Отдых в турции с ребенком аутистом

Обновлено: 15.09.2024

На приеме у психолога

Консультант рубрики: педагог-психолог А.К. Ковалева

Основные признаки РДА:

1. Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.

В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.

Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:

  1. Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
  2. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
  3. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
  4. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
  5. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
  6. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
  7. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
  8. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
  9. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

10. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

11. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

12. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

13. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);

- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;

- разрешать переписывать контрольные работы;

- принимать работу позже установленного срока;

- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;

  1. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
  2. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

  1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
  2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
  3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
  4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
  5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
  6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
  7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".


В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.

Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.

Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).

Задержка психического развития - это обобщённое определение комплекса нарушений высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. ЗПР может развиваться на фоне гиперактивности (неспособность ребёнка к концентрации, гипервозбудимость замедляет процесс его обучения и развития), так и выражаться в замедленности реакций ребёнка, апатичности, вялости мимики и реакций на внешние раздражители.

Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом "Об образовании в РФ".

Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.

Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).

Вот их общие черты:

  • сложность установления продолжительного контакта с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз (эхолалия);
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • неуклюжесть движений;
  • беспокойный сон, повышенная тревожность;
  • страх новизны;
  • моторная недостаточность;
  • задержка развития коммуникативной речи;
  • интеллект близкий к среднему, средний или выше среднего;
  • данный синдром встречается только у мальчиков (у девочек отмечается дефицит внимания, но без гиперактивности).

Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).

ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.

Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.

Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).

Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у "гиперов" всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.

У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.

Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).

Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.

Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:

  1. Сторонники нейробиологических теорий считают, что у таких детей существует проблема в выработке гормона серотонина, влияющего на нарушение поведения, нарушение обмена веществ;
  2. Сторонники нейропсихологических теорий полагают, что всё дело в нарушении механизма торможения в головном мозге;
  3. Нейроанатомическая теория придерживается гипотезы о дисфункции лобной доли, чему нет достаточного подтверждения, так же, как и…
  4. теории токсических веществ (влияние пищевых добавок, салицилатов, сахаров, свинца). Данные теории нуждаются в дополнительных исследованиях.

На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.

Представленные психологические нарушения коморбидны, т.е., к ним могут присоединяться симптомы других расстройств (ребёнок с СДВГ и ЗПР может иметь аутичные признаки, различные виды неврозов). Поэтому до окончания начальной школы нельзя настаивать на какой-то однозначности при постановке диагноза, можно лишь предполагать. Никто не знает, как проявит себя ребёнок через несколько лет. Бывает, что дети с серьёзными нарушениями, при грамотном подходе, показывают большой скачок в развитии!

Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:

В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:

  1. Эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (психогенное происхождение аутизма);
  2. Поражения головного мозга (органическое происхождение аутизма);
  3. Генетическая предрасположенность.

Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.

Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?

  1. Медикаментозная терапия (назначается психиатром);
  2. Поведенческая терапия (научение детей социальным навыкам и навыкам самообслуживания);
  3. Арт-терапия;

Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.

Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.

Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.

Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Симптомы аутизма проявляются в первые месяцы жизни ребенка.


Признаки детей - аутистов до года.

Признаки детей - аутистов в возрасте от 1 года до 3 лет

  1. С трудом развивает эмоциональные отношения с людьми, в том числе с ближайшими родственниками (матерью, отцом). Он не радуется их приходу, не огорчается, когда его оставляют одного, не допускает близкого телесного контакта.
  2. С трудом развиваются речевые навыки. По сравнению со сверстниками меньше пытаются разговаривать, отличаются скудным словарным запасом, в речи больше гласных звуков.
  3. Практически не сопровождают жесты словами и намного меньше пытаются комбинировать слова.
  4. Не обращаются с просьбами к родителям, не задают вопросов. Характерны эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений (произносит личные местоимения так же, как их слышит, не меняя в соответствии с контекстом).
  5. Существенно отстают от сверстников в развитии навыков самообслуживания и cамосохранения. Часто имеются нарушения тактильного чувства (ощущения боли, холода, жара и т. д.).
  6. Не умеют играть с игрушками или играют своеобразно, например – выкладывая предметы в ряд. У них отсутствует абстрактное мышление.
  7. Игры со сверстниками практически отсутствуют. Не любят, когда к ним подходят посторонние люди, не взаимодействуют при каких-либо общих действиях.
  8. Характерны внезапные вспышки агрессии по незначительному поводу или вовсе без повода. Часто вспышки ярости направлены на себя или близких людей.
  9. Повторяются цикличные действия. Например: могут дергать ногой, потирать руки, раскачиваться, смотреть на вращающиеся предметы в течение долгого времени.
  10. Питание однообразно и подчинено ритуалам (для приема пищи необходим определенный порядок действий, вне которого даже чувство голода не заставит ребенка сесть за стол).

Признаки детей – аутистов 3-5 лет

Несмотря на странности в поведении, заметные даже в младенческом возрасте, родители детей - аутистов обычно обращаются к врачу не раньше двух лет.


Без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.

Чем раньше родители обратятся к специалистам для обследования и терапии, тем выше шанс, что ребенок будет адаптирован и сможет в дальнейшем самостоятельно жить и обслуживать себя.


Консультация детского психиатра при подозрении на аутизм. Комплексная помощь при аутизме в Ставрополе: индивидуальная программа лечения, психотерапевтические, логопедические и медикаментозные методики. Эффективная социальная адаптация детей-аутистов.

Что такое аутизм и почему он возникает

Аутизм — психическое расстройство, при котором у ребенка нарушаются процессы общения с людьми и взаимодействия с окружающим миром, а также наблюдается стереотипное поведение. Такое состояние без своевременной коррекции приводит к социальной дезадаптации. Проблема встречается довольно часто — 4-6 случаев на 10 тыс. детей, причем мальчики болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки.

Причины развития аутизма до сих пор точно не установлены, однако существует несколько общепринятых теорий. Основные предпосылки расстройств аутистического спектра:

осложнения во время беременности и родов;

минимальные структурные повреждения головного мозга;

функциональные нарушения головного мозга;

избыток некоторых нейромедиаторов и пептидов в головном мозге.

Как понять, что у ребенка аутизм

Стоит учитывать, что аутизм у детей проявляется по-разному, что зависит от формы и степени тяжести нарушений. Поэтому родителям нужно обращать внимание на незначительные детали в поведении малыша, чтобы вовремя обратиться к детскому психиатру за консультацией.

Основные признаки детского аутизма:

ребенок избегает любых контактов с людьми, либо не хочет играть со сверстниками, предпочитая пребывание в компании взрослых членов семьи;

ребенок не любит прикосновений, объятий;

ребенок часто погружен в себя, не замечает внешних сигналов — не реагирует на свое имя, громкие звуки, музыку;

ребенок может длительное время совершать однотипные действия (мять бумагу, крутить пуговицу в руках);

ребенок не умеет играть в ролевые игры с другими детьми;

ребенок испытывает сильное беспокойство при смене привычного сценария жизни — изменении в режиме дня, перестановке предметов в доме, проявлении новых вещей и игрушек;

у ребенка периодически возникают истерики без значимого повода, после которых он очень долго успокаивается.

Нарушения интеллекта проявляются по-разному, при этом в большинстве случаев сохранены когнитивные способности, хотя они весьма специфичны. При аутизме возможна одаренность в одной области знаний, требующей отвлеченного абстрактного мышления, при этом простые бытовые и социальные навыки развиты недостаточно.

Характерным симптомом аутизма является задержка речевого развития. В разговоре пациента наблюдаются эхолалии — повторение чужих фраз, склонность и использованию фраз-штампов, некоторая фонографичность — воспроизведение прочитанных или услышанных фраз без понимания их смысла. В некоторых случаях у ребенка довольно хорошо развита речь в формате монолога, однако он испытывает трудности с поддержанием диалога.

Методы диагностики аутизма

Выявление аутизма — сложная задача, поскольку существуют разнообразные формы патологии и множество других психических нарушений, напоминающих расстройство аутистического спектра. Чтобы подтвердить диагноз аутизм и начать лечение, специалисты клиники внимательно наблюдают за поведением ребенка в разных ситуациях, изучают его реакции на родителей и других взрослых, оценивают степень участия в играх и общении со сверстниками. Консультация врача при аутизме проходит в присутствии родителей, специалист старается наладить контакт с ребенком, чтобы не вызвать у него агрессии или страха.

Детские психиатры клиники доктора Шурова ставят диагноз только после 100% уверенности, что позволяет избежать волнений родителей и применения ненужных дорогостоящих методов обследования.

При необходимости могут быть назначены дополнительные методы диагностики:

консультация отоларинголога, офтальмолога, логопеда;

тестирование для определения уровня интеллекта;

УЗИ, КТ или МРТ головного мозга — для исключения органических причин психической симптоматики;

ЭЭГ для оценки функциональной активности головного мозга и выявления ее возможных нарушений.

Современные подходы к лечению аутизма

Для помощи пациентам с расстройствами аутистического спектра требуется мультидисциплинарная команда специалистов, которая состоит из детского психиатра, психотерапевта, коррекционных педагогов, логопедов, физиотерапевтов. Важно понимать, что из-за неясного этиопатогенеза полностью вылечить аутизм невозможно, но при правильном подходе удается достичь больших успехов. Родителям стоит понять и принять тот факт, что их ребенок отличается от сверстников, но это вовсе не означает, что он является неполноценным или больным.

Поэтапное лечение аутизма в Ставрополе проводится для формирования речи и коммуникативных навыков, обучения ребенка игровому процессу и познавательной деятельности, ликвидации навязчивых страхов, контроля эмоциональной сферы. Применяются следующие методики:

поведенческая психотерапия, в том числе игровая и трудовая терапия;

педагогическая коррекция для развития навыков восприятия, мышления, памяти;

логопедические занятия для становления и развития речи;

правильная организация среды проживания, обеспечение безопасности, комфорта и постоянства интерьера;

массаж и лечебная физкультура;

фармакокоррекция с применением психотропных препаратов, ноотропов, витаминно-минеральных комплексов.

Результаты исследований необходимы для точного понимания врачом причин эпилепсии и составления эффективного плана лечения болезни.

Преимущества лечения аутизма в клинике доктора Шурова

Профессионализм. Лечение проводят опытные психиатры и психотерапевты, которые подбирают персонализированные программы медицинской помощи, обеспечивают постоянное наблюдение за состояние ребенка.

Комплексный подход. Для коррекции симптомов аутизма применяются различные методики психотерапии, в том числе семейная и групповая, используются современные направления по типу арт-терапии, иппотерапии, музыкотерапии.

Эффективность. Вылечить аутизм на сегодня невозможно, но компетентная психиатрическая помощь позволяет компенсировать состояние, максимально развить коммуникативные и интеллектуальные способности пациента.

Анонимность. Информация о психическом состоянии ребенка не заносится в его медицинскую карту, не передается в поликлинику или в учебные заведения, поэтому родители при желании могут сохранить диагноз аутизм в тайне.

Дружелюбная атмосфера. Врачи и средний медицинский персонал клиники могут найти подход к любому ребенку, чтобы лечебно-диагностический процесс проходил в максимально комфортных условиях.

Лечение аутизма — сложная, но посильная задача для опытных детских психиатров в Ставрополе. Терапия требует комплексной помощи и персонализированных программ. В клинике доктора Шурова проводится лечение аутистических расстройств по современным протоколам с доказанной эффективностью, которые предполагают тесное взаимодействие врачей и родителей для помощи ребенку.

Если вы заметили у своего ребенка настораживающие признаки в поведении или уже столкнулись с диагнозом аутизма, обращайтесь за консультацией к детскому психиатру в Ставрополе. Специалисты клиники доктора Шурова проведут детальное обследование, и если проблема действительно есть, смогут пройти вместе с вами весь путь лечения и реабилитации, чтобы достичь максимально возможной социальной адаптации ребенка.

Часто задаваемые вопросы

Лечение аутизма обычно занимает долгие годы, поскольку в течение всего периода взросления ребенка ему требуются меры психологической и социальной адаптации, особый подход к обучению. Все зависит от степени тяжести расстройства, эффективности применяемых методик, скорости развития интеллекта и коммуникативных навыков. Ни один психиатр не может точно определить длительность лечения.

Эффективная коррекция аутизма невозможна без участия грамотных психотерапевтов и психиатров. Чем раньше родители обратятся к специалистам, тем выше шансы на социальную адаптацию и развитие достаточного уровня интеллектуальных навыков у ребенка. Попытки игнорировать проблему или проводить лечение без врача только усугубляют ситуацию.

Это зависит от степени адаптации ребенка, уровня его интеллекта и способности к соблюдению дисциплины. Однако большинство детей обучаются на дому либо в специальных классах, где программа подобрана под потребности и возможности пациентов с аутизмом.

Читайте также: