Отдых в булгаре татария

Обновлено: 04.10.2024

Во́лжская Булга́рия (Серебряная Булгария [7] , Болгарское ханство [8] , Булгарское ца́рство, Волжско-Камская Булгария [9] ; тат. Идел Болгар , чуваш. Атӑлҫи́ Пӑлха́р, Нухрат Пӑлхар [7] ) [10] — историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовавшее с X по XIII век.

Содержание

    (V—IV тыс. до н. э.) (II тыс. до н. э.) (XVIII—XII века до н. э.) (втор. пол. II тыс. до н. э.) (XVI—IX века до н. э.) (VIII—III века до н. э.) (II век до н. э. — IV век н. э.) (III—VII века н. э.) (IV—VII века н. э.)
    (IV-V век) (VII век) (VII—X века) (VIII век — 1240) (Булгарский улус) (1236—1438) (1438—1552)
  • Казанский и Свияжский уезды (1552—1708)
  • Казанский разряд (1680—1708) (1708—1781) , Симбирское, Вятское и Уфимское наместничества (1780—1796) , Вятская, Симбирская, Самарская и Уфимская губернии (1796—1920) (1920—1990) (с 1990)
    (434 — VI век) (650—969) (X век — 1240) (Булгарский улус) (1240 — 1438) (1438 — 1552)

Во второй половине VII века одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и обосновалась в районе Средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён.

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил. [15]

В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но пострадала от восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964—969).

В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

В 985 киевский князь Владимир Святославич в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор [~ 1] .

В 986 году посольство из Волжской Булгарии посетило Киев с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.


В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии. В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.

В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Болгар (в русских летописях известен как Бряхимов). В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами. В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар. Из-за этих нападений в середине XII в. болгары перенесли столицу из Болгара в Биляр.

В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе — ещё на шесть лет.

В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками [16] . Это поражение, как и поражение при Перване в 1221 году, стало исключением на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В 1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть.

В 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию [~ 2] .

В 1220-х—1240-х гг. после упорной борьбы Волжская Булгария завоёвана монголо-татарами и, сохранив некоторую автономию, включена в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), первой столицей которого (в XIII в.), политическим и торгово-ремесленным центром был город Болгар. Булгарская культура стала важнейшим компонентом золотоордынской культуры. Булгарские князья расширяли свою территорию главным образом в районах рек Вятка и Кама. Во 2-й половине XIII—XIV вв. основное население переселилось из Закамья в Предкамье. Внутри Волжской Булгарии выделились Казанское, Булгарское, Жукотинское и другие княжества. После образования Золотой Орды волжские булгары (болгары) стали одним из компонентов в этногенезе современных татар, башкир и чувашей.

Экономический и политический подъём Волжской Булгарии в XIV в. был приостановлен набегами на булгарские города ханов Золотой Орды в ходе внутренних усобиц, походами русских князей (с 1360), нашествием Тимура (вероятно, в сер. 1390-х гг.), нападениями ушкуйников.

По мнению М. Г. Худякова, конец надеждам на восстановление прежней Булгарии положило разграбление города Булгар русскими ушкуйниками — новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами [17] .

Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань [18] . В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань. В 1438 с приходом династии чингизидов под предводительством Улу-Мухаммеда на территории Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство [19] .

Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники, подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть удалены.

Арабский географ Ал-Истахри и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, доводя её до реки Урал [21] . Некоторые мусульманские географы X—XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Гарнати (XII в.), пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.


Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал советский археолог Р. Г. Фахрутдинов, который в 1960-70-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени — 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области — около 200, в Самарской области — около 160, в Чувашии — около 70, в Пензенской области — около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. А. Х. Халиков и Е. П. Казаков считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь—Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной — Самарскую Луку, западной — реку Сура и восточной и юго-восточной — низовья реки Белая и реку Урал.

Некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы, в их представлении, совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, а северные выходят к Карскому морю.

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.


Волжская Булгария была населена пришедшими несколькими волнами (во 2-й половина VII века и позднее) после распада Великой Булгарии булгарскими и другими тюрко-язычными племенами, а также прикамскими финно-уграми (носителями ломоватовской культуры, неволинской, постпетрогромской, чияликской и других археологических культур) и, возможно, оставшееся в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье праславянским населением (именьковская культура) [22] .

В письменных источниках IX—X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан Алмуш (Альмас) — это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт [9] .

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам историка В. П. Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

В начале X века булгарский йылтывар Алмуш принял ислам ханафитского толка. Языческие захоронения встречаются не только в сельских поселениях, но и на территории некоторых городов.

Письменность у булгар, как свидетельствуют источники пережила три типа. Первая — руническая, как у практически всех тюркских народов. О распространении рунического письма можно судить и по памятникам, сохранившимся от Дунайской Болгарии. С принятием ислама, с 922 года, начинается распространение арабской графики. Ислам был религией с развитой письменностью. Позже, скорее всего, в период Золотой Орды, в оборот входит уйгурская письменность [30] .


Сегодня мы продолжаем рассказ о том, в какие места Татарстана можно съездить на машине на выходные или в отпуске, и что интересного там можно увидеть. Ранее мы уже рассказывали о поездке в Бавлы и Свияжск, а сегодня расскажем о путешествии в древний Булгар.

Булгар - это древнее городище, построенное в 10 веке, с богатой историей и культурой. Будучи торговым, культурным и ремесленным центром региона, Булгар неоднократно завоевывался и разрушался, пока в 15 веке его жители полностью не покинули это место и город больше не восстанавливался. Древний Булгар располагается рядом с современным городом Болгар Республики Татарстан.

Расстояние от Набережных Челнов до Булгара составляет около 300 км. Маршрут проходит через Нижнекамск, Чистополь и Алексеевское.


Выехав утром, быстро проезжаем Набережные Челны и соседний Нижнекамск, пока нет пробок из спешащих на работу. После Нижнекамска едем в Чистополь. Местами на дороге встречаются красивые места, такие, как вот этот извилистый спуск длиной несколько километров.


Чистополь проезжаем по объездной и едем в Алексеевское. Здесь справа будет большой мост через Каму. Но нам туда не надо, проезжаем прямо. Через пару километров будет указатель на город Болгар и Базарные Матаки, там нужно будет повернуть налево. Сразу после поворота располагается большая площадка для отдыха. Здесь можно перекусить и отдохнуть.


На пол-пути до Базарных Матак нужно будет свернуть направо, следите за указателями на Болгар.

Проезжая через Спасский район, на дороге встречаются красивые пейзажи и интересные объекты.


К примеру, в одном месте на обочине есть вот такая фигура оленя, на рога которому привязывают ленточки на удачу.


А на выезде из населенного пункта Никольское водителей провожают фигурки лошадей, установленные на постаментах.


При подъезда к Булгару с трассы нужно будет свернуть направо. И вот мы доехали до города Болгар. На самом въезде в город нужно повернуть направо (указатель на заповедник Булгар).

Проехав пару километров, доезжаем до Булгара. Здесь есть большая парковка, вокруг которой раскиданы многочисленные ларьки с сувенирами.


Расстояние до Булгара по одометру составило 297 км., средний расход топлива 5,7 л/100 км, время в пути 3 часа 40 минут.


Здесь располагаются раскопки так называемого малого городка.

Жемчужиной является большая белая мечеть, построенная несколько лет назад и напоминающая уменьшенную мечеть Кул Шариф в Казани.



Во дворе мечети располагается фонтан, есть библиотека и столовая.





Через дорогу за забором расположено непосредственно само городище Булгар, вход показан ниже на фото.

Отсюда до памятников архитектуры приличное расстояние. Доехать туда можно за 25 рублей вот на таком открытом автобусе.


Но если Вы на машине, есть более простой путь.

Нужно вернуться на ту дорогу, по которой мы заехали в Болгар, и спуститься по ней дальше вниз. Нужно двигаться по указателям на элеватор и пристань. Через несколько километров мы обогнули Булгар и подъехали к нему с противоположной стороны, снизу. Здесь расположено несколько больших парковок, где можно оставить автомобиль.

В нескольких стах метров от этого места раскинулась величественная река Волга, на которой и был построен древний Булгар.



Отсюда открывается красивый вид на пристань Булгара, которая недавно была отреставрирована.


Дальше начинаются пешие прогулки по территории Булгара. Территория города достаточно большая, между памятниками существенное расстояние, поэтому готовьтесь к длительным прогулкам. Для желающих ускорить процесс можно взять напрокат велосипед или сигвей. Час проката велосипеда стоит 100 руб., сигвея - 500 руб.

На территории Булгара есть несколько усыпальниц и мавзолеев. В них находятся старинные могильные камни, выполненные еще на арабском языке.




А это - так называемая черная палата, точное назначение которой до сих пор никто не знает.


Есть здесь два минарета (башни) - большой и малый.


Малый минарет находится глубоко на территории города, он открыт для посетителей.

Желающие могут поднять по узкой лестнице на самый вверх, к смотровому окну, откуда открывается красивый вид.


Однако, клаустрофобам здесь делать нечего - проход такой узкий, что вдвоем здесь трудно разминуться.



Во многих местах Булгара до сих пор ведутся археологические раскопки, которые, возможно, откроют новые тайны этого загадочного места.


Территории Поволжья, где была основана Волжская Булгария была заселена тюркоязычными племенами не позднее VIII — IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. До этого, они проживали в Причерноморье на Таманском полуострове и между реками Кубань и Дон.

Великая Болгария

булгар5

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Исход

Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.


Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.

Волжская Булгария

булгар4

В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.

Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.

Религии

Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи булгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость булгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Булгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

булгар1

Первое независимое государство

Наиболее крупными городами Волжской Булгарии являлись столица государства город Булгар, крупный городской центр Биляр и такие крупные политические, экономические и культурные центры, как города Сувар, Ошель и Джукетау.

Расцветом города Булгар можно было бы назвать XI — XII вв. В это время он являлся крупнейшим купеческим центром Булгарии и столицей государства. Его выгодное расположение сделало город не только крупнейшим купеческим центром Волжской Булгарии, но и центром международной торговли. В городе проживали в основном торговцы и ремесленники. Городу Булгару противостоял другой крупный центр Волжской Булгарии и средневековой цивилизации в целом — город Биляр.

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.


Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Арабская культура

До принятия ислама булгары исповедовали общетюркское язычество, после же принятия ислама булгары стали больше приближаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

булгар

После образования в конце XII — начале XIII века державы Чингисхана, монголами были покорены многочисленные земли Средней Азии и Восточной Европы. Булгары понимали, что и захват их земель также может стать неизбежной реальностью, поэтому пытались всячески противостоять монголам, в том числе входя в союз с русскими войсками. Но, несмотря на все старания булгар избежать монгольского нашествия на свою территорию, им этого не удалось. В 1236 году Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками под предводительством Батыя. Захватчики разграбили, сожгли и разрушили многие города и села булгар, часть мирных жителей была взята в рабство. После этого момента, в истории булгар началась новая эпоха — эпоха Булгарии уже в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а затем и Казанского ханства.

Монголы

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.

Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.


Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.

Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

булгар8

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Возникло в результате переселения булгар в конце VII в. с правобережья Среднего Дона в Поволжье, где первоначально они занимали территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы.

Булгары постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские (население “именьковской культуры”), подчинили себе бараджар, барсил, савир, эсегелей, билер и др. тюрко- и финно-угроязычные племена.

Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племен, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.).

В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племен) булгар во главе с правителем Алмушем, создавшее в первой половине IX в. Болгарский и Суварский эмираты (см. Суварское княжество).

Разгром Хазарского каганата (около 980 г.) привел к образованию единого Булгарского государства.


Пара височных колец. Волжская Булгария. XII в

Золото, медь, ковка, волочение, плетение, кручение, филигрань, зернь. Фонд Марджани

Волжская Булгария в X– XII вв.

К началу XI в. Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере.

В XII в. булгарские правители расширили свое влияние на Верхнее Прикамье (см. Чулман) и Нижнее Поволжье с центром в городе Саксин.

В 922 г. состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии – она обменялась посольствами с Багдадским халифатом (см. Посольство Алмуша в Бухару и Багдад, Посольство багдадского халифа аль-Муктадира).

В 985 г. булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I, определив равноправный и взаимовыгодный характер отношений.

Известные имена булгарских правителей X – первой трети XI вв. Шилки, Алмуш, Микаил ибн Джагфар, Микаил ибн Ахмад, Абдаллах ибн Микаил, Микаил ибн Ахмад, Талиб ибн Ахмад, Мумин ибн Ахмад, Мумин ибн аль-Хасан, Абд ар-Рахман ибн Мумин, Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Социальная структура

Булгарское государство имело развитую социальную структуру. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Они в начале X в. носили титул “эльтебер” (с середины X в. – эмир ) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве ( хутбе ), они определяли политику в государстве и чеканили свою монету.

Иерархия социальных верхов булгарского общества реконструируется по письменным источникам недостаточно четко; в них упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военно-служилая знать ( чура ) и мусульманское духовенство.

Основная масса населения состояла из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) – податного населения, платившего в государственную казну подомный налог.

В антропологическом отношении население Волжской Булгарии было однородным и характеризовалось смешанным европеоидномонголоидным субуральским типом (см. Антропология).


Перстень. Волжская Булгария. XI – начало XIII в

Серебро, ковка, гравировка, чернение. Фонд Марджани

Основа хозяйства

Основу хозяйства булгар составляли земледелие в форме степного перелога, полуоседлое и стойловое скотоводство, рыболовство, в отдельных областях промыслы ( охота на пушного зверя, бортничество и пр.), разнообразные ремесла (металлургия железа и бронзы, деревообработка, косторезное, стеклоделие, гончарное, ювелирное, оружейное дело и т. д.) и участие в региональной и международной торговле.

Главными центрами торговли и ремесленных производств были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр, Сувар, Джукетау, Ошель, о чем свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран.

Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья.

Основными статьями вывоза были пушнина, шкуры, кожи (включая знаменитый вид особо выделанной кожи – “булгари” (см. Сафьян)), зерно, мед и воск, а ввоза – предметы роскоши, пряности, шелк, оружие, серебро (в IX–X вв.), янтарь и т.д. Одной из важнейших статей дохода казны была торговая пошлина ( десятина ).

Города

На территории Волжской Булгарии была густая сеть населенных пунктов. По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (в том числе Болгарское городище , Билярское городище, Богдашкинское городище, Джукетауское городище, Суварское городище), свыше 800 сельских населенных пунктов, а также небольших городков-замков.

В X в. в Болгаре и Суваре чеканилась булгарская монета.

Столица государства в X – первой половине XII вв. – Болгар, с середины XII в. – Биляр.

Булгарская культура градостроительства восприняла традиции ряда тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Булгарии, Хазарского каганата и др.), а также стран мусульманского Востока и Руси.

Многие крупные города Волжской Булгарии имели планировку, не подчиненную рельефу местности, и делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау и др.). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев.

Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов и т. п.).

Выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи и др.) и мавзолеи. При их строительстве использовались каменные блоки (240х240х300 мм), кирпичи (250х250х50 мм) и другие материалы.

В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укрепленные поселения, возможно, замки знати (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра).

Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены различной конструкции.


Пара браслетов. Волжская Булгария. Конец XII – первая половина XIII в

Серебро, ковка, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Религия

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам, который начал проникать в Волго-Уральский регион с первой половины X в. благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока.

Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По историческим преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников (“ факихов ”) из Бухары.

Уже в конце IX – начале X вв. торговые контакты переросли в политические, а после становления Булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (около 900–920 гг.).

Значительное влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922).

Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. крупных городах Волжской Булгарии. К концу X в. практически все население страны мусульманизировалось, о чем свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение (с рубежа X–XI вв.) могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.).

Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий.

Уже с конца X в. Волжская Булгария стала страной “классического ислама”, в ней жили и творили многие крупные мусульманские ученые и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены.

Культура

В условиях развитого средневекового государства шло интенсивное формирование культуры городского типа, вырабатывалось наддиалектное городское койне (скорее всего, на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал, возможно, в виде различных диалектов еще у тюрко-булгарских племен). Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах. На его основе под влиянием среднеазиатских (караханидских) традиций сформировался булгарский литературный язык. Одновременно часть населения, возможно, знать, использовала язык огурского типа – тюркский язык с ротацизмом, ламбдаизмом и др. архаичными чертами.

Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе , где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались такие науки, как астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география.

Существовала своя историографическая традиция – “Таварих-и Булгар”(“История Булгарии”) Якуба ибн Нугмана.

Известны имена булгарских богословов, философов и писателей Сулейман ибн Дауд ас-Саксини ас-Сувари, Абу-ль-аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, аль-Ханафи Бурханаддин Ибрагим ибн Хызр аль-Булгари, Ходжа Ахмад аль-Булгари, фармаколога Таджаддин ибн Йунус аль-Булгари и др.

С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали “Кыйсса-и Йосыф” (“Сказание о Йусуфе”, 1233).


Пара височных колец с подвесками. Прикамье, XII – первая половина XIII в

Серебро, золочение, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры.

Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приемов художественной обработки металла: художественного литья (“навыплеск”), чеканки , гравировки , тиснения (см. Басма), волочения, плакировки, скани (см. Филигрань), зерни и, возможно, черни.

В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням (см. Глиптика).

Среди характерных изделий следует выделить женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни и пр. (см. Бутаевский клад), поясные накладки, парадное оружие (прежде всего орнаментированные топорики, покрытые золотосеребряной плакировкой), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки (см. Маклашеевские всадники), штампы, зеркала.

На основе восточных и западноевропейских образцов развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды.

Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и напрясел до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов.

Характерным элементом керамической посуды был декор, расположенный, как правило, в средней части тулова, на плечиках и горлышке и состоявший из линий и полос разной ширины с ритмично чередующимися элементами; иногда на кувшинах его дополняли фигурные ручки в виде стилизованных голов животных – лося, барана, медведя.

Этническая общность

Расцвет Булгарского государства, рост городов, становление общегородского койне и утверждение на всей территории страны унифицированной духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны.

В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, марийцев и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Население Волжской Булгарии явилось основой татарского этноса (см. Татары).

Культура Волжской Булгарии стала одним из важнейших компонентов историко-культурного наследия татарского народа.

Войско Волжской Булгарии

Войско Волжской Булгарии, состоявшее из гвардии эмира (“хашам”) и ополчений различных областей во главе с беками , насчитывало около 50 тыс. воинов.

Основным костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооруженных всадников (рыцарей – чури). Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота.

Для перевозки войск часто использовался речной флот.

Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

Волжская Булгария имела значительное влияние в Волго-Уральском регионе и играла важную роль в международных отношениях того времени.

Внешняя политика

С XI в. булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволжских степях. В начале XII в. булгары отразили ряд походов кипчаков (в 1113 г. был убит кипчакский хан Аепа).

Во второй половине XII в. йемеки совершили нападения на Саксин и Волжскую Булгарию; пользуясь междоусобицей, они во главе с булгарским князем напали в 1183 г. на Биляр.

Волжская Булгария также поддерживала тесные военно-политические связи с Киевской Русью, позднее и с другими древнерусскими княжествами (особенно Владимиро-Суздальским). Характер взаимоотношений с Владимиро-Суздальской Русью определялся противоборством за земли Среднего Поволжья.

В XI – начале XII вв. Волжская Булгария контролировала территорию Сурско-Свияжского междуречья, осуществляя в целях защиты своих интересов военные походы на русские города (например, на Муром в 1088 г., Суздаль в 1107 г.).

С началом правления Юрия Долгорукого (1125–1157) начались крупномасштабные завоевательные походы русских князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на русские города (например, на Кострому в 1152 г.).

В период правления Андрея Боголюбского (1157–1174) и Всеволода III Большое Гнездо (1176–1212) русские войска неоднократно вторгались в Волжскую Булгарию (1164, 1172, 1183, 1185, 1205). Особенно крупным был поход коалиции русских князей на Биляр (1183).

В результате войн и набегов на мордовские земли владимиро-суздальские князья практически завоевали Верхнее Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли город Устюг (1218), а русские князья взяли штурмом Ошель (1220). После этого в Поволжье установился мир (см. Булгаро-русские договоры, Булгарские походы, Походы булгар на Русь).

Волжская Булгария в XIII в.

Во второй четверти XIII в. Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 г. булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 гг. остановили монголов на подступах к основным центрам страны.

В 1236–1237 гг. Волжская Булгария была завоевана объединенным войском монгольских ханов во главе с Батыем (см. Монгольские завоевательные походы).

После ухода основных сил монгольского войска в 1238 г. в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику (см. Баяна и Джику восстание 1238–1244 гг.), а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом (см. Бачмана восстание 1237–1240 гг.).

Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжской Булгарии вошла в состав Улуса Джучи (см. Золотая Орда), а Болгар стал первой ставкой хана Батыя.

В конце XIII – начале XIV в. Булгария распалась на ряд владений (эмиратов) – Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество, Кашанское княжество.

Источники

Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851.

ХвольсонД.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда. Ибн-Даста. СПб., 1869.

Худуд аль-Алам.Рукопись Туманского. Л., 1930.

Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. № III.

Приселков М.Д. Троицкая летопись. М. – Л., 1950.

КовалевскийА.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Хар., 1956.

Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Т.1.

Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). М., 1971.

Литература

Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.

Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.

Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.

Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.

Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.

Читайте также: