Отдых в 90 е годы

Обновлено: 04.10.2024

Сегодня о новых русских не рассказывают даже анекдотов: молодое поколение не поймёт, а старому уже не смешно. Отчаянные люди в малиновых пиджаках и на больших джипах, для которых территория бывших советских городов представлялась современной версией Дикого Запада, сегодня остались разве что в песнях на радио "Шансон". Но если говорить об анекдотах и другом фольклоре, то очевидно, что ни одна другая социальная группа в современной России не оставила после себя такого количества шуток, фильмов, сериалов, песен и прочего массмедийного продукта, как новые русские.

Образы из сериалов "Бандитский Петербург" и "Бригада", фильмов "Жмурки" или "Брат" понятны, хоть и не всегда близки любому русскому человеку. Вокруг этих фильмов давно существует собственная мифология, состоящая из образов главных героев и их нетленных цитат, что вполне объяснимо: новые русские по факту и были главными героями 90-х — эпохи, когда, кажется, было "всё позволено" и по которой в последнее время стали ностальгировать даже те, кто сам только в эти 90-е родился.

Евроремонт как коллективная фантазия о роскоши

Новый русский — это человек в малиновом пиджаке, скорее всего от Версаче, с золотой цепью на шее, стоящий у открытой двери своего тонированного шестисотого "мерседеса" на фоне загородного особняка в районе Рублёвского шоссе, причём в доме обязательно сделан евроремонт.

Дело в том, что евроремонт в России и СНГ 90-х был таким же сложившимся узнаваемым стилем, как, например, рококо и барокко. Хотя формально евроремонт — это обыкновенный ремонт, выполненный по стандартам Старого Света с применением европейских отделочных материалов. Для нашего человека, будь то новый русский или обычный рабочий, евроремонт означал воплощение самых смелых дизайнерских фантазий с помощью гипсокартона, линолеума и пластиковых панелей.

Эталоном показной роскоши для человека из 90-х был петербургский Эрмитаж, то есть людям буквально хотелось жить как цари.

Показная роскошь действительно была массовым явлением в России 90-х, поскольку в Советском Союзе не было представления о роскоши, а любые проявления богатства тщательно скрывались или маскировались. Поэтому, как только у людей появилась возможность, они принялись обставлять себя предметами, которые в их представлении выглядели шикарно и статусно, и это представление отличалось от европейского довольно сильно, — считает дизайнер Амалия Тальфельд.

Мы также не могли не поговорить с одним из самых одиозных шоуменов страны, до сих пор не вышедшим из имиджа нового русского, — Стасом Барецким. Как оказалось, Стас и сам бывал в домах новых русских, в том числе у криминального авторитета 90-х и лидера Тамбовской ОПГ Владимира Барсукова (Кумарина), а также у директора завода "Балтика".

— Всё в золоте, в зеркалах… Да, сейчас над этим люди смеются. Золотые рамки, орех и красное дерево, нагромождение всего большого и нефункционального, но диваны и кресла, надо признать, все удобные и качественные, — рассказал Стас.

Упомянул Стас Барецкий и евроремонт, также он сказал, что его жилище со времён 90-х изменилось мало.

— У меня евроремонт — пережиток 90-х, на потолке много лампочек, а света мало. Подвесные потолки, от которых давно пора избавиться: они собирают пыль и насекомых. А половину мебели давно пора уже выкидывать. Сейчас время минимализма, и я прекрасно это понимаю и принимаю.

Культура по понятиям

Новые русские оказались столь заметным явлением ещё и потому, что их культура была предельно наглядна и выразительна, включала в себя массу нюансов: от собственного жаргона и распальцовки до кодекса поведения. К тому же в 90-е различали два понятия: "браток" и "новый русский", семантику которых зачастую смешивали.

Надо понимать, что новые русские — полубандиты или полукоммерсанты, некий привилегированный класс, а браток — это как раз боец в спортивках. Сейчас этот образ ушёл, поэтому молодёжь уже и не помнит. А почему, собственно, не носить, если у тебя есть пиджак? Что, только белый и чёрный? Или голубой, как у Стаса Михайлова? — возмутился Стас Барецкий.

А для Вики Цыгановой, российского шансонье и композитора, которая сейчас занимается записью альбома с Фио Дзанотти (знаменитым аранжировщиком Адриано Челентано), эпоха 90-х — это время, которое внесло в жизнь понятие свободы практически во всём.

— Мы наконец увидели зарубежную архитектуру во всей её красе. Да, время было сумбурное и непростое, зато появилось ощущение свободы — одеваться и оформлять интерьер стало возможно не только так, как прикажет партия. Что касается мебели, то у меня лично не осталось уже ничего из той эпохи, однако я прекрасно помню стенку из красного дерева с эффектом полироли, которую сделал мой отец, она была самой красивой на свете. Вот этот блестящий стиль как раз сейчас используется в оформлении яхт, частных самолётов или дорогих авто.

Однако несмотря на то, что интерьерного наполнения эпохи 90-х у самой певицы уже не осталось, для неё то время умерло не до конца.

— Кстати, мой альбом с Фио Дзанотти я выпущу на виниле — и это очередной привет из 90-х. В этом году исполняется 20 лет песне "Приходите в мой дом" и 15 лет нашему дуэту с Михаилом Кругом. Я не была в домах новых русских, потому как живу аскетичной жизнью художника в доме, который построил мой муж, он входит в десятку красивейших домов России. У меня дома кожаные шторы, много дерева. Я не люблю, когда интерьер холодный, как каменный мешок. Мне важно, чтобы в интерьере была душа, — рассказала Лайфу певица.

А вот знаменитый шансонье Вилли Токарев уверен, что причиной интерьерного и стилевого китча 90-х стали деньги.

— Выражу своё мнение. Стиль определяет человека. Пиджаки и цепи определяли вкус и культуру людей. Вспомните мини-юбки и брюки-дудочки — это были атомные взрывы. Показатель сегодняшнего стиля — рваные джинсы и серая безвкусная одежда. Люди разучились быть элегантными. Я сторонник классики — от причёски до обуви. Но никогда не учу других, как жить. Я люблю красиво одеваться, и это имеет свой эффект. У меня в доме нет лишних вещей. Я сторонник, что называется, лаконичного дизайна.

Я знаю одного очень влиятельного и богатого человека, который в лихие 90-е сделал в квартире новый дизайн интерьера. А его жена, побывав в гостях у соседей, увидела, как у них. На следующий день бизнесмен по просьбе жены поломал всю новую плитку и положил такую же, как у соседей. Дело в том, что, когда у людей есть деньги, они изощряются в дизайне как только можно. Когда же я видел работу зарубежных дизайнеров в 90-е, я просто восхищался. Кстати, к одежде пропорция "деньги — стиль" тоже имеет прямое отношение, — рассказал Лайфу шансонье.

Об уникальности культуры новых русских, а также о том, почему именно она породила такое количество фольклора и образов, ставших частью массовой культуры, Лайфу рассказал профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

— Понятно, что этот образ выражал новую экономическую и социальную реальность, карикатурно пытался компенсировать быстрые и необратимые последствия, которые в ней протекали. Но феномен как реальность быстро сошёл на нет, малиновые пиджаки очень быстро усвоили хороший вкус и манеры, фольклор же задержался подольше. А сериалы вроде "Бригады" и "Бандитского Петербурга" действительно были очень популярны довольно долгое время, — рассказал Лайфу профессор НИУ ВШЭ.

Что же касается стиля, как интерьерного, так и в одежде, нынешний образ молодых людей вызывает непонимание у представителей былых 90-х, а лакированные ботинки до сих пор являются показателем того, что человек "на бричке", и вызывают респект у представителей лихих годов.

Минимализм и жизнь для себя

Если говорить о том, что стало с новыми русскими сейчас, то большинство из них либо погибли в перестрелках, либо легализовались и ведут незаметную жизнь за высоким забором. Исключением последнего времени стала разве что свадьба сына олигарха Гуцириева, на которой спели Джей Ло, Стинг и Алла Пугачёва, и где только платье невесты стоило 25 миллионов рублей. От такого оторопели даже те, кто застал разгул и роскошь 90-х.

По мнению архитектора и дизайнера Амалии Тальфельд, сегодня тренд показной роскоши сошёл на нет и связано это с тем, что люди стали массово путешествовать и увидели, что можно жить по-другому — ничуть не хуже и без мнимой роскоши.

— Сейчас, к счастью, это проходит. На смену кожаным диванам и зеркалам в золотых рамах пришёл минимализм. Люди работают очень много, дома им хочется расслабиться, а в перегруженном роскошью интерьере это невозможно. И то же самое происходит с огромными домами, для поддержания которых в надлежащем состоянии требуются колоссальные усилия. Сейчас люди приходят к дизайнеру и говорят: "Хотим пожить для себя, так, как нравится, а не напоказ.

А вот Стас Барецкий, напротив, считает, что 90-е ещё живут.

Да, я недавно был в гостях у одного из владельцев питерской таксомоторной компании. У него ничего толком не поменялось. Огромные кресла, зеркала. Такие люди медленно ориентируются во времени. Я сам постоянно на взводе, как кот. Постоянно ищу где-то подвох. Это прививка девяностых, вакцины от которой в России ещё не придумали.




Группы формировались стихийно из бывших педагогов, инженеров и производственников, которые уходили со своих предприятий в никуда. Несмотря на разный социальный статус, люди были добрыми и отзывчивыми. Они быстро объединялись. Хватало примеров взаимовыручки. Хотя каждая поездка была будто поход на войну. Никто не знал, чем все закончится. Однако те шоп-туры помогли многим белорусам получить стартовый капитал и превратиться из горе-коммерсантов в бизнесменов серьезного уровня.

В 1995 году мы совершенно случайно узнали о создании новой фирмы. Руководили ею два успешных бизнесмена — датчанин и немец. Раньше оба работали в строительстве. То есть к туризму не имели никакого отношения. Но предприниматели быстро поняли, что Польша доросла до нужного туристического уровня, и организовали фирму Scan Holiday. Она начинала работать в бюджетном секторе туризма. Для белорусов это было приемлемо.


Тунис стоил смешных денег — $200—250. Таких цен сейчас вы не найдете нигде. После Туниса стали развиваться Кипр, Греция и Египет, в котором я впервые побывала в ходе рекламного тура с белорусскими журналистами. 1995 или 1996 год. В тот период, кроме привычного отдыха в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе, были широко представлены варианты комбинированных туров с круизом по Нилу. Очень интересная поездка от Асуана до Луксора или обратно. Сегодня они практически отсутствуют в наших предложениях и предложениях ведущих операторов. А жаль.

На стартовом этапе очень активно развивались летние направления отдыха. Это привело к моде на Средиземное море. Но куда лететь зимой, когда оно остывает? Начался поиск. Возник выбор между Египтом и Таиландом, в который, правда, долго лететь. В общем, именно так Египет со своим Красным морем, температура в котором не падает ниже +21, обрел нынешнюю популярность.


1991—1992 годы — время формирования турбизнеса в Беларуси. Тогда появилось примерно 15 фирм, которые существуют и по сей день. Люди работали очень тяжело. Сейчас все говорят о безработице. В 1992-м она тоже была. И я уходила с завода, понимая, что предприятие просто умирает. В итоге мы брались за все. Люди были более активными. Сейчас же… не знаю. Мы жили трудно, но интересно. У нас был кураж. Хватало здорового авантюризма.






Это был этап первоначального накопления капитала. Бесконечный поток автобусов, несмотря на все трудности. Начальный интерес к Турции, кстати, был таким же. Народ ехал, чтобы купить какие-то кожаные куртки и шубы, а потом продать их здесь. Потом примерно так же люди отправлялись в Китай за пуховиками. Машины и телевизоры — вообще отдельная тема. Белорусы делали себе немецкие визы в массовом порядке. Из Германии гнались авто с целью дальнейшей перепродажи. Основа у тех путешествий была коммерческой.


В туристических фирмах работало по два-три человека. Помню, в те времена было достаточно обслужить четыре-шесть клиентов за месяц, чтобы нормально существовать, максимум восемь. Собрать группу было за счастье. Зарабатывали в основном на Польше. Только в 1995—1996 годах туризм стал ориентироваться на отдых.


Шел активный рост, был драйв, мы стали получать деньги и хотели заработать еще больше. Началось общение с иностранцами. Мы безоговорочно верили им и всячески возносили. Потом оказалось, там тоже хватает разных людей: и порядочных бизнесменов, и откровенных мошенников.



Белорусы стараются просить туры там, где меньше русскоговорящих. Это общая черта для представителей бывшего СССР, которая родилась еще в девяностых. Если итальянцы, американцы и немцы совершенно не против соотечественников, то мы хотим быть подальше друг от друга. Может, это какой-то снобизм, может, желание провести более эксклюзивный отдых.



Один приятель рассказывал, как в начале девяностых поехал в дорогой отель. С утра он бежал на завтрак. Ел все, что видел. А потом быстро-быстро несся на лифт. Затем — в номер, чтобы лечь, пока не станет плохо. В чувство человек приходил чуть ли не к обеду. Такие истории рождались от нехватки знаний. В плане туристического опыта мы сильно прибавили за 20 лет.


ДОЛГИН Николай

На днях культурная икона 90-х, поп-группа Spice Girls, объявила о своем воссоединении. 40-летние дамы вновь отправятся в турне, дабы тряхнуть "девичьей силой" и возродить былую славу. Время, чтобы напомнить о себе, барышни подгадали как нельзя лучше. Эпоха 90-х снова стремительно входит в моду, что находит отражение в самых разных сферах — от одежды и музыки до кино и сериалов.

Группа Spice Girls сообщила о воссоединении и турне в 2019 году

Вторую жизнь в том или ином виде получили "Твин Пикс", "Зачарованные" и "Сабрина — маленькая ведьма". "Красавица и чудовище", "Джуманджи", "Парк юрского периода" — их ремейки и сиквелы собирают неприличные горы денег в прокате. Действие грядущего супергероического блокбастера "Капитан Марвел" также развернется в 90-е. Даже переиздания допотопных видео-приставок Nintendo разлетаются как горячие пирожки.

В какой-то мере ситуация даже нормальна: в конце концов, все тренды цикличны. Еще в 70-х Джордж Лукас в своем "Американском граффити" изнывал по 50-м. 80-е вдохновлялись 60-ми, 90-е — 70-ми и т. д. Каждые 20−30 лет у общества просыпается тоска по прежнему жизненному укладу, и опыт прошлого начинает по-разному обыгрываться и переосмысляться. Ностальгии все поколения покорны. Однако в новом тысячелетии подобная хандра достигла пугающих масштабов. Оригинальных вещей, идей и произведений становится все меньше, в то время как нас со всех сторон окружают ремейки, продолжения и возрождения.

Постмодернизм и ретромания

Причин у сложившегося положения несколько. Прежде всего, мы живем в эпоху постмодерна, когда авторы норовят использовать готовые формы, а творчество строится на бесконечных цитатах, подмигиваниях, заимствованиях и переделках.

В Москве открылась мультимедийная выставка

Постоянное реконструирование — это просто основа современной массовой культуры.

Совсем недавно мы проходили пик страстей по эстетике 80-х, подстегнутый "Очень странными делами". Их создатели, братья Дафферы — миллениалы, чье детство пришлось как раз на прославляемые в их сериале времена.

Это яркий пример того, как потребители той культуры превращаются в ее производителей. В ближайшие годы впору ожидать, что и другие их подросшие ровесники тоже станут авторами и будут искать вдохновение в вещах, которые они любили в нежном возрасте. Таким образом, ностальгический крен еще больше сместится с 80-х на все, что делало памятными 90-е.

Как правило, человек с трепетом оглядывается на прошлое, когда не может смотреть на действительность без плохо скрываемого отвращения. Современные молодые люди особенно охотно поддаются ностальгии. 90-е олицетворяют для них более спокойное, приятное и понятное время.

Западное общество с надеждой ждало нового тысячелетия, но потом по нему ударили теракты, экономические кризисы и политические казусы вроде последних американских выборов, разделивших социум.

Впрочем, ключевой момент подобной ностальгии в том, что она переносит именно в светлые детские воспоминания, когда мир казался проще

В России лихие 90-е отнюдь не походили на счастливый период стабильности, однако у многих росших тогда ребят осталась добрая память о мультфильмах и сериалах, которые они тогда смотрели.

То же самое и с музыкой, поскольку предпочтения в основном формируются в подростковом возрасте. Да и нынешняя наша экономическая ситуация мало кому дает поводов для оптимизма, так что волей-неволей все грезят о временах, когда трава была зеленее.

Не помогают делу и современные технологии, захватившие нашу жизнь. Миллениалы подчинены власти мобильных телефонов и гаджетов, из-за чего они порой испытывают одиночество, чувство бессмысленности и недостаток реального общения.

В 90-е люди больше выходили на улицу и взаимодействовали друг с другом, а не маялись виртуальным досугом.

Наконец, поколение 20−30-летних попросту инфантильно: вечные подростки совершенно не спешат взрослеть. Им хочется снова и снова переживать свое детство. Ностальгия для них — это способ эскапизма и психологической защиты от тягот действительности

Расчетливая коммерциализация

Сейчас миллениалы активно вступают в платежеспособный возраст, и маркетологи прекрасно осознают их потребность переноситься в беззаботные годы юности и учитывают это в рекламе.

СМИ: Spice Girls воссоединятся после согласия на совместные проекты Виктории Бекхэм

Знакомые образы вызывают доверие и положительный эмоциональный отклик. То же голливудское производство — это в первую очередь бизнес, где хотят свести риск к минимуму, а прибыль — к стратосфере.

Продюсеры опираются на проверенные бренды, которые они пытаются слегка освежить с помощью новых технологий.

У кого-то из молодых людей уже появились дети, которые еще не знакомы с историями из юности своих родителей.

Всевозможные ремейки окучивают сразу две аудитории: тех, кто соскучился по данному сюжету или вселенной, и незамутненных неофитов.

Логика простая: раз данная фабула или герои работали на старых зрителях, значит, и на очередное поколение они окажут эффективное воздействие

Долгоиграющие франчайзы дают ощущение стабильности и какой-никакой гарантии качества — люди более-менее представляют, чего от них ждать. Опасность повальной ностальгии в том, что она может создать замкнутый круг. Если нынешние дети будут расти на суррогатных ремейках и сиквелах при отсутствии новых историй, то в будущем тосковать будет попросту не о чем.

Пока разные десятилетия сохраняют оттенки индивидуальности, но такими темпами поп-культура рискует сожрать сама себя

Строго говоря, мы сами виноваты. Сначала мы задаемся вопросом, зачем классическим диснеевским мультфильмам нужны безыдейно переснятые киноверсии, а затем делаем им миллиардную кассу.

Мы создаем соответствующий спрос, а индустрия развлечений его попросту удовлетворяет.

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ о 90-х, добавь свой отзыв. Времена 90х вошли в каждый город, в каждую семью. Какие наши личные общие воспоминания, чем занимались, сколько было лет нам тогда.Как мы относились тогда к тому времени,как повлияло оно на лично каждого, его семью,друзей? Как осознавали развал страны?

Влад Калашников

Из письма очевидца.1
Прекрасно помню это время. Денег не было вообще. На заводе, где я работал, з/п задерживали 8 месяцев. Хорошо давали под зарплату продукты, хотя продуктами это можно было назвать с натяжкой – заплесневелые макароны, тухлая рыба, зеленая колбаса, и все это втридорога. Выдавали вместо денег чеки, но чтобы на них что-то купить, надо было их обналичить. А это было возможно, только если были знакомые кассиры в магазинах.

С двумя маленькими детьми в то время было реально страшно. В подъездах и на лестничных клетках творился беспредел. Именно тогда пошла мода ставить стальные двери, иначе можно было остаться без всего, выносили все, вплоть до ковров.

Детей кормили с молочной кухни, впрочем, частенько и сами ели то, что не доедали дети – есть было реально НЕЧЕГО. Спасибо, помогали родители, у них был огород, да и дача выручала здорово.

Ребята, кто бы что ни говорил, но в то время был реальный пиздец.

Влад Калашников

Из письма очевидца 2
У меня все время возникает вопрос – почему люди не понимают, откуда появилась коррупция в милиции. Я в середине 90-х только пришел в органы и, будучи зеленым лейтенантом, окунулся в такое дерьмо криминального миропорядка тех дней, что все мои идеалы были разбиты вдребезги! Рабочий день – 12-16 часов, постоянный круг общения – мразь и отребье, гнев начальства из-за отставания от показателей, невыплаты зарплаты от 4 до 9 месяцев и т.п. А когда у меня появилась семья и родилась дочь, то я понял, что или я беру на лапу, или мне пора валить из органов. Я ушел, но другие-то остались! Я их знал, причем очень хорошо знал – вместе начинали служить порядку. Сначала ребятам было тяжело, стыд заливали водкой, а потом ничего, втянулись. Стало не западло даже не намекать, а требовать дать. А потом они уже стали примером для новых лейтенантов.
Я порой задумываюсь, как бы пошла моя жизнь, останься я на службе. Наверное, сидел бы сейчас, как большинство тех, бывших стыдливых.

Влад Калашников

Влад Калашников

Из письма очевидца 4
Я прекрасно помню 90е, хоть и был ещё подростком. В моём городе половина молодёжи сидела на герыче, болела СПИДом и бомбила рынки. Почти раз в неделю я узнавал, что кто-то из моих старших приятелей умирал от передозняка или вешался на стройке. Помню, зашли с другом перед школой покурить в сарайку, а там парень из 9 класса висит в петле с вытянутой шеей! В моём городе было две бандитских группировки, которые делили между собой алюминевый завод, и стрельба на улице средь бела дня была для нас привычным делом. У моего друга отец был охранником авторитета с погонялом Рысляй, и, когда начался очередной замес с перестрелкой, в него попало 7 пуль. Он остался жив, сейчас часто вижу его на улице уже пожилым дядькой, но всё ещё здоровым. Так что у меня такие воспоминания.

Влад Калашников

Из письма очевидца 5
Сильнейшее воспоминание о начале 90-х, как меня, еще совсем мелкого, чуть не затоптала толпа, рвущаяся в открывающийся после обеденного перерыва магазин за зеленым горошком в банках. Тогда я впервые понял, что смертен, что меня могут убить не со зла какого-то, а, просто не заметив, мимоходом. А еще, что рвущаяся к продовольствию голодная толпа - это стихийное бедствие.
frakir
Сильнее всего запомнились включения электричества на 2-3 часа в сутки. Зима, холодно, освещения нет. Сперва свечи жгли, но они быстро заканчивались, а стоили что-то не дёшево. Потом навезли из Китая фонарей аккумуляторных, но они заряжаться не успевали толком. Была как-то зима, когда в городе мусор не вывозился. Везде выросли огромные мусорные кучи. Но тогда люди как-то добрее друг к другу стали, помогали друг другу, выручали часто. Потом, как жизнь легче стала, это исчезло.

Влад Калашников

Из письма очевидца 6.
Я сейчас пытаюсь вспомнить, в каком году были талоны на чай, сахар, водку? Моя дочь ещё была совсем маленькая, и мой отец страшно радовался, что на неё тоже дают талон на водку. Работники культуры в то время были, наверное, самые ненужные люди и я была без работы. Потом у новых русских с ребёночком сидела. Нас спас бабушкин домик в деревне. Родители вышли на пенсию и освоили выращивание овощей, даже, помню, были поросятки. У моей дочери осталось радостное воспоминание, когда моему дяде зарплату заплатили бананами. Видела тут более жёсткие воспоминания, но и мне как-то неудобно сейчас признаваться даже себе. После дефолта 98 года, взяла денег в долг и уехала в Грецию, вышла замуж. Через некоторое время забрала туда и дочь. Но через 4,5 года вернулась, потому что приезжала каждый год в Россию и видела изменения в лучшую сторону. Ни о чём не жалею. Но если меня потянут назад в 90-е, выйду на баррикады

Влад Калашников

Влад Калашников

Но, пожалуй, самый подробный комментарий мне прислал пользовать vitaliyvji.
Привожу выдержки:

Читайте также: