Раифа достопримечательности куда сходить

Обновлено: 18.09.2024

Раифский Богородицкий мужской монастырь (или просто Раифа) недалеко от Казани в Татарстане имеет статус объекта культурного наследия РФ и является самым крупный из 9 действующих монастырей Казанской епархии, и один из крупнейших в России. Расположен в окружении живописного соснового бора, на берегу Сумского озера, которые входят в состав Раифского участка Волжско-Камского заповедника.

Раифский монастырь, Казань

Раифский монастырь

Официально история Раифской обители исчисляется с 1662 года, так как именно тогда началось строительство первой деревянной церкви, а только после его завершения скит получил статус обители. Но более честным будет начинать историю с 1613 года, когда иеромонах Филарет построил себе в лесу, на берегу озера небольшую хижину, и тем самым заложил начало летоисчисления Раифской пустыни.

Монастырь разрастался и пользовался большим заслуженным уважением вплоть до 1917 года, когда началось повсеместное закрытие, разграбление и разрушение храмов. С этого времени для обители начались очень тяжелые времена, а с 1936г. по 1953г. она и вовсе была колонией закрытого типа, то есть, по сути, Святая Обитель превратилась в зону. Но по воспоминаниям и оставшимся письменным свидетельствам заключенные были исключительно добры и образованы.

В свете этих событий тем более удивительно, что до наших дней дошли несколько книг из когда-то обширной библиотеки, некоторые предметы утвари и сохранилась святыня монастыря: Грузинская икона Божией Матери чудотворная.

Туризм в Раифском монастыре

Монастырь является привлекательным экскурсионным туристическим местом, которое чаще всего посещают в виде однодневной автобусной экскурсии из Казани, или в виде самостоятельной поездки на автомобиле или автобусе. Также он является важным местом паломничества.

Приезжающим только в туристических целях на один день стоит избегать дней больших православных праздников и престольных праздников, которые очень чтят в Раифской обители:

🕐 Время работы: монастырь открыт для посещения с 7:00 до 20:45

🚶 Как добраться: монастырь находится в поселке Раифа в 30 километрах от Казани (Раифский монастырь на карте ). Добраться сюда можно с автобусной экскурсией, на автомобиле или пригородных автобусах. Экскурсии приобретаются в туристических агентствах в городе, а одна из самых низких цен предлагается в Спасской башне при входе в Кремль.

Для личного транспорта возле монастыря есть парковка, стоимость 200 рублей. Также можно поставит автомобиль немного дальше от монастыря вдоль дороги, и пройти до него пешком. Также можно доехать на такси от 800 рублей в одну сторону.

А еще советуем посмотреть интересные варианты индивидуальных и групповых экскурсий с отзывами на этих проверенных сайтах:

ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕДАТА ВЫЛЕТАДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯНАЙТИ БИЛЕТ
Мск.-Екб 2022-01-20 2022-02-14 НАЙТИ ОТ 5 168 ₽
Мск.-НвСб 2022-02-13 2022-02-27 НАЙТИ ОТ 5 750 ₽
Мск.-Казань 2022-01-18 2022-01-30 НАЙТИ ОТ 2 896 ₽
Мск.-Самара 2022-01-08 2022-02-05 НАЙТИ ОТ 3 772 ₽
Мск.-Адлер 2022-01-08 2022-01-28 НАЙТИ ОТ 3 294 ₽
Мск.-СпБ 2022-03-09 2022-03-11 НАЙТИ ОТ 2 590 ₽

Храм Всех Религий Марина Абрамова 8 Май, 2018
Устаревшие данные по Храму Всех Религий. Он уже больше года открыт для посещения! r> Благотворительный взнос - 50 руб. Работает с 8:00 до 20:00 летом (зимой с 9 до 18). Сказочно красиво и снаружи, и внутри! Можно делать фото. Есть экскурсии за доп.плату- 350 внутри храма, 500 внутри и снаружи.r> Доброжелательно примут, интересно расскажут!r> Добираться тоже просто! Автобусы 2 и 45 идут прямо до Храма. Такси от Кремля 120 руб. .

Экскурсия включает в себя посещение загородной обители, полное название которого - Раифский мужской Богородицкий монастырь или коротко - местечко Раифа, что переводится как Богом хранимое место.

Продолжительность программы 3-4 часа.

Экскурсия включает в себя посещение загородной обители, полное название которого - Раифский мужской Богородицкий монастырь или коротко - местечко Раифа, что переводится как Богом хранимое место. Расположен он в 30 км от Казани на территории Волжско-Камского биосферного заповедника и окружен не только лесом, но и прекрасным озером. Казанцы регулярно приезжают туда поставить свечи Чудотворной Грузинской иконе Богородицы и набрать воды из источника.

Это очень популярный загородный маршрут.

раифа.jpg

Вы увидите:

  • Храм Всех Религий - творческая мастерская 1994-2013 года художника Ильдара Ханова, расположенная по дороге в Раифу на берегу Волги.
  • Старинные храмы обители - дата основания мужского монастыря Филаретом: 1613 год
  • Современные храмы начала 20 века – работа епархиального архитектора Малиновского
  • Чудотворная Грузинская икона - объект массового паломничества людей в монастырь
  • Тактильные иконы – авторства мастера Анны Солнечной, установленные на берегу раифского озера и в Троицком соборе
  • Источник с водой - где вы сможете ее попробовать или увезти с собой, а также отведать монастырскую выпечку
  • Мраморные скульптуры - работы бывшего послушника монастыря скульптора Владимира Савельева
  • и многое другое - все секреты маршрута выдавать не станем…

Подробности:

Стоимость экскурсии

Кол-во человек Цена
индивидуальная экскурсия в раифский монастырь (4 часа)
1-3 чел. 6 500 руб.
4-6 чел. 7 500 руб.
7-18 чел.
9 500 руб.
19-34 чел.
14 500 руб.
35-48 чел.
19 000 руб.

Есть вопросы — спрашивайте!

Галерея

Свежие предложения

Фирменная обзорная экскурсия по Казани с посещением кремля

Вечерние огни Казани - индивидуальная экскурсия по ночному городу

Тур-микс: Свияжск+Раифа+Храм всех религий

Отзыв №1

Эта поездка была восхитительна. Индивидуально составленные экскурсии; тщательно подобранные кафе для питания; прекрасная, добрая, образованная экскурсовод, интересные, насыщенные экскурсии! Мы узнали много интересных фактов, познакомились с историей Казани, увидели огромное количество достопримечательностей татарской республики, примерили национальные костюмы и получили заряд энергии, массу положительных впечатлений и эмоций. И это все благодаря интересному рассказчику, знатоку своего дела, готовому всегда пойти навстречу туристам! Огромное спасибо "Татар-тур" за яркие впечатления, назло весенней непогоде, которую мы привезли с собой. А Ваше душевное тепло согрело и подарило весну всей группе. Благодарим за все. Хочется приехать еще раз!

Отзыв №2

Добрый вечер! Были в Казани с в мае. Как-то за ужином с подругами, решили поехать с детьми в Казань. Татар-тур нам посоветовали знакомые. И мы не прогадали. Прекрасные экскурсии, все спланировано до мелочей. Дети были в восторге, не хотели расставаться. Спасибо огромное! Мы обязательно вернемся!

Отзыв №3

Провели с семьей в Казани 3 незабываемых дня на зимних каникулах. Были впервые. Благодаря экскурсоводу Татар-тур от путешествия по вечерней Казани остались только положительные эмоции. Она интересно, с чувством любви и гордости за любимый город рассказала и показала все самые яркие и популярные места. Сделала для нас семейные фотографии на фоне памятников и домов. Казань - красивый город, а вечерняя Казань просто сказочная от подсветок и гирлянд!! Такой красоты мы еще не видели и очень хочется вернуться сюда снова. Спасибо огромное за все эти незабываемые моменты! Рекомендуем Казань и "Татар-тур".

Когда впервые я приехала в Казань, показалось, что очутилась за границей. Много вывесок на татарском языке, названия улиц, площадей, станций метро хоть и написаны на русском, но звучат весьма странно: Площадь Тукая, Яшьлек, Зур Урам. И достопримечательности многие с необычными названиями: башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф. И в местных кафе порой не знаешь, что кроется за названиями элеш, эчпочмак, бэлиш, губадия. На тот момент я пробовала лишь чак-чак. Стоит выйти на улицы Казани, как можно забыть о времени и без конца восхищаться архитектурной мозаикой. Но самое сильное впечатление — это мирное соседство мечетей и православных храмов. Две культуры, два мира, запад и восток — вот что нужно увидеть в Казани.

19,5 тыс.

2

5 минут чтения


Достопримечательности Казани поджидают туриста на каждом шагу. А если немного знать историю, то каждый шаг, который вы делаете по казанской мостовой — это шаг по богатой событиями земле. Теперь подробнее о местах, которые нужно увидеть осенью в Казани.

Казанский Кремль

Уже при Иване Грозном он был. А в 2000 году Казанский Кремль включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Прогуливаясь по Кремлю, можно посмотреть и другие достопримечательности Казани: восстановленную мечеть Кул Шариф, которая сегодня стала визитной карточкой города; падающая башня Сююмбике; Благовещенский собор (да, на одной территории мусульманские и православные храмы); башни Кремля, президентский дворец. Здесь же торговые ряды с традиционными сувенирами: головными уборами, украшениями и нарядами.

Хотите прочувствовать мощь архитектурных сооружений – встаньте у стены мечети и поднимите голову, чтобы рассмотреть башенки минаретов, которые почти касаются облаков.

Обязательно вспомните историю завоевания Казани, гуляя по Кремлю. Тогда ваши ощущения станут еще более яркими. Более тысячи лет стоит Казанский Кремль. Повидал он и правителей Волжской булгарии, и Казанского ханства, знает много о боях, поражениях и победах татарского народа. У каменных стен Кремля ярким осенним нарядом одеты деревья, прогуливаясь вдоль них, вы зарядитесь прекрасным настроением.


Улица Баумана

Четыре столетия городской жизни хранит одна из самых старых улиц Казани. Стоит ступить на пешеходный казанский Арбат, как тут же попадаешь в историю города. В эпоху Казанского ханства она называлась Ногайской дорогой, после захвата города войсками Ивана Грозного сменила имя на Проломную. А в прошлом веке стала носить имя местного революционера.

Здесь проходят народные гуляния, театрализованные представления, вечерами играют музыканты, а горожане и гости Казани отдыхают в многочисленных кафе, ресторанчиках, на скамейках и около фонтанов.


Фото: Влад Виноградов

Татарские слободы

Исторически сложившиеся места расселения татар появились в 1552 году, после взятия Казани войсками Ивана Грозного: Ягодная, Старо и Новотатарские слободы. Правда сегодня они почти слились с современными застройками.


Храм всех религий

Находится эта достопримечательность на окраине Казани, в поселке Старое Аракчино.


Раифский монастырь и заповедник

За свою тысячелетнюю историю казанская земля стала пристанищем для многочисленных последователей религий. На берегу Раифского озера в 25 км к западу от Казани в 17 веке был основан Раифский Богородицкий мужской монастырь. Как и многие святыни, монастырь был разрушен. Сохранилось только 16% построек. Но в 1990 году его начали восстанавливать по чертежам и фотографиям. Сегодня это единственный в Татарии монастырский комплекс в стиле барокко. В Раифе имеются гостиница для паломников и часовня, где можно набрать святой воды. А славится монастырь своей оранжереей, в которой до поздней осени цветут богатые клумбы.

Стоит отметить, что монастырь находится на территории заповедника. Насаждения бывших монастырских лесов, вошедших в состав заповедника, считаются одними из старейших в Европе. Сохранились деревья, которым 200-250 лет. От ЦУМа ежедневно отправляются автобусы до Кульбашей и Уразлы, которые проходят через Раифский монастырь.


Что еще интересного посмотреть в Казани осенью?

Можно забраться на крышу Гранд-отеля, на вертолетную площадку, и осмотреть Казань с высоты. Местный гид поможет вам увидеть достопримечательности и интересные объекты города.


Фото: Влад Виноградов

На улице Петербургская стоят яркие трамвайчики. Можно забраться внутрь, побыть вагоновожатым.


Загляните в Музей социалистического быта, расположенный в бывшей коммунальной квартире на 20 человек. Кирпичные стены, старая проводка, выключатели, чугунные батареи. Здесь живет дух СССР, и все предметы быта — настоящие. Только положительные эмоции.


И обязательно посмотрите мост Миллениум, построенный к тысячелетию Казани. Это самый высокий мост в городе – 40 метров.


Фото: Влад Виноградов

Где остановиться в Казани:

    4* расположен в сердце Казани. Пара минут — и вы на улице Баумана, а от неё уже и в метро можно спуститься, и до Кремля дойти. Каждый номер уникально оформлен. Гостям предлагают завтраки, включенные в стоимость номера, и бесплатный Wi-Fi.


    расположен в центре Казани, в 10 минутах ходьбы от Кремля. Гости могут воспользоваться современным фитнес-центром, бесплатным Wi-Fi. Номера оформлены в классическом стиле. Завтрак входит в стоимость номера.



    расположен в парковой зоне, в 10-минутах от центра города. В здании отеля расположен развлекательный комплекс с рестораном русской и восточной кухни, боулингом, бильярдом. После насыщенного дня можно расслабиться в сауне и отдохнуть в бассейне. Завтраки включены в стоимость номера, как и Wi-Fi.


    2* удобно расположен в центре города. Рядом набережная реки Казанка и Кремль. Каждый день знакомства с городом можно завершать отдыхом в сауне и дегустацией татарских блюд в ресторане.


Желаю интересного путешествия по Казани вместе с Островком!

Подпишись на обновления блога, и мы откроем для тебя целый мир вдохновляющих путешествий, тревел-лайфхаков и небанальных направлений на все случаи и для любых компаний.

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче.

Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре.

Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге. Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасопреображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.

Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере. Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение.

Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.

В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения.

Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Имя первого из них - Сергий, принявший при монашеском постриге имя Серапион. Он оставил мирские дела, принял монашеский постриг, а все свое богатое имущество отдал Седмиозерскому монастырю, где он прожил первое время после своего пострига, пока не присоединился к Филарету. Таким образом росло и крепло вокруг Филарета новое братство, жившее в аскетических деревянных хижинах на берегу прекрасного лесного озера.

По предложению Филарета была построена часовня, куда под руководством своего наставника собирались для служения вечерни, утрени и часов. По преданию, дошедшему до нас из глубины веков, построение часовни было ознаменовано видимым знаком благоволения Божьего. Как-то раз один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую то место, на котором стоял скит.

Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование. После этого некоторым монахам, жившим на том пустынном месте слышался какой-то необыкновенный колокольный звон, неоднократно повторявшийся с большей или меньшей выразительностью. Это было воспринято как знак предчувствия будущего процветания иноческой обители.

Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды. В 1661 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. начались строительные работы

До назначения в Казань он служил на Севере - в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской обители. В то время именно там находилась эта Чудотворная икона. Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской пустыни, точный список с Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим Митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.

Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 годы), и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек, также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому.

С 1690 по 1717 годы трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей), кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды , построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена.

Игумен, впоследствии архимандрит Раифской пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма, построенного в XVII веке при митрополите Маркелле. Строительство собора было завершено в 1842 году.

В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.


Одними из последних строений Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901 году).

По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося ребенка: строить ему колокольню или нет?

Пройдя около версты, встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку:
- Как тебя зовут?
Та отвечает:
- Мася.
- Сколько тебе лет?
Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырёх лет.
- Ну, хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
- Штрой (т.е. строй).
- Спаси тебя Господи, деточка, - сказал отец игумен и возвратился в обитель.

В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день из Казани к нему приехал М. Т. Атлашкин и говорит:
- Вот, Батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать в обитель заготовленный у меня кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

На что отец игумен ответил:

- Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
- Ну вот и слава Богу, - ответил Михаил Тимофеевич, - так я вам сегодня же начну перевозить кирпич.
14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила.

Собор в честь Святой Живоначальной Троицы был заложен в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце XVII века, и освящен 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. В начале XX века в обители не было достаточно средств и Троицкий собор так и не был расписан.

В 1919 году при Казанском университете был основан лесой факультет, и ему была передана Раифская обитель с её лесами.

Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской епархии, кто с первого дня отказался принять власть церковных обновленцев, считая ее неканонической: и Высшее Церковное Управление, и присланного в Казань в мае 1923 года лжеархиепископа Алексия, и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину и власти, помня о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих - около 40 человек - крестьяне выбрали семерых для прихода, остальные нашли работу в селах, некоторых пожилых монахов приютили крестьяне окрестных деревень.

23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощное богослужение, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в Пустынь прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Инокини добывали себе на хлеб прачечными и огородницкими работами, шитьем одеял, при этом из скудных зарабатываемых средств умудрялись поддерживать ссыльное духовенство (коему запрещалось совершать службы и требы, т.е. зарабатывать себе и семье на хлеб), собирать и носить в тюрьмы и следственные изоляторы обеды и вещи арестованному священству.

После полного закрытия монастыря в 1930 году большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности для новой власти, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь были разграблены.
Научная общественность Казани всеми силами пыталась спасти уникальный памятник архитектуры, но несмотря на попытки казанских ученых сохранить уникальный архитектурный ансамбль, используя его в интересах науки, в сентябре 1933 года на территории Раифского монастыря была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатССР. В храмах и братских корпусах теперь располагались производственные мастерские, клуб и столовая.

До передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства.

Но к 1938 году колония приходит в упадок, главная причина которого излагалась в докладной записке начальника плановой статистической группы ОТК НКВД СССР Филиппова.
На основании этого письма НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа. В Троицком соборе был устроен гараж, в Грузинском - клуб, а на втором этаже спортивный зал. Колония была разделена на две зоны: для взрослых мужчин и подростков. Позднее, в 1941 году, видимо, из-за нехватки места в тюрьмах Казани, в Раифу привезли и осужденных женщин. В 1941 году для них был построен специальный барак. В войну в колонии разразилась эпидемия тифа. На противоположном берегу Раифского озера были построены бараки-изоляторы, куда перевозили смертельно больных узников. Несмотря на это, умерло очень много заключенных. Хоронили их в братских могилах.
На первом этаже монастырского братского корпуса, в ризнице и библиотеке были устроены камеры, а на втором этаже - неотапливаемые карцеры. Ночью в 1942 или 1943 года были увезены почти все женщины. Остались расконвоированные и ссыльные поселенки. После этого в колонии еще около 10-ти лет оставались мужчины. Большинство из них умерли от тифа, часть отправлены в штрафные батальоны на фронт.. С уходом солдат НКВД в 1953 году были также вывезены все архивы Раифского филиала ГУЛАГа. Но хочется надеяться, что впоследствии все же будет восстановлена подлинная картина событий, происходивших в Раифской обители в 1936-1953 годах.

Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в июне 1990 года. В конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря.

Первым настоятелем монастыря был архимандрит Всеволод (Захаров). Он родился в городе Казань в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей.В 977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в г. Курск был рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году возведен в сан архимандрита. Скончался 20 августа 2016 г.

Ныне святая обитель переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. Многие иночествующие заочно получают высшее богословское образование в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте и духовных семинариях. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей российской культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Читайте также: