Отдых зимой на ладожском озере

Обновлено: 04.10.2024

Недавно была публикация о Дороге жизни. Мои комментарии были удалены. Пишу их в отдельной публикации. Речь пойдет о поездке на машине по Дороге жизни и о том, как мы провалились на льду. Все остались живы и даже не заболели. Отчасти повезло, отчасти за счёт правильных действий.
Для начала, небольшое вступление из географии и истории. Конечно, Петербуржцы и жители Ленинградской области знают об этом, но большинство читателей, я думаю не были на Ладожском озере. Поэтому, позволю себе вкратце рассказать о нём.
Ладожское озеро — самое большое пресноводное озеро Европы. Из него вытекает река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Озеро находится частично на территории Ленинградской области, частично на территории республики Карелия. Длина озера примерно 220 км, ширина 140, глубина до 230 метров.
В южной части озера находится бухта Петрокрепость. Её берега низинные, глубина колеблется от 3 до 8 метров. Бухта с началом зимы быстро замерзает и становится излюбленным местом рыбаков. В ней есть небольшие низкие острова. В середине — Зеленцы, у истока Невы — остров Ореховый. По бухте Петрокрепость во время Великой Отечественной войны проходила Дорога жизни.

Северная часть Ладожского озера сильно отличается от южной. Там большие глубины и много островов. Всего на озере примерно 500 островов. Берега и острова в северной части озера скалистые. Здесь был центр Валдайского оледенения, и ледник, двигаясь, обнажил древние кристаллические породы. Многие острова представляют собой каменные монолиты. В северной части расположен и Валаамский архипелаг, на котором находится Валаамский монастырь.
Дорога жизни проходила именно по бухте Петрокрепость. Эта бухта сильно отличается от остального озера. Она имеет размер примерно 25 на 35 км. Она мелкая, и поэтому быстро замерзает.



Зимой это место очень любят рыбаки. В хорошую погоду, там на льду находится несколько сотен машин и несколько тысяч человек.

Рыбаки на льду Ладоги.


Посёлок Кобона и Новоладожский канал зимой (дорога на снимке идёт по льду канала).


Та история, которую я хочу вам рассказать, произошла 13 февраля 2005 года. Мы с друзьями поехали в Кобону. На льду озера было очень много машин, а я до этого не ездил по льду, поэтому спросил у рыбаков, крепкой ли лёд. Они ответили мне, что лед очень крепкий и показали, что на льду есть не только легковые машины, но и микроавтобусы.
До этого, я советовался с одним своим знакомым, который там бывает почти каждые выходные. Он тоже сказал, что лед крепкий, обстановка спокойная.
Кстати, уже несколько лет, как выезд на лёд автомобилей в Ленинградской области запрещён. Но тогда ещё не было такого запрета.
Мы выехали на лёд, прокатились по нему, а потом решили пообедать.
Примерно в 10 километрах от Кобоны, почти на запад есть 3 острова Большой Зеленец, Малый Зеленец и Новый Зеленец. В хорошую погоду их видно с берега.

Вид на Зеленцы
У меня возникла мысль доехать до островов.
Мы были на 2 машинах, 3 мужчины, 2 женщины, 2 детей. Решили съездить втроём, я Максим и Лена. (Хорошо, что детей с собой не взяли).
Как мне показалось, при скорости 30-40 км/час, мы можем съездить туда и обратно за 1-1,5 часа.
Больше половины пути проехали как по асфальту. Остановились поснимать. Погода была пасмурная, температура -7, восточный ветер 3-4 м/сек.



На льду Ладоги на фоне островов. (За машиной вдали видны острова)

Через 2 дня приехали туда и начали заниматься машиной. Через неделю я на ней уже ездил. Воды было много в карбюраторе, в двигателе. Из коробки передач вылил литра 3.
Масло в двигателе пришлось менять 3 раза. Заливаешь свежее, запускаешь двигатель, глушишь, смотришь масло – а там эмульсия, на вид как какао. Весь салон пришлось разобрать. Особенно долго сушили сидения.
Всё обошлось, никто после этого происшествия даже не заболел.
С тех пор я что-то по льду больше не езжу.


Организовать крутой роудтрип в России всегда сложно: расстояния большие, а чем дальше от городов, тем хуже инфраструктура. Хороших круговых маршрутов в стране и вовсе почти нет. Редкое исключение — это Карелия. Здесь вы можете собрать себе поездку хоть на четыре дня, хоть на две недели.

Мы давно планировали и по результатам двух экспедиций собрали больщущий маршрут вокруг Ладожского озера. Тут будут и заброшенные кирхи, и песчаные дюны, и хорошие гостиницы, и пустынные острова с пляжами, и симпатичные города, включая один из трех лучших городов в списке малых городов России по мнению редакции. Но самое главное — интересные места будут встречаться буквально каждый час, ведь их концентрация вокруг озера запредельна.




Этот маршрут мы подготовили совместно с Toyo Tires. Это знаменитый японский бренд шин с широким диапазоном предложений под любые нужды — от оффроад-приключений до поездок между городами по трассам. Мы в редакции много перемещаемся на автомобиле и уже несколько лет используем шины Toyo и его дочернего бренда Nitto.

Для путешествия вокруг Ладожского озера мы выбрали шины модели Proxes TR1. Они великолепно держат дорогу даже на снятом асфальте в условиях перманентных российских ремонтов, ассиметричный протектор здорово отводит воду при поездке в дождь, боковые края специально крепкие, чтобы можно было не бояться обтереть бордюр.

Маршрут вокруг Ладожского озера. Как составить?

Выезжать вы, скорее всего, будете из Санкт-Петербурга. Остановитесь в нем на пару дней, погуляйте по любимым кафе и барам, докупите всякие мелочи типа газа для горелки и отправляйтесь в путь.

Мы специально разбили маршрут на участки, а не на дни. Уместить все места в один день не получится, да это не очень-то и нужно.

Совет. На эту часть можно заложить день или два, но имейте в виду, что за день все места вы либо не успеет посмотреть, либо очень устанете.
Общее расстояние — 420 километров, есть участки без асфальта.

Совет. Это тоже насыщенная часть, заложите на этот участок минимум два дня.
Общее расстояние — 180 километров, есть бездорожье.

  • Сортавала — Олонец: городище Паасо, Дача композиторов, Рускеала, водопад Белые Мосты, устье Тулоксы.

Водопад Белые мосты

Совет. На этот участок достаточно одного дня, если вы не поедете в Рускеалу, и двух, если поедете. Поездка на водопады отнимет много сил, потому что там семь километров небыстрого грейдера и три километра откровенного бездорожья, по которому придется ползти со скоростью 10 километров в час.
Общее расстояние — 270 километров, есть ремонт дорог и бездорожье.

Дорога в Карелии

Чем хорош круговой маршрут? На нем все в порядке с инфраструктурой!

  • Прекрасная дорога три четверти пути вокруг Ладожского озера и активный ремонт еще на одной четверти. В июне на это были выделены дополнительные средства и дорогу Олонец — Питкяранта обещают скоро закончить.
  • Огромное количество жилья, а ведь именно жилье — главная проблема поездок по стране. В Карелии турбазы представляют собой отличные домики по берегам мелких озер или Ладожского, часто с собственными мангалами, лодками и даже кафе.
  • Здесь множество интересных занятий, при этом, помимо известной Рускеалы, в Южной Карелии постоянно открываются природные парки, есть малоизвестные водопады, а на острова можно приезжать жить хоть на неделю.
  • Так как вы на севере, то световой день у вас будет очень длинным. Солнце встает часа в четыре, а в 10–11 вечера еще светло. Это позволяет максимально насытить день событиями и осмотром достопримечательностей.

Часть первая. Петербург — Приозерск

Захватите из города перекус и отправляйтесь на южную часть Ладожского озера. Здесь есть сразу несколько важных общероссийских достопримечательностей разных эпох и стилей.

Шлиссельбург

крепость Шлиссельбург

Разорванное кольцо

Рядом уже появляются хорошие пляжи, если не терпится искупаться, делайте это в Коккореве. Но мы рекомендуем проезжать этот заполненный людьми пляж и поехать дальше.

Большое озеро – большая рыба! Размеры попадающихся экземпляров – впечатляют. Щука на 8 – 10 кг, судак на 5 - 6 кг, окунь на 1 кг и плотва 600 – 700 грамм – совсем не редкость на просторах южных бухт.

Летом Южная Ладога доступна не всякому – общественный транспорт ходит редко, и лишь в немногих местах подходит к побережью. Да и дороги, по которым можно подъехать к озеру – дорогами можно назвать с натяжкой. От Свири до Невы тянутся вдоль южного берега Ладоги каналы: Староладожский и Новоладожский.

Отгораживают те каналы озеро от желающих порыбачить в нём.

Зато зимой на южном берегу – аншлаг! Канал и Озеро замерзают, а по льду – иди, не хочу, сколько сил хватит. А окрепнет лёд, так и на машине можно. Замёрзший канал – как дорога, выводит рыбаков к таким местам, куда летом им без катера и не добраться…

Приходят первые заморозки, начинают замерзать бухты Южной Ладоги.
Он опасен, этот первый, тонкий лёд. Не тем, что можно провалиться, хоть и неприятно это, но не так уж и опасно – замерзают сначала мелководья, да и упруг молодой лёд, можно выбраться. Опасность в том, что ветра, которые почти постоянно дуют над Ладогой, могут оторвать ледяное поле с рыбаками, а то и изломать его.

Те, кто видел торосы на Ладоге – знают, что стоящие торчком двухметровые обломки 15-и сантиметровых льдин – обычное явление.

Так что сначала ловят на безопасном удалении от берега, чтобы успеть добежать, если что… Основной объект ловли в это время – щука, которая ищет добычу у самого берега, на минимальной глубине, и окунь, который хватает любую приманку, которую ему предложит рыболов. Это весёлое, добычливое время, но длится это время недолго.

После того, как лёд встанет окончательно, рыба уходит от берегов на глубину. Становится меньше охотников за щукой – где её найдёшь на таких просторах? И основными объектами охоты становятся окунь и плотва.

Ну, ловлю плотвы назвать охотой можно лишь с большой натяжкой, сел в палатку, прикормил и ловишь… А вот окунь – по-настоящему спортивный объект.

… Ранним январским утром на лёд выходят тысячи охотников за окунем. Докуда хватает взгляд, от берега на ладожские просторы устремляются люди. Их путь – неблизок, ближе, чем два-три километра от берега, как правило, никто не ловит – ушёл оттуда окунь.

Никто не знает, где он сейчас. Широко рассеиваются по Ладоге рыбаки. Но вот кто-то нашёл окуня, поймал первую рыбу. Этого на Ладоге не скроешь – каждый зорко следит за каждым, многие – используя мощную оптику.

Успел поднять штук семь, слышал, как подходят и сверлятся рядом рыбачки, но головы не поднимал – ловил. А когда клёв прекратился – поднял голову и обомлел!

Сижу – как в метро, кругом люди, вплотную, до ближайшего – метр!
Не очень-то это здорово, да ведь в чужой монастырь со своим уставом не лезут!

Откуда начинается дорога за зимним окунем Южной Ладоги?

Есть несколько точек выхода на лёд.

Наиболее доступные из них находятся на западном берегу бухты Петрокрепость. Морозовка (платформа 21 км), Кокорево, 44 км, ст. Ладожское озеро.

Наиболее интересными с этого берега местами считаются 44 км и Кокорево, где в нескольких километрах от берега имеется интересный рельеф дна, значительные (до 6 – 8 метров) глубины и банки, самая известная из которых, Железница, находится в 4,5 км на восток от Кокорева.

Но основные стаи окуня охотятся не в этих местах, а как раз там, куда добраться не так просто, но куда, тем не менее, добираются тысячи рыбаков…

Дорога к этим местам начинается с Мурманского шоссе. Есть ещё, правда, электричка до станции Войбокало, а от неё автобус, но всерьёз на этот транспорт рассчитывать не приходится. Автобус один, ходит редко, а желающих – хоть отбавляй.

Вторая группа уходит вдоль камыша вправо. Там, километрах в двух от выхода на лёд, у самого почти берега (ну, по ладожским меркам у самого – метрах в трёхстах) имеется ямка с глубиной два метра. И окунь держится здесь в огромном количестве. Есть и щука.

К середине зимы окунь из Нижней Шальдихи уходит, и это место используется, в основном, как начальный пункт ледовой трассы по каналу.

Кобона. Очень посещаемое и интересное место. Находится в семи километрах от Лаврово по каналу. Доехать можно также с Мурманского шоссе, тот же поворот в Дусьево, на развилке у деревни Колосарь – уходим вправо, через деревни Выстав, Сухое.

От Кобоны сравнительно недалеко до Зеленцов. Рельеф дна – довольно интересный, есть перепады глубин. Окуня здесь много, особенно в первой половине зимы. Лучшие места – в створе Зеленцов и Кареджи, но до них – до шести километров по льду от Кобоны. У самих Зеленцов – тоже неплохо. До Кобоны также можно доехать автобусом от станции Войбокало.

Есть и плотва. Глубины плавно увеличиваются от двух метров в полутора километрах от берега до четырёх метров в створе Кареджи – Песоцкий нос. Ловить можно всюду, ориентироваться легко по огромному количеству просверленных лунок, указывающему места, где гоняли окуня до нас.

Из-за мыса Песоцкий Нос сюда приходит несильное, но ощутимое течение. Подмечено, что чем сильнее ощущается течение, тем вероятнее хороший улов окуня.

К Чёрному, которое расположено в вершине губы Чёрная Сатама, нужно проехать ещё три – четыре километра по грунтовке и свернуть влево.

Креницы (Новая Ладога). Едем по Мурманскому шоссе до деревни Юшково (перед мостом через Волхов), сворачиваем влево, проезжаем через город Новая Ладога и оказываемся на берегу Озера, его Волховской губы. До мест рыбалки идти километра три – четыре, за торосы, которых здесь в избытке каждую зиму. Дно ровное, глубины три – пять метров с плавным понижением к северу. Окуня много.

Из-за особенностей расположения этого места (близость открытой Ладоги, преобладание южных и юго-западных ветров) это место является довольно опасным, т.к. имеется вероятность отрыва припая или его взлома.

Сумское, Дубно, остров Птинов. Эти места – самые недоступные. Попасть сюда можно только по льду канала, либо от Кобоны, либо от Крениц. Зато и уловы иногда – баснословные, измеряются десятками килограммов. Рельеф дна – очень интересный, имеются перепады, камни, банки. Очень хорошие места, но и самые опасные на Южной Ладоге. Они расположены напротив мыса, разделяющего губы Черная Сатама и Волховскую, открыты всем ветрам, поэтому отрыв припая, взлом льда – обычное дело здесь.

Вороново, Кириково. Это самые дальние места на Южном берегу, они расположены за Волховом, на восточном берегу Волховской губы. Окунь здесь есть, но значительно более мелкий, чем в вышеописанных местах. Сюда ездят за плотвой.

Проезд по Мурманскому шоссе до Потанино, поворот налево и, благословясь… Легковая машина проходит сюда не всегда и не всякая.


Я родился и вырос в центре Петербурга, у Пяти углов. В тех самых дворах, которые помнят Бродского и Довлатова. Мне нравится воссоздавать историю этих мест и делиться своими находками. С 2008 года я вожу экскурсии по своему городу, есть государственная аккредитация комитета по туризму СПБ. Провожу экскурсии на своей машине, на вашем транспорте и пешком.

Экскурсовод с 2009 года, работала во дворцах Пушкина и Павловска, живу в Царском Селе, люблю эти места и работаю гидом. Около 9000 взрослых и подрастающих туристов побывали на моих экскурсиях. И каждому я стремлюсь рассказать историю города так, чтобы Пушкин и Павловск стали ему родными. Из моря информации выбираю то, что удивит, вдохновит и запомнится именно вам.

Экскурсовод с 2009 года, работала во дворцах Пушкина и Павловска, живу в Царском Селе, люблю эти места и работаю гидом. Около 9000 взрослых и подрастающих туристов побывали на моих экскурсиях. И каждому я стремлюсь рассказать историю города так, чтобы Пушкин и Павловск стали ему родными. Из моря информации выбираю то, что удивит, вдохновит и запомнится именно вам.

Привет! Меня зовут Даша, мне 32 года. Я всю жизнь живу в Петербурге и очень люблю наш город. Работаю в сфере туризма. Люблю камерный (на небольшое количество человек), пеший формат экскурсий. Буду рада познакомить гостей Петербурга с таким трудным периодом жизни города, как блокада.

Нас зовут Арсений и Ольга, мы вместе работаем с командой гидов, профессионально занимаемся фотографией и изучаем искусство. С радостью покажем вам этот город таким, чтобы вам захотелось вернуться сюда ещё и ещё! Мы покажем вам нетуристические места северной столицы, расскажем о местной культуре и, конечно, запечатлеем ваши эмоции и чувства на снимках. Наша главная цель — познакомить гостей города с неформальными памятниками центральной части Петербурга, рассказать о старинных особняках, поводить по загадочным дворам и парадным, раскрыть ту часть города, которую не увидишь в туристических журналах.

Популярные экскурсии в Санкт-Петербурге










🗺️Цены на экскурсии зимой начинаются от 340 руб.. Всю необходимую информацию, условия поездки и отзывы путешественников можно найти на страничке экскурсии.

Ладожское озеро — необычные маршруты от местных жителей.

Экскурсионные туры из СПб по Ладожскому озеру

На Ладожское озеро можно заказать индивидуальную экскурсию с авторской программой. Поездки проходят на машине или мотоцикле. Гиды предлагают несколько туров продолжительностью от 5 часов:

Тур по достопримечательностям Северного Приладожья. Маршрут проходит вдоль северного берега Ладоги, мимо горы Лоухиваара, по склону горы Хийденвуори, с которой открываются великолепные виды на Ладожские шхеры. Здесь туристы обнаружат место силы и посетят штольню. Далее гид проведёт гостей к красивым водопадам, покажет Кительские гранатовые копи и карьер, где добывают пегматит.

Читайте также: