Парк культуры и отдыха как комплексный социально культурный институт

Обновлено: 19.09.2024

от 31 октября 2008 года N 62-рс

О муниципальной целевой программе "Развитие Майкопского городского парка культуры и отдыха на 2009 - 2013 годы"

(с изменениями на 25 ноября 2011 года)

Принято 13 сессией
Совета народных депутатов
муниципального образования
"Город Майкоп" 2 созыва
28 октября 2008 г. N 173

(в ред. муниципального нормативного правового акта Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 19.11.2010 N 297-НА, Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 25.11.2011 N 391-рс)

Рассмотрев предложение главы муниципального образования "Город Майкоп", руководствуясь статьями 27, 29 Устава муниципального образования "Город Майкоп", Совет народных депутатов муниципального образования "город Майкоп" решил:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие Майкопского городского парка культуры и отдыха на 2009 - 2013 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать администрации муниципального образования "Город Майкоп" предусмотреть в бюджете города Майкопа на 2009 год финансирование настоящей Программы.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава муниципального
образования "Город Майкоп"
М.Н.ЧЕРНИЧЕНКО

Приложение
к решению
Совета народных депутатов
муниципального образования
"Город Майкоп"
от 31 октября 2008 г. N 62-рс

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МАЙКОПСКОГО ГОРОДСКОГО ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

(в ред. муниципального нормативного правового акта Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 19.11.2010 N 297-НА, Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 25.11.2011 N 391-рс)

ПАСПОРТ "РАЗВИТИЕ МАЙКОПСКОГО ГОРОДСКОГО ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

│Наименование │Муниципальная целевая программа "Развитие │

│Программы │Майкопского Городского парка культуры и отдыха на │

│ │2009 - 2013 годы" │

│Основание для │Закон РФ "Основы законодательства Российской │

│разработки программы│Федерации о культуре"; Федеральная целевая программа│

│ │"Культура России (2009 - 2013)" │

│Государственный │Управление культуры муниципального образования │

│заказчик Программы │"Город Майкоп" │

│Основной разработчик│Управление культуры муниципального образования │

│Программы │"Город Майкоп" │

│Исполнители │МУП "Городской парк культуры и отдыха"; Управление │

│Программы │культуры муниципального образования "Город Майкоп" │

│Цели Программы │Сохранение культурного потенциала Майкопского │

│ │городского парка культуры и отдыха, развитие новой │

│ │системы организации культурного досуга │

│ │горожан и развитие малозатратных форм отдыха │

│Сроки реализации │2009 - 2013 годы │

│Объемы и источники │- средства городского бюджета - 29768,6 тыс. руб., │

│финансирования │- внебюджетные источники - 1000 тыс. руб. │

│(в ред. муниципального нормативного правового акта Совета народных│

│депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 19.11.2010│

│Ожидаемые конечные │- создание благоприятных условий для культурного │

│результаты │досуга и развития самодеятельного творчества │

│ │- увеличение доступности и расширение возможностей │

│ │для приобщения граждан к культурным ценностям и │

│ │- сосредоточение финансовых ресурсов на решении │

│ │приоритетных задач в области культурного досуга │

│ │горожан, модернизации материальной базы МУП │

│ │"Городской парк культуры и отдыха"; │

│ │- увеличение рентабельности МУП "Городской парк │

│ │культуры и отдыха" и как следствие увеличение │

│ │пополняемости бюджета муниципального образования │

│Система организации │Администрация муниципального образования "Город │

│контроля за │Майкоп"; │

│исполнением │Управление культуры муниципального образования │

│программы │"Город Майкоп" │

Перечень разделов Программы:

Раздел I. Мероприятия по сохранению памятников культуры.

Раздел II. Мероприятия по благоустройству и озеленению городского парка культуры и отдыха.

Раздел III. Мероприятия по реконструкции зданий, помещений, фонтанов, бассейнов городского парка.

Раздел IV. Мероприятия по организации культурного и безопасного досуга горожан посредством развлекательных аттракционов.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Муниципальная целевая программа "Развитие Майкопского городского парка культуры и отдыха на 2009 - 2013 годы" (далее именуется - Программа) разработана в целях создания на территории муниципального образования "Город Майкоп" условий для сохранения и развития культурно-досуговой деятельности, самодеятельного творчества, кардинального улучшения состояния материально-технической базы Майкопского городского парка культуры и отдыха. Основанием для ее разработки послужила значимость парка для культурно-досугового времяпрепровождения граждан муниципального образования "Город Майкоп", активизация деятельности общественных и социально ориентированных организаций и учреждений по сохранению и восстановлению традиционной культуры, а также поддержке и развитию современной культуры.

Преобразования в обществе и экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь и досуг граждан. В условиях рыночных отношений и демократизации общества реализация накопленного культурного потенциала невозможна без радикальной модернизации отрасли культуры, системных финансовых вложений, действенной организационной поддержки, применения программных средств и методов.

Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед культурой проблем изолированно в отдельной территории или в одном учреждении города.

Решение актуальных задач сохранения и развития культуры и организация культурно-досуговой деятельности требует комплексного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий в рамках муниципальной целевой программы "Развитие Майкопского городского парка культуры и отдыха на 2009 - 2013 годы".

Муниципальная программа сохранения и развития культуры будет в комплексе решать единую задачу сохранения и развития культурно-досугового потенциала города.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Основными целями Программы являются:

- сохранение культурного потенциала Майкопского городского парка культуры и отдыха;

- развитие новой системы организации культурного досуга горожан;

- развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, поддержка отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;

- развитие малозатратных форм отдыха.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- разработать систему мер по сохранению культурного потенциала Майкопского городского парка культуры и отдыха;

- обеспечить сохранение, возрождение и поддержку объектов культурного досуга Майкопского городского парка культуры и отдыха;

- обеспечить развитие инфраструктуры Майкопского городского парка культуры и отдыха;

- улучшить состояние материально-технической базы Майкопского городского парка культуры и отдыха;

- разработать систему мер по развитию малозатратных форм отдыха.

Программа рассчитана на период с 2009 по 2013 годы. При необходимости срок программы может быть продлен на один год. Мероприятия программы объединены в разделы:

"Мероприятия по сохранению памятников культуры", "Мероприятия по благоустройству и озеленению городского парка культуры и отдыха", "Мероприятия по реконструкции зданий, помещений, фонтанов, бассейнов городского парка", "Мероприятия по организации культурного и безопасного досуга горожан посредством развлекательных аттракционов".

3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета с привлечением внебюджетных источников.





Деятельность культурно-досуговых центров имеет сегодня особое значение. Во многом это связано с обострением межнациональных противоречий, стремлением каждой народности сохранить самобытность. При этом такие учреждения призваны объединять граждан с разными интересами и потребностями. Рассмотрим далее ключевые функции культурно-досугового центра.

культурно досуговые центры

Общая характеристика

Понятие "досуг" сегодня трактуется неоднозначно. В официальных документах отсутствует четкое определение термина. Культурно-досуговые центры в настоящее время считаются учреждениями, отражающими принципиально новый уровень социальной деятельности граждан. При этом они остаются близки к таким заведениям, как клубы по интересам.

Задачи

Сегодня очень распространены культурно-досуговые центры для молодежи . Их ключевой задачей выступает формирование условий для общения, развития творческого потенциала, отдыха, восстановления физических и духовных сил. Культурно-досуговые центры призваны также как можно шире предоставить населению платные оздоровительно-просветительские услуги, пользующиеся большим спросом. На начальном этапе предполагалось, что в таких заведениях будет организован массовый отдых и развлечения. Первыми в соответствии с требованиями современных условий стали формироваться культурно-досуговые центры Москвы (ДК "Смена", например) и Санкт-Петербурга.

Специфика

Теоретическое планирование и практическая работа по образованию центров отражают современную концепцию организации культурного досуга населения. Ее принципы в большей степени ориентированы на удовлетворение различных нужд разных слоев населения на платной основе. В отличие от остальных заведений, культурно-досуговые центры предназначены для многопрофильного обслуживания.

культурно досуговые центры для молодежи

Направления работы

Культурно-досуговый центр выполняет следующие функции:

  1. Развлекательную.
  2. Стимулирующую.
  3. Коммуникативную.
  4. Информационно-методическую.
  5. Обучающую.
  6. Физкультурно-оздоровительную.

Принципы

Чтобы эффективно реализовывать свои задачи, учреждение должно занимать сооружение либо комплекс зданий, оснащенные необходимым оборудованием. Организация заведений базируется на следующих принципах:

  1. Коллективное самоуправление.
  2. Полная самоокупаемость.
  3. Индивидуальное членство.

Культурно-досуговые центры создаются при активном участии населения.

культурно досуговые центры москвы

Особенности организации

Устав – основной документ, в соответствии с которым работает любой культурно-досуговый центр. Структура учреждения формируется по общим правилам, предусмотренным для юридических лиц. Управление заведением осуществляется директором по принципу единоначалия. В качестве совещательного органа выступает художественно-технический совет. Руководитель назначает и снимает с должностей всех сотрудников учреждения.

Качество услуг

Комплексность услуг, предоставляемых досуговыми центрами, выступает как одна из ключевых особенностей заведений. При этом немаловажное значение имеет и их качество. По всем показателям культурно-досуговые центры должны опережать прочие заведения массового посещения. При этом они могут выступать экспериментальными площадками для внедрения новых типов услуг. В настоящее время разрабатываются разнообразные программы, направленные на привлечение как можно большего количества граждан. В их рамках предусматриваются мероприятия, ориентированные на постоянное совершенствование деятельности молодежных культурно-досуговых центров .

функции культурно досугового центра

Кадровый состав

Необходимым этапом формирования системы досуговых центров выступает привлечение специалистов самых разных профилей. Среди них и педагоги, и психологи, и режиссеры, и методисты, и художники. Для повышения качества работы необходимо переориентировать сотрудников из узкопрофессиональной позиции на системный, комплексный подход. Специалисту необходимо освоить:

  1. Культуру досуговых мероприятий во всех аспектах.
  2. Современные средства, применяемые и при непосредственном обслуживании посетителей, и при обеспечении условий работы учреждений, подготовке и разработке программ.
  3. Методы внедрения мероприятий с выполнением всех принципов организации досуга.
  4. Искусство общения при наличии свободного выбора гражданами, посещающими заведение, программ их отдыха.
  5. Логику выработки и постановки новых программ.
  6. Методику создания творческих мастерских, образования постоянного актива лиц, посещающих центр.

 культурно досуговый центр структура

Зонирование

В деятельности центров постоянно ведется поиск нестандартных решений и подходов. Это обуславливается тем, что мероприятия по организации отдыха в современном обществе - в связи с дифференциацией интересов и запросов граждан - не вписываются в жесткие границы традиционных форм. Центры отличаются ярко выраженной социальной открытостью. Это отражается в формировании секторов и зон свободного общения, мастерства, творчества. В них формируются благоприятные условия не только для самовоспитания и саморазвития общества, но и для обеспечения свободы, самостоятельности детей, взрослых, подростков в выборе той или иной досуговой деятельности.

культурно досуговые центры

Интеграция

Разно-профильные центры используют различные подходы к организации культурного досуга для населения. Между тем все учреждения обладают одним общим признаком. Он заключается в реализации интегративной функции в общественном воспитании младшего поколения. Любые подходы, используемые в рамках культурно-досуговой деятельности, способствуют социализации, укреплению, обогащению отношений и связи ребенка и подростка с обществом в целом и семьей в частности. В этом заключается важнейшая роль таких центров. Заведения выступают в качестве посредников между микромиром личности и окружающей средой.

совершенствование деятельности молодежных культурно досуговых центров

Используемые формы

В рамках своей работы центры внедряют огромное количество традиционных, альтернативных и инновационных, групповых, индивидуальных и массовых подходов. В частности, на практике реализуются программы общения "дети-семья", "семья-семья", "ребенок-дети", "подросток-взрослые" и пр. Реализуются эти формы путем организации разных праздников, фестивалей. Например, стали популярными Дни Матери, Отца, Дедушек и Бабушек. Особый интерес представляют игровые семейные состязания, конкурс родительских газет, читательские конференции, ярмарки поделок и так далее.

деятельность культурно досуговых центров

Клубы по интересам

Они достаточно часто организуются на базе культурно-досуговых центров. В клубах могут участвовать подростки, дети определенного возраста. Часто формируются смешанные объединения, самодеятельные ансамбли, семейные мастерские, этнографические экспедиции. В рамках своей деятельности центры внедряют разные формы психологической, социальной реабилитации взрослых, подростков, детей. Такие клубы ориентированы в первую очередь на лиц из трудных, неполных, молодых, малоимущих, многодетных семей. В досуговом центре могут работать свои "телефоны доверия". В заведениях также часто предусматриваются кабинеты психолога, юриста, социальные гостиные, группы общения, семейного воспитания и так далее. В таких форматах дети, взрослые и подростки получают квалифицированную помощь, обретают необходимый актуальный опыт в социально-культурной деятельности, избавляются от дефицита общения, доверия, преодолевают внутренние проблемы, получают возможность реализовывать свой творческий потенциал. Основной идеологией любого досугового центра должны являться принципы социальной справедливости, гуманизма, гуманитаризации воспитания. Способствуя привлечению детей к творчеству, учреждения выполняют важнейшую воспитательную задачу.

Учреждения культуры. Понятие. Виды.

Учреждения культуры - российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.

Согласно абз. 10 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" учреждения культуры - российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.

Рекомендация ЮНЕСКО "О международном обмене культурными ценностями" (принята в г. Найроби 26.11.1976 на 19-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) определяет культурное учреждение как любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа (п. 1).

Виды деятельности учреждений культуры;

- осуществляющие образовательную деятельность (детские школы искусств, художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие средние специальные учебные заведения и др.);

- осуществляющие выставочную и культурно-досуговую деятельность (музеи, музеи-заповедники, парки культуры, городские сады и др.);

- осуществляющие библиотечную деятельность;

- осуществляющие организацию исполнительских искусств, а также публичную демонстрацию фильмов (театры, филармонии, цирки и др.).

Форма собственности учреждения культуры

- государственные (федеральные, региональные) организации (в том числе ведомственные);

Отдельно можно выделить культурные организации, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ (ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)).

Организационно правовые формы учреждений культуры

- учреждения (ст. 123.21 ГК РФ, ст. ст. 9 - 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон о НКО));

- фонды (ст. 123.17 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона о НКО);

- общественные организации (ст. 123.4 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях");

- некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы), автономные некоммерческие организации (ч. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. ст. 8, 10 - 11 Федерального закона о НКО).

Типы учреждений культуры

Дворцы культуры


культурно-досуговые учреждения, обладающие высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Обслуживают население по месту расположения. Расположение не имеет зависимости от административного статуса (село - город). Главным критерием для принятия решения о наличии Дворца культуры являются финансовые средства учредителя. Располагаются в районных центрах и городах. Как правило, имеют статус юридического лица и являются методическими центрами для подведомственной сети. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа (абз. 2 п. 1.4 Приказа Минкультуры России от 01.09.2011 N 906 "О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек" (далее - Приказ Минкультуры N 906));

Дома культуры


культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами (абз. 4 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);

Дома народного творчества


Культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическими центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры (абз. 5 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);

Музеи


некоммерческие учреждения культуры, созданные собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также для достижения иных целей, определенных Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (абз. 6 ст. 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о музейном фонде);

Музеи-заповедники


музеи, которым в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями (ст. 26.1 Федерального закона о музейном фонде);

Библиотеки

Центры ремесел


некоммерческие организации, создаваемые по территориальному или отраслевому принципу с целью содействия ремесленникам в осуществлении производственной деятельности (в рамках направлений деятельности, обозначенных в уставах центров ремесел), а также оказания им информационно - консультационных и обучающих услуг в соответствии с реально сложившимися потребностями ремесленничества как в административно-территориальных единицах города, так и в отдельных отраслях ремесленной деятельности (ч. 1 ст. 6 Закона г. Москвы от 16.06.1999 N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве");

Передвижные многофункциональные культурные центры


организации культуры клубного типа, созданные для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплексы представляют собой передвижные многофункциональные, высокотехнологичные площадки для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности (абз. 1 разд. VIII Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утв. Распоряжением Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965) и др.

Парк – сердце культурной и развлекательной жизни города, точка притяжения горожан и гостей столицы. Ольга Захарова, директор Центрального парка культуры и отдыха имени Горького рассказывает о том, как парк помогает сделать жизнь человека гармоничной и объясняет, как свет формирует облик парка в темное время суток.

Ольга Захарова

Ольга, изменения, произошедшие в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в 2011–2012 годы, несомненно, вызвали положительный резонанс в московском обществе. Вы заставили заговорить о парке как о качественно новом культурном пространстве. Как этого удалось добиться, какие основные меры были приняты для облагораживания территории?

Уникальность Парка Горького не только в нашей стране, но и в мире – очевидна: она заключена в самой концепции. Мировые парки отдыха имеют либо легко узнаваемую развлекательную, а значит, коммерческую структуру, либо практически не имеют структуры – это просто места для прогулок. До недавнего времени и в нашей стране индустрия развлечений, досуга и отдыха была направлена или на узкую группу людей (возраст, сфера интересов), или на людей c определенным достатком. И только в Парке Горького с момента его создания в 1928 году и на протяжении всей истории был реализован комплексный подход к организации досуга различных возрастных групп, что позволяло гармонично совмещать спорт, культурные мероприятия, молодежный досуг, развлечения и прогулочную зону. Лишь в 1990-е Парк Горького стал выполнять в первую очередь развлекательную функцию, нежели быть местом полноценного отдыха с возможностью реализации значимых культурно-образовательных проектов. Поэтому самое важное, что нам удалось сделать, – это изменить мнение людей об этом месте. Вместе с изменением формата мы позволили людям взглянут на Парк, как на место, где можно отдохнуть от агрессивной городской среды.

Со сменой руководства столицы начала меняться политика государства в отношении культурного пространства целого города.

В Парке Горького проходит множество мероприятий. Можно ли их назвать развлекательными?

Как сегодня в парке обстоят дела с освещением?

Сейчас мы готовим проект декоративного освещения не только природного ландшафта, но и исторических архитектурных объектов. Особое значение уделяем Нескучному саду, где часть света поглощается кронами деревьев. Если вечером смотреть на сад со стороны Фрунзенской набережной, то можно увидеть лишь темное пятно с мерцающими огоньками света. Подсветка исторических зданий с помощью декоративной архитектурной подсветки позволит выделить их на общем фоне. Таким образом, Нескучный сад будет состоять из светящихся островков, которые добавят ему загадочности и привлекательности.

Ночью в парке

Использовали ли вы опыт парков других стран мира? Какие удачные примеры освещения применили на своей площадке?

Безусловно, мы изучали и продолжаем изучать опыт наших коллег из Европы и США. Например, в Нью-Йорке, в парке High Line (Хай Лайн), построенном на месте железной дороги, используется в основном декоративное освещение. Днем прекрасно видно все вокруг – дорогу, кустики, цветы и газоны. А вечером начинается совсем иная, не менее интересная жизнь растений, животных, птиц. Декоративное мягкое освещение позволяет посетителю парка наблюдать за тем, как причудливо вьются колоски, какая структура у растений. В High Line (Хай Лайн) искусно подсвечены лавочки, отдельные объекты и деревья. Они выделяют каждый элемент, фокусируя взгляд на том, что действительно ценно.

Освещение главной аллеи Парка Горького на оборудовании Philips Color Kinetics

Расскажите, пожалуйста, об освещении главной аллеи Парка Горького, какие технологии были там использованы?

Должна с радостью констатировать тот факт, что, благодаря активному развитию Парка, это место стало привлекательным для инвесторов, многие выразили желание на безвозмездной основе принять участие в его благоустройстве. Именно так у нас получилось с компанией Philips, которая провела колоссальную работу по декоративному освещению Ленинской площади. Удивительная игра цветов на деревьях и кустах сирени, вдоль дорожек и на лужайках стала гармоничным дополнением гостеприимной атмосферы нашего парка. Система дает возможность за несколько секунд поменять световой сценарий. Например, в праздничные дни включается мягкая зеленая подсветка, плавно переходящая от одного цвета к другому, а в будни уместны мягкие оттенки желтого. Кстати, управление светодиодным освещением может осуществляться дистанционно с помощью iPad или iPhone, при этом никакого дополнительного программного обеспечения не требуется. Мы благодарны компании Philips за проделанную работу, за то, что теперь человек, заходя в Парк Горького, попадает в настоящую сказку.

Светодиодные светильники Philips, которые были установлены на главной аллее в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, отвечают последним требованиям энергоэффективности, а также позволяют минимизировать расходы на техническое обслуживание благодаря долгому сроку службы. Прожекторы обеспечивают качественное заливающее и точечное освещение, благодаря чему они стали идеальным решением для динамической подсветки крон деревьев парка. В дополнении к ним были использованы светильники, которые используются для заливки крон деревьев ярким белым светом. Управление освещением парка осуществляется с помощью контроллеров, которые позволяют объединить все светильники в единую сеть посредством беспроводного соединения Wi-Fi, гарантируя удобство управления и контроля.

Какие энергосберегающие ресурсы вы используете в парке?

Это очень важный для нас вопрос. Мы заказали энергоаудит для того, чтобы определиться, как правильно использовать электроэнергию. Безусловно, лампы накаливания нами уже давно и успешно заменены на светодиодные. Они более функциональны, потребляют значительно меньше электроэнергии и дольше служат. При этом самым важным для нас всегда оставался приоритет теплого света над холодным. Если город, переходя на светодиоды, выбрал холодное белое освещение дорог и улиц, то для Парка Горького это недопустимо. Ведь здесь должна царить теплая, домашняя атмосфера.

Агрессивная окружающая среда мегаполиса в первую очередь определяется крайне загрязненным воздухом. В Москве трудно дышать. Какие работы по озеленению парка вы ведете?

Работы по озеленению мы начали осенью и все еще продолжаем этой весной. Высажено более ста лип, привезенных из Германии. Мы восстанавливаем аллеи, поднимая архивные фотографии и сохраняя их историческую значимость. Стало понятно, что сегодня в парке слишком много асфальтового покрытия – это губительно для природы и человека. Так, у многих деревьев ранее корни были закатаны под асфальт, соответственно, не могли дышать. Поэтому, освобождая каждое дерево, понимаешь, что даешь глоток воздуха чему-то живому и настрадавшемуся. Мы получили планово-реставрационное задание на приведение в порядок Пушкинской набережной, поэтому там уже осенью появятся липы и исчезнет плавящаяся под солнцем асфальтированная дорога. В планах Парка убрать порядка 30% асфальта, заменив его на зеленые насаждения и газоны. Кроме того, было восстановлено большое количество исторических цветников, посажены десятки тысяч цветов.

Освещение главной аллеи Парка Горького на оборудовании Philips Color Kinetics

Какие планы у вас на дальнейшее развитие Центрального парка культуры и отдыха имени Горького?

Освещение главной аллеи Парка Горького на оборудовании Philips Color Kinetics

В январе 2013 года к Парку Горького и Нескучному саду была присоединена набережная Воробьевых гор. Развитию этой территории будет уделяться большое внимание. Здесь будут установлены многофункциональные павильоны, оборудованные маленькими кафе, пунктами проката велосипедов, роликов, веломобилей, лонгбордов. Вдоль всей набережной от Крымского моста до улицы Мосфильмовской будет проходить велодорожка, протяженность которой составит 6,5 км в одну сторону. Опираясь на опыт предыдущих двух лет, мы стараемся максимально грамотно перераспределить потоки людей, чтобы и пешеходы и велосипедисты чувствовали себя комфортно.

В августе 2013 года Парку Горького исполняется 85 лет. В честь юбилея планируется проведение беспрецедентного для Москвы карнавала. Сценарий пока в работе, но обещаю, это будет приятным сюрпризом для всех наших посетителей. Так что ждем всех в гости!

Читайте также: