Отдых в деревне диктант

Обновлено: 04.10.2024

Август подходил к концу. Солнце еще ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днем все холоднее березкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламе­неют клены. В лесу стоит чуткая тишина. Всем жаль расставаться с летом.

Слова для справок: чувствовалось, расставаться.

Задание:

Диктант "Лето"

Летом всем приволье, всем раздолье. На лугах волнуется густая трава. Деревья в садах отцвели. Хлеба в полях уже начали желтеть. А сколько ягод, грибов! Краснеют в траве ягоды земляники. На кустах висят бусинки смородины. Вот уже и птенцы пищат в гнездах. Зоркий ястреб высматривает добычу.

Слова для справок: волнуется, добыча.

Задание:

Диктант "В роще"

Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.

Задание:

  1. Разобрать 2-е предложение по членам предложения.
  2. Выписать предложение с однородными членами.
  3. Записать слова близкие по значению к глаголу: РЕЗВЯТСЯ, ВЕРНУЛИСЬ.

Диктант ​"Поздняя осень"

Наступила поздняя осень. Дует холодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дождь. На улице грязь и лужи. Поля опустели. Опали последние листья с деревьев. Молчаливый лес ждёт зимы. Начались заморозки. Замёрзли лужицы. Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. Звери забрались в норы.

Задание:

  1. Разобрать данное предложение по членам предложения: Звери забрались в норы.
  2. Выписать 2 нераспространенных предложения.
  3. Разобрать по составу слова: ЗАМОРОЗКИ, ЛУЖИЦЫ.

Диктант "​Лисёнок"

Ранней весной дед принёс лисёнка. Он подарил его внучатам. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. Лисёнку дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес лисёнка в сарай. Утром лисёнка в ящике не было. Ночью приходила мать. Она увела лисенка в лес.

Задание:

  1. Разобрать данное предложение по членам предложения: Лисенок тихо сидел в ящике.
  2. Выписать предложение с однородными членами предложения.

Диктант "Метро"

Метро – это красивые подземные дворцы. Там чудесные лестницы поднимают пассажиров и опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Осенью в ненастную погоду и зимой в мороз в метро тепло и сухо. Поезда в метро быстро довозят пассажиров из одного конца города в другой. Мы гордимся нашим метро.

Задание:

  1. Дать звуко-буквенный анализ слов: 1-й вариант: МЕТРО - , ЛЕСТНИЦА - . 2-й вариант: ПАССАЖИР - , ДВОРЕЦ - .
  2. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Диктант "Столовая"

В нашей школе есть столовая. Это большая и светлая комната. В ней стоят столы и стулья. На столах — цветы. На окнах висят занавески. Вокруг столов сидят ребята. Они обедают. В столовой тишина. Есть надо молча. За порядком в столовой следит дежурный. Это — Вася Ильин. Он раздаёт обед, ложки, вилки.

Задание:

Диктант "Птичьи гнезда"

Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают яйца и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняют тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!

Задание:

Диктант "Прощание с осенью"

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова ОСЕННИЙ, САДУ.
  3. Выписать из текста 3 слова, с безударной гласной.

Диктант "Сельская школа"

Далеко видна наша школа. Она стоит на горе. Вокруг здания ребятишки посадили молодые деревья.

В классах светло. Тут уют и чистота. Стоят рядами парты. На стене висит доска. Посмотри в окно. Чудная картина! Широкая улица ведёт к реке. За рекой зеленеют поля. Белеет стволами берёзовая роща.

Слова для справок: здание, белеет.

Задание:

  1. Выписать из текста 1 — 2 слова с двумя безударными гласными; приписать к ним проверочные слова.
  2. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗОВАЯ, СТВОЛАМИ.
  3. Разобрать данное предложение по членам предложения: На стене висит доска.

Диктант "Верные следы"

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

Задание:

  1. Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.
  2. Выписать из текста по одному слову с безударными гласными Е, И, О в корне; приписать к ним проверочные слова.

Диктант "Редкая лошадка"

Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони лёгкий бег. Вот пришла повозка. Туда сели мальчики и девочки. Пони делает круг за кругом. Дети рады.

Слова для справок: кучер, тележка, вожжи.

Задание:

  1. Подчеркнуть слова с парными согласными в корне: 1-й вариант: Д и Т; 2-й вариант: Ж и Ш.
  2. Разобрать слова по составу: ЛОШАДКА, ГЛАДКАЯ.
  3. К словам ЛЁГКИЙ, ДОРОЖКА приписать проверочные

Диктант "Дорога"

Глеб запряг в телегу лошадку. Мы тронулись в путь. Узкая дорожка шла через поле. Воронок бежал лёгкой рысью. Вокруг раскинулся овёс. За полями начинался низкий кустарник. Проехали редкий лесок. Вот и деревня Редькино. На краю избушка. Тут живёт дедушка Тарас. Огород у деда большой. Созрели морковка, репка, горох.

Слова для справок: телега, лёгкой.

Задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слово МОРКОВКА, ЛОШАДКА.
  3. Выписать 5 слов со звонкими согласными в корне.

Диктант "Дятел"

Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Дятел долбит своим крепким носом мягкое дерево. Кусочки коры и весь сор дятел выбрасывает вон. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепляются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.

Задание:

  1. Выписать из диктанта два слова с парными согласными. Написать проверочные слова.
  2. Разобрать данное предложение по членам предложения: Это дятел строит гнездо.

Диктант "Осень"

По календарю ноябрь – последний месяц осени. С каждым днем все крепче утренние морозы. Под ногами уже хрустит тонкий ледок.

Речка у берегов замерзла. На озерах появились широкие полосы льда. И пруд затянуло льдом. Небо часто покрыто серыми тучами. Солнце редко светит и совсем не греет землю.

Задание:

  1. Разобрать слова по составу: 1-й вариант: ЛЕДОК - , ПЕРЕХОД - . 2-й вариант: МОРОЗЫ - , ПОЛЕТ - .
  2. К слову МОРОЗ, подобрать родственные слова.

Диктант "Дар природы"

Леса, рощи, сады — дар природы человеку. Чистый воздух лесов полезен для здоровья. Он придает людям силы. Деревья сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.

Пусть каждый школьник посадит дерево у дома или у школы. Оно принесет людям радость и красоту. Охрана природы—нужное дело. (45 слов)

Задание:

  1. Выписать из текста словарные слова, подчеркнуть в них непроверяемые гласные и согласные.
  2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Деревья сохраняют влагу, защищают почву и посевы от ветров.
  3. Разобрать по составу слово: ШКОЛЬНИК.

Диктант "Лоси"

Закатилось солнышко за горизонт. На краю болота стоит лосиха с лосенком. Досыта наелись они сочной травы. Задремала старая лосиха. Пищат над болотом комары. Спасаясь от комаров, прячутся лоси иногда в воду. Они проходят через болота, овраги, переплывают реки и лесные озера. Их можно увидеть на окраинах селений и городов.

(По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: досыта, переплывают.

Задание:

  1. Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными; подчеркните буквы, правописание которых надо запомнить.
  2. Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЛОСЬ.
  3. Разобрать по составу слово: СОЛНЫШКО.

Диктант "Синица"

Синица влетела в сад. На дереве она нашла большого жука. Синица схватила его с ветки. Вдруг с крыши спрыгнул кот. Синица увидала у дорожки кота. Кот залез под куст и следил за синицей. В сад вбежала собака. Она 'набросилась на кота. Синица слетела с дерева.

Задание:

  1. Выписать из текста 5 слов с приставками и 5 слов с предлогами.
  2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Синица увидала у дорожки кота.

Диктант ​"Воробей"

Лёня увидал у старого сарая воробья. Он сильно дрожал от холода. Лёня взял воробья. Он принёс его в школу. Ребята положили воробья в шапку. Он отогрелся. Ребята покормили воробья. Потом воробей вспорхнул. Он сел на окно. Анна Сергеевна открыла окно. Воробей вылетел. Он весело зачирикал.

Задание:

  1. Выписать из текста 5 слов с приставками, приставки выделить.
  2. Подчеркнуть в тексте предлоги.
  3. Данное предложение разобрать по членам предложения: Ребята положили воробья в шапку.

Диктант ​"Лосиха"

Мы обходили участок. Дорога шла на подъем. Под кустом лежал лосенок. Он был нездоров. Мы взяли лосёнка ни руки, но вдруг услышали рев. К нам бежала разъяренная лосиха. Шерсть стояла дыбом, ноздри от ярости раздулись.

Мы отпустили лосенка. Мелкими шажками он побежал к матери. Семья объединилась.

Слова для справок: нездоров, к нам.

Задание:

  1. Выписать из текста слова с Ъ.
  2. Выписать из текста 3 слова с безударными гласными в корне.
  3. Выписать из текста однокоренные слова с корнем ЛОСЬ.

Диктант "​Сказка"

В давние времена суслик и ворона были друзьями. Вместе они запасали на зиму колосья и съедобные травы. Раз улетела ворона в гости к сестрам и братьям. А суслик закрыл вход в нору и пошел спать. Стала ворона звать друга. Но суслик крепко спал. Осталась ворона без съестного припаса. И дружба врозь.

Слово для справок: врозь

Задание:

  1. Подчеркните в тексте предлоги.
  2. Выписать из текста 5 слов с приставками.
  3. К слову ЗИМА подобрать родственные слова.

Диктант "Зимой в лесу"

На дворе мороз. Сильный ветер крутит хлопья снега. В лесу затихли голоса птиц. Только пестрый дятел стучит по коре своим крепким клювом.

Холодно и голодно зверям зимой. Медведь залез в берлогу. Лиса скрылась в нору. Бедный заяц дрожит под кустом. Голодные волки рыщут по лесу.

Задание:

  1. Разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи: 1-й вариант: Бедный заяц дрожит под кустом. 2-й вариант: Голодные волки рыщут по лесу.
  2. Выписать из текста по 5 имен существительных и по 5 глаголов.
  3. Разобрать по составу слова: ГОЛОДНЫЕ, КРЕПКИМ.

Диктант "Зимний лес"

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махну­ла хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову.)

Слова для справок: смолистые, чудесен.

Задание:

Диктант "​Узнай зверька"

В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или берёзки.

Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов. (52 слова.)

Слова для справок: на нём, ему.

Задание:

  1. 1-е разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи:
  2. Разобрать по составу слова: БЕРЕЗКИ, ШУБКА, ВРАГОВ.
  3. Как назван в тексте зверек? Выписать эти слова ….

Диктант "Котенок Пушок"

Был у Веры котенок по кличке Пушок. Мягкий пушистый малыш. Раз увязался Пушок за коровой Майкой. Корова пасется, а Пушок прыгает от цветка к цветку. Вдруг появился пес Дружок. Оскалил зубы на Пушка. А котенок мигом очутился верхом на Майке. Так на корове и приехал домой.

Задание:

Диктант ​"Ручные белки"

На берегу реки Москвы раскинулся парк. Стройные сосны, кудрявые липы, высокий дуб. Я часто гуляю там с собачкой Булькой. По ветвям скачут белки. Хвосты пушистые, глаза — бусинки. Стучу по стволу сосны. Спустились Яшка и Рыжик. Белочки знают нас. Взяли еду из рук и скрылись. (46 слов)

Слова для справок: на берегу, раскинулся.

Задание:

  1. 1-й вариант: Подчеркнуть большую букву в кличках животных. 2-й вариант: Записать название места, в котором живете.
  2. Подобрать из текста слово сходного значения: ПРЫГАЮТ, … .
  3. Подчеркнуть два слова с безударной гласной О: одно — с проверяемой ударением, другое — с непроверяемой.

Диктант ​"Друзья"

Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов.)

Слова для справок: на прополку, потом.

Задание:

  1. Подчеркнуть собственные имена существительные.
  2. Разобрать по составу слова: ПРОПОЛКА, ГРИБНЫЕ.
  3. Выписать из текста два однокоренных слова.

Диктант "Зима"

Наступила зима. Подул с севера сильный ветер. Глубокий снег покрыл землю пушистым ковром. Толстый лед лежит на реках и озерах. Замело все дороги. Часто бывают морозы и метели. Деревья стоят без листьев. Только сосны и ели зеленеют. Порывистый ветер качает деревья. Трещат сучья деревьев. Холодно зимой!

Задание:

Диктант "Синицы"

Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц.

Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена.

Много корму запасли ребята своим пернатым друзьям.

Задание:

  1. Подобрать и записать по 3 существительных мужского, женского и среднего рода.
  2. Разобрать слова по составу слово: КОРМУШКИ
  3. Разобрать 2-е предложение по членам предложения.

Почтовая рассылка

Свидетельство о публикации статьи

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Новый год

350 лет Петру I

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

9 класс. 4 четверть.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.

2. Подчеркните грамматические основы в 3 предложениях (по выбору).

Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий. По улицам плетется нужный народ, иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был бы отмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это самое время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. (По Н.Гоголю) (166 слов)

Грамматическое задание

1. Объясните постановку знаков препринания в предложениях:

1-й вариант: По улицам плетется нужный народ, иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был бы отмыть.
2-й вариант: Можно сказать решительно, что в это самое время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем.

2. Выполните синтаксический разбор предложений:

1-й вариант: В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре.
2-й вариант: Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих.

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, все же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошел еще километр. Со все возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две черные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось; перейти шоссе незамеченными с их самодельной волокушей нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалекий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалекому уже кустарнику. (165 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложений.

1-й вариант: Со все возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины.
2-й вариант: Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону.

2. Выполните морфологический разбор слов:

1-й вариант: а) возрастающим; б) в утешение;
2-й вариант: а) не приближаясь; б) действительно.

3. Подчеркните в тексте:

1-й вариант: а) подлежащее в придаточном предложении уступки; б) сказуемое в безличном предложении;
2-й вариант: а) сказуемое в придаточном изъяснительном предложении; б) сказуемое в безличном предложении.


В сборнике представлены основные виды диктантов. Материал позволит проверить грамматические знания учащихся.

Описание разработки

Контрольный диктант.

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность.

Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов.

Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина.

Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел.

Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня.

Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее… (220 слов) (По А. П. Чехову)

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание гласных, не проверяемых ударением.

Правописание н и нн в прилагательных; окончаний сущ-ных; неопределенных местоимений с - то; наречий; не и ни с разными частями речи; производных предлогов; частицы бы с другими словами.

Сборник диктантов по русскому языку

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях с несколькими придаточными.

Знаки препинания при однородных членах предложения (с повторяющимися союзами и с обобщающим словом); при обособленных определениях, выраженных прилагательными и причастными оборотами; при сравнительных оборотах.

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность.

Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов.

Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина.

Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня.

Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава.

В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее…(220 слов) (По А.П.Чехову)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее… (220 слов) (По А.П.Чехову)

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание гласных, не проверяемых ударением. Правописание н и нн в прилагательных; окончаний сущ-ных; неопределенных местоимений с - то; наречий; не и ни с разными частями речи; производных предлогов; частицы бы с другими словами.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях с несколькими придаточными. Знаки препинания при однородных членах предложения (с повторяющимися союзами и с обобщающим словом); при обособленных определениях, выраженных прилагательными и причастными оборотами; при сравнительных оборотах.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее…(220 слов) (По А.П.Чехову)

Выполните разбор слов по составу: странная, солнце, послушал

Выполните фонетический разбор слов: Егорушка, пение.

Произведите синтаксический разбор предложения.

От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели его глаза.

Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он приобретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это благодаря языку.

И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство.

Выписать ключевые слова текста.

Подобрать синонимы и антонимы к словам:

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Новым в искусстве Возрождения было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Искусство стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера, поэтому художники так хорошо знали ремесло. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает прекрасное мастерство.

(Из энциклопедии юного художника ) (168 слов)

Выберите из текста сложноподчиненное предложение и выполните синтаксический разбор.

Выпишите словосочетания с наиболее часто встречающимся в тексте словом.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Новым в искусстве Возрождения было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Искусство стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера, поэтому художники так хорошо знали ремесло. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает прекрасное мастерство.

(Из энциклопедии юного художника ) (168 слов)

Выберите из текста сложноподчиненное предложение и выполните синтаксический разбор.

Выпишите словосочетания с наиболее часто встречающимся в тексте словом.

Первое полугодие

Когда мальчика усадили, он как будто несколько успокоился. Несмотря на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись по – прежнему неудержимо, и ему казалось, что они проникают внутрь его тела. Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки.

Но мальчик не мог схватить этих в их целом, не мог соединить их. Они как будто падали, проникая в темную головку, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в непонятную дисгармонию.

А ветер с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их рокот застилает все остальные звуки. И по мере того, как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой – то щекочущей истомы. Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нему переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их.

Но задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой работы зрительных представлений.

Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула; он лежал на траве в глубоком обмороке. (245 слов) (По В.Г.Короленко)

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Правописание гласных и согласных в корне слова; гласной в суффиксах глаголов. Правописание наречий.

Знаки препинания при однородных членах предложения; в предложениях с обособленными членами; в сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложениях. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Уже немало мучительных дорожных неудобств и огорчений было пережито, но нигде не приходилось видеть такой тяжелой дороги, такого непролазного распутья, как между Томском и Красноярском. Здесь вместе с ямщиками без отдыха пришлось воевать с холодом, весенней слякотью, колоссальными разливами рек, грязными ямами. Сколько раз ломалась повозка! Сколько нужно было сидеть на берегу разных рек под дождем, холодом, ветром и тратить дни и ночи на ожидания паромов и лодок. А как было невесело слазить с повозки и в валенках шлепать по ледяным лужам, грязи, ругаться, не спать по двадцать четыре и тридцать часов кряду, питаться одним хлебом и чаем и даже в уездных городах Сибири голодать, ибо в лавках нельзя было добыть ни колбасы, ни сыру, ни мяса и даже селедки.

Недостатка в жизненных наблюдениях у него никогда не было. Впечатления отроческих и юношеских лет не забылись, и он как художник сумел их расширить, тонизировать и благодаря этому, сидя

Белесый туман низко полз по земле. Сумрачно было в безмолвствующем океане холодной тайги. Стужа неумолимо донимала, и уже казалось, что лето в Сибири никогда не настанет.

Тоскливо было глядеть на безобразную дорогу, которую будто

какая – то чудовищная черная оспа всю исковыряла, еще тоскливее было думать, что эта убийственная для людей и лошадей дорога – единственная ниточка, по которой тянется из Европы в Сибирь цивилизация. (250 слов)

Как поймали шпиона.

На водокачке, которая в то же время была и наблюдательным пограничным пунктом, в продолжение нескольких лет работал одинокий старик.

Обычно он никуда не отлучался, к нему также никто не приходил. Неожиданно он умер. Судебно-медицинская экспертиза установила, что машинист был отравлен.

Вскоре после этого случая пограничники как-то ночью задержали неизвестного мальчика. Сначала его обогрели, напоили чаем, а затем расспросили, почему он бродит в такое время. Мальчик рассказал, что отчим нередко отправляет его ночевать к тётке.

Утром пограничники отвели мальчика к отчиму. Посидели в хате. Старик был явно обеспокоен и почему-то спускался в погреб.

Через несколько дней пограничники втайне осмотрели погреб и, ничего не найдя, остались там в засаде.

В течение первой ночи наблюдения ничего не дали. На вторую ночь в погреб спустился хозяин. Как ни темно там было, он быстро ориентировался, вытащил из стены какие-то доски, и вслед за тем послышалось непонятное бормотание. Пограничники зажгли фонарь. Шпион, не ожидавший засады, был пойман с поличным. Он сидел у радиопередатчика и сообщал секретные сведения.

Впоследствии расследованием было точно так же установлено, что машинист стал жертвой шпиона, так как случайно узнал о его тайне.

Благодаря бдительности пограничников была раскрыта опасная деятельность шпиона.

Хороши вечера в деревне летом, в разгар сенокоса. Ещё не померкла над лесом кромка зари, и пыль от стада коров и овец едва улеглась в придорожные канавы, а из низины тянет ночной свежестью. Благодатная эта прохлада окутывает деревню, воздух густеет, и тогда вдруг в сумеречной синеве вечера проступают все запахи. Горьковатый полынный дух и медовую пряность донника источают корешки сена перед каждым двором, пахнет нагретой пылью, парным молоком, и камышовой сыростью дышит близкая речка.

Луна едва не взошла, но всё различимо вокруг. Видны из конца в конец деревенские улицы с телеграфными столбами посередине, смутно белеют стенами избы под тополями, в иных уже жёлто светятся окна, а по задворьям чернеют буйные островки загустевших садов.

Тихо в такое время в Ольховке. Отшумела вечерняя суматоха, когда загоняют скот по дворам, трубно ревут коровы, люди кричат осипло и бестолково. Теперь скотина стоит по своим местам, сытно вздыхает и пережёвывает жвачку. Пусто на улицах. (149 слов)

Грамматическое задание: 1 вариант – пунктуационный разбор предложения (3 абзац 3 предложение); светятся3;

2 вариант- пунктуационный разбор предложения (2 абзац 1 предложение; отшумела3; время1.

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Когда мой испуг прошёл, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. И только когда небо очистилось и замелькали звёзды, я заснул в своей красивой плетёной кровати и спал непробудным сном до позднего утра.

Синтаксический разбор предложения: Светлая заря….

Выписать 2 действительных причастия, указать их вид и время.

Синтаксический разбор предложения: Не смолкавшие ни на минуту…

Выписать два страдательных причастия, указать их вид и время.

Солнце ещё греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В тёмно-зелёных косах берёз кое-где виднеются светло-жёлтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, справа ещё не скошенное овсяное поле, а за ним небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы останавливаемся, любуясь его красотой, а затем напрямик в чащобу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся вперёд и неожиданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую лёгким ветерком. Здесь должна быть брусника.

По-моему, надо идти в глубь леса, но мои подружки уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами! Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся. Понемногу корзины наполнились доверху, да и мы сами наелись досыта.

Приближается вечер. Не хочется уходить, но ночёвка в лесу никого не прельщает. Удастся ли вернуться засветло?

Мы берём корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают быстро, озабоченно поглядывая на солнце, ещё не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.

2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А.Иванов)

3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Э.Казакевич)

4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И.Чесноков)

2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И.Бунин)

3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л.Князев)

4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М.Алексеев)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А.Иванов)

2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)

3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В.Беляев)

4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (А.Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (А.Иванов)

2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (А.Фадеев)

3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б.Савинков)

4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И.Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (А.Куприн)

2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В.Курочкин3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А.Грин)

4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К.Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку.

2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (В.Дудинцев)

3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу. (В.Дудинцев)

4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Ю.Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаков нет)

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (А.Бек)

2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А.Фадеев)

3) Сухой степной ветер все усиливался разгоняя в ярком весеннем небе белые облака делая даль бесконечной

4) Очутившись наверху красноармеец отошел в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину.

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (

2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А.Беляев)

3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э.Казакевич)

4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А.Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына. (И.Бунин)

2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос.

3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (А.Рыбаков)

4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А.Куприн)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А.Куприн)

2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку.

3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В.Дудинцев)

4) Зыбин вошел, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю.Домбровский)

1. Укажите сочинительный союз:1) когда2) хотя3) зато4) так как

2. Укажите сочинительный союз:1) также2) так что3) потому что4) оттого что

3. Укажите подчинительный союз:1) же2) или3) ни. ни4) чтобы

4. Укажите подчинительный союз:1) не то. не то2) и3) пока4) как …, так и …

5. Укажите подчинительный союз:1) будто2) затем3) куда4) поэтому

6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки не расставлены):

1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.(А.Алексин)

2) Телюкову отлично был знаком этот приморский городок и он взял на себя роль экскурсовода. (И.Гребенюк)

3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.(М.Пришвин)

4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.(В.Шустов)

7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:

1) Либо кто-то из летчиков заблудился, либо начальство прилетело. (И.Гребенюк)

2) Ребята поужинали, но все еще сидели у костра. (В.Рыбаков)

3) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В.Шишков)

4) Если у Григоренко загорелась веранда, дежурный обязательно заметит огонь. (В.Беляев)

8. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушит волнение

2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. (А.Рыбаков)

3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. (В.Астафьев)

4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.(И.Гребенюк)

9. Укажите предложение с подчинительным союзом:

1) Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. (Д.Гранин)

2) Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В.Шукшин)

3) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К.Воробьёв)

4) Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй. (А.Рыбаков)

10. В каком предложении есть подчинительный союз?

1) Идти было легко, приятно - под ногами лежала не то пыль, не то труха.(В.Беляев)

2) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.(В.Беляев)

3) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. (И.Чесноков)

4) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки. (В.Дудинцев)

1. Укажите сочинительный союз:1) благодаря тому что2) если3) однако4) что

2. Укажите сочинительный союз:1) в связи с тем что2) тоже3) чтобы4) едва

3. Укажите подчинительный союз:1) зато2) то. то3) либо4) коли

4. Укажите подчинительный союз:1) но2) ибо3) да4) же

5. Укажите подчинительный союз:1) словно2) потому3) который4) откуда

6. Укажите сложное предложение, в котором союз соединяет простые предложения:

1) Нам нравились здесь и отбивные котлеты, и чистые скатерти. (П.Нилин)

2) Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора.

3) Яростно лаяла и рвалась на цепи собака.(В.Богомолов)

4) Виктор приветливо поздоровался и засунул чемодан под сиденье.(В.Шукшин)

7. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:

1) Генка ушел домой обедать, а Мишка бродил по горластому украинскому базару.(А.Рыбаков)

2) Если на училищном дворе звонили, мы слышали звонок у себя, на Заречье.(В.Беляев)

3) В Ревске становилось все тревожней, и мама торопилась с отъездом. (А.Рыбаков)

4) Шли летчики ловить рыбу, а поймали мертвого шпиона.(И.Гребенюк)

8. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) Проделанный саперами проход был узок, и двигаться по нему требовалось с величайшей осторожностью

2) Когда мы проснулись, было еще раннее утро. (П.Романов)

3) Никто в самолете не удивился, что рядом с пассажиром уселась обезьяна.(А.Алексин)

4) Миша уезжал в город, чтобы вновь попытаться открыть бронзовую птицу. (А.Рыбаков)

9. Укажите предложение с подчинительным союзом:

1) Однажды утром к старому дому, в котором жил Травка с папой и мамой, подъехал грузовик. (С.Розанов)

2) Я ведь не только в разведке, но и в бою-то еще ни разу не бывал. (М.Алексеев)

3) Улица дымилась колючим и морозным лунным светом.(М.Алексеев)

4) Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (К.Паустовский)

10. В каком предложении нет подчинительного союза?

1) Потом снег в этом месте почернел так, будто здесь грузили каменный уголь.(В.Беляев)

2) Пошёл раз Жилин под гору посмотреть, где живёт старик. (Л.Толстой)

3) Здесь, должно быть, глубоко, потому что Котька сразу скрылся под водой. (В.Беляев)

4) Будет очень неплохо, если кто-нибудь из вас выступит сейчас по этому вопросу. (П.Нилин)

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: