Почему гора афон считается святым местом

Обновлено: 18.09.2024

С Афонской Горы уже много лет несется призыв о помощи: славянский Афон взывает не только к православному, но и ко всему христианскому – и вообще цивилизованному – миру о защите и помощи от своих же братьев… православных греков. Но помощь не приходит. Нет больше в православном мире той силы, которая могла бы защитить своих единоверцев и которая веками была опорой независимости Православной Церкви во всем мире. Нет России, и казалось, из православного мира ушло не только сознание общности интересов и ответственности – но ушла сама совесть, сознание братства во Христе, долга и чести.

Величайшая святыня Восточной Православной Церкви – вековой молитвенник, образец иноческого подвига и школа послушания – Святая Гора Афон захвачена теми, для кого ложно понятый национальный интерес закрывает правду и уничтожает достоинство самой власти, которая стала служить своекорыстным интересам. Таких страшных времен не переживало еще славянское монашество на Афоне за сложную свою историю.

Во всем мире после русской катастрофы славянство находится в зависимости от исторически-враждебных ему сил. Но силы эти инославные. Мало того – они стоят вне ограды Церкви, они охвачены гордыней своего земного успеха и величия, забывая, что царства земные в руках Божьих. Современное человечество – в его культурных кругах – потеряло веру, и мрак сгущается над землей.

Приблизились тяжелые времена, и если человечество спасется, то не прогрессом смертоносной техники, а верой…

Страх Божий начинают утрачивать и православные народы. Они тоже идут по пути принесения в жертву Божественного человеческому: Бога отдают кесарю – князю мира сего. Прекрасная Эллада, современная Греция – родина того радостного миропонимания, которое достигло в своих вершинах глубин человеческой мысли, и чья философская мысль влилась в христианскую догму. Все православное богословие, все, что было создано веками и навеки осталось достоянием и содержанием христианства до наших дней, проистекает из чистого источника греческого гения. Сам греческий язык, от которого отошла современная Греция, но который все же является основой и современного греческого языка, есть язык, наиболее приспособленный к выражению самых тонких, проникновенных и сложных понятий православного богословия. Поистине, это язык, данный для выражения всего самого значительного, глубокого и прекрасного, что дано выразить одухотворенному человеку. Греция – наследница былой славы не только эллинской, но и византийской умственной культуры. Она связана и духовно освящена той православной культурой, которая разрушена, подавлена и принижена в своих стародревних восточных центрах. Подавлена и разгромлена эта культура и в громадном центре славянского православия – в России.

Казалось бы, все это возлагает на Греческую Церковь и греческое государство историческую обязанность быть хранительницей великих достижений православия за прошедшие века. Только в этом может быть сила и слава современной Греции. Вне этого она не что иное как маленькое государство, не имеющее никакого значения в духовной жизни человечества. Мало того – напрашиваются и другие сравнения…

Просто, ясно и справедливо. Но мало того… На Афон приходили люди всех национальностей, и в особенности славянских народностей – в том числе в большом количестве народности русской, т. е. иностранцы и притом такие, которые открыто проповедовали борьбу с турками во имя освобождения христианских народов от турецкой власти. Между тем Афон входил на особых правах в состав Турецкой империи. Но, согласно параграфу 8 статьи 12 Берлинского трактата, монахи всех национальностей сохраняли свои права и привилегии[18]. Таким образом, суверенитет Турции как бы был до известной степени ограничен. И нужно было как-то согласовать нормы международного и национального турецкого права. Выход из этих трудностей был найден достаточно разумный и свидетельствовавший об исключительной благожелательности турецкой власти к иноверному и многонародному Афону.

Разница между прежними турецкими и теперешними греческими порядками резко бросается в глаза. Мусульманская Турция давала свое подданство православным афонским монахам для удобства последних, давала после того как кто-либо, прожив некоторое время на Святой Горе, выражал желание остаться на Афоне. А единоверная Греция вперед требует подданства от всякого лица, желающего может быть в будущем стать афонским монахом. Но, требуя подданства ранее прибытия на Афон, греческое правительство не только не дает славянам своего подданства для поступления их в славянские же монастыри на Афоне, а и вообще не допускает их туда.

Турки – враги всего, что противно исламу – хранили в душе своей пиетет к православной вере и ее святыням, которого очень мало у греков-христиан. Благочестивый и религиозный турецкий народ и его низшая администрация уважали всякое благочестие и религию. Для них Афон был изумительным местом подвигов, молитвы, аскезы и труда, был Святой Горой, на которую приходили все православные народы, чтобы славить единого Бога. Турки следили только за порядком и безопасностью этого исключительного места и его великих насельников и гордились тем, что в их государстве находится величайшая православная святыня.

Тысячи людей привозили пароходы на Святую Гору. Никакого специального разрешения на посещение Афона не требовалось, как равно не требовалось разрешения оставаться на Афоне. Паспорт при высадке на берег не проверяли и ограничивались пересчитыванием прибывших, добродушно похлопывая простолюдинов по плечу. Тем и кончались все формальности на афонской пристани Дафни. Турки настолько уважали это святое место, что держались в стороне управления этим иноческим полуостровом. И управление совершалось строго по вековому чину. Больше того: деликатность доходила до того, что без разрешения настоятелей монастырей не только турецкие чиновники, но и сам губернатор не входили ни в одну обитель.

Словом, по сравнению с настоящим временем – это был Золотой век церковной, национальной и политической свободы на православном Афоне. И эту свободу давали ему и охраняли ее – магометане, турки… Есть над чем теперь задуматься православным людям!

Так было до 1912 года, когда ненадолго Святой Горой овладели болгары. Тогда наступили еще более светлые дни для всех насельников многонародного Афона: в полной религиозной и национальной свободе зажили тогда все народности на Святой Горе. Но в результате Бухарестского мирного договора 1913 года Афонский полуостров перешел к грекам. И почти сразу же начались систематические гонения шовинистически настроенных и грандоманией охваченных греков против всех негреческих народностей.

Мировая война 1914–1918 годов окончилась для греков незаслуженно большими приобретениями, которые совершенно не оправдывались двусмысленной политикой Греции в первую половину войны и ничтожным участием во второй ее половине. Но обстоятельства сложились благоприятно для греков, и они оказались в стане победителей. И по мирному договору в Севре греки закрепили за собой Афон. Но в этом историческом договоре была статья 13, гарантировавшая права негреческих народностей на Святой Горе. Статья эта на первый взгляд казалась как бы излишней: можно ли было думать, что православная Греция решится притеснять своих же единоверных братьев. Но… вскоре уже оказалось, что предусмотрительность союзников не только не была излишней, а оказалась даже недостаточной, ибо Греция, невзирая на торжественно данные Афону гарантии, все же уклонилась не только от своего нравственного долга, но и от исполнения принятых на себя международных обязательств.

При этом следует оговориться, что Святая Гора Афон привлекла такое внимание греческого правительства не своей святостью и вековой славой, а своим богатством, созданным всеми православными народами. И соблазн оказался настолько большим, что Грецией были позабыты не только обязанности, как единоверного государства, но и обязанности, наложенные на него международными договорами. А совершила это деяние Греция, пользуясь тем, что за исполнением этих договоров никто не следил: положение славянских монастырей на Афоне не интересовало великие державы-победительницы, так легко закрепившие Святую Гору за греками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

862. О дурном сыне и лживых греках из Иерусалима

862. О дурном сыне и лживых греках из Иерусалима Милость Божия буди с вами! И вас поздравляю с праздником. Покров Матери Божией да распрострется над вами, как скиния Божия, и да пребудет на вас! С сыном что делать? Жалеть, - и молиться. Иерусалимские греки, должно быть

Почему на Афон не допускаются женщины?

Почему на Афон не допускаются женщины? игумен Амвросий (Ермаков) StartFragment Зачем что-то выдумывать и строить какие-то псевдобогословские обоснования? Афон — монашеская республика. Все монастыри там мужские. Монастыри (в том числе женские) со строгим уставом никогда не

Почему на Афон не допускаются женщины?

Почему на Афон не допускаются женщины? игумен Амвросий (Ермаков)Зачем что-то выдумывать и строить какие-то псевдобогословские обоснования? Афон — монашеская республика. Все монастыри там мужские. Монастыри (в том числе женские) со строгим уставом никогда не допускали на

Гора Афон: святыня православного мира

Свободный Афон

Свободный Афон Иеромонах Евфимий (Джафаров)Со времени Крещения Руси русские люди стремятся на Святую Гору Афон как в высшую школу христианского благочестия. Богатая событиями тысячелетняя история русского святогорского монашества знала периоды расцвета и упадка. В

Спустившись с Олимпа, подняться на Афон

Спустившись с Олимпа, подняться на Афон Однажды, путешествуя по высокогорным афонским скитам в поисках места для ночлега, я услышал удивительную историю призвания одного монаха на Афон.Почти у всех насельников обителей и скитов Святой Горы есть подобная история о том,

Афон В древности монашеская жизнь процветала во многих местах Византийской империи: в Сирии и Палестине, на Синае, в Греции и, особенно, в Египте. Со временем почти все обители на православном Востоке были стерты с лица земли. И только гора Афон до сих пор остается

Святая гора Афон

Святая гора Афон В числе святых мест Ближнего Востока, привлекающих к себе взоры всего христианского мира и до недавнего времени служивших целью благочестивого паломничества, Святая Гора занимает особое исключительное положение. Больше тысячи лет она является главным

Афон С осени 1918 года в Монастире — сербская армия и сербское управление. Возникает Югославия. Параллельно Сербская Церковь включает в свою юрисдикцию завоеванные районы. Митрополита Хризостома деликатно просят устраниться. Он удаляется на Афон. Афинагор сопровождает

10. Почему на Афон не допускаются женщины?

10. Почему на Афон не допускаются женщины? Вопрос:Почему на Афон не допускаются женщины?Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):Афон – монашеская республика. Все монастыри там мужские. Монастыри (в том числе женские) со строгим уставом никогда не допускали на свою территорию

СВЯТАЯ ГОРА АФОН

СВЯТАЯ ГОРА АФОН Гора Афон расположена на гористом полуострове Халкидики, с трех сторон омываемом водами Эгейского моря, и только с северо-запада он соединяется с Македонией небольшим перешейком. Но если говорить совсем точно, то даже и такого соединения нет, так как еще

Афон Путевой очерк

Афон Путевой очерк Предисловие Я провел на Афоне семнадцать незабываемых дней. Живя в монастырях, странствуя по полуострову на муле, пешком, плывя вдоль берегов его на лодке, читая о нем книги, я старался все, что мог, вобрать. Ученого, философского или богословского в моем

ГЛАВА 43. Афон.

ГЛАВА 43. Афон. Защита православия. — Погоня за богатством. — Слабость иноческого жития в городах. — Греческие келиоты. — Духовное значение Афона. — Поборы греков и турок. — Избранники Божий — Рассказ странника. — Благоговение народа к Афону.Хотя наши афонские монастыри




Расходный материал американской войны


С русскими никто не хочет дружить?


Путин – Байден: клиент должен дозреть


США бьют Аляской по русскому гиперзвуку


Китайские планы на Сибирь и Урал


Толстовство, кураевщина и талмудическая ересь


Ядерный батька и суицид Украины


С-550 не даст Пентагону бомбить нас из космоса


Вера, логика и "попы на мерседесах"



Путин, Байден, Украина: геополитика "красных линий"



Репетиция апокалипсиса идёт полным ходом


"Вторжение Путлера": Украину толкают к самоубийству


Гегемонию доллара убьёт только мировая война?


Зачем Россия продаёт оружие НАТО?


Преступники "без национальности", образование без знаний


С-550 – приговор американским ракетопланам





слово пастыря


Протоиерей Георгий Городенцев

Аборт – это тяжкий грех


Протоиерей Александр Шаргунов

Тайна всемилостивого заступничества


Протоиерей Александр Шаргунов

Первый луч подлинной радости


Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Победа над смертью


Протоиерей Игорь Рябко

Иисусова молитва – лучшее лекарство для слепой души


Протоиерей Александр Шаргунов

Пока нет покаяния, диавол будет крутить, как хочет


Святитель Тихон Задонский

Чему учит нас Христово Преображение?


Синод Белорусской Православной Церкви призвал к прекращению противостояния


Протоиерей Олег Трофимов


Протоиерей Олег Трофимов

Афон и Греция: "Гитлер — великий царь Европы!"


Протоиерей Олег Трофимов

Вселенская миссия Русской Церкви


Игумен Лев (Грызун)

МИР ДЕРЖИТСЯ ЛИТУРГИЕЙ


"Боже, Царя храни" и "Господи, Помилуй" (27.10.2019)


Протоиерей Олег Трофимов


Крестоходцы и крестоносцы


Николай Второй хуже Гитлера?


Протоиерей Олег Трофимов

Monumentum Андрею Шептицкому


Протоиерей Олег Трофимов

Для тех, кто в запрете, и тем, кто рядом

Протоиерей Олег Трофимов

Зачем просить помощи у сатаны?


Протоиерей Олег Трофимов

Церковные итоги 2018 года: анализ и выводы. Перспективы на 2019 г.


Протоиерей Олег Трофимов


Протоиерей Алексий Успенский

Бездна ждет своих бесноватых свиней


Протоиерей Олег Трофимов


Протоиерей Олег Трофимов


Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь)


Протоиерей Александр Шаргунов

Пасха Христова принадлежит всем


Протоиерей Александр Шаргунов

О смысле истории человечества


Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин


Протоиерей Александр Шаргунов

Два пришествия Христова


"Рождество Христово является центральным событием человеческой истории"

если завтра война




Расходный материал американской войны


Путин – Байден: клиент должен дозреть


США бьют Аляской по русскому гиперзвуку


Ядерный батька и суицид Украины


С-550 не даст Пентагону бомбить нас из космоса



Путин, Байден, Украина: геополитика "красных линий"



"Вторжение Путлера": Украину толкают к самоубийству


Зачем Россия продаёт оружие НАТО?


С-550 – приговор американским ракетопланам



Тактический ядерный туз в рукаве Путина


Заоблачные возможности русских ракет


Авиапривет Пентагону от Шойгу и Вэя Фэнхэ


Секреты подводного истребителя F-35


Базовые потребности: Египет вместо Судана?



Русско-китайский военный союз укрепляется


Зачем России стелс-утопленник НАТО


Североатлантический пасьянс в Чёрном море


С-550 и турецкие понты пятого поколения


Баку и Ереван горячо отметили годовщину войны


Фантазии НАТО разбились о гиперзвуковую реальность



Война скоро начнётся… В Чёрном море, конечно.


Сирийское предупреждение Путина Эрдогану


В "русском озере" враг НАТОрвётся



Последние времена: почему совратился Афон?

В вопросе ПЦУ некоторые монастыри Афона приняли сторону Фанара. Почему это произошло и могут ли сейчас афониты считаться духовным маяком для православных?

11 декабря 2020 года настоятель афонского монастыря Ватопед игумен Ефрем (Куцу) впервые в онлайн пообщался с православными верующими из России. Во время беседы, длившейся более двух часов, игумена Ефрема только однажды спросили о его позиции относительно самой актуальной проблемы сегодняшнего Православия – предоставления Константинопольским патриархатом Томоса ПЦУ.

По большому счету, от ответа на этот вопрос зависит верность канонической Церкви, верность Преданию и традициям Церкви, в конце концов, верность Христу. Томос уже привел к расколу в мировом Православии и проблемам межправославного общения. Кроме того, отношение к Томосу существенно влияет и на отношение православных христиан к отдельным монастырям Святой горы Афон.

Однако ответ старца нас не только разочаровал, но и заставил в очередной раз задуматься над тем, можно ли считать афонских монахов безусловными духовными авторитетами и не является ли для некоторых из них верность Фанару более важной, чем верность Христу.

Афон и ПЦУ: ничего не можем сделать, или как менялось отношение к расколу

Интересно проследить, как постепенно менялась его позиция в отношении к украинским раскольникам. Наместник монастыря Ватопед несколько раз посещал Украину, и еще три года назад считался одним из самых преданных сторонников канонической Церкви в Украине и противником раскольников из УПЦ КП и УАПЦ.

Смена позиции: причины и следствия

Что же, или кто заставил авторитетного в православном мире старца сменить свою позицию?

И они, кстати сказать, и не участвовали, проявив некоторую долю лукавства. Игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий на мероприятии в Киеве представлял Фанар, а не Афон. А игумен Ватопеда архимандрит Ефрем… внезапно заболел. Причем, заболел так, что покинул пределы Украины и вылетел в Германию, где ему сделали операцию на сердце.

Почему Афон не выступил против Фанара в вопросе ПЦУ?
Как раньше относились к деятельности Фанара на Афоне?

В итоге Константинопольский патриархат принял решение удалить со Святой Горы игумена монастыря Эсфигмену архимандрита Афанасия и еще трех монахов эсфигменского братства. В 1974 г. последовало решение о лишении сана архимандрита Афанасия, повлекшее бурную реакцию святогорского монашества. Был также смещен игумен монастыря Святого Павла архимандрит Андрей.

Около четырехсот монахов подписали петицию, в которой выражался протест против подобного рода действий. Все эти игумены и монахи приняли решение о том, чтобы прекратить поминовение имени главы Фанара во время Литургии.

«Тогда к нему приехали представители вселенского патриарха под председательством митрополита Ставрупольского Максима. После того как отец Евдоким объяснил причины, по которым он прекратил поминовение патриарха, председатель комиссии спросил его:

– Святый игумене, сколько у тебя в монастыре монахов?

– Каких именно монахов? – спросил отец Евдоким. – Едоков или работяг?

– Как ты смеешь так разговаривать?! – неожиданно разгневавшись, воскликнул владыка. – Ты что, не знаешь, что палку, которую ты держишь, я могу у тебя отобрать?!

– На, владыко, забери её, – смиренно ответил отец Евдоким и отдал митрополиту игуменский жезл. – Я пришёл сюда не для того, чтобы стать игуменом, а спасать свою душу.

– Ты что, не знаешь, что палку, которую ты держишь, я могу у тебя отобрать?!

– На, владыко, забери её, – смиренно ответил отец Евдоким и отдал митрополиту игуменский жезл. – Я пришёл сюда не для того, чтобы стать игуменом, а спасать свою душу. — Новый Афонский патерик.

Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к публикации митрополита Пирейского Элладской Православной Церкви Серафима, который в прошлом сам был насельником Святой Горы, а сегодня является духовным авторитетом для большинства христиан Греции.

С душевной болью мы обнаруживаем, что, к сожалению, современная гора Афон, некогда оплот Православия, волнорез ересей, даровавший миру целый ряд святых, подвижников и исповедников веры, не имеет ничего общего с Афоном нашей юности, существовавшим около 35 лет назад. — Митрополит Пирейский Серафим.

Эти люди неспособны оправдать свою позицию церковными канонами, потому что действуют исключительно в силу либо человекоугодия, либо страха – за свою жизнь, репутацию, страха прогневать главу Фанара и потерять игуменское седалище, либо место в монастыре. А если монах боится обличать еретика и раскольника, то какой совет в отношении духовной жизни он может дать? Никакого.

Но история знает и другие примеры, когда монахи Афона стояли в Истине и были готовы понести тяготы и лишения, лишь бы не потерять Христа. Надеемся, что и сегодня на Святой Горе найдутся такие подвижники, которые поднимут свой голос в защиту Церкви. Потому что иное развитие событий себе даже трудно представить…

Как остаться на Святой Горе Афон, в Саду Пресвятой Богородицы, среди гостеприимных и мудрых святогорцев-афонитов

Святая Гора Афон, 2033м. Греция. Вершина доступна круглый год, зимой по снегу. Но Афон влечёт русского человека иной высотой. И хочет он покориться той Высоте и остаться тут навсегда

Святая афонская обитель Костамониту

Желание остаться на Афоне возникает почти у всех русских людей, жаждущих монашеской жизни. Это не удивительно. Русский (плюс еще юношеский) максимализм ищет той среды, где быстрее и правильнее можно спасти свою душу, не погибнув (!), или не залетев на обочину "царского пути". Очень часто, к сожалению, эти ожидания не оправдываются. Слишком мы хилый, подгнивший и подпорченный "материал" - для настоящего монашества.

И Святая Гора Афон сначала кажется монашеским "раем на Земле". Божия Матерь идет навстречу и оставляет тебя на своей Горе, в своем Саду - на Святом Афоне. Проходит несколько светлых, радостных, чудесных лет.

Потом, как известно, по благому Промыслу Божьему, "призывающая" Благодать оставляет человека, чтобы мы показали, какие добрые "растения" выросли в нашей душе за это время, как очистилась наша сокровенная "почва", какие благие привычки приобрели, какое наше рвение к духовной жизни, сильна ли решимость к богоугождению и где наше произволение.

И вот, духовное "опьянение" - в прошлом, трезво видишь свои возможности, свою меру. Понимаешь, насколько не подходит, губительно наше время для монашеской жизни, и потому очень мало Старцев. Невысокий общий духовный уровень современного афонского монашества заставляет настоящих монахов-афонитов всячески молчать и скрываться.

Но и после узнавания всех апостасийных недостатков святогорской жизни, Святой Афон остается лучшей "инфраструктурой" для монашеского делания, и потому Афон, просеивая через себя десятки людей, выбирает некоторых, которые продолжают монашескую, подвижническую, странническую жизнь, терпя все и благодаря за все.


И прежде всего - это Вертоград, (Сад) и Удел Божией Матери, здесь то и дело происходят даже чудеса с материальными следами, не говоря уже о чудесной Помощи и стечениям обстоятельств, ведущих нас по жизни. Это, (второе), знают все верующие люди - как устраивает Бог жизнь нашу к покаянию и спасению.


Приведу три примера осязаемых чувственно, "вещественных" афонских чудес:

1) лет 20 назад в афонской обители СимоноПетра наполнились оливковым маслом пустые бочки: какие на половину, какие на 3/4, какие на четверть (тут и духовный смысл был, - полностью бочки не наполнились);

2) мой курящий знакомый захотел закурить, но спички кончились. И вдруг он видит перед собой коробок спичек на пустом столе, возникший "из воздуха". Было это в Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне лет 10 назад;

3) а я, будучи на Афоне (лет пять назад), уронил кассетный плеер с высоты примерно 30 метров. Причем при падении видел, как из него выскочили батарейки и полетели в разные стороны. Спустившись вниз, безуспешно проискал обломки плэера 15 минут, и, ничего не найдя, стал уходить. И вдруг, в стороне от места падения, увидел плеер - лежащим на округлом камне, без единой царапинки, и маленькая крышечка отсека батареек лежала рядом, параллельно плэеру, (чтобы еще батарейки лежали рядом - такого не удостоился). А людей там совсем не было, и везде, кроме этого валуна, рос сорняк по колено, так что найти в нем что-либо было очень трудно.


Говорят обычно о необходимости "благословения Богородицы" на святогорское паломничество, а тем паче - на длительное пребывание на Святой Горе. Думаю, оно есть у всех верующих мужчин. Вопрос лишь в том, насколько мы спешим воспользоваться этим благословением, как мы проводим время пребывания на Святой Горе Афон, с какой душой и в каких помыслах.

(по-гречески: "Пресвятая Богородица" - "Ипэрагиа Фэотокэ",
"Всесвятая Богородица" - "Панагиа Фэотокэ"
)


Практические шаги "продвижения к Афону":

- по-учить современный греческий язык (английский знать - тоже неплохо, но имейте в виду, что греки его в глубине души презирают как "варварский", и потому не будут так к вам расположены, как если бы вы, пусть даже коряво, "лепетали" бы на "элиникА" - греческом языке). По сравнению с древне-греческим или же "кафарэвусой", - "димотикА" (современный греческий язык) - очень прост, молодые люди (пока память еще есть и мозги не отшибло), - учат его очень быстро, скажем за 3-4 месяца.
У немолодых (русских) - обычно ничего не выходит дальше бытового лексикона, (не любят русские предпринимать "титанические" усилия без очень важной причины, да и "имперские замашки" тоже есть, как и у греков - "к чему империо-образующей нации учить какие-то иноземные языки! "

Такой был пример "имперского мышления": явно слегка больной на голову, (слабоумный) грек лет 30-ти, пытаясь со мною поговорить, (а я знаю греческий слабо, "ксэро элиника лиго"), наконец всерьез возмутился: "это что-ж, мне что-ли надо учить русский, чтобы с тобою поговорить!");


- оформить заграничный паспорт (у кого старый советский паспорт, - то и по нему можно, даже в 2010 году один известный мне человек сделал так загранпаспорт). Да, кстати, если написать заявление, то еще можно получить загранпаспорт старого образца (он дешевле и без цифровой фотографии);

- заказать в любой турфирме шенгенскую визу в Грецию (именно в Грецию, ибо по туристической шенгенской визе надо сначала въехать именно в ту страну, которая выдала визу, и пробыть в этой стране более половины всего срока шенгенской визы). Обычно легко дают визы на 2-3 недели. Чтобы получить визу на месяц, надо обратиться в более "продвинутые" агентства, например в фирму АФОС: (495) 730-59-40 работает по будням с 10 до 19, ее сайт: afos в домене su (она в десятке по поисковому запросу "Афон"). На срок больше месяца получить шенгенскую визу трудно, но иногда возможно, например в том же Афосе;

- купить билеты на самолет до Салоник ("Фессалоники", если полностью), или на поезд (до Софии, а там совсем близко; визы в Румынию и Болгарию - не нужны, если есть шенгенская, но в Болгарии можно пробыть только 36 часов; в Румынии - 5 суток), или на автобус (есть и такие - из Москвы, Одессы), или на теплоход (через Турцию или Румынию-Болгарию). Можно и через Сербию-Македонию, это самые радушные и близкие к нам славянские страны, (правда македонская церковь - в расколе от остальных православных церквей).

- получить диамонитирион (лучше заказывать заранее, но у меня почти всегда удавалось получить ее на месте без лишних хлопот) - читайте подробную инструкцию;

- приехать в УранУполи (Уранополис) и сесть на морской паром ("караваки"), идущий к афонским монастырям;

- ходить по греческим монастырям и проситься остаться на 2-4 недели. Это для начала, чтобы присмотрелись к вам, и лишь потом проситься на полгода или год. Ну а остаться "на всю жизнь", "навсегда", "умереть на Афоне", - такого вообще не говорить (подумают, что "дурак-фанат", лучше с таким сразу не связываться, отчудит потом чего). Если хорошо впишитесь в монастырскую жизнь, то жить так, на правах гостя-паломника (по-гречески "проскинитИс" - "поклонник"), можно очень долго - годами. Понятия "трудник" - у греков нет, но по сути, это житие лучше всего именно так и назвать)


- кроме русского, "трудовыми монастырями", (где послушания тяжелы и продолжительны), являются обители: Дохиар, Костамонит, Зограф (болгарский) - и все. Но в них-то потому и несколько легче попасть, чтобы оставили.
В Кастамоните, (как говорил мне живший там несколько лет), из-за тяжелых трудов, - всем благословляется не держать Пост (и даже мясное едят), кроме нескольких дней в году (например первые три дня Великого Поста там кухня ("магерИя") закрывается и насельники совсем ничего не едят и НЕ ПЬЮТ даже воду!). Паломники всего этого не замечают, ибо в общей трапезной - еда всегда по уставу, как и во всех других афонских обителях. Для русских такой "типик" (устав) не подходит - "как это не держать пост!", но один русский насельник там живет очень долго, ибо нашел там свое место спасения. Он постится по уставу, - это тоже можно, но трудно, ибо братия, вообще очень добродушная и хорошая, но таких, (кто не как все), - не любит. По ночам в монастырском дворе Кастамониту слышно, как насельники вслух молятся Иисусовой молитвой, - благочестие и молитва там все-же есть, однако;


- обычно русские не просто хотят остаться на Афоне трудниками или гостями, а получить постриг и войти официально в число братии. Но это очень, чрезвычайно даже, - трудно (для русских). На мой же взгляд - это плюс. Никто не тянет тебя принимать монашеские обеты, которые могут оказаться не по силам. А Бог смотрит не на черную одежду, а ждет наши сердца.
Даже "поклон игумену" - то есть обещание слушаться его, стать "послушником" (по гречески "докимос" - пробователь, кто пробует. проверяет себя) - никто тебя с этим не торопит (мне, правда, легко намекали, что уже могу это сделать - где-то через год жизни в афонской греческой обители. Но это исключение, а не правило. Я же не чувствовал себя к этому готовым, и так и не "положил поклон" игумену. Это никак не отражалось на отношениях ко мне доброй братии, и жить так "трудником" в монастыре - я мог бы еще долго, однако потом, через год, перешел оттуда в другую обитель, а еще через 3 месяца вернулся в Россию.) Для русского мирянина ("козмика"), живущего в греческом монастыре, постриг маловероятен, но в принципе возможен. А вот русских монахов и иеромонахов - никогда не примут в число греческой братии, ибо для этого нужно благословение Вселенского Патриарха, а он его ни за что не даст! Но гостями можно жить очень долго, - годами. ;

- теперь об исключениях:
• Украинцам (или имеющим украинскую фамилию и веселый, добрый и простой украинский характер или внешность) - в русском Пантелеимоновом монастыре благоволят, и для них дорога в монашество (в отличие от русских "москалей") - не закрыта. Могут постричь! Так постригли моего друга - "за фамилию и внешность", а по духу и душе - он вполне русский человек (отец у него, на счастье, - украинец).
• В болгарском Зографе уже давно живет русский послушник, он выучил болгарский язык (это очень важный плюс, у болгар силен национализм!), и его недавно пытались постричь, но не сумели преодолеть противодействие Кинота (монашеского правительства Святой Горы Афон, там почти одни греки). Кинот (Кинотис) считает, что русских - пусть постригают в русской обители, в болгарской - только болгар, в сербской - только сербов, а в греческих - только греков.
• Иногда делают исключения для неславянских европейцев или американцев - и постригают их. Есть какая-то негласная квота на количество иностранцев в греческих монастырях. И она, к сожалению греков, почти везде уже на Афоне перевыполнена, и потому любой новый иноземный постриженник - это особая милость к нему Божией Матери и Кинотиса.
• Православных евреев могут постричь в любом монастыре. Греки вообще к ним благоволят, (но не ставят ни на какие "руководящие" посты, - впрочем, как и любых других "не-греков"). В русской святой обители - тоже хорошо относятся к русским евреям (и при том не закрывают им путь "в начальство").
• Грузин в целом лучше приемлют, чем русских. Для них "наглухо" закрыт лишь Иверон (Иверский монастырь), ибо когда-то он был грузинским ("Иверия" - значит "Грузия"), а греки любят власть, и не хотят терять ничего из своих рук (дело не только в "недвижимости", эллины (как сейчас любят себя называть греки, во времена христианской Византии же - это слово было ругательным, воспоминанием о своем языческом прошлом) - искренне считают, что никто не сможет так хорошо сохранять монашеские традиции и управлять афонской "монашеской республикой", как только они). После двукратного посещения Святой Горы Афон архимандритом Лазарем (Абашидзе), очень расположился к грузинам греческий монастырь Ксиропотам.
• Румын (и, за компанию охватим молдаван) - много на Святой Горе ("Агион Орос"). Отношение к ним греков - хорошее. Известный румынский духовник Рафаил (ученик Софрония Сахарова) говорил примерно так: "на том свете вверху и в самом низу - русские, а румыны - посредине болтаются". Простые и трудолюбивые. И молдаванам перепадает от этого благоволения греков. Разумеется, ходу "по служебной лестнице" - им не дают, как и любым иностранцам в греческих святых обителях ("иеро мони"). Видел и истощенных пустынников - румын. В монастыре Агиу Павлу где-то треть братии - румыны, также примерно .и в Ватопеде. На Афоне есть большой румынский монастырь "Продром" (но называется исторически "скитом") и большой "правильный" Скит (группа келий) "Лаку". Рядом с Лаку - молдавский Скит ("правильный") - "Провата".


- все афонские монастыри (и скиты "монастырского" вида и "сложения" - румынский Продром, бывшие русские: Святого Андрея Первозванного и Святого Илии Пророка) - являются "киновиями" (имеют общежительным устав). Но степень "киновиальной чистоты" - везде разная. В большинстве обителей позволяется (по специальному благословению, но не рекомендуется), - пить кофе или чай в своей комнате (келье по-русски), также - фрукты в постные дни, (когда всего одна трапеза по уставу - по понедельникам, средам и пятницам и в многодневные посты). Вводятся дополнительные "керазмы" ("угощения" - внеуставные "перекусы"). На них, лишь в определенное время, - ходят все желающие, (а паломники - непременно). Также является отходом от "настоящей" киновии - обладание киновиатами некоей своей собственностью (излишних вещей - скарба, книг, фотоаппаратов и плееров, "карманных" денег, а сейчас все чаще - и компьютеров).

Эту публикацию я подготовила из двух статей из Санкт-Петербургского православного журнала "Вода Живая" двухлетней давности, но в любое время эти фотографии и устные свидетельства Александра Китаева не потеряют своей значимости.

Прославленный петербургский фотограф Александр Китаев во второй половине 1990-х совершил пять экспедиционных поездок на север Греции.
Мастер посетовал, что оценить сами фотографии зрители не могут, поскольку цифровое воспроизведение свидетельствует о фотографии как о факте, а достоинство того или иного снимка можно оценить, только если смотришь на бумажный отпечаток.

афон 1 (700x463, 77Kb)

Но, тем не менее, мы сможем увидеть, что представлял собою Афон в конце прошлого - начале нынешнего века: последнюю поездку Китаев совершил в 2000 году.
"Афон - монашеская республика, которая раньше была полностью самостоятельной, не принадлежала никакой стране и прямо подчинялась Константинопольскому Патриарху

Афон 8 (700x463, 76Kb)

После Первой мировой войны Афон попал под юрисдикцию Греции - наверное, это было хорошо, поскольку это было единственное место в Греции, не тронутое турецким владычеством и сохранившее самобытную греческую культуру (. )

Афон 2 (700x463, 65Kb)

Присутствие государственной власти ощущается на Афоне минимально: у каждого монастыря находится полицейский пост с двумя полицейскими и на Афоне есть генерал-губернатор, которому, сказать по правде, абсолютно нечего делать, поскольку Афоном как управлял, так и управляет Священный Кинот".
В 1996 году, когда фотограф впервые попал на Афон, русское монашество находилось в полном упадке, и это неудивительно: после октябрьского переворота путь для русских на Афон был закрыт, и монахи естественным образом вымирали.

Афон 3 (700x463, 110Kb)

В начале перестройки приток насельников на Афон только начался. (. )
Александр Китаев упоминает и о единственной в мире "светописной" иконе явления Божией Матери.

http://hram-tbm-spb.ru/wp-content/uploads/2015/08/184869.b.jpg

Образ Божией Матери запечатлелся на фотопластинке в 1903 году у стен одного из русских монастырей во время раздачи хлеба неимущим

(на Афоне довольно часто встречаются монахи-"бродяги", которые не живут в монастырях; по уставу монашеской республики в монастырях обязаны кормить всех странников и неимущих).


На основе этой фотографии впоследствии был написан образ.

Афон 11 (700x463, 77Kb)


В объектив Александра Китаева часто попадали афонские кошки: "Кошек на Афоне много, и их там очень ценят, поскольку они ловят не только мышей, но и змей: откусывают им головы, но не едят. Кошки здесь особой породы - стройные, длинномордые.

Кстати, на Афоне положено ходить с посохом, и сначала я думал, что ради благообразного вида, а оказалось - из чисто практических соображений: постукивание по земле отгоняет змей".

Афон4 (700x451, 47Kb)

В основном Александр Китаев посещал русские монастыри.

Его фотографии - свидетельства былого величия и последующего упадка: "Мы заходили в кельи, храмы, мастерские. Часто было ощущение, что люди оттуда только что ушли и вот-вот придут - настолько все осталось нетронутым за много десятилетий".

Он признался, что, хотя на Афоне существует строгий запрет что-либо брать и увозить с собой, он все же увозил по мелочи - баночки и флакончики конца XIX века, русские документы. Все равно все стояло заброшенное и никому не нужное.

Афон 5 (700x463, 86Kb)


Александр Китаев рассказал, что в русском Пантелеимоновом монастыре находится самый большой на Афоне колокол, а у греков колокола вообще были не в чести, поскольку звон привлекал пиратов: греки сзывали насельников на молитву и трапезу негромкими ударами деревянных бил.

Интересно, что Афон живет по византийскому времени, которое в разное время года отличается от светского на четыре-пять часов, поэтому надо держать ухо востро, чтобы не пропустить церковную службу или трапезу - часы в этом деле не помощник.

Афон 7 (700x463, 123Kb)

Коснулся Александр Китаев и истории русского присутствия на Афоне.

Он рассказал, что первое опустошение русских монастырей случилось еще до октябрьского переворота - в 1912 году, во время имяславских бунтов (имяславие - догматическое движение в русском монашестве, осужденное Святейшим Правительствующим Синодом как ересь), "бунтовщики" были вывезены в Россию, где бедствовали, поскольку у них не было документов, и русское священноначалие монахами их не признавало; в результате их не брали ни в монастыри, ни на работу.

Рассказал он и о слухах, что на Афон сбежали уцелевшие матросы с броненосца "Потемкин", и их там приютили; по мнению фотографа, это весьма похоже на правду.
Поведал фотограф и о довольно сложных отношениях между русскими монахами и греческими: греки не очень любят русских за то, что те не желают учить греческий язык.

Часто, когда заброшенные русские монастыри переходят к грекам, те уничтожают все следы русского присутствия: так, в Ильинском скиту греки демонтировали мемориальные доски, свидетельствующие о посещении великих князей.

Афон 6 (700x460, 57Kb)

Но есть на Афоне и греки, которые любят русских, учат русский язык.

Он показал фотографии одного греческого иеромонаха, который вырезает иконы из изобретенного им смолистого состава, похожего, в принципе, на пластмассу, но состоящего исключительно из природных материалов: "Мы привезли ему в подарок икону блаженной Ксении Петербургской, и он стал вырезать и этот образ".

С сожалением Александр Китаев отметил, что сейчас у него на Афоне, пожалуй, знакомых не осталось: большая ротация - кто-то умер, кого-то перевели в российские монастыри.

Александр посоветовал всем верующим мужчинам не пожалеть времени и денег на паломничество: "На Афоне время идет по-другому, и десятидневную поездку по количеству и глубине впечатлений можно сравнить с годовым путешествием в любое другое место.

Там всё не так, как везде".
Женщинам же, которым доступ на Афон по-прежнему запрещен, и вообще всем, кому побывать там не удастся, Александр Китаев посоветовал читать книги про монашеский полуостров: "Книг написано много, среди них есть и злобные, но злобные не читайте: в любом месте, в том числе и на Афоне, можно найти и хорошее, и плохое, зависит от желания.

Самые лучшие книги - "Письма святогорца" (написаны иеросхимонахом Сергием (Весниным) в XIX веке. - Прим. ред.) и "Афон" Бориса Зайцева, русского писателя-эмигранта, посетившего остров в 1920-е".
"Вода живая",19.02.16

Фотограф обошел почти все обители монашеской республики и сумел передать жизнь полуострова так, как это удается лишь немногим.

Продолжим дальнейшее знакомство и беседу с этим удивительным фотописцем Афона.


Пантелеимоновский скит. 1996 год

ОБЖОРСТВО ДЛЯ ГЛАЗ

В 1996 году в Салониках проходил международный фотографический фестиваль, на который я был приглашен с выставкой своих работ. Мой друг предложил съездить на Афон, ведь до него от Салоник — рукой подать. Я тогда слабо представлял себе, что же такое Афон.

В те времена даже о том, кто такие монахи, особо не задумывался. Но, попав на Святую Гору, я был ошеломлен. Это место было настоящим обжорством для глаз, настоящей меккой для фотографа.

Довольно небольшая территория, но столь богатая разнообразием природы, древними монастырями, небывалой архитектурой.

Раньше, когда я смотрел на изображенные на иконах пейзажи, думал, что это лишь абстракция.

Оказалось, нет. Мне повезло: я успел застать Афон в еще нетронутом ремонтом и постоянной стройкой состоянии.

Туристический поток не был интенсивен, и особенно мало приезжало гостей из России.

Приезжавшие были преимущественно учеными-исследователями.

Афон оставался почти неизвестен русскому человеку, в XX веке власти усердно стирали память о нем.

kitaev-chb (683x685, 116Kb)

АЛЕКСАНДР КИТАЕВ

ФОТОГРАФ, ИСТОРИК ФОТОГРАФИИ, РОДИЛСЯ В 1952 ГОДУ В ЛЕНИНГРАДЕ. ЧЛЕН СОЮЗА ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ, СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ. ОКОНЧИЛ ФАКУЛЬТЕТ

ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОВ ГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАБКОРОВ ПРИ ЛЕНИНГРАДСКОМ ДОМЕ ЖУРНАЛИСТОВ. ВХОДИЛ В ФОТОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, РАБОТАЛ ФОТОГРАФОМ НА СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ.

С 1999 ГОДА — СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК. АВТОР БОЛЕЕ 70 ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. АВТОР МНОГИХ ТЕКСТОВ И КНИГ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ФОТОГРАФИИ.

На Афоне во мне проснулся историк.

Заходишь в заброшенное помещение — а там множество старинных отслуживших свое предметов.

У нас такие только в антикварных лавках встречаются и продаются.

На Афоне со стариной можно было встретиться всюду, даже в убогой каливе, где старинные вещи — просто бытовая утварь.

Я уж не говорю об иконах и книгах.

В том числе и поэтому мне хотелось снимать как можно лучше, чтобы как можно больше подлинного показать друзьям-россиянам.


Андреевский скит. 1996 год

После первого визита на Афон я побывал там еще четыре раза. И мне приходилось в какой-то мере учитывать опыт предшественников.

Например, Петра Ивановича Севастьянова, одного из первых фотописцев Афона.

Хотя целью экспедиции Севастьянова было фотографирование сокровищ ризниц, древних книг и других византийских раритетов, но члены экспедиции, конечно, занимались и пейзажной съемкой. Это не было их главной работой.

Идти по следам предшественников не входило в мои планы.

Но, с другой стороны, у полуострова такая особенность, что волей или неволей ты можешь снять тот или иной монастырь лишь с одной определенной точки.

Многие мои фотографии сняты мною с того же ракурса, что и предшественниками.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА НЕДОСТАТОЧНО

У меня накопилась обширная библиотека альбомов со снимками Афона, сделанными разными фотографами из разных стран.

На мой взгляд, удачных мало.

Есть снимки, сделанные профессионалами, — но их авторы сняли лишь вершки, то, что на поверхности.

Буквально незадолго до меня на Афоне побывали два немецких фотокорреспондента.

Всё очень здорово, классно, но заметно, что Афон для них — экзотика уровня дикого африканского племени, то есть совсем чужая культура, среда.

Им это неблизко.

С другой стороны, есть снимки, сделанные самими афонитами - фотографами.

Они могут сфотографировать то, что недоступно мирским людям, например, сделать портреты старцев-отшельников.

Но зачастую им не хватает умения сделать эти портреты художественно, образно.

Удачное же сочетание встречается нечасто.


Ильинский скит. 1997 год

В чем разница между хорошей фотографией с Афона и посредственной?

Ведь то же самое, например, с Петербургом.

Фотографируют наш город всё больше и больше, но хороших снимков больше не становится.

ПРИВЕТЛИВЫЙ АФОН

В первой поездке меня сопровождал друг, хорошо владеющий английским языком.

Хотя греки сами на английском не особо разговаривают. А в следующие разы у меня уже были знакомые в монастырях, так что стало легче.

В Пантелеимоновом монастыре я сдружился с реставратором Владимиром, который вскоре принял постриг с именем Ефрем.

Он очень помог мне вписаться в непростой монастырский быт, что существенно способствовало выполнению моей миссии.

Никогда не забуду наших долгих вечерних бесед в монастырской иконописной мастерской.

Так же как и бесед с заядлым фотолюбителем иеромонахом Виталием — весельчаком и знатоком Афона.

В Андреевском скиту был очень гостеприимен его тогдашний дикей грек отец Павел.

У него была в скиту реставрационная мастерская, и учиться реставрировать иконы к нему приезжали студенты со всего света.

Увы, многих моих знакомцев уже нет на Святой Горе!


Отец Ефрем — иконописец. 1999 год

В общем, как-то удавалось общаться в монастырях, проблем не возникало.

Когда завязываются знакомства, путешествие по Афону становится легче.

С каждым разом легче и легче.

К 2000 же году и вовсе в каждой греческой обители появился русский послушник или монах, специально, чтобы встречать русских паломников и показывать монастырские святыни.

Иногда приходится слышать о какой-то особой неприветливости именно русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Я бы так не сказал.


Но мой опыт давний, возможно, к сегодняшнему дню что-то изменилось.

Отец Виталий. 1999 год

Трудностей для фотографа много.

Например, если пойдешь в монастырь со штативом и профессиональной камерой, тебе снимать не дадут.

Другая трудность — точки для видовой съемки.

Они действительно у всех фотографов, по большому счету, одни и те же.

Еще одна проблема — монахи чаще всего отказываются фотографироваться.

В толпе, как людей на Невском проспекте, их не снимешь, исподтишка тоже не будешь.

Бывают общительные фотокорреспонденты, которые разговорят любого, но я не из их числа.

А даже если и получится снять человека, то может возникнутьдругой казус.

Однажды я гостил в келии одного греческого иконописца. Он разрешил съемку, показал, как работает над образами.

А когда я уже вышел оттуда, он меня окликает: только публиковать это нельзя и показывать никому тоже! Вот я и не публикую.

Мне рассказывали, что сейчас на Афоне запустили такси.

При мне такого еще не было, все ходили пешком. Нынешние дороги нельзя и дорогами назвать — это прорезанные лесозащитные полосы.

По ним все и катят на колесах, поднимая клубы пыли.

Когда идешь старой афонской дорогой, главное не пытаться срезать путь — легко заблудиться в дебрях.

Визу на Афон выдают обычно на четыре дня, за это время много не увидишь, можно посетить только 2–3 близлежащих обители, но если монастырь не против, можно остаться и дольше. Я обычно задерживался на Афоне на две-три недели.

ПРИЕЗЖАЛ БОЛЬНЫМ, УЕЗЖАЛ ЗДОРОВЫМ

Говорят, Афон сильно изменился. И меня туда больше не тянет — я хочу, чтобы он остался в моей памяти таким, как я его застал во время своих поездок.

В том же Пателеимоновом монастыре прошла колоссальная реставрация.

Сейчас там около 50 насельников, а в годы былого могущества монастырь принимал, поселял и кормил тысячи паломников из России.

Там добрая тысяча келий. Это был целый город. И вот всё это решили отстроить заново, восстановить.

До революции паломник мог при­ехать в монастырь на 2–3 месяца.

Судя по воспоминаниям, они и трудились на благо обители, и совершали паломничества к многочисленным святыням.

Не знаю, может, расчет на то, что паломников и трудников станет вновь столь же много, как и 100 лет назад.

Сейчас на такой срок едут в основном трудники, летом, заработать, хотя им платят совсем немного.


Андреевский скит. 1996 год

Утраты на Афоне множатся.

Например, в Каруле была легендарная келия с богатой русской библиотекой. Я познакомился с ее насельником, сербом, который обещал меня в ней принять.

Пока мы добирались, келия вместе с библиотекой сгорела. Говорили, что это поджог.

Хотя кому нужно сжигать библиотеку? Пожары — бич Афона!

Недавно — пожар в скиту Ксилургу, с которого началось русское присутствие на Святой Горе.

Но на Афон ехать, конечно, стоит. Это все-таки святое место.

Опять же, в келиях, каливах и скитах и сейчас спасаются настоящие подвижники.

Однажды по пути на Афон я встретил в Салониках знаменитого русского театрального режиссера.

Он был измотан многомесячными гастролями в Европе, раздражителен, зло и яростно набрасывался на окружающих и так далее.

А через три дня мы встретились с ним уже в монастыре.

Всего три дня, а он уже был разительно спокоен и умиротворен.

Конечно же, я и на себе почувствовал благодать этого места, — когда приезжал больным, то уезжал здоровым.

Читайте также: