Отдых в глухой тайге

Обновлено: 18.09.2024

Свобода избавила староверов от вековых гонений — и породила кардинальный конфликт поколений

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Первый раз к бирюсинским староверам я заглянул лет двадцать назад. В то время ученые еще не называли их культурно-историческим феноменом. Потом на рубеже веков проплыл через все пороги на резиновой лодке, останавливаясь в каждом общинном поселении. Тогда мне казалось, что время не в силах поколебать их устои. Триста лет постоянных гонений, а они, как кремень. Но мой последний приезд к ним был ошеломляющим. Как будто шел-шел по привычной дороге и вдруг — пропасть.

Другой мир

Приехали как-то к нам чалдоны. Неверующие, значит, по-нашему, — рассказывает он мне. — И спрашивают: что вы все бороды красным красите? А мы отродясь такие, говорю. Всегда — огнебородые.

Большое семейство Кочевых живет в Прилуках. Маленькую деревушку специально спрятали от мира за бурными чунскими стремнинами. Только раньше здесь было двадцать семей, а теперь — девять. Сперва такую текучесть мне пытались объяснить таежным пожаром, который оставил их без зверя и пушнины, грибов и ягод. Но потом Карп Иванович сообщил о настоящем бедствии:

У меня у самого два сына в мир ушли. Один в Киеве обитает. Второй в Канске.

На таежном отшибе: путешествие к староверам

— Веру они сохранили?

— Какая там вера! Где была она — теперь дыра на том месте…

— А кто ж виноват?

— Кто?! Отец за сына отвечает. Я виноват! На работу все время цыганским кнутом мы их гнали. А когда здесь лес сплавляли… Они и пошли матросами на катера. А потом… Уплыли. Оба. И от нас. И от веры нашей.

— А в городе можно остаться старовером?

Без покаяния

В учебниках об этом не пишется. Но последующие русские бунты, сотрясавшие всю Россию, были пропитаны не только смутой, но и староверческой идеологией. И сами их лидеры — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев — являлись старообрядцами. Такого противостояния между народом и властью до этого никогда не было.

На таежном отшибе: путешествие к староверам

За душевной благодатью

Новую избу семидесятилетний старовер Петр Харин срубил на берегу Бирюсы. Дом получился бравый. Только по соседству никого нет. На десятки километров — безлюдная тайга. Вот уже двадцать лет живет он отшельником в сибирской глухомани.

Жить ему тяжело, но одиночество — не в тягость. Потому что сам ушел за этим уединением. За душевной благодатью.

На таежном отшибе: путешествие к староверам

Философия Харина проста: жить по совести, в ладу с самим собой. И люди тянутся к нему. Кто раз у него побывал — мимо уже не проплывает. Потому что редкая добросердечность — сродни святости. А простота его поступков — убедительнее нравоучений. И находясь с ним рядом, подспудно ловишь себя на мысли: а ты бы так смог? И чаще всего отвечаешь: нет.

Улучив момент, высказываю Харину свое недоумение:

— Разве так можно, Петр Абрамович?! Вы же фактически припасы свои раздаете. Потом из-за этой доброты зимой голодным сидеть будете.

— Бывает, что и сижу, — отвечает. — Но только, как душа подскажет, так и поступаю. Вот в позапрошлом году на этой самой Хаинде, по осени, я много харюзов наловил. Целую бочку засолил. Тоже думал, что зимой с рыбой буду. А медведь выждал момент, пришел незваным гостем и все съел. Пока есть возможность — надо делать добро. От жадности — богатым не станешь.

Петр Абрамович пошел в дом и стал собирать котомку… Снабдил пострадавшего продуктами, да еще и сети дал, чтобы тот с рыбой домой вернулся.

— Скажи, чем я тебя могу отблагодарить? — причитает несказанно довольный Федор. — Что тебе надо привезти? Заказывай!

Петр Абрамович рассмеялся и на полном серьезе ответил:

— Есть одно такое дело. Можешь помочь. Вот когда меня в аду будут жарить… Так ты не забудь в кострище дровишки подбрасывать. Хорошо? Поможешь мне сполна за мои грехи ответить. Вот этим и отблагодаришь.

Соблазн свободы

На таежном отшибе: путешествие к староверам

Катерина, молодая староверка из Луговой, гостившая в Прилуках, скажет:

— От пережитков надо отказываться, пока не поздно. — И приведет пример.

У нас школу новую начали строить, а старики ворчат: достаточно и четырехлетки. И чтобы никаких там компьютеров не было.

— Лишку сказала… Может, старое-то и надо обновлять. Но не веру! Мы еще не доросли до этого. Иначе совсем к погибели придем!

Добро без отклика

— Раньше идешь по тайге в райцентр, лесовоз остановится и подвезет тебя без проблем. А сейчас деньги требуют. Перед носом дверцей хлопают. Совсем ваш рынок людей испортил. А если вы так к нам, почему я должен по-другому?!

На таежном отшибе: путешествие к староверам

Разговор о человечности мы продолжим с Хариным следующим днем. Задолго до рассвета. Солнце еще только собиралось показаться из-за горы, а в печурке уже трещали дрова и огненные отсветы прыгали по янтарным бревнам. Тепло не спеша выпроваживало утреннюю зябкость. Петр Абрамович готовил тесто на рыбный пирог:

— За квашней надо ухаживать, как за ребенком. Не доглядишь — на сторону уйдет или не поднимется. А в итоге — без хлеба останешься.
Поняв, что в этой прелюдии — отзвук вчерашнего разговора, спрашиваю:

— Добро без отклика — это зло?

— Нужно уметь прощать людей, — отвечает он мне, прекращая на время все дела. — Только без любви — и дары, и помощь благодатью не станут. Ни для других, ни для себя самого. Вот и у меня не всегда все получается… Несколько лет назад заглянул ко мне со свитой важный чиновник. Пили они, куролесили, ругались… Я в избу ушел. А ему не понравилось такое пренебрежение. Сказал, что живу я в тайге без соответствующего разрешения. И я для него — никто… Провожать эту компанию на берег я не вышел. Не смог пересилить свою гордыню. Грех взял на душу…

Странником оказался москвич Серега. Совсем запутался он в своей жизни. Увлекся какой-то новомодной философией и мир стал ему не в радость. Однажды ткнул он не глядя пальцем в карту. Попал в Бирюсу. Приехал в Сибирь. Подстригся, сделал плот и поплыл навстречу неизвестной судьбе по порожистой реке.

Сразу вспомнилось мне, как перед моим отъездом сообщил он неожиданное:

— Я в староверческий монастырь ездил на Енисей. Присматривал на будущее, куда можно мою немощную старость пристроить… Но не приглянулась мне северная обитель… Вроде все там есть. И река… И тайга… А душа не приняла. Свободы — нет… Видно, на Бирюсе мне суждено свой век доживать.

— Но здесь, случись что, даже воды подать будет некому…

— А ты на мои мысли внимания не обращай, — успокоил он меня. — Я с ними здесь все время, как медведь в берлоге: с одного бока на другой переворачиваюсь… А вообще-то я — не угрюмый. Просто о душе приходится все время думать. О самом ценном и дорогом, что есть у человека. Но это — тайное… И ни с кем я из иноков себя не сравниваю… Грехов много. Молюсь редко… Но может, Господь и приведет к чему-то… Веришь, я раньше был очень хорошим охотником. А сейчас ружье в руки не беру. Зачем кого-то убивать, когда радость в жизни приносит только живое?!

Уже сейчас другими глазами начинают смотреть многие староверы на бывших своих изгоев. Потому что именно в их неказистых хижинах, построенных на отшибе, теперь обретают веру те, кто потерял в лихолетье последнюю надежду.

Комментарий

Церковь не ошибается. А люди — ошиблись.

Надо сказать, что современное сознание даже в целом воцерковленных людей с большим трудом преодолевает инерцию прочно усвоенных секулярных ценностей, поэтому немалое число верных чад Русской Православной Церкви в искреннем недоумении спрашивают: как это понимать — Церковь признает, что ранее ошибалась?

Церковь ошибаться не может, но это могут делать находящиеся в ней люди. И не только ошибаться, но и грешить, малодушничать, соблазняться… Церковь же движима Духом Святым, под воздействием которого и признаются ошибки, осознаются грехи, преодолеваются соблазны. Преодоление ошибок, осознание частичной неправоты тех или иных церковных деятелей есть свидетельство великой духовной силы Святой Церкви.

К чести Русской Православной Церкви, разобраться во всем досконально и научно убедительно смогли маститые профессора православных духовных школ — Н. Ф. Каптерев, Е. Е. Голубинский, С. А. Зеньковский, А. В. Карташев, А. А. Дмитриевский, НД. Успенский и другие. Упомяну и моего учителя — заслуженного профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Иоанна Белевцева.

Есть и другое соборно выраженное сожаление — о насильственных методах проведения церковной реформы XVII века. Такой уж был тогда язык, такие нравы, такой порядок взаимоотношений Церкви с государством.

Среди весьма деятельных сторонников церковного единства можно назвать митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Андрея (Ухтомского). Публичные лекции специально для старообрядцев читали князь Евгений Трубецкой, Сергий Булгаков и другие популярные в церковных кругах люди. Однако все надежды и чаяния были сметены огненным смерчем национальной катастрофы.

Сегодня можно говорить о начале сотрудничества со старообрядцами в достаточно широкой области церковно-общественных отношений. В качестве примера можно назвать активное участие представителей старообрядчества в деятельности последнего Всемирного Русского Народного Собора, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, где очень тепло было принято выступление недавно почившего старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Андриана. Если под сближением понимать установление дружественных отношений, то, пожалуй, мы выходим на путь установления именно таких отношений.

Под диалогом же пока следует понимать, прежде всего, попытку глубже и внимательнее всмотреться друг в друга, чтобы понять, что реально нас разъединяет сегодня. И пока трудно даже сказать наверняка, реален ли в ближайшем будущем конструктивный диалог — в парадигмах сегодняшнего мышления, сегодняшнего исторического опыта.

Попробую выразить собственную точку зрения. Я люблю свой народ, но совершенно не склонен его идеализировать. В нем много разного, много противоречий. Так же и в старообрядчестве. Как к нему ни относись, но оно — глубоко национальное проявление религиозного чувства. Нельзя пытаться понять русскую душу, русскую ментальность, не понимая или не замечая старообрядчества. Слишком массовое и народное это было явление.

Но нельзя умолчать и об опасностях старообрядчества. Все же если это и культура Святой Руси, то культура, нелегкими условиями своего существования подвергшаяся определенной трансформации. Главная опасность — своеобразная психология раскола, нечуждая духа изоляционизма и ксенофобии.

Иван МИРОЛЮБОВ, консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством

Немногие регионы России могут сравниться с Приморьем по богатству рекреационных ресурсов и разнообразию природно- географических ландшафтов. Живописное морское побережье приглашает к незабываемому пляжному отдыху и увлекательным морским прогулкам к островам, кекурам, бухтам Японского моря, а хребты и отроги Сихотэ-Алиня , вместе с равнинными долинами рек, влекут в заповедные чащи уссурийской тайги. Иными словами, Приморье – это уникальный регион России, предоставляющий отличные возможности для отдыха и зимой и летом.

Летний отдых на любой таежной базе отдыха подразумевает тишину и чистейший воздух, пешие и конные прогулки, сбор грибов и ягод, шашлыки, и конечно же, русскую баню. Любители адреналина могут сплавиться по горной речке или совершить восхождение на одну из вершин Сихотэ-Алиня.
Отдых в тайге зимой не менее увлекателен – к вашим услугам горнолыжные склоны; лыжня, проложенная по заснеженному лесу; коньки, сноуборд, тюбинги и другие зимние забавы. Особенно подготовленные и активные туристы могут совершить экстремальный зимний поход с покорением Ливадийского хребта. А если вы не мыслите свою жизнь без ружья или спиннинга, то уссурийская тайга щедро одарит вас трофейным зверем и богатейшими уловами.

Большая часть таежных баз отдыха сосредоточена в Партизанском и Шкотовском районах. Связано это с относительной близостью к Владивостоку, транспортной доступностью, а также наличием уникальных природных объектов: Смольных водопадов , гор Пидан , Фалаза Ольховая, многочисленных пещер, чистейших горных рек, отличных горнолыжных склонов.

Eco Club

База отдыха Eco Club располагается в Анисимовке в Шкотовском районе. База отдыха Eco Club предоставляет собой комфортабельные домики с отоплением и туалетами. Домики оборудованы электроприборами, новой мебелью, постельным бельём.

База отдыха "12 Месяцев". Комфортное проживание, благоустроенная территория,таежный воздух, горная речка.

База отдыха "Алмазный берег" предлагает проживание в капитальном корпусе в 2-3-х местных номерах и в отдельных деревянных домиках на 4 и 7 человек.

База отдыха "Артол" расположена на берегу Кугуковского водохранилища в Уссурийском районе Приморского края.

Гостевой двухэтажный дом для семейного отдыха с буфетом на первом этаже. Проведение корпоративов, детских праздников, свадебных мероприятий. Около дома беседки с мангальными местами, гамаки, детская площадка.

"Крестьянское хозяйство Самбурово" - база отдыха круглогодичного функционирования, рассчитаная на проживание 20 человек. На территории расположена баня.

База отдыха расположена в Партизанском районе, для проживания домики 2х, 4х 6ти местные и Охотничий домик на 13 человек.

Небольшая база отдыха расположена в с.Анисимовка, Шкотовский район.

База отдыха "Ханкай". Проживание в семейных и маленьких домиках.

Арт-Парк "Штыковские Пруды" предоставляет возможность отдохнуть на природе, организовать отдых для детей. Контактный зоопарк для детей. В летний период: катание на вейкборде, каяке, катамаране, лодках, sup. Водная, надувная горка.

База отдыха "Юпако" располагает всеми возможностями для комфортного летнего и зимнего отдыха в Приморье. В распоряжении отдыхающих уютные комфортабельные домики, спортивные площадки, бильярд и полный набор зимних развлечений: санки, тюбинг, коньки и лыжи.

Дом в Анучино

Дом на на 10 человек Двухспальные большие кровати и односпальная. Отопление - калориферы , настоящая русская печь(можно печь хлеб и жарить шашлыки).

Дом в селе Анисимовка

У подножья гор Пидан, Воробей, Фалаза можно арендовать уютный частный дом в селе Анисимовка, в котором может одновременно разместиться до 25 человек. Дом в селе Анисимовка располагается в экологически чистом месте с уникальной таежной природой и быстрыми горными речками.

Дом-гостиница с баней в Арсеньеве

Домик в деревне

Для проживания предлагается одноэтажный дом, размещение в доме до 6 человек, большая территория, баня.

Домик в тайге (с. Анисимовка)

Предлагается к размещению теплый, уютный Домик в тайге в селе Анисимовка, Шкотовский район Приморского края. Вместимость Домика в тайге (Анисимовка) - 8 человек. Отличный вариант для тех, кто предпочитает отдых в тайге, любит активный отдых, зимние виды спорта. Дом с печным отоплением, предназначен для круглогодичного отдыха.

Домики в Арсеньеве

Домики в Арсеньеве расположены в черте города, недалеко от горнолыжного склона Восток. Отдых в Арсеньеве оставит незабываемые впечатления у каждого, кто хоть однажды побывает в этих курортных местах. Домики в Арсеньеве - отличный вариант для семейного отдыха, а также для отдыха с друзьями.

Домики-шале на озере Ханка

Домики-шале расположены в селе Троицкое, рядом с живописным побережьем озера Ханка. Отличный песчаный пляж и хорошо прогретая вода в озере способны удовлетворить требования отдыхающих всех возрастов. К размещению отдыхающих предлагаются домики-шале (12 кв. м) с двумя кроватями, холодильником (и без), а также двухместные палатки с постельными принадлежностями и бельем.

За Раздольным

Круглогодичная база отдыха. Проживание в 2-х этажном коттедже вместимостью 14 человек.

Коттедж в Арсеньеве

Двухэтажный комфортабельный коттедж в Арсеньеве включает в себя: зал (24 кв.м.), кухню-столовую (24 кв.м.), четыре просторных спальни, два санузла, бильярдную и баню-сауну. Предоставляется постельное белье, посуда и пр.

Коттедж в Дубовом ключе

Коттедж и дом в Смоляниново

Дома расположены в п. Смоляниново, в 60-ти км от Владивостока. Для заселения предлагаются второй этаж коттеджа и один одноэтажный дом, рассчитанные соответственно на проживание 15 и 10 человек. Рядом с домом лес с хвойными и лиственными деревьями, в пяти метрах от дома каток с тюбинговыми дорожками. Коттедж в Смоляниново – идеальный вариант комфортного отдыха в тайге, в тишине вдали от посторонних глаз.

Лесная Сказка

"Лесная сказка" частный дом - вместимостью до 12 человек, расположен в непосредственной близости от горнолыжных склонов в селе Анисимовка.

Лесное озеро

Парк отдыха "Лесное озеро" предлагает для отдыха на 14-16 человек и домики отдыха на 6-8 человек. Большая тюбинговая трасса, горка для детей, каток, веревочный парк, рыбалка, аренда беседок.

Медовый лис

Проживание на базе предусмотрено в двухэтажном коттедже 2-3-х местных номерах, и одном 4-х местном номере (всего 10 спальных мест), расположенных на втором этаже с отдельным входом.

РБХ "Байкал"

Рыборазводческое хозяйство "Байкал" предлагает для проживания одноэтажный дом вместимостью 10 человек, солдатсские палатки дневного пребывания. Рыбалка, отдых на берегу озера в деревянных и каменной беседках. Катамараны, волейбольные площадки, качели.

Солнце, база отдыха

Спортивно-оздоровительный центр им. Горького

Спортивно-оздоровительный центр им. Горького располагается в г. Лесозаводске (станция Ружино). На территории спортивно-оздоровительного центра им. Горького расположены спальные корпусы и гостиница, сауна с бассейном. В зимнее время работает каток, беговая лыжня.

У Семеныча

Двухэтажный коттедж из бруса, предназначенный для комфортного проживания десяти человек

Чудесня 10

Гостевой дом "Чудесная 10" подходит для отдыха с семьей, друзьями, коллегами. Дом сдается только одной компании.


Канал YouTube: Охота-рыбалка. Пижма. Жизнь в деревне.

ПОЙМАЛИ НА НОВЫЙ ГОД СВЕЖЕГО ХАРИУСА ЖИВЁМ В ИЗБУШКЕ У РЕКИ ВОКРУГ ГЛУХАЯ ТАЙГА РЫБАЛКА В КОМИ

ПОЙМАЛИ НА НОВЫЙ ГОД СВЕЖЕГО ХАРИУСА ЖИВЁМ В ИЗБУШКЕ У РЕКИ ВОКРУГ ГЛУХАЯ ТАЙГА РЫБАЛКА В КОМИ

Нашли разбитый в тайге самолет и полно рыбы. Рыбалка в Тыве. Ленок.Таймень. Хариус и много щук

Нашли разбитый в тайге самолет и полно рыбы. Рыбалка в Тыве. Ленок.Таймень. Хариус и много щук

Охота на боровую дичь по снегу на лунках Mp4

Охота на боровую дичь по снегу на лунках Mp4

Рыбалка на морды. Попробовали головы у ратанов. Нам очень понравилось.

Рыбалка на морды. Попробовали головы у ратанов. Нам очень понравилось.

КИТАЙСКАЯ \ВЕБАСТА\ В -25 ВЫДЕРЖИТ ЗАГОТАВЛИВАЕМ С БАТЕЙ ПЛОТВУ РЫБАЛКА В ПАЛАТКЕ В МОРОЗ

КИТАЙСКАЯ \ВЕБАСТА\ В -25 ВЫДЕРЖИТ ЗАГОТАВЛИВАЕМ С БАТЕЙ ПЛОТВУ РЫБАЛКА В ПАЛАТКЕ В МОРОЗ

ЗАЕЗД НА ТРИ ДНЯ В ТАЙГУ ПРОБИВАЕМСЯ НА СНЕГОХОДАХ К ИЗБЕ В ПУХЛЯК ЛОМАЕМСЯ НО ЕДЕМ ЗА РЫБОЙ.

ЗАЕЗД НА ТРИ ДНЯ В ТАЙГУ ПРОБИВАЕМСЯ НА СНЕГОХОДАХ К ИЗБЕ В ПУХЛЯК ЛОМАЕМСЯ НО ЕДЕМ ЗА РЫБОЙ.

Кто куда а мы в тайгу на рыбалку Рыбалка на Хариуса на таежных реках

Кто куда а мы в тайгу на рыбалку Рыбалка на Хариуса на таежных реках

Удивительная история Юрия Кнорозова разгадавшего тайну цивилизации майя Редакция

Удивительная история Юрия Кнорозова разгадавшего тайну цивилизации майя Редакция

ПУТЕШЕСТВИЕ за ТАЁЖНОЙ РОМАНТИКОЙ. ДОМ в ТАЙГЕ. ОЗЕРО в ЛЕСНОЙ ГЛУШИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ за ТАЁЖНОЙ РОМАНТИКОЙ. ДОМ в ТАЙГЕ. ОЗЕРО в ЛЕСНОЙ ГЛУШИ.

Проверил путик подписчиков. Соболь на чучело.

Проверил путик подписчиков. Соболь на чучело.

Ваши комментарии

Сегодня обсуждают

Почему это видео в этом сайте?

Ну. На парад это как то мало похоже, а уж тем более, к такому знаменательному празднику, как "День Независимости", могли бы и по грандиозней что-нибудь придумать. Если, например, сравнить парад в России в честь "Дня Победы" и ЭТО, получится все .




Историки, филологи, археографы из СО АН СССР в те же годы проводили исследовательские экспедиции в Рудном и Горном Алтае, в Красноярском крае и в Туве. Ученые посещали старообрядческие селения и монастыри, сумев собрать уникальные коллекции древних рукописей, книг, предметов быта. В 1982 году поисковая удача сопутствовала специалистам Томского областного краеведческого музея. В нарымской тайге ими было открыто сохранившееся (со всей утварью, старопечатными текстами) старинное поселение, по каким-то причинам брошенное хозяевами. Ценные находки можно увидеть на редких кадрах кинохроники.

В 2017 году ученые Томского государственного университете собираются запустить электронный ресурс о таежных старообрядческих общинах на территории Томской области.

- Скиты формировали конфессиональную идентичность, сохранив эту роль даже в советское время. И сейчас там продолжают создавать рукописи, опираясь на древнерусскую кириллическую традицию — отметил ученый секретарь Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев.

Специализированный сайт в первую очередь будет полезен тем, кто изучает памятники древней письменности с целью их прочтения, определения авторства, места и времени создания.


Впервые мы познакомились с обитателями таежных поселков во время путешествий по Обь-Енисейскому каналу. В разные годы съемочная группа ТВ2 неоднократно проходила маршруты по заброшенной системе гидротехнических сооружений на границе Томской области и Красноярского края. В тех местах возникало ощущение отсутствия границы между прошлым и настоящим. В домах не было телевизоров и магнитофонов, но многие староверы пользовались сотовой связью. Моторные суда не вытеснили долбленных лодочек. Современная одежда всегда сочеталась с традиционными для староверов опоясками. У каждого взрослого человека при себе всегда находилась лестовка (предназначена для счета молитв, своего рода четки).


В разгар никонианских религиозных преобразований в среде старообрядцев сформируется объединение беспоповцев. Так называются древлеправославные христиане, не приемлющие духовенства и отвергающие священников нового наставления. Беспоповцы, осевшие на побережье Белого моря, причисляли себя к поморскому согласию. Близкими к ним считались староверы, ушедшие в необжитые места Олонецкого края (Карелия) и в нижегородские земли на реке Керженец (отсюда и название кержаки).


В Сибири же наиболее распространилось часовенное согласие, которое появилось позднее — в первой половине XIX века. Беспоповские богослужения проводили и до сих пор проводят духовные наставники или уставщики. Они и определяли внутренний порядок в общинах. В часовенном согласии постановления по важным религиозным и бытовым вопросам принимались на Соборах. В институте истории СО РАН есть сведения об одном из таких Соборов, который состоялся в декабре 1990 года у деревни Безымянка. Это как раз на Обь-Енисейском канале. Приведу лишь некоторые из правил, установленных более 20 лет назад.

1. У кого из христиан еще имеются радиоприемники в домах, избушках, то таковые в братию не принимаются и милостыню от таковых не брать. 2. Электрочайник подобен самовару. 5. У которых христиан дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, им епитимии 10 лестовок. 11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, сие не христианское, но еллинское беснование. 12. Если кто табакур и хочет прийти к браку, таковому выдержки 6 месяцев. Потом брачить. . 15. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит и выпивает, пока не оставит сие дело, в братию не принимать согласно Бийского соборного уложения. 16. Духовным лицам неприлично быть пенсионером и кадровым работающим по заявлению.

Соборные положения менялись. Если предмет признавали полезным, его разрешали. Лодочные моторы, сотовая связь необходимы охотникам промысловикам — значит пользоваться ими можно. Крепкий алкоголь и табак всегда находились под запретом. Полезность телевизора староверами тоже отрицается.


Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, оттуда до Бийска. От Бийска подниматься вверх по реке Катуни. На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет путь через горы каменные, снеговые. Там древа дивные и земные плоды. Там хлеб сеют раз, и урожая хватает на 4 года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем берут всех на небо.

Проживающие в деревне Уймонской заводские крестьяне Вавило Болтовский с братом Харитоном намереваются совершить побег на место, называемое Беловодьем. С ними могут последовать и другие жители деревни Верхне - Уймонской.

Донесение адресовалось в Томское губернское правление.



Потомки старообрядцев и сейчас живут в алтайском селе Верхний Уймон. По словам краеведа и хранительницы местного музея старообрядчества Раисы Кучугановой:

несмотря на сталинские репрессии, изменения в укладе общины многое остается как прежде. Если малые дети крестятся двумя перстами, я сразу вижу — вот они староверы. Значит каноны в семье, пусть не полностью, на бытовом уровне, но соблюдаются.




Поповство превратится со временем в самое представительное объединение старообрядцев. В 1907 году Томск признают центром Сибирской епархии, в которую войдут Енисейская и Иркутская губернии. В сентябре 1913 года в городе будет освящен храм Успения Пресвятой Богородицы. В одной из местных газет напечатали репортаж.

Старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша несущийся мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли.



3 гильдии купец Петр Вихряев взят в Томске с поддельным паспортом, многими старообрядческими книгами и вещами. Задержанный принадлежит к религиозной секте бегунов.

Странствующие находили приют у единоверцев в скитах. Иногда, такие обители находили в относительной близости от столицы губернии. Обратите внимание на содержание документа из фондов Государственного архива Томской области:



Эта давняя история самым причудливым образом повторилась в конце 1985 года. Тогда в Томском районе с вертолета были обнаружены многочисленные поселения отшельников. Во время милицейских рейдов нашли 57 келий, в которых проживало более 70 человек в возрасте от 65 до 80 лет. Об этом случае доложили в обком КПСС. Эпопея отшельников Лыковых вполне могла получить продолжение уже на томской земле. Однако, в местных газетах об этом не писали, зато сохранился уникальный (на мой взгляд) архивный документ.

В Колыванском районе Новосибирской области формально насчитывается больше 50 деревень. Но часть из них уже давно вымерла, а кое-где жизнь в населенных пунктах поддерживают один-два человека. Мы побывали в двух деревнях, чье существование в скором времени может прекратиться

В Колыванском районе Новосибирской области формально насчитывается больше 50 деревень. Но часть из них уже давно вымерла, а кое-где жизнь в населенных пунктах поддерживают один-два человека. Мы побывали в двух деревнях, чье существование в скором времени может прекратиться

— Четыре дня назад медведь вышел, говорят, видели, — рассказывает наш экскурсовод, местный житель Виктор, передергивая затвор ружья. У него их не меньше пяти. Это особая гордость Виктора, который любит охоту и знает буквально каждый метр родного района. Ружье он взял на всякий случай: вдруг снова к людям выйдет медведь.

Сам Виктор из Пономарёвки. Это такой последний аванпост — единственный густонаселенный пункт перед чередой пустеющих сёл и деревень. Хотя можно ли назвать густонаселенной деревеньку с сотней жителей и 6 учениками в школе?

Типичный пономаревский пейзаж — так выглядит дорога к Вдовино

Раньше Виктор жил в Новоалександровке — это тоже тут недалеко. Но деревня начала медленно умирать, брошенных домов становилось всё больше, а связи с городом всё меньше. Поэтому он с женой и детьми перебрался в Пономарёвку. Вместе с женой ходил на охоту, а потом она заболела, жены не стало. Дочери тоже не стало меньше года назад. Говоря о них, Виктор хмурится, прячет глаза, понижает голос.

Его большой дом сейчас стоит совсем пустым. В дальние комнаты, где теперь живут воспоминания, Виктор даже не заходит.

Когда-то он убежал от одиночества, оставив хозяйство в Новоалександровке, но спустя годы одиночество догнало его и здесь.

Колыванский район — большой, протяженный, богатый на леса и охотничьи угодья. Это именно та Сибирь, которую рисует воображение путешественнику, не заезжавшему дальше уральских гор: с густыми соснами, медведями и кристально чистыми озерами. Правда, сельских жителей год от года становится всё меньше.

Официально в Колыванском районе 59 деревень, но часть из них — деревни-призраки. Местные жители стремятся в большой город, ну или хотя бы в райцентр, Колывань. В нем сегодня живут около 12 тысяч человек, а в раскиданных вокруг деревнях — и того меньше. Ежегодно из Колыванского района уезжают по 200–300 человек. Это население небольшой деревушки.

В Пономарёвке всё не так плохо: тут есть школа, один магазин, скромный ДК и примерно сотня жителей

Активный прирост населения в Колыванском районе случился почти сотню лет назад, когда в тайгу свозили осужденных по политическим статьям.

— Ссылали в Пономарёвку, в Хохловку, во Вдовино и дальше там в деревни. Старые люди говорят, что жить было негде. Селились в сараях, коровниках, что-то пытались отстроить сами, — рассказывает библиотекарь в деревне Пономарёвка Елена.

Ее бабушка — тоже ссыльная. Это обычная история для пономаревских: покажи на любого деревенского — выяснится, что его бабушку-дедушку сослали сюда как врагов народа. В 40-х годах среди других ссыльных оказался и писатель Николай Углов, который спустя десятилетия напишет автобиографический двухтомник о проведенных годах в ссылке. Место действия — деревня Вдовино.

Деревню отстраивали в основном ссыльные

Возле Пономарёвки располагается деревня Хохловка с 11 жителями и вот такими странными агрегатами. В том направлении населенных сёл больше нет — одни заброшенные избы

— Бабушку мою отправили в Жирновку, это за Вдовино. А в 1965 году или даже позже она переехала с моей мамой в Пономарёвку. Но многие в то время начали уезжать: кто перебирался поближе, а кто вообще уезжал из Сибири. В Пономарёвке тогда школа открылась, совхозы строились, народ был. Из Жирновки все уехали, сейчас там нет ничего, — делится Елена. — Пару лет назад, знаю, ездили туда на клюквенные болота на тягаче, потому что никак больше не проехать. Там раньше ферма была, коров держали, — вот и всё упоминание о Жирновке теперь.

Так же и с другими деревнями. За Колыванью, примерно в 80 километрах, открывается вид на деревни и поселки, которых нет. Кое-где о них напоминают покосившиеся таблички с названиями и пустые дома, а где-то нет совсем ничего, кроме бурьяна. О том, что здесь когда-то жили и работали люди, помнят лишь старожилы. Ну а самыми частыми посетителями этих мест стали охотники — их, как правило, сопровождает заядлый любитель охоты Виктор.

Деревня на одного жителя

Виктор везет нас в то самое Вдовино. Формально деревня считается заброшенной, но там, среди опустевших домов и ферм, есть единственный обжитой домик с единственным жителем — Леонидом. Его семья, как рассказывают местные, оставила деревню несколько лет назад, сам же он переехать ближе к Колывани не решился.

Единственная возможность добраться сюда — петляющая проселочная дорога от Пономарёвки. Ее проложил тягач несколько лет назад, когда в деревне еще оставались люди — 3–5 человек, не более. Сейчас во Вдовино живет только Леонид, и почти несуществующей дорогой пользуется в основном тоже он. Изредка — Виктор, который поставил недалеко от опустевшей деревни охотничий домик и ездит туда поохотиться.

Это Вдовино и единственный обжитой домик, в котором живет Леонид

Он резко меняет тему разговора и рассказывает о мистике в этих местах. По его словам, уже несколько лет в деревнях наблюдают странное явление — огромные огненные шары, висящие над местностью:

— Однажды всей деревней наблюдали. Я жил тогда в Новоалександровке. Примерно в метрах 400 над землей — огромный шар, и не просто красный, а такой, знаете, как фаер. Вся деревня освещена была! Я хоть и в Бога не верил, но когда вот это вот непонятное начало меня по округе шугать, я поверил во всё. Знаете, как молился? Да много всякого было.

Дома во Вдовино зияют пустыми окнами

Виктор произведений Углова не читал, но о богатом историческом прошлом своего района знает и тут же советует:

Пономарёвку от Вдовино отделяют 20 километров. Чтобы проехать к уникальной деревне с единственным жителем, нужно миновать деревню-призрак Алексеевку и старый мост на сваях. Как рассказывает Виктор, каждый местный, который хотел перебраться через мост, брал с собой комплект досок, стелил их и полз на другой берег, иначе было не добраться. Теперь и свай из-за высокой травы с дороги не видно.

В том, что сейчас осталось от самого Вдовино, тоже еле угадываются черты бывшей деревни: пара покосившихся домиков, заброшенное здание фермы с зияющими провалами вместо дверей и трава высотой с человека. Чуть дальше виден дымок: это Леонид зажег на дороге тлеющий костер, чтобы отогнать комаров от пасущейся рядом скотины.

— Он не со всеми разговаривает, тем более с журналистами. Вначале я зайду к нему, вы сидите в машине. Если повезет, то он выйдет и сам расскажет, — на ходу напутствует Виктор.

Леонид остался в деревне, когда все остальные разъехались

Для коз он сделал теплый зимний сарай. Они пасутся на крыше, где меньше комаров

С огромным хозяйством Леонид управляется в одиночку

— Медведи у меня прямо с крыльца свиней забирают, с огорода жеребят и телят и так далее. На поляне тут у меня они часто показываются, — обращаясь к нам, замечает Леонид.

— А помнишь, как ты за один день двоих застрелил, а? — хитро улыбаясь, спрашивает его Виктор. — Ну представляете, только справился с одним, он прямо к дому подошел, так ведь, Лёнь? Как сын его уже кричит с огорода: там еще один медведь к скотине вышел.

Леонид завел лошадей, которые пасутся в заброшенном строении: тоже спасаются от комаров

Леонид молчит и даже не улыбается, только щурится на солнце, привычно отгоняя от себя комаров. Здесь в тайге они особые. Тлеющий дымок костра на них почти не действует, а если прислушаться, можно услышать, как в воздухе стоит звон насекомых. Леонид к этому давно привык, как привык и к тому, что в деревне он живет один. Неудобств не испытывает, разве что, по его словам, о продуктах приходится заботиться заранее — покупать крупы, соль и сахар на полгода вперед, а лучше — на год. Хотя иногда он сам выбирается в Пономарёвку в магазин, что-то ему привозит Виктор, проезжающий мимо Вдовино к своим охотничьим угодьям.

Семья Леонида переехала в Скалу несколько лет назад. Сам мужчина живет во Вдовино в одиночку уже около пяти лет

Единственный таксофон для единственного жителя деревни. Правда, аппарат давно не работает

— 5 лет назад я остался тут один. Сыну надо было в школу — купили квартиру в Скале (село в Колыванском районе. — Прим. ред.). По необходимости они уехали туда, поселились в 100 метрах от школы, квартира благоустроенная. Стали жить, — рассказывает он. Про себя намеренно не упоминает: кажется, история с отъездом его семьи — болезненная для Леонида.

Его волнует отсутствие связи и нормальной дороги к тому месту, где он остался жить. С его слов, представители сельсовета сюда почти не приезжают, большие сложности с вызовом медиков. Он рассказывает, что пару лет назад, когда во Вдовино еще были люди, а дорогу зимой хоть изредка, но чистили, один из местных отморозил себе ноги. Удалось вызвать медиков при помощи спутникового телефона, в то время стоял сильный мороз — 48 градусов. В результате пострадавшему ампутировали ступни.

Владения Леонида. По его признанию, спасаться приходится не только от диких зверей, но и от людей

— Конечно, одному тяжело, рук не хватает. Я если скотину на полдня оставлю одну, что-то да случится. Вот сейчас еноты пришли давить птицу. То медведь приходит, то человек другой придет, — отмечает он.

— Нет, мне одному не страшно. Всё же относительно, как говорится. Для всех колоколенка разная, — пускается в философские рассуждения Леонид. — Взгляд со временем будет всегда меняться. Человек нигде не остается один, смотря, как он к этому относится. То есть человек не одинок. Да смысл-то какой отсюда убегать? От себя ведь не убежишь. Если каждый будет со своего места бегать, то кто-то окажется на моем месте, а кто-то — на вашем.

Леонид, осторожный и погруженный в себя, так и не решается пригласить нас в дом. Спустя час беседы на разбитой дороге он уходит кормить скотину. Да и надо как-то решить вопрос с тушей хищника, лежащей в подтопленном заброшенном сарае: кажется, это все-таки был енот.

Как доживают свой век пенсионеры в Новоалександровке

Новоалександровка — еще одна деревня, которая вот-вот прекратит свое существование. Здесь живут четверо человек, среди них пара пенсионеров Граненко. Их дети разъехались, а они остались, и уезжать, как и Леонид, отсюда не планируют.

Добраться до Новоалександровки еще сложнее, чем до Вдовино. Теоретически это можно сделать на тягаче или внедорожнике от Пономарёвки, но дорога там, как говорит Виктор, еще хуже, чем та, которая вела к дому Леонида. Да и петлять пришлось бы много. Поэтому Виктор спускает на воду свою лодку.

— Мотор новый, японский, поставил недавно. Вообще у меня их два, — с гордостью замечает он.

Новоалександровка расположена в противоположном направлении от Вдовино. Добираться до нее лучше от Пономарёвки по воде

Читайте также: