Отдых в глухой деревне

Обновлено: 19.09.2024


Четырнадцать часов верхом на коне и тракторе, чтобы сдать экзамен

Катя Готовцева родилась и выросла в деревне Дыгдал в Якутии, от которой до ближайшего районного центра 125 км. Единый государственный экзамен по иностранному языку она могла сдать только там. Но каждую весну из-за паводков дорогу до него размывает, ее просто нет. Катю это не остановило, и вместе с отцом они разработали маршрут.

Старшеклассница должна была добраться от Дыгдала до соседнего села на лошади, а оттуда до следующего села – на тракторе, после чего уже пересесть на машину.

18 мая в школе был последний звонок, все готовились к выпускному, а Катя оседлала коня и отправилась на экзамен.

Паводок в деревне Дыгдал

Паводок в деревне Дыгдал - Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия)

«Не успели выйти за пределы деревни, как мой Орлик что-то учуял или чего-то испугался, он стремительно побежал рысью в сторону леса, вставал на задние ноги и несколько раз пытался меня сбросить.

Катя тогда поцарапала лицо, ее розовая бейсболка слетела, из носа пошла кровь. Но она взяла узды покрепче и через какое-то время конь успокоился. Следующие семь часов пути прошли спокойно.

Бензин раз в год и шанс быть съеденным

Жителям самого северного села России под названием Диксон приходится большую часть года жить в холоде. Здесь даже летом средняя температура воздуха +5,5℃ (зимой -48℃), в июне там все еще ездят на снегоходах. Но это далеко не единственная проблема.


С интернетом тоже в Диксоне беда – он очень слабый. Видео здесь никто даже не пытался никогда скачать. Чтобы загрузить несколько фотографий, уходит полтора-два часа.


Телефон на крыше

Кусур – самое труднодоступное село Дагестана. Находится оно высоко в горах и с равниной связано одной единственной дорогой. Чтобы добраться сюда, нужно ехать из Махачкалы (1900 км от Москвы) около семи часов. У села Мухах, на склоне Главного Кавказского хребта, дорога заканчивается – дальше идет лишь опасная горная тропа. Через 15 километров она привод в Кусур.


Летом в селе живут в семи-восьми домах, на зиму те, кто могут, стараются мигрировать – только до соседнего магазина в село Джиных придется идти на лыжах по замерзшей горной реке больше 20 км.

А вот из благ цивилизации в селе только таксофон. Позвонить с него не получится – в селе нет карточек для него. Зато можно принять звонок. Первый, кто услышит, как звенит уличный таксофон, берет трубку, а потом ищет того, кому позвонили.

Правда, мобильные телефоны у жителей Кусура тоже есть, но ловит связь лишь у одного дома, на возвышении, и только у той стены, что смотрит в сторону вышки мобильного оператора.

Здесь телефон закрепляют на стене на самодельной металлической пластинке с крючками, в том месте, где сигнал лучше всего ловит, и осторожно набирают номер – не снимая мобильный с крепления. Днем на скамейке рядом с пластиной обычно собирается целая очередь.


Интернет в чистом поле и кочевники с квадрокоптерами

С начала коронавирусной пандемии жизнь в некоторых отдаленных местах России начала напоминать игровой квест. С одной стороны, ее жители могли, наконец, по достоинству оценить собственную изолированность, с другой – школьники из этих мест возненавидели дистанционное обучение. Если для большинство жителей страны это означало обучение дома с кружкой чая у компьютера, то для них – поиск неординарных решений.



И в то же время те, кто кочует всю свою жизнь по дикой местности – оленеводы в Якутии – напротив, наслаждаются новыми возможностями: теперь за их оленями присматривают квадрокоптеры. Искать заблудившихся оленей при помощи него намного проще. «Применяем квадрокоптер в местах, где лес гуще.

Материалы по теме

Повседневная жизнь крупных городов России, особенно в западной ее части, мало чем отличается от жизни в Европе или США. Но стоит очутиться в сибирском селе или на Дальнем Востоке, и ты поражаешься тому, сколько препятствий иногда приходится преодолевать местным жителям в повседневной жизни.

"Маленькая деревня, всего 11 домов, великолепные луга, речка. Это еще не Сибирь, средняя температура зимой - 13. ". Так описывает свой новый дом в письмах на Родину в Германию 61-летняя Гудрун Пфлугхаупт. 7 лет назад она бросила все и переехала в глухую русскую деревню. И обратно вообще не собирается.

Можно ли радоваться жизни, когда за окном минус 50? Еще как, считают некоторые, если до этого было минус 60! Россия традиционно ассоциируется со снегом и холодами, а сами россияне считаются настолько морозостойкими, что даже суровой зимой едят на улице мороженое. Правда ли, что все русские не боятся морозов?

А вот ещё:

Происхождение и значение славянских имен


В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков?

Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.

Какие из имен имеют славянское происхождение

Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua

Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua

Но были и некоторые предпочтения в традициях имен на разных славянских территориях. Для русских людей предпочтительными оказались имена с корнями -волод- и -влад-, такие как Всеволод и Владимир. А вот сербам больше нравятся имена с корнем -мил-: Милава, Милош, Милица, Милодух, Милодан.

Традиции княжеских имен

Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org

Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.

Еще одной любопытной традицией, дошедшей до наших дней, является преемственность имен в одной семье. Назвать малыша в честь дедушки или бабушки - это не только дань уважения предкам, но и отголоски древней веры в способность переселения душ. Ребенку желали лишь счастья, поэтому и называли его именем родственника полагая, что все хорошие качества предка передадутся представителю нового поколения.

Как защитить ребенка с помощью имени

Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru

Как на Руси, так и во многих других культурах давать при рождении ребёнку сразу несколько имён считалось обязательным. Логика проста: на людях используется одно имя в то время как остальные остаются в тайне. Соответственно, злые силы его не знают и не могут навредить. Но порой желание ввести в заблуждение духов становилось по современным меркам несколько странноватым. Так, малыша могли назвать Нелюб, Некрас, Грязной, Упырь, Бессон, Невзор.

Еще один вариант показать злым духам, что этого малыша не стоит трогать - это сделать вид, что ребенок не принадлежит этому роду-племени. Новорожденные получали имена Подкидыш, Приемыш, Найден, Неждан, Ненаш. Таким образом родители верили, что пущенные по ложному следу недобрые силы не смогут сделать ничего дурного ребенку. Интересно, современные папы и мамы стали бы использовать такие способы защиты от сглаза и порчи?

Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.

В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.

Прозвище - признак индивидуальности

Царь Василий II - Темный. Источник фото:facenewss.ru

Если сейчас наличие прозвища обычно является чем-то обидным, то у древних славян особенной разницы между именем и прозвищем не было. Второе имя, указывающее на какую-либо индивидуальность владельца, обычно давалось по мере роста ребенка и использовалось наравне с нареченным при рождении.

Часто прозвище указывало на род занятий. Например, дед Щукарь из рассказа Михаила Шолохова наверняка был рыбаком. Карась, Лещ, Сом - еще одни имена-прозвища.

Почему Добрыня - не обязательно добрый, и другие особенности славянских имен

Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru

В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).

Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.

Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян

Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru

Интеграция в европейскую культуру, которая произошла с приходом христианства, принесла и изменения в моде на имена. Так, получили распространение многие греческие, еврейские и римские имена. Стали популярны Василий, Юрий (Георгий), Александр, Петр и другие имена.

Банный тур

Проживание в коттедже в будни (ПН-ЧТ) для двоих гостей + русская баня на 2 часа за всего 8800 рублей.

Так же к вашим услугам романтические прогулки верхом на лошадях и вкуснейшая еда из нашего ресторана!

Скачай карту лояльности и получи кэшбэк 3-10%

Парение в чане на костре при свечах под открытым небом + баня на 3 часа! Ваша половинка точно не останется равнодушной!

Романтический вечер в уютной избе с русской баней. В вашем распоряжении гостиная с камином, комната отдыха и чан на костре на все время аренды бани. Чан запаривается на дубовых вениках или на целебных травах.

Стоимость на 3 часа – 9 500 рублей

Скачай карту лояльности и получи кэшбэк 3-10%

Банная программа

Полный набор банных процедур по оптимальной цене. Мягко согреем, заботливо помоем, пропарим в лучших традициях, отправим на небеса и вернем обратно через контрастные водные процедуры. Продолжительность 60 мин, включает:

Стоимость на 1 чел – 4500 рублей

Скачай карту лояльности и получи кэшбэк 3-10%

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Изба по-белому

Особенности: Для 2-4 чел, чан на костре, ледяная купель, внутренний двор.

Описание: Для истинных ценителей банного отдыха по-настоящему! Подробнее

На территории находится две древнерусских избы по-белому. Каждая изба имеет площадь 40 кв.м. состоит из нескольких помещений:

  • комнаты отдыха с камином
  • комнаты отдыха для ночлега или массажа;
  • парной по-белому;
  • помывочной с обливным ведром

Также имеется внутренний двор на свежем воздухе с чаном на костре и ледяной купелью.

Стоимость аренды за 1 час – 2 000 руб.

Стоимость аренды за сутки – 16 000 руб.

Стоимость чана на костре на все время аренды бани:

На дубовых вениках – 3500 руб.

С добавлением целебных трав (шалфей, мята, душица, тысячелистник, мать и мачеха, чабрец, крапива, зверобой, чистотел, вода) – 4500 руб.

Скачай карту лояльности и получи кэшбэк 3-10%

Банный дом

Банный дом

Банный дом

Банный дом

Банный дом

Банный дом

Банный дом

Банный дом

Особенности: Для 6-8 чел, большая парная, купель, терраса с выходом в лес.

Описание: Для истинных ценителей банного отдыха по-настоящему! Подробнее

Уютный, комфортный двухэтажный коттедж со всеми удобствами и изысканным интерьером в стиле Кантри. Площадь дома – 140 м 2 в доме:

  • гостиная с камином и зоной отдыха
  • две спальни, оснащенные отдельными ванными комнатами
  • парная по-белому
  • помывочная и купель
  • терраса с выходом в лес
  • мангальная зона

Стоимость аренды за 1 час – 3 000 руб.

Стоимость аренды в сутки – 24 000 руб.

Скачай карту лояльности и получи кэшбэк 3-10%

Снять дом в глухой деревне в Московской области

Парение & Spa

Медово-солевой пилинг очищает и насыщает кожные покровы ценными компонентами, выводит токсины и шлаки из организма. Процедура запускает процессы обновления кожи, обладает бодрящим, подтягивающим, омолаживающим эффектом для кожи.

Помывка – очищение кожи натуральным мылом и лыковым мочалом – как завершающий этап банного ритуала.

Парение в старославянском чане на костре проходит на открытом воздухе. Чан запаривается дубовыми веникам или целебными травами, вы почувствуете, как аромат трав смешивается с дымом от костра под Вами. Процедура обладает антистрессовым, общеукрепляющим и омолаживающим эффектом.

Максимальный комфорт для вашего отдыха

Комфорт

Комфорт

Комфорт

Комфорт

Приезжайте всей семьёй!
Пока вы наслаждаетесь прелестями русской бани,
дети покатаются на лошадях, покормят животных

Ваши близкие не останутся равнодушны и будут вам благодарны

Территория отеля CLUBBARIN

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Интерьер банного дома Барин

Почему русская баня на дровах
так популярна?

Русская баня на дровах очищает организм, активизирует обмен веществ и выводит токсины – после бани вы чувствуете себя посвежевшим, бодрым и полным сил. Создаваемые в баньке на дровах условия – пар и перепады температуры – способствуют восстановлению кровеносных сосудов, укреплению сердечной мышцы, выведению избыточной влаги и шлаков и нормализации водно-солевого баланса. Мы советуем посещать баню или сауну с бассейном регулярно тем, кто хочет избавиться от лишних килограммов, улучшить состояние кожи, восстановить работу дыхательной системы, побороть хронические заболевания ЛОР-органов. Русская баня – отличный косметолог: хорошая парилка с березовым веником очищает кожу, избавляя ее от угрей и черных точек, делает поверхность кожи бархатистой и здоровой. И, конечно же, пропаривание – лучший друг женщин в борьбе с целлюлитом.

Контакты

Сельский туризм. На отдых в деревню!

Когда у россиян не было возможности выезжать за рубеж, а доходы не всегда позволяли совершать поездки на дорогие советские курорты, детей на лето вывозили на отдых в деревню, к бабушкам и дедушкам. У кого родственников в сельской местности не было, молча завидовали и покупали путевки в пионерлагеря. И никому в голову не приходило, что вскоре и у нас в стране начнет развиваться сельский туризм, который давно процветал в западных странах – Франции, Италии, Испании, Чехии, Великобритании и Венгрии. В Европе более 35% жителей мегаполисов предпочитает деревенский отдых.

В наши дни можно недорого провести время в сельской местности, не имея там родных и знакомых. Такой вид отдыха начал набирать обороты в России, так как всегда существовал запрос на отдых в деревне, а у сельчан не было других ресурсов, которые могли бы принести доход, кроме природы и собственного дома. Когда обе стороны договариваются, они учитывают интересы друг друга, поэтому чаще всего хозяева рассчитывают на помощь гостей в саду, на огороде или по хозяйству, а гости могут попросить принимающую сторону показать им самые красивые, грибные и рыбные места, одолжить лодку или снасти.

Сельский туризм. На отдых в деревню!

Работы по хозяйству снижают стоимость отдыха, но если помощь не требуется, то можно оговорить условия проживания за деньги. Обычно туристы питаются вместе с хозяевами тем, что растет в огороде и саду, и тем, что получают сельские жители от своего подсобного хозяйства – молоком, сметаной, яйцами и другими продуктами, которые обычно существенно лучше магазинных.

Отдых в деревне может многому научить городских детишек, которые реально увидят, как растет хлеб, овощи и фрукты, откуда берутся масло, яйца и сметана, как доят коров или коз, как строят деревенские дома и многому другому. Они могут подружиться с животными, научиться ездить верхом, познакомиться с местной ребятней и вдоволь насладиться сельской вольницей, пока родители помогают хозяевам. Во многих деревнях сейчас работают небольшие зоопарки, необычные фермы, пасеки, рыбоводческие хозяйства. Их посещение позволит ребятне узнать много нового и научиться ценить деревенский труд.

Сельский туризм. На отдых в деревню!

Если повезет, и отдых в деревне совпадет с местными праздниками или обрядами, то кругозор расширится еще больше за счет знакомства с местными традициями, фольклором, частушками, песнями и танцами. Активное или пассивное участие в народных обрядах расширяет рамки сельского туризма, внося в него элементы этнографического. Гостей и их детишек могут научить основам народного прикладного творчества – плетению корзин, резьбе по дереву, вышиванию, бисероплетению, лоскутному шитью и прочим, принятым в этой местности рукоделиям.

Сельский туризм. На отдых в деревню!

Некоторые желают просто пожить в деревне – на природе, свежем воздухе, у реки или на морском берегу. В таком случае проживание и питание оплачиваются. Часть приезжих предпочитают ходить в походы, гонять по окрестностям на велосипеде или лошади. Тогда сельский туризм плавно перетекает в спортивный.

Основной контингент сторонников деревенского отдыха составляют пары с двумя детьми; супруги пенсионного возраста; люди, придерживающиеся здорового образа жизни; романтически настроенная молодежь. В России агротуризм медленно, но верно развивается. Сейчас им охвачена часть регионов Карелии, Алтая, Калининградской, Рязанской, Псковской, Ленинградской областей, Краснодарского края, Сибири.

Сельский туризм. На отдых в деревню!

Чтобы поехать на отдых в деревню, можно напрямую договориться с жителями той местности, в которой хочется побывать, а можно прибегнуть к услугам агентства. В любом случае стоит оговорить все условия в письменном виде, чтобы согласовать условия проживания, объем работы, если таковая подразумевается, сроки, оплату, питание и все, что обе стороны сочтут важным.

Так что в следующий раз, планируя свой отпуск, рассмотрите вариант сельского туризма и смело отправляйтесь на отдых в деревню!


Я никогда не понимала свою подругу, бросившую все и переехавшую жить в глухую деревню. Мне всегда казалось, что она сделала самую большую ошибку в жизни, уехав из города и возможностей. Съездив к ней в гости, и увидев своими глазами ее жизнь в глуши, я переменила свое мнение. Самое удивительное, что я даже сама захотела все бросить, и сигануть в деревню, настолько мне там понравилось. Все фотографии и описания, выставляются с разрешения подруги!

Подруга живет в трех часах езды на электричке в маленьком селе со странным названием Сылва. Я забыла взять книжку с собой в электричку, и думала, что сойду с ума за три часа. Пришлось все три часа таращиться в окно.


В 22 часа под проливным дождем подруга встретила нас на станции, посадила в машину и довезла до своего домика. Она затопила печку, и угостила нас ароматным чаем с травами и вареньем из земляники, которую собирала сама.

Дрова колет подруга сама, и вообще все в доме делает абсолютно сама! Я всегда думала, что в своем доме без мужчины не обойтись, но подруга в очередной раз сломала все стереотипы!



Дочка моя клевала носом, мы ее уложили спать, а сами до 2 часов ночи, пили чай и не могли наговориться! Мы не виделись несколько лет! Я смотрела на подругу во все глаза и ,не могла оторваться от земляничного варенья! Там такой был аромат, что я аж чуть ноздри не сломала, вдыхая его снова и снова!


Подруга очень изменилась! Она выглядела очень радостной и счастливой! Я смотрела на нее, и сначала не понимала, как можно жить в глухом селе и быть настолько счастливой? Потом с каждой минутой, я все больше и больше понимала, что оказывается, можно.

Немного покажу фотографий дома подруги. У нее три комнаты, и в доме даже есть свой туалет! Не надо бегать на улицу. Готовит она и на печке и на плите.




Наутро рассвело, и я увидела как выглядит сам домик.


Блондинка за рулем автомобиля. В селе без машины никак. Работает подруга в соседней деревне Илим, психологом в реабилитационном центре для детей. Она говорит, что ее на работе любят, уважают и ценят! И в самом селе тоже. Я задумалась, а любят ли меня в моем банке и городе? Мне кажется, что всем на самом деле все равно..


Утром мы позавтракали блинами, медом пасечника подруги и ароматным земляничным вареньем.


Дочка и сын подруги практически одного возраста, как только они увидели друг друга, разговоры, игры и смех не смолкали ни на минуту! Мальчишка очень веселый, счастливый и общительный. Он гордится тем , что живет в деревне, и хочет, когда вырастет, тоже жить в деревне.


Вообще, я поняла, почему в деревне не нужна спортивная секция. У деревенского мальчишки столько двигательной активности, за день,не передать! Это и игры в футбол, и катания на велосипеде, помощь маме! Это городскому ребенку нужна секция, чтобы отрываться от планшетов, и хоть несколько часов в неделю иметь двигательную и физическую активность!

Если ты живешь в селе, то можно не ходить в тренажерный и фитнес зал. Физической работы и активности море!



Почти каждый день подруга старается проезжать на велосипеде не менее до 20 км. Они с сыном ездят до соседней деревни и обратно .


Вы бы знали, как классно сесть на велосипед и кататься по селу? Я просто смеялась и пищала от восторга, пока каталась! Нет никакого сравнения, между тем, как кататься на загазованному городу с кучей машин и на свежем ароматном деревенском воздухе! Воздух в деревне такой, что у меня поначалу кружилась голова!


Можно купить лодку и кататься с друзьями. Вот этот дедушка, катался со своей собачкой и котом Васькой. (я потом напишу отдельный пост про этого дедушку)



Я часа два гоняла вот по таким дорогам на велосипеде и просто пищала от восторга! Я не Варламов, мне не страшны русские дороги, по которым можно носиться с ветерком!




Сельская плотина на реке!


В деревне можно рыбачить, прямо не отходя от дома. Вышел, сел с удочкой и рыбачь.



Подснежники растут прямо у дома подруги.


В селе есть пять вот таких магазинов продуктов, за продуктами подруга ездит в соседний поселок городского типа.


А вот это сельский магазин одежды.


Косточки и вкусные остатки еды весело можно скормить собаке!


К пасечнику подруга ходит раза 4 в неделю, и говорит, что он просто обалденный! Городские мужчины намного слабее!Видимо экология и загазованность воздуха влияют на мужские характеристики. Сначала они жили на два дома, потом просто стали ходить в гости к друг другу, и это оказалось намного удобнее. Оказывается у него есть свой тренажерный зальчик, сделанный своими руками, и он ежедневно качается в нем. Подруга говорит, что у него офигенное накачанное тело и он умеет делать незабываемый массаж! Живет он у самого леса, и не может надолго отлучаться от пчел, ведь из леса может выйти медведь, и разворотить улья.

Вечером подруга затопила баньку.




Теперь я понимаю, почему подруга бросила все и переехала жить в деревню. Сейчас, мне кажется, что я тоже могу бросить все и уехать.Но мне кажется, что мне слабо.

Семеро стариков почти полностью изолированы от внешнего мира. Местные чиновники не могут сделать нормальную дорогу, обеспечить пенсионеров газом и углём, зато обещают весной привезти урны для голосования.


Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Найти деревню Севрюково, где на отшибе цивилизации живут лишь семеро стариков, просто. Проедешь пятнадцать минут от города Мценска Орловской области — и ты на месте. Стоишь на повороте, уходящем в белое русское поле. Через поле нормальной дороги нет. Конечно, по бумагам дорога есть, даже две: прямая и объездная. Но бумаги те лежат у чиновников в кабинетах. Чиновники в Севрюкове бывают редко, а жители знают точно: нормальной дороги нет.

По полю до деревни пять километров пешком — по местным меркам рядом. Тем более что снег улежался и наст уже твёрдый, проваливаешься реже. Севрюково — как сезонный курорт среднерусской степной полосы. Не везёт туристам, которые приезжает осенью и весной. Путь до деревни становится жутким месивом. Везунчики приезжает летом или зимой: летом всё высыхает, а зимой замерзает — и пробраться можно. Нам повезло вдвойне. Зимой нас согласились подбросить до деревни на уазике.

Тот, кто никогда не ездил в уазике по зимнему полю, не сможет познать весь ритм и дзен российской жизни. Кочка, колея, подмёрзшее болото, колея, кочка — вниз-вверх-влево-вбок мотает по салону, как горошину, которую трясут в жестяной банке. Вытряхивают в конце пути.

— Овраг Наташа там, — бубнит под нос громадный водитель Александр. Двигатель ревёт, машину трясёт. Твоя голова ударяется о разные места обшивки салона, поэтому кажется, что послышалось. Не могут же крутой заледенелый овраг звать женским именем. Но мы выезжаем на ровное место — не послышалось.

Лет шестьдесят тому назад всё произошло. Молодая девушка из деревни полюбила соседского парня. Но хеппи-энда у этой истории не было — девушку ту изнасиловали. Парень ли тот изнасиловал или чужой человек, об этом вспоминают с неохотой. Но девушка пошла в овраг и повесилась. С тех пор овраг и зовут её именем — Наташа. Такая в деревне Севрюково местная мрачная мифология.

Овраг Наташа. Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Овраг Наташа. Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Деревня вся соткана из мифа. Стоит проехать бесконечно белое поле, как погружаешься в вещи и предметы, которых уже нет на самом деле.

— Посмотрите, вон там, где столб с деревом, — там школа была. Начальная, четыре класса. Но сейчас её не увидишь, — Александр проводит экскурсию.

Мы проезжаем прошлую школу, прошлый магазин, некогда крупную конюшню, успешную ферму, хороший хозяйский дом. Руины кирпичного здания — это добротный сельский клуб. Но тоже тридцатилетней давности. Чтобы вид за окном не утомлял однообразием, тренируем воображение — какая она была, деревня прошлого. Уазик будто скачет по волнам памяти. Волны бьются о снег и бездорожье. Снега навалило много.

Уазик, взвизгнув, тормозит, разбрызгивая снег и грязь. Из салона вываливаются помятые люди. Девять человек. Разминают ноги и осматриваются. Хотя смотреть особо не на что — кривая колея, снег, покосившиеся заборы, хмурые деревья.















Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Мария Баст — правозащитник, месяц назад она впервые приехала в деревню.

— Я увлекаюсь историей и искала пословицы, гадания на погоду, ещё что-то. В администрации сказали, не проедете, да там и живёт один алкаш. А в соседней деревне сказали — всё-таки бабушки живут, и мы решили ехать.

Мария увидела, как живет Севрюково, поразилась и стала жаловаться по инстанциям. Ведь для девушки это не просто деревня. Она считает севрюковцев далекими потомками выходцев из древнего Рима.

Теория Марии сложна и запутанна. Но в двух словах она выглядит так. В византийских свитках восьмого века писали, что на территории нынешней Болгарии жили северцы. В древнерусской "Повести временных лет" упоминаются славянское племя северян. С 15-го века в различных документах фигурируют севрюки — как ответвление или же прообраз казачества.

Некоторые учёные считают, что северцы-северяне-севрюки — это разные названия одного племени, которое в итоге откочевало с территории Римской империи на территорию Руси. А деревня Севрюково была центром их культуры. С тех пор центр культуры увял.

Покинув первый Рим, севрюковцы поселились в 300 километрах от Третьего Рима. Прошли столетия — и в деревне осталось лишь семь никому не нужных стариков. Они не знают ничего о древнем прошлом, хотя сегодня живут так же, как и в прошлых веках.

Деревня Севрюково изрядно вытянулась. Поэтому жилые дома мы ходим и выискиваем среди завалившихся построек и оставленных летних дач — в тёплое время года здесь как раз много людей.

Ближе всех к античности в деревне Лидия Ивановна — она и самая старая жительница, и самая бодрая. Хрупкая, в косынке и с тросточкой, но её взгляд пробивает насквозь. В 82 года она может преподавать позитивную психологию унылым городским хипстерам. И рассказать, почему на девятом десятке жизнь только начинается и как это круто. При этом в городе она и года не прожила, а всю жизнь провела здесь. Большое Севрюково, Малое, да Журавинка — три деревни в паре километрах друг от друга. Но дороги нет, поэтому путешествовать сложновато.

Об античности во дворе у Лидии Ивановны напоминает корыто. Точнее об античном римском выражении memento mori — помни о смерти. Лидия Ивановна рассказывает о таком без жеманности, в лоб и даже с иронией.

— Пару лет назад было. Умер сосед в Журавинке. Погода была плохая очень-очень-очень. Снега было много. К дому не подъехать даже на лошади — утопнет. А дорогу не чистили. Ну а его надо хоронить. Без гроба, он тока помер, они его положили в корыто и повезли. Старики такие же, как он, и везли. Вот из дома его выкатили под горку и затем на горку. Потом по полю на лошадь, а потом с лошади на машину и в город уже. Теперь пойдёмте, я вам курочек покажу.

После корыта, кажется, ничего не испугает. Курочки прыгают по сараю и пугливо кричат, заметив незнакомцев. Еды купить негде, и птицы — единственный свежий продукт. Летом в деревню приезжала коммерческая продуктовая лавка. А раз в месяц, если доберутся по полю, приезжают родственники. В остальное время продуктов купить негде.

Но Лидия Ивановна смотрит на всё с оптимизмом. У неё большой опыт жизни в России. Она, словно мертвеца в корыте, тащила на себе двадцатый век. В 1941 году ей было четыре года, когда в соседнее село вошли немцы.

— Немцы на нас шли с той стороны — каратели. Два мужика — у них бачки такие с бензином за спиной. И с первого дома они пошли жечь. И сожгли всю деревню. Мы выскочили голяком. Я себе руки и ноги отморозила, пока шли.

Они добежали до соседнего села. Но фашисты захватили и его. Мать и все взрослые спрятались, кто в подпол, кто куда, в домах остались дети и старики. В дом зашли фашисты, среди которых был полевой врач, не немец — финн — он увидел, что обмороженные руки и ноги девочки начинают гноиться.

— Он меня в избе увидел — закричал, долой, все долой, всех бабок повыгнал. Руки и ноги у меня там нарывали уже. Срезал кожу. Мазутой какой-то намазал и на второй день приходил меня лечил. Ну, хоть царствие ему небесное я хочу пожелать.

Маленькая Лида с мамой и сестрой в итоге сбежали к своим. Сестра умерла в госпитале. А после войны выжившие — Лидия Ивановна с родителями — стали врагами народа. Отец был в плену. Мать жила в оккупации — это означало клеймо человека второго сорта на всю жизнь. Не помогла даже смерть Сталина, о величии которого сейчас спорят и даже дерутся. Лидия Ивановна пережила Сталина сама без споров.

— Ой, когда Сталин умер, как все плакали. Я в десятом классе. В марте, помню, было. Нашу школу загнали в зал главный, где танцуют. Директор объявил — все навзрыд плакали. Почему? Тогда же, ребята, как было — тихо, молчи, а то. У меня двоюродный брат — Андрей звали, папкиного брата сын — закончил школу, учился в институте. У них семья здоровая — 26 человек было, а он один учиться пошел. И идёт как-то с другом своим — ну как обычно, нынче с другом, завтра с другом разговаривает — ну обо всем. И он как-то идёт и говорит: а Сталин-то, говорят, страшный, рыжий. Он сказал, а его ночью пришли и забрали, посадили. Друг донёс. И загнали его в Сибирь, так он и остался там.

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Но и после смерти вождя народов ничего не изменилось для Лидии Ивановны. Учиться не дали — сиди тихо не рыпайся, как дочь предателя. И уехать не дали. После десяти классов отказали в комсомольской путёвке. Не взяли в Орловский университет. Зря столько лет она таскала учебники пятнадцать километров до школы. Не было портфеля — носила в платке, который потом надевала на голову.

Затем работа в свинарнике, в сельском магазине, дояркой и бригадиром-полеводом — 42 года героического труда. Если бы она жила в античном Риме, её бы назвали героем. На её глазах, при позднем Сталине, зародилась, а при Хрущёве окрепла цивилизация деревни Севрюково. При Брежневе наступал её золотой век. При Горбачеве закат. Дальше уже была гибель античного мира. Сейчас, если пользоваться историческим календарём, для деревни наступили тёмные века: хаос и разруха.

Хотя для Лидии Ивановны деревня — это самые светлые воспоминания.

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

— Мне тут первые лапти папка плёл. Липы ветки, не толстые, а шириной с палец, — срезаешь их ровненько, чтобы поменьше сучков было. Верхушку отсекаешь. Печка топится — истопилась уже не очень жарко. И прямо в печку их. И мигом они слезают, берёшь лыко, и оно тонким слоем сползает, разворачивается с ветки. Потом его берёшь и лапоть плетёшь.

Мамка моя носила нижние рубашки из марли — тогда хороших-то особо не было. Она мне старые разорвала, мне на рубаху, а папка лапти сплёл. И Паска была — 29 апреля. Ох, сколько же у меня было радости: новые лапти, новые портянки, обмотанные, и рубаха. И я побежала в лапту играть.

О давнем прошлом народа северцев Лидия Ивановна ничего не слышала. И от Рима свой род не ведёт. Но иногда находит на огороде или недалеко от участка старинные монеты 18–19 веков. Но их она не хранит — раздаривает детям, внукам да редким гостям.

Нине Григорьевне — 72 года. Эта подтянутая и строгая женщина была главной бизнесвумен Севрюкова. Она осуществляла строгую эмансипацию и сурово пресекала харассмент тогда, когда это ещё не было мейнстримом. В 1980 году её поставили руководить фермой — то есть, по сути, всей деревней. В ней жило больше 300 человек. А на ферме росло 700 коров, а кроме того лошади, свиньи и куры.

Свои задачи Нина Григорьевна определяет просто: быть справедливой, но иногда строить подчинённых. И коров гоняла, и молоко доила, и транспортёр чинила, а если мужики пьяные были, то за ними с поленом бегала. Они же алкаши были все. В доме Нины Григорьевны и сейчас висит фотография: крепкая женщина в белом халате играючи наливает молоко из тяжёлого железного бидона.

— Эта фотография в клубе висела. Может, в году 89-м сделали. Приезжали к нам корреспонденты, снимали, как мы работаем. Ну, первая же ферма по надою молока в районе была. Это вот доярка моя стоит. А по центру я в белом халатике. Какой-то моей доярки не было, так я сама коров подоила и в бидон налила, и сняли тут меня, — Нина Григорьевна говорит подчёркнуто сурово и отстранённо, но глаза её при этом гордо блестят.

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Тогда на ферме была техника. Трактора ездили по полю, разравнивая его в разные стороны. Нина Григорьевна и сама садилась в трактор или запрягала лошадь да ехала в поселковую администрацию за газовыми баллонами. Там она лично грузила 50-килограммовые газовые тубы в прицеп и везла назад. И сейчас бы привезла. Да ни трактора, ни прицепа. А люди из любой администрации забросили это занятие уже пару лет как. Вся надежда на себя да родных.

— У меня был красный уголок на ферме. Каждый надой молока отмечала и лучших работников. Мы там Восьмое марта отмечали и на собрания туда приходили к нам. Ну и членом КПСС была, пока всё не развалилось.

Сегодня от былых собраний не осталось и следа. Хотя бывшие коллеги — коровница да доярка — ещё живут в деревне Севрюково. С ними Нина Григорьевна держит связь, "чтоб одним не помереть", — то в гости ходят, то созваниваются. Говорить по сотовому телефону в деревне любят по нескольку часов.

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

А ещё за домом Нины Григорьевны растут три груши. Под этими грушами были три могилы. Могилы фашистских солдат. Дом Нины Григорьевны находится на той же улице, что и дом Лидии Ивановны. А в 1941–1942 в её доме был фашистский госпиталь. Немцев выбили, а могилы солдат остались. Там и лавочка стояла, над ними потом и детские качели висели, играла малышня, устраивали обеды и свидания.

В это время года Нина Григорьевна часто смотрит в небо. Но тут нет религиозной мистики — она просто хочет знать, пошёл снег или нет. Есть такая традиция в Севрюкове: если начинается снегопад, все, кто может, бегут из деревни. Потому что иначе можно остаться в снежном плену — надолго отрезанным от цивилизации, что даже уазик не пройдёт. А этого не хочется, особенно возможным потомкам римской цивилизации.

— Да как живём. Очень отвратительно! Жить здесь хорошо. Но жить здесь невозможно. Хорошо, когда сухо. А осенью, весной и зимой совершенно невозможно. Летом иногда хорошо, — Сергею Ивановичу 61 год, и он проиграет в сражении на звание самого позитивного жителя деревни, если такое решат устроить.

Он лукаво взирает из-под шапки и рукой поправляет нависающие казацкие усы. Сергей ведёт нас по двору в сопровождении четырёх петляющих кругами кошек. Мужчина прихрамывает, опираясь на трость. Ещё недавно Сергей лежал после инсульта и не мог подняться с кровати. Но хорошо, что, когда случился приступ, была сухая осень и скорая помощь по колдобинам проехала. Скорая вообще старается проехать, когда может. А Сергей ведёт счёт — это такая русская рулетка для жителя сельской местности. Два инфаркта, три инсульта — когда его привезти успели, когда сам успел себя привезти.

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

Фото: © L!FE/Виталий Костеников

В 2009 первый инсульт случился зимой. До больницы его везла жена — Надежда. У неё болезнь Паркинсона, но это не помеха. Благо не на себе везти — на лошади. Рада — одиннадцатилетняя кобыла, местный раритет — последняя крупная живность деревни Севрюково. Мохнатая лошадь уже не раз выручала Сергея с супругой. Они живут на окраине деревни, и помочь некому.

Надежда волоком вытаскивала мужа из комнаты, могла бы с матом, да сил материться не хватало. Ещё лошадь запрячь нужно, сани притащить, а потом по пухляку, на санях, везти супруга несколько километров до больницы.

После того случая власти дорогу пару недель чистили. Это Сергей помнит чётко. Потом бросили — года на два. Вообще, в Севрюкове есть примета: если дорогу чистят, значит, кто-то умер или при смерти, или, в крайнем случае, об этом написали в прессе. Очередная похоронка подбадривает районные власти и подталкивает к активности. Тут же из-под земли появляются грейдеры и трактора — жизнь становится лучше и веселее. Но похороны завершаются, и жизнь продолжает всё так же грустно катиться по полю. То есть дорогу забрасывают.

— Последний раз сын приезжал. Так продуктов взяли на месяц: консервы, молока, да хлеба двадцать буханок. А он как заплесневеет, нового-то не купить, так мы обрезаем, вымачиваем и собакам отдаем, а тот, который без плесени, сами едим, — у Сергея и Надежды две собаки, они исправно лают за окном.

Читайте также: