Рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей

Обновлено: 18.09.2024

Календарный учебный график определяет продолжительность учебного года, сроки перерывов в организации непосредственно образовательной деятельности, продолжительность недели, сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий.

Режим дня группы

Режим дня в учреждении - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение пребывания детей в учреждении. Режим дня во всех возрастных группах Школа №508 соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

Режим организации жизнедеятельности детского сада определен:

✓ с учетом социального заказа родителей (режим работы Школа №508: 12-часовое пребывание детей при пятидневной рабочей неделе) и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности Школа №508 (СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях");

✓ в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;

✓ на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;

✓ в соответствии с особенностями организации гибкого режима пребывания детей в детском саду.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольным образовательным учреждением в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Большое значение имеет дневной сон в режиме дня в учреждении, который является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и важным режимным моментом. Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду, где воспитательно-образовательный процесс насыщен разнообразными формами образовательной деятельности, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Дневной сон способствует восстановлению физиологического равновесия детского организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Учитывая то, что переход в состояние покоя требует определенного времени, важно создание соответствующих для этого условий: отсутствие посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины), благоприятная эмоциональная атмосфера. Кроме того, педагоги используют разные средства: спокойную музыку, предметы для тактильного успокаивающего воздействия, тексты психологических установок, комплексы дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы. Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

В соответствии с п. 11.7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится на дневной сон. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Режим в группах Школа №508 максимально приближен к индивидуальным особенностям ребёнка. Это улучшает настроение ребёнка, даёт ему возможность чувствовать себя в коллективе детей более комфортно, проявлять активность в различных видах детской деятельности. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Режим дня является основой организации образовательного процесса в Школа №508 в зависимости от времени пребывания ребенка в группе. Он составляется на холодный и теплый период времени года. В рамках режима каждой возрастной группы составлены графики питания, прогулок, расписание организованной образовательной деятельности.

Так же, как и в младшей, в средней группе организация жизни детей строится в соответствии с гигиеническими нормами. У детей средней группы потребность организма в кислороде по сравнению с детьми трех лет увеличивается на 40%, что связано с перестройкой функции внешнего дыхания. Это требует особого внимания к систематическому проветриванию помещения, к обеспечению достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе и к закаливанию.

При организации режима следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, организованных образовательных развивающих ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Ежедневно планируются две основные образовательные ситуации, направленные на решение программных задач в соответствии с образовательными областями с учетом их интеграции. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель по мере необходимости создает дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

В теплое время года, при благоприятных метеорологических условиях, деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе.

Воздушный и тепловой режимы, освещенность групповой комнаты должны соответствовать принятым гигиеническим нормам.

Контроль за выполнением режимов дня осуществляется медицинскими работниками, административно - управленческим аппаратом, педагогами, родителями.

1. Объясните данную ситуацию с психолого-педагогической, методической точек зрения:

· Охарактеризуйте режимные моменты в образовательной деятельности с дошкольниками? Сформулируйте положения ФГОС ДО об образовательной деятельности в режимных моментах с дошкольниками.

· О каких сферах воспитания дошкольников идет речь в предложенной ситуации?

· Какие навыки не сформированы у Васи? Дайте оценку поведению мальчика на замечание Ани?

· Раскройте суть воспитания здорового образа жизни как базиса целостного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве?

· Какие методы и средства воспитания гигиенической культуры используются в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте?

2. Практико-ориентированные задания:

· Предложите педагогу формы, методы работы по воспитанию нравственно-этических норм поведения ребенка

· Приведите примеры, стихов пословиц и т.п., отражающие проблемы здорового образа жизни, нравственного воспитания подрастающего поколения.

·Психологическая оценка возраста

· Режим дня и режимные моменты в образовательной деятельности с дошкольниками.

В соответствии с ФГОС ДО, при разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания в ней детей, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп.

Режим дня в дошкольных группах должен иметь рациональную продолжительность и предполагать разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду.

Образовательная деятельность в режимных моментах - это образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах.

Режимное время – определенное время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов

Основные режимные моменты детского сада:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой

В образовательной деятельности в режимные моменты решаются задачи формирования общей культуры детей (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности, развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности). Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду.

Прием детей.

• Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге в садик; природные, погодные сезонные изменения.

• Рассматривание предметных картинок, классификация предметов, изображенных на них(одежда, обувь, посуда, мебель).

• Настольные игры (пазлы, вкладыши).

• Дидактические игры по сенсорике.

Утренняя гимнастика

Использование стихов,которые способствуют развитию памяти, внимания. Можно предложить детям самим выбирать вариант зарядки, стиха,

Использование песенок, которые дети впоследствии запонмят

Подготовка к завтраку

Особо поговорить детки во время приема пищи не могут, но мы можем использовать

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

В дошкольном возрасте 3-7 лет совершенствование двигательных навыков и качеств увеличивает двигательный компонент нагрузки. Это вызывает дальнейшее развитие всех видов внутреннего торможения, усиление процессов отрицательной индукции, что позволяет ребёнку некоторое время сосредотачивать внимание на одном предмете и развивать произвольное внимание. В этот период увеличивается точность движений, быстрота образования условных рефлексов. Но всё ещё выражены иррадиация возбуждения, быстрая истощаемость клеток коры головного мозга, неустойчивость нервных процессов, высокая реактивность вегетативных компонентов ориентировочной реакции и их преобладание над корковыми.

Игровая деятельность становиться ведущей, развивая анализаторные функции, сложные процессы умственной деятельности – произвольную память, произвольное внимание, логическое мышление, речь, воображение, подготавливает ребенка к последующему виду деятельности – учебной.

У детей первых 5 лет жизни правое полушарие оказывается функционально более активным, ведущая роль принадлежит анализаторным системам, поэтому преобладает предметно-образное, чувственное правополушарное мышление. К 6-7 годам с повышением пространственной синхронизации в левом полушарии возрастает способность к отвлечённому, абстрактно-словесному мышлению с внутренней речью. В период от 6 до 7 лет происходит стабилизация основного ритма покоя – альфа-ритма, перестройка механизмов восприятия за счёт специализированного участка ассоциативных отделов коры в осуществлении этого акта, смена ведущих систем активации при внимании. Произвольное внимание, которое у ребёнка в 3-4 года находится в начальной стадии своего формирования, в 6-7 лет становится устойчивым и представляет собой процесс, направленный на организацию деятельности, хотя и не достигший дефинитивного типа.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями предусматривает следующие основные компоненты:

1. Сон – продолжительность и кратность

2. Пребывание на воздухе в течение дня, продолжительность

3. Обязательные занятия – продолжительность и место в условиях образовательных учреждений и дома

4. Режим питания – интервалы между приёмами пищи и кратность питания

5. Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребёнка по собственному выбору

Содержание, продолжительность компонентов режима дня определяется возрастом, состоянием здоровья, типом образовательного учреждения.

Выписка из СанПиНа 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

XII. Требования к приёму детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям

12.2. Ежедневный утренний приём детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Медицинский работник осуществляет приём детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети и дети с подозрением на заболевание, в дошкольные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение.

12.3. После перенесённого заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведённого лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребёнка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

12.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

12.5. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 0 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 0 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 0 С и скорости ветра более 15 м/с.

12.6. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

12.7. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

12.8. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Изучение режима дня, различных видов деятельности включает:

1) определение длительности основных компонентов режима с последующей оценкой в плане соответствия возрастным нормам бюджета времени;

2) анализ структуры режима дня – рациональное чередование различных видов учебной и трудовой деятельности, отдыха и приёмов пищи;

3) оценка организации и построения основных компонентов режима с учётом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.

Для изучения режима дня используют методики хронометража и анкетного опроса. Хронометраж - измерение (оценка) изучаемого фактора (явления, процесса) во времени путем визуального наблюдения с одновременной записью в протоколе (хронокарте) его результатов. В протоколе фиксируют время начала каждого наблюдаемого режимного момента, название, особенности его организации. В результате получается фотохронометраж, с помощью которого изучают режим дня небольших коллективов.

Метод хронометража позволяет получить следующие данные:

1) продолжительность конкретной деятельности ребёнка и её отдельных элементов, их чередование;

2) плотность занятия;

3) плотность конкретных учебных элементов деятельности детей;

4) количество микропауз, самопроизвольных перерывов;

5) почасовую производительность труда детей и подростков в период производственной практики, трудовой деятельности.

Плотность занятия – это отношение времени, в течение которого ребёнок занят учебной работой, ко всей продолжительности занятия, выраженное в процентах.

В изучении разных видов деятельности (учебная, трудовая, спортивная и др.) коллектива (группа, класс) используется массовый и индивидуальный хронометраж.

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны кушать в одни и те же часы.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не завтракал дома потому, что аппетит снижается, и ребенок в детском саду не завтракает.

Потом в обед кушает с добавками и переедает, снова не ест в полдник. От такого не регулярного питания ребенок отстает в весе, работоспособность его уменьшается (ухудшается).

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Иногда это бывает, когда ребенка кормят против его желания, или слишком горячая пища или резкие замечания во время еды.

Важно создать спокойную, доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение. Это способствует лучшему перевариванию пищи.

Гигиеническая организация бодрствования детей.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В других случаях короткие , но не правильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка и привести к быстрому утомлению. Учитывая это при организации бодрствования ребенка, необходимо строго соблюдать гигиенические требования.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а так же его жизненный опыт.

Дети 1-го и 2-го года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т.е. тогда, когда удовлетворены их физиологические потребности.

При первых причинах ухудшения настроения у ребенка 1-го и 2-го года жизни – его вялость, сонливость или перевозбуждения – игры, занятия следует прекратить.

Количество учебных занятий в неделю:

В младшей и средней группах – 10

В подготовительной к школе – 19

Продолжительность одного занятия:

В младшей группе не более 10-15 мин.

В средней - 20 мин.

В старшей - 20-25 мин

В подготовительной к школе – 25-30 мин.

Во всех группах в середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5-2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями – 10-12 минут.

При составлении расписания занятий рекомендуется планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течении дня, недели, года, правильное их чередование.

Например, нельзя в один день проводить занятия гимнастикой и лепкой. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, настроение и самочувствие их ухудшается.

На самочувствие сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие.

Для выработки правильной непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться его.

Для дошкольных учреждений утверждены определенные виды и размеры столов и стульев.

В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдается тишина.

Наглядность должна быть яркой реалистичной, видна каждая деталь без напряжения на расстоянии не менее 8 метров. Формат рисунков 32х21 см.

Объяснения не должны быть многословными (во 2-й младшей группе – не более 2-3 мин., в средней – 4-5 мин. И в старших – 5-7 мин.).

Во время занятий с детьми до 5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы. Это может вызвать излишнюю нервозность. В старшей и подготовительной группах можно минут за 5 до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает.

На занятиях рисованием прежде всего следует научить ребенка правильно держать в руке карандаш и пользоваться им. В начале обучения рисованию не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку. К 5-6 годам штриховку можно увеличить.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЖИЗНИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

1.Значение режима для детей различных возрастов.

2. Особенности построения режима для детей разных возрастов.

3. 6-ть компонентов режима для детей всех возрастов.

Основным принципом режима является обеспечение такой деятельности , которая не превышает предел работоспособности, а отдых обеспечивает полное функциональное восстановление потраченных сил.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.

Различают 6 компонентов режима, необходимых для детей всех возрастов:

прием пищи, личная гигиена;

Сон. Длительность сна зависит от уровня работоспособности нервной системы ребенка и зависит от возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. После второго месяца устанавливается ночной сон длительностью до 11 часов, дневной до 5-6 часов. Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5 годам. Этот режим сохраняется до 7 летнего возраста, в более старшем возрасте ребенок не нуждается в дневном сне (отдыхе).

Малышу должны быть созданы соответствующие условия для полноценного сна:

1) помещение должно быть хорошо проветренным;

2) пред сном возможно проведение только спокойных игр;

3) свет не должен падать на ребенка;

4)в помещении должно быть тихо.

Самый лучший сон – на свежем воздухе. Промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми и занятиями в зависимости от возраста, способствующими развитию ребенка (табл. № 1).

Режим для детей раннего возраста

(Н.В. Ежова с соавт.,2003 г.)

Прогулки . Ребенка необходимо приучать к прогулкам в любое время года. Для детей после 6-ти месяцев она является оздоровляющим средством, но имеет и большое воспитательное значение, ведь дети во время гуляния получают множество разнообразных впечатлений. Малыш, умеющий ходить встречается с разнообразными препятствиями, преодоление которых способствует развитию ловкости, сообразительности, смелости.

Для прогулок важно правильно одеть ребенка, в холодное время одежда должна быть легкой, теплой, удобной, не стеснять движений.

Игры . Игра в жизни ребенка – это средство развития. В игре формируются основные движения – хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба. Игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательности, памяти, выработки определенных норм поведения.

Характер игрушек должен соответствовать возрасту. В возрасте 1-2 месяца игрушки подвешивают в поле зрения младенца. В 3 месяца ее размещают так, чтобы ребенок мог схватить ее руками и удержать. В 9 месяцев малыша заинтересовывают мячом, нанизыванием колец на палочку, открыванием и закрыванием коробочки. Игрушки должны быть яркими и моющимися. Ребенок должен самостоятельно ими играть.

На втором году жизни поощряется игра с другими детьми, подражание другим. Детям предлагают картинки для рассматривания.

На третьем году жизни игры должны быть разнообразными и сложными: с песком, водой, посудой, мебелью.

Учебные занятия на 2-3 году жизни проводятся в виде десятиминутной игры. Игра в дошкольном возрасте продолжается 20-30 мин, но проводится несколько раз в день. Она должна развивать речь, обучать счету и т.д. У дошкольников игра занимает до 5 часов в сутки. Школьники могут регулировать свой отдых сами.

В 15 лет подростки в состоянии приступить к профессиональному обучению, вырабатывая рабочие навыки.

Режим должен соответствовать биологическим ритмам организма, которые могут повысить работоспособность.

Ребенок соблюдает режим только при положительном настрое. Поэтому при построении распорядка дня требуется исключение психотравмирующих ситуаций.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Подготовка детей к поступлению в ДДУ

2. Три группы по степени тяжести адаптации

3. Роль родителей, воспитателей и медработников в адаптации детей к поступлению в ДДУ

4. Структура режимов – едины для всех групп.

5. Игровая деятельность.

7. Занятия – основная форма воспитательно-образовательной работы в ДДУ.

8. Утомление и его профилактика.

9. Прогулки и их значение.

Гигиена воспитания и обучения

в детском дошкольном учреждении .

Дошкольный возраст является периодом интенсивного физического и духовного развития человеческого индивидуума, и от того, какие педагогические и гигиенические требования предъявляются к ребенку в этом возрасте, зависят его здоровье, умственные способности и нравственные качества в зрелом возрасте.

В дошкольном периоде развития организм располагает большими потенциальными возможностями, позволяющими интенсифицировать дошкольное воспитание путем усложнения воспитательно-образовательного процесса. Однако организация этого многопланового процесса должна опираться на физиолого-гигиенические принципы. К ним следует отнести определенную готовность ребенка к воспитательным и обучающим программам: соответствие нагрузки возрасту, силе, состоянию здоровья ребенка; системность процесса воспитания и обучения, что позволяет сформировать стойкие стереотипы деятельности детей, и, наконец, учет биологических ритмов. Успешное воспитание и обучение ребенка в ДДУ облегчает в дальнейшем его адаптацию в школе.

Подготовка детей к поступлению в ДДУ.

Подготовка детей к поступлению в детское учреждение должна начинаться сразу же после рождения и лишь интенсифицироваться в последнее полугодие перед поступлением.

По степени тяжести адаптации дети, поступающие в дошкольные учреждения, делятся на три основные группы (Р.В. Тонкова – Ямпольская).

В первую группу (физиологическая адаптация) входят дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие ее.

Ко второй группе (напряженная, или средней тяжести, адаптация) относятся дети с отрицательными проявлениями в период адаптации – острыми распираторными инфекциями, кратковременными невротическими реакциями. Адаптация таких детей длиться от 2-3 недель до 2-3 месяцев.

Третья группа (патологическая адаптация) – дети с неблагоприятным социальным и биологическим анамнезом, тяжело привыкающие к новым условиям.

Такая адаптация проявляется в виде частых повторных распираторных заболеваний, нередко с осложнениями в виде невротических реакций и неврозов, извращений поведения, депрессий.

Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ и его адаптация представляют систему целенаправленных мероприятий, которые должны проводить совместно родители, воспитатели, медицинские работники.

Родителям необходимо заблаговременно позаботиться о приближении домашнего режима к режиму детского учреждения (организация бодрствования, кормления и сна), ликвидации вредных привычек (укачивание перед сном, пользование пустышкой и др.).

Ребенок должен быть предварительно привит (не менее чем за 2-3 недели до поступления в детский сад).

Воспитатель формирует доброе отношение к новичку, как надо встретить новичка.

Воспитателю до поступления ребенка в ДДУ необходимо выяснить особенности поведения его дома: какой у него аппетит, любимые блюда, есть ли аллергия на продукты, чем он любит заниматься, какие предпочитает игрушки, имеются ли особые привычки и т.д.

Нельзя принимать в группу сразу большое количество детей – не более

3-х человек в неделю.

В первые дни адаптации нельзя пытаться изменить присущие ребенку привычки при кормлении, засыпании, игре и т.д. Ни в коем случае не следует насильно кормить ребенка, укладывать спать, наказывать и т.д. Это только вызывает и укрепляет отрицательное отношение к ДУ.

В течение первой недели желательно пребывание ребенка в учреждении не более 3-4 часов в день – в утренние часы (до обеда) или в вечерние (после сна дома) часы. Потом время адаптации увеличивают в ДУ. До окончания адаптации исключается проведение прививок.

Воспитатель в период адаптации должен внимательно следить за состоянием ребенка. При нарушении эмоционального состояния надо посоветовать родителям, чтобы ребенок 2-3 дня побыл дома, передохнул.

Режим дня – важнейший фактор успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста, исключающий переутомление, сохраняющий бодрость и инициативу, обеспечивающий гармоничность развития.

В режиме дня должна правильно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, чередоваться деятельность, пребывание на свежем воздухе, прием пищи, сон.

Структура режимов, последовательность и чередование отдельных его компонентов одинаковы для всех возрастных групп. Отличия состоят в их продолжительности.

Прежде всего это касается увеличения (соответственно возрасту) времени, отводимого для занятий, сокращения продолжительности дневного сна и тех элементов режима, в которых все более возрастает доля самостоятельной деятельности детей – прием пищи, подготовка к занятиям и прогулкам.

Режим для детей старшей группы (5-6 лет) представлены в 2-х вариантах. Один из них отражает день, когда в расписании предусматривается два занятия, а второй – день с 3-мя занятиями.

Строгое выполнение режима дня всех его составляющих в одно и то же время способствует выработке у детей прочных условных связей, динамичность стереотипа, что облегчает переход от одного вида деятельности к другому.

Правильный режим способствует поддержанию на необходимом уровне работоспособности, нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Наконец, выполнение режима дисциплинирует детей.

После перенесенного заболевания или отсутствия в течение 3 и более дней дети принимаются в ДДУ только при наличии справки участкового врача-педиатра.

Игровая деятельность - основная деятельность детей раннего возраста и эффективное средство воспитания. Игры бывают различного рода (сюжетно-ролевые, дидактические, со строительным материалом, подвижные и т.д.).

В процессе игры дети познают окружающий мир. Игры способствуют развитию органов чувств, формированию умственной деятельности – произвольного внимания, логического мышления, речи, соображения, памяти.

Подвижные игры целесообразно проводить в утренние часы для снятия торможения после сна, перед занятиями статического характера, в перерывах между ними для предупреждения утомления. Однако нельзя разрешать детям играть в эмоциональные подвижные игры перед сном, перед приемом пищи.

Прием пищи организуется таким образом, чтобы перерывы между ними составляли не более 4 часов. Режим питания обеспечивает активную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение питательных веществ. Прием пищи прививает гигиенические навыки: мытье рук перед едой, пользование салфеткой, столовыми приборами, тщательное пережевывание пищи, полоскание полости рта после еды.

При приеме пищи необходимо обеспечить спокойную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение.

Нельзя делать частые замечания, кормить насильно.

Занятия – это основная форма воспитательно-образовательной работы, имеющая существенное значение для умственного развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Обучение проводится с учетом возрастных особенностей при постепенном последовательном усложнении содержания. Занятия проводятся по 8 разделам.

Читайте также: