Отдых в пути диктант

Обновлено: 18.09.2024

Более 15 тысяч школьников 5-7 классов попробовали свои силы в интерактивном диктанте, который совместно с проектом "Тотальный диктант" провели эксперты Яндекс.Учебника. Тексты с автоматической проверкой на 120-150 слов на основе программы предыдущего учебного года можно было прослушать онлайн, а диктовал их популярный у молодежи сегодня хип-хоп исполнитель и рэпер Feduk.

Какие ошибки чаще всего допускают школьники? Чем диктант в интернете отличается от обычного, в классе? Могут ли онлайн-диктанты заменить традиционные? Об этом рассказал директор по развитию образовательных инициатив "Яндекса" Дмитрий Растворов.

Дмитрий, диктант - это, в первую очередь, текст. О чем писали школьники?

Дмитрий Растворов: Не секрет, что некоторые дети не любят диктанты или даже боятся их. Мой опыт работы в школе это подтверждает. Ведь "диктант" сразу ассоциируется с проверкой и контролем. И тексты, которые выбирают для диктовки, часто скучны для детей. Для нас важно было их заинтересовать. А что сегодня "в топе" у современных школьников? Гаджеты, информационные технологии. Мы решили в текстах рассказать о технологиях в жизни современного человека. Так, пятиклассники слушали рассказ о том, как дрон спасает птенца, ученики 6 классов узнали, как создать безопасный пароль, а в 7 классе через диктант рассказали про искусственный интеллект - что это такое и как его применять.

И тем не менее именно проверка знаний и их закрепление - главная цель диктанта. Онлайн-формат для этого подходит?

Дмитрий Растворов: Конечно, главная задача диктанта по русскому - сформировать у школьников умение писать без ошибок. Поэтому мы предложили ребятам после диктанта выполнить еще несколько привычных для них заданий: все виды разборов - грамматический, морфологический, работу с текстом и работу над ошибками. Онлайн-формат органично дополняет традиционный формат диктанта. Подчеркну, именно дополняет, а не заменяет.

А как быть сегодня с навыком письма "от руки"? Ведь дети максимально погружены в компьютер и привыкли нажимать на кнопки клавиатуры.

Дмитрий Растворов: От руки писать очень важно! Мы предложили онлайн-диктанты именно с 5 класса, так как в начальной школе одна из главных задач - научиться писать. К 5 классу этот навык уже практически закреплен. И речь о сохранении привычного диктанта, который можно органично дополнить технологиями. Но учит все равно учитель, и нет ничего плохого в том, что в этом ему будут помогать разные цифровые "инструменты", такие как онлайн-диктант.

Где чаще всего ошибались школьники?

Дмитрий Растворов: Общая для всех классов "проблема" - проверяемые безударные гласные в корне слова. Удивительно: эту тему начинают проходить еще в начальной школе, но, оказывается, в 5-7 классах она все еще вызывает сложности. Другая группа ошибок - правописание личных окончаний глаголов, их спряжения. А также написание словарных слов и непроизносимых согласных в словах типа "лестница", "сердце". В 6 классе проходят местоимение - мы заметили частые ошибки у шестиклассников в написании выражений "ни у кого", "кто-нибудь". Были интересные смысловые замены, и это, кстати, типично и для традиционных диктантов. Например, не "появился птенец", а "родился птенец", вместо "еда" - "пища", не "хорошим", а "надежным", а у нескольких ребят "летательный аппарат" превратился в "летальный".

А списать на онлайн-диктанте можно?

Дмитрий Растворов: Тексты создавались специально для проекта, они уникальны - в сети их не найти. Каждый ученик знакомится с текстом в тот момент, когда педагог открывает ему доступ к звуковому файлу. Так что этот "канал" закрыт. Время написания ограничено. Если тратить его на поиски каких-то похожих текстов или вариантов написания слов, то можно просто не успеть. Нельзя написать текст в отдельном документе, а потом просто вставить в поле задания.

В чем основные преимущества диктанта в онлайне для школьников и учителей?

Дмитрий Растворов: Первое - экономия времени учителя. Диктант в традиционном формате всегда занимает (а часто - отнимает) время на уроке. Потом диктанты надо проверять. До сих пор помню, как моя бабушка - учитель русского языка - приносила домой тетради на проверку в огромной сумке. И большая часть этих тетрадок была именно с диктантами. Онлайн-диктант предполагает самостоятельную работу школьника с компьютером, его можно выполнить дома. А учитель сразу видит, за какое время написана работа, какие были ошибки.

Второе - формирование навыка клавиатурного письма и работы с электронными текстами. Когда после школы выпускник поступит в вуз или колледж, ему придется печатать гораздо больше и быстрее. Хорошо, если, выходя из школы, он уже будет к этому готов.

Третье. Диктовка незнакомым для школьников голосом тренирует их способность слышать. Ученики за время учебы привыкают к голосу своего учителя, и послушать новый голос им будет полезно - ярче будут слышны интонации, паузы, да и сами слова.

И еще несколько моментов. Выяснилось, что многим ученикам проще замечать свои ошибки в напечатанном тексте, а не в написанном от руки. Поэтому печатая диктант на компьютере, они ошибаются реже. Здесь важный психологической момент: снижается тревожность ребенка во время работы. Кроме того, во время диктанта ребенок может установить на плеере удобную для себя скорость прочтения текста. Это важно - ведь все дети разные, с разным темпом деятельности и восприятия. Сложные слова вынесены в специальное поле (аналог школьной доски). И результаты диктанта доступны сразу - школьник видит количество орфографических и пунктуационных ошибок, отдельно выделены опечатки. К ошибкам даны краткие комментарии. А учитель может посмотреть статистику по своему классу и потом провести работу над ошибками.


ти т и сяде т на цвето к шмел ь — большо й знато к чудесног о нектара .


А сейча с неб о опят ь нахмурилос ь и вете р бешен о засвистел , воз -

веща я на м о том , чт о пор а возвращатьс я в дощаты й доми к поляр -

но й станции , гд е вкусн о пахне т печены м хлебо м и уюто м человечес -

Ещ е тольк о одиннадцаты й ча с н а исходе , а уж е никуд а н е де -

нешьс я о т тяжелог о зноя , каки м дыши т июльски й день . Раскален -

ны й возду х едва-едв а колышетс я на д немощено й песчано й дорогой .

Ещ е н е кошенная , н о наполовин у иссохша я трав а никне т и стелетс я

о т зноя , почт и невыносимог о дл я живог о существа . Дремле т бе з

живительно й влаг и зелен ь ро щ и пашен . Что-т о невнятно е непрес -

танн о шепче т в полудремот е неугомонны й кузнечик . Н и человек ,

н и животное , н и насекомо е — никт о уж е больш е н е боретс я с исто -

мой . По-видимому , вс е сдались , убедившис ь в том , чт о сил а исто -

мы , овладевше й ими , непобедим а и непреодолима . Одн а лиш ь стре -

коз а чувствуе т себ я по-прежнем у и ка к н и в че м н е бывал о пляше т

бе з устал и в пахуче й хвое . Н а некошены х луга х н и ветерка , н и ро -

синки . В роще , по д полого м листвы , та к ж е душно , ка к и в откры -

то м поле . Вокру г беспредельна я сушь , а н а неб е н и облачка .

Полуденно е солнце , готово е поразит ь кажды м свои м лучом , жже т

невыносимо . Бесшумно , едв а приметн о струитс я в низки х берега х

кристальн о чиста я вода , зовуща я освежит ь истомленно е зное м тел о

Одн а надежд а н а грозу : лиш ь он а одн а може т разбудит ь скован -

И вдру г впрям ь что-т о грохоче т в дали , неясно й и туманной , и

гряд а темны х ту ч движетс я с юго-восточно й стороны . В продолже -

ни е очен ь коротког о времени , в течени е каких-нибуд ь

надцат и минут , цари т зловеща я тишин а и вс е неб о покрываетс я ту -

Н о вот , откуд а н и возьмись , в мертву ю глуш ь врываетс я резки й

поры в ветра , который , кажется , ниче м н е сдержишь . О н стреми -

тельн о гони т пере д собо й стол б пыли , беспощадн о рве т и мече т дре -

весну ю листву , безжалостн о мне т и приклоняе т к земл е полевы е

злаки . Ярк о блеснувша я молни я реже т синю ю гущ у облаков . Вот -


во т разразитс я гроз а и н а обнаженны е пол я польетс я освежающи й

Хорош о б ы в пор у укрытьс я о т этог о совсе м нежданного , н о

желанног о гостя . Добежат ь д о деревн и н е удастся , а усестьс я в дупл о

старог о дуб а впор у тольк о ребенку . Гроз а надвигается : изредк а вда -

лек е вспыхне т молния , слышитс я слабы й гул , постепенн о усилива -

ющийся , приближающийс я и переходящи й в прерывисты е раска -

ты , обнимающи е вес ь горизонт . Н о во т солнц е выглянул о в после -

дни й раз , осветил о мрачну ю сторон у небосклон а и скрылось . Вс я

окрестност ь вдру г изменилась , принял а мрачны й характер , и гроз а

Тихи й сентябрьски й ден ь бы л н а исходе . П о лесны м дорога м в

гор у двигалис ь искусн о замаскированны е ветвям и пушк и и трехтон -

ки , шл и караван ы груженных , по-видимому , минам и лошадей . У

все х в это т ден ь был о приподнято е настроение : обессилевши е з а пос -

ледни е дн и бойцы , расположившис ь небольшими , н о плотным и груп-

пкам и ил и поодиночке , наспе х писал и письм а и , вполголос а перего -

Уж е совсе м стемнел о и в ущель е стал о холодно , когда , покину в

позиции , батальон ы отправилис ь в путь . Был о непонятно , ка к в

люд и найду т сво е мест о в гора х и приготовятс я к бою . Однак о ко -

мандир ы ро т заране е изучил и окрестности , и поэтом у отхо д проте -

Неприятель , в течени е ноч и почт и н е пытавшийс я штурмовать ,

н а рассвет е в открыту ю ринулс я н а наш у арьергардну ю роту , остав -

Н о никт о и з фашисто в н е видел , ка к н а верши -

н е кристаллически х скал , укрыты е охапкам и легки х стелющихс я рас -

Взволнованны е долги м ожиданием , готовы е стоят ь насмерть , ле -

жал и бойц ы н а скалах , а н а дорога х недоступны е огн ю шл и фашис -

ты . Опасност ь был а настольк о велика , чт о н и у

И в эт у минут у ка к будт о раскололос ь небо , загрохотал и пушк и и

минометы , тысячекратны м эхо м канонад а отразилас ь в горах , и в

С хриплыми , далек о н е стройным и голосами , бойц ы бросилис ь


врукопашную , и был о хорош о видно , ка к п о дорог е суматошно ,

словн о шарик и рассыпанно й ртути , металис ь фашисты . Тольк о но -

чь ю гитлеровц ы нащупал и почт и незащищенно е мест о и , прорва в

оборону , врассыпну ю бросилис ь п о теснине . Та к закончилс я

Лебед ь п о свое й величине , силе , и красоте , и величаво й осанк е

давн о и справедлив о назва н подлинны м царе м всег о подводног о пти -

чьег о мира . Белы й ка к снег , с блестящим и небольшим и глазами ,

длинношеий , о н прекрасен , когд а невозмутим о спокойн о

темно-сине й зеркально й поверхност и воды . Н о вс е ег о движени я

преисполнен ы безыскусно й прелести : начне т л и о н пит ь и , зачерп -

ну в носо м воды , подниме т голов у ввер х и вытяне т шею ; начне т л и

купаться , нырять , ка к заправски й пловец , залихватск и плескаяс ь

своим и могучим и крыльями , далек о распространя я брызг и воды ;

распусти т л и крыл о п о воздуху , ка к будт о длинны й косо й парус , и

начне т беспрестанн о носо м перебират ь в не м каждо е перышко , про -

ветрива я и суш а ег о н а солнце , — вс е непостижим о живописн о и

Лебедины х ста й я н е видыва л в те х места х Оренбургско й губернии ,

гд е я постоянн о охотилс я и гд е мн е н е ра з встречалис ь косяк и други х

птиц : лебед и бываю т та м тольк о пролетом . Однак о бывае т и так : не -

скольки м лебедям , пребывающи м в холосто м состоянии , понравитс я

привольно е мест о неподалек у о т мое й дощато й времянки , и они ,

более . Откуд а он и прилетаю т и куд а улетаю т — я н е знаю . Однажд ы

и х гостевани е продолжалос ь тр и месяца , а , може т быть , был о б ы и

кт о иной , ка к объездчи к нашег о участка , уби л одног о напова л дл я

пуха , непревзойденны е достоинств а которог о известн ы нам .

В большинств е старинны х песен , особенн о в южнорусских , ле -

бед ь преподноситс я ка к роскошная , благородна я птица , никогд а н е

бросающа я собратье в п о ста е в несчастье . Обессилевшие , обескро -

вевшие , он и буду т отчаянн о защищат ь других . Лебед и н е склоняют -

Небезызвестн а и х недюжинна я сила . Говорят , что , есл и собак а

броситс я н а дете й лебед я ил и кто-т о приблизитс я к нему , легкоране -

ному , о н ударо м крыл а може т прибит ь д о смерти . Та к же , ка к и в


песнях , незыблем о прекрасе н это т обра з и в сказках . Воистин у ле -

б ы т о н и стал о вернутьс я это й ж е ночью . Н о деревня , куд а бы л

посла н взводный , н а само м дел е лежал а мног о дальше , че м предпо -

лага л Левинсон : Метелиц а покину л отря д окол о четыре х часо в попо -

лудн и и н а совест ь гна л жеребца , согнувшис ь на д ним , ка к хищна я

птица , жесток о и весел о раздува я тонки е ноздри , точн о опьяненны й

эти м бешены м бего м посл е пят и медлительны х и скучны х дней , —

н о д о самы х сумере к бежал а вслед , н е убывая , тайг а — в шорох е

трав , в холодно м и грустно м свет е умирающег о дня . Уж е совсе м

стемнело , когд а о н выбралс я наконе ц и з тайг и и придержа л жеребц а

возл е старог о и гнилого , с провалившейс я крыше й омшаника , ка к

О н привяза л лошад ь и , хватаяс ь з а рыхлые , осыпающиес я по д

рукам и кра я сруба , взобралс я н а угол , риску я провалитьс я в темну ю

дыру , откуд а омерзительн о пахл о задушенным и травами . Припод -

нявшис ь н а цепки х полусогнуты х ногах , стоя л о н мину т десят ь н е

шелохнувшись , зорк о вглядываяс ь и вслушиваяс ь в ночь , невидны й

н а темно м фон е лес а и ещ е боле е похожи й н а хищну ю птицу .

Метелиц а прыгну л н а седл о и выеха л н а дорогу . Е е черные , дав -

н о неезжены е коле и едв а проступал и в траве . Тонки е ствол ы бере з

О н поднялс я н а бугор : слев а по-прежнем у шл а черна я гряд а со -

пок , изогнувшихся , ка к хребе т гигантског о зверя ; шумел а река . Вер -

ста х в двух , должн о быт ь возл е само й речки , горе л костер , — о н напо -

мина л Метелиц е о сиро м одиночеств е пастушье й жизни ; дальше , пе -

ресека я дорогу , тянулис ь желтые , немигающи е огн и деревни . Лини я

сопо к справ а отворачивал а в сторону , теряяс ь в сине й мгле ; в это м

направлени и местност ь сильн о понижалась . Ка к видно , та м пролега -

л о старо е речно е русло ; вдол ь нег о черне л угрюмы й лес .

но : о н бы л в расстегнуто й солдатско й фуфайк е повер х гимнастерк и с

оторванным и пуговицами , с распахнуты м воротом . Тепер ь о н похо -

ди л н а мужик а с поля : посл е германско й войн ы многи е ходил и так ,

О н бы л уж е совсе м близк о о т костра , — вдру г конско е тревожно е

ржани е раздалос ь в о тьме . Жеребе ц рванулс я и , вздрагива я могучи м

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.


В России и за рубежом 14 ноября писали "Географический диктант". Акцию проводят уже в седьмой раз. В 2021 году принять участие можно и очно, и онлайн. Самые необычные площадки – на борту атомного плавучего энергоблока, в поезде, и в корабле-музее.

Владивосток один из первых приступает к географическому диктанту. Главная площадка по традиции – корабль. На измерительном комплексе судна "Маршал Крылов" в знак приветствия поднимают флаг. Экипаж на час откладывает дела

"Для себя тоже открыл факт. Я сам из Якутии, и моя республика – она одна из больших субъектов Российской Федерации. Факт очень интересный, для себя, в копилочку", – отмечает сигнальщик корабля измерительного комплекса "Маршал Крылов" Вадим Старостин.

40 вопросов на знание географии страны: история, открытия, точки на карте и особенности регионов. В Москве в день старта диктант пишут российские олимпиадники. Признаются: вопросы интересные, но непростые.

Географический диктант в России проходит уже в седьмой раз. С каждым годом увеличивается число площадок. В этом году их больше восьми тысяч, в том числе за рубежом – абсолютный рекорд. Впервые присоединяется Антарктида. Полярники по видео передают участникам привет.

"Здесь, за много тысяч километров от России, по-особому воспринимаешь ее тепло и красоту, ценишь то, что дома кажется привычным. У нас с вами большая страна, и чем большее ее узнаешь, тем сильнее начинаешь любить. Желаю всем участникам диктанта хороших вопросов, настроения и настоящих открытий", – отмечаем полярник с антарктической станции "Прогресс" Лев Синкин.

Военные – ежегодные участники, свои знания в первый же день проверили несколько сотен военных медиков. Министр обороны Россия Сергей Шойгу лично оценил сложность вопросов и обратился к ректорам российских вузов. Географию нужно чаще включать во вступительные испытания.

"МГУ, на 11 факультетах теперь у них вступительные испытания по географии. Если вы помните, то в прошлые года это был один. Я призываю ректоров других университетов нашей страны, и не только нашей страны, идти этим же путем, потому что я абсолютно убежден, что страна, которая является первооткрывателем Антарктиды, Северного морского пути, омывается 13 морями. Мы имеем 11 часовых поясов. В университетах точно, и всем остальным стыдно не знать географию своей страны", – заявил Сергей Шойгу.

По словам организаторов, диктант не только для проверки знаний, но и для расширения кругозора, чтобы лучше узнать свою страну. Вопросы подготовили сообща, заявки присылали все желающие. Лучшие варианты вошли в итоговую версию.

"Очень приятно, что много вопросов прислали дети, молодежь. Среди победителей есть ребята, еще школьники. Это, конечно, очень круто, – отмечает первый заместитель исполнительного директора РГО Илья Гуров. – Статистика неплохая, на 60% увеличилось количество площадок. Мы все приближаемся к миллиону за один раз. Это, конечно, очень здорово. И на следующий год будем стараться увеличивать количество промежуточных акций, этапов, чтобы вовлеченность становилась больше".

Проверить свои знания и написать диктант можно в очном формате на площадках и дистанционно на сайте Русского географического обществ до 24 ноября. Результаты станут доступны 6 декабря 2021 года.

Читайте также: