Отдых в никола ленивец

Обновлено: 19.09.2024

ВНИМАНИЕ! ИЗ-ЗА КАРАНТИНА МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ОТМЕНИТЬ ИЮНЬСКУЮ ПОЕЗДКУ. НАДЕЕМСЯ ПОЕХАТЬ В АВГУСТЕ, ОБСУЖДАЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ С ПЛОЩАДКОЙ. В НАЧАЛЕ ИЮНЯ ВСЁ СТАНЕТ ЯСНО. СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ!

Как и в прошлом году, Демократическая школа 5, подъезд 7 проведётвесь июнь в доме архитектора Щетинина в Никола-Ленивце (Калужская область, примерно 200 км. от Москвы). Река Угра, арт-проекты, архитектура, лес, люди, вдохновение, возможности, кислород, выбор

Дежурные по подъезду:
Витя Цатрян, Таня Доспехова, Юля Анфилатова, Алина Шарова, Дедуля (Сергей Иванов)
Искусство, театр, хип хоп и рукоделие.
Самая ответственная смена. Сделаем лагерь вместе, а потом пойдём гулять

Дежурные по подъезду:
Таня Доспехова, Юля Анфилатова, Витя Цатрян, Стёпа Захаров
Музыка и ремёсла, конструирование и деконструкция.
Русско-английско-французская смена. Знание любых языков необязательно

Дежурные по подъезду:
Витя Цатрян, Юля Анфилатова, Римма Романова, Ильяс Асадуллин и Полина Охотина
Архитектура и праздность, фотография, история, лень и мультики
Возможно, разберём старый дом и построим из его досок Халабуду будущего.
Конец смены придётся на Детское Архстояние

Я почти нигде не бываю, но где бы я ни был, меня тянет в Никола-Ленивец. Он чудится, он снится, он манит и зовёт.

Что я буду делать в Никола-Ленивце, пока не знаю. Всё и ничего. Организовывать работу проекта, придумывать перформансы и инсталляции, гулять, рассказывать о Никола-Ленивце, ловить сеть (мобильную), играть в мяч или воланчик, проводить медиации, есть, играть в настолки, спать, не спать, мешать другим спать, просить прощения, снова мешать, встречать рассвет, ездить за продуктами, возить людей на пляж, играть в мафию и киллера, разводить костёр и сидеть у костра.

Одновременно бездельничать и успевать сделать многое. Выходить утром на веранду, смотреть на склон, на реку, блестящую за-над деревьями, здороваться без слов с древесным человеком и слушать, как переговариваются птицы.

Одной ногой в лете. Для меня февраль - самый гадкий месяц в году. Понятно, что зимы прошло уже много, но и впереди ещё пару месяцев вот этого вот всего.

Я хожу и ною, ною. Ну когда уже лето? Когда мы поедем в Никола Ленивец?

Я хочу делать панно из травинок, яблочный пирог, хочу видеть как лучи света проникают в сарай (кто знает, тот поймёт), хочу сделать дурацкую шляпу, хочу найти зелёного жука, хочу снять мультик про шишки, хочу сидеть на палубе и играть в настольные игры, построить халабуду и что-нибудь, что будить развеваться на ветру, хочу смотреть на закат, хочу убегаться за день так, чтоб гудели ноги и да, я хочу уже кормить комаров.

Я просто люблю это место. Простор и реку. Хищных птиц, кружащих над полями, и стайки зябликов и синичек. У меня есть повод вернуться. Приятный повод. Мне нравятся общие сборы и возможность решать на месте, как пройдет этот день. Эта необремененность и легкость. Что захотим, то и будем делать. Легко присоединяться к другим и поддерживать чужие интересы. Привычно. Но вот чего я там захочу? Для честного участия придётся заранее думать и готовиться, чтобы свои интересы там были. Бывает нелегко вытащить свой интерес и найти для него местечко, находясь в проекте с другими людьми. И не чувствовать смущения за него. Чтобы это время стало больше, чем "работа взрослого с детьми", простите мне мой французский. Чтобы появилось пространство для творческого и была возможность к этому присоединиться. Я хочу больше, чем быть организатором быта и не хочу быть развлекателем. Хочу прожить это время вместе с другими участниками. Со своими и их открытиями и приключениями.

Жду лета. Жду Николы. Собираюсь готовиться и заглядывать внутрь себя.

А вы, какие интересы привезете с собой?

Хочется гулять и замечать мельчайшие детали окружающей среды, наблюдать за муравьями, птицами в тишине - а потом записывать. Слушать звуки природы, людей, материалов. Исследовать ритмы и звуки, петь, создавать свои музыкальные инструменты. В идеале сделать сборный оркестр-хор странных инструментов и искренних песен.

Мы будем делать в Никола-Ленивце все:

смотреть на природу, наслаждаться летом, ходить по окрестностям и изучать интересности через игру, общение и творчество.

Конкретно же мы сможем попробовать себя в хип хоп практиках (музыкальных, танцевальных, визуальных), будем снимать на камеру (камеры), делать творческие и инженерные проекты и использовать свои гаджеты для дела, думая о великих свершениях планетарного масштаба.

Стабильно раз в неделю я захожу на страницу Никола Ленивца и смотрю. На Маяк, на Николино ухо, Бобур, Сарай.

И я снова там. Ныряю в Ургу в +30; снимаю перфоманс "Горько!" в Ротонде (долго несём стол, все орут "Горько!"), ищу дорогу от реки к дому и случайно (!) набредаю на Сарай прямо из космоса (залипаю на 40 минут, возвращаюсь раз 5); играю в ромбики, шляпу, контакт и киллера (умираю примерно сразу); мучу квест из детства "12 записок"; готовлю яичницу на 25 человек; продираюсь сквозь крапиву к Бобуру, возвращаюсь тайной тропой с гигантскими колокольчиками; высыпаюсь, НЕ высыпаюсь, рисую под дождём на нижней палубе, скачу по скорой тропе, плету венок, собираю землянику, смотрю кино, скучаю по сладкому и интернету, говорю о важном, о неважном, делюсь конфетами, завтраком, обнимаюсь.

Чувствую себя хорошо. Чувствую себя.

Летом снова будет всё это и что-то ещё.

Текст я ещё напишу, но идея такая: делать примитивные орудия труда из дерева, камня, глины и прочего похожего. Де, в таком месте, как Н-Л меньше чувствуешь цивилизацию, можно почувствовать себя первобытным человеком, заявляющим свои первые права на природу.

Собирать землянику и полянику, чтобы лакомиться и угощать друзей, забираться на Маяк и Бобур, чтобы созерцать и мечтать, собирать полевые цветы и травы, чтобы засушить и сделать гербарий, достать кисточки и краски, чтобы пойти на пленэр, лежать в гамаке, чтобы читать и вдруг придумать сюжет для мультика и срочно бежать воплощать задуманное, испечь пирог вместе, чтобы всем было вкусно, жить, дышать, ДЫШАТЬ!

конструировать и строить, шить и вязать, петь и сочинять, сочинять и танцевать, снимать видео, делать фото, ставить спектакли , писать спектакли, писать сказки, писать балет, ставить балет, делать мягкие игрушки, готовить, спать, лежать, смотреть, слушать,

возводить Шуховскую башню, возводить Вавилонскую башню , возводить что-нибудь без башни, говорить на исчезнувших языках, переписываться глаголицей, сортировать растения, составить каталог странных существ, бегать, бродить, путешествовать,

искать звуки, делать из звуков музыку, прогать, заниматься матешей, изучать гром, молнию или какие-нибудь другие физические явления, просто рисовать, не просто рисовать , не рисовать, создавать инсталляции и таинственные арт-объекты, ставить перформансы,

измерять количество воды в реке, разговаривать, исследовать друг друга под микроскопом, создавать соцопросы для местных птиц, задумываться, передумывать…
Но вообще мы едем в Никола-Ленивец не только для того, чтобы что-то делать. Мы едем туда за атмосферой, настроением, вдохновением, состоянием.

Большая часть продуктов будет закупаться у фермеров. Готовить будем сами. Для этого участники создают кулинарную комиссию и распределяют нагрузку и ответственность. Так мы делали в 19-м году, и это работает.

Согласно правилам нашей демократической школы, дети не могут покидать установленную территорию без ведома или разрешения организаторов. Как показывает практика, разновозрастная среда в принципе безопаснее компании ровесников, потому что нет соперничества, образуются более тесные связи между людьми и все обо всех заботятся. На площадке всегда есть люди, готовые оказать первую помощь. В случае травмы мы в любой момент можем отвезти пострадавшего в медицинский кабинет, находящийся в трёх километрах от дома в деревне Звизжи.

1. Лагерь открыт для людей любого возраста. Но мы рекомендуем родителям сопровождать своих детей, если тем ещё нет восьми лет

2 Лагерь в Никола-Ленивце - камерный. Общее число участников - около 30 человек

3 На площадке всегда есть четыре организатора + волонтёры

4 В программе каждой смены есть центральный проект (один или несколько), который придумывают организаторы. Участники лагеря могут присоединиться к нему, а могут придумать свои проекты, заниматься чём-нибудь другим или просто отдыхать

5 Мы не ставим ни перед кем чётких задач. Общение, погружение в пространство Никола-Ленивца, игры, прогулки, купание в Угре могут оказаться важнее работы над проектами

6 Подъезд в Никола-Ленивце - самоорганизующееся пространство. Это значит, что в принятии правил, организации программы, уборке, приготовлении пищи могут участвовать все. Хочешь языковой лагерь - организуешь языковой лагерь. Хочешь зарядку по утрам - можешь делать зарядку. Хочешь на ужин пиццу - пицца в твоей власти.

7 Порядок на площадке поддерживают правила, которые принимаются совместно участниками среды

8 У нас разработана система разрешения конфликтов: существует медиация (помощь третьего лица) и суд, цель которого - сделать так, чтобы конфликтующие услышали друг друга

9 Организация программы выглядит примерно так: утром на общем сборе участники обсуждают планы на день, составляют программу, назначают ответственных за выполнение намеченных дел

10 Важной частью программы является погружение в пространство. Никола-Ленивец - необычное место. О нём можно почитать ниже


Место силы

Первым в Никола-Ленивце поселился архитектор Василий Щетинин. За ним потянулись друзья и коллеги — художник Николай Полисский, Анна Чижова (Щетинина), ее дочь Юлия Бычкова.

— У каждого были свои цели: кому-то хотелось дачу, кому-то — творчества. Но всех поразило это место, — вспоминает Щетинин.

тысяч человек собрал фестиваль в 2016 году (в 2014-м — около 8 тысяч).

монументальных арт-объектов расположены на территории фестиваля.

12


Инвестор поневоле


Инвестор решил превратить фестиваль в масштабный проект, который сможет привлекать десятки тысяч гостей в год. В развитие территории Ноготков планировал вложить около $30-40 млн. Эти деньги должны были пойти на строительство новых арт-объектов, обустройство кемпингов и строительство 600 мест размещения, которые бы принимали гостей круглый год.

— Для меня этот проект никогда не был бизнесом. Я относился к нему как к хобби и зарабатывать на нем не планировал, — утверждает Ноготков.





Игра престолов

Между управляющей компанией и творческой командой фестиваля зрел конфликт интересов. Художники рассчитывали на партнерскую модель сотрудничества с инвестором, и им не нравилось, что он доверил управление территорией своему менеджменту. Сам Ноготков считает, что Николая Полисского и его коллег просто испугали масштабы изменений.

— Им было комфортнее работать для более узкого круга профессиональных журналистов и критиков современного искусства, — рассуждает Ноготков. — Кроме того, Полисский хотел делать акцент на собственных проектах, а мы приводили все новых и новых участников.

— Группа инициаторов проекта была «неким государством в государстве, с особой территориальной и культурной политикой, — говорит Олег Гончаров. – Эти негласные законы соблюдались всеми участниками, пока творческий эгоцентризм не стал для Полисского важнее самого проекта.

Настоящие проблемы начались в конце 2014 года. Ноготков не смог договориться с кредиторами и потерял контроль над своей головной компанией Trellas — именно через нее он вкладывал большую часть средств в Никола-Ленивец. Основной кредитор — группа Solvers Олега Малиса (она выкупила долг Trellas перед ОНЭКСИМ Михаила Прохорова).

После прекращения финансирования инвестором проект вышел из федеральной целевой программы и вернул в бюджет 15 млн рублей — столько к тому моменту успело выделить государство.


Экономика искусства

Конкурирующая фирма

Иван Полисский отрицает законность деятельности Гончарова в парке, а Олег Малис отказался от комментариев.



Еще от 8 до 25 млн рублей выручки в год приносит Студия Николая Полисского, которая создает архитектурные сооружения для фестивалей и на заказ. Стоимость сторонних заказов — от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Чаще всего скульптуры покупают коллекционеры, а недавно 25 статуй для одного из парижских отелей заказал французский промышленный дизайнер Филипп Старк.

Вся прибыль от инфраструктуры и студии (от 3 до 6 млн рублей в год) идет на реконструкцию самой инфраструктуры.

Фермеры в арт-парке

— Мы делаем это сознательно: не хотим сгонять толпу — тогда пропадет то чувство уединения и единения с природой, которое мы здесь так ценим, — поясняет Иван Полисский. — Кто просто хочет попить пиво на природе, к нам не поедет. Мы сокращаем число гостей, но повышаем чек, сохраняя уровень доходов парка.

— Ставить кордоны и ловить за руку мы никого не будем, но планируем всячески намекать гостям, что заплатить надо, — ведь парк живет без какой-либо финансовой поддержки, — говорит Полисский.

На части “Никола-Ленивца”, которая входит в состав национального парка “Угра”, контроль будут осуществлять егери, при входе в сам арт-парк организаторы установят инфоцентры, где и можно будет купить билет.

В поисках нового инвестора

По словам Ивана Полисского, главный актив Никола-Ленивца — это архитектурные произведения и в целом атмосфера свободного творчества, которые привлекают в деревню креативную молодежь и ценителей искусства.

— Кафе, велосипеды и грядки — это все хорошо, но не в этом наша сила, — считает Иван. — Никола-Ленивец — это феномен мировой культуры, место, которое притягивает людей, любящих и понимающих искусство.

Руководители парка убеждены, что его оборот будет расти, в первую очередь, за счет жилой инфраструктуры. Для этого планируют запустить длительные программы, которые будут мотивировать людей остаться в парке на несколько дней.

— Те, кто приезжает на день, не приносят нам почти ничего — покупают разве что снеки, а основную еду часто берут с собой. Нам выгоднее, чтобы люди оставались на более длительный срок и арендовали жилье на территории, — говорит Полисский.

Это требует вливаний в инфраструктуру — Полисский оценивает объем инвестиций, необходимых для ремонта и строительства домиков и гостиниц, в 100-200 млн рублей.

— Еще одна наша головная боль — это дорога к Никола-Ленивцу, — вздыхает Полисский. — Из-за проблем с дорогой мы в этом году не смогли полноценно провести Масленицу: полил дождь, все размыло, скопилась огромная очередь на въезд.

На ремонт подъездной части дороги, по оценкам Ивана, нужно не меньше 150 млн рублей, которых у парка нет. Сейчас основатели парка ищут нового инвестора.

— У нас, по сути, три пути: найти человека, который выкупит территорию у Олега Малиса прямо сейчас, доинвестировать в инфраструктуру в течение нескольких лет и таким образом поднять стоимость актива, а потом уже искать инвестора, или тихой сапой самим заниматься управлением, вкладывая в развитие все, что зарабатываем, — резюмирует Полисский.















Отдельная традиция – посещение предназначенного к сожжению архитектурного объекта. Сооружение это делается не только внушительным по размеру, но и вполне надежным по прочности, так что разглядывать можно не только снаружи.




Еще одна традиция – многие зрители изготавливают собственные небольшие чучела Масленицы, которые прикрепляют к основному объекту. Кто-то приносит их с собой, кто-то изготавливает на месте (тут возникают даже импровизированные мастер-классы).






В этом году, однако, появилось и новшество: к сожжению приговаривались также медицинские маски.




Последний хоровод, после которого зрителям предлагают отойти на безопасное расстояние.


Ну, и кульминация дня.









Ну, и конечно, в Никола-Ленивец для осмотра арт-объектов – теперь уже многочисленных, – можно приехать и вне фестивалей, просто для прогулки.

Самое обсуждаемое


Популярное за неделю

Сегодня в эфире

Автомобилем по Калужскому шоссе, с него свернуть направо на Медынь, далее — по стрелкам.

Электричкой до Калуги, оттуда — 80 км на такси (обычная цена — 1 500 рублей).


гектаров
полей и лесов

метра — высота самого большого арт-объекта
в парке

рублей — цена трёх часов проката велосипеда в парке


Площадкой и фоном для особо крупных работ служат целые поля и протекающая здесь река Угра. Те, что помельче, можно искать в лесу на опушках и тропинках, пользуясь подробной картой, которую выдают в информационной будке, либо просто гулять и натыкаться то на один, то на другой. Это может быть и мрачный домик на дереве, и напоминающие о языческих ритуалах деревянные парнокопытные, развешанные на ветках.

















Сразу за платной стоянкой (машину можно оставить за 500 рублей в день) располагается обширный палаточный городок, способный принять несколько тысяч человек. Прежде всего здесь можно на охраняемой территории поставить собственную палатку за 200 рублей в сутки — и при этом бесплатно пользоваться душем и туалетом. Также можно арендовать палатку. Двухместная обойдётся в 800 рублей в будний день и в 1 000 — в выходной. Четырёхместная стоит 1 200 рублей в будний и 1 800 в выходной день. В комплект входит пенка, спальник, подушки и постельное бельё.

Собственная палатка — 200 рублей/сутки

Палатка парка —
800−1 800 рублей/сутки

Парковка автомобиля — 500 рублей/день

5 июля в дальней части кемпинга установили новые британские палатки на деревянном подиуме, к каждой из которых подвели дощатые дорожки. Это уже почти гостиничные номера: в каждой такой палатке есть две кровати с матрасами и постельным бельём, столик, пара стульев и стеллаж.


Читайте также: