Отдых рекреация разрешенное использование

Обновлено: 19.09.2024

Зоны рекреационного назначения выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования, а также для отдыха населения, туризма, спорта.

Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, городские сады, скверы, бульвары, городские леса, лесопарки и другие озелененные территории общего пользования).

Р-1 - Зона зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады)

1. Зона Р-1 выделена для обеспечения условий сохранения и развития озелененных территорий при их использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов отдыха, спорта и досуга, сохранение территорий, представляющих ценность для отдыха на открытом воздухе.

- предельные размеры земельных участков для зоны Р-1 не устанавливаются;

- максимальная высота объектов капитального строительства не устанавливается;

- максимальный процент застройки в границах земельного участка не устанавливается.

4. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 17 настоящего раздела.

Р-2 - Зона лесопарков

1. Зона Р-2 выделена для обеспечения условий сохранения и развития зеленых массивов, создание комфортных условий посещения лесных территорий, обустройство территории для отдыха населения.

- предельные размеры земельных участков для зоны Р-2 не устанавливаются;

- максимальная высота объектов капитального строительства не устанавливается.

- максимальный процент застройки в границах земельного участка не устанавливается;

4. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 17 настоящего раздела.

Р-3 - Зона объектов физической культуры и массового спорта

1. Зона объектов физической культуры и массового спорта выделена для обеспечения правовых условий размещения крупных спортивных и зрелищных объектов, связанных с большим единовременным пребыванием людей.

- предельные размеры земельных участков для зоны Р-3 не устанавливаются;

- максимальная высота объектов капитального строительства не устанавливается.

- максимальный процент застройки в границах земельного участка не устанавливается;

4. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 17 настоящего раздела.

Р-4 – Зона объектов отдыха и туризма

1. Зона Р-4 выделена для обеспечения условий сохранения и развития ценных в природном отношении территорий, пригодных для санаторно-курортного лечения, отдыха, туризма, размещение необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

- предельные размеры земельных участков для зоны Р-4 не устанавливаются;

- максимальная высота объектов капитального строительства не устанавливается;

- максимальный процент застройки в границах земельного участка не устанавливается.

Территориальная зона ТР-3. Градостроительный регламент зоны рекреационного назначения - объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма с включением объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры)

1. Цель выделения зоны – сохранение и развитие ценных в природном отношении территорий, пригодных для туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения; размещение необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

2. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства:

Основные виды разрешенного использования:

Размещение санаторно-курортных учреждений, баз и домов отдыха, туристических комплексов

Для оздоровительных целей

Для размещения дач

Для размещения крытых спортивных комплексов (физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей

Размещение яхт-клубов и объектов водных видов спорта

Размещение спортивных клубов

Размещение садов, скверов, бульваров

Размещение объектов социального обеспечения

Размещение объектов охраны общественного порядка

Размещение объектов связи

Размещение объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций

Размещение объектов коммунального хозяйства (инженерно-технического обеспечения) и транспорта, необходимых для обеспечения объектов разрешенных видов использования, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение, в том числе:

Размещение распределительных пунктов и подстанций, трансформаторных подстанций, блок-модульных котельных, насосных станций перекачки, центральных и индивидуальных тепловых пунктов

Размещение наземных сооружений линий электропередач и тепловых сетей (переходных пунктов и опор воздушных ЛЭП, кабельных киосков, павильонов камер и т.д.)

Размещение повысительных водопроводных насосных станций, водонапорных башен, водомерных узлов, водозаборных скважин

Размещение очистных сооружений поверхностного стока и локальных очистных сооружений

Размещение канализационных насосных станций

Размещение наземных сооружений канализационных сетей (павильонов шахт, скважин и т.д.)

Размещение газораспределительных пунктов

Условно разрешенные виды использования:

Размещение специальных парков (зоопарков, ботанических садов)

Размещение комплексов аттракционов, луна-парков, аквапарков

Размещение религиозных объектов

Размещение многоэтажных и подземных гаражей

Размещение стоянок индивидуального легкового автотранспорта

Размещение причалов и стоянок водного транспорта

Размещение коммерческих объектов, связанных с проживанием населения (нотариальных контор, ломбардов, юридических консультаций, агентств недвижимости, туристических агентств, дискотек, залов компьютерных игр и других т.д.)

Размещение объектов внутригородского транспорта (пассажирского и грузового)

Размещение стоянок городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси)

3. Основные и условно разрешенные виды использования могут быть допущены, если их применение не сопровождается сокращением площади зеленых насаждений в границах района зонирования (части территориальной зоны ТР-3 в замкнутых границах), при условии выполнения компенсационного озеленения в соответствии с требованиями законодательства Ленинградской области.

5. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в соответствии со статьей 39.3 настоящих Правил.

6. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

1) минимальная площадь земельного участка:

для размещения дач - 600 квадратных метров;

для размещения объектов иных видов разрешенного использования устанавливается в соответствии со статьей 39.4 настоящих Правил;

2) минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков:

а) дачных домов от красной линии улиц - 5 метров, от красной линии проездов – 3м, в отдельных случаях допускается размещение жилых домов по сложившейся линии застройки,

б) хозяйственных построек от красных линий улиц и проездов – 5 метров;

размещение хозяйственных построек, за исключением отдельно стоящих гаражей, со стороны улиц не допускается;

в) в иных случаях - не менее 3 м;

г) для объектов иных видов разрешённого использования устанавливаются в соответствии со статьей 39.5 настоящих Правил;

3) максимальный процент застройки земельного участка для размещения дачного дома – 30%;

4) предельное максимальное значение коэффициента использования территории

дачной застройки - не более 0,6;

5) максимальное количество этажей надземной части зданий, строений, сооружений на территории земельных участков:

для дачной застройки – 3 этажа, включая мансардный;




хозяйственных построек – 1 этаж,

для иных объектов – не устанавливается;

6) максимальная высота зданий, строений, сооружений на территории земельного участка устанавливается

для дачного дома – 14,0 м

максимальная высота хозяйственных построек в коньке – 7 метров, при плоской крыше – 4 м;

для объектов иных видов разрешённого использования - в соответствии со статьёй 39.8 настоящих Правил;

7) максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений сооружений устанавливаются в соответствии со статьей 39.6 настоящих Правил;

8) максимальная общая площадь объектов капитального строительства нежилого назначения на территории земельных участков не устанавливается;

9) максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков, – V;

10) минимальная доля озелененной территории земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 39.7 настоящих Правил;

11) минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 39.9 настоящих Правил;

12) минимальное количество мест на погрузочно-разгрузочных площадках на территории земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 39.10 настоящих Правил;

13) минимальное количество мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта на территории земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 39.11 настоящих Правил.

7. В случае если земельный участок и объект капитального строительства расположены в границах действия ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований, указанных в настоящей статье (соответственно подзоне), и ограничений, указанных в статьях 40, 41 настоящих Правил. При этом при совпадении ограничений, относящихся к одной и той же территории, действуют минимальные предельные параметры.

Понятие рекреация произошло от польского – rekreacja – отдых, и латинского recreatio – восстановление сил, выздоровление. Леса, предназначенные для отдыха населения, называют рекреационными. К рекреационным лесам относят городские леса (леса расположенные в городской черте), лесопарки 1-го и 2-го округов зон санаторной охраны курортов, зеленых зон ле- чебно-оздоровительных учреждений (домов отдыха, санаториев, пансионатов, лагерей отдыха детей школьного и дошкольного возрастов). Рекреационными объектами являются также 50-200-метровые полосы леса по обеим сторонам туристических и прогулочных маршрутов в лесах 2-ой и 3-ей групп лесохозяйственной частей зеленых зон; 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов и рыбаков в водоохранных лесах; 100-метровые полосы вокруг автостоянок в защитных лесах вдоль автомобильных дорог; участки леса, специально отведенные для отдыха в национальных и природных парках, заказниках и др. (Лесная энциклопедия, Т.2, с. 306).

Наиболее посещаемыми являются: национальные и природные парки, зеленые зоны городов, заповедники, городские леса, лесопарки.

Национальный природный парк – охраняемая природная территория, на которой сохранились природные компоненты, почти не измененные деятельностью человека, а виды растений и животных, их среда обитания обладают особой научной и учебно-познавательской ценностью. Эти объекты имеют большую площадь, располагаются в живописной местности, в них ведется работа по восстановлению ландшафта, сохранению редких и исчезающих видов растений и животных. Часть площади открыта для регулируемого посещения с рекреационной, познавательной и культурной целями. Первый национальный парк был организован в 1872 г. в США в верхнем течении реки Йеллоустон и Скалистых гор с каньонами, водопадами и гейзерами, на площади 898362 га.

По данным МСОП на 1984г. в мире было 2600 национальных парков. Они занимают площадь более 400 млн. га. Более 30 национальных парков имеют площадь более 1 млн. га.

Природный парк – в отличии от национального, обладает более широким аспектом в рекреационном отношении и менее строгими условиями управления охраной. На территории РФ располагается 40 природных парков местного и регионального подчинения.

Зеленые зоны городов – территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками или зелеными насаждениями. Данный вид лесных угодий способствует оздоровлению воздушного бассейна вокруг населенных пунктов, защищает их от сильных ветров, подвижных песков и пыли, смягчению других неблагоприятных климатических факторов и является местом отдыха населения. Размер и территориальное размещение устанавливаются в зависимости от площади населенного пункта, численности населения, количества промышленных предприятий с учетом развития на перспективу (10-20 лет). В зеленых зонах выделяют лесопарковую и лесохозяйственную зоны. Лесопарковая часть располагается ближе к населенному пункту, а за ней лесохозяйственная. Площадь лесопарковой части зеленой зоны определяется численностью населения города (таблица 2).

Таблица 2 – Площадь лесопарковой части зеленой зоны в зависимости от численности населения

Площадь лесопарковой части

на 1000 жителей, га

500 тыс. – 1,0 млн.

250 тыс. – 500 тыс.

100 тыс. – 250 тыс.

В лесопарковой части допускаются только рубки ухода и санитарные рубки, которые проводятся на основании разработанного лесного регламента. В лесохозяйственной части разрешены лесовосстановительные рубки. На всей территории зеленой зоны, с целью повышения привлекательности и увеличения рекреационной емкости без ущерба нанесения вреда лесу, осуществляют строительство лесной инфраструктуры (создание улучшенных дорог, дорожек, скамеек, пикников, укрытий от непогоды и др.). Эти работы должны проводиться на основании статьи 13 и 2-ой части статьи 40 Лесного кодекса РФ и соответствующих Федеральных законов.

Заповедники – территории, полностью изъятые из хозяйственного пользования для охраны животных, растений и всего природного комплекса. Основной задачей заповедников является, сохранение эталонных природных ландшафтов, редких и ценных видов животных и растений, а в биосферных – проведение лесного мониторинга. В России насчитывается 100 государственных заповедников, занимают они площадь 337012,73 тыс. га. Вокруг заповедников выделяют 200 метровую защитную зону.

Городские леса – леса, расположенные в городской черте и не входящие в состав лесного фонда. По данным государственного лесного учета, городские леса занимают в РФ площадь около 530 тыс. га. В Ростовской области на 01.12.08г. их насчитывается 14,4 тыс. га. Согласно статьи 35 градостроительного кодекса, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территории, занятые городскими лесами, скверами, парками,

городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Освоение городских лесов должно осуществляться строго по целевому назначению, что обуславливает применение лесохозяйственного регламента, отвечающего требованиям статей 10, 12 и 87 Лесного кодекса РФ.

Лесопарк – основная территориальная единица управления в области использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов (ст. 23 ЛК РФ). Это обустроенный лес, расположенный за пределами городской черты, приведенный в определенную ландшафтно-планировочную систему и используемый для отдыха. Лесопарки являются природным комплексом, сочетающим рекреационные, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, познавательные, лесохозяйственные и иные функции. Лесопарк предназначен для кратковременного отдыха посетителей по следующим видам – прогулки, отдых у малых архитектурных форм (МАФ) и воды, спортивных мероприятий, сбор разрешенных цветов, грибов, ягод, экскурсий. Для организации отдыха в лесопарках устраивают временные сооружения – поляны, спортивные площадки, велодорожки, лыжные трассы, экскур- сионно-прогулочные маршруты с элементами благоустройства.

В РФ на 1 января 2003 года под лесопарками находилось 3,8 млн. га. По целевому назначению использования лесопарки относят к защитным лесам. Они могут быть специализированными с подразделением на мемориальные, спортивные, курортные и иные.

В рекреационных целях могут использоваться леса государственного лесного фонда, выполняющие функциональное назначение: водоохранные (запретные полосы леса по берегам рек, водохранилищ, места нерестилищ промысловых рыб и др.); защитные леса (противоэрозионные, вдоль путей транспорта, государственные лесные полосы, ленточные боры, байрачные леса, леса полупустынной, степной и лесостепной зон и других малолесных районов); санитарно-защитные леса (леса первого и второго поясов источников водоснабжения, леса первой – третьей зон округов санитарной охраны курортов, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное и историческое значение, памятники природы, отдельные виды плантационных культур, притундровые леса и другие объекты). Помимо городских лесов, в рекреацию могут вовлекаться историко-культурные и архитектурно-природные, художественные и мемориальные музей-заповедники, леса детских оздоровительных учреждений, леса ведомственных оздоровительных объектов – санаториев и пансионатов.

Проводимые лесохозяйственные и лесопарковые мероприятия должны быть направлены на сохранение природной среды, повышение эстетичности, декоративности и направлены на комфортные условия для отдыха.

2.2 Виды рекреационного лесопользования

Отдых – это состояние покоя или деятельности, при которой восстанавливается трудоспособность. Наиболее быстро восстанавливается трудоспособность в лесу. Основные виды отдыха показаны на рисунке 1.

Количество единовременно отдыхающих в лесу составляет: с населением более 1 млн. человек – до 60% от общего количества жителей; с населением от 0,5 до 1,0 млн. – 40%, с населением 0,25 – 0,5 млн. – 20%, с населением менее 0,25 млн. – 10%.

В.С. Моисеев (1990) и другие исследователи кратковременный отдых в лесопарках С. – Петербурга подразделяют на дорожную, бездорожную, добывательскую, бивуачную, транспортно-бездорожную и инфраструктурную рекреации.

Дорожная форма рекреации наиболее характерна для лесов с развитой инфраструктурой. Отдыхающие здесь передвигаются по дорожнотропиночной сети и направление их регулируется указателями.

Бездорожная рекреация характерна для большинства лесопарков с отсутствием лесной инфраструктуры. В этих случаях отдыхающие свободно передвигаются по лесу поодиночке или группами по 2-3 человека, не нанося ущерба древесной растительности. При такой рекреации отдыхающие предпочитают среднеполнотные сосняки или березовые рощи и участки с невысоким травостоем.

Добывательская рекреация связана с бессистемным передвижением с целью собирания лекарственного сырья, грибов, цветов и др. Чаще всего посещаются ягодные и грибные места.

Бивуачный вид рекреации предусматривает устройство пикников с походами или спортивным туризмом. Для этих целей выбирают хорошо проходимые места. Это обычно групповой отдых, когда устраивают палатки, купаются или занимаются рыбной ловлей, сбором ягод, грибов или спортивными играми.

Транспортно-бездорожный вид отдыха – это передвижение по лесу автотранспортом, включая элементы дорожной, бездорожной и бивуачной формы рекреации. Передвижение на транспорте позволяет осваивать отдаленные участки леса. Использование транспортных средств требует строительства кемпингов, автостоянок, пунктов питания, объектов сервисного обслуживания.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алимов З.А.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗЕМЕЛЬ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ с 1944 по 2014 год

Concept of land of recreational appointment as object of legal regulation of land relations

This work is devoted to the understanding of recreational land as an object of legal regulation of land relations. The work specifies what exactly acts as an object of legal regulation of land relations, and also specifies those aspects that allow to distinguish the specifics of recreational lands. Of great importance is this study, both for the science of land law, and for the study and educational discipline of land law. The definition of the understanding of recreational lands allows us to determine the essence, significance and specificity of recreational lands, at the present stage of development of land and legal science. The use of theoretical aspects of the understanding of recreational lands through the prism of the objects of legal regulation of land relations in scientific research contributes to the convenience of presenting the legal material, allows the researcher to formulate the problem, determine its limits and logically disclose their ideas.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - С. 127-136.

ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Ключевые слова: земельный участок, земля, земли, земли рекреационного назначения, рекреация, отдых.

Ещё в советское время Н. И. Краснов подчёркивал, что биологические, экологические и другие естественнонаучные характеристики природных объектов и соответствующие им понятия не могут быть автоматически восприняты юриспруденцией для применения в законодательстве [11, с. 40]. Следовательно, для адекватного восприятия юриспруденцией такого объекта, как земля, возникает необходимость в законодательном закреплении таких понятий, которые могли бы как можно подробнее описать их особенности, свойства и характеристики.

объекта правового регулирования земельных отношений. В связи с чем данное понятие целесообразно рассматривать сквозь призму объектов земельных отношений.

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ в качестве объектов земельных отношений выступают: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков [2]. Попробуем раскрыть каждый из указанных объектов поподробнее.

Рассматривая землю в качестве природного объекта, следует понимать землю как один из компонентов окружающей природной среды, как одну из составляющих экологической системы. Являясь природным объектом, земля выступает как естественная экологическая система, которая обладает невосполнимыми человеком, только ей присущими специфическими свойствами и оказывает влияние на другие природные объекты - недра, воздух, воду и иные, тем самым выполняя экологическую функцию. Таким образом, земля как природный объект выступает объектом земельных отношений исключительно для возможности урегулирования отношений, связанных с охраной земель и контролем за соблюдением требований по охране и использованию земли.

Выступая в качестве природного ресурса, земля остаётся компонентом природной среды, однако используется человеком для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Следовательно, как природный ресурс земля позволяет извлекать из себя полезные свойства, необходимые для удовлетворения каких-либо потребностей. В связи с этим земля, являясь природным ресурсом, с целью её рационального использования также закреплена в ЗК РФ в качестве объекта земельных отношений.

Рассматривая земельный участок как объект правового регулирования земельных отношений, следует заметить, что на сегодняшний день в современной юридической литературе существует проблема относительно понимания земельного участка. Указанная проблема пользуется достаточной актуальностью, так как от правильности ее понимания зависит правильность применения норм различных отраслей права, оперирующих данным понятием [13, с. 6].

В свою очередь, А. Г. Остапенко и А. О. Мухтабарова указывают на целесообразность установления на законодательном уровне следующей модели понимания земельного участка: «Недвижимая вещь как часть земли с закрепленными в установленными порядке индивидуальными характеристиками: границами, местоположением, площадью, размером, целевым назначением, иными

Как видим, большая часть авторов пытаются на законодательном уровне закрепить легальное понятие земельного участка, однако такое суждение является недостаточно целесообразным. Исходя из того, что земельный участок является как природным объектом, так и природным ресурсом, а также выступает в качестве объекта недвижимости, то в такой связи будет достаточно проблематично описать все характеристики и особенности земельного участка, которые смогли бы лечь в правовую плоскость. В связи с чем целесообразно определить отдельные признаки, по которым можно будет как индивидуализировать, так и идентифицировать земельный участок, что и было сделано в последних изменениях, внесённых в ч. 3 ст. 6 ЗК РФ.

По нашему мнению, для более эффективной возможности идентификации земельного участка предлагается определять земельный участок в трёхмерном пространстве, что также позволит фиксировать рельеф земельного участка и в дальнейшем будет выступать одним из эффективных средств индивидуализации земельного участка.

Указывая на положительные стороны ст. 6 ЗК РФ, стоит также обратить внимание на неполноту данной нормы. Согласно ст. 6 ЗК РФ в качестве объектов земельных отношений выступает земля как природный объект, природный ресурс, земельный участок и его часть. Таким образом, исходя из содержания данной нормы, объектом правового регулирования земельных отношений является земельный участок, земля как природный объект и природный ресурс либо часть земельного участка. Однако в данной норме не идёт речь о земле как о территориальном пространстве, таким образом, следуя формальной логике, ст. 6 ЗК РФ не предусматривает в качестве объекта правового регулирования земельных отношений землю как часть земной поверхности как территорию административно-территориального образования, так и территорию РФ в целом.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок выступает в качестве объекта права собственности, недвижимости и как части земной поверхности. Указанные положения дают нам сделать вывод о существовании земельного участка как объекта права собственности, недвижимого имущества, а также, исходя из того, что земельный участок является частью земной поверхности, то в такой связи выступает компонентом экологической системы, что в свою очередь позволяет говорить о земельном участке как о природном объекте и природном ресурсе.

Следует заметить, что, по мнению О. Н. Колесовой, В. М. Кроза, каждый из перечисленных объектов земельных отношений является самостоятельным и должен быть отграничен от других объектов своими определенными признаками. Таким образом, земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки выступают разными объектами земельных отношений [15, с. 33]

На наш взгляд, мнения авторов относительно разделения земли как природного объекта и природного ресурса отдельно от земельного участка видится неоправданным, нецелесообразным и недопустимым. Ведь земли, находящиеся в пределах какого-либо административно-территориального образования, в то же время выступают в качестве природного ресурса и природного объекта, и в случае

трансформации определённой части земли в отдельный земельный участок данный участок не перестанет выступать в качестве природного ресурса и объекта. В связи с чем законодатель целенаправленно указал, что объектом земельных отношений является земля как природный объект, природный ресурс, земельный участок и его часть, так как в соответствии с Конституцией РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1], тем самым подлежит особой правовой охране.

Целесообразно также подчеркнуть, что введение земельного участка в качестве объекта земельных отношений было введено как для упрощения реализации земли в гражданском обороте в качестве объекта частной собственности, в частности для возможности приобретать на неё какие-либо права, и тем самым нести, соответствующие обязанности, так и для возможности индивидуализировать землю.

В то же время, если не воспринимать данные объекты как единое целое, то, во-первых, достаточно проблематично будет установить порядок использования земельного участка, так как какое-либо использование земельного участка напрямую зависит от его природных свойств и особенностей, в связи с чем для каждого земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков [5] устанавливается вид разрешённого использования, который, в свою очередь, предусматривает порядок использования земельного участка; во-вторых, учёт природных свойств каждого земельного участка позволяет использовать его таким образом, чтобы при этом не причинить вреда земле, так как в соответствии со ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного, а также исходя из законодательного закрепления объекта правового регулирования земельных отношений можно прийти к выводу, что действующее земельное законодательство под землёй в качестве объекта правового регулирования понимает конкретный земельный участок либо его часть, а в том случае, когда в законодательстве употребляется понятие земли, речь идёт о совокупности земельных участков либо их частей.

рекреация в переводе с польского (гекгеа) - отдых, от латинского гесгеайо -восстановление) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Во многих странах рекреационное обслуживание - крупная отрасль экономики [27].

смотря на множество значений указанного термина, как подчёркивают все без исключения авторы, рекреация - это, в первую очередь, отдых.

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования:

1. В качестве объекта правового регулирования земель рекреационного назначения выступают земельный участок либо часть земельного участка, которые, в свою очередь, признаются как природным объектом, так и природным ресурсом, а также имеют специальное предназначение.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

4. Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации - 2014. - № 26. (часть I). - Ст. 3377.

6. Александрова А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. Учебник. - М.: Аспект Пресс. - 2002. - 470 с.

7. Алексеев В. А. Понятие земельного участка и его определение в российском законодательстве / В. А. Алексеев // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. -2015. - № 11. - С. 150-157.

8. Ветитнев A. M. Курортное дело: учебное пособие / A. M. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М.: КНОРУС. - 2006. - 528 с.

9. Зайцев В. П. Рекреация: проблема, понятийная методология, воспитание и образование студентов / В. П. Зайцев, С. И. Крамской, С. В. Манучарян // Культура физическая и здоровье. - 2007. -№ 2 (12). - С. 22-25

10. Зорин И. В. Энциклопедия туризма: Справочник. / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика. - 2003. - 368 с.

11. Краснов Н. И. Новое советское лесное законодательство / Н. И. Краснов // Советское государство и право. -1978.- № 7. - С. 40.

13. Крассов О. И. Земельный участок - основа понятийного аппарата земельного права / О. И. Крассов // Экологическое право. - 2011 - № 4. - С. 4-12.

B. М. Кроз, О. Н. Колесова // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 31-36.

17. Кусков А. С. Рекреационная география / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. Учебно-методический комплекс. - М.: МПСИ, Флинта. - 2005. - 496 с.

18. Мироненко Н. С. Рекреационная география. / Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов. Изд-во Моск. ун-та. - М. - 1981. - С. 11.

20. Орлов А. С. Социология рекреации / А. С. Орлов. - Москва: Наука. - 1995. - 247 с.

C. Ю. Стародумова // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. - 2013. - № 2 (3). - С. 29-32.

24. Туристический терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М.: Советский спорт. - 1999. - 170 с.

25. Юридическая энциклопедия. / Под общей ред. Б. Н. Топорнина. - М.: Юристь. - 2001. -1264 с.

This work is devoted to the understanding of recreational land as an object of legal regulation of land relations. The work specifies what exactly acts as an object of legal regulation of land relations, and also specifies those aspects that allow to distinguish the specifics of recreational lands. Of great importance is this study, both for the science of land law, and for the study and educational discipline of land law. The definition of the understanding of recreational lands allows us to determine the essence, significance and specificity of recreational lands, at the present stage of development of land and legal science. The use of theoretical aspects of the understanding of recreational lands through the prism of the objects of legal regulation of land relations in scientific research contributes to the convenience of presenting the legal material, allows the researcher to formulate the problem, determine its limits and logically disclose their ideas.

Keywords: land, land, land, recreational land, recreation, recreation.

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. // So-branie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2009. - № 4. - St. 445.

2. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25 oktyabrya 2001 g. № 136 -FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2001. - № 44. - St. 4147.

4. Federal'nyj zakon ot 23.06.2014 g. № 171-FZ «O vnesenii izmenenij v Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fed-eracii - 2014. - № 26. (chast' I). - St. 3377.

6. Aleksandrova A.YU. Mezhdunarodnyj turizm / A.YU. Aleksandrova. Uchebnik. M.: Aspekt Press. -2002. - 470 s.

7. Alekseev V.A. Ponyatie zemel'nogo uchastka i ego opredelenie v rossijskom zakonodatel'stve // Vest-nik ehkonomicheskogo pravosudiya Rossijskoj Federacii. - 2015. - №. - 11. S. 150 - 157.

8. Vetitnev A.M. Kurortnoe delo: uchebnoe posobie /A.M. Vetitnev, L.B. ZHuravleva. - M.: KNORUS. - 2006. - 528 s.

9. Zajcev V.P. Rekreaciya: problema, ponyatijnaya metodologiya, vospitanie i obrazovanie studentov / V.P. Zajcev, S.I. Kramskoj, S.V. Manucharyan. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2007. - № 2 (12). - S. 2225

10. Zorin I.V. EHnciklopediya turizma: Spravochnik. / I.V. Zorin, V.A. Kvartal'nov. - M.: Finansy i statistika. - 2003. - 368 s.

11. Krasnov N. I. Novoe sovetskoe lesnoe zakonodatel'stvo // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. -1978.- № 7. - S. 40.

13. Krassov O. I. Zemel'nyj uchastok - osnova ponyatijnogo apparata zemel'nogo prava // EHkologicheskoe pravo. - 2011 - №4. - S. 4-12.

17. Kuskov A.S. Rekreacionnaya geografiya / A.S. Kuskov, V.L. Golubeva, T.N. Odincova. Uchebno-metodicheskij kompleks. - M.: MPSI, Flinta. - 2005. - 496 s.

18. Mironenko N. S. Rekreacionnaya geografiya. / N.S. Mironenko, I.T. Tverdohlebov. Izd-vo Mosk. un-ta. - M. - 1981. - S.11.

20. Orlov A. S. Sociologiya rekreacii. / A. S. Orlov. - Moskva: Nauka. - 1995. - 247 s.

Читайте также: