях таволги сверкала речная вода.

Как подарок фотографу - сверху скатились ребятишки. У одного - велосипед, остальные по очереди катили автомобильную шину. Я улыбнулся. Вот тебе и примета нашего времени… Мальчишки пересекают луг, слышно, как возятся у воды - пускают плавучую шину.

Прикидываю, где у края обрыва стоял ночью Тургенев-охотник. Вот там за кустами, наверное, горел костёр. В ночных потёмках ходили лошади. Перед поездкой сюда я с наслаждением прочёл, что было тут много лет назад. Вспомнил имена ребятишек, их разговоры. Вспомнил, как и сам в детстве ездил к реке, "в ночное". Русалок и леших мы уже не боялись, но сидения у ночного костра запомнились на всю жизнь…

В этот раз луг был прежний. Но не было лошадей. И ни одной коровы! По краю спуска на луг виднелись нарядные стайки туристов. "Для нас это святое место", - говорила местная молодая учительница. Ей с готовностью ответил кто-то из приезжих: "И для нас тоже…" Мы с другом порадовались этому отклику. В самом деле святое. Таким сделал это место Тургенев.

Вместе с приезжими мы спустились сверху к реке. Трава у воды была еще зеленой. Но по реке плыли нарядные желтые листья кленов. "Река Снежеть, текущая по лугу, имеет длину семьдесят пять километров. Во времена Тургенева на ней стояло двадцать водяных мельниц…" - объясняла учительница приезжим.

Мы постояли на берегу быстрой и светлой речки и на прощанье поклонились "святому месту".

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Картина эта привлекла моё внимание не своими художественными достоинствами,а необычностью сюжета и манерой построения композиции. Как-то раньше она мне не встречалась.Думаю вам тоже будет интересно на неё посмотреть.Главное, в ней заложен глубокий смысл. Она является последовательным рассказом истории охотника и его наказания

КАРТИНА.


Это картина голландца Паулюса (Петровича) Поттера из собрания питерского Эрмитажа.

Называется "Наказание охотника".Это картина-шутка,маленький комикс.


Портрет Паулюса Поттера работы Бартоломеуса ван дер Гельста

Паулюс Поттер(1625-1654) нидерландский художник, представитель золотого века голландской живописи.Умер совсем молодым в 29 лет от туберкулёза.

Теперь вернёмся к картине Наказание охотника.Она совсем маленькая по размеру-85 на120см.

Прелюбопытнейший сюжет!

Картина была написана в 1647 году. Интересна эта картина тем, что в одном полотне она разбита на 14 историй, которые последовательно рассказывают о судьбе несчастного охотника, который всё же получил по заслугам.

12 сюжетных историй по бокам рассказывают о том, как и чем живёт охотник, как охотится на зверей, как расставляет ловушки, как его псы грызут загнанных животных. Все боковые истории рассказывают о мучениях и смерти лесных животных, которые оказались на пути у охотника. Два сюжета в самом центре полотна рассказывают о том, как животные, объединив свои усилия, поймали охотника с его охотничьими псами и устроили суд и казнь.

Картина разбита на ряд малых сюжетных изображений, наподобие иконам с житиями святых - когда на одной доске умещают множество событий. По краям - сцены всевозможных видов охоты: конной, псовой, с силками и с клетками. Всюду изображены страдания животных!

РАЗБОР КАРТИНЫ ПО ДЕТАЛЯМ.

Начнём из центральной картинки вверху.

Центральные истории привлекают зрителя гораздо больше и это не удивительно, ведь здесь звери творят свой законный суд над человеком, который убивал их испокон веков. Притом надо сказать, что вся эта аллегорическая сцена отличается довольно жестоким взглядом на наказание охотника. Его собак повесили на дереве, а самого охотника зажарили на вертеле.


Предполагают, что удачливый охотник, добывший зайца чуть не в свой рост, является заказчиком картины.



Преклонивший колени охотник - это св. Хуберт: увидев между рогов оленя крест, он не только пощадил зверя, но и расстался с охотой.


Здесь мы видим смерть козла. Участь его тем печальнее, что нет никакого шанса - защититься, убежать, спрятаться .

На медведя охотятся со сворой собак.


Вряд ли художник видел подобный способ ловли обезьян, больше похожий на байки бывалых путешественников.

В тазик налит клей , в него-то любопытные мартышки и влипнут. Которая примеряет сапоги - не многим счастливее. В сапоги налит клей. Далеко не убежит, только посмешит ловца, пытаясь в сапогах взобраться на дерево.



Кабану не спастись.

Лев не просто сражается,а защищает львицу.

Здесь снова охота с собаками.

На волка идут с рогатиной.



Леопарда берут обманом.Он увидит своё отражение в зеркале ивойдёт в клетку.





А эту картинку нарисовал не сам Поттер, а его коллега из города Утрехта К. ван Пуленбург, специалист в мифологическом жанре.

Терпение природы лопнуло. Богиня Диана, она же Артемида, наказала охотника Актеона, превратив его в оленя, которого затравили свои же собаки. На картине Диана её спутницы-нимфы.



Эти две картинки помещены в центре,так как они являются главным выводом картины.Здесь две сцены, изображающие воображаемую месть животных своим притеснителям: собак повесили на суку, а самого охотника, после суда под председательством льва-судьи и при участии слона-прокурора, зажарили на вертеле.



Звери от радости пляшут. А коза угли ворошит под вертелом, который крутят

два медведя. Кто привязан к вертелу - не видно, но догадаться можно.

Очень интересный ролик.

Картина является очень удивительной, даже для золотого века голландской живописи, когда была в моде мифологическая аллегория, тематики греха и наказания. Великое полотно Паулюса Поттера говорит о том, что мир не простит человека, который ради забавы убивает живых существ.

На картине есть чёрный юмор и скрытый символизм. Можно сказать, что это своеобразная "карикатура" на всю жизнь, которую видел вокруг себя живописец. Под наказанием охотника вовсе не обязательно буквально понимать наказание именно того, кто охотится на зверей в лесу. Человек, который строит козни против людей, обманывает, обкрадывает, водит за нос, причиняет страдания и т.д., будет подвержен тем же мукам охотника, так как мир, несмотря ни на что, невероятно справедлив!


▼ ВОТ ЭТО ДА. ▼ Потрясающей красоты дворец! ▼ Посмотрите-ка на домик для отдыха после охоты царя Николая II.▼

В сентябре 2016 года мы посетили Крым. Ранее были тут в 2015 году, не во дворец Александра III не успели.

Чей же дворец, спросите вы, а я отвечу - Александр IIII приобрел дворец в 1889 году, а через 5 лет умер, так и не побывав в нем. Дворец перешел во владения к Николаю II. Однако, Николаю был больше по душе Ливадийский дворец на берегу моря, вот он и решил, что "домик" в Массандре будет его временным обеденным домиком для обеда по пути с охоты.


Дворец находится на горе, в верхней части п.Массандра. На машине ехать минут 10 в гору от Южного шоссе. Если машины нет, лучше взять такси или экскурсию, т.к. автобусной остановки рядом я не увидела.

Дворец снаружи:

Вот такой дворец издалека, обычно эта его часть в лучах солнца, а вот оборотная - которая ближе к горам, в тени.



Дворец внутри:

Т.к. со времен жизни последних царей Российской империи прошло не так много лет (всего чуть больше 100 лет), многие детали интерьера сохранились в оригинале. Например, железные люстры, камины. Убранство и мебель дворца восстановлена по фотографиям и картинам.





Удивительно, но во дворце нет ни одной кровати, т.к. там никто никогда не ночевал. Александр III и его семья останавливалась для обеда и отдыха, а после этого уезжали к морю, в Ливадийский дворец.



Второй этаж дворца разделен на две части - мужскую и женскую. По интерьеру видны различия - мужская часть темнее, больше дерева, женская светлее, романтичнее, много тканей в убранстве.




Вокруг дворца раскинулся шикарный сад.

После утомительной экскурсии можно прогуляться по саду, оценить масштаб размеров столетней секвойи (кажется так называли огромное дерево справа от дворца). Многие растения в саду подписаны, можно подтянуть свои знания по ботанике)) В парке можно найти различные цветы, кустарники, лекарственные растения.




После революции дворец перешел в муниципалитет, и по сей день остается в ведении государства. В советское время во дворце располагался санаторий, потом - государственная дача. В Массандре отдыхали первые люди государства - Сталин, Брежнев, Хрущев.

К счастью, ни во времена пролетариата, ни во время войны никто не уничтожил дворец и сегодня мы в полной мере можем насладиться его красотой.

Всего прекрасней - сокола полет.
Я полюбил следить за ним часами,
Когда, дрожа и трепеща крылами,
На краткий миг он в воздухе замрет.
Горд красотой и вечно одинок,
Как молния, сверкающим изломом,
Он мчится в горы, где ревет поток,
Где древний дуб поник, спаленный громом.
В изгибе крыл, в прямой стреле хвоста
Идея красоты, - она проста:
В гармонии аккорда нет согласней.
Я красоту люблю в стихе, в цветах,
В наряде жен, в улыбках, в облаках,
Но сокола полет - всего прекрасней!




Суходольский Петр Александрович (1835-1903) Соколиная охота. 1899 г. Калужский художественный музей



Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Соколиная охота.


Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) Соколиная охота. 1919 г.


Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) Всадник с соколом.



Серов Валентин Александрович (1865-1911) Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902 г. Русский музей, Санкт-Петербург


Тихменев Евгений Александрович (1869-1934) Охота с беркутом.


Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) Сокол. 1900-е гг.


Комаров Алексей Никанорович (1879-1977) Охота на лису с беркутом.


Комаров Алексей Никанорович (1879-1977) Охотник-соколятник XVII-го века (Голландский Сокольничий). 1945 г.


Комаров Алексей Никанорович (1879-1977) Русский сокольничий XVII в. 1945 г.


Назарук Вячеслав Михайлович (род. 1941) Соколиная охота.


Маслов Олег Сергеевич (род. 1949) Соколиная охота.


Маслов Олег Сергеевич (род. 1949) Соколиная охота. 2006 г.


Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Царский сокольничий с соколом. 2007 г.


Ныч Сергей (род. 1961) Соколиная охота. 2014 г.


Глебов Александр Владимирович (род. 1963) Царская охота. 2015 г.


Серебряков Андрей Викторович (Украина, род. 1966) Казак с соколом. 2003 г.


Машков Игорь Геннадьевич (род. 1967) Соколиная охота царя Алексея Михайловича. 1990 г.


Шмарин Дмитрий Александрович (род.1967) Соколиная охота на Дону. 2005 г.


Нагорнов Владислав Анатольевич (род. 1974) Царская охота. 2015 г.


Бабюк Станислав Станиславович (Молдова, род. 1974) Соколиная охота. 2006 г.


Фаюстов Максим Васильевич (род. 1974) Соколиная охота. 2012 г.


Лучанов Дмитрий Кузьмич (род. 1979) Соколиная охота. 2014 г.


Лучанов Дмитрий Кузьмич (род. 1979) Царская соколиная охота. 2016 г.


Лучанов Дмитрий Кузьмич (род. 1979) Сокольничий старшина. 2009 г.


Лучанов Дмитрий Кузьмич (род. 1979) Царский сокольничий. 2015 г.


Шарипов Аваз Бобоханович (Узбекистан) Богатый казахский охотник.


Шарипов Аваз Бобоханович (Узбекистан) Богатый казахский охотник (вариант).

Читайте также: