Отдых восстановление сил человека израсходованных в процессе труда тренировочных занятий

Обновлено: 04.10.2024

^ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
23.1. Оздоровительная направленность

как важнейший принцип системы физического воспитания

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% за­висит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% -от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружаю­щей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездей­ствие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал

В современных условиях развития нашего общества наблюдает­ся резкое снижение состояния здоровья населения и продолжи­тельности жизни. По данным различных исследований, лишь око­ло 10% молодежи имеют нормальный уровень физического со­стояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7- 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал обще­ства (Г. А. Кураев).


  1. средства и методы физического воспитания должны приме­няться только такие, которые имеют научное обоснование их оз­доровительной ценности;

  2. физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

  3. в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и со­держание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической на­грузки и других факторов.

- совершенствовать функциональные возможности организ­ма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблаго­приятным воздействиям;

- компенсировать недостаток двигательной активности, возни­кающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного про­цесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоро­вительных систем на основе научно обоснованных и адекватных со­отношений внешних и внутренних факторов развития человека.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражне­ний оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства - доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего:

- контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

- режим 1000 движений (система Амосова);

- 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

- бег ради жизни (система Лидьярда);

- всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать - сиди, если можешь стоять, а не сидеть - стой, если можешь двигаться - двигайся (система Моргауза);

- калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровитель­ной физической культуры, дающие несомненный оздоровитель­ный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

В России разработана и внедрена в практику методология програм­мирования физкультурных занятий оздоровительной направленнос­ти, основанная на энергетических критериях эффективности заня­тий и имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетичес­ким возможностям конкретного человека или гомогенной по энер­гетическим возможностям группы людей (В. И. Бондин, 1999).

Выбор той или иной методики занятий физическими упражне­ниями с оздоровительной направленностью соотносится с реаль­ной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индиви­дуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечи­вают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других сис­тем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхож­дения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восс­тановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее положительное влияние регулярные занятия физи­ческими упражнениями (и процедуры лечебной физической куль­туры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выде­ления: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повы­шается их секреторная функция, укрепляется мускулатура пере­дней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечни­ка; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повы­сить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физичес­ких упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражне­ний и закаливающих факторов повышает жизненный тонус орга­низма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреж­дает преждевременное старение.

^ 23.2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

В современном обществе основные функции физической рек­реации сводятся к следующему (Ю.Е.Рыжкин, 1999):

- социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);

-творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в раз­витии и совершенствовании);

-системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);

-коммуникативная (важное средство неформального обще­ния людей).

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, го­родки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интере­сам и т.д.).

^ Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это спе­циально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

Общее представление о лечении с помощью физических упраж­нений основывается на факте оздоровления организма, обуслов­ленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного то­нуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возра­стной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других - за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значи­тельно возрастает роль таких методических принципов, как прин­цип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.


  1. группы ЛФК при диспансерах, больницах;

  2. группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

  3. самостоятельные занятия.

Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоя­нии здоровья, а также специально направленный характер с уче­том специфики заболевания.

Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект до­стигается при комплексном использовании упражнений, жела­тельно разнообразных.

Занятия проводятся по специально разработанным програм­мам под руководством методиста и наблюдением врача.

Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут так­же носить как общеоздоровительный, так и специально направ­ленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных наруше­ниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообраз­но широко использовать физические упражнения аэробного ха­рактера.

При самостоятельных занятиях, без непосредственного меди­цинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин для лиц старше 50 лет (Н.Амосов и др., 1975).

Оздоровительно-реабилитационная культура играет существен­ную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психичес­кого перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят раз­личные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и дру­гие средства.

Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортив­но-реабилитационная физическая культура. Она направлена на вос­становление функциональных и приспособительных возможнос­тей организма после длительных периодов напряженных трени­ровочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетре­нировке и ликвидации последствий спортивных травм.

^ Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в ре­жиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее ос­новная функция - оперативная оптимизация текущего функцио­нального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Глава 24. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

^ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

24.1. Основы построения оздоровительной тренировки

Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения мак­симальных результатов в избранном виде спорта, то оздорови­тельная - в целях повышения или поддержания уровня физи­ческой дееспособности и здоровья. Основная направленность оз­доровительной физической культуры - повышение функцио­нального состояния организма и физической подготовленнос­ти. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться зна­чительным расходом энергии и давать длительную равномер­ную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечи­вающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил (Н.М.Амосов, И.В.Муравов, 1985).

1. ^ Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления дол­жны составлять 3-5% в день по отношению к достигнутому уров­ню, а после достижения высоких показателей - меньше.

Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться со все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами:

- увеличение частоты занятий;

- увеличение продолжительности занятий;

-увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упраж­нений. На первых занятиях она равна примерно 45-50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70-75% общего времени занятий;

- увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором вы­полняются физические упражнения;

- постепенное расширение средств, используемых на тренировке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышеч­ные группы, на все суставы и внутренние органы;

Слайды и текст этой презентации


ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ РЕКРЕАЦИОННО –ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Составитель ст.преподаватель
кафедры спортивных дисциплин Кесель С.А.


Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий. – К.: УГУФВС, 1994. – 126 с.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. – 2-е изд. доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224 с.
Теория и методика физического воспитания том 2/ Под ред. .Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 392с.
Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. – 374 с.
Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс: Пер. с англ. – К.: Олимпийская литература, 2000. – 368 с.

План
1. Общая характеристика понятия физическая рекреация;
2. Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации:
3. Общая характеристика средств оздоровительной физической рекреации;


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Понятие "рекреация", образованное от латинского "recreatio", было введено римлянами и имеет несколько значений:
восстанавливать;
отдыхать;
укреплять;
освежать и др.


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований (профессиональной деятельности).


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Исторически термин рекреация так или иначе связывался со здоровьем человека.
Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание.


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как:
социальная,
биологическая,
психологическая,
климато-географическая и др.


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие:
осуществляется в свободное время, носит деятельный характер
построена на добровольной, самодеятельной основе.


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Другие признаки рекреации:
культурно-аксиологические, познавательные, оздоровительные - рассматриваются как производные, сопутствующие.


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Физическая рекреация – одна из форм рекреации, осуществляющаяся посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.

Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Физическая рекреация – это вид физической культуры, одно из ее направлений – так называемая оздоровительно-рекреативная физическая культура


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Она предполагает организацию отдыха населения, восстановление сил с помощью средств физического воспитания.


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Оздоровительная физическая культура
(основные направления по Холодову)


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура – это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения и т.д).


Общая характеристика понятия физическая рекреация.

Целью оздоровительной физической рекреации является -


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Выделяются ряд признаков, составляющие основное содержание физической рекреации:
основывается на двигательной активности;
в качестве главных средств использует физические упражнения;
осуществляется в свободное или специально выделенное время;


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

включает образовательно-воспитательные компоненты;
носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
осуществляется преимущественно в природных условиях;
имеет определенную научно-методическую базу.


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы:
рекреационная физическая культура;
рекреативная физическая культура;
рекреация спорта;
рекреация туризма;
оздоровительная физическая рекреация;
физкультурно-производственная рекреация и др.


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Акцент делается на биологической
стороне физической рекреации


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Акцент делается на познавательной,
культурологической,
коммуникативной, развлекательной стороне.


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему:
– социально-генетическая (механизм усвоения социально – исторического опыта);
– творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);
– системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);

Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

- аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
– коммуникативная (важное средство неформального общения людей)


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:
1) удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности;
2) потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения;
3) переключение с одного на другой вид деятельности;


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

4) активизация деятельности организма с помощью движения;
5) профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей;
6) восстановление сниженных или временно утраченных функций организма


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Физическую рекреацию следует рассматривать как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению полезного результата.


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, и вспомогательные средства:
физические упражнения,
естественные силы природы,
режим питания, труда, отдыха, быта и т.д.


Теоретико-методические основы оздоровительной физической рекреации

Широкому распространению физической рекреации способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения, продолжительности занятий, выбора партнеров и т. д. В основе мотивации занятий лежат индивидуальные вкусы, интересы, наклонности и потребности.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Система здравоохранения подходит к здоровью как к состоянию отсутствия болезней. Указанные представления - описательны и не дают конкретных рекомендаций, что нужно делать для обретения здоровья.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

В то же время существует следующее определение (по Р.М. Баевскому):
здоровье - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

В этом определении подчеркиваются три составляющие здоровья:
1) способность адаптироваться;
2) свобода реагирования;
3) сущность человека;


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Свобода реагирования зависит от внутренних резервов и адекватного восприятия внутренних процессов и внешней среды.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Способность адаптироваться, или приспосабливаться, определяется набором приспособительных форм поведения или навыков, свойственных индивидууму, которые получены по наследству или выработаны в процессе жизнедеятельности.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Сущность должна обеспечивать два предыдущих аспекта здоровья.


Определение понятия
здоровье (по Р.М. Баевскому)

Сущность человека
(биосоциальная)


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Таким образом, здоровье - это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

Человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья,
здоровье должно формироваться в процессе всей жизни.
С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию.


Общая характеристика рекреационно-оздоровительных систем и методик

В этой связи под оздоровительными системами понимают - системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить сохранение, укрепление и формирование здоровья.

23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры: Теория и методика физического воспитания и спорта, Ж.К.ХОЛОДОВ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрос-лых, дается характеристика упражнении.

23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е. Рыжкин, 1999):

– социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);

– творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);

– системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);

– коммуникативная (важное средство неформального общения людей).

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других – за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;

2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельные занятия.

Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.

Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.

Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.

При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин для лиц старше 50 лет (Н.Амосов и др., 1975).

Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства.

Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортив-но-реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

Гигиеническая физическая культура – это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта

(утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Теория и методика физического воспитания и спорта

Теория и методика физического воспитания и спорта

Комментарии, рецензии и отзывы

23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры: Теория и методика физического воспитания и спорта, Ж.К.ХОЛОДОВ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрос-лых, дается характеристика упражнении.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными физкультурными знаниями, обучение движениям, воспитание физических качеств и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:
а) физической подготовкой;
б) физической культурой;
в) физкультурным образованием;
г) физическим воспитанием.

3. Спорт – это:
а) вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и развитие его физических способностей;
б) это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности;
в) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических упражнений и направленный на участие в соревнованиях;
г) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

4. К специфическим функциям физической культуры относятся:
а) эмоционально-зрелищная;
б) соревновательная;
в) познавательная;
г) досуга.

5. К функциям спорта относятся:
а) социализирующая;
б) регламентирующая;
в) подготовительная;
г) допинговая.


6. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой:
а) педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех систем организма;
б) специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности;
в) тип социальной практики физического воспитания, включающий теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни;
г) процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями.

7. Физическое совершенство – это:
а) наиболее оптимальный результат воздействия средств физической культуры, определяющий гармоничное развитие человека и его всестороннюю подготовленность;
б) гармоничное телосложение;
в) высшая степень подготовленности – спортивная форма;
г) процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями.

8. Укажите основную форму физического воспитания в вузе:
а) массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия;
б) занятия в спортивных секциях по выбору студентов;
в) учебные занятия;
г) физические упражнения в течение учебного дня.

9. Одной из форм физической культуры является:
а) физическая подготовленность;
б) физическое воспитание;
в) спортивная тренировка;
г) общая физическая подготовка.

10. Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты распределяются в учебные отделения. Укажите, как они называются:
а) подготовительное, основное, медицинское;
б) спортивное, физкультурное, оздоровительное;
в) основное, специальное, спортивное;
г) общеподготовительное и профессионально-прикладное.

11. Основным средством физического воспитания являются:
а) физические упражнения;
б) оздоровительные силы природы;
в) гигиенические факторы;
г) тренажеры, гири, гантели, штанга, мячи.

12. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
а) воспитательные;
б) образовательные;
в) оздоровительные;
г) все перечисленные задачи.

13. Укажите цель физического воспитания в вузе:
а) выполнение государственных образовательных стандартов;

15. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:
а) показатели телосложения, деятельности функциональных систем организма и развития физических качеств;
б) показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;
в) уровень и качество сформированных жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
г) результаты выполнения нормативов и требований государственных программ по физическому воспитанию.

16. Физические упражнения – это:
а) двигательные действия, укрепляющие организм;
б) это двигательные действия, которые выполняются в соответствии с закономерностями физического воспитания;
в) двигательные действия, способствующие воспитанию гармонично развитой личности;
г) составная часть физической культуры.

17. Термин рекреация означает:
а) постепенное приспособление организма к нагрузкам;
б) состояние расслабленности, возникающее у человека после чрезмерного физического, эмоционального и/или умственного напряжения;
в) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий и соревнований;
г) психотерапию, применяемую индивидом к самому себе.

18. Основными видами физической рекреации являются:
а) туризм, пешие и лыжные прогулки, купание;
б) аэробика и шейпинг;
в) атлетическая гимнастика и стретчинг;
г) велоаэробика, легкая атлетика, гимнастические упражнения.

19. Какие физические упражнения, наиболее эффективны для повышения умственной работоспособности и профилактики переутомления в течение учебного (трудового) дня:
а) упражнения на внимание;
б) простые и легкие кратковременные физические упражнения разной направленности;
в) быстрая длительная ходьба на свежем воздухе.
г) упражнения на развитие силы мышц спины.

20. Физическая подготовка - это:
а) процесс развития физических качеств и овладения движениями;
б) результат изменения морфологических и функциональных показателей развития человека, достигнутый в результате занятий физическими упражнениями;
в) это процесс совершенствования физических качеств и формирования тех двигательных умений и навыков, которые отвечают специфике избранного вида спорта или выбранной профессии;
г) целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированных физических нагрузок.
21. Процесс совершенствования физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека называется:
а) физическим развитием;
б) специальной физической подготовкой;
в) физической подготовленностью;
г) общей физической подготовкой.

22. Укажите конечную цель спорта:
а) физическое совершенствование человека;
б) совершенствование двигательных умений и навыков занимающихся;
в) выявление, сравнение и сопоставление человеческих возможностей;
г) развитие физических (двигательных) способностей в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

Читайте также: