Пожарная безопасность в парках культуры и отдыха

Обновлено: 04.10.2024

Если вы владелец клуба, театра или другого бизнеса в сфере культуры, вам нужен паспорт безопасности.

В нем указывается, как охраняется предприятие и какие слабые места, прогнозируются возможные разрушения. Эта информация передается в ФСБ , полицию и Росгвардию.

Я только что оформила паспорт безопасности для своей концертной площадки. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит от 40 до 60 тысяч рублей, но я сделала все бесплатно. Расскажу про свой опыт.

Что за паспорт безопасности

В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.

Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.

Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.

В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.

В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.

Отличие от постановления № 272 в том, что руководители объектов культуры не ждут уведомлений от администрации, а делают все самостоятельно. Они создают комиссию, вызывают представителей ФСБ и Росгвардии для осмотра помещений, сами составляют паспорт безопасности.

Штрафов за неисполнение постановления пока нет, но некоторые юристы полагают, что нарушение будет подпадать под статью 20.6 КоАП. По ней штраф для юридических лиц составляет до 200 тысяч рублей. Уже сейчас прокуратура может обратиться в суд, и он обяжет руководителя сформировать паспорт в конкретные сроки.

Мне кажется, что даже если штрафов и представлений не будет, оформить паспорт безопасности все равно стоит. В первую очередь именно предприниматели отвечают за безопасность своих сотрудников и гостей.

Все меняется

Сотрудники полиции больше не участвуют в создании паспорта. Для комиссии понадобятся представители только ФСБ и Росгвардии. Вместо Росгвардии можно позвать сотрудников вневедомственной охраны.

Мой опыт

Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.

Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.

Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.

Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.

Это означало, что мы будем формировать паспорт безопасности по постановлению № 176.

Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.

На практике это выглядит так. Руководитель пишет приказ о создании комиссии для исполнения требований постановления № 176. Я включила в комиссию четырех человек: руководителя компании и сотрудников отделений ФСБ , полиции (УМВД ), Росгвардии. Комиссия должна обследовать помещения и присвоить категорию в течение 30 дней.

Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.

Комиссия искала слабые зоны: недостаточно крепкие стены, мало охранников, нет камер видеонаблюдения и так далее. Например, нам было предложено повесить ролеты на одно из окон. В некоторых случаях ролеты могут спасти от желающих входить в окно, а не в дверь.

В наших помещениях осматривали:

Еще комиссия проверила наш договор с охранным предприятием, удостоверения охранников, инструкции, регламенты по охране. Изучили должностные инструкции персонала, в которых прописаны действия на случай ЧП .

После обследования члены комиссии составили и подписали акт о присвоении объекту категории опасности. Дополнительно мы приложили к акту схему помещений и расположения видеокамер. Это секретные документы, показывать их мы не можем.

Постановление не уточняет, надо ли отчитываться о выполнении рекомендаций. Я считаю, что лишним не будет.

После подписания акта я составила паспорт безопасности. Форма документа есть в приложении к постановлению № 176. Когда у меня возникали вопросы по паспорту, я активно спрашивала всех членов комиссии. Мне помогали.

Паспорт включает общую информацию о компании, сотрудниках, посетителях и арендаторах, сведения об опасных участках и критических элементах помещений, их охране и пожарной безопасности. Также в паспорте пишут, какие есть основные угрозы и их возможные последствия.

Срок действия паспорта — 3 года.

Собственник бизнеса следит за актуальностью паспорта. В некоторых случаях в него нужно вносить изменения:

  1. Изменилось назначение объекта: был клуб — стал офис.
  2. Сделали перепланировку или пристроили помещение.
  3. Появились новые входы, окна, веранда.
  4. Поменялись силы и средства для защиты: уменьшили количество охранников или заменили видеокамеры.
  5. Изменение мер по инженерно-технической защите: появились новые электромагнитные замки или ограждения.

Изменения вносят в течение 5 дней. Когда срок действия паспорта истекает, документы не выбрасывают, а еще 5 лет хранят в самом помещении.

Что дальше

Дальше нам предстоит найти среди сотрудников самого исполнительного, обучить его и назначить ответственным за работу по борьбе с терроризмом. В дальнейшем он будет взаимодействовать с полицией, Росгвардией и ФСБ . Эти обязанности возлагают на сотрудника специальным приказом.

Еще постановление № 176 предусматривает проверки. Плановые — один раз в год, проводятся органами местного самоуправления (администрациями). Внеплановые — в любой момент, если появилось основание, например жалоба.

Что делать, если произошло ЧП

Нам всем хочется, чтобы чрезвычайные ситуации обошли нас стороной. Но бывает всякое. Если вдруг стало известно о бомбе или подозрительном предмете, порядок действий такой.

Параллельно на объекте по возможности эвакуируют людей, усиливают контроль и никого не впускают в помещение, дают доступ на объект сотрудникам правоохранительных органов. В такой ситуации им и пригодится паспорт безопасности.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними:

организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по противопожарной профилактике в лесах, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;

обеспечивают готовность организаций, на которые возложена охрана лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;

оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, в качестве дежурного транспорта, необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств;

устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров;

обеспечивают привлеченных на работы по тушению пожаров лиц средствами передвижения, питания и медицинской помощью;

предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесных пожаров;

обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории субъектов Российской Федерации, с созданием в необходимых случаях специальных комиссий.

На местах мероприятия по охране лесов от пожаров находятся в компетенции районных (городских) органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах переданных им полномочий, а выполнение мероприятий возложено на лесхозы, лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Практическое обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушений правил пожарной безопасности возложено на государственную лесную охрану. В районах, где отсутствуют возможности проведения противопожарных мероприятий наземным методом, профилактика, обнаружение и тушение лесных пожаров обеспечивается авиационной охраной лесов.

Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяются на три основные группы: предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение распространения лесных пожаров и организационно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.

Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.

Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.

Организационно-технические и другие мероприятия, повышающие пожарную устойчивость лесного фонда, заключаются: в закреплении участков леса за населенными пунктами, организациями, предприятиями; подготовке местного населения к работам по предупреждению, обнаружению, тушению лесных пожаров; строительству и ремонту противопожарных объектов; работе с органами власти, арендаторами и т.д.

По времени и оперативности проведения профилактические мероприятия подразделяются на: плановые, выполняемые по заранее разработанному проекту независимо от уровня текущей пожарной опасности (ПО) в лесу (противопожарная пропаганда, благоустройство лесной территории, устройство минерализованных полос, противопожарных дорог и водоемов), и регламентированные текущим уровнем ПО в лесу (дежурство пожарных команд, регулирование посещаемости лесов населением, патрулирование и др.).

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или выполнения работ, федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы обязаны обеспечить:

широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;

организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;

организацию государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление нарушителей и виновников возникновения лесных пожаров.

Цель лесопожарной пропаганды - обеспечить выполнение требований пожарной безопасности в лесу и сформировать у населения более глубокие знания о лесе, взаимодействии человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.

Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать времени года, обстановке и категории населения, содержать конкретные факты, а печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными.

Лесопожарная пропаганда должна проводиться непрерывно в течение года и усиливаться в пожароопасный сезон, особенно при наступлении высокой пожарной опасности по условиям погоды.

Для проведения этой работы, в первую очередь, должны использоваться средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино и др.

проведение предприятиями, учреждениями, организациями в местах лесозаготовительных и других работ, а также культурно-массовых и иных мероприятий лекций, докладов и бесед о значении леса, необходимости осторожного обращения с огнем и соблюдении других требований пожарной безопасности в лесу. При этом особое внимание должно быть уделено: причинам возникновения пожаров в лесу и способам устранения этих причин; порядку оповещения о пожарах в лесу работников государственной лесной охраны, милиции и местных органов власти для организации тушения; способам тушения лесных пожаров, в том числе применению подручных средств. Такие лекции, доклады и беседы необходимо также транслировать по местному радио и телевидению;

проведение индивидуальных бесед на указанные выше темы с занятыми в лесу рабочими, гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и т.д.;

создание кино- и видеофильмов, плакатов о вреде, наносимом лесными пожарами, причинах их возникновения и мерах борьбы с ними. Организация широкого показа этих фильмов, плакатов в кинотеатрах, клубах, домах культуры, санаториях, домах отдыха и школах;

публикация в местной периодической печати выступлений, бесед, статей научных работников, работников государственной и ведомственной лесной охраны и других специалистов лесного хозяйства на указанные выше темы. Издание массовыми тиражами и распространение плакатов, листовок и других материалов массовой печатной пропаганды;

размещение у дорог, на участках, где ведутся работы, в местах отдыха в лесу периодически обновляемых плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности в данное время, о необходимости заботливого отношения к лесу, осторожного обращения с огнем и выполнения других требований пожарной безопасности в лесах. Изготовление, размещение у дорог и распространение в населенных пунктах лесопожарных эмблем, концентрирующих внимание на предупреждение лесных пожаров;

ежедневная передача по местному радио, в течение всего пожароопасного сезона, сведений о пожарной опасности в лесах одновременно с метеосводками и прогнозами, а начиная с III класса пожарной опасности по условиям погоды - систематическая передача соответствующих предупреждений по местным радиотрансляционным сетям в населенных пунктах, автобусах, троллейбусах, пригородных поездах и на железнодорожных станциях, пристанях водного транспорта в лесных районах, а также с помощью мегафонов и звукоусилительных устройств на автомашинах, самолетах и вертолетах при наземном и авиационном патрулировании;

изготовление и распространение наклеек на спичечных коробках и других предметах массового потребления с соответствующими рисунками и текстами, содержащими призывы к сбережению лесов и предупреждению лесных пожаров; использование для распространения таких призывов штампов для печатания соответствующих текстов на конвертах в почтовых отделениях и т.п.;

противопожарная пропаганда через световые газеты, агитационные авиарейсы, проведение телевизионных и редакционных встреч "За круглым столом", "Служба-01", "Русский лес и его охрана" и др.;

организация выставок и устройство стендов на тему о значении леса, вреде, наносимом лесам пожарами, способах и средствах предупреждения лесных пожаров и борьбе с ними при конторах лесхозов, в том числе лесхозов-техникумов, опытных и других специализированных лесхозов, лесничеств и прочих расположенных в лесу предприятий, учреждений, организаций, в сельских клубах, школах и т.д., а также в местах массового отдыха населения в лесу.

Противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа среди населения может проводиться и в иных формах, обеспечивающих ее доходчивость до широких масс сельского и городского населения.

Особое внимание должно быть уделено широкому разъяснению Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, а также постановлений и решений органов власти о мерах по охране лесов от пожаров. При этом необходимо не только знакомить население с содержанием указанных правил, постановлений и решений, но и разъяснять, как следует их выполнять, какие рекомендуются способы выполнения отдельных требований пожарной безопасности или противопожарных мероприятий.

требовать инструктаж рабочих, служащих или участников культурно-массовых и других мероприятий по вопросам предупреждения лесных пожаров и способах их тушения от руководителей предприятий, организаций, учреждений, арендаторов, ведущих работы или имеющих объекты в лесу, - перед началом пожароопасного сезона, а от руководителей предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих культурно-массовые и другие мероприятия в лесу, - перед каждым выездом или выходом в лес участников этих мероприятий;

систематически проводить работу по широкому вовлечению общественности в дело охраны, восстановления и приумножения лесных богатств, организации лесных дозоров, постов, бригад и т.п.;

организовать обучение населения способам предупреждения и тушения лесных пожаров с применением ручных орудий и имеющейся в лесхозах техники.

Из года в год значительно возрастает использование лесов для отдыха, проведения спортивных мероприятий, туризма, экскурсий и т.п.

В связи с этим важной задачей по предупреждению лесных пожаров является проведение мероприятий, направленных на подготовку лесного фонда для организованного отдыха населения.

проводить в установленном порядке передачу лесных участков в аренду, участков лесного фонда для пользования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях с условием их благоустройства (условия благоустройства должны быть оговорены в договоре на аренду), обеспечения пожарной безопасности и сохранности на этих участках и прилегающих к ним площадях лесной растительности и других объектов; осуществлять работы по благоустройству выделяемых участков для организованного отдыха, проводить на них строительство кемпингов, мотелей, палаток, павильонов, беседок, кухонь, оборудовать стоянки для машин, места для курения и другие сооружения, обеспечить охрану этих участков и осуществлять эксплуатацию созданных на них объектов;


Летом большинство людей в выходные и праздничные дни предпочитают отдохнуть от городской суеты на свежем воздухе и стремятся выехать на природу. Естественно, здесь не обходится без разведения костров, а это может привести к серьезным последствиям.

Чаще всего причиной пожаров в лесу становятся непотушенные костры, брошенные окурки и спички. Сухая, солнечная и жаркая погода только способствует распространению огня.

Выезжая на пикник, нужно помнить о соблюдении правил пожарной безопасности.

Разводить костер нужно в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях), если их нет, то вы должны правильно подготовить будущее кострище - окопать его с помощью лопаты или других подручных средств (полоса очищенной до минерального слоя почвы шириной не менее 0,5 метра).


Необходимо постоянно следить за костром или мангалом - одно дуновение ветра может вызвать быстрое распространение огня.

Покидая место пикника, обязательно потушить костер водой, песком или другими подручными средствами, убрать за собой весь мусор и обязательно удостовериться, что не оставили в траве бутылки или осколки стекла. Они могут послужить своего рода линзами и вызвать возгорание сухой травы.

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы;

заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

В соответствии с пунктом 36 правил пожарной безопасности в лесах, граждане при пребывании в лесах обязаны:

при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления по телефонам

принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;

оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при тушении лесных пожаров.


В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие: запрет на проведение огневых и других пожароопасных работ предприятиями и населением, включая топку печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе;

запрет на сжигание мусора и других горючих материалов, разведение костров на территории населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, степных массивов, лесонасаждений;

ограничение доступа населения в лесные и степные массивы, поймы рек и водоемов.

Согласно статье 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 3000 рублей, а в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

В любом городском парке как в культурно-развлекательной зоне и месте скопления большого количества людей имеет особое значение безопасность посетителей. Также специфика объекта предусматривает организацию охраны окружающей среды, культурно-исторических и архитектурных памятников, малых архитектурных форм и т. п.

Порядок работы профильных специалистов ЧОПов и ЧОО во многом обуславливается типом парка и его функциями. Надлежащим образом должны охраняться:

  • общегородские и районные парки;
  • специализированные парки (спортивные, детские, этнографические, мемориальные, просветительские, выставочные);
  • многофункциональные парки культуры и отдыха (ПКиО), включая парки аттракционов;
  • дендропарки, заказники, заповедники и другие объекты охраны природы.

Рассмотрим особенности обеспечения безопасности в различных городских культурно-развлекательных парковых зонах.

Кто охраняет парки и заповедники?

К обеспечению безопасности посетителей парков и охране окружающей среды могут привлекаться различные службы. Многое здесь зависит от имеющихся в городе ресурсов. Также имеет значение специфика парковых зон: площадь, типы зеленых насаждений, благоустройство и т. п.

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

Привлекаются к охране парков и ЧОПы. Заказчиками услуг могут быть частные лица или местные органы власти. В первом случае специалисты частного охранного предприятия решают задачи по охране мероприятий, проходящих на территории парков. Это могут быть выставки, инсталляции, концерты, фестивали и др. Привлечение ЧОО к охране парков на городском уровне является более масштабным проектом. Частная охранная компания с достаточным количеством ресурсов может полностью взять на себя обеспечение безопасности в конкретной зоне культуры и отдыха.

Что касается природоохранных зон с особым статусом (дендропарки, заказники, заповедники), задачи по их защите решаются в том числе и силами вневедомственной охраны. Также территория охраняется профильными подразделениями ведомств, под контролем которых находятся данные природоохранные объекты.

Виды охраны парков

В последние годы в Москве существенно улучшается техническая оснащенность городских парков. Во многих столичных зонах культуры и отдыха установлены тревожные кнопки. Только на центральной аллее парка Горького их больше пятнадцати. Такие девайсы оптимизируют охранные мероприятия. Наличие тревожных кнопок и других инструментов для экстренного вызова помощи позволяет отказаться от пеших патрулей в пользу формирования высокоэффективных мобильных групп охраны.

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

Прекрасным подспорьем физической охране является оснащение парков камерами наблюдения. Например, в партерной зоне ЦПКиО Москвы их больше 200. Видео с камер передается на пост наблюдения и контроля. При возникновении нештатной ситуации к месту событий оперативно направляется мобильная группа охраны.

Одна схема охраны (только физическая или только техническая) в парке, как правило, не используется. Проверенным временем и практикой является решение, включающее стационарные посты, мобильный патруль и технические средства (камеры, тревожные кнопки и т. п.). Посты могут работать в круглосуточном, дневном и ночном режиме. То же самое касается патрулей. В зависимости от ситуации используется вооруженная или невооруженная охрана парка.

Актуальные угрозы безопасности парка

Охране парков приходится сталкиваться с различными видами угроз. Их принято делить на две категории: антропогенные и природные. С обеими группами угроз посетители парка могут столкнуться в любой момент. Задача охранников – минимизировать возможные последствия.

Особое внимание специалисты службы охраны уделяют предупреждению угроз. Прежде всего, это касается ситуаций, обусловленных антропогенным фактором. К наиболее распространенным угрозам относятся:

  • Хулиганство, нападение на гостей парка или его сотрудников.
  • Диверсии и акты вандализма.
  • Нарушение посетителями норм пожарной безопасности.

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

На предупреждение указанных угроз, а также пресечение противоправных действий и направлены превентивные меры: видеоконтроль, патрулирование и др.

Если в игру вступают природные силы, в число задач и функций специалистов службы охраны входят обнаружение потерявшихся, организация эвакуации, обеспечение передвижения техники по территории парка, открытие доступа для машин экстренной помощи и т. д.

Особенности комплексной охраны парка

Сложность объектов обуславливает необходимость применения на их территории комплексных решений по обеспечению безопасности. Полномасштабная охрана парка включает:

  • организацию пропускного режима;
  • системное патрулирование;
  • электронный мониторинг оперативной обстановки;
  • постоянную готовность мобильных групп охраны;
  • применение мер активной защиты (объекта, имущества, находящегося на территории, гостей, сотрудников парка) при возникновении нештатной ситуации;
  • защиту конфиденциальной информации;
  • информационную работу с посетителями (извещение о применяемых методах обеспечения безопасности, наличии постов охраны, тревожных кнопок и т. п.);
  • проведение антитеррористических мероприятий;
  • сотрудничество со службами экстренной помощи, полицией.

Отдельно следует отметить специфику патрулирования территории. Здесь особое внимание специалисты охранной компании обращают на разработку маршрутов. Их схема охватывает все квадраты парка. Наличие непатрулируемых зон значительно снижает эффективность мероприятий по обеспечению безопасности. Маршруты прокладываются с учетом особенностей местности: рельефа, площади, планировки, интенсивности застройки, расположения коммуникаций и имущества, количества подъездных путей.

Оснащение охранников

Специалисты ЧОПа или другой структуры, на которую возложены обязанности по обеспечению безопасности парка, могут использовать различное оснащение, технические и спецсредства. Их перечень, прежде всего, определяется типом применяемой охраны (невооруженная, вооруженная). В первом случае постовые и патрулирующие территорию охранники имеют в арсенале резиновые дубинки, перцовые либо газовые баллончики, электрошокеры, наручники. Также возможно ношение газового, травматического оружия. Вооруженная охрана использует другой служебный арсенал. Охранники на постах и в патруле могут носить короткоствольное, автоматическое огнестрельное оружие.

Также специфика парков как объектов охраны позволяет эффективно использовать служебных собак в патрулях и при выполнении отдельных задач (например, по поиску злоумышленников, задержанию преступников, обнаружению запрещенных вещей на территории и пр.).

Виды и специфика охраны парков, актуальные угрозы безопасности

Сложность и количество задач в рамках обеспечения безопасности парка обуславливают специфические требования к частной охранной компании. ЧОП как исполнитель должен располагать:

  • профильными кадровыми ресурсами (для охраны обычно требуется большое количество людей);
  • мощной материально-технической базой;
  • хорошей деловой репутацией (расценивается как гарантия надежности защиты и эффективности сотрудничества).

Памятка пожарная безопасность в быту - зимнее время

С наступлением холодов начинается активное использование населением электротехнических и теплогенерирующих устройств. Традиционно в данный период времени основное количество пожаров происходит по электротехническим причинам, и по причинам связанным с неправильным устройством или эксплуатацией теплогенерирующих устройств печей и дымоходов.

Требованиями пожарной безопасности установлены определенные правила при устройстве и эксплуатации электротехнических и теплогенерирующих устройств, соблюдение которых позволит максимально обезопасить себя от риска возникновения пожара.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования.

При эксплуатации электрических приборов запрещается:

Недопустимо включение нескольких электрических приборов большой мощности в одну розетку, во избежание перегрузок, большого переходного сопротивления и перегрева электропроводки.

Частой причиной пожаров является воспламенение горючих материалов, находящихся вблизи от включенных и оставленных без присмотра электронагревательных приборов (электрические плиты, кипятильники, камины, утюги, грелки и т.д.).

Включенные электронагревательные приборы должны быть установлены на негорючие теплоизоляционные подставки.

Для предупреждения высыхания и повреждения изоляции проводов запрещается прокладка их по нагревающимся поверхностям (печи, дымоходы, батареи отопления и т.д.).

Перед уходом из дома на длительное время, нужно проверить и убедиться, что все электронагревательные и осветительные приборы отключены.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации газового оборудования.

Газовое оборудование, находящееся в доме, должно находиться в исправном состоянии, и соответствовать техническим требованиям по его эксплуатации.

При эксплуатации газового оборудования запрещается:

  • - пользоваться газовыми приборами малолетним детям и лицам, незнакомым с порядком его безопасной эксплуатации;
  • - открывать газовые краны, пока не зажжена спичка или не включен ручной запальник;
  • - сушить белье над газовой плитой, оно может загореться.

При появлении в доме запаха газа, запрещается использование электроприборов находящихся в доме, включение электроосвещения. Выключите все газовые приборы, перекройте краны, проветрите все помещения, включая подвалы. Проверьте, плотно ли закрыты все краны газовых приборов. Если запах газа не исчезает, или, исчезнув при проветривании, появляется вновь, необходимо вызвать аварийную газовую службу.

Печи, находящиеся в доме, должны быть в исправном состоянии и безопасны в пожарном отношении.

Нужно помнить, что пожар может возникнуть в результате воздействия огня и искр через трещины и неплотности в кладке печей и дымовых каналов. В связи с этим, необходимо периодически тщательно осматривать печи и дымовые трубы, устранять обнаруженные неисправности, при необходимости производить ремонт. Отложения сажи удаляют, и белят все элементы печи, побелка позволяет своевременно обнаружить трещины и прогары.

При эксплуатации печей следует выполнять следующие требования:

  • - перед топкой должен быть прибит предтопочный лист, из стали размером 50х70 см и толщиной не менее 2 мм, предохраняющий от возгорания случайно выпавших искр;
  • - запрещается растапливать печи бензином, керосином и другими ЛВЖ, так как при мгновенной вспышке горючего может произойти взрыв или выброс пламени;
  • - располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;
  • - недопустимо топить печи с открытыми дверцами;
  • - зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть пролиты водой, и удалены в специально отведенное для них безопасное место;
  • - дымовые трубы над сгораемыми крышами должны иметь искроуловители (металлические сетки);
  • - запрещается сушить на печи вещи и сырые дрова. Следите за тем, чтобы мебель, занавески находились не менее чем в полуметре от массива топящейся печи;
  • - очищают дымоходы от сажи, как правило, перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в два месяца во время отопительного сезона;
  • - в местах, где сгораемые и трудно сгораемые конструкции зданий (стены, перегородки, перекрытия, балки) примыкают к печам и дымоходным трубам, необходимо предусмотреть разделку из несгораемых материалов.

Новогодняя ёлка.

Если вы хотите весело и без происшествий встретить Новый год, то необходимо соблюдать основные меры предосторожности:

  • - устанавливайте ёлку на устойчивом основании и так, чтобы ветви не касались стен, потолка и находились на безопасном расстоянии от бытовых электроприборов и печей.
  • - поставьте ствол ёлки в ведро с мокрым песком и смачивайте его по мере высыхания, если ёлка высохла, выбросите её, потому что она может вспыхнуть, как факел.
  • - не зажигайте на ёлке свечи, бенгальские огни. Не используйте самодельные электрогирлянды, не направляйте в её сторону хлопушки;
  • - дети могут находиться у ёлки с включенной гирляндой только в присутствии взрослых, выключайте её, если выходите из комнаты.
  • - положите в легкодоступном месте несколько пакетов с песком или поставьте ёмкость с водой, приготовьте старенькое покрывало и электрический фонарик.
  • - при загорании электрогирлянды немедленно выдерните из розетки вилку электропитания (розетка должна находиться в удобном месте и на виду) или выключите автоматы в электрощите.- повалите ёлку на пол, чтобы пламя не поднималось вверх (могут загореться обои и шторы), накиньте на неё одеяло, забросайте огонь песком или залейте водой (если это живая ёлка). Синтетическая ёлка горит очень быстро, при этом ёе материал плавится и растекается, -при горении выделяя отравляющие вещества. Тушить водой горящие полимеры опасно из-за возможного разброса искр и расплавленной массы. Не прикасайтесь к горящей ёлке голыми руками, накиньте на неё плотное покрывало и засыпьте песком.
  • - вызовите сами или с помощью соседей пожарную охрану, удалите детей из комнаты.

Правила применения пиротехнической продукции

Применение пиротехнической продукции должно осуществляться исключительно в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации завода-изготовителя, которая содержит:

  • - ограничения по условиям применения изделия;
  • - способы безопасного запуска;
  • - размеры опасной зоны;
  • - условия хранения, срок годности и способы утилизации.

Применение пиротехнических изделий запрещается:

  • - в помещениях, зданиях, сооружениях, а также на крышах, балконах и лоджиях;
  • - на территориях взрывоопасных и пожароопасных объектов, возле линий электропередач;
  • - на сценических площадках при проведении концертных и торжественных мероприятий;
  • - на территориях объектов культурного наследия, заповедников, заказников и национальных парков.

Не допускается применение изделий с истекшим сроком годности, следами порчи, без инструкции по эксплуатации и сертификата соответствия (декларации о соответствии, либо знака соответствия). Опыт применения пиротехнических изделий для праздничного фейерверка позволяет сделать следующие выводы: хранить фейерверки необходимо подальше от нагревательных приборов, легковоспламеняющихся предметов, а также в местах, недоступных для детей. В течение нескольких минут после окончания действия фейерверка оставайтесь от него на безопасном расстоянии. Детям дошкольного возраста нельзя разрешать поджигать какой-либо пиротехнический предмет. Не рискуйте, используя изделия с дефектами, не разбирайте и не бросайте их в костер. Не поджигайте не сработавшее пиротехническое устройство повторно.

Надеемся, что соблюдение этих несложных правил позволит вам избежать неприятностей в новогодние праздники и сделает их счастливыми и радостными.

Пожары от детской шалости с огнем возникают тогда, когда дети оставлены без присмотра и предоставлены сами себе. Чаще всего дети погибают в результате пожаров, виновниками которых зачастую они сами и являются.

Нужно разъяснять детям правила пожарной безопасности, что игра со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями ведет к пожару, что осторожность обращения с огнем нужно проявлять не только дома, но и во дворе, в поле и в лесу.

Не поручайте детям присматривать за включенными электрическими и газовыми приборами, а также за топящимися печами. Не разрешайте им самостоятельно включать электрические и газовые приборы.

Не допускайте хранения спичек, зажигалок, керосина, бензина и т.д. в доступных для детей местах.

Не оставляйте детей без присмотра.

Действия в случае возникновения пожара.

Помните, что самое страшное при пожаре - растерянность и паника. Уходят драгоценные минуты, когда огонь и дым оставляют всё меньше шансов выбраться в безопасное место. Вот почему каждый должен знать, что необходимо делать при возникновении пожара.

При возникновении пожара немедленно сообщите об этом в пожарную охрану по телефону "01", "112"

  • кратко и чётко обрисовать событие - что горит (квартира, чердак, подвал, индивидуальный дом или иное) и по возможности приблизительную площадь пожара;
  • назвать адрес (населённый пункт, название улицы, номер дома, квартиры);
  • назвать свою фамилию, номер телефона;
  • есть ли угроза жизни людей, животных, а также соседним зданиям и строениям;
  • если у Вас нет доступа к телефону и нет возможности покинуть помещение, откройте окно и криками привлеките внимание прохожих.

Постарайтесь принять меры по спасению людей, животных, материальных ценностей. Постарайтесь оповестить о пожаре жителей населенного пункта.

Делать это надо быстро и спокойно. В первую очередь спасают детей, помня при этом, что они чаще всего, испугавшись, стараются спрятаться под кровать, под стол, в шкаф. Из задымленного помещения надо выходить, пригнувшись, стремясь держать голову ближе к полу, т.к. дым легче воздуха, он поднимается вверх, и внизу его гораздо меньше. Передвигаясь в сильно задымленном помещении нужно придерживаться стен. Ориентироваться можно по расположению окон, дверей.

  • дым при пожаре значительно опаснее пламени и большинство людей погибает не от огня, а от удушья;
  • при эвакуации через зону задымления необходимо дышать через мокрый носовой платок или мокрую ткань.

После спасения людей можно приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители), в том числе подручными (одеяло, вода, песок, и т. д.) и эвакуации имущества.

Категорически запрещается - бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав предварительно пожарных, если вы не справились с загоранием на ранней стадии его развития.

В случае невозможности потушить пожар собственными силами, принять меры по ограничению распространения пожара на соседние помещения, здания и сооружения, горючие вещества. С этой целью двери горящих помещений закрывают для предотвращения доступа кислорода в зону горения.

По прибытии пожарной техники необходимо встретить ее и указать место пожара.

Читайте также: