Подготовьте сообщение о восстании сипаев какое место занимает это событие в истории индии

Обновлено: 18.09.2024

Великое народное восстание 1857-1859 гг.

Возмущение английским колониальным игом, проявлявшееся на протяжении всей первой половины XIX в. в разрозненных, локальных выступлениях отдельных слоев населения, в какой-то мере слилось воедино, когда во главе движения встали привычные к организованности сипаи. Английские сипай&кие силы были разделены на три армии: бенгальскую, бомбейскую и мадрасскую, причем самая крупная из них, бенгальская армия, насчитывавшая 170 тыс. человек (из них 140 тыс. индийцев), была наиболее однородной по своему социальному составу. Сипаи бенгальской армии рекрутировались почти исключительно в Ауде, Бихаре и Северо-Западных провинциях среди брахманов, раджпутов, джатов, а также мусульман (сайидов и штанов). Представители указанных групп составляли высшую прослойку сельской общины (паттидары) или являлись сыновьями мелких феодалов — деревенских заминдаров. Говорили они вое на одном, хиндустанском языке и поддерживали тесную связь со своими деревнями.

Поскольку сипаи давно не воевали, а лишь исполняли по-лжцейскую службу, они были расквартированы в различных военных городках, разбросанных во многих местах Северной Индии, главным образом в Доабе. Хотя они получали хорошую, по индийским понятиям, оплату, но и среди них зрело (недовольство: индиец не мог продвинуться по службе выше чи-^а сержанта, любой английский новобранец занимал более высокое положение. У англичан в военных городках были свои столовые, они жили в удобных бунгало, в то время как сипаи со своими женами и детьми помещались в бараках.

Ваххабитская пропаганда среди этих сипаев находила благодатную почву, тем более что приближалось столетие со дня битвы при Плесси и сипаи готовились именно к этой дате свергнуть английское господство. Идея восстания, таким образом, давно вынашивалась, но неправильно представление, что восстание было планомерно организовано, — оно вспыхнуло стихийно. Этому не противоречит и факт непонятной передачи перед восстанием хлебцев — чапати из деревня в деревню — сохранившийся с феодальных времен знак тревоги.

Ближайшим поводом к восстанию послужило введение англичанами новых патронов к ружьям Энфильда, смазываемым, но слухам, свиным салом и говяжьим жиром Скусыва-ние их оскверняло и правоверного мусульманина, и индуса Однако английское командование сурово расправлялось с теми, кто отказывался употреблять новые патроны. В Мируте 10 мая 1857 г. был публично приведен в исполнение приговор к разжалованию и многолетней ссылке группы сержантов и солдаа, отказавшихся брать патроны. Это явилось сигналом для начала восстания сипаев, поддержанного городскими низами и крестьянами из близлежащих деревень. Перебив английских офицеров, сипаи направились 11 мая в Дели, где к ним присоединился делийский гарнизон Захватив Дели и расправившись с английскими офицерами, сипаи явились в Красный форт и заставили престарелого Бахадур-шаха II (1837—1857 гг.), доживавшего свои дни английским пенсионером, лишенного всякой власти, объявить себя правителем Индии и подписать воззвание, продиктованное восставшими. Мусульманские улемы издали фетву, объявляя священную войну против англичан. В Дели было создано правительство, состоявшее из придворной знати. Бахадур шах стал для восставших символом восстановления независимой Индии.

Но в Дели царила неразбериха Здесь скопились отряды сипаев, пришедших из разных мест. Сипаи подчинялись только своим командирам, не доверяли придворному делийскому правительству. В городе не хватало продовольствия, средств, так как заминдары тянули с отправкой в Дели собранного ими земельного налога. Дисциплина в войсках падала.

Горожане-индийцы Доаба тоже приняли активное участие в^ восстании, освободив ряд таких крупных городов, как Али-гарх (21 мая), Барейли и Лакхнау (31 мая), Канпур (4 июня), Аллахабад (6 июня) и др. В каждом из этих городов было организовано правительство: в Барейли во главе был поставлен пожилой военачальник Хан Бахадур-хан, потомок Хафиз Рахмат-хана Рохиллы, погибшего в борьбе с войсками Ауда и Компании в 1772 г ; в Канпуре — Пана Сахиб, приемный сын умершего пешвы Баджи Рао II, лишенный княжества при Далхузи; в Аллахабаде — последователь ваххабитов школьный учитель Маулави Лиякат Али; восстанием в Патне руководил ваххабит Пир Али, книготорговец.

Захватив Дели, англичане не только высвободили 17 тыс. своих войск, но и нанесли тяжелый моральный удар восставшим, так как Дели для сипаев был символом независимости Могольской Индии. Бахадур-шаха, укрывшегося в мавзолее Хумаюна на окраине Дели, взяли в плен, судили и сослали в Рангун, где он умер в 1862 г. Его сыновья были убиты английским офицером Ходсоном, который сопровождал их как пленных. Дели после ужасной резни опустел на несколько лет.

Между тем в городе собралось около 10 тыс. восставших сипаев и крестьян, не хватало продовольствия, повторились те же трудности, что и в Дели. Синайские войска дважды сражались против надвигающейся армии Хавелока, но оба раза, несмотря на мужество воинов, терпели поражение. Тогда Нана Сахиб приказал убить плененных английских женщин и детей. Ворвавшиеся в Канпур в середине июня войска Хавелока учинили жестокую расправу над жителями. После этого Хавелок дважды тщетно пытался прорваться еще в один центр восстания — в Лакхнау.

Здесь события развивались следующим образом. После восстания была восстановлена власть прежней династии (аудских навабов) и старые придворные аудские вельможи взяли в свои руки управление городом. Подлинным вождем восставших был Ахмадулла Шах, из знатной мадрасской семьи. Он в своё время ездил в Англию, но по возвращении примкнул к ваххабитам и стал странствующим ваххабитским проповедником. Английский гарнизон с семьями засел за стенами Ре-_зиденции (так назывался дворец политического агента Компании при аудском дворе). Сипаи долго осаждали Резиденцию и обстреливали ее. Но англичане не понесли тяжелого урона, поскольку сипаи не обладали искусством меткой стрельбы. Тогда восставшие начали рыть подкоп. Лишь 21 сентября отряд Хавелока прорвался в Лакхнау. Однако, окруженный сипаями, отряд сам оказался в осаде.

Между тем в Лакхнау собрались не только сипаи и восставшие крестьяне из окрестностей Доаба, но и просто население, бежавшее от английских все грабивших и сжигавших армий, — всего свыше 50 тыс. человек. Главнокомандующий английской армией генерал К. Кэмпбелл с 4,5 тыс. солдат и 17 ноября 1857 т. из Канпура в Лакхнау. Он не смог взять Лакхнау, но, уходя оттуда, увел с собой осажденных в Резиденции англичан. Между тем Тантия Топи с отрядом, ~ состоящим из гвалиурцев (восставших вопреки своему князю, верному англичанам), сделал бросок в Канпур и разбил оставленный там английский отряд Уиндама. В последующих боях Кэмпбеллу удалось нанести поражение Тантия Топи и вновь овладеть Канпуром. Только через три месяца, собрав 45-тысячную армию, Кэмпбелл решился окончательно штурмовать Лакхнау. Город защищало все собравшееся туда население (около 200 тыс. человек). Они храбро сражались, но были плохо вооружены и не имели настоящих военных руководителей. Борьба за Лакхнау продолжалась в течение месяца. 19 марта 1858 г. город пал. Около двух недель английская армия предавалась в Лакхнау грабежу и убийствам. Награбленная добыча была весьма велика.

После падения Лакхнау, последнего крупного центра сопротивления сипаев, они разбились на мелкие отряды и стали вести по существу партизанскую борьбу, выливавшуюся в мелкие стычки с английскими отрядами. В марте 1858 г. генерал-губернатор Каннинг объявил о конфискации имений у аудских талукдаров (феодалов), до сих пор сохранявших нейтралитет. Талукдары поднялись на защиту своих владений и примкнули к Хан Бахадур-хану в Барейли. Лишь в мае 1858 г. Кэмпбелл взял упорно сопротивлявшийся Барейли. После этого часть сипаев с Нана Сахибом и аудскими вельможами ушла к границе Непала, а часть с Ахмадуллой и некоторыми другими вождями вернулась в Ауд. Там Ахмадулла был предательски убит одним феодалом.

В Бунделвкхаиде действовал Тантия Топи, проявивший себя как один из способнейших синайских военачальников. Генерал Роуз из Бомбея направился с армией в Бунделькханд. На пути лежало небольшое княжество Джханси с крепостью того же названия. Там правила за своего сына молодая княгиня Лакшми Бай. Народ Джханси сделал попытку поднять восстание. При этом было убито несколько англичан. Однако Лакшми Бай удержала своих подданных от решительных действий. Убийство англичан было достаточным поводом для Роуза, чтобы напасть на княжество Джханси. Лакшми Бай сначала пыталась убедить Роуза в своей непричастности к этому убийству. Однако, когда все же началась осада Джханси, Лакшми Бай сама возглавила оборону крепости.

После занятия англичанами Джханси Лакшми Бай бежала и примкнула к отряду Тантия Топи. Им удалось взять Гвалиур, но Роуз бросил против Тантия Топи свои войска и нанес ему поражение. В этом бою Лакшми Бай, командовавшая конницей, была убита; Тантия Топи ушел с остатками разбитых отрядов. Спасаясь от преследователей, он все время менял направление: сначала прорвался в Хандеш, затем опять повернул к Гвалиуру. В конце концов он был предан, схвачен англичанами и 18 апреля 1859 г. повешен.

Еще 1 ноября 1858 г. был обнародован манифест королевы Виктории, объявивший о переходе управления Индией к анг-лийской короне и о ликвидации Ост-Индской компании. Королева обещала прощение воем феодалам, примкнувшим к восстанию, исключая тех, кто непосредственно участвовал в убийстве англичан, а также .заявляла, что новая власть будет уважать владельческие права индийских феодалов.

Этот манифест привел к тому, что от восстания отошла феодальная верхушка. Талукдары, раджи и заминдары Ауда, выступившие после мартовской прокламации Каннинга, сложили оружие. Продолжали борьбу лишь те феодалы, которые не надеялись на помилование.

В конце концов и их сопротивление было сломлено. Нана Сахиб и Азимулла пропали в джунглях, Хан Бахадур-хан был казнен англичанами. Восстание было подавлено.

Народное восстание 1857—1859 гг. потерпело поражение в результате ряда причин. Хотя основной движущей силой восстания было общинное крестьянство и ремесленники, возглавила его феодальная знать. Но вожди оказались неспособными руководить национально-освободительной борьбой. Они не сумели выработать единый план борьбы, создать единое командование. Нередко преследовали личные цели. Все три стихийно возникших центра восстания действовали самостоятельно. К тому же феодалы не приняли никаких мер для облегчения участи крестьянства и тем оттолкнули часть крестьян. Когда же английское правительство пошло на уступки феодалам, они отошли от восстания. Синайские командиры не умели вести столь сложную войну. Они могли решать тактические задачи, но не были обучены мыслить стратегически, т. е. рассчитать ход целой кампании. Наконец, восставшие не выдвинули ясных целей. Они призывали вернуться к прошлому, к независимой Индии времен Могольской империи. Однако в середине XIX в. возврат к феодальному строю был нереальным.

Несмотря на подавление народного восстания, англичане вынуждены были изменить свою политику в Индии. Ост-Индская компания была ликвидирована, и Индия стала колонией британского правительства, которое теперь само назначало весь состав колониальных властей. Кроме того, англичане, 'опасаясь недовольства феодалов, проводили более осторожную политику, идя на уступки индийским влиятельным феодальным кругам. В целом после восстания начался новый этап колониальной политики Англии в Индии.

На картинках в школьных учебниках, посвящённых усмирению британскими колонизаторами восстания сипаев в Индии (1857-59), изображены душераздирающие сцены казни пленных индусов. Их привязывают к жерлам пушек, откуда должен раздаться смертоносный выстрел, разрывающий тело несчастной жертвы на куски.

Любопытно, что, по утверждениям специалистов, на ней изображены расстрелы не после восстания сипаев, а при расправе с сикхской сектой намдхари в 1872 году. Об этом говорит облачение изображённых жертв в предписанные этой сектой белые одежды. По воспоминаниям самого Верещагина, когда он выставлял свои картины, в том числе эту, на выставке в Лондоне, то многие британцы категорически отрицали, что они применяли в Индии эту варварскую казнь. В то же время один отставной британский генерал лично хвастался перед русским художником, будто это он сам придумал такую казнь, и она была внедрена колониальными властями по его рекомендациям.

Верещагин считал, что такая казнь вселяет в индийцев максимально возможный страх. По его мнению, индийца, особенно из высшей касты, приводит в неописуемый ужас перспектива быть смешанным при погребении с телами людей из низших каст:

Это объяснение, которое, как нетрудно заметить, легло в обоснование такой казни сценаристом советского фильма про принца Даккара—капитана Немо, не может быть принято по следующим причинам.

Во-первых, только парии считаются в Индии неприкасаемыми для высших каст, и весь произведённый словами Верещагина гротеск про религиозные обычаи – просто непонимание тонкостей или сознательное преувеличение, рассчитанное на улов простодушной публики.

Во-вторых, перерождение после смерти индусу гарантированно. Но даже если бы такой образ смерти как-то негативно влиял на последующую реинкарнацию, то следовало бы ожидать, что, наоборот, стремление его избежать придавало бы сил для сопротивления, и эффект от этой казни был бы обратным.

В-третьих, что немаловажно, уже упомянутая секта намдхари, которая как раз и изображена на картине Верещагина, состояла именно из бывших париев, а представителей высших варн в ней не было в помине.

Расстрелы из пушек практиковались индусами до прихода колонизаторов

Есть свидетельства, что данный вид казни не был введён англичанами в Индии, но лишь позаимствован ими у самих индийцев. Он был впервые применён ещё в 1526 году при завоевании Индии войском султана Бабура, основавшего династию Великих Моголов. В дальнейшем сами индийцы неоднократно казнили так своих врагов: как пленных в войнах, так и государственных преступников, заговорщиков и т.д.

От индийцев эти казни переняли первые европейские колонизаторы Индостана: португальцы и французы. Первое применение расстрела из пушек в колониях британской Отс-Индской компании относится к 1761 году. Таким образом, во время подавления восстания сипаев данная казнь не была изобретена. Она лишь стала, благодаря своему массовому применению (из-за масштаба самого восстания), широко известной, главным образом – европейской публике, ранее ничего о ней не знавшей.

О том же, почему сами индусы придумали эту казнь как самую страшную, можно сделать такое предположение. В средневековой Европе самой ужасной казнью считалось сожжение живьём на костре. Но в Индии это не казнь, а обряд добровольного ухода из жизни, практикуемый вдовами и некоторыми йогами, чтобы добиться блаженства в будущей жизни. Известно, когда женщины и дети целого средневекового индийского города подвергали себя коллективному самосожжению, чтобы не достаться в добычу победителю. Сожжение не могло восприниматься в Индии как средство устрашения.

Зато индийцы в XVI веке впервые познакомились с огнестрельным оружием и были шокированы его смертоносным воздействием. Смерть, наступавшая в результате мгновенного разрывания тела на куски, представлялась, видимо, самой ужасной из всех возможных.

В XIX веке люди не заморачивались тем, какое название исторического события какие чувства какой нации будет обижать. Посему события получили название Великий мятеж, или Сипайский мятеж. В крайнем случае, Восстание сипаев. Однако с появлением независимого Индийского государства появилась и потребность срочно рожать национальные мифы - о какой-то жажде какого-то "индийского народа" обрести какую-то независимость во времена, когда ни народа такого не было, ни потребности в независимости у него. В общем, "хиндустанские поцтреоты" до пены у рта настаивают, что события надо называть Индийское восстание, а еще круче - Первая война Индии за независимость или даже революция 1857 года. Печально не это (о несостоятельности чего ниже), а то, что даже английская историография нынче "делает политкорректные уступки" и "переобозвала" всё это в Индийское восстание 1857 года. Но я не английская (и уж чем паче не индийская) историография, и для меня "весь этот джаз" всегда был и будет Великий мятеж, ака Восстание сипаев.


Вот тут-то и поговорим о том, чего там "индийский" и где там "революция". Начнем с того, что до английского завоевания Индия за всю свою трех-четырехтысячелетнюю историю никогда не была ни единой страной, ни единым государством и даже единым обществом. Чтобы не пересказывать последние 3000 лет "коротенько в двух словах", достаточно констатировать: даже империя Великих Моголов (которая формально никуда не девалась, и в 1857 году на троне в Дели сидел Его Величество Бахадур-шах II) "к тому времени" фактически развалилась на кучу реально независимых владений. А были еще "абсолютно независимые" султанаты (например, Хайдарабад, или Голконда), государство маратхов (само развалившееся на пешават, холкарат и прочие "административные единицы") и вообще местности, в которые ноги "цивилизованных людей" (даже в варианте восточной цивилизации) ступали мало. Говорить о том, что "всё это была одна Индия, которую мы потеряли" не просто глупо - глуписсимо. Этнически - это куева туча языков самых разных групп и даже языковых семей. Религиозно - бесконечная ненависть мусульман, индусов и буддийцев друг к другу, на которой пышными цветами распускались такие экзотические секты, как сикхи или таги. Социокультурно - это разбитое варно-кастовыми границами общество, в котором "честный человек" скорее продаст родину кому угодно, чем пойдет и пожмет руку члену "низших слоев" даже ради "всеобщей цели". У этого "салата оливье" не было ни единого центра, ни единых авторитетных лидеров, ни какой-то одной идеи - да и во время самого восстания не появилось, оно полыхало несколькими отдельными очагами, почти не пытавшимися координировать свои действия.
В общем, современные "хиндустанские патриоты" не понимают (точнее, всё они прекрасно понимают, но никогда не признаются, ибо пополам треснут), что только английское завоевание создало то, что потом можно будет с до сих пор миллионом натяжек и допущений называть "единой Индией" и "индийским народом".
Но именно в "унификации" и "единообразизации" как раз к 1857 году англичане палку и перегнули. Во-первых, череда религиозно озабоченных идиотов, занимавших друг за другом посты генерал-губернаторов, пытались "истребить гидру паганства и муслимства", насаждая "палочное христианство", да еще в протестантской ипостаси. Мусульманские, буддийские и индусские фанатики были счастливы, ежедневно танцуя "пляски джихада" и прочие "песни народностей", призывая "постоять за истинную веру против заморских притеснителей".
Во-вторых, конкретно генерал-губернатор Джеймс Далхузи задался "великой миссией" истребить всех мелких князьков и крупных владетелей ради той самой "единой Индии", введя "выморочный закон", по которому умерший без законного наследника какой-нито радж или магарадж оставлял свое мага-раджество Ост-Индской компании. А поскольку "законность" определялась самой компанией, то всякие дети от наложниц и прочих жен, кроме первой, как и все вообще наследники по женской линии таковыми не считались - их сажали на энное денежное содержание, и "живите как хотите". Так что очень быстро большие куски Индии перешли в собственность Компании. Что выбесило не только тех, кто владений лишился, но и тех, кто подозревал, что лишится их в скором времени.
Впрочем, значение обоих факторов не стоит преувиеличивать. Муслимы, хиндусы или буддианцы могли до смерти ненавидеть "фаранги", но друг друга они ненавидели также искренне, так что многим из них было в итоге легче служить англичанам и резать старых врагов, чем искать "общие языки ради всеобщей независимости". А, например, сикхи, которые ненавидели и тех, и других, и третьих, просто обрадовались мятежу, как манне небесной - нанятые англичанами толпы их хлынули в Индию, истребляя всё, что встречали на своем пути. Ну а что касается владетельных княжеств, то на стороне восставших выступило их аж 7 штук, тогда как на стороне англичан - целых 20.
В общем, никакой "единой Индии" и никакого "стремления к независимости", как и "невыносимого гнета обездоленных масс". Были отдельные места и отдельные группы недовольных, которые приобрели вес и влияние в обществе из-за непоследовательной и недальновидной политики колониальных властей.

О "подготовке"


Рассказы о Великом мятеже полны по-детски наивных историй о странствующих "агентах" со "специальными лепешками", которые-де сновали туда-сюда и "готовили всеобщее восстание". Также охотно расставляют уши россказням про "прогрессивно настроенных раджей", эмиссары которых-де насмотрелись в Крыму (!) во время войны 1855-1856 годов на "бессилие английской армии" и "зажглись идеей". Наконец, доверчиво пересказываются ходившие на базарах и в разнообразных чай-, кофе- и чего-покрепче-ханах байки о том, что "высшие силы дали фарангам Индию только на 100 лет, икоторые истекут к годовщине битвы при Плесси 1757 года". В общем, Земля должна была наскочить на земную ось, что "глубоко неслучайно".
Все эти "песни народностей" никогда не могли выдержать столкновения с простым вопросом - кто конкретно занимался всем этим, какие люди? Даже после начала мятежа никто так и не появился - все известные лидеры оказались "во главе угла" в той или иной степени случайно, а иногда даже против своей воли (как тот же Бахадур-шах).
Так что приходится констатировать - никакой централизованной, специальной и единообразной подготовки "всеобщей революции" никто не вел. Просто потому, что, учитывая миллион этно-сословно-кастово-религиозных различий населения тогдашней Индии, это должна была быть тьмочисленная организация из самых разных людей, отказавшихся от предрассудков и заблуждений ради "единой высшей цели", чего в реальности не могло быть - просто потому, что даже в современной Индии этого нет. В лучшем случае какие-то отдельные личности что-то злоумышляли и готовили "в своем районе", а вспыхнувший мятеж предоставил им шанс добиться "своих собственных" целей.

Презентация на тему Презентация к уроку истории Сипайское восстание в Индии, предмет презентации: История. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 15 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Сипайское восстание в ИндииРаботу выполнилаУчитель истории Калмыкова А.А.

Сипайское восстание в Индии

Работу выполнила
Учитель истории Калмыкова А.А.

Причины восстания1. Сильная эксплуатация Индии и ее ресурсов;2. Экономический кризис и как следствие голод, болезни и эпидемии;3.

1. Сильная эксплуатация Индии и ее ресурсов;
2. Экономический кризис и как следствие голод, болезни и эпидемии;
3. Политический кризис;
4. Нарушение традиционных укладов;
5. Разрушение ремесла, торговли;
6. Неэффективные и даже вредные реформы.

Обстановка в Индии стала особенно напряженной в конце 1856 г. Вести о потерях англичан в

Обстановка в Индии стала особенно напряженной в конце 1856 г. Вести о потерях англичан в Крыму нанесли удар их престижу, уже подорванному результатами афганской войны. По городам и селам Индостана ходили проповедники, возвещавшие близкий конец английского господства и призывавшие народ к восстанию.

Повод к восстанию Поводом для мятежа стала печально известная проблема со средствами ухода за только

Повод к восстанию

Поводом для мятежа стала печально известная проблема со средствами ухода за только что поступившими на вооружение капсюльными ружьями системы Энфилда. Смазка винтовки и пропитка картонных патронов содержали в себе животные жиры. Сипаев, среди которых были и индуисты, и мусульмане, пугала перспектива осквернения через подобный контакт с останками животных — коров и свиней. Причина, как известно, в религиозных табу: свинья считается у мусульман нечистым животным, а корова для индуистов — животное священное, и питаться его мясом великий грех.

Капсюльная винтовка Энфилда

Сипайское народное восстание в Индии 1857-1859 гг.

Сипайское народное восстание в Индии 1857-1859 гг.

Начало восстанияВоскресным вечером 10 мая 1857 года местные наемники-сипаи 20-го и 11-го полков Бенгальской туземной пехоты и

Воскресным вечером 10 мая 1857 года местные наемники-сипаи 20-го и 11-го полков Бенгальской туземной пехоты и III полк легкой кавалерии подняли мятеж на стратегически важной военной базе в Мируте, отказавшись повиноваться своим офицерам-британцам, и открыли по ним огонь. Они захватывали, грабили и жгли бунгало европейцев, хладнокровно истребляя их обитателей. В живых не оставляли никого, даже женщин и детей. Грохот ружейного огня и оглушительные звуки военных горнов перекрывали жуткие крики боли и отчаянные мольбы о пощаде.

ЭТАПЫ ВОССТАНИЯI этап - весна-осень 1857 г. (Захват Дели; мятеж в Канпуре, Лукноу; штурм Дели англичанами);II этап

I этап - весна-осень 1857 г. (Захват Дели; мятеж в Канпуре, Лукноу; штурм Дели англичанами);
II этап - осень 1857-весна 1858 гг. (Сражение в Ауде,; падение Лукноу; осада Барели);
III этап - весна 1858 – весна 1859 гг. подавление отдельных очагов возгорания.

Лакшми Бай во время сражения с английскими войсками у Джанси. Индийский лубок.

Лакшми Бай во время сражения с английскими войсками у Джанси. Индийский лубок.

Одна из руководителей восстания — рани (принцесса) Лакшми-Баи

Одна из руководителей восстания — рани (принцесса) Лакшми-Баи

Сипаи. Дележ награбленного. Гравюра

Сипаи. Дележ награбленного. Гравюра

Штурм Дели англичанами. Гравюра 1857 г.

Штурм Дели англичанами. Гравюра 1857 г.

Английские солдаты поджигают индийскую деревню в районе Кашмира. Гравюра середины XIX в.

Английские солдаты поджигают индийскую деревню в районе Кашмира. Гравюра середины XIX в.

Причины поражения сипаев1. Отсутствие у повстанцев четкого плана действий;2. Преследование повстанцами различных целей;3.Разобщенность повстанцев по конфессиональному признаку;4.Отсутствие

Причины поражения сипаев

1. Отсутствие у повстанцев четкого плана действий;
2. Преследование повстанцами различных целей;
3.Разобщенность повстанцев по конфессиональному признаку;
4.Отсутствие единства;
5. Плохая обороноспособность и отсутствие достойного вооружения;
6. Нехватка продовольствия;
7. Хорошо организованные английские войска.

Расправа английских войск с восставшими сипаями. гравюра с рисунка М. Шруда. 1859 г.

Расправа английских войск с восставшими сипаями. гравюра с рисунка М. Шруда. 1859 г.

Терпение индийского народа оказалось не вечным, через сто лет террора вспыхнуло восстание, которое начали сипаи и подхватили ремесленники и крестьяне. Постоянный голод, унесший жизни миллионов индийцев, невозможность улучшения уровня жизни для коренных жителей, постоянные сборы налогов подняли на общий бунт ранее враждовавшие племена. Восстание возглавил последний император династии Великих Моголов. Через год восстание было подавлено, через два – изгнаны последние мятежники. Императора выслали пленником в Бангладеш, детей обезглавили – так прервалась династия Великих Моголов.

В этот противоречивый период культура менялась вместе с обществом, отражала все горести и просветления в жизни народа. Наряду со строительством капитализма в Индии создавалась также и новая индийская культура. В наибольшей мере становление новой индийской культуры проявилось в развитии новоиндийских литератур. В первые десятилетия XX в. завершился длительный и сложный процесс овладения индийскими писателями прозаическими жанрами, заимствованными из Европы, — романом, рассказом, эссе. Но, несмотря на внешний переход к европейским литературным традициям, тематика произведений сохранилась – писатели по-прежнему обращались к древним эпосам. Как и в прежние времена, писатели находили свой способ поддерживать традиции своего народа, и в новых жанрах, которых так ждали англичане, писали о своих героях, о своей вере, о своём пути к богу. Но вместе с тем в начале ХХ века индийская проза стала развиваться в социальном направлении: всё чаще среди молодых писателей появлялись критики-реалисты, которые писали о том, что так интересовало всю современную образованную молодёжь. В творчестве крупнейших индийских писателей рубежа нового и новейшего времени все отчетливее стала звучать тема общественных конфликтов. В этот период было написано множество произведений, вошедших в список золотых произведений индийской литературы. Я рассмотрю лишь самые известные из них.

Освободительное, антиколониальное движение оказало решающее влияние на содержание и идейную направленность как новой, так и традиционной литературы. Новые драмы, народные театральные представления, песни эзоповским языком персонажей индийского эпоса призывали к борьбе с колониальным режимом. Освободительная струя в народном искусстве идеологически была близка участникам антианглийских подпольных организаций.

Таким образом, общественная жизнь, борьба с колонизацией была основной темой литературы периода от подавленного восстания до обретения независимости. Даже герои традиционных эпосов теперь описывали ужасы колонизации, призывали бороться за свободу народа.

Важную роль в жизни литературы того времени сыграло и тесное общение городских жителей Индии с британцами. Стоит отметить, что в это время среди именитых семей индийцев было принято отправлять детей учиться в Великобританию, США или Германию, хотя это и противоречило законам многих религиозных сект и каст. Возвращавшиеся из Европы или Америки индийцы редко находили общий язык с прежними друзьями из деревни: в глубинке любое проявление уважения к британцам считалось предательством, и образованные индийцы предпочитали обустраивать жизнь в крупных городах. Там они общались с британцами или такими же образованными индийцами, и, собираясь в общества по интересам, разрабатывали проекты социокультурных реформ, которые, по их мнению, способны были сблизить европейскую и индийскую культуры. Результатом этих реформ стало освоение индийцами жанров европейской прозы, упрощение литературного языка, а главное – снижение статуса вековых традиций с целью отстранения от сложившихся культурных предрассудков, которые, безусловно, препятствовали дальнейшему развитию культуры Индии.

Читайте также: