Рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха

Обновлено: 18.09.2024

Рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.

Целью рациональной организации жизнедеятельности является наиболее эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья в режиме конкретных условий жизни для максимально полной реализации возможностей человека в личной и общественной сферах деятельности.

Построение рациональной системы жизнедеятельности представляет собой длительный и трудоемкий процесс, так как предполагает учет широкого круга факторов, условий, в которых протекает жизнь данного человека. Укажем на некоторые из таких условий и стоящие в связи с этим перед рациональной организацией жизнедеятельности задачи.

Рациональная организация жизнедеятельности должна строиться с учетом всего многообразия индивидуальных гено- и фенотипических, возрастных, половых и т. д. особенностей данного человека, и, с этой точки зрения, она будет пригодна лишь для данного индивидуума. С другой стороны, такая организация должна служить максимально полной реализации возможностей человека.


  • с определенным временным режимом работы;

  • с длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;

  • с необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;

  • с увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии и т. д.).

Учет социальных факторов предполагает, что данный человек является членом общества, принадлежит к определенной социальной группе и имеет ряд определенных социальных притязаний. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть сохранение высокого уровня жизнеспособности человека в соответствии с его социальным статусом и уровнем объективно обоснованных социальных притязаний.

Учет семейно-бытового статуса человека определяется тем обстоятельством, что данный человек имеет в своей семье определенные права и обязанности, обусловленные сложившимися здесь взаимными отношениями, традициями и обычаями, включающими режим дня и питания, воспитание детей, распределение обязанностей и т. д. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть максимально полное обеспечение функций человека в семье как ребенка, супруга или родителя.

Учет уровня культуры человека предполагает, что организация его жизнедеятельности должна определяться его собственным отношением к проблеме здоровья, его приоритетами в ее решении. В связи с этим задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть формирование культуры здоровья, здоровых потребностей и привитие навыков здорового образа жизни.

При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в себя такие компоненты, как оптимальный двигательный режим, психофизиологическая регуляция, рациональное питание, тренировка иммунитета, закаливание, отказ от вредных привычек, психосексуальная и половая культуры и валеологическое саморазвитие. Исходя из этого, при создании рациональной организации жизнедеятельности, необходимо включать в нее все эти компоненты, причем необходимо привести их в оптимальное соответствие, предполагающее, что каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека.

При решении вопроса рациональной организации жизнедеятельности важно учитывать тот факт, что чем более объемна и интенсивна выполненная работа, тем более полноценным должен быть период восстановления, причем следует учитывать не только пассивное состояние (покой, сон), но и активное восстановление.

Нормирование и рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха сохраняет высокую работоспособность и здоровье, вырабатывает стереотип деятельности человека. Неправильный распорядок дня или частая его ломка вызывают нарушения здоровья, проявляющиеся в утомлении, нарушении сна, повышенной раздражительности, различных заболеваниях. У человека, являющегося частью природы, ритмические природные явления с разными периодами (суточные, сезонные, годовые, многолетние и т. д.) вызывают ритмичность физиологических процессов в организме. Наиболее выражены циркадные (околосуточные) колебания, причем значения большинства показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем днем имеют максимальные значения, ночью - минимальные.

На протяжении миллионов лет биогенетического развития животные и человек подчинялись суточным изменениям освещенности, задаваемым на Земле Солнцем. Именно это сформировало у нас циркадный ритм, когда максимум активности жизнедеятельности и обмена веществ приходится на светлое время суток, ее минимум - на ночное. Положение во многом изменилось с появлением электрического освещения, когда временные границы бодрствования значительно расширились. Однако это не изменило врожденной подчиненности активности жизнедеятельности природному циркадному ритму с учетом индивидуальных хронотипологических особенностей организма: "совы" - вечерний тип работоспособности, "жаворонки" - утренний тип работоспособности, "аритмики" имеют недифференцированный биоритмологический профиль.

Если режим дня совпадает с индивидуальным типом работоспособности, а начало деятельности с функциональным подъемом важных систем организма, будет обеспечено сохранение работоспособности на высоком уровне. Несоответствие индивидуальных ритмов с режимом дня вызывает рассогласования - десинхронозы, которые могут привести к различным нарушениям здоровья.

В настоящее время более 70% населения России проживает в городах, значительная часть из них - в мегаполисах с миллионным населением. Жизнь человека ориентирована на согласование своего режима с жизнедеятельностью других людей, с которыми он связан совместной профессиональной деятельностью, семейными узами, транспортом, соседством и т. д. Независимо от преобладающего у человека суточного биоритма, и "жаворонки", и "голуби" (аритмики), и "совы" вынуждены вставать утром в одно время и ложиться спать, исходя из распорядка своей семьи.

Можно выделить следующие обстоятельства, обусловливающие противоречия между эволюционным прошлым человека и нынешним образом жизни:

- снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивает в эволюции организму выживание;

- противоречие между снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг человека, с возникающим перенапряжением его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики;

- комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов;

- нарушение природных пищевых комплексов и наличие большого количества ненатуральных и синтезированных веществ;

- все большее исключение непосредственного участия человека в технологических процессах производства материальных благ.

В задачу построения рационального режима дня входит правильная организация режима сна, питания, смены видов деятельности, чередования труда и отдыха.

Рациональный режим дня - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности. При этом все элементы режима проводятся последовательно в одно и то же время, что способствует выработке стереотипов поведения, повышающих приспособляемость к окружающей среде.

Следует отметить, что не существует одинаковой для всех схемы распорядка дня, режима жизни, необходим индивидуальный подход с учетом всех факторов, изложенных выше.

Факторы рациональной организации работников умственного и физического труда.

К умственному труду относят деятельность, которая характеризуется большим умственным и эмоциональным напряжением при слабой мышечной активности. К нему можно отнести многие виды труда, которые заметно различаются по организации производственного процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения и т.д.

Условно можно выделить следующие группы умственного труда:

– выполняемый по заранее разработанному плану и требующий преимущественно напряжения мыслительных процессов: труд инженеров, экономистов, бухгалтеров и др.;

– отличающийся неравномерностью нагрузки и необходимостью принимать оперативные нестандартные решения, типичный для руководителей учреждений, предприятий, коллективов и т.д.;

– с нерегламентированным графиком труда, обусловленным созданием новых продуктов творческой деятельности, и требующий периодического высокоактивного нервно-эмоционального напряжения: такой труд свойствен научным работникам, конструкторам, писателям, артистам, художникам и др.;

– с особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением для осуществления оперативного контроля за быстро меняющимися технологическими процессами, ситуациями, условиями: труд операторов, водителей транспорта, диспетчеров и т.д.;

– требующий значительной мобилизации функций анализаторов и внимания: работа на конвейере, контролеров, наборщиков и т.д.;

– с дефицитом информации при необходимости принятия оперативных решений высокой ответственности за принимаемые решения: труд медицинских работников, авиадиспетчеров;

– с высокой плотностью межличностных контактов и возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени, характерный для педагогов;

– с освоением новых знаний, требующих поддержания высокого уровня внимания, памяти и т.д. в течение длительного времени – труд учащихся и студентов.

Степень влияния умственного труда на работника определяется многими факторами, суммарное действие которых в конечном итоге предопределяется эффективностью адаптации его организма к самой работе, то есть уровнем его работоспособности. Последняя, в свою очередь, зависит от:

– индивидуальных особенностей работника – гено- и фенотипических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его профессиональной деятельности;

– образа жизни работника, определяющего текущее состояние его здоровья;

– физического развития и физической подготовленности работника;

– степени освоения работником навыков профессиональной деятельности;

– организации и физических характеристик условий трудовой деятельности: освещения, температуры и влажности воздуха, шума и др.;

– психо-социальных факторов: настроения, самочувствия, мотивации и т.д.

Рациональная организация жизнедеятельности работника умственного труда определяется многими факторами, связанными не только с условиями, в которых непосредственно осуществляется его профессиональная деятельность, но и во все периоды его жизнедеятельности вне рабочего режима. Несомненно, что между рабочим и внерабочим режимами жизни человека должно быть тесное согласование, так как из первого во второй он уже попадает в определенном функциональном состоянии, обусловленном выполненной работой, а его работоспособность и эффективность во время работы во многом определяются тем, как была организована его внерабочая жизнедеятельность. Для такого согласования необходимым условием является рациональное планирование жизнедеятельности, физическая активность, температура и относительная влажность воздуха в помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны составлять 18–20°С и 30–70% соответственно, достаточность и равномерность освещения в помещении, цвет стен.

Основная литература по теме: 1-2


  • чтение текста учебников по корпоративным финансам, финансам организаций, финансовому менеджменту, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.;

  • конспектирование текста вышеперечисленных учебников;

  • выписки из текста;

  • использование сети Интернет;

  • работа с конспектом лекций;

  • работа с УМК по данной дисциплине;

  • тестовые задания;

  • выполнение практических заданий.

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

7.1 ФОС для текущего контроля
Тема 1. Валеология как учение о здоровье и здоровом образе жизни
Тестирование перед началом изучения темы:

1. Наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления называется:

г) генетика.
2. Предметом изучения валеологии является:

а) общественное здоровье;

б) индивидуальное здоровье;

в) методы поддержания и укрепления здоровья;

г) профилактические медицинские мероприятия.
3. Методами валеологии являются:

а) разработка и осуществление профилактических медицинских мероприятий;

б) различные способы компенсации и инактивации патогенного воздействия элементов окружающей среды;

в) первичная и вторичная профилактика заболеваний и травматизма;

г) все перечисленное.
Примерная тематика устного опроса после изучения темы:

1. Проблема здоровья в науках о человеке.

2. Валеология как междисциплинарное научное направление.

3. Взаимосвязь валеологии с другими науками.

4. Цель, задачи, предмет и методы валеологии.

5. Здоровье человека как приоритет в деятельности государства.
Тема 2. Валеологический анализ факторов здоровья
Тестирование перед началом изучения темы:


  1. генетических факторов

  2. состояния окружающей среды

  3. медицинского обеспечения

  4. условий и образа жизни людей

  1. гипертоническая болезнь

  2. ишемическая болезнь сердца

  3. сахарный диабет)

  4. гемофилия

  5. фенилкетонурия

  1. службы медико-генетического консультирования

  2. валеологические службы

Примерная тематика устного опроса после изучения темы:

1. Учет наследственных факторов в построении здорового образа жизни.

2. Экологические факторы здоровья и наследственность.

3. Экология и образ жизни современного человека.

4. Роль медицины в обеспечении здоровья.

5. Образ жизни и здоровье.

6. Понятие о здоровом образе жизни. Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.


РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЕЕ СОХРАНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО СТРЕССА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат: в данной статье рассматривается понятие о работоспособности, а также методы сохранения работоспособности в условиях стресса и повышенной нагрузке в течение рабочего дня.

Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

инженерно-психологических и гигиенических характеристик;

средств (орудий) и содержания труда;

условий и организации конкретной деятельности;

системы психолого-физиологического прогнозирования;

формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы;

мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период.

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

Кривая работоспособности имеет три фазы:

I –фазу врабатываемости 30-90 мин.

II – фазу устойчивой работоспособности 2,5 – 3,5 часа

III – фазу развивающегося утомления.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде его можно представить следующим образом:

первая половина дня (примерно до 12-13 часов) –- максимальная активность;

вторая половина дня (примерно до 15-16 часов) –- спад активности;

вечер (примерно до 20-21 часа) - небольшой подъем активности;

поздний вечер и ночь - минимальная активность.

Утомление

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Оно играет защитную функцию, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. Например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

У детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление, проводить физкультминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Методы сохранения работоспособности

Работоспособность организма в первую очередь зависит от состояния центральной нервной системы, на которую огромное воздействие оказывают условия социальной среды.

Борьба с утомлением на производстве осуществляется по многим направлениям, среди которых в последние десятилетия и годы появились и новые — эргономика, производственная эстетика.

Систематические упражнения (тренировка) ведут к ряду положительных сдвигов в организме: увеличению мышечной силы и выносливости, улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д. При умственной работе упражнения ведут к совершенствованию памяти, внимания, воли и др.

Основным средством повышения производительности труда является научная его организация. Научная организация труда (НОТ) основана прежде всего на использовании наиболее современной технологии, совершенных видов машин, механизмов и другого оборудования, правильной организации труда. Вместе с тем неотъемлемой ее частью является соблюдение требований физиологии и психологии труда.

К основным физиологическим требованиям относятся ритм труда, организация рационального режима труда и отдыха.

Ритмичный труд — это труд, равномерно выполняемый в течение смены, недели, месяца, года. Требование ритмичности труда основано на учете физиологических особенностей нервных центров, которые наиболее экономно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Ритмичный труд позволяет рационально расходовать нервную и мышечную энергию, поддерживать работоспособность во все периоды трудовой деятельности.

Важнейшим условием поддержания высокой работоспособности является установление рационального режима труда и отдыха. Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха. Введение в определенные периоды смены физиологически обоснованных регламентированных перерывов (кроме обеденного) и рациональное их использование играют важную роль в профилактике утомления. Регламентированные перерывы эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не нарушают (вследствие большой продолжительности) состояние врабатываемости.

Время установления дополнительных перерывов и их продолжительность зависят от характера работы. Так, чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше после начала смены (или для второй половины дня—после обеденного перерыва) вводится регламентированный перерыв, а в некоторых случаях— два или три. Продолжительность их также различна: от 5—10 до 15—30 мин, причем чем тяжелее и напряженнее работа, тем длительнее перерывы

Расположение дополнительных перерывов на протяжении рабочего дня, их количество и содержание (пассивный или активный отдых) определяются на основании данных физиологического и психологического изучения динамики работоспособности. В промежутках между рабочими операциями (а также между рабочими элементами и движениями) делаются короткие микропаузы продолжительностью от нескольких секунд до 2 – 3 мин.

Изменяя соответствующим образом число, продолжительность, расположение в течение смены и содержание дополнительных перерывов, специалист в области физиологии и психологии труда имеет возможность создать на конкретном участке предприятия такой режим труда и отдыха, который обеспечит достижение высокого и устойчивого уровня работоспособности, производительности труда и оптимальное приспособление физиологических и психических функций к текущей трудовой деятельности.

К методам сохранения работоспособности относится предупреждение утомления установлением перерывов на отдых.

Для сокращения периода врабатываемости, снятия усталости отдельных мышечных групп, предупреждения вредного воздействия гиподинамии применяется производственная гимнастика в виде: вводной гимнастики в начале дня (6-8 упражнений в течение 5-7 мин в темпе, несколько более высоком, чем предстоящая деятельность), физкультурных пауз для работающих в условиях ограниченной подвижности (5-10 мин от 1 до 4 раз в смену), для снятия напряжения при больших нервных нагрузках - физкультурные минутки (2-3 упражнения за 2-3 мин). Пассивный отдых целесообразен только для физически тяжелых работ.

Во время отдыха нужно уметь расслабляться, 2-3 мин глубокого сна заменят 4-5 часов беспокойного сна.

Благоприятно создание хорошего социально-психологического климата в коллективе. Эмоциональную напряженность быстро снижает юмористическая разрядка. Предпочтительным является смешанный (разновозрастный, разнополый) коллектив, объединенный единой целью.

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Список литературы

Баранова, И. Как сохранять работоспособность в условиях стресса / И. Баранова. // Генеральный директор. – 2009. - №5.

Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.

Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. // Категории принципы и методы психологии. Психические процессы. – М.: Знание, 1991. – С. 35–54.

Важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, то есть чередования периодов труда и отдыха.

При утомлении от длительного однообразного труда часто необходимо переключиться на другой вид деятельности. В этом случае импульсы от различных нервных рецепторов, в том числе мышечных, зрительных, слуховых или кожных, переносятся с одних групп нервных клеток на другие, которые до сих пор находились в состоянии относительного покоя. В этом-то и заключается суть активного отдыха. Если работа протекала в сидячей позе, без значительных движений и при минимальной затрате энергии, то такой отдых просто необходим, ведь в этих условиях происходит относительный застой крови, особенно в нижних конечностях и тазовых органах. Замедляется подвижность грудной клетки, отчего ухудшается снабжение организма кислородом. Активный отдых должен предусматривать упражнения для конечностей, особенно ног, — ходьба и бег, дыхательные движения с акцентом на усиленный вдох с небольшой задержкой дыхания, наклоны и вращения туловища, рук, ног, подскоки.

Очень важно правильно организовать отдых не только в течение, но и вне работы: это ежедневное послерабочее время, два выходных дня в неделю и ежегодный отпуск.

Рациональное питание– это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно удовлетворить потребность организма в энергии.

Таким образом, из всего вышесказанного можно вывести основные правила рационального питания:

· разнообразить пищевой рацион, употребляя в лю­бое время года зелень, овощи, фрукты; ограничить употребление животных жиров, в том числе сливочного масла, соли, сахара, кондитерских изделий; меньше употреблять жареных продуктов;

· не есть горячей и острой пищи;

· тщательно пережевывать пищу;

· не есть поздно вечером;

· питаться не реже 4—5 раз в день ма­лыми порциями, стараться принимать пищу в одно и то же время.

Отказ от вредных привычек

Вредные привычки могут даже у изначально здорового человека спровоцировать проблемы с сердцем и сосудами и развитие заболеваний, понижающих качество жизни и даже приводящих к летальному исходу. Речь идет о таких известных всем вредных привычках, как алкоголизм, зависимость от никотиновых изделий и наркомания.

При долгом и регулярном потреблении никотиновых изделий, увеличивается частота сокращений сердечной мышцы, а также поднимается кровяное давление. При курении увеличивается нагрузка на сердце, и его потребность в кислороде, а вместе с тем табачный дым выделяет вещества, которые как раз уменьшают количество кислорода, добирающегося до сердца вместе с кровью.Также повреждаются стенки артерий, и туда просачиваются жироподобные вещества, в норме циркулирующие в крови. В итоге, стенки артерий покрываются рубцами, просветы в них сужаются, и даже перекрываются полностью. Дегенеративные изменения в коронарных артериях у курильщиков наступают гораздо быстрее, чем у людей некурящих.

Курильщик примерно на 20% больше человека, не потребляющего никотиновые изделия, рискует заболеть сердечно-сосудистым заболеванием. А курящие родители увеличивают риск подобных болезней у своего будущего ребенка. Однако если человеку удастся полностью отказаться от курения, то уже через три-четыре года риск сердечных болезней у него снижается до обычного уровня.

Что касается алкоголизма, то спиртные напитки в достаточно больших количествах оказывают отрицательное воздействие на сердечно-сосудистую систему. После приема спиртных напитков сосуды - как кожные, так и мозговые и венозные расширяются - однако на очень короткое время, после чего наступает их спазм. Повышается проницаемость сосудистых стенок. Алкоголь нарушает нормальное регулирование коронарного кровообращения.Таким образом, спиртные напитки, особенно если их потреблять на постоянной основе, провоцируют развитие сердечно-сосудистых заболеваний у здоровых людей, и ухудшение течения любых подобных болезней, если они уже имеются. Людей со стенокардией алкоголь, к примеру, приведет к острому инфаркту миокарда.

Влияние наркотических веществ на организм человека, в общем, и на сердечно-сосудистую систему в частности, бывает разным, в зависимости от того, о каком наркотике идет речь. Однако оно всегда негативно и появляется очень быстро, а избавиться от наркотической зависимости, как известно, очень тяжело. Так что лучше никогда не притрагиваться к наркотикам.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельное ти. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.

Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.

Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Физиологическая сущность закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перегреванию.

Основными закаливающими факторами являются воздух, солнце и вода. Такое же действие оказывают душ, бани, сауны, квар­цевые лампы. Закаливание к теплу и холоду проводится различ­ными раздражителями.

Самыми распространенными методами закаливания являются водный и воздушный методы.

Закаливание воздухом можно проводить в виде воздушных ванн, меняя интенсивность нагрузки путем постепенного понижения или повышения окружающей температуры от сезона к сезону, продолжительности процедуры и площади обнаженной поверхности тела.

Водные процедуры оказывают на организм не только температурное, но и механическое действие, подразделяясь на горячие (свыше 40°), теплые (40—36°), безразличные (35—34°), прохладные (33—20°), холодные — с температурой воды ниже 20°С.

Закаливание приносит огромную пользу не только здоровым, но и больным людям.

Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый - самый благородный - размышление; второй - самый легкий - подражание; третий - самый горький - опыт" Аристотель

Похожие страницы:

Труд и его социально-экономическая роль. Производительность труда

. оптимальной границы разделения труда. Каждое разделение труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки . , дня, суток. Понятие режимов труда и отдыха. Необходимость чередования труда и отдыха в течение различных временных отрезков (смена .

Педагогическая психология. Учебник

. или воображаемых по­вторений в течение периода отдыха, б) чередование работы с от­дыхом и возможность исчезновения в течение . организации времени, учета и за­трат времени, разумного чередования труда и отдыха, труд­ных устных и письменных заданий, общие .

Здоровый образ жизни (10)

. Александра Киев-2006 План Введение Разумное чередование труда и отдыха Работоспособность и утомление Рациональное питание . закаливания; Рациональное питание. Разумное чередование труда и отдыха Важнейшим фактором восстановления работоспособности яв­ляется .

Главные факторы здорового образа жизни

. режима дня…………………………………………..5 Закаливающие процедуры…………………………………………6 Разумное чередование труда и отдыха……………………………7 3.Вредные факторы, влияющие . утраченные силы и здоровье. Разумное чередование труда и отдыха- важнейшим фактором восстановления .

Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности труда

. положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить . и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием .

1. Режим дня как основа здорового образа жизни.

3. Как составить режим дня?

Список использованной литературы

Большое значение для полноценной жизни человека имеет определенный распорядок, или режим дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима дня способствует повышению умственной и физической работоспособности. Происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастают способности выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня должны быть едиными. Они перечислены вначале. Режим дня для школьников устанавливается с учетом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий, в которых они учатся и живут. Постоянное соблюдение режима дня оказывает большое воспитательное значение.

Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристские походы.

1. РЕЖИМ ДНЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Великий физиолог Иван Петрович Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Режим дня чрезвычайно важен для человека.

Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима — обеспечить оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе, то нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности. Вот почему каждый человек должен обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна.

Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости.

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов.

Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье, может появиться бессонница.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет человеку выработать у себя динамический стереотип.

Но никогда не поздно и в зрелом возрасте попытаться сделать это, тем более что уже примерно через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного режима дня. Если человек выработал для себя правильный режим и строго его соблюдает, то каким бы видом физической или умственной деятельности он ни занимался, возможности его многократно возрастают.

В самом начале соблюдать режим трудно, а затем это становится привычкой, и вы не сможете от нее отказаться.

Чтобы создать оптимальный вариант дневного или недельного режима нужно обращать внимание на изменение своей работоспособности, при этом анализировать работоспособность желательно не только по дням, но и по неделям (сравнивать количество проделанной работы за неделю). Это помогает выявить условия, которые благотворно влияют на работоспособность человека и условия, оказывающие негативное влияние на нее. Бывает такое, что человек, стараясь увеличить количество выполняемой им работы, уменьшает время сна или активного отдыха, что в конечном итоге не приносит желаемого результата.

Биологические ритмы — это повторяющиеся изменения в организме (а также в природе). Они присущи всему живому и показывают, когда организм получит больше пользы от различных действий. Известным всем примером является сон — ни один врач не посоветует спать днём, а гулять ночью. Это противоестественно, а значит принесёт меньше пользы, и даже может быть опасно для здоровья.
Составляя свой режим дня, необходимо опираться на биологические ритмы, которые для каждого человека уникальны. Только вы (или ваш врач) можете понять, в какое время вам лучше кушать, в какое работать, а в какое заниматься спортом. И лучше, разумеется, не противоречить природе. Несоответствие биологических ритмов с вашей деятельностью может привести ко многим проблемам со здоровьем. И стоит понимать, что речь сейчас идёт не об эзотерике, и ничего мистического в этой информации нет. Всё это — научно обоснованные и доказанные факты.

Режим дня обязательно должен включать труд (речь не только о работе), отдых (как физический, так и психологический), саморазвитие (нужно постоянно учиться и узнавать что-то новое), а также приёмы пищи и время на личную гигиену. Разумеется, некоторые пункты время от времени могут выпадать из этого списка. Но стоит помнить, что исключение отдыха, пищи и гигиены из распорядка дня может принести вред здоровью.

Труд не должен быть чрезмерно утомительным и наносить организму вред. И гораздо лучше, если вы будете заниматься тем, что вам нравится.

Отдых должен гармонично вплетаться в распорядок дня, и не быть лишь пассивным. При этом стоит помнить, что один лишь отдых — это плохо. Пусть у вас выходной и вы не идёте на работу, но тогда дольше занимайтесь самосовершенствованием.

Времени на саморазвитие должно уделяться достаточно, чтобы утолить жажду познания и научиться новому, но при этом не быть в тягость. Выберите то, что вам нравится, будь то познание мира, изучение истории, изучение холодного оружия или даже обучение владению им — сгодится всё.

Приёмы пищи лучше совершать в одно и то же время, или хотя бы с одинаковыми интервалами.

Гигиенические процедуры лучше совершать как минимум дважды в день (утром и вечером).

Если подытожить, распорядок дня должен быть составлен таким образом, чтобы не противоречить вашим биологическим ритмам и не быть вам в тягость. При этом необходимо уделять достаточно времени и труду, и отдыху, и саморазвитию. А идеальным вариантом будет считаться случай, когда вы можете совмещать некоторые из этих пунктов. К примеру, активный отдых может являться и отдыхом, и саморазвитием.

3. КАК СОСТАВИТЬ РЕЖИМ ДНЯ.

Для составления собственного распорядка рекомендуется воспользоваться советами специалистов по тайм-менеджменту:

— расписывайте свой режим дня на бумаге, используя ежедневник; держать все в уме будет сложно и совершенно не эффективно: в записи дела лучше всего классифицировать по времени, вычеркивая уже выполненные, чтобы результаты дня были наглядными:

— соблюдайте приоритеты; необходимо четко обозначить, что нужно выполнить в обязательном порядке именно в этот день, а что при необходимости можно перенести на следующий;

— самые сложные задачи планируйте на утро и первую половину дня; пока организм отдохнувший и полон сил, он намного быстрее и продуктивнее выполнит все дела;

— соблюдайте режим, но не становитесь его рабом; при необходимости меняйте дела местами, учитывайте свое время и состояние, а также потребности и желания близких людей. Но все – в разумных пределах и в виде исключения, иначе в составлении распорядка не будет никакого смысла.

Пример хорошего режима дня может быть следующим:

7:00 – подъем, утренние процедуры;

8:30 – работа (можно указать конкретные задачи);

12:00 – перерыв на обед;

14:00 – прогулка (встреча с друзьями или другие приятные события, но желательно на улице);

17:00 – спортивная тренировка;

19:30 – общение с родными;

21:30 – подготовка ко сну;

Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.

Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

Режим дня — неотъемлемая часть здорового образа жизни. Он должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.

Соблюдение личной гигиены — обязательный компонент режима дня.

Использование определения “правильный” в отношении режима дня довольно условно. Каждый человек может составить свой режим дня, подходящий именно ему, в зависимости от работы, привычек, особенностей организма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6. Физкультура для всей семьи. Сост. Козлова Т.В. ,Рябухина Е. А. М.: Физкультура и спорт,1989.- с 463.

Читайте также: