Распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха ребенка с учетом возраста

Обновлено: 19.09.2024

1. Бароненко В.А. Культура здоровья студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2003. – 417 с.

3. Бреус Т.К., Чибисов С.М., Баевский Р.М., Шебзухов К.В. Хроноструктура биоритмов сердца и внешней среды. – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2002. – 232 с.

4. Жданова Ю.В., Назаренко В.М. Формирование здорового образа жизни // Биология в школе. – 2006. – №2.

6. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2010. – 368 с.

7. Хильдебрандт Г. Хронобиология и хрономедицина / Г. Хильдебрандт, М. Мозер, М. Лехофер. – М.: Арнебия, 2006. – 144 с.

8. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи:

– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования – режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

Методы исследования:

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм

1.1. Основные элементы здорового образа жизни

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

– состояния медицины – на 10 %;

– влияния экологических факторов – на 20–25 %;

– генетических факторов – на 20 %;

– условий и образа жизни – на 50 %.

liach-1.tif

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

1.2. Режим дня и биоритмы человека

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

liach-2.tif

Суточные ритмы человека

Фаза замедления биоритмов.

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

liach-3.tif

liach-6.tif

Рис. 1. Динамика работоспособности

1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

liach-5.tif

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

– нормальному росту и развитию детей;

– восстановлению нервной системы;

– бодрое состояние в течение длительного времени;

– помогает выработать полезные привычки и навыки;

– способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

– отставанию в физическом и умственном развитии;

– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

– рациональное чередование работы и отдыха;

– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;

– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей по вопросу режим дня учащихся.

1. Познакомить родителей с основными компонентами режима дня.

II. Консультации с медицинским работником школы, анализ медицинских карт школьников.

IV. Выработка представлений о сценарии, участии родителей и учителей, решение родительского собрания, о способах активизации участия родителей в обсуждении данного вопроса.

Вступительная часть

Выступление классного руководителя.

Современному школьнику постоянно не хватает времени. Процесс обучения в школе очень насыщенный. Помощником может и должен быть правильно организованный режим дня школьника.

Основная часть

Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.

Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.

Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
Определяется режим не только нашими жела­ниями, но и общественными требованиями. В определенные часы начинают и заканчивают работу учреждения, заводы, институты, школы, театры, магазины. И каждый человек, независимо от желания, дол­жен считаться с этими факторами.

Нерационально организованный режим приводит к снижению работоспособности, развитию утомления и переутомления, задержке роста и нормального развития.

Результаты исследования и их интерпретация.

1. Школьники имеют представление о режиме дня.

2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.

3. Для 46% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.

4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.

5. Нарушения режима питания (завтрак) отмечаются у 9% учащихся.

6.Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: у 18% учащихся превышены гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий, только 5% учащихся делают перерывы.

7. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, музыкальную школу, секции. Учащиеся занимаются не более чем в двух кружках (секциях).

8. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением телевизионными передачами, компьютерными играми.

9. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.

Высказывания родителей, беседа со всеми участниками собрания

Казалось бы, люди творческого труда: композито­ры, писатели — должны работать только тогда, когда у них вдохновение. А на самом деле тот же строгий ре­жим.

Режим дня школьников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, которая зависит от интенсивности физиологических процессов.

В режиме дня школьника должны быть предусмотрены следующие основные компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и достаточное питание; 4) гигиенически полноценный сон. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).

Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Заключительная часть. Решение собрания.

2) Родителям и классному руководителю в течении года заботиться о здоровье учащихся, следить за выполнением ими режима дня.

3) Родительскому комитету спланировать мероприятия по рациональной организации свободного времени учащихся в дни зимних каникул.

Гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах) [8]

Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.
С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.


При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 час и 16-18 час. Первый подъем более выражен по силе и длительности. Вместе с тем есть дети с одновершинным дневным подъемом работоспособности или с многовершинным вариантом. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.
Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.
Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (" 1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности. В 17-18 лет длительность ночного сна уменьшается до 6-6,5 час. Поздней осенью и зимой длительность сна несколько увеличивается в связи с необходимостью адаптироваться к более холодному времени года (В.Н. Кардашенко, 1988). У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности.
Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.
Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.
Двигательная активность школьника выражается в тысячах шагов или в количестве часов пребывания на воздухе, или в цифровом выражении энергозатрат. С возрастом показатель увеличивается, но неравномерно в разные периоды развития ребенка. Так, в 7-8 лет мальчики совершают до 20 тыс. шагов в сутки, девочки - 17 тыс., а в 9-10 лет - одинаковое количество (20-21 тыс.), затем вновь проявляются половые различия (у мальчиков - больше). Аналогичная неравномерность двигательного компонента характерна для его суточной динамики: в часы высокой активности количество движений явно превышает этот показатель малоактивного времени суток.
Зимой отмечается тенденция к снижению двигательного компонента режима. В период снижения физиологической активности можно планировать игровую деятельность или отдых по интересам (чтение, рисование, шитье и прочее). Длительность этого вида деятельности составляет от 1-1,5 часа для младших школьников до 2,5-3 часов - для старших. Подобный отдых проводится на фоне положительных эмоций, доставляет удовольствие, создает психологическую разгрузку для организма. Необходимо лишь учитывать (и, возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи). Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 - для младших и 20-25 минут для старших.
Даже при работе с компьютером, имеющим специальную защиту экрана, должны существовать временные ограничения (от 15 до 30 минут для школьников разного возраста), т. к. неблагоприятный эффект излучения сочетается с мельканием кадров и другими факторами негативного воздействия.
Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов - в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).
Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.)
Дети участвуют также в общественно-полезном труде (в классе, на школьном участке, в тепличном хозяйстве школы). Подобная деятельность должна продолжаться для профилактики переутомления не более 30 минут в начальных классах, 40 минут - в 5-8 классах и 1,5 часа - для старших школьников. Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов, отбросов) и превышающей физические силы детского организма, либо противоречащей состоянию их здоровья. Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.
Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.
К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования (увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие, снижение возрастных границ интенсивного образования и др.) в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных гигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или предболезненных состояний.
Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же. После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы. В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа. При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.
Режим дня школьников значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачи экзаменов. В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше - максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место, но больше времени следует отводить творческой деятельности.
В период подготовки и сдачи экзаменов остаются прежними длительность сна, личной гигиены, закаливания, двигательной активности, питания. Остальное время посвящается учебной деятельности в домашних условиях, но следует помнить, что подобная подготовка проходит оптимально в часы наибольшей физиологической активности.

\u0420\u0435\u0436\u0438\u043c \u0434\u043d\u044f\u00a0\u2013 \u044d\u0442\u043e\u00a0\u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438 \u043d\u0430 \u0432\u0441\u0435 \u0432\u0438\u0434\u044b \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0443\u0442\u043e\u043a \u0441 \u0443\u0447\u0435\u0442\u043e\u043c \u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442\u0430 \u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u044c\u044f.\u00a0\u0412 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u0440\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c\u0430 \u2013 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u043d\u044f, \u043d\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438. \u00a0\u00a0\u00a0\u0420\u0435\u0436\u0438\u043c \u0434\u043d\u044f \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f\u00a0\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0434\u043b\u044f \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u0445 \u044d\u043b\u0435\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0435\u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0442\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u0431\u043e\u0434\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0443\u044e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u041f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c \u0434\u043d\u044f \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0443 \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043a\u0430 \u0440\u043e\u0432\u043d\u043e\u0435, \u0431\u043e\u0434\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441 \u043a \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0438\u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0438\u0433\u0440\u0430\u043c, \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044e.\u00a0\u00a0\u00a0\u0420\u0435\u0436\u0438\u043c \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u043b\u044f \u0434\u0435\u0442\u0435\u0439, \u0443 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445\u00a0\u043f\u0435\u0440\u0435\u0443\u0442\u043e\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u00a0\u043f\u0440\u0438\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043a\u00a0\u0438\u0441\u0442\u043e\u0449\u0435\u043d\u0438\u044e \u043d\u0435\u0440\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b. \u041f\u0440\u0438 \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c\u0430 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0431\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0440\u0438\u0442\u043c \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u0430, \u0442.\u0435. \u0432\u044b\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u043e\u0442\u0438\u043f \u0432 \u0432\u0438\u0434\u0435\u00a0\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0435\u0444\u043b\u0435\u043a\u0441\u043e\u0432. \u0417\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u044f\u044f\u0441\u044c, \u043e\u043d\u0438 \u043e\u0431\u043b\u0435\u0433\u0447\u0430\u044e\u0442 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u0443 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0442 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f \u0438 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u0439 \u0444\u0438\u0437\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043a\u0438 \u043a \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u041f\u0440\u0438 \u0435\u0436\u0435\u0434\u043d\u0435\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f\u0445 \u0443\u043c\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0438\u043b\u0438 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u043c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u0438 \u0438 \u0442\u0435 \u0436\u0435 \u0447\u0430\u0441\u044b, \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b \u00ab\u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f\u00bb \u043a \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0442.\u0435. \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u00ab\u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f\u00bb.\u00a0\u00a0\u00a0\u0422\u043e \u0436\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043f\u0440\u0438\u00a0\u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u044f\u0440\u043d\u043e\u043c \u0440\u0435\u0436\u0438\u043c\u0435 \u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u044f. \u041a \u00ab\u0437\u0430\u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443\u00bb \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043d\u0441\u0438\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0438\u0449\u0435\u0432\u0430\u0440\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u043a\u0430, \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0435\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u0442\u0438\u043a\u0430 \u043a\u0438\u0448\u0435\u0447\u043d\u0438\u043a\u0430, \u0447\u0442\u043e \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0438 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0438\u0449\u0435\u0432\u0430\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435. \u041d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0438\u0442\u043c\u044b \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u0430\u00a0\u043d\u0435 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438\u00a0\u0438\u00a0\u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u0441 \u043a\u043e\u043b\u0435\u0431\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0435\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u044b, \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u043c\u0438\u0441\u044f, \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0441\u043c\u0435\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043d\u044f \u0438 \u043d\u043e\u0447\u0438, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0435\u0431\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u0432, \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u0443, \u0441\u0435\u0437\u043e\u043d\u0443 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0438 \u0442.\u043f. \u00a0 ">]" data-test="answer-box-list">

АняВернер

Новые вопросы в Другие предметы

Опыт 1. Задание; наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ. О Порядок выполнения 1. В 1-ю пробирку с медным купоросом доб … авь 5 мл спирта, во 2-ю - 5 мл воды и хорошо встряхни их для лучшего растворения вещества. 2. Какой из предложенных раствори- телей хорошо растворяет медный купорос? 3. Сделай вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в раз- Помии! Правила техники безопасности! ных растворителях. 145​

У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера: 1 — умножь на 5; 2 — вычти 5.Первая из них увеличивает число в 5 раз, вторая уменьшае … т его на 5. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 80, содержащий не более шести команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. * помогите

4. а) Запишите возможные реакции. Медь+хлорид магния= Цинк+ вода- Магний+ сульфат натрия- Кальций+ вода- Серебро+ соляная кислотая Натрий+ сульфат жел … еза- Ртуть + вода- (b)Выведите ряд активности металлов, на основе вашего прогноза. 36​

1. Алюминий широко распространенный металл в земной коре. Его использую как в чистом иде, так и в виде сплавов. Напишите физические и химические свойс … тва алюминия. (Реакция с простыми веществами и со сложными).​

Читайте также: