Отдых творчество уважение других людей самовыражение потребность

Обновлено: 15.09.2024

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов [1] .

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью [1] .

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), [2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования. [3]

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии [1] :

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма [1]

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага [4] .

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние [5] .

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение [1]

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) [6] .

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение [7]

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация [8]

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека [9] .

Содержание

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1] :

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
    • устойчивые
    • ситуативные
    • естественные
    • обусловленные культурой
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

    По сферам

    Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

    Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

    • биологические,
    • трудовые,
    • познания,
    • общения,
    • отдыха;

    Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

    Инстинкт Его проявление
    1 Пищевой инстинкт Голод
    2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
    3 Стадный инстинкт Стремление к общению
    4 Инстинкт приобретательства Жадность
    5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
    6 Родительский инстинкт Нежность
    7 Инстинкт созидания Стремление к активности
    8 Отвращение Неприятие, отторжение
    9 Удивление Любознательность
    10 Гнев Агрессивность
    11 Смущение Самоуничижение
    12 Воодушевление Самоутверждение

    Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил. [10]

    Список мотивационных факторов Гилфорда: [11]

    1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
      1. голод,
      2. сексуальное побуждение,
      3. общая активность;
      1. потребность в комфорте, приятном окружении,
      2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
      3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
      1. честолюбие,
      2. упорство,
      3. выносливость;
      1. потребность в свободе,
      2. независимость,
      3. конформизм,
      4. честность.
      1. потребность находиться среди людей,
      2. потребность угождать,
      3. потребность в дисциплине,
      4. агрессивность;
      1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
      2. потребность в развлечениях.

      Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей: [11]

      1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
      2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
      3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
      4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
      5. гностические (потребность в познании),
      6. коммуникативные (потребность в общении),
      7. праксические (потребность в результативности усилия),
      8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
      9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
      10. эстетические (потребность в прекрасном).

      Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

      По объекту

      Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

      • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
      • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
      • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
      • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
      • этические,
      • эстетические,
      • другие;

      По функциональной роли

      • доминирующие/второстепенные,
      • центральные/периферические,
      • устойчивые/ситуативные;

      По происхождению

      Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

      По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

      • врожденные,
      • простые приобретенные и
      • сложные приобретенные.

      Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

      По субъекту потребностей

      • индивидуальные,
      • групповые,
      • коллективные,
      • общественные.

      Иерархия потребностей


      Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

      Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

      • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
      • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
      • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
      • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
      • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
      • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
      • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
      • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

      Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

      Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

      По видам поведения

      Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

      Философия

      Диалектический материализм

      Все что происходит в нашей психике можно разделить на две большие группы:

      1. Это то что происходит с лично с вами, лично “Я”

      2. Это все, что происходит в контексте ваших взаимоотношений с окружающими людьми, и окружающим миром в целом.

      В соответствии с этим, все ваши подробности так же будут разделены на 2 категории:

      1. Лично ваши потребности, “лично Я”

      2. Эмоциональные потребности в отношениях.

      1 категория: Потребности “Лично Я”.

      1. Потребности тела и здоровья.

      Это сон, потребность в движении, сексуальная потребность, питание и отдых.

      Эти потребности от природы устроены максимально натуральным и естественным образом. Но эти потребности нарушаются.

      Важно понимать, что у каждого человека эти потребности очень индивидуальны. Ответственность за то, чтобы удовлетворять их - лежит на вас самих. Вы самостоятельно, должны постараться, вернуть все эти сферы к своему естественному, природному состоянию.

      "Потребность в движении", у всех так же разная, кому-то подходит ходьба, кому-то плаванье, кому-то мышечная активность. Поэтому, каждый должен подобрать свой собственный стиль физической активности.

      По поводу "потребности в отдыхе" и усталости. Отдых — это когда вы не делаете вообще ничего. Это не то же самое, когда, придя после работы вы, чтобы отдохнуть, убираетесь в квартире или готовите еду. Или я устал учить английский, пойду отдохну и почитаю книжку. Отдых — это полное восстановление ресурсов вашего организма. Если вы, не привыкли обращать внимание на свою усталость, это со временем может привести вас к состоянию болезни. Ну, а если вы уже болеете, просто полежите и поболейте дома. Организму необходимо восстановиться!

      Общий принцип: прислушиваться к потребностям вашего тела.

      Какие индикаторы, указывают вам на то, что эти потребности существуют?

      Это сигналы вашего тела. Усталость -говорит вам о том, что вам нужно отдохнуть. Напряжения мышц в области позвоночника - говорит о том, что вы очень долго сидите и это намекает вам, что нужно бы походить немного. Голод - вам пора поесть. А если понять интуитивное питание, то вы сможете очень точно чувствовать, когда и в каком количестве вам необходимо поесть и что именно съесть. Любые потребности можно научиться распознавать. Самое главное, понять что они есть и прислушиваться к ним на регулярной основе. Выделите 5 минут в день. Сядьте и направьте свое внимание на себя. Спросите себя:" Чего я хочу?" И постепенно, узнавая свои потребности вы сможете их удовлетворять.

      2. Потребности в саморазвитии.

      Цель этой потребности - максимально полное самовыражение и свобода быть собой.

      Какие индикаторы намекают на наличие этой потребности:

      Скука, тянущее ощущение пустоты - это негативный индикатор, говорит о том, что вам "что-то уже недоело".

      Любопытство, интерес и жажда получить новую информацию — это позитивные индикаторы, они двигают вас вперед.

      Снова повторюсь, что все люди разные. И наша истинная “самость”, то есть возраст максимальной осознанности, которая еще не была нарушена, это примерно 3-6 лет. Если вы вспомните, что вы тогда любили, каким вы были - вы сможете постепенно вернуться к этому. Уточню, если вы в этом возрасте были веселым, смелым, общительным, а сейчас это не так, то вы настоящий, ваша суть, это именно тот "вы", который был в 3-6 лет.

      3. Духовные потребности.

      Искать и находить свой собственный смысл жизни.

      Понимание того: "зачем живу именно я", "зачем родился именно я". Многие его ищут, а некоторым, даже удается его найти.

      Индикаторы этой потребности.

      Из минусов: чувство грусти, тоски и глубокое хроническое чувство неудовлетворенности своей жизнью и текущим положением вещей.

      Плюсы: благоговение, надежда и жажда верить во что-то хорошее.

      В результате этих поисков, кто-то становится приверженцем религиозного мировоззрения, кто-то философского мировоззрения, а кто-то научного мировоззрения.

      Существует 3 способа удовлетворить эту потребность:

      1 - это помощь людям.

      2 - это творчество. Искать, находить и выражать себя, то есть, именно свой уникальный способ восприятия.

      Итог, как удовлетворять потребности “Лично Я” :

      1. Знать, что они существуют.
      2. Прислушиваться к себе и своему телу, к своим эмоциям на регулярной систематической основе.
      3. Распознавать эти потребности.
      4. Удовлетворять потребности.

      З. Фрейд говорил, что редко, но иногда мы испытываем состояние полного благоденствия. Это когда наши потребности полностью удовлетворены. Это блаженное состояние, которое, к сожалению, может быть очень кратким. Потом мы уходим или в ту, или в другую сторону и чувствуем неудовлетворение. Он описывает это в книге “Влечения и их судьбы”. В ней он впервые задумался, что такое потребность и пришел к выводу, что потребность — это самое яркое проявление нашей психики вообще.

      По сути, вся психотерапия посвящена тому, как мы можем лучше всего удовлетворить наши потребности. Психика — это высшее проявление нервной деятельности, то есть нервной системы. А нервная система возникла как проявление способности организма к адаптации к раздражимости и как свойство открытой системы, которые нацелены на взаимодействие с окружающей средой.

      То есть, мы как листочек, который все время поворачивается на солнышко. При помощи наших потребностей, наших увлечений и постоянного их удовлетворения, мы приспосабливаемся к жизни как можно лучше. Как только наш гомеостаз нарушается, у нас возникает мотивация к действиям, нас что-то влечет.

      Мы, удовлетворяя эти потребности, по сути, продвигаемся в жизни вперед. Одно из проявлений здоровой психики — это поиск, движение, развитие, адаптация. Поэтому, чем более полно вы прислушиваетесь к своим потребностям и чем более стремитесь к их удовлетворению, тем более ваша психика является здоровой и открытой к получению нового опыта.

      Естественно, как только какая-то ваша потребность будет удовлетворена, на ее месте возникнет новая. Именно ваши потребности подсказывают вам чего вы хотите, а вы, удовлетворяя свои потребности, движетесь своим путем. Чем лучше вы чувствуете свои потребности и чем лучше их удовлетворяете, тем выше ваше качество жизни.

      Многие люди, почему-то считают, что удовлетворять свои потребности — это вредно. Это связано с воспитанием. Потому что, когда уровень стресса и неблагополучия в окружающей среде высокий, человеку просто не хватает психологического ресурса, для того чтобы задуматься о том, что потребности в принципе могут удовлетворяться. Но сейчас, уровень нашего образования, уровень развития научного и технического прогресса, позволяют нам вернуться к нашему естественному, первозданному природному уровню и жить так, чтобы наши потребности удовлетворялись.

      2 категория: Эмоциональные потребности в отношениях.

      1. Потребность быть любимым и нужным комку то. Если эта потребность нарушается в раннем детстве, например родители не заботятся о детях. У детей потом, во взрослом возрасте, возникают серьезные психологические проблемы.
      2. Потребность в доверительных добрых отношениях, в которых вы можете чувствовать себя надежно и защищенно. Эта потребность может не удовлетворятся если вас подвергают какой-то из форм насилия.
      3. Потребность в общении . В том чтобы высказаться, обсудить какой-то свой повседневный опыт, в том, чтобы рассказать что-то другому человеку, чтобы получить обратную связь и кого-то послушать.
      4. Потребность в эмпатии, в том, чтобы ваши эмоции понимали. Чтобы кто-то относился к вам с заинтересованностью, чтобы он вас слушал и расспрашивал. Эта потребность делиться эмоциями и разделять их друг с другом.
      5. Потребность в физическом контакте . В нежности, в том, чтобы подержать кого-то за руку и почувствовать его жизнь, такую далекую и вместе с тем, такую близкую к вам.
      6. Потребность в похвале. То есть, чтобы кто-то, называл вам, в виде позитивных оценок, именно ваши личные позитивные черты. И эта потребность, раздваивается на потребность в похвале и потребность в благодарности. Благодарность — это чтобы кто-то вас похвалил за хорошие поступки. Восхищение - это то, что вы сами лично из себя представляете. Ваша самооценка полностью зависит от той среды, которая вас окружает. Если вас в ней любят и постоянно показывают ваши позитивные оценки, то вы будете чувствовать себя очень хорошо. А если вас критикуют, унижают, оскорбляют, то в этих отношениях вам будет плохо.
      7. Потребность в уважении и признании вас именно таким какой вы есть. Эта потребность в том, чтобы вас не переделывали, не старались контролировать, а именно принимали и видели вас таким, каким вы являетесь по-настоящему.

      Иметь все эти эмоциональные потребности - абсолютно нормально. И от вас зависит создание той среды, в которой именно ваши эмоциональные потребности будут удовлетворены.

      Как взаимодействовать с этими потребностями:

      Вы чувствуете, что у вас есть какая-то потребность. Вы ее осознаете и называете. Индикатором может быть какая-то негативная эмоция или позитивная эмоция.

      Например, какой-то человек не дает вам удовлетворение от потребности, вы на него начинаете злиться и раздражаться. Вы прислушиваетесь к себе, понимаете, что это за потребность. Теперь, вы должны подойти к этому человеку и попросить его об удовлетворении этой потребности. Если он вас не понял, подберите другие слова и попросите еще раз. Можно просить и 10 раз, подбирая формулировки, пока человек вас не поймет и вашу потребность не удовлетворит.

      Например, вас любит девушка, но вы не планируете с ней строить отношения. Вы должны отказать ей, потому что у вас этой потребности нет.

      То есть, чтобы чувствовать себя комфортно, вы прислушиваетесь к себе, к своим потребностям, а потом либо просите у близкого человека, либо отказываете ему.

      Может возникнуть такая ситуация, что в текущих отношениях все ваши потребности на 100% удовлетворены. Но если в детстве, вы были недолюбленным и у вас есть какие-то “дефициты” , то вы можете страдать. В этом случае, ваши потребности будут избыточными и преувеличенными.

      Пример: Вы мальчик. И в вашем детстве, ваша мама проводила с вами меньше времени, чем вам это было необходимо. Она вас не хвалила, не замечала ваши достижения и у вас оказалась неудовлетворенной потребность “В нежности и заботе” со стороны женщины. Когда вы вырастаете, естественно, вы придерживаетесь общественного стереотипа, что "мужчина должен быть только в активной позиции", "мужественность — это значит только отдавать". Таким образом, вы сами себя блокируете на удовлетворение этой потребности со стороны женщины. И за счет того, что эта потребность избыточна, вы ощущаете постоянную грусть. В этой ситуации, вам может помочь осознание ваших детских потребностей, четкое их формулирование и просьба об их удовлетворении. Или вы можете, найти себе такого человека, у которого есть комплементарные потребности - дарить любовь и заботу.

      Пирамида Маслоу - 5 - 7 уровней потребностей человека с примерами

      Пирамида Маслоу – краткая иерархическая модель потребностей человека, располагающихся по уровню важности, в соответствии со ступенями личностного роста – от низшего уровня – удовлетворения физиологических потребностей к высшей ступени – самореализации личности (самоактуализации).

      С другой стороны, по мнению Маслоу, нельзя все время считать, что человеческое существо исключительно стремится к удовлетворению только физиологических потребностей. Достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень развития.

      Как можно применить знания о пирамиде Маслоу в повседневной жизни и на работе? Об этом и поведем речь…

      Структура пирамиды Маслоу: 5 и 7 уровней

      Абрахам Г. Маслоу признавал, что люди имеют множество разнообразных потребностей, но все эти потребности он подразделил на пять основных категорий:

      1. Физиологические: голод, жажда, возможность дыхания и др.
      2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
      3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.
      4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
      5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

      Так возникла теория 5-ти уровней потребностей человека.

      Пирамида Маслоу 5 уровней, с примерами из жизни

      В дальнейшем теория мотивации развивалась и появилась 7-ми уровневая структура пирамиды:

      1. Низший уровень: Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
      2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
      3. Потребность в принадлежности и любви.
      4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
      5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
      6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
      7. Высшая ступень: Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

      Пирамида Маслоу 7 уровней потребностей человека с примерами

      Таким образом, потребности можно разделить на низшие и высшие. Удовлетворение физиологических потребностей необходимо для выживания человека, поэтому низший уровень обязателен!

      Удовлетворение высших потребностей нуждается в подходящих условиях. Но их реализовывать нужно! Так укрепляется и развивается вся личность, ее здоровье на физическом и психическом уровне.

      Согласно выводам Маслоу – лишь 2% людей достигают вершину пирамиды, остальные – зависают посередине.

      Уровни потребностей пирамиды Маслоу

      Структура потребностей в пирамиде Маслоу

      Физиологические

      Этот уровень – животный. Это насыщение едой, сон, отдых, жажда, сексуальный инстинкт. Хотя, по мнению Маслоу, секс – не единственная причина, по которой человек принимает решение найти себе пару.

      Безопасность

      Стремление к безопасности проявляется человеком в раннем возрасте. Ребенок начинает плакать, когда мама надолго покидает его. Для закрытия потребности в еде человек ищет работу, которая будет приносить ему доход. Но и здесь стремление к безопасности берет свое – наличие социальных гарантий, стабильность компании играют не последнюю роль при трудоустройстве.

      Принадлежность, любовь

      Это желание заставляет людей объединяться в группы по интересам, заводить друзей, создавать семейные ячейки.

      За основу семьи можно взять любой инстинкт – физиологический, стремление к безопасности, желание познать жизненный смысл через заботу о близком человеке. Выбор происходит на основе общей удовлетворенности человека, степени сформированности личности, успешного закрытия предыдущих потребностей.

      Чем сильнее ребенка любили в детстве, тем больше у него шансов вырасти психически здоровым человеком, создать собственную крепкую семью.

      Признание

      От закрытия данной потребности зависит самооценка человека, его нужность и полезность обществу.

      Формирование личности зависит не от фальшивого уважения, а от реальных заслуг человека. За основу берутся спортивные успехи, карьера, творчество. Отсутствие должного признания зачастую становится главной причиной подачи заявления на увольнение. Именно по этой причине важно определить вектор своего развития и двигаться по нему.

      Очень интересно наблюдать, как маркетологи играют с данной человеческой потребностью в своих целях. Они подменяют уважение, заслуженное трудом, внешней атрибутикой. Подмена понятий ведет к тому, что человека начинают ценить не за достижения, а за брендовую одежду или использование люксовой косметики.

      Познание, понимание

      Это когнитивная потребность, она отличает человека от животного. Ее основа – стремление узнать новое, а не только страх, что человек не сможет ориентироваться в непредвиденной ситуации.

      С самого раннего детства ребенок познает мир через прикосновения, пробуя игрушки на вкус. Взрослый человек реализовывает потребность через путешествия, религию, философию, чтение книг, в противном случае он может впасть в длительную депрессию. Это касается и тех, кто длительно занимается монотонной, скучной работой.

      Эстетика

      К эстетической потребности можно отнести желание разукрасить этот мир новыми красками. Человеку невыносимо находится в сером, скучном мире. Видение прекрасного заложено в любом из нас с рождения, но некоторым людям удается развить эту способность еще сильнее. Кто-то украшает свой дом, самостоятельно создавая дизайнерский интерьер, другие выплескивают все в творчество.

      Именно на этой потребности построен мир моды, красоты. Без нее не смог бы существовать шоу-бизнес.

      Самоактуализация

      Это развитие собственной личности, высший уровень потребностей. Для гармоничного развития личности человеку жизненно необходимо раскрыть заложенный в нем потенциал через творчество, работу или хобби, реализовать свои цели, способности.

      Критика строения пирамиды

      На первый взгляд все вполне логично, но это не так. Сам ее создатель говорил, что потребности могут меняться местами, в зависимости от конкретного человека. Ведь многим из нас встречались люди, которые полностью посвятили себя построению успешной карьеры, забыв про семью и любовь.

      Не всегда полное закрытие предыдущей ступени гарантирует переход на следующую ступень и наоборот. Например, великие творцы очень часто жили в нищете и голоде, но не оставляли любимого занятия. Сам Маслоу объясняет такие примеры тем, что у подобных людей предыдущие потребности были максимально закрыты в детстве, поэтому они смогли ими поступиться во взрослом возрасте.

      Помимо этого, возможно падение вниз, если одни из расположенных там потребностей не были полностью удовлетворены ранее. Жаркие споры вызывает постановка сексуального инстинкта на первое место. Примеры святых людей доказывают, что это не так.

      Изучение пирамиды имеет достаточно интересный процесс, но не будет правильным, если мы будем брать ее за основу, ведь каждый человек уникален.

      Применение пирамиды Маслоу в реальной жизни и построении карьеры

      Изучение пирамиды сможет помочь человеку в какой-то мере сформировать представление о себе с психологической точки зрения:

      • Оценить то, какие уровни потребностей уже полностью удовлетворены, где нужна доработка.
      • Определить жизненные приоритеты, как добиваться целей эффективнее и быстрее.
      • Выбрать наиболее перспективные направления для достижения успеха, построения карьеры.
      • Лучше понимать близких.

      Пирамиду Маслоу активно применяют маркетологи создающие новые ценности для целевых аудиторий. Знание структуры человеческих потребностей будет полезно руководителям, тренерам в сфере бизнеса. Ведь правильное направление мотивации подчиненных способно вывести процесс организации работы на новый уровень, экономя финансовые ресурсы.

      В идеальной ситуации на любом производстве каждый сотрудник должен иметь стабильный оклад, помня о потребности стремиться к безопасности, дополнительные бонусы и возможность создавать или участвовать в различных социальных объединениях (корпоративы, спортивные соревнования). Любые виды поощрений будут говорить о признании, а индивидуальные задания поспособствуют развитию творческих способностей.

      Спасибо, что дочитали статью, составленную из открытых источников в Интернете.

      Михаил

      Потребности — переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.

      Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.

      Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.

      Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

      Потребности человека — основа для его интересов. Интерес — это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.

      Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

      Классификация потребностей

      Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.

      Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т.п.

      Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т.п.

      Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.

      В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.

      Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т.п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

      Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).

      Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

      Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т.д.

      ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

      Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

      Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим.Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.

      В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

      Материальные потребности человека — примеры, специфические особенности

      Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

      Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.

      • Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
      • Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
      • Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

      материальные потребности человека примеры


      Смотреть галерею

      Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей

      Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

      • Дыхание.
      • Еда.
      • Вода.
      • Кров.
      • Творческие увлечения.
      • Религиозные убеждения.
      • Сон, отдых тела и мозга.
      • Интимные потребности.

      материальные и духовные потребности человека


      Смотреть галерею

      Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

      • навязанные увлечения;
      • мнимые вероубеждения;
      • склонности и вымышленные способности.

      Материальные потребности человека – примеры позитивные

      Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

      материальные потребности человека


      Смотреть галерею

      Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

      • Удобное жилище.
      • Питательная разнообразная пища.
      • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
      • Средства передвижения.

      Материальные потребности человека — примеры негативные

      • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
      • Зависимость от лекарственных препаратов.
      • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

      Первичные и вторичные потребности

      Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

      1. потребности, без которых жизнь обрывается;
      2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.
      1. социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
      2. престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
      3. духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

      Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

      Естественные потребности

      По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти.

      В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище.

      Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни.

      Социальные потребности

      Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно).

      К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни.

      Читайте также: