Самые красивые места транссибирской магистрали

Обновлено: 19.09.2024

В 2016 году мы отмечали 125 лет с начала официального строительства Транссибирской магистрали, которая изначально именовалась Великим Сибирским Путем. Проект по сложности и беспрецедентности сравним разве что с полетом человека в космос. Впрочем, именно так — как стратегическое, эпохальное и грандиозное событие — он и воспринимался современниками на момент строительства. Этот транспортный стержень по сути впервые собрал в единую сущность всю нашу огромную Державу, пересечение которой из конца в конец раньше занимало до нескольких месяцев. Сотни удаленных от каких бы то ни было дорог поселений Сибири получили доступ к бесперебойной трассе, не говоря уж о том, что наконец был создан сухопутный транспортный коридор от восточных морских портов до центральных городов европейской части России, причем проходящий полностью по территории нашей страны.


Удивительно, но и сегодня, как 125 лет назад, Транссибирская магистраль остается непревзойденных памятником технической мысли, трудолюбия и целеустремленности — это самая протяженная (9298, 2 км) в мире двухпутная железная дорога, причем полностью электрифицированная, а на некоторых участках пути поезда курсируют по ней с такими же временными интервалами, как в городском метро. По этим и многим другим показателям она по праву внесена и в книгу рекордов Гинесса.

Через какие города России проходит Транссибирская магистраль

Что же такое Транссибирская магистраль? Это крупнейшая железная дорога Евразии, сократившая время перемещения из Владивостока в Москву до 6 суток. Она проходит (исторический маршрут) через Рязань, Самару, Уфу, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток и соединяет, таким образом, западные, северные и южные порты России, а также железнодорожные выходы в Европу (, Мурманск, Новороссийск) с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).


Сегодня Транссиб представляет собой условно четыре ветки:

  1. Непосредственно исторический маршрут (красная линия на карте) - с вышеперечисленными городами.
  2. магистраль (зеленая линия): Тайшет - Братск - Усть-Кут - Северобайкальск - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
  3. Северный маршрут (синяя линия): Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Тюмень - Красноярск - Тайшет - и далее переход в Байкало-Амурскую магистраль.
  4. Южный путь (черная линия показывает отрезок Южного пути где он отличается от других маршрутов): Тюмень - Омск - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет.


История строительства Транссибирской магистрали

Транссибирская железная дорога

В 1891 будущий наследник престола Николай II лично отвез первую тачку балласта в полотно будущей дороги и принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала во Владивостоке.


Всего через 10 лет (только вдумайтесь!) все рельсовые пути, кроме отрезков на речных переправах, уже были готовы и началась перевозка грузов и пассажиров. То есть в среднем рабочие прокладывали по 700 км в год, или по 1,9 км в день! А ведь условия работы были самыми что ни на есть тяжелыми — дорога прокладывалась в глуши, через леса, балки, скалы, полноводные сибирские реки, болота и слабые грунты, не существовало по сути и инфраструктуры для подвоза материалов. При этом строители были ограничены в средствах и одной из первостепенных задач, поставленных перед инженерами, была задача экономии.



С 1901 по 1916 год уже проводились только вспомогательные работы — по возведению мостов и различных инженерных сооружений. Впрочем, их объем впечатляет не меньше, чем протяженность рельсового полотна. Только на первоначальном этапе на Транссибе было построено 87 крупных станций и локомотивных депо, более 1800 мелких станций и полустанков и около 11 тысяч инженерных сооружений: мостов, тоннелей, водопропускников, отбойных стенок.


Император понимал, что готовый участок Транссибирской магистрали — это только начало масштабного развития транспортной инфраструктуры страны. Ведь одной веткой охватить все ключевые точки просто невозможно. В стороне остались золотые прииски в районе Бодайбо, а также главная водная артерия Сибири — река Лена… Планам по строительству новой ветки в царской России не суждено было сбыться войны и революции. Так или иначе, проект все равно был реализован под названием БАМ ( магистраль) уже при советской власти. Эта стройка века заслуживает отдельного исследования — сейчас лишь обратим внимание на то, что она логически продолжает Транссиб и на сегодняшний день являет с ним единое целое.


Сейчас маршрут Транссиба заканчивается во Владивостоке, но уже в ближайших планах — сооружение моста или тоннеля на Сахалин. Утвержден и масштабный план модернизации Транссиба и БАМа на ближайшие годы. Так, общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 млрд рублей. Сюда входит и сооружение железной дороги до Магадана и к Беринговому проливу. Начались работы по реконструкции Транскорейской магистрали с выходом её на Транссиб и превращение последнего в Магистральный транспортный коридор.


Вот так — Империя сменилась Советами, прошли войны, революции, кризисы, былые достижения унаследовала уже Российская Федерация. Три разных уклада, а Великий Путь продолжает жить и развиваться независимо от того, какая идеология задает вектор в данный конкретный момент — и это еще одно подтверждение его непреходящего цивилизационного значения.

Интересные факты о Транссибирской магистрали 1

  • Первые паровозы в России называли пароходами


Транссибирская железная дорога

Транссиб фото


  • Стоимость Транссибирской магистрали — 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов).
  • Регулярное движение началось уже 14 июля 1903 года, но от Читы до Владивостока поезда следовали не по недостроенному Транссибу, а по железной дороге через Маньчжурию.
  • Первое время в Транссибе имелся разрыв: Байкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 октября 1905 года была сдана в эксплуатацию Кругобайкальская дорога протяженностью 260 км с 39 тоннелями.
  • Тогда же в Иркутске был открыт памятник Александру III в. форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.


  • На строительстве Транссиба было занято до 20 тысяч рабочих. По политическим соображениям китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. Распространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники — миф.
  • Самые высокооплачиваемые рабочие, , получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. Перевыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество.


  • Часть грузов для строительства доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
  • Амурский мост строился три года. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, в связи с чем работы затянулись на 11 месяцев.
  • На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.

Транссибирская магистраль, Амур


  • К услугам пассажиров класса имелись с библиотекой и роялем, ванные и спортивный зал. Вагоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены сейчас в Железнодорожном музее в Петербурге.
  • В годах японские дипломаты, ехавшие по Транссибу в Европу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге специально отправляли множество муляжей.
  • Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
  • Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
  • Время доставки контейнеров с Дальнего Востока в Европу по железной дороге составляет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем.

Итоги: Транссиб — гордость страны

Строительство Транссиба считается выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом. В 1904 году журнал Scientific American назвал эту транспортную магистраль самым выдающимся техническим достижением рубежа веков. Великий Сибирский путь по сей день держит пальму первенства по протяженности, количеству станций и темпам сооружения среди всех железных дорог мира.


А сам Транссиб в качестве крупнейшей евроазиатской транспортной артерии внес неоценимый вклад в усиление геополитической мощи Российской Империи и ее наследниц на мировой арене в целом.

Россия – самая большая страна в мире с тысячелетней историей, пересеченная красивыми пейзажами. И это не только Москва и Санкт-Петербург. Большинство российских городов обладают богатой историей, поэтому сохранили важные культурные памятники и сформировали собственный путь развития. Откройте для себя Россию и ее красоты.

Москва

Столица России очаровывает при любом климате. Всегда есть возможность прогуляться по паркам или вдоль Москвы-реки. Само собой разумеется, что Москва также является одним из важнейших культурных центров, где проходят выставки, концерты и спектакли.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

В Москве очень много архитектурных сокровищ: собор Василия Блаженного с его завораживающими красками и формами, Большой театр с неоклассическим фасадом. Многие туристы посещают Новодевичье кладбище и прилегающий к нему монастырь, которые были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь монументально чествуют выдающихся личностей, проявивших себя в России.

Санкт-Петербург

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Озеро Байкал

Натуральная жемчужина, история которой насчитывает 25 миллионов лет. Это старейшее и самое глубокое озеро в мире (1642 метра), а также самое большое по объему. И подумать только, в летнее время температура воздуха на Байкале может прогреваться до плюс 37 °С, а зимой ударить мороз минус 50 °С. С мая озеро ещё только начинает освобождаться ото льда. Чтобы полюбоваться этой природной красотой, нужно приехать в дикую Сибирь. Вы окажетесь на берегу озера с кристально чистой водой в окружении гор, лесов и бурных рек. Можно будет покататься на сибирских хаски или прогуляться по замерзшей глади озера, поиграть в гольф, покататься на лодке или отдохнуть в разноцветных деревянных домиках. На Байкал можно приехать в любое время года и открыть для себя что-то особенное.

Озеро Байкал внесено в список наследия ЮНЕСКО и насчитывает более 2500 видов животных и растений. Сибирь – родина рыбы Омуль и байкальской нерпы – зверька небольших размеров с темно-серой шерстью. Одним из крупнейших городов региона является Иркутск, известный своей деревянной архитектурой и историей. Здесь стоит посетить рынок под открытым небом и Драматический театр, один из старейших художественных центров страны.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль — магический маршрут, который соединяет европейскую часть России, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Транссиб пересекает восемь часовых поясов – чтобы проехать весь путь от Москвы до Владивостока без остановок, потребуется неделя. Путешествуя по Транссибирской магистрали, вы будете останавливаться в таких крупных городах, как Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, проедете мимо десятка крупных рек – Волга, Енисей, Обь, Амур. Железная дорога была построена по заказу царя Николая II менее чем за 15 лет благодаря труду более 90 000 человек, в основном ссыльных. Открытие состоялось в 1887 году во Владивостоке и одновременно в Москве.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Вокруг Черного моря возвышается Сочи – очаровательный город, состоящий из четырех районов. Он стал особенно популярным после зимних Олимпийских игр 2014 г. Одним из самых известных районов является Адлер, где можно полюбоваться олимпийскими объектами, погулять по Дендрарию, позагорать на центральном пляже Адлера.

Еще одна зеленая зона в Сочи, которую нельзя пропустить, – это парк Ривьера, который находится в центральном районе. Здесь есть аквариум, дельфинарий, по маршруту стоят многочисленные скульптуры. Вы также можете сходить в театр и получить доступ к различным спортивным площадкам. В Сочи есть и престижные здания, в том числе усадьба Успенского и Пушкинская библиотека, окруженная чудесным садом. Чтобы взглянуть на Сочи с другой стороны, вы можете открыть его с борта теплохода, стартующего из порта. Сочи также предлагает множество мест, где можно попробовать местные деликатесы.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Екатеринбург

Это четвертый по величине и по количеству жителей город страны, расположенный на всей территории Уральских гор, естественной границей между Европой и Азией. Это очень важный центр для транспорта и для металлургической промышленности. Одним из самых популярных мест является пешеходная улица Вайнера: здесь вы найдете бары, магазины, кафе, скамейки и даже несколько бронзовых скульптур, идеально подходящих для фотографирования. В центре не менее тридцати культурных достопримечательностей и более пятидесяти музеев. Среди тех, что нельзя пропустить, – Исторический музей, где они находится много артефактов, датируемых 8000 г. до н.э., Екатеринбургский музей изобразительных искусств. В Волчихинском водохранилище вы найдете очень расслабляющее место для летней рыбалки; а зимой здесь можно покататься на лыжах.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Калининград

Завораживающий, загадочный, с почти 1000-летней историей. Калининград – небольшой анклав между Польшей, Литвой и водами Балтийского моря. В историческом центре есть здания, в которых сочетаются немецкая готика и неоготика, а также постройки советских времен. Город, который был полностью разрушен во время Второй Мировой войны, смог возродиться и трансформироваться. Сегодня это динамичное место, полное культурных и научных достопримечательностей. В первую очередь стоит увидеть остров Канта на реке Прегель, которая протекает через весь город.

В центре стоит Кенигсбергский собор, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания в мавзолее похоронен философ Иммануил Кант. Одной из лучших достопримечательностей города считается Океанографический музей, коллекция которого включает подводную лодку, корабли и суда, пришвартованные снаружи. Сохранились остатки двух городских стен, фортов, оборонительных бастионов и тринадцати ворот. Несколько башен также являются частью оборонительной системы , в том числе башня Дона высотой 12 метров.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Владивосток

Интересен, особенно для детей, Океанариум, архитектура которого делает его похожим на синюю волну. Для тех, кто хочет познакомиться с городом пешком, есть пешеходная зона на улице Академика Фокина, где можно заблудиться среди построек XIX века, старинного рынка и очаровательных кафе. Дорога ведет к самому красивому пляжу города.

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Волгоград

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Камчатка

Двадцать девять действующих вулканов, дикие медведи и удивительная Долина гейзеров – это всё Камчатка. Здесь вы можете взойти на вулкан, полюбоваться Тихим океаном с берега и возможно, встретить северных морских котиков, сивуча, крабов. А может, столкнётесь с медведем!

Так что, если вы ищете активный отдых, наполненный адреналином, вы попали в цель. Камчатка считается более дорогим направлением, это связано с тем, что почти все походы и экскурсии проходят в изолированных и необитаемых районах. Например, в Долину гейзеров можно попасть только на вертолете. Но если вы любите приключения, Камчатка – это место для вас!

Лучшее в России: места, которые стоит увидеть

Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек

Сейчас, чтобы пересечь Россию по Транссибирской магистрали, потребуется неделя. 100 лет назад путешествие занимало месяц — поезд шел со скоростью всего 32 км/ч.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.
По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, строительство Транссибирской магистрали вошло в пятерку наиболее значимых событий с точки зрения влияния на ход отечественной истории и стало одним из важнейших событий XIX века.


Граф Николай Николаевич
Муравьёв-Амурский


Русский государственный деятель, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. Генерал от инфантерии, генерал-адъютант.
В истории расширения российских владений в Сибири Муравьёв-Амурский сыграл видную роль: ему принадлежит почин в возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 году. Основатель Благовещенска, Хабаровска и Владивостока

© ТАСС, 2021. Источники: История железнодорожного транспорта России / Под общ. ред. Е.Я. Красковского, М.М. Уздина. СПб., 1994; Счетная палата РФ.

Строительство Транссиба началось 130 лет назад. 31 мая 1891 года в районе Куперовская падь под Владивостоком был заложен первый камень железнодорожного вокзала во Владивостоке. Именно эта церемония считается официальным началом строительства Транссиба, которое длилось 25 лет.

Укладка сплошного железнодорожного пути была распределена на шесть этапов. Первый этап – проектирование и строительство Западно-Сибирского участка от Челябинска до Оби (1418 км), Средне-Сибирского от Оби до Иркутска (1871 км), а также Южно-Уссурийского от Владивостока до ст. Графской (408 км). Второй этап включал в себя дорогу от ст. Мысовой на восточном берегу Байкала до Сретенска на р. Шилке (1104 км) и Северно-Уссурийский участок от Графской до Хабаровска (361 км). И в последнюю очередь, как самая труднопроходимая, Крутобайкальская дорога от ст. Байкал в истоке Ангары до Мысовой (261 км) и не менее сложная Амурская дорога от Сретенска до Хабаровска (2130 км).

Несмотря на тяжелейшие природные условия, строителям дороги удалось добиться невиданных темпов. За первые 10 лет было построено 8144 км Транссиба. А с учетом ответвлений в общей сложности были проложены 12390 км путей. Для сравнения: Канадско-Тихоокеанская железная дорога в Америке строилась 10 лет при среднем темпе 470 км в год. Всего за время сооружения Великого сибирского пути в ходе земляных работ было уложено более 100 миллионов кубометров насыпи, возведено мостов и тоннелей общей длиной около 100 километров, уложено в общей сложности 11966 километров стальных путей. Было уложено около 12 млн шпал и около 1 млн тонн рельсов.


На строительстве железнодорожного пути Великой Сибирской магистрали, 1891 г.
Краеведческий музей г. Златоуста / ТАСС

На первом этапе к строительству магистрали было привлечено всего около 10 тыс. человек, а в разгар работ число рабочих выросло до 100 тыс. — цифры неслыханные даже с учетом масштаба проекта. Администрация строительства старалась использовать труд местных крестьян, в безлюдные места рабочих вербовали из центральных губерний. Лишь на Уссурийский участок Транссиба, проложенный в совершенно необжитом крае, на трудоёмкие земляные работы привлекались жители сопредельных стран (китайцы, корейцы, японцы). Впервые в России на строительстве железной дороги в массовом порядке использовали труд ссыльных и каторжан.

Практически все работы выполнялись вручную. Основными орудиями труда служили кирка и лопата, тачка и грабарка. Применялись и средства малой механизации в виде вагонеток, телег, подвод, запряжённых лошадьми. На заключительном этапе строительства, например на Амурском участке Транссиба, работали многоковшовые экскаваторы Путиловского завода.

Работа каторжников на Уссурийском участке
Транссибирской железнодорожной магистрали, начало ХХ века
Фотохроника ТАСС

На западном конце будущей Транссибирской магистрали стройка началась в районе Челябинска. В 1894 году рельсы достигли Омска, четыре года спустя преодолели могучий Енисей, а ещё через год подошли к Иркутску.

Во время изыскательских работ вдоль будущей железнодорожной трассы были открыты месторождения полезных ископаемых. Началось освоение угольных шахт Кузбасса. Открылись разработки угля в районе Иркутска, Райчихинска в Амурской обрасти, Партизанска в Приморье, ведущиеся и по сей день. Развитие промышленности привело к невиданному росту городов. Главная стройка страны стала драйвером освоения Сибири. По данным переписи, к востоку от Урала в 1897 году (в разгар строительства) жили 5,4 миллиона человек. К концу первого десятилетия работы дороги (1913 год) эти цифры выросли почти в два раза.

Транссиб продвигался обширным фронтом, оставляя после себя не одно лишь собственное путевое и ремонтное хозяйство, но и училища, школы, больницы, храмы. К 1900 году по Транссибу было построено 65 церквей и 64 школы, строилось еще 95 церквей и 29 школ на средства специально созданного Фонда императора Александра III в помощь новоселам-переселенцам. Транссиб заставил вмешаться в застройку старых городов, заняться их благоустройством и украшением.

Сооружение Транссибирской магистрали – это творческие инженерные находки и открытия, это технические решения, опередившие время, это феноменальные темпы работ. Дорога строилась такими темпами, что едва прокладывались рельсы, как по магистрали сразу начиналось движение. Изначально при строительстве было решено по возможности отказаться от помощи западных промышленников – строили своими силами и на свои деньги. А чтобы избежать закупки дорогих импортных материалов были специально организованы новые производства.


Проскуряков Лавр Дмитриевич

Крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению

Иллюстрация: Wikimedia Commons

Проект моста через Енисей, который у Красноярска набрал уже километровую ширину, сделал профессор Лавр Проскуряков, который выступил и автором проекта и другого моста — через Амур. А красноярский мост потребовал, исходя из характера Енисея в пору ледохода, значительного, превышающего принятые нормы, увеличения длины пролетов. Расстояние между опорами доходило до 140 метров, высота металлических ферм возносилась на верхние параболы на 20 метров.

В 1899 году, когда строительство одних участков (Западносибирский, Среднесибирский и Уссурийский) уже было окончено, а на других (Забайкальском, Китайско-Восточном) работы шли полным ходом, приступили к сооружению Кругобайкальской железной дороги от станции Мысовая до станции Байкал. Этот небольшой участок в 244 версты сооружался отдельным строительным управлением. 78 вёрст проходили у подножья крутых и отвесных скал. самым трудным и дорогостоящим участком был Кругобайкальский. По длине – это лишь 1/18 всего пути, а по затратам – четверть всех вложенных денег.

В ходе строительства пришлось вносить изменения в проект дороги. Выяснилась необходимость в восьми дополнительных тоннелях, более 20 пристроенных к ним и 16 отдельно стоящих каменных галереях для защиты железнодорожного полотна от обвалов. В некоторых местах линию пришлось отодвинуть для защиты от камнепадов. Кругобайкальский участок стал наиболее сложным по условиям рельефа и наличию естественных преград. При выборе трассы предпочтение было отдано варианту вдоль побережья Байкала, несмотря на сложность берега, представляющего собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270 – 400 м. При протяженности участка 260 км потребовалось строительство 39 тоннелей (длиной от 31 до 778 м), 16 отдельно стоящих и 39 пристроенных к тоннелям галерей, 470 мостов, виадуков и водопропускных труб, около 14 км подпорных стенок и др, общий объем земляных работ по главному ходу составил более 13 млн. кубометров.


Открытие железнодорожного моста через Енисей в г. Красноярске, 28 марта 1899 г.
Государственный архив Красноярского края

Необходимость значительно увеличить грузопоток через Сибирь вынудил кабинет министров в июне 1907 г. принять решение о строительстве второй колеи Транссиба.

31 мая 1908 г. Государственный совет принял решение о сооружении Амурской железной дороги от станции Куэнга (53 км от Сретенска) до Хабаровска протяженностью более 2 тыс. км. Таким образом Россия избавилась от рисков, связанных с использование КВЖД, проложенной по территории Китая.

Строительство участка было начато в 1907 году. Работы на восточной части Амурской железной дороги закончились в 1915-м. Чтобы соединить Великий Сибирский рельсовый путь, оставалось только достроить мост через реку Амур. На строительстве самого длинного в Евразии моста трудились в три смены 2 тыс. рабочих: угроза новой войны диктовала необходимость ввода последнего участка дороги в эксплуатацию в кратчайший срок. Его сооружение началось в 1913 году. Это был смелый проект Лавра Проскурякова, разработавшего главный пролет, и Григория Передерия, конструктора подъездов к Амуру. На возведении моста круглосуточно работали 5000 человек. Работы шли круглосуточно, 10- часовыми сменами, в самые напряженные моменты количество строителей доходило до десяти тысяч человек. На строительстве моста также были задействована строительная техника: три одноковшовых и семь многоковшовых экскаваторов были по спецзаказу изготовлены на Путиловском заводе. Для перевозки грунта и стройматериалов впервые использовались грузовые автомобили.

Строительство Транссиба обошлась казне в 1 млрд 455 млн рублей, превысив предварительные расчёты в несколько раз. На прокладку стального пути от Урала до берегов Тихого океана в 1891–1905 годы было потрачено 936 миллионов рублей золотом. Ещё почти 519 миллионов рублей ушло на постройку Амурской линии, прокладку вторых путей от Омска до станции Карымская, спрямление и усиление главного хода Сибирской и Уссурийской дорог. Эти средства казна Российской Империи выделила даже во время ведения двух войн, учитывая стратегическое значение рельсовой магистрали.


Май 1966 г. Монтеры-контактники на линии электропередачи Транссибирской железнодорожной магистрали
Эдгар Брюханенко/ТАСС


Список городов Транссибирской ж\д магистрали

Теперь мы сосредоточимся на местах, которые вы хотели бы посетить во время своего тура, а также на впечатлениях, которые должны получить во время путешествия по ним.

Транссибирская магистраль реакция иностранцев

Посмотрите отзывы иностранцев о Транссибирской магистрали. Если вам интересно увидеть много других роликов с реакциями иностранце на военную технику РФ, достопримечательности и жизнь в России в целом. Всем приятного просмотра!

Москва — Владивосток. Транссибирская магистраль. Потрясающий фильм 1974 г. Окунулся с головой в прошлое!!

Москва

Классический транссибирский тур начинается со столицы России, яркой Москвы.

Через какие крупные города проходит Транссибирская железнодорожная магистраль

Москва — типичный мегаполис с богатой культурной и исторической базой, поэтому ей есть что предложить независимо от вкусов и предпочтений. Если вы новичок, то следует начать с посещения всех основных достопримечательностей, включая Кремль, Красную площадь, великолепный собор Василия Блаженного, сокровищницу русского изобразительного искусства, Третьяковскую галерею, а также впечатляющий Храм Христа Спасителя, который является самой высокой православной христианской церковью в мире.

Однако, если вы не впервые или хотите чего-то необычного, вот несколько советов для вашего маршрута по Москве. Из-за повышенного сегодня роста интереса к советскому наследию в последнее десятилетие Россия и Москва, в частности, стали настоящей сокровищницей артефактов эпохи.

Московское метро, которое проще всего найти, иногда практично исследовать, обязательно нужно посетить каждому путешественнику. Отличаясь от метро во многих других городах, Московский метрополитен — настоящий шедевр, не имеющий исключительно транспортных целей. Скорее, каждая станция рассказывает вам историю, выраженную фресками, мозаиками или скульптурами. К тому же, Московский метрополитен — это еще объект повышенной безопасности.

Бункер 42, построенный, как убежище от атомных бомб США еще в 1953 году, а затем использовавшийся хранилищем для российского ядерного оружия, сегодня является музеем эпохи холодной войны.

Еще одна отличительная достопримечательность Москвы — Парк искусств Музеон (или Парк Павших монументов), крупнейший парк скульптур России под открытым небом, где собрано более 700 работ советских скульпторов. Если ваш голод по советским вещам ещё не утолен, есть Российская государственная библиотека, Хлебозавод №9, еще несколько важных мест.

Ценители искусства будут рады найти множество необычных галерей современного искусства, например, МАРС Центр, а также более традиционные помещения, такие как Музей изобразительных искусств им. Пушкина или Большой театр. Также, если есть время, посетите Парк Победы, представляющий собой парк и экспозицию оружия Великой Отечественной войны одновременно.

Казань

dostoprimechatelnosti-Bujenos-Ajresa-1

Следующее направление вашего турпакета по городам, через которые проходит Транссибирская железнодорожная магистраль — Казань, находящийся всего одну ночь от Москвы. Однако, когда приедете туда, то увидите, насколько он отличается от столицы. Будучи центром татарской культуры, этот город представляет собой уникальный плавильный котел мусульманских и христианских традиций. Мы предлагаем вам начать исследование с трех основных достопримечательностей: Кремля, мечети Кул-Шариф и Храма всех религий. Вы не будете разочарованы!

Затем проведите некоторое время на улице Баумана, пешеходной части города, изобилующей кафе, барами, красивыми ресторанами. Это также одна из старейших улиц Казани с множеством достопримечательностей по пути следования по городам, где проходит Транссибирская ж\д магистраль, поэтому ее стоит посетить в любом случае.

Вы знали? Казань старше Москвы, считается третьей столицей России (после фактической столицы страны и Санкт-Петербурга). У него даже есть свой Кремль.

Американцы едут по Транссибирской магистрали. Что они думают о РЖД?

Екатеринбург

Через какие крупные города проходит Транссибирская железнодорожная магистраль

Если сядете на поезд, проходящий через Транссибирскую железнодорожную магистраль, в Казани утром, то прибудете в Екатеринбург вечером того же дня. Первое, что стоит упомянуть об Екатеринбурге, это то, что он находится на самой границе Европы и Азии, у подножия Уральских гор. Этот город является местом казни Романовых, последней королевской семьи России, но, по иронии судьбы, ещё местом рождения первого президента страны Бориса Ельцина.

Итак, оказавшись в Екатеринбурге, начните свое турне с панорамной экскурсии по городу. Чтобы предоставить путешественникам максимальную пользу, туроператоры обычно организуют тур на целый день.

Первая часть посвящена основным моментам, а вторая часть посвящена Романовым, их смерти, затем большевистскому движению в России, которое положило начало новой эре в мировой истории.

Для дополнительного развлечения выделите время для посещения платформы Высоцкого. Виды действительно потрясающие! Кроме того, совершите короткую поездку к памятнику Европа-Азия, став одним из немногих людей, побывавших на двух континентах одновременно.

Что посмотреть в Екатеринбурге?

  • Церковь Вознесения;
  • Монастырь Ганина Яма;
  • Церковь на Крови;
  • Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади.

Иркутск и озеро Байкал

Через какие крупные города проходит Транссибирская железнодорожная магистраль

Сейчас мы находимся в самом длинном поезде во время нашего приключения по крупным городам, проходящим через Транссибирскую ж\д магистраль, а именно, поездке из Екатеринбурга в Иркутск, занимающей два полных дня. По прибытии стоит посетить два места: сам Иркутск и величественное озеро Байкал.

Иркутск — традиционный русский город со значительным количеством православных церквей и только одним католическим собором. Обычно один день уходит, чтобы путешественники открыли для себя Иркутск, а два дня для окрестностей, включая озеро Байкал и деревню Тальцы.

Помимо исторического центра Иркутска, есть еще несколько памятников, которые стоит увидеть.

Байкал

Интересный факт: тогда советские ученые и инженеры также работали над проектом изменения направления речных потоков Сибири, который был частично выполнен, но приостановлен по экологическим причинам.

Затем проведите пару дней на Байкале, что станет поистине духовным переживанием. Находясь там, организуйте расслабляющий круиз либо искупайтесь, ощутив чистую воду озера, если позволяет погода. Затем насладитесь экскурсией по деревянному шедевру, деревне Листвянка, Байкальскому музею, представляющему уникальную флору и фауну озера. Некоторые туроператоры размещают своих путешественников прямо на берегу озера, а не в Иркутске, что позволяет любоваться окружающей красотой, заоодно избегать утомительных поездок в отель и обратно.

Интересный факт! Уникальный Байкал — не только самое большое пресноводное озеро планеты, но ещё самое древнее, возникшее около 20-25 миллионов лет назад. Представляете, сколько он засвидетельствовал за века?

Улан-Батор

Через какие крупные города проходит Транссибирская железнодорожная магистраль

Именно здесь Транссибирская железнодорожная магистраль становится Трансмонгольской. Еще один день в поезде — и вы попадаете в загадочную Монголию. Страна славится своими пейзажами, а ещё, конечно же, тем, что здесь жили последние кочевники. Хорошо то, что тут сможете ощутить кочевой образ жизни, остановившись в традиционном лагере Гер.

Несмотря на размещение туристов, лагерем на самом деле управляет кочевая семья, — это действительно дает незабываемые впечатления. Можете покататься на лошадях либо совершить пешие прогулки.

Во время экскурсии по Улан-Батору путешественники посещают Национальный музей Монголии, смотрят основные достопримечательности города, включая здание Парламента, площадь Сухэ-Батора.

Если есть время, посетите музей храма Чодзин-ламы: посмотрите собственными глазами, как работала страна во времена феодальной эпохи на Востоке.

Еще одно предложение: сходите на монгольское народное шоу.

Подсказка! Не пропустите легендарную статую Чингисхана высотой 40 метров, прежде чем покинуть Улан-Батор!

Транссибирская железнодорожная магистраль. Итальянка проехала всю Евразию и рассказала об увиденном

Напоследок

Ценность маршрута по самым крупным городам Транссибирской железнодорожной магистрали заключается в том, что он позволяет путешественникам испытать и увидеть 1/3 мира во всем его разнообразии, даже великолепии. Это путешествие — также способ собрать \ понять важные части истории России, ну, наконец, увидеть изображение, скрытое головоломкой. Как местные жители, мы тоже стремимся расширять знания о России, предоставляя туристам испытать наилучшие впечатления от путешествий.

Напоследок этого обзора хочется сказать о реальных вариантах путешествия, что есть туры по Транссибу для небольших групп, частные туры, а также маршруты DIY, а ещё о том, как заставить каждый из них работать.

Бескрайняя Сибирь: из окна транссибирского экспресса

Корреспондент RT Табанг Мотсей завершила свое большое путешествие по бескрайним просторам Сибири. Ее заключительный репортаж — о поездке на поезде по знаменитому Транссибу из Улан-Удэ в Москву.

Транссиб: от Москвы до самых до окраин

От Москвы до восточных границ Китая, более чем на 9 тысяч километров протянулась самая длинная линия железной дороги в мире — Транссибирская магистраль.

Транссиб


Покорить Транссибирскую магистраль — мечта любого путешественника. Легендарный маршрут идёт через весь континент, связывая Москву с Дальним Востоком. Продолжительность самой длинной железной дороги в мире — 9288,2 км, она пересекает шесть часовых поясов.

Где остановиться по пути:

  • Казань
  • Пермь
  • Екатеринбург
  • Новосибирск
  • Озеро Байкал
  • Улан-Удэ
  • Чита
  • Хабаровск

Ярославль — Рыбинск


По субботам, в 08 часов 36 минут, с Московского вокзала в Ярославле отправляется состав, который ведёт паровоз П36-0147, построенный в 1955 году и успешно отработавший многие десятилетия. В поезде с комфортом размещаются 60 пассажиров. Каждый вагон оборудован мягкими сиденьями с откидными столиками. Зарядить гаджеты можно прямо в дороге.

Пригородный поезд на паровой тяге курсирует по маршруту Бологое – Осташков – Бологое каждую субботу. Зона Октябрьской железной дороги — уникальный заповедник более двух сотен объектов железнодорожной инфраструктуры и архитектурных ансамблей, признанных культурным наследием.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)


Один из самых востребованных туристами железнодорожных маршрутов в России — Кругобайкальская железная дорога, которая возит пассажиров по скалам, виадукам и тоннелям вокруг Байкала с конца XIX века. В наши дни это 89 км пути с потрясающими видами.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ)


Сюда едут настоящие ценители железнодорожных путешествий и нетронутой природы. В зависимости от выбранного поезда время в пути составит 4—5 суток. Начальная станция БАМа — Тайшет, город расположен между Красноярском и Иркутском. Ответвляясь от Транссиба, БАМ тянется на 4300 км, пересекая Ангару и Лену, проходя мимо северного побережья Байкала, по Амурской области — и заканчивается В Советской гавани, на берегу Тихого океана.

В 2018 году БАМ вошла в тройку самых удивительных железных дорог мира по версии Lonely Planet. Из окна поезда ты увидишь нетронутые ландшафты Сибири: бескрайние хвойные леса и полноводные реки.

Где остановиться по пути:

  • Лена
  • Тында
  • Нерюнги
  • Комсомольск-на-Амуре


Что посмотреть в Тобольске:

Что посмотреть в Алапаевске

Туапсе — Адлер


Читайте также: