Праздник в древнем риме когда хозяева и рабы менялись местами

Обновлено: 05.07.2024

Новый год - первоначально 1 марта, затем -- 1 января. Официальные торжества, связанные с вступлением в должность консулов: торжественные процессии из домов обоих консулов, соединяющиеся на Капитолии; благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому; пиры в домах консулов и частных лиц; обмен новогодними подарками.

1 января - В этот день принимали присягу консулы. В знак благодарности Юпитеру за помощь римлянам в прошлом году в жертву ему приносили быков. Консулы торжественно обещали Юпитеру, что их преемники сделают то же самое в следующем году.

15 февраля - Луперкалии. Первоначально древний праздник пастухов, посвященный Фавну-Луперку, охранителю стад от волков (волк -- lupus). Очистительные жертвы в гроте Луперкал Палатинского холма; ритуальный бег жрецов-луперков, наносивших встречным удары специальными ремнями из козлиной кожи.

В этот день в Луперкале, пещере на Палатинском холме, собирались две команды римских юношей, устраивавших состязания в беге вокруг холма. Эти состязания собирали толпы зрителей. Бегуны были одеты в шкуры принесённых в жертву коз, а их тела были разбрызганы кровью. Пробегая мимо зрителей, юноши хлестали их ремнями из козьих шкур. Считалось, что это способствует повышению плодородия, и поэтому женщины, мечтавшие иметь детей, становились как можно ближе к тропе, по которой бежали бегуны.

В обширном пантеоне римских божеств мы встречаем трех богинь, которым поклонялись исключительно женщины. Это Юнона Люцина, Матер Матута и Добрая Богиня. Поклонения некоторым божествам только определенных социальных групп - не редкость для древних обществ; это свидетельство глубокой архаичности этих культов.

Уже в Древнем Риме существовал женский день. В этот день матроны (свободно рождённые женщины), состоящие в браке получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. Кроме того, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облачённые в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Компиталии (начало января) - В сельской местности каждый земледелец возводил на границе своего надела небольшое святилище с алтарём. На алтарь он ставил свой плуг и деревянные куклы: по одной на каждого своего домочадца. Следующий день считался праздником. В этот день приносили особые жертвы богам, чтобы очистить дом и хозяйство от скверны на весь следующий год.

В городах владелец каждой инсулы приносил в жертву курицу на особых алтарях, устроенных на каждом перекрёстке.

13-21 февраля - Паренталии. Паренталии представляли собой торжественные церемонии в честь умерших родителей. Римляне навещали могилы предков за городской чертой, возлагали на них цветы и совершали возлияния молоком и вином на гробницах родителей. Считалось, что это не даёт покойным проголодаться и в гневе наслать чуму на живых.

22 февраля - Каристии. В этот день проводилась особая церемония, завершавшая паренталии. В честь этого римские семьи собирались за праздничным пиром. Замужние женщины ежегодно чтили богиню Конкордия на этом праздники. Конкордия - богиня согласия и супружеского мира . Конкордия способствовала согласию и единству граждан Рима, а также являлась покровительницей единодушия родных, особенно супругов.

1марта - В этот день в храме Весты совершали ритуал обновления вечного огня. Этот день также служил началом танцев салиев (особой коллегии жрецов). Двенадцать молодых патрициев исполняли танцы вокруг всего Рима, держа при этом священные щиты. Это продолжалось 19 дней. Каждую ночь танцующие проводили в разных домах, пируя вместе с хозяевами.

14 марта - В этот день в честь Марса, бога войны, на Марсовом поле устраивались праздничные скачки на лошадях.

15 марта - В этот день совершались празденства в честь Анны Перенны - богини - покровительницы года. Римляне устраивали пикники на берегу Тибра. Некоторые римляне верили, что, сколько чаш вина они смогут выпить в этот день, столько лет проживут.

23 марта - Тубилустрий. В этот день на особой церемонии в честь бога Марса римляне совершали ритуальное очищение священных боевых труб. Это должно было принести им удачу в военных кампаниях в новом году.

4-10 апреля. Мегалезийские игры. В этот день проводились игры в честь Кибелы - Великой Матери.

12-19 апреля Цереалии. В этот день устраивались игры и представления в честь Цереры, богини - покровительницы зерна и урожая. Проводились с 12 апреля и продолжались восемь дней. В жертву приносились медовые соты, плоды, свиньи. Римляне устраивали праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру.

21 апреля - Парили. Парили возникли как деревенский праздник, целью которого было совершить обряд очищения над овцами для защиты их от болезней.

Позднее этот праздник стал широко отмечаться в Риме, так как считалось, что этот день является датой основания города. В каждом из районов Рима устраивались свои празднества. Во время них зажигались огромные костры, на которых сжигали жертвы. Римляне танцевали прямо у костров. Завершались парили большим праздничным пиром под открытым небом.

28 апреля - 3 мая - Флоралии. В эти дни римляне устраивали карнавал в честь Флоры - богини цветов, и праздник плодородия. Эти празднества носили название Флоралий. Римляне украшали свои одежды цветочными гирляндами и весело танцевали. На столах в этот день всюду лежали охапки цветов.

1 мая - Три тысячи лет назад древние римляне в этот день славили Майю - богиню земли и плодородия. В честь покровительницы земледелия устраивались массовые торжества. Чем не праздник труда? И май носит имя этой богини. За минувшие три тысячи лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе.

Праздник розы "розалия" засвидетельствован в древнеримском культе мертвых с 1 в. и отмечался в зависимости от той или иной местности между 11 мая и 15 июля.

Этот обычай до сих пор соблюдается в Италии в троицыно воскресенье (domenica rosata - Розовое воскресение).

Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. "Sub rosa", т. е. под печатью молчания, буквально означает "под розой".

Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтому ее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздника Розарий, а римские императоры носили венки из роз в качестве короны.

Римляне во время майских праздников Роз, названных "rosalia", жертвовали розы памяти умерших.

Была когда-то символом первой ступени возрождения и посвящения в таинства, олицетворяла собой телесную смерть: ежегодно в мае древние усыпали розами могилы - эта церемония называлась Розалией - и приносили в жертву душам умерших блюда с розами.

9 июня - Весталии. В этот день замужние римлянки приносили в храм Весты угощение для богини. Весталии считались праздником булочников, так как именно в этот день девы-весталки пекли особые хлебы из так называемой мола сальса - солёной муки.

24 июня - Форс Фортуна. В этот день устраивали праздник в честь богини Фортуны. День считался выходным. Горожане спускались на лодках вниз по Тибру, чтобы принести жертвы богини в двух святилищах, находившихся за пределами Рима. Остаток дня Римляне проводили за весёлым пиром и угощением.

6 - 13 июля - Аполлоновы игры. В эпоху республики этот праздник был связан с религиозными церемониями в честь бога Аполлона. В эпоху империи он превратился в традиционный повод для театральных представлений, различных зрелищ и цирковых скачек.

Нептуналии - праздник в честь бога Нептуна в Древнем Риме. Праздник проводился в средине лета, 23 июля, чтобы торжественно попросить бога воды предотвратить засуху. О церемониях почти ничего не известно, только то, что строились хижины из ветвей, в которых римляне, возможно, праздновали. Нептуналии был народным праздником, который также был в крестьянском календаре. В имперский период праздник проводился вместе с играми также в честь Нептуна.

Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Ещё в отдалённые времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали весёлые грубоватые песни, так называемые фесценницы. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись ещё при родовом строе, фесциннины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времён Августа Горация, Находила отражения и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесциннинские насмешки не щадили и знати, которая постаралась их обуздать - было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

12 августа. Бог Меркурий славился своей хитростью и изворотливостью. Особенно почитали его торговцы и коммерсанты, которые уплачивали десятую часть своих доходов святилищу Меркурия. На эти дни средства в честь бога устраивали официальный пир.

13 августа. Этот день считался праздником, посвящённым Диане. Рабы в этот день отдыхали, римлянки, по традиции, мыли головы.

5-19 сентября - Римские игры. Первоначально пятнадцатидневные праздненства, во время которых устраивались игры, скачки и театральные представления, были посвящены богу Юпитеру, но впоследствии религиозный смысл праздника отошел на второй план. 13 сентября в храме Юпитера в жертву приносили корову, и устраивали ритуальное угощение для сенаторов и всех магистров. Статуи Юпитера, Юноны и Минервы облачали в нарядные одежды и возлагали на застольные ложа, чтобы боги могли участвовать в пире вместе с людьми.

4-17 ноября - Плебейские игры. Эти празднества, включавшие в себя театральные представления, игры и скачки, были посвящены Юпитеру. 13 ноября устраивался особый пир для сенаторов и магистратов.

Начало декабря - Церемония в честь Бона Деа.

17 декабря - Сатурналии. В старину Сатурналии продолжались всего один день; впоследствии эти празднества занимали целую неделю. Их открывали жертвоприношения в храме Сатурна: в жертву приносили поросят, которых съедали на следующий день за обедом. В этот день господа прислуживали за столом своим рабам.

У римлян было множество разных праздников, каждый из которых имел своё общественное или религиозное значение. Общегосударственные праздники устраивались часто, но работать, и вообще заниматься делами было запрещено только в наиболее торжественные из них. В правление Августа у римлян было 115 праздничных и выходных дней в году. При некоторых последующих императорах число праздничных дней достигло более 200 в год. Во время праздников устраивались различные игры, скачки и театральные представления.

Цель этой небольшой серии статей – доказать, что древние римляне жили так же интересно, как мы, и они могут быть нам, жителям XXI века, понятны.

Вообще чувственные наслаждения были в почете. Секс, музыка и еда занимали огромное место в жизни римлянина. Период поздней Республики и вовсе прошел под флагом, как бы мы сейчас сказали, безудержного веселья: театрализованных пиров с бесконечной сменой блюд (порой, самоубийствами) и промискуитета.

203

Римская гастрономическая культура, как и многое другое, была сформирована под влиянием культуры Древней Греции, и, достигнув апогея в период Империи, стала – и остается таковой до сих пор – основополагающей для всего Средиземноморья.

Рацион простого римлянина был невозможен без трех продуктов: хлеба, вина и оливкового масла.

В раннем Риме популярна была полбенная похлебка, каши из круп (например, пуле из муки, оливкового масла, меда и соли), иногда мясо и – внимание! – борщ.

Наш любимый суп из капусты, моркови и свеклы был придуман и очень уважаем еще древними римлянами, что, возможно, поставит точку в бушующих время от времени спорах о стране, давшей миру это замечательное блюдо.

Долгое время еда, чтобы соответствовать понятию хорошего вкуса, должна была быть простой: мясо, бобы и овощи, желательно, выращенные на своем огороде.

Вообще в Древнем Риме имело место уважение к своим овощам и огородам, такое понятное, если не сказать – родное нам.

Особенно ценилась капуста. Множество видов капусты.

Как и когда ели?

Распорядок приема пищи был похож на тот, которому мы следуем жарким летом: ранний плотный завтрак (нередко – остатки вчерашнего ужина: оливки, оливковое масло, хлеб и сыр; детям же давали сладкие лепешки с медом); легкий ланч или же prandium – перекус, иногда купленный у уличных торговцев; и, наконец, обед, он же – ужин.

Говядину римляне не уважали (коровы работали в поле, и их мясо было слишком жестким). Зато отдавали должное свинине и птице – в основном, курице, но для пиров готовили дроздов, голубей, а иногда и павлинов.

Как правило, запекалась туша, нередко начиненная мясом другого животного (например, свинья, начиненная дроздами), но с удовольствием ели и то, что мы сейчас называем субпродуктами: уши, пятачки и внутренности. Рыба и морепродукты стали популярными позже: ели корюшку, морского волка, ската, омаров, кальмаров – короче говоря, все то, что и сейчас радует глаз и вкусовые рецепторы в современных ресторанах. На десерт – mensa secunda – фрукты и сладости. Тщательно выбиралось вино. Так, у Марциалла есть точное предписание: с морепродуктами и рыбой пить только белое охлажденное вино. С красным эти блюда мог потреблять только крайне необразованный, но претендующий на высокое положение гурмана, то есть – смешной человек.

Логика Катона была проста: раз этот плод прибыл к нам из Карфагена так быстро, что не успел испортиться, – значит, и вражеские корабли прибудут к нам так быстро, что на ответ не будет времени. Это, по преданию, убедило Сенат: третья Пуническая война закончилась полным разрушением Карфагена, безжалостным убийством женщин, детей и стариков и посыпанием пепелищ солью, чтобы никогда и ничто не могло более вырасти на этой земле (впрочем, сейчас там Тунис).

Признаться, каждый раз, проходя мимо инжира в супермаркете, я укоризненно смотрю в его сторону, размышляя о роли еды в жизни целых государств.

Еда и особенно пиры имели огромное значение в жизни древнего римлянина эпохи поздней Республии и впоследствии – Империи.

Пир был не просто обильным приемом пищи – это было театрализованное действо, фантасмагория, в ходе которой могло случиться что угодно: от постижения смысла жизни и обсуждения космологии до самоубийства.

201

Разумеется, рассказать обо всем, касающемся этой обширной и очень интересной темы, в одной статье – невозможно. В следующих статьях я расскажу о правилах приема пищи в Древнем Риме, приведу примеры нескольких рецептов, которые можно использовать дома (почему бы не доставить себе удовольствие и не съесть ужин древнего римлянина?), расскажу подробнее о винах и культуре пития алкоголя, а также о восприятии таких явлений, как пиры, писателями и поэтами Древнего Рима и их отношении к гурманам (чем-то напоминающие шутки в отношении современных хипстеров).

Prosit! Или же – cheers!

Автор: Тина Загнетко
Коллаж: Оля Сосюра

Древнеримские праздники составляли одну из важнейших ролей в жизни римлян. Они отмечали более 50 праздников в году. Многие их традиции сохранявшиеся веками дошли и до наших дней.

Как уже упоминалось, большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности[5].

Итак, осветим перечень основных праздничных мероприятий римлян на протяжении года.

Народный праздничный календарь (выборочно).

Праздник двуликого бога Януса (1 января), одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее: люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день - все впрок (магия первого дня); к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год; вспоминали сатурнов век, когда не было жажды наживы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила[5].

Действо ряженых в честь покровителя природы Пана(15 февраля). "Третья заря после ид обнажившихся видит луперков, Фавна двурогого тут священнодействием чтят. Голый бог нагишом бежать слуг своих заставляет"[21].

Поминовение предков(21 февраля), тени которых в эти дни бродят по земле: возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).

Канун первого по римскому счету месяца года - марта(28 февраля), названного в честь бога Марса, сыном которого по одной из легенд был Ромул: устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступление марта; украшали венками друг друга и статуи Марса; возжигали огонь в храме Весты.

Матроналии(1 марта) - Женский праздник в память о поступке сабинянок, предотвративших сражение своих мужей с отцами и братьями из племени сабинов (за год до этого римляне разбойно захватили сабинских женщин): мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин; женской прислуге в этот день давали свободу и равенство (на один день).

Праздник Анны Перенны(15 марта)(по легенде она одурачила домогавшегося ее Марса). День народного гуляния. Люди отправлялись за город, на берегу Тибра устраивали шалаши или укрытия из одежд, пили вино, угощались, потом начинали хороводы и пляски. Девушки пели "зазорные" для Марса шутливые песни.

Либералии. Либер(17 марта) - то же, что Дионис (Вакх) для греков. Главное событие дня -- посвящение юношей во взрослое состояние (они одевают мужскую тогу); пекли либу - медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству); украшали себя венками из плюща; устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.

Мегалезийские игры в честь матери богов Реи(4-6 апреля). Шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотаврами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульптурой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, чтобы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна; вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам мифов о празднуемом событии.

Цереалии. Игры Цереры(12-19 апреля). Это очень слабый отзвук греческих Фесмофорий и Элевсинских игр, хотя они имеют общую мифологическую основу. Церера (она же Деметра) - богиня плодородия. В этот день подносились жертвы богине (соль, полба), осуществлялось сожжение смолистых веток (аромат, а также для освещения пути Деметры в подземом царстве Плутона);

Обрядовую тему Цереалий продолжали Парилии (21 апреля). Здесь встречаются и элементы нашего апрельского Егорьева дня с окуриванием скота, и элементы Троицы из зеленых святок: очищение скота (его прогоняли через дымные, прилитые водой костры из соломы); прыгание через костры; украшение зеленью жилищ; сжигание для очищения земли веток сосны, можжевельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свойством стихии.

Флоралии(с 28 апреля по 3 мая). Праздник растительности и цветения, отчасти - в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются с разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах - цветы, на головах - венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре.

Май - время поминовения предков. "И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век"[8].

Весталии(9 июня). Ничего особенного в этот день не происходило: очистка очага и обновление огня в храме Весты; несли жертвы Весте в чистых тарелках. Веста, пожалуй, единственная из богов, не имевшая скульптурного облика, ибо сущность ее - огонь. Очень интересная цитата из Овидия: "Веста - ведь это Земля: при обеих - очаг негасимый, а и земля и очаг обозначают жилье, Шару подобна земля, лишенному всякой опоры. Только воздух один держит всю тяжесть ее. Круговращением своим сохраняет она равновесие" [8].

Чтобы не повторяться, перейдем к декабрю, когда праздновались сатурналии, оказавшие влияние на позднейший римский карнавал.

Даты: 17-23 декабря, т.е. до начала зимнего солнцестояния.

17 декабря в храме Сатурна совершали жертвоприношения и устраивали пиршество. Им руководил избираемый шутейный "царь", обеспечивающий веселье.

2.2 Характеристика основных зрелищ Древнего Рима

зрелище праздник древний рим

В жизни широких масс населения Древнего Рима огромное место занимали различные публичные зрелища: гладиаторские бои, травля животных, триумфальные шествия, театральные представления и др.

Зрелища являются неотъемлемой частью многих праздников римлян. В связи с этим, раскроем сущность каждого из видов зрелищ.

Общественные развлечения и зрелища в Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях[13].

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.

Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра “голова или корабль” - римский вариант нашей игры “орел или решка”[13].

Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воздушных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным занятиям взрослых.

Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности[17].

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене[18]. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми[15]. Со временем зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

Гонки на колесницах

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены[16].

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны[16].

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда -- вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей[13]. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи[17]. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) [14].

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

Еще одним популярнейшим зрелищем римлян были триумфы полководцев. Триумф мог отмечать только полководец высшего ранга за победы в крупной войне (на суше или на море). Разрешение справлять триумф ему давал каждый раз Сенат (по его личной просьбе). Понятно, что в эпоху империи правом на триумф обладал лишь император, считавшийся во всех битвах, войнах верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля, через весь Рим, по Священной дороге на Капитолий.

Процессию возглавляли сенаторы и магистраты, далее следовали трубачи, везли военные трофеи, несли изображения форсированных рек, взятых городов и т.д. За ними вели разукрашенных жертвенных быков (не менее 120), знатных пленников в цепях или с веревкой на шее. Следом шли полководцы триумфатора с зажженными курильницами. Далее - на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в пурпурной тунике и тоге, осыпанной золотыми листьями, с лавровым венком на голове - ехал сам триумфатор. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Тут же были его сыновья, воспитатели и учителя. Замыкали шествие солдаты победоносных легионов. На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои лавры, совершал закалывание жертв. Затем проводились грандиозные пиршества: один - для знати, другой - для солдат и народа, с раздачей подарков.

Всего в истории Рима было отмечено около 350 триумфов; последним был триумф императора Диоклетиана в 302 г.

В честь побед возводились и великолепные триумфальные арки (до нас дошло около 70).

Отдых - после дел, -говорится в латинской пословице. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать[3].

Цирковые жанры в древнем Риме

В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую[19].

Зрелища с участием зверей стали частью игр. Издавна в них демонстрировали дрессированных животных или показывали охоту на диких козлов и антилоп. Потом в цирках появились львы, леопарды, медведи и тигры, с которыми сражались гладиаторы. Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. В промежутках между заездами колесниц выступали джигиты. Нравилась публике и комическая сценка, в которой четырех обезьян, наряженных в костюмы четырех партий цирка, привязывали к необъезженным лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего - Колизей[19].

Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. По традиции игры начинались с венации, то есть охоты на диких зверей. Число и разнообразие животных в таких охотах были поразительными. Петроний пишет, что однажды в шестидневных играх было убито девять тысяч животных. Здесь показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали, так же демонстрировались олени, дикие кабаны, медведи, быки, антилопы, козероги, шакалы, страусы, журавли, дикие лошади, гиены, леопарды и стадо домашнего скота “для массы”. Участью этих животных была смерть. Их убивали самыми изощренными способами. Управляться с ними было исключительно опасно и рискованно, и для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. Бестиарии дрессировали животных, так же в их функцию входило убийство этих животных, независимо от степени опасности.

И, тем не менее римская толпа хотела более захватывающего зрелища, и организаторам зрелищ было что предложить - сексуальные сношения между женщинами и животными часто показывали под трибунами и такие зрелища демонстрировали время от времени и на арене. Римляне очень любили представления на мифологические сюжеты. Юпитер, царь богов, часто насиловал молодых девушек, принимая облик различных животных, поэтому такие сцены успешно были представлены на арене.

В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. скоморохи, клоуны, карлики, одетые в шутовские костюмы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники.

Таковы были цирки и цирковые зрелища в Древнем Риме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка[19].


В уроке описываются источники получения римлянами рабов. Рассматриваются труд рабов в имении землевладельца, условия их жизни и наказания за неповиновение. Анализируется положение домашних рабов и их занятия. Отдельное внимание уделяется рабам, превращенным в гладиаторов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Рабство в Древнем Риме"

Вопросы занятия

· Труд рабов в имении землевладельца

· Рабы в доме богатых римлян

· Гладиаторы на арене амфитеатра

Римляне хорошо усвоили этот урок. В покоренных странах они вели себя так же, как когда-то галлы захватившие Рим. Для Римской республики война стала главным источником богатств. Но не только золото и серебро соседей привлекало римлян. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После того как завоеванные земли становились римским провинциями, наместники облагали местных жителей тяжелыми налогами. Это делалось специально. Тех, у кого не было чем платить, превращали в рабов. Именно рабы, которых можно было продать или заставить бесплатно работать стали главной военной добычей. Рабство превратилось в неотъемлемую часть жизни Древнего Рима. Об этом и поговорим.

Труд рабов в имении землевладельца.

Одним из мерил богатства в Древнем Риме было количество земли, которым владел человек. У состоятельных римлян было одно, а порой и несколько имений – обширных земельных владений – в разных частях Италии.

В имениях в основном выращивали оливки и виноград. Хлеба сеяли мало, так как дешевое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций. Но для того, чтобы имение приносило доход, в нем должен был кто-то работать. Дешевле всего обходились рабы. Их было много, и стоили они недорого. Обычно в каждом имении трудилось 15 – 20 рабов.


Хозяин земли редко посещал свои владения. Обычно он жил в Риме и приезжал только чтобы проверить, все ли в порядке, и отдохнуть от суетливой городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Он следил за тем, чтобы в любую пору рабы трудились от зари до зари. В теплую погоду – на поле, в виноградниках и оливковых рощах. Зимой – в доме. Невольники чинили орудия труда, плели корзины, вили веревки.

Рабы в доме богатых римлян.

На содержание рабов землевладелец старался тратить как можно меньше. Пища невольников была простой и грубой. Одежда состояла из рубахи, которую выдавали раз в год. Короткого плаща и сандалий на деревянной подошве, которые выдавались раз в два года.

Поэтому хозяева принуждали невольников к работе суровыми наказаниями. За малейшую провинность рабов били и секли. Самых непокорных отправляли в каменоломни. А если оставляли в имении – заковывали в кандалы.


Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов. Чаще всего ими были греки. За здоровьем хозяина следил раб-врач. Его книгами ведал раб-библиотекарь. Раб-секретарь писал под диктовку господина письма.

Даже детей знатных римлян учили рабы. Например, в Рим из Греции пришел обычай заводить специального раба-воспитателя для юных граждан. Такой раб всюду следовал за своим маленьким господином, следил за его безопасностью, обучал грамоте. Назывался такой воспитатель педагог.

Домашним рабам жилось гораздо легче, чем рабам в имениях. Но любой раб был бесправен. Он считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Гладиаторы на арене амфитеатра.

Самых сильных и ловких рабов отдавали в особые школы. Там их обучали владеть оружием. Таких рабов назвали гладиа́торами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху публике.

В самом Риме и в провинциях строили амфитеа́тры – специальные сооружения для гладиаторских боев. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали боев, как праздника.




Толпа всячески подбадривала гладиаторов, ожидая кровавого представления. Случалось, что раненый боец не мог дальше сражаться. Тогда он бросал оружие и поднимал левую руку, прося пощады у толпы. Если зрители считали, что гладиатор доблестно сражался и заслуживает жизни, они поднимали кверху большой палец. Тогда раненого лечили, а после снова выпускали на арену. Если же нет – опущенный вниз палец означал смерть. Несчастного добивал его противник. Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян.

А теперь давайте повторим, все то, что мы сегодня узнали.

· Главным источником рабов в Древнем Риме были войны.

· Рабство являлось неотъемлемой частью римской жизни.

· Труд рабов в имении римского землевладельца был самым тяжелым.

· Рабам в доме богатых римлян жилось лучше, чем в имении, но все равно они оставались вещью, с которой хозяин мог поступить как угодно.

· Самые сильные и ловкие рабы становились гладиаторами. Они сражались в амфитеатрах на потеху римской публики.

Читайте также: