Отдых в 19 веке

Обновлено: 19.09.2024

С началом лета москвичи торопились уехать из душного города на дачи – по состоянию на 1888 год, например, в окрестностях насчитывалось 180 дачных поселков. В теплое время туда переселялось внушительное количество горожан – до 40 тысяч человек.

Престижнее всего было арендовать дачу в принадлежавшем предпринимателю Василию Перлову поселке Перловка (сегодня это район подмосковных Мытищ). В каждом из 80 домов имелись свои душ и туалет, были оборудованы купальни на Яузе. Заборов не было – они считались дурным тоном. Аренду оплачивали в основном на три года вперед. Выходило дорого: на эти деньги можно было купить жилье в Москве. В плату входил культурный досуг: дважды в неделю Перлов приглашал выступить перед дачниками музыкантов и актеров.

Мода на дачи появилась раньше. Историк Николай Карамзин отмечал, что летом на улицах практически никого не остается: дачники разъезжаются, остальные сидят по домам, спасаясь от зноя. В 1830-х дачи располагались в Останкине, Кунцеве, Сокольниках. С последними связана особая история. На этой территории еще с XVII века располагались царские охотничьи угодья и загородная резиденция. Но в 1826-м Николай I велел отдать часть под городской парк, а часть – сдавать в аренду на 48 или даже 99 лет. Вот там и обосновались зажиточные дачники. Домик, принадлежавший статскому советнику Ивану Лямину (1822–1894), сохранился до сих пор.

Были места летнего отдыха и на территориях, которые сегодня считаются центральными, например на Ленинградском проспекте. Архитектор Федор Шехтель выстроил там двухэтажный особняк в неоклассическом стиле, его владельцы – купцы и фабриканты – часто менялись.

В конце XIX века дачная застройка велась и в Царицыне. Отдыхала здесь в основном интеллигенция – писатели, композиторы, ученые.

Первые циклисты

Велосипеды стали появляться в городе в начале 1860-х годов и были доступны не всем. Вслед счастливцам, оседлавшим диковинное двухколесное устройство, люди оборачивались. И хотя кататься им разрешено было только в загородных парках да в закрытых манежах, велосипедистам завидовали. Некоторых зависть толкала на неприглядные поступки – повредить колесо или натравить на беспечного ездока собаку. А еще велосипедов боялись лошади, из-за чего извозчики сердились и, бывало, огревали велосипедиста по спине кнутом – чтобы быстрее уезжал.

По парижской моде

Незамужние девушки из зажиточных семей носили скромные платья, а после свадьбы в их гардеробе появлялся плотный шелк, шелк с шерстью (иногда из Персии, Турции и Италии), а также чепцы или головные наколки, которые не снимали и летом.

Купить это все можно было в многочисленных магазинах в Китай-городе, на Тверской и Мясницкой, Кузнецком Мосту. Еще с 1820-х годов там продавали модную одежду из Европы. Одним из самых известных магазинов на Кузнецком владела француженка Виктория Лебур. Она не только торговала, но еще и шила сама и консультировала москвичек по вопросам моды.

А все Кузнецкий Мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!

Погулять по Кремлевским садам и посмотреть на кенгуру

Еще один любимый горожанами парк – на Пресненских прудах – появился еще в 1803 году, при Александре I. В основном там собирались те, у кого не было загородных дач, люди гуляли там днями напролет, задерживаясь порой до глубокого вечера. Встречались там ценители и пеших прогулок, и экипажных. Здесь тоже выступали музыканты.

Кремлевские сады (Александровский сад) создали в 1821–1823 годах. Вместо грязного рва появился благоухающий парк – еще одна точка притяжения для москвичей, любивших неторопливые созерцательные прогулки. Привели в порядок и Патриаршие пруды – их успели спасти от превращения в болото. Два засыпали, а третий очистили и облагородили. В самом центре, на Театральной площади, в 1825 году разбили сад с клумбами, дорожками, лимонными деревьями в кадках. Гости Петровского театра (сейчас – Большой) взяли привычку приезжать задолго до представления, чтобы погулять здесь.

Москвичи прошлых столетий мало отличались от нас в плане способов спасения от жары. В зной, когда особенно хотелось прохлады, они лакомились мороженым – в современном виде оно появилось как раз в XVIII веке. Его готовили из молока, яичных белков, сахара, добавляли туда шоколад, смородину, малину, вишню. У холодного десерта в то время встречалось еще одно название – ледник. Сначала его варили на плите, потом разливали в фарфоровые формы и оставляли остужаться. После этого массу процеживали в мороженице со льдом и солью и замораживали.

В XIX веке, кроме обычного мороженого, появились еще и его разновидности, довольно популярные среди москвичей: сорбетто (не до конца затвердевшее мороженое) и гранито (полужидкая масса из фруктовых соков).

Сахарно Морожено
На блюдечки положено,
Густо и сладко
Ешь без остатка!

Боролись с жарой и с помощью прохладительных напитков, например кваса. Его варили везде – и в богатых, и в бедных домах. Иногда в квас могли добавить фрукты. Продавали его на улицах представители гильдии квасоваров. Москвичи любили также лимонад, клюквенный мед и другие напитки.

На пляж – в комбинезонах

Места для пляжного отдыха выбирала Комиссия санитарного врача Москвы. На одобренных территориях возле мостов иногда делали коммерческие купальни – деревянные домики на середине реки. Такие были у Каменного, Устьинского, Бородинского, Крымского и других мостов. Они делились на дворянские и простонародные отделения, а также на мужские и женские. Были и семейные – для супружеских пар с детьми.

На пляже чаще всего просто отдыхали, любуясь водой. Купались совсем немногие – были споры, что холодная поначалу речная вода может быть опасна для здоровья. Да и плавать в таком облачении было не очень удобно. Купаться запрещалось с 23:00 до 08:00.

Источники: Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности
История туризма: Сборник / Составители Макаренко С.Н., Саак А.Э.- Та¬ганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 94 с.
Ответ на вопрос:
В истории развития туризма различают четыре этапа.
Первый этап - от древности до начала XIX века. - предыстория туризма
Второй этап - от начала XIX века до начала XX века. - элитарный туризм
Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны. - социальный туризм
Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней - массовый туризм
В основу данной периодизации положены технико-экономические и со¬циальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма.
Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), ко¬гда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лече¬ние, образование. В этот период зародились спортивные поездки. (Олимпийские игры)
В Средние века, стимулом к путешествиям становится религиоз¬ный фактор - поклонение святыням христианства и мусульманства.
Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий. В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направлен¬ность.
До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт:
1. средства передвижения были примитивными;
2. путешест¬вие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т. п.).

Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII - XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономиче¬скую жизнь общества. В результате развития производительных сил общест¬ва происходит разграничение рабочего времени и свободного времени ра¬ботника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предпри¬ятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе раз¬вития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Измени¬лись средства доставки и передвижения (построен первый пароход и паровоз). Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность пу¬тешествий для большинства простых людей.
Возникли первые предпри¬ятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продавае¬мый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организован¬ный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцати¬мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг.

Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских по¬ездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бю¬ро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно реклами¬ровало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не ме¬нее, в конце XIX - начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе по¬зволить немногие.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими инсти¬тутами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются турист¬ские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Ев¬ропейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на амери¬канских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е го¬ды и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсив¬ность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совер¬шает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый диффе¬ренцированный туризм.
Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и од¬нородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезли¬ченный конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туриз¬ма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предла¬гает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференциро¬ванному туризму совершался одновременно с переходом от рынка произво¬дителей к рынку потребителей.
Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда.
На рубеже 60 - 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т. е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образова¬тельный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.
Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) в 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН был реорганизован в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО).
Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фир¬мы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

Люди, жившие в 19 веке, пользовались общими правилами не только на отдыхе, в дороге или в гостях. Этикет предполагал быть скромным и незаметным. Многие из правил позапрошлого века для нас покажутся смешными, но они в то время были действенными. Узнать об этикете было несложно, так как о нем писали в книгах.

Некоторые особенности этикета 19 века

Чего нельзя было делать

Девушка ни за что не ложилась на скамью, потому что это считалось неприличным. Ехать с открытым или закрытым окном решал тот пассажир, который находился ближе к нему. А вот попросить об одолжении – показать себя невежливым. Если же другой пассажир все же пытался добраться до окна, то это могло стать причиной скандала.

В книге по этикету был описан такой случай. В одном вагоне ехал молодой человек, и две женщины. Одна из них – его больная мама, у другой, посторонней женщины началась мигрень, ей нужно было подышать свежим воздухом. И тогда молодой человек решил приоткрыть окно, несмотря на то, что его матери были противопоказаны сквозняки.

Опасность для девушек

На теплых морях издавна отдыхало много людей, поэтому родители юных особ очень за них переживали. Ведь на побережье всегда было много казино, гостиниц, а значит, большое количество любителей легкой любви. Что потом делать девушке, которую соблазнили и бросили? Только в море вниз головой.

Особенности деревенской и дачной жизни

Для деревень и дач существовали свои правила этикета:

  1. Ездить на дачу в гости можно только в том случае, если хозяева горячо зазывают. Но лучше отказаться, чтобы не показаться надоедливым.
  2. Если человек чувствовал недомогание, то на дачу лучше не соваться, поскольку своим унылым видом можно было испортить настроение другим гостям и хозяевам.
  3. Если человек принимал приглашение приехать на дачу, то он должен был обладать крепким здоровьем, веселым нравом. Но главное, не ныть, если деревенская жизнь не по душе.
  4. По приезду на дачу, нужно обязательно помогать хозяевам.
  5. В деревне всегда готовы ко встрече гостей, сразу по приезду подают легкую закуску.
  6. Согласно правилам этикета, у хозяина дачи или деревенского дома нет прав контролировать гостей, гуляющих по саду. Но этот же этикет предполагает, что гости не должны рвать цветы, фрукты, даже если сам хозяин это предлагает. Можно было только расхваливать, говорить, как все кругом красиво.

Некоторые особенности этикета 19 века

  1. Свободное время гости должны были проводить в комнате, которую им отвели хозяева. Ведь одно из правил этикета 19 века – никому не надоедать, занимать себя самостоятельно.
  2. Особые правила касались и объезда гостей. Они никогда не говорили об этом конкретно. Но когда же они решали уехать, хозяева должны были упрашивать, еще немного погостить. Но гости должны были поблагодарить, а потом уехать.

Конечно, для современных людей многие правила этикета 19 века покажутся не просто смешными, а порой даже невыполнимыми. Но как здорово было бы, чтобы часть их них начала действовать сегодня!

А Вам хотелось оказаться в 19 веке?

Массовый интерес европейцев к передвижениям возник в эпоху Великих географических открытий, но выйти за собственную околицу по-прежнему решались только смельчаки. Даже картографы нередко работали, основываясь на рассказах моряков, а не на собственном опыте. Но к концу XIX века научный прогресс, колониальная политика и зарождение международного права сделали своё дело: путь стал безопаснее и удобнее, и десятки, а затем сотни и тысячи европейцев отправились в путешествия. Рассказываем, как они были устроены, куда ехали туристы и где останавливались.

Как путешествовали?

Морские путешествия не были в новинку для европейцев. Весь вопрос заключался в массовости таких плаваний. С появлением пароходов на борт взошли даже те, кто раньше и подумать не мог о таких турах, что, разумеется, не ускользнуло от внимания острых на язык современников.

«Любопытная вещь — никто никогда не страдает морской болезнью на суше. В море вы видите множество больных людей — полные пароходы, но на суше мне ещё не встречался ни один человек, который бы вообще знал, что такое морская болезнь. Будь все люди похожи на того парня, которого я однажды видел на пароходе, шедшем в Ярмут, эту загадку было бы довольно легко объяснить. он стоял, высунувшись в иллюминатор, в очень опасной позе. Я подошел к нему, чтобы попытаться его спасти, и сказал, тряся его за плечо:

— Эй, осадите назад! Вы свалитесь за борт!

— Я только этого и хочу! — раздалось в ответ.

Сам факт морского вояжа уже мог быть отдыхом и приключением тем более, что со временем пароходы превратились в настоящие плавучие особняки:

Наземный транспорт тоже не отставал ни в скорости развития, ни в количестве предоставляемых услуг. Сеть железных дорог быстро опутала Европу. Вагоны первого класса, больше похожие на комнаты в дорогих гостиницах, могли позволить только представители высшего сословия, в распоряжении остальных были вокзалы, которые по уровню комфорта и многофункциональности напоминали современные аэропорты. И в поездах, и на пароходах быстро появились бюджетные места второго и третьего классов. С тех пор расстояния для обычных путешественников стали измеряться не десятками, а тысячами миль и километров. В 1867 году появились вагон-рестораны и путешествия на поездах теперь стали ещё более комфортными.

Расстояния путешествий увеличило и появление воздушного транспорта. В конце XIX века наступила эра дирижаблей, которые совершали и межконтинентальные перелеты. Первая в истории воздушная пассажирская линия Фридрихсхафен — Дюссельдорф была открыта в 1910 году.

Однако при всем блеске технических открытий никто не позабыл и про старый добрый гужевой транспорт. Лошади и быки по-прежнему использовались не только в деревнях, но и в городах. На территории молодого Советского Союза последняя конка была списана в 1928 году, в Великобритании конные трамваи исчезли только в 1967-м.


Чего боялись?

Во все времена путешествия были опасным мероприятием. Лошади могли понести и скинуть, судно затонуть, а пешеходов и всадников на большой дороге непременно поджидали толпы разбойников. Дальний поход казался самоубийством. В некоторых регионах средневековой Европы семья странника, не вернувшегося через 2 года, считалась осиротевшей, а его жена могла повторно выйти замуж.

Международным поездкам мешали и правовые нормы, почти не защищавшие чужестранцев. Так, по свидетельству английского писателя Лауренса Стерна, в XVIII веке во Франции все вещи умерших в пути туристов конфисковывались в пользу короны. Путешествующие рядом наследники почившего могли остаться ни с чем.

Столетие спустя, когда ситуация с разбоем и законодательством более-менее изменилась, появились новые страхи. Вместе с развитием транспорта наступила и эпоха катастроф. Только в XIX веке, когда поезда были на пересчёт, случилось с десяток аварий, большинство из которых были связаны со взрывом котлов в паровозе, поломками осей или столкновениями составов.


Зачем путешествовали?

И все-таки люди отправлялись в дорогу. Стерн писал:

«Если праздные люди почему-либо покидают свою родину и отправляются за границу, то это объясняется одной из следующих общих причин:

Слабостью ума или

Для крестьян и бедных горожан аналогом развлекательных курортов служили ярмарки, на которых можно и себя показать, и на других посмотреть.


Что брали с собой?

Багаж – главная головная боль туриста XIX века. Крестьянам-паломниками или торговцам в этом плане было гораздо легче. Их почти не связывали рамки, поставленные модой и этикетом, чего не скажешь о знатных горожанах. Попробуйте, например, запихнуть в багаж широкополую женскую шляпу, столь необходимую и модную в самом конце XIX столетия. Для каждой такой шляпки приходилось брать отдельную корзину или коробку. То же самое касается платьев, которые необходимо было сложить так, чтобы они не помялись, разнообразных перчаток, чулок и обуви. Часто выходить в свет в одном и том же наряде было крайне неприлично, поэтому барышни собирали с собой как можно больше нарядов.

Для долгих путешествий существовали дорожные секретеры с отделением для ценных бумаг, дорожные шкатулки-нессеры, служившие портативными трюмо, и даже переносные молельни. До середины XIX столетия вещи чаще всего перевозились в сундуках. Эту традицию искоренил личный упаковщик императрицы Евгении, жены Наполеона III, Луи Витон. Именно он выпустил первый чемодан, способный сохранять форму благодаря жёстким стенкам, но оказавшийся гораздо легче дорожного сундука. Теперь багаж значительно изменился, а вот его объемы по-прежнему впечатляли:

«12 августа, толпа путешественников, и во главе их — генерал-губернатор Восточной Сибири, высыпали на берег. Всех гостей было более десяти человек, да слуг около того, да принадлежащих к шкуне офицеров и матросов более тридцати человек. А багажа сколько!

И. Гончаров «Фрегат "Паллада"


Где останавливались?

История гостиниц и постоялых дворов уходит корнями в глубокую древность. Паломникам, дипломатам, торговцам во все времена надо было где-то останавливаться, и местные жители понимали, что на этом можно зарабатывать. Сложно сказать, когда именно возникли постоялые дворы, зато благодаря свидетельствам современников мы знаем, как они выглядели в ту или иную эпоху.

В основном такие дорожные гостиницы представляли собой деревенские дома, разумеется, без внутренних удобств. А их чистота целиком зависела от совести хозяина, впрочем, как и качество обеда, если он вообще был. В классической литературе можно встретить бесконечное количество жалоб на клопов и холодное жаркое, впрочем, бывали и приятные исключения.

Повышенный спрос благотворно сказался на предложении. В XIX веке количество таких заведений возросло в геометрической прогрессии. Настала эпоха, когда путешествия стали не только быстрыми, но и комфортными.

Читайте также: