Самые красивые места на колыме

Обновлено: 19.09.2024


Колымские Мегалиты. Фото: Игорь Безнутров

В Магаданской области еще много тайн и загадочных мест, которые ждут своего исследователя. Одно из таких мест находится буквально в 30 километрах от Магадана. Одна из сопок еще издалека привлекает к себе внимание своей конической формой. Она не является господствующей высотой, но с нее открывается такой вид, от которого захватывает дух! Только окружающие ландшафты являются всего лишь оправой для драгоценного камня. Главное – впереди.

На вершине сопки мы видим странные сооружения из огромных каменных глыб, каждая весом в несколько десятков тонн.

Уже с первого взгляда отмечается некая архитектурность этих сооружений. Стена из подогнанных друг к другу валунов. Овальные чаши с талой водой в каменных плитах. Конструкции, которые так и тянет назвать ритуальными алтарями. Нечто, похожее на остатки барельефов, практически уничтоженных безжалостным временем.

m10.jpg
m09.jpg

Уже эти обстоятельство позволили сделать первое предположение о том, что каменные конструкции – дело рук человеческих. Но кто и в какие века смог затратить огромное количество человеко-часов на сооружения из циклопического камня? Да, ученые признают, что много веков назад на Крайнем Северо-Востоке был совсем другой климат, позволявший обитать на бескрайних саванновых просторах сотням тысяч различных животных. Но говорить о существовании в этих краях развитой человеческой цивилизации, да еще способной на такое строительство, обычно считалось в научной среде признаком дурного тона.

Летающие люди… Трудно на этом материале строить какие-то предположения и далеко идущие выводы. Но вот какая странность – многие древние авторы, включая античных историков, не раз упоминают о летательных способностях жителей легендарного материка под названием Гиперборея, который якобы располагался в районе заполярья около северного полюса.



Сходство поразительно: в отличие от большинства европейских дольменов канадские дольмены представляют собой огромные глыбы, поставленные на маленькие камни, причем количество камней подставок идентично именно сейдам северной Европы — три штуки.

Канадские сейды ставились аналогично североевропейским — монумент Садли-рок стоит на скальном островке правильной формы, возможно искусственно обработанном, посреди болота на возвышенности, практически точно копируя один из сейдов Кольского полуострова, в адмирал-парке и возле озера Кидстон мегалиты установлены на покатых скалах возле воды. Если в Европе схожие с сейдами дольмены составляют лишь часть мегалитического разнообразия, то в северной Америке любой дольмен может быть назван сейдом, без каких-либо оговорок, как конструктивно, так и по расположению. Конечно ближайший путь к канадским мегалитам от западной Европы, чем северной Скандинавии, но история показывает, что не всегда ближайший путь был верным.


Короче говоря, версий много. При этом сказать со всей очевидностью — к какой именно из них могут подойти найденные в окрестностях Магадана циклопические постройки, пока не сможет никто. Древние камни молчат. И продолжают хранить свою тайну…
И.А.Безнутров

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой

Хорошую фотографию Антонина сравнивает с хорошей картиной. Она у каждого своя, но непременно должна доносить некое послание и оставлять след в душе.

Антонина говорит, что занимается предметной съёмкой для продаж, а пейзажной – для души. Снимает на Canon 6D с объективом Canon 17-40мм F/4. За интересными кадрами отправляется в фототуры по живописным природным уголкам, туда, где не ходят толпы туристов. Она уже побывала на Байкале, Ладоге, Онеге, Белом море, Колыме, Кольском полуострове, в Крыму. Туманы Приморья, закаты в горах, рассветы на озёрах, великолепную осеннюю Колыму, джунгли севера и другие красоты природы можно увидеть в её кадрах.

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 4


Великолепная осень, Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 5


Утро, Колыма, озеро Джека Лондона

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 6


Аватар, Сихотэ-Алинь, Японское море

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 7


Туманы Приморья, Лазовский заповедник

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 8


Японское море

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 9


Непогода в горах, непогода. Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 10


Рассвет, озера Корульди, Сванетия

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 11


Сванетия, озера Корульди

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 12


Снег, Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 13


На озере Джека Лондона, Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 14


Закат на хребте, Загедан, Карачаево-Черкессия

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 1


Низкая облачность, Кавказ

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 15


Калязин

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 16


Ежики, Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 17


Ладога

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 18


Джунгли Севера

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 19


Течение осени Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 20


Ладога

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 2


Колыма

Осенняя Колыма, туманы Приморья, озёра и горы в пейзажных фотографиях Тони Андреевой 3


Кустики голубики после первых заморозков на Колыме

_A8A6650.jpg

Итак, друзья, на днях наша компания возвратилась из короткого, но безумно яркого путешествия по Колыме. Впечатлений от поездки столько, что в двух словах и не передашь. Словно на другой планете оказался, почти без преувеличения. Так что, буду постепенно рассказывать в фотоотчётах, пока всё это в голове только укладывается.

Даже сегодня здесь можно обнаружить множество остатков жилых и производственных построек. В частности, в поселке, находившемся поблизости - в основном дома по типу русских изб, а в рабочей и лагерной зонах - часть дробильной фабрики с большими отвалами руды, лагерные вышки, колючая проволока разные другие осколки тяжёлого прошлого.

_A8A6624.jpg

1. Рано утром мы собрались и оккупировали так называемую "вахтовку" - специальный автобус на базе КАМАЗа повышенной проходимости, призванную провезти нас свыше 300 км и далеко не всегда по дорогам. Вот Саша alexcheban .

_A8A6625.jpg

2. А вот пока ещё сонный, но уже добравшийся до ноутбука Дима dimabalakirev .

_A8A6631.jpg

4. А это та самая супервахтовка. Дима Балакирев был весьма доволен, когда узнал, что её кузов произведён в его родном Челябинске.

_A8A6639.jpg

5. Проходимость и мощь этого монстра просто поразительны. Грузовик способен передвигаться чуть ли не вплавь, штурмовать крутые горы, снежные завалы и прочие препятствия. Иногда становилось просто страшно, что мы застрянем или кувырнёмся с обрыва, но машина всегда отлично справлялась с любыми задачами. Конечно, отдельное спасибо опытнейшему водителю.

_A8A6627.jpg

6. Наконец, миновав около 300 км и потратив на дорогу более пяти часов, мы оказываемся в месте дислокации лагеря. Здесь уже вовсю лежит снег, температура уходит в минус, а ведь ещё только начало октября.

_A8A6628.jpg

7. Зимой здесь температура воздуха легко преодолевает пятидесятиградусную отметку. Представляете, какова здесь была жизнь и каторжный труд заключённых? Вот и я не представляю.

_A8A6645.jpg

8. Компания блогеров пытается скрасить минорное настроение здешних мест. На фото Василий vasneverov пробует что-то станцевать.

_A8A6647.jpg

9. Вася, Саша и Дима.

_A8A6646.jpg

10. Саша Крылов и Сергей feelek Филинин.

_A8A6689.jpg

11. По пути следования попадается множество артефактов тех времён.

_A8A6642.jpg

12. Печка, шконка и стол.

_A8A6648.jpg

13.

_A8A6672.jpg

14. Что это?

_A8A6675.jpg

15. Вот всё, что осталось от бедного Снуппи ЗиС-5.

_A8A6635.jpg

16. Вода кое-где уже замёрзла.

_A8A6632.jpg

17. А кое-где ещё нет.

_A8A6649.jpg

18. На сопках хорошо видны шурфы, заметные по отвалам породы на склонах.

_A8A6651.jpg

19. Наконец начали появляться ещё сохранившиеся деревянные конструкции, служившие местом добычи породы. Здесь она перебрасывалась в тачки, которые заключённые и перевозили.

20. Вот что рассказывают о жизни и адском лагерном труде Пётр Демант и Всеволод Пепеляев, отбывавшие срок в Днепровском.

_A8A6654.jpg

22. "Плотники делали бункер, эстакаду, лотки, а наша бригада устанавливала моторы, механизмы, транспортеры. Всего мы запустили шесть таких промприборов. По мере пуска каждого на нем оставались работать наши слесари — на главном моторе, на насосе. Я был оставлен на последнем приборе мотористом." (В. Пепеляев)

_A8A6655.jpg

23. "Работали в две смены, по 12 часов без выходных. Обед приносили на работу. Обед — это 0,5 литров супа (воды с черной капустой), 200 граммов каши-овсянки и 300 граммов хлеба. Моя работа — включи барабан, ленту и сиди смотри, чтобы все крутилось да по ленте шла порода, и все. Но, бывает, что-то ломается — может порваться лента, застрять камень в бункере, отказать насос или еще что. Тогда давай, давай! 10 дней днем, десять — ночью. Днем, конечно же, легче. С ночной смены пока дойдешь в зону, пока позавтракаешь, и только уснешь — уже обед, ляжешь — проверка, а тут и ужин, и — на работу." (В. Пепеляев)

_A8A6659.jpg

26. "Ночи здесь почти нет. Солнце только зайдет и через несколько минут уже вылезет почти рядом, а комары и мошка — что-то ужасное. Пока пьешь чай или суп, в миску обязательно залетит несколько штук. Выдали накомарники — это мешки с сеткой спереди, натягиваемые на голову. Но они мало помогают." (В. Пепеляев)

_A8A6660.jpg

29. "В зале компрессорной, в которой установлены два старых танковых мотора и американский передвижной компрессор, собралась толпа — зеки и вольные взрывники. Подхожу — спиной к стене стоит невысокий кряжистый старик. Лоб у него в крови, нос разбит. Старик угрожающе размахивает коротким ломом. Трое механизаторов в замасленных спецовках—обслуга компрессора—тщетно пытаются подобраться к нему. " (П. Демант)

_A8A6664.jpg

31. "В сотне шагов от конторы, тоже на косогоре, белело новое здание компрессорной, за ней стоял большой бункер, в который ссыпали руду из шестой, самой богатой штольни. Там автодорога поворачивала за сопку на второй участок, где руду спускали по бремсбергу— вагонетками. Возле бункера находилась хорошо заметная яма, нам становилось немного не по себе, когда мы проходили мимо: это был выход пятой штольни, которая обвалилась в апреле 1944 года, похоронив целую бригаду, по рассказам, около тридцати заключенных." (П. Демант)

_A8A6663.jpg

32. "Первый год на прииске прошел бурно и был полон неожиданностей. Геологи часто попадали впросак с прогнозами, громадные полигоны не всегда оправдывали надежды, зато случайно люди иногда натыкались на невероятно богатые места. Вольнонаемные рыскали по полигонам и часто приносили касситеритовые самородки весом в десятки килограммов, за них хорошо платили. Один раз на транспортерную ленту прибора попала пятипудовая глыба. Зек, который принял ее за простой камень и тщетно пытался столкнуть, остановил ленту. Неожиданно рядом оказался Грек, он увез находку на самосвале, пообещав бригадиру:
— Я вас, хлопцы, не обижу!
Вскоре на приборе появился Хачатурян и обругал бригаду на чем свет стоит:
— Идиоты, такой кусок отдали! Я бы неделю вас без нормы кормил, да еще курева привез.
Энергию отключили, ребята сидели на транспортере и по очереди курили собранную из окурков самокрутку.
— Не могли иначе, гражданин начальник, — сказал бригадир." (П. Демант)

_A8A6680.jpg

34. "Вся сопка напротив конторы была покрыта извлеченной из недр пустой породой. Гору будто вывернули наизнанку, изнутри она была бурой, из острого щебня, отвалы никак не вписывались в окружающую зелень стланика, которая тысячелетиями покрывала склоны и была уничтожена одним махом ради добычи серого, тяжелого металла, без которого не крутится ни одно колесо, — олова. Повсюду на отвалах, возле рельс, протянутых вдоль склона, у компрессорной копошились маленькие фигурки в синих рабочих спецовках с номерами на спине, над правым коленом и на фуражке. Все, кто мог, старались выбраться из холодной штольни, солнце грело сегодня особенно хорошо — было начало июня, самое светлое лето." (П. Демант)

_A8A6683.jpg

36. Вот такие необыкновенные истории, заставляющие чуть ли не содрогаться и поражаться нечеловеческой стойкости людей, сумевших пережить весь этот ад.

_A8A6684.jpg

37. Лишь уносимые неумолимым течением времени остатки строений пока ещё заметны редким гостям.

_A8A6679.jpg

38. Как нити старой одежды - тлея и растворяясь на неподвижных телах сопок.

_A8A6685.jpg

39. Вот, кстати, поразительно - какие же причудливые сооружения создавали местные зодчие, используя практически одно дерево! Например, здесь когда-то был лифт, ведущий в шахту.

_A8A6688.jpg

40. Но всё постепенно исчезает, закрывая одну из самых невесёлых страниц нашей истории.

_A8A6671.jpg

41. И лишь молчащая природа остаётся прежней.

_A8A6629.jpg

42.

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Большая часть лагерей вдоль этой дороги от главного шоссе до поселка Тополиное, что в 225 километрах от Хандыги, была закрыта в середине 1950-х годов. Другие были вычеркнуты из исторической памяти людьми, собиравшими дрова. Даже сегодня, чтобы попасть в лагерь, надо совершить настоящий марафон. Из Якутска (это столица региона, находящаяся в шести часовых поясах восточнее Москвы) до Хандыги 12 часов езды на машине и пароме. Хандыга своим существованием обязана ГУЛагу: поселок появился в 1939 году, когда здесь открылись первые лагеря. Сегодня Хандыга - это обветшалый поселок в состоянии упадка, не желающий вспоминать о своем прошлом. Там нет памятника жертвам ГУЛага, а частный музей недавно закрылся. Трасса строилась для того, чтобы пролетарское государство могло добывать в этом регионе золото.

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Сначала планировали строительство железной дороги, но потом началась война, и было решено построить шоссе. Работы начались в 1941 году, а к 1943 году уже было пройдено 735 километров,там были в основном политические заключенные, но во время войны к ним добавили тех, кто оказался на оккупированных немцами территориях. Были крестьяне, выступавшие против сталинской программы коллективизации из-за своих личных хозяйств, а также люди, совершившие преступления - тогда можно было получить десять лет лагерного срока, просто что-нибудь украв.

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Лагеря называли по километровым столбам, у которых они находились. Людям, работавшим на строительстве дороги, было немного легче, чем тем, кто трудился на рудниках - те умирали в огромных количествах.Многие заключенные с закрытием лагерей были реабилитированы и уехали из этих мест, а остальные остались в Хандыге.

В 2008 году был наведен новый мост через реку Менкуле, который заменил старый, построенный зеками в 1951 году.

Дорога на костях.Колымский тракт

В поселке Теплый Ключ есть крошечный музей в память о лагерях ГУЛага. Заключенные построили поселок и его аэродром, которым в годы Второй мировой войны пользовались американцы, поставлявшие российской армии самолеты по ленд-лизу.

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Дорога на костях.Колымский тракт

Со строительством федеральной магистрали "Колыма" старый колымский тракт пришел в упадок, и на сегодняшний день находится в заброшенном состоянии.



Выжить на Колыме и увидеть лучший закат в Осетии

Фотограф — о путешествиях по России

Ольга Цынская

Я родился в Узбекистане и приехал в Санкт-Петербург в поисках себя и чего-то интересного.

Занялся фотографией, что позже привело меня к путешествиям. Мне интересно снимать именно природу. Через фотографию для меня открылся другой мир, иное видение жизни. С тех пор я часто путешествую, чтобы найти новые интересные кадры. Я живу в России уже много лет и пришел к выводу, что нужно изучать именно то место, где находишься. Тем более что это самая большая и красивая страна в мире.

В Цейском ущелье

Осетия

На пике Туриста

Одно из первых путешествий было в Осетию.

Меня поразили там невероятные ландшафты. Может быть, самый красивый закат в своей жизни я увидел именно в этой республике. Застал его совершенно неожиданно. Мы ехали на внедорожнике в горы, лил дождь, и я уже решил, что день не удался. Но, поднявшись наверх, мы оказались буквально над дождем и стали свидетелями заката с огромными черными тучами. Подобного я никогда раньше не видел — это один из самых запоминающихся моментов в жизни.

Северная Осетия

Осетия

Закат на Цейским ущельем

Ночь в Цейском ущелье

Останавливались в горах, у местных жителей, полностью погружались в их культуру, быт и аутентичную атмосферу.

Нас угощали традиционными национальными блюдами, читали на родном языке молитвы — незабываемые ощущения!

Кольский полуостров — одно из любимейших мест.

Очень люблю пейзажи северной природы, хотя я родился в Узбекистане и прожил там 19 лет. Меня так и тянет к чему-то прохладному и серому. Мурманская область, горы Хибины, побережье Баренцева моря — это мое. Был там уже много раз.

Побережье Баренцева моря

Баренцево море

На полуострове нет коренного населения и своей культуры. Вокруг достаточно бедно. Но здесь живут очень добрые люди, от которых при общении прямо исходит тепло.

Озеро Малый Вудьявр

Особенно запомнилась поездка туда с маленьким сыном.

Было нереально круто! Наедине с сыном мы узнавали друг друга еще больше.

Наслаждались безумно красивой природой: горами, озерами, морем. Проехали через Кандалакшу в Хибины, где можно увидеть северное сияние. Заглянули в деревню к саамам, познакомились с их жизнью и бытом.

Подружились с северными оленями и закончили путешествие на берегу Баренцева моря в маленьком поселке Териберка, на самом краю земли. Невероятно крутые эмоции от увиденного и получившихся фотокадров.

Деревня саамов. Кольский

Кольский, перекус у водопада Красивый

Вид на Баренцево море

Перевал географов, Хибины

Полуостров привлекателен еще и тем, что это идеальный маршрут автомобильного путешествия.

Перевал географов, Хибины

Хибины

Меня все больше влекло эксклюзивное и нестандартное, в результате я оказался зимой в Якутии.

Жил с оленеводами в палатке при температуре минус 55 градусов по Цельсию, ездил на нартах — нереальные впечатления.

Представьте, как быстро и сосредоточенно ты все делаешь, выходя из палатки, извините, в туалет! Познакомился с бытом оленеводов, научился разжигать костер при таком морозе, добывать еду и ловить оленей — уникальный опыт.

Жеребёнок Якутской лошади

Оленевод Егор

Якутский мэйкап

Оленевод Егор гонит оленей в лагерь

Местные жители практикую моржевание

Якутская лошадь

Свою первую ночь в палатке запомню надолго.

Я был еще совершенно не приспособлен к такому образу жизни. Закинул в печку дров и лег спать. Через пару часов проснулся от дикого холода. Температура внутри была минус 30, все стояло колом, вода замерзла.

Это было серьезным испытанием: вылезти из спальника, чтобы заново развести огонь и затопить печь. Такая жесть — думал, не переживу эту ночь. Но на третий день уже понемногу привык и научился правильно разводить огонь перед сном. Это доказывает, что человек привыкает ко всему.

Потрясающе красивые снежные трехтысячные перевалы, белые замерзшие деревья, которые на рассвете и закате выглядят просто фантастически!

Якутская лошадь переходит Колыму

Горы у трассы Колыма

И, конечно, история места создает особую атмосферу. Ты осознаешь, в каких тяжелейших условиях жили заключенные сталинских лагерей и строили эту дорогу.

Трасса Колыма

Где-то у трассы Колыма

Сознание переворачивается, когда едешь в теплой машине в технологичном комбинезоне и специальной обуви. Именно здесь понимаешь, насколько комфортен наш современный мир.

А сюда мы приезжаем лишь для того, чтобы насладиться красотой природы и получить экстремальные впечатления.

Читайте также: