Рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей

Обновлено: 07.09.2024

Методические рекомендации к практическим занятиям по возрастной анатомии, физиологии, гигиене для педагогических училищ.

Учебный план специальности 0312 “Преподавание в начальных классах” предусматривает выделение часов на проведение практических занятий по курсу возрастной анатомии, физиологии, гигиене. Предлагаемые вашему вниманию практические работы выполняются после изучения соответствующих тем раздела “Гигиеническая организация деятельности детей”. Основная цель этих занятий - формирование у будущих учителей умений и навыков эффективной организации учебного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, создания оптимальных условий внешней среды для учебного процесса, грамотной организации досуга, сохранения здоровья и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности.

Практическая работа
“Анализ режима дня детей младшего школьного возраста”

  • учебные занятия в школе и дома;
  • отдых с максимальным пребыванием на воздухе;
  • регулярное питание;
  • достаточный сон;
  • свободное время, занятия по интересам ребенка.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия должны проводиться после обеда и продолжительного отдыха и по времени совпадать с повышением работоспособности. Учащимся второй смены целесообразно готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5-2 -часового пребывания на свежем воздухе.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч; во 2-м классе - до 1,5 ч; в 3 - 4-х классах - до 2 ч.

Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения рекомендуется проводить на открытом воздухе. Общая продолжительность прогулки должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста - 1 - 1,5 ч в день. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада работоспособности. Не следует сочетать с выполнением домашних заданий такие занятия как чтение художественной литературы, игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей.

Продолжительность сна у детей младшего школьного возраста составляет 11-10 часов. Для детей ослабленных, часто болеющих целесообразно организовать дневной сон в послеобеденное время.

В режиме дня следует так же предусмотреть достаточное время для самообслуживания (прием пищи, туалет, гимнастика). Общая продолжительность времени, затрачиваемого на личное самообслуживание, составляет в среднем 2 часа в день.

Режим питания для школьников организуется с учетом занятий в первую и вторую смены. Для занимающихся в первую смену: первый завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе, обед по возвращении из школы, ужин. Для учащихся второй смены: первый завтрак, обед перед уходом в школу, полдник в школе, ужин.

Проанализируйте режим дня школьника (предлагается несколько вариантов готовых режимов дня для детей разных возрастов, обучающихся в 1 и 2 смены).

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического и психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Недостаток движения, недостаток физической работы, физических упражнений – характерная черта нашего времени, болезнь века, как говорят многие. Поэтому необходимо не забывать о разумной профилактике, чтобы не допустить заболеваний в дальнейшем.

Одной из составляющих здорового образа жизни на сегодняшний день является рациональный режим труда и отдыха. Труд – истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы “износ” организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы.

Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю, не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека. В течение дня необходимо делать небольшие перерывы и отвлекаться от работы на другой вид деятельности. Гимнастические упражнения в течение рабочего дня не только улучшают деятельность центральной нервной системы, но и оживляют, нормализуют все физиологические процессы, поднимают эмоциональный тонус, способствуя тем самым высокой работоспособности.

Также очень важно правильно организовать отдых вне работы. Для улучшения врабатываемости необходимо иметь хороший предварительный отдых. Считается, что общее время работы и отдыха должно соотноситься, как 1:2. Это вовсе не означает состояния полного покоя. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (“контрастный” принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Также рекомендуется выработать привычку засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Таким образом, рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном его соблюдении вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2021 гг.

1. Бароненко В.А. Культура здоровья студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2003. – 417 с.

3. Бреус Т.К., Чибисов С.М., Баевский Р.М., Шебзухов К.В. Хроноструктура биоритмов сердца и внешней среды. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2002. – 232 с.

4. Жданова Ю.В., Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни // Биология в школе. – 2006. – №2.

6. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2010. – 368 с.

7. Хильдебрандт Г. Хронобиология и хрономедицина / Г. Хильдебрандт, М. Мозер, М. Лехофер. – М.: Арнебия, 2006. – 144 с.

8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи:

– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования – режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

Методы исследования:

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм

1.1. Основные элементы здорового образа жизни

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

– состояния медицины – на 10 %;

– влияния экологических факторов – на 20–25 %;

– генетических факторов – на 20 %;

– условий и образа жизни – на 50 %.

liach-1.tif

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

1.2. Режим дня и биоритмы человека

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

liach-2.tif

Суточные ритмы человека

Фаза замедления биоритмов.

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

liach-3.tif

liach-6.tif

Рис. 1. Динамика работоспособности

1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

liach-5.tif

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

– нормальному росту и развитию детей;

– восстановлению нервной системы;

– бодрое состояние в течение длительного времени;

– помогает выработать полезные привычки и навыки;

– способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

– отставанию в физическом и умственном развитии;

– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

– рациональное чередование работы и отдыха;

– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;

– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими заболеваниями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. В некоторых случаях таким детям следует назначить дополнительное питание.

В детских учреждениях санаторного типа такой режим распространяется на всех детей.

В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется. Продолжительность и характер занятий изменяется.

Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей довольно труден, потому как меняется привычная домашняя обстановка на режим детского сада.

Большое скопление детей в детских садах увеличивает возможность их инфицирования и приводит к более быстрому утомлению, чем в семейных условиях.

Отмечено болеют чаще дети в период адаптации к д.саду, т.к. происходит ломка домашнего стереотипа.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение - должна быть разносторонней.

Во-первых, ребенок должен быть здоров. Во-вторых, еще до поступления ребенка в детский сад (в коллектив) следует максимально приблизить его домашний режим к режиму дошкольного учреждения.

Чтобы были ликвидированы такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.п. После вакцинации ребенка можно отправлять в дошкольное учреждение не раньше месяца, а при заболевании – после полного выздоровления.

В группе, куда поступит ребенок, заранее знают дети об этом, следует определить, чем покормить, куда положить.

Если ребенок поступает в старшую группу, то воспитатель несколько раньше обсуждает с детьми как встретить, что подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Всех вновь поступающих окружают вниманием, лаской, заботой.

Недопустимо принимать в группу сразу много новых ребят. Их должно быть не более 3-х в неделю и прием организовывают в разные дни недели.

Еще до поступления ребенка в группу, педагог должен выяснить особенности его воспитания в семье:

домашний режим, способы кормления, укладывание дня сна, как засыпает ребенок? Спит? Какой у него аппетит? Как организовано бодрствование. Его любимые игрушки или занятия, любимые блюда, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. И в период адаптации все это по возможности сохраняется.

Нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать отрицательного отношения к окружающей обстановке, предупредить выработку (формирование) защитно-оборонительную реакцию.

Временное сохранение домашних привычек помогут ребенку легче адаптироваться к новым условиям.

Первые дни ребенок в детском саду должен быть не более 3 часов.

Постепенно в течение 3-х недель привыкает ребенок к этому режиму на 10-12 часов.

Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирования – инъекции, стричь волосы, ногти. Все это нужно сделать до поступления его в садик.

Ребенок адаптируется быстрее, если дома поддерживают приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении.

Дети в раннем возрасте тяжелее привыкают к изменениям в условиях жизни, а поэтому не следует допускать частой смены персонала и неоправданного перевода детей из одной группы в другую, т.к. у некоторых воспитанников нарушается обычное поведение.

Ц.Н.С. детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется.

Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка.

Во время сна у человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) работают менее интенсивно, а центры, ведающие движением тела, при нормальном сне полностью заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение детей.

Возраст детей Кол-во период дневного сна Длит-ть каждого периода Прод-ть сна в теч. суток Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1-1,5 часа больше.

Лучшее средство для быстрого засыпания – свежий, прохладный воздух – проветривание.

Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке.

Спят дети в специальной одежде для сна – пижама, ночная сорочка.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрытым одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. На подушке лежит только голова. Детям вредно лежать на одном боку. Длительное пребывание ребенка в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и тоже время. Недопустим яркий свет, громкие разговоры и др. помехи.

Очень важно, чтобы дети спали на своей кроватке, т.к. сон с другими детьми или со взрослыми не создает полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны кушать в одни и те же часы.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не завтракал дома потому, что аппетит снижается, и ребенок в детском саду не завтракает.

Потом в обед кушает с добавками и переедает, снова не ест в полдник. От такого не регулярного питания ребенок отстает в весе, работоспособность его уменьшается (ухудшается).

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Иногда это бывает, когда ребенка кормят против его желания, или слишком горячая пища или резкие замечания во время еды.

Важно создать спокойную, доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение. Это способствует лучшему перевариванию пищи.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В других случаях короткие, но не правильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка и привести к быстрому утомлению. Учитывая это при организации бодрствования ребенка, необходимо строго соблюдать гигиенические требования.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а так же его жизненный опыт.

Дети 1-го и 2-го года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т.е. тогда, когда удовлетворены их физиологические потребности.

При первых причинах ухудшения настроения у ребенка 1-го и 2-го года жизни – его вялость, сонливость или перевозбуждения – игры, занятия следует прекратить.

Количество учебных занятий в неделю:

Продолжительность одного занятия:

Во всех группах в середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5-2 минуты.

Продолжительность перерывов между занятиями – 10-12 минут.

При составлении расписания занятий рекомендуется планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течении дня, недели, года, правильное их чередование.

Например, нельзя в один день проводить занятия гимнастикой и лепкой. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, настроение и самочувствие их ухудшается.

На самочувствие сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие.

Для выработки правильной непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться его.

Для дошкольных учреждений утверждены определенные виды и размеры столов и стульев.

В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдается тишина.

Наглядность должна быть яркой реалистичной, видна каждая деталь без напряжения на расстоянии не менее 8 метров. Формат рисунков 32х21 см.

Объяснения не должны быть многословными (во 2-й младшей группе – не более 2-3 мин., в средней – 4- мин. И в старших – 5-7 мин.).

Во время занятий с детьми до 5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы.

Это может вызвать излишнюю нервозность. В старшей и подготовительной группах можно минут за 5 до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает.

На занятиях рисованием прежде всего следует научить ребенка правильно держать в руке карандаш и пользоваться им. В начале обучения рисованию не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку. К 5-6 годам штриховку можно увеличить.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

1.Значение режима для детей различных возрастов.

2. Особенности построения режима для детей разных возрастов.

3. 6-ть компонентов режима для детей всех возрастов.

Основным принципом режима является обеспечение такой деятельности, которая не превышает предел работоспособности, а отдых обеспечивает полное функциональное восстановление потраченных сил.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.

Различают 6 компонентов режима, необходимых для детей всех возрастов:

2. прием пищи, личная гигиена;

4. игровая деятельность;

5. учебная деятельность;

Сон. Длительность сна зависит от уровня работоспособности нервной системы ребенка и зависит от возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. После второго месяца устанавливается ночной сон длительностью до 11 часов, дневной до 5-6 часов. Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5 годам. Этот режим сохраняется до 7 летнего возраста, в более старшем возрасте ребенок не нуждается в дневном сне (отдыхе).

Малышу должны быть созданы соответствующие условия для полноценного сна:

1) помещение должно быть хорошо проветренным;

2) пред сном возможно проведение только спокойных игр;

3) свет не должен падать на ребенка;

4)в помещении должно быть тихо.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: