Психология отдыха как ресурса сохранения здоровья

Обновлено: 18.09.2024

Иногда стыдно признаться даже самому себе, что что-то не так. Казалось бы, на что жаловаться: есть семья, работа, дом. Но почему-то утром не хочется вставать из постели, на работе тяжело справляться со стрессом, с родными возникают недопонимания. А к вечеру одно желание — лечь спать. Не хочется проводить время с друзьями, тратить время на хобби. Признаков того, что что-то не в порядке, может быть много.

Так уж повелось, что нам часто повторяют — не жалуйся. Походы к психологу чуть ли не порицаются и считаются слабостью. Чтобы нас не осудили, мы скрываем свои проблемы от родных и друзей, чем делаем только хуже. Пора понять — думать о своем психическом здоровье не стыдно.

Так как же в должной мере уделять внимание своему состоянию и сохранить психическое здоровье? Поговорим в этой статье.

Что такое психическое здоровье?

Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье это

состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Простыми словами — если есть силы справляться со стрессами, вы постоянно развиваетесь, работа и общение в радость и не чувствуете при этом себя плохо, то ваше психическое здоровье в норме.

Чем может быть вызвано плохое психическое состояние?

На психическое здоровье могут влиять социальные изменения вокруг, стресс на работе, дискриминация, нарушение прав человека, социальное отчуждение, вредные привычки, проблемы с физическим здоровьем. В случае с последним есть и обратный эффект — когда люди общаются с психологами, то реже обращаются за другой медицинской помощью.

Так, в США проверили исследование: наблюдая за людьми с психическими расстройствами, обнаружили, что те из них, кто обращается к специалистам, на 35% меньше тратят деньги на лечение физических болезней, чем те, кто предпочитают не решать свои ментальные проблемы.

Как понять, что вы не в порядке?

Согласно определениям Всемирной организации здравоохранения, что-то идет не так, если вы:

  • не чувствуете принадлежность к социальным, религиозным, профессиональным и другим общностям;
  • эмоционально реагируете на схожие привычные ситуации;
  • не подвергаете сомнению свое психическое состояние;
  • психические реакции не соответствуют ситуациям;
  • не управляете собой и нарушаете социальные нормы, правила и законы;
  • не можете планировать жизнь и реализовывать планы;
  • не можете изменять свое поведение в зависимости от жизненных обстоятельств.

Если в одном из пунктов вы увидели себя, лучше не ждать, а записаться на прием к психологу. Возможно всего один разговор поможет разобраться в себе. Специалист определит серьезность ситуации и при необходимости предложит посетить психотерапевта. Он может назначить и медикаментозное лечение, которое ускорит восстановление.

Как сохранить психическое здоровье? 5 советов

Чтобы сохранить психическое здоровье, как и в любой другой болезни, не лишней будет профилактическая работа. Вот 5 советов, которые помогут чувствовать себя лучше:

Позитивное мышление творит чудеса. Вспомните мультфильм про Аха и Оха — Ах все время находил во всем плюсы, радовался работе, солнышку и прекрасно себя чувствовал. А Ох постоянно ныл, всем был недоволен и в итоге болел. Пересмотрите. Детский мультик отлично иллюстрирует силу позитивного мышления.

Как сохранить психическое здоровье

Любые отношения — будь-то родственники, друзья или коллеги, требуют внимания. Учитесь строить здоровые взаимоотношения. Отказывайтесь от контактов с токсичными людьми. Если вы испытываете стресс от общения с коллегой, сведите его на нет. Стремитесь к тем людям, которые делают вас лучше. И поделитесь уже своей проблемой с близким человеком, не пытайтесь справляться в одиночку.

Примите себя. Хватит думать, что вы все делаете не так. Не нужно стремиться к одобрению других людей и бояться того, что о вас подумают. Будьте собой, любите и уважайте себя и тогда вы сможете уважать и принимать и других людей. Это поможет сохранить не только ваше психическое здоровье, но и окружающих.

Очень важно ставить цели и двигаться в их направлении. Планируйте свою жизнь, составляйте план на день, неделю, месяц, год. Начните с краткосрочных — составьте план на неделю и следите за его исполнением. Фиксируйте, что получается, а что пока не очень. Это поможет ставить новые цели. Начните прямо сейчас — мы подготовили для вас удобную таблицу. Осталось только распечатать и заполнить:

И, как бы банально не звучало, не сдавайтесь. Если вы уже задались вопросом, как сохранить психическое здоровье, то вы на верном пути и у вас все получится.

Не забывайте подписываться на наш блог, чтобы первыми получать свежие статьи о том, как лечиться и не болеть. А также узнавать про санаторные процедуры и отдых на Кавказских Минеральных Водах.

В последнее время в мире растет число природных катаклизмов и связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Изменения климата, рост миграции населения, увеличение плотности населения, изменения в иммунной системе человека под влиянием изменяющейся техногенной окружающей среды являются причиной появления и распространения новых инфекций. Ученые дают прогноз, что количество пандемий будет только возрастать, тем самым оказывать влияние на распространение психических заболеваний, вызванных психотравмирующими событиями. Именно поэтому сохранение здоровья и работоспособности людей в условиях экстремальных ситуаций сейчас имеют особую актуальность и значимость.

200.jpg

Новая коронавирусная инфекция, появившаяся в 2019 году в Китае и захватившая весь мир привела к такой экстремальной ситуации и получила международное значение.

Правительства практически всех государств вынуждены были принять жесткие неординарные меры для того, чтобы остановить распространение COVID-19. Закрытые границы, обязательный масочный режим, карантин, самоизоляция, изменение режима работы многих организаций, к тому же постоянно нагнетание обстановки негативными новостями в СМИ, а также информацией о постоянно растущей заболеваемости и смертности людей от коронавирусной инфекции, все это стало причиной растущего количества психических расстройств, вызванных работой в экстремальных условиях.

Люди разных профессий и особенно медики в различной степени были подвергнуты стрессогенному влиянию окружающей среды. Пандемия разделила людей на тех, кто имеет право и тех, кто должен. Возмущение некоторых категорий граждан, вызванное требованием соблюдать ограничительные меры, изменить привычный уклад жизни, воздержаться от посещения массовых развлекательных заведений и соблюдать масочный режим дополнилось требованиями к медикам, не всегда корректными, которые, по их мнению, обязаны исполнять свой долг, рискуя жизнью, принося себя в жертву этим, безрассудно ведущим себя людям.

Врачи такие же люди, как и все, и в условиях пандемии им пришлось сложнее всего, ведь они оказались на передовой, помогая пациентам с коронавирусной инфекцией бороться за свою жизнь, в то же время подвергая в свою очередь свою жизнь опасности. Не случайно каждый 15-й умерший от коронавируса в России – это врач или медработник.

Сражаясь с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 общество сталкивается с тяжелой ситуацией, вызывающей такие проблемы с психическим здоровьем как стресс, беспокойство, депрессивные состояния, бессонница, гнев и страх. Все это может оказывать длительное влияние на концентрацию внимания, способность принимать решения, снижать эффективность работы. В этой связи трудно переоценить работу служб психиатрической помощи и психологической поддержки.

Серьезным аспектом в ситуации пандемии является также инфодемия. Данный термин был применен впервые во время вспышки атипичной пневмонии. Используется он для обозначения быстро распространяющейся дезинформации через соцсети и СМИ. Инфодемия создает серьезные проблемы в обществе, еще больше увеличивая психологический стресс, беспокойство, риск развития психических заболеваний. Специалисты по психическому здоровью помогают людям с умеренными психологическими нарушениями с помощью расслабляющих и когнетивно-поведенческих техник и при необходимости с использованием медикаментов. Важное значение имеет обращение профессиональных клинических психологов и психиатров через средства массовой информации о необходимости поддержания здорового образа жизни. Наряду с этим, отмечено благотворно влияние на психическое здоровье людей религиозно-духовное образование.

Быстрое распространение коронавирусной инфекции и высокая смертность вызывают беспокойство и истерию среди людей. В подобной ситуации необходима терапия, основанная на психологическом консультировании с целью предотвращения хронической депрессии, тревоги и посттравматического стресса как среди населения, так и среди медицинских работников. Психологическая устойчивость крайне важна для эффективной борьбы с последствиями коронавирусной инфекции.

В заключение еще раз хочется отметить особую роль психологической и психотерапевтической помощи как населению в условиях борьбы с пандемией COVID-19.

Автор статьи: врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент - Аронов Павел Владимирович. Врач ведет прием в корпусе клиники на Бауманской.

В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 большинство вузов нашей страны по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на обучение с использованием электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий. Все занятия – лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных лабораторных работ – были перенесены в дистанционный формат. При переходе на дистанционный формат обучения большую часть времени обучающийся стал проводить сидя за компьютером в помещении. Это во многом негативно повлияло на здоровье: психологическое, эмоциональное, физическое. Увеличение психологической и эмоциональной нагрузки обучающихся в период дистанционного обучения требует разработки специальных подходов к здоровьесберегающим образовательным технологиям. Статья посвящена вопросу сохранения здоровья обучающихся во время дистанционного обучения. Рассматриваются последствия обучения в период пандемии: стресс, быстрое утомление, сколиоз, остеохондроз, проблемы со зрением. Приводятся результаты анкетирования обучающихся Московского государственного строительного университета о влиянии дистанционной формы обучения на здоровье. Разработаны конкретные рекомендации для обучающихся по сохранению здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.


1. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 2. С. 468–476.

2. Круглова Н.Р., Сартаков И.В. Некоторые аспекты анализа опыта цифровизации высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3499–3507.

4. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М., 2020. 98 с.

6. Ильюшенко Н.С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (7–8 февраля 2019 г., Москва). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2019. С. 215–225.

7. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, филология, педагогика. 2019. Т. 25. № 2. С. 84–88.

8. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

9. Милько М.М., Гуремина Н.В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 195–200.

13. Городецкая Н.И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 14. С. 134–138.

14. Смирнов Н.К. Здоорвьесберегающие технологии и психологическое здоровье: Методическое пособие. М.: Аркти, 2006. 121 с.

Во время сложной эпидемиологической обстановки в стране, многие вузы с марта 2020 г. по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ перешли на формат так называемого дистанционного обучения – обучения с применением электронной информационно-образовательной среды. С такой ситуацией система высшего образования еще не сталкивалась. Однако необходимо подчеркнуть, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 дистанционный формат обучения стал единственно возможным и безопасным для сохранения здоровья обучающихся. Дистанционное образование, активно обсуждаемое в России в течение последних 15–20 лет, стало реальностью с марта 2020 г.

Цель исследования – изучение влияние дистанционного формата обучения на здоровье обучающихся.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1) провести анализ педагогической, специальной литературы по тематике исследо- вания;

2) определить основные признаки дистанционного обучения;

3) выявить факторы, негативно влияющие на здоровье обучающихся в период дистанционного обучения;

4) разработать рекомендации студентам по организации рабочего пространства и сохранения здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.

Анализ учебной и научно-методической литературы показал, что проблема сохранения здоровья, профилактика заболеваний обучающихся в период дистанционного обучения является одной из актуальных задач высшего образования. В настоящее время обсуждают самые разные вопросы, касающиеся эффективности дистанционных форм обучения и качества дистанционного образования в целом – это исследования ряда социологических фирм, общественных фондов, отдельных вузов, а также отдельных ученых. Много исследователей описывают основные достоинства цифрового образования [1–3]: доступность и гибкость, охват образовательными услугами тех, кто по различным причинам не может физически присутствовать в аудитории, повышение интерактивности обучения и др. Разработаны дидактические концепции цифрового образования [4]. В работах [5–7] рассмотрены проблемы и риски, которые возникают в процессе цифрового обучения. Небольшая часть работ посвящена исследованию негативных последствий влияния цифровых технологий на здоровье обучающихся [8–10].

Онлайн-обучение (или электронное обучение) предполагает получение знаний и навыков при помощи интернет-соединения на различных образовательных платформах. Это онлайновая коммуникация между студентами, между студентом и преподавателем.

Дистанционное обучение – понятие более широкое, чем онлайн-обучение, для которого можно использовать различные технологии, в том числе и онлайн-обучение.

При удаленном обучении изучение дисциплины базируется на электронных курсах – учебных комплексах, содержащих информацию по дисциплине в разных формах (видеолекции, онлайн-лекции, вебинары, электронные учебники, мультимедийные презентации, виртуальные лабораторные работы и т.д.).

Посещая занятия в университете, студент смотрит на преподавателя, в тетрадь, на доску, то есть переключает свое зрение на разные объекты и тем самым снижает напряжение с глаз. Сейчас же обучающиеся по 5–6 ч сидят перед экранами мониторов и телефонов. Нагрузка на зрение колоссальная как у обучающихся, так и у педагогов.

missing image file

Рис. 1. Результаты опроса обучающихся о влиянии дистанционного формата обучения на здоровье

Исходя из вышесказанного проблема сохранения здоровья, профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни обучающихся в период дистанционного обучения является одной из наиболее актуальных проблем образования. Увеличение психологической и эмоциональной нагрузки обучающихся в период дистанционного обучения требует разработки специальных подходов к здоровьесберегающим образовательным технологиям. Необходимо отметить, что в вузах обучаются студенты и с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, а также инвалиды. Это требует индивидуальных подходов к образовательному процессу, организованному в информационной электронной среде, разработке индивидуальных образовательных траекторий и поддержки здоровья.

При соблюдении технологии здоровьесберегающего обучения можно сохранить психологическое и физическое состояние обучающегося. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, психического, интеллектуального здоровья обучающихся, а также физкультурно-оздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические и другие мероприятия, направленные на эти цели [12, 13].

Исследователи классифицируют здоровьесберегающие технологии по различным критериям. В российских вузах применяется классификация, разработанная Н.К. Смирновым [14] (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Классификация здоровьесберегающих технологий (Н.К. Смирнов)

Признаками высокой организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении являются:

1) эффективная диагностика психического и физического здоровья обучающихся и преподавателей;

2) сформированность потребности здорового образа жизни у обучающихся и пре- подавателей;

3) оптимальное сохранение здоровья обучающихся и преподавателей;

4) высокая организация контроля над выполнением санитарно-гигиенических нормативов в учебном заведении;

5) выполнение требований к здоровьесберегающему занятию:

- гигиенические требования: проветриваемость помещений, их освещенность, внешний вид обучающихся и т.д.;

- психогигиенические требования: эмоциональный настрой обучающихся и преподавателей, создание комфортных психологических условий;

- требования к структуре занятия: смена деятельности; использование здоровьесберегающих форм деятельности на занятии; динамические паузы и др.;

6) разработка содержания оздоровительных программ, оздоровительных мероприятий на основе медицинского и валеологического подходов.

В период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 Союз охраны психического здоровья на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения разработал специальные рекомендации для подростков и родителей о том, как организовать процесс обучения в удаленном формате. Рекомендации предназначены для специалистов психологической службы в системе образования и активно использовались в школах.

Ниже приводим рекомендации для обучающихся по сохранению здоровья во время обучения в формате электронной образовательной среды.

1. Режим сна и бодрствования. Сон очень важен для перевода информации из оперативной памяти в долговременную, кроме того, снимает усталость. В связи с чем полноценный сон ночью и кратковременный дневной сон (1 час) позволит обучающимся эффективно усваивать учебный материал.

1) перекрестные шаги; позиция – стоя, поочередно прикасаться левым локтем к правой коленке, правым локтем – к левой коленке;

2) кнопки мозга; левая рука кладется на пупок, а другая в это время стимулирует точки подключичных зон; для каждой стороны длительность упражнения составляет 20–30 с; перед выполнением рекомендуется выпить воды;

3) колпак; позволяет преодолевать стресс; указательным и большим пальцем нужно массировать ушную раковину сверху до мочек; голова в прямом положении, выполняется три раза.

3. Свежий воздух. Прогулки на свежем воздухе необходимы в течение дня для насыщения организма кислородом.

4. Правильная организация рабочего места. Установите настольную лампу – свет должен падать слева. Монитор компьютера должен стоять прямо перед глазами на расстоянии 60−70 см.

5. Цветотерапия и ароматерапия. В современной психологии много внимания уделяется влиянию цвета на организм человека. Во время интенсивной умственной нагрузки в процессе обучения психологи рекомендуют отдавать предпочтение желтому и фиолетовому цветам. Считается, что они способствуют запоминанию и стимулируют интеллектуальные способности. Для нормализации психического состояния, снятия стресса и нервного напряжения рекомендуются эфирные масла лаванды, можжевельника, тимьяна.

6. Организация питания. Питаться нужно 4–5 раз в день небольшими порциями. При перенасыщении желудка нарушается кровоснабжение мозга, и это негативно сказывается на мозговой активности. Возникает вялость и сонливость. Рацион должен состоять из достаточного количества белков, витаминов и растительных жиров.

Заключение

В результате исследования выявлено, что дистанционный формат обучения недостаточно безопасен для обучающихся. Однако у любой формы обучения есть свои преимущества и недостатки, но с помощью небольших усилий и желания возможно минимизировать урон. Анализ последствий дистанционного обучения в разрезе влияния на здоровье обучающихся требует дальнейшей глубокой проработки. Необходимы дальнейшие исследования влияния дистанционной формы обучения на здоровье студентов и доказательная педагогическая экспертиза условия использования цифровых технологий.

1 Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН


1. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – 2001. – № 1. – С. 44–45.

2. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. – 2003. – № 4-5. – С. 35–42.

3. Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 71–73.

4. Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и эффективность его деятельности // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 9. – С. 64–67.

7. Машин В.А. Психическая нагрузка, психическое напряжение и функциональное состояние операторов систем управления // Вопросы психологии. – 2007. – № 6. – С. 86–96.

10. Шостак В.И. Профессиональное здоровье // Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – С. 67–90.

Физическое и психическое здоровье человека зависит от его адаптации к окружающей среде, а регулятивную функцию адаптации выполняют состояния организма и психики человека. Перенапряжение приспособительных механизмов приводит к возникновению болезни при действии на организм интенсивных и длительных раздражителей. Воздействие факторов среды на человека происходит при активном участии его психики.

Исходя из этого, в дальнейшем профессиональное здоровье мы рассматриваем как определенный уровень характеристик человека–профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации (признаками дезадаптации) является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека, с другой – снижение эффективности его деятельности. Указанные индикаторы, как мы покажем далее, связаны между собой.

Психологи предлагают различать объективные и субъективные результаты труда (А.К. Маркова, 1996; Г.В. Суходольский, 2008 и др.). К объективным показателям относятся: производительность; трудоемкость; качество; надежность и др. К субъективным (психологическим, личностным) показателям труда относят: заинтересованность человека в труде; удовлетворенность трудом; социальный статус (формальный и неформальный), достигнутый человеком в труде; уровень притязаний; самооценку.

Прологарифмировав известное выражение эффективности (итог деления результата на затраты), получим разность в следующей интерпретации: Эффективность деятельности (как целесообразной активности человека) равна результатам, обеспечиваемым его способностями (к труду, к преодолению нагрузки) за вычетом потерь, связанных с преодолением дезадаптирующих влияний среды. Или, применительно к профессионалу, это можно выразить кратко:

При этом под профессионализмом мы понимаем интегральное свойство человека, обеспечивающее ему возможность выполнять систематически, качественно и эффективно сложную деятельность при самых разнообразных условиях. как особое свойство человека [2].

Это означает, что специалист может быть, например, адаптирован к операционально-функциональным компонентам профсреды (обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками и др.), в то же время проявлять признаки дезадаптации к социальным компонентам профсреды, и одновременно быть совершенно неадаптированным к условиям, требующим проявления особых психологических качеств при взаимодействии с клиентами. Снижение частного критерия эффективности говорит о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но только в рассматриваемом аспекте. Лишь при устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к профессии. При таком подходе адаптивность (как способность человека к адаптации) связывается с согласованием целей и результатов его профессиональной деятельности.

Человек-профессионал, помимо того, что он эффективен в своей деятельности, может сохранять устойчивую работоспособность в трудных условиях. Профессионализм – системное свойство человека-профессионала, включает в себя адаптивный потенциал (ресурс), обеспечивающий сохранение профессионального здоровья при необходимой результативности труда. Этот ресурс не безграничен, его исчерпание приводит к ухудшению физического и психического здоровья. Первыми индикаторами, позволяющими диагностировать угрозу здоровью, являются негативные психические состояния человека.

Читайте также: