Сложное социальное явление своеобразный вид деятельности где интегрируется отдых развлечение

Обновлено: 04.10.2024

Сегментация рынка по продукту и потребителям.

Методические рекомендации

Изучение отдыха и культурно-досуговой деятельности происходит на стыке следующих наук: психологии (общей, возрастной, педагогической, индивидуальной, социальной), социологии, социологии рекреации, валеологии, рекреационной медицины, рекреационной географии, рекреалогии, истории, культурологии, философии, педагогики, туристики, сервисологии, экономики, менеджмента и других дисциплин.

Культурно-досуговые учреждения и туристско-экскурсионные фирмы подразделяются на муниципальные (бесплатные) учреждения – клубы, дома и дворцы культуры; зрелищные (платные) учреждения – театры, кинотеатры, цирки, дельфинарии, музеи, выставки, концертные залы; научно-познавательные учреждения – библиотеки, планетарии, экскурсионные бюро; рекреационные парки – культуры и отдыха, тематические; учреждения дополнительного образования детей и/или взрослых – центры и дома творчества, курсы; развлекательные учреждения – игорные заведения, коммерческие клубы.

Анимационные фирмы занимаются организацией досуга отдельных групп населения (корпоративный отдых, семейные торжества), иллюстрированием крупных театрализованных постановок, организацией конкурсов и фестивалей, конференц-анимацией, методическим обеспечением (сценарные разработки), агентской деятельностью (подбор анимационных кадров, подбор сценариев).

Вся анимация по сути является рекреационной, которая подразделяется на досуговую (с местными жителями) и туристскую.

Туристская анимация предлагает турпродукт (анимацион­ные турмаршруты), элементы анимации в туристских услугах, дополни­тельные анимацион­ные услуги на турмаршрутах, комплексную анимационную услугу (гостиничную, санаторно-курортную, конгрессную и др.), имеющую свои особенности: туристские и гостиничные комплексы являются предпри­ятиями замкнутого технологического цикла обслуживания тури­стов в ограниченное турпутевкой время; на разработку и реализацию анимационных программ отво­дится довольно короткий промежуток времени; контингент потребителей анимационных услуг, различаю­щийся по половозрастным, этническим, религиозным и другим признакам, постоянно меняется.

К основным характеристикам процесса развлечения относят: 1) добровольный выбор человеком вида развлечений; 2) неограниченный перечень видов развлечений; 3) предварительную подготовленность личности к потребле­нию развлечений; 4) частую смену развлечений; 5) комбинирование развлечений с другими занятиями (напри­мер, отдых и развлечения, спорт и развлечения, развлечение и обучение); 6) периодичность потребления развлечений (приуроченных к жизненному циклу человека).

Основой организации туристско-анимационных программ является анимационный интерес (перспектива получения туристом положительных эмоций и/или интересной информации) и впечатление.

Ресурсы анимации – это совокупность природных и искусст­венно созданных человеком объектов, пригодных для использо­вания в процессе и в целях туризма. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфра­структурные) привлекаются для освоения и использования соб­ственно туристских ресурсов (гостиницы, предприятия питания, транспортные услуги и т. д.).

Объекты анимационного интереса (объекты туристского показа и развлечения) – важный элемент турист­ских ресурсов, включаемый в анимационную программу. К ним относятся:

1. Естественные природные ресурсы: климат, пляжи, водные пространства, горы, каньоны и т. п.

2. Культурно-исторические ресурсы: красивые города, музеи, театры, клубы, концертные залы; исторические события.

3. Рекреационные пространства: национальные парки, запо­ведники, горнолыжные курорты, морские побережья и т. п.

4. Спортивно-оздоровительные и курортные ресурсы.

5. Национальные особенности, обычаи, фольклор, народные промыслы и т.п.

6. Важнейшие культурные события, праздники, карнавалы, спортивные мероприятия, фестивали, игорные заведения.

7. Объекты индустрии развлечений.

8. Тематические развлекательные парки.

Рекреационные технологии входят в повседневную практику обслуживания туристов и местного населения с целью оздоров­ления практически здоровых людей. Большая часть рекреационного времени должна быть на­правлена на привлечение человека к здоровому образу жизни.




С точки зрения туристской валеологии виды здоровья можно соотнести с видами туристской анимации и формами анимационных занятий:

1) Соматическое здоровье – текущее состояние органов и сис­тем организма человека, основу которого составляет биологиче­ская программа индивидуального развития с использованием активной туристской анимации.

2) Физическое здоровье– уровень роста и развития органов и систем организма за счет морфологических и функциональных резервов, обеспечивающих адаптационные реакции с возмож­ным использованием умеренной туристской анимации.

3) Психическое здоровье– состояние психической сферы, ос­нову которого составляет уровень общего душевного комфорта, обеспечивающий адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения по­средством досуговой деятельности.

4) Нравственное здоровье– комплекс характеристики мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятель­ности, основу которого определяет система ценностей, устано­вок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она свя­зана с общечеловеческими истинами – добра, любви и красоты, совершенствуя его компоненты: моральный, психический, сома­тический, социальный и экономический.

Специфика организации досуга развитых стран Европы и Америки характеризуется мощной системой, которая предос­тавляет человеку полный набор досуговых занятий, - эту систе­му называют индустрией досуга. Российская же система должна исходить из природы возникновения и развития отечественной досуговой деятельности, экономических и социальных условий, российского менталитета.

В мире формируется гло­бальная инфраструктура индустрии досуга и культурно-досуговой деятельности с ее отличительными параметрами. Прежде всего, речь идет о раз­витии глобальных сетей связи (радио- и телевизионных коммуни­каций, компьютерной связи и др.), для граждан развивающихся стран характерен досуг тра­диционного типа с некоторыми новыми элементами досуга (прослушива­ние современной музыки, просмотр телепрограмм, кинофильмов и т.п.).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается значение туристской анимации?

2. Какова роль и значение анимационной услуги как составной части туристского продукта?

3. Каковы функции туристской анимации?

4. Как определяют рекреационную, туристскую и гости­ничную анимации?

5. С помощью каких технологий потребитель интегрируется в досуговые за­нятия?

6. Почему спорт является основны­м элементом анимации?

7. В чем разница между принципом построения досуга в западных странах и России?

1. Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.

Понятие "досуг"-чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий "рабочего", "внерабочего" и "свободного времени". Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия. "Рабочее время" и часть "внерабочего времени" или" необходимое внерабочее время" идентифицируется с "непреложными занятиями", которые включают в себя трудовую деятельность, дающую человеку необходимые средства к существованию, а также деятельность по организации собственного быта, способствующую восстановлению физических и психических сил человека, затраченных в сфере производства.

Вместе с тем данное понятие досуг заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях.

2. Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям:

- по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);

- по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);

- по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);

- по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности).

3.Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

Потребление культурных ценностей;

Туризм и путешествия;

Общение с людьми

Общение с природой;

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления

затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление

и восстанавливает силы. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением

исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не

нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые.

Рациональный досуг - это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.)

Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.


Детям дошкольного возраста (любознательным, активным, непосредственным), ведущим типом деятельности которых яв­ляется игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.

На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей. Большинство одиночек — это моло­дые люди, не обремененные заботами и затратами на воспита­ние и образование детей, предпочитающие тратить свои средст­ва на отдых, путешествия, обеды в ресторанах и на веселую жизнь. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятель­ности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они много внимания уделяют организации сво­его свободного времени, стремясь в полной мере наслаждать­ся жизнью. Молодые одинокие люди больше путешествуют, по сравнению со своими ровесниками, состоящими в браке, и с людьми среднего возраста. Они предпочитают активный отдых за пределами своей страны или региона проживания и пользуются для этого услугами авиатранспорта.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящих­ся отдохнуть от повседневной работы, подойдут более спокой­ные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора, песен и пр.), литературные гостиные и творческие вечера, бан­кеты, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, неплохо предло­жить такие формы проведения досуга, как посиделки, чаепития, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний). В этом возрасте накоплен уже большой жизненный опыт, приобретены бесценные навыки, которыми люди этого поколения стремятся поделиться с молодежью, поэтому представляется уместным предложить им показать свое мастерство (поделки), например, на выставках рукоделий.

Предлагаемые гостям виды и формы досуга должны быть психологически оправданы. Людям, занимающимся активными формами работы с большой физической нагрузкой, будет поле­зен отдых, снимающий напряжение, усталость, стрессовое со­стояние. Для тех, кто ведет сидячий образ жизни, страдает от гиподинамии, нужны на отдыхе зарядка и активизация. Кроме того, человек должен получать от досуга и моральное удовле­творение. Поэтому, чтобы правильно составить программу от­дыха, необходимо знать, как человек предпочитает проводить свой досуг.

Классификация туристов по их отношению к проведению досуга

Туристы по их отношению к проведению досуга делятся на несколько типов личности:

Первый тип — инициативные туристы, которые заранее пла­нируют как рабочие дни, так и дни отпуска, поэтому все почины и идеи по организации досуга будут принадлежать им. Главная задача тур аниматоров в работе с этим типом туристов — умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй тип — деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга и даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Чаще всего это бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Этот тип туристов предпочитает или такой досуг, который дает им возможность совершенство­ваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на при­роду и пр.).

Четвертый тип — активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях). Работать с ними — одно удовольствие, потому что они поддер­живают любую инициативу. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность.

Пятый тип — пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению художественной литературы, просмотру телепрограмм, многочасовому отдыху на пляже). Эти люди ча­сами могут сидеть у телевизора или читать книги. Для такого типа туристов подойдут программы, в которые включены игры на пляже, вечерние шоу и видеотека.

Шестой тип — неисправимые скептики и ворчуны. К сожале­нию, встречается и такой тип туристов. Это наиболее сложная категория людей. Их очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Тураниматорам при составлении досуговых программ необ­ходимо знать и учитывать особенности каждого типа личности.

Гостиничные анимационные услуги и программы

Программное анимационное воздействие на человека во вре­мя его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного.

Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской ани­мации:

Первый тип — спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

Второй тип — зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

Третий тип — познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимацион­ной деятельности.

Четвертый тип — комплексные программы, комбинирован­ные из однородных программ.

Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и при­ехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых тур комплекс — это единственное место и возможность восстановления сил и здоро­вья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении тури­стов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы строятся на при­общении туристов к духовно-нравственным ценностям в про­цессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Культурно-познавательные анимационные программы тур­ комплекса строятся на приобщении туриста к культурно-исто­рическим и духовным ценностям нации, страны, местного насе­ления и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интел­лектуального развития.

Приключенческо-игровые анимационные программы стро­ятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преда­ний и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные про­граммы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, по­знакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природ­ных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцеваль­ные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

• удовлетворение потребности самовыражения;

• поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии сво­их умений;

• направление развлечений и навыков в созидательное русло;

• избавление от ежедневных проблем и стрессов;

• изменение имиджа и расслабление напряжения;

• приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей раз­ных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анима­ции должны меняться на протяжении всего сезона по содер­жанию, интенсивности, времени проведения и по другим па­раметрам.

Анимационные программы в значительной мере зависят от размера отеля, его месторасположения, функциональной ориентации, имеющихся возможностей (в том числе по спек­тру оказываемых дополнительных услуг), а также от профес­сионализма и степени универсальности тураниматоров, от их таланта.

Качество и объем выполняемых анимационных программ в туркомплексах, отелях определяются в существенной степени наличием требуемого персонала и в целом — эффективностью анимационного менеджмента.

В небольшом отеле анимационными программами может за­ниматься один человек — менеджер туранимации, в туркомплек­се среднего размера — отдел (служба) туранимации, а в крупных курортных и клубных туркомплексах — специализированные анимационные центры (центры досуга).


ДОСУГ — проведение свободного времени, совокупность видов деятельности для удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей в свободное от работы, домашней занятости время. Включает как отдых, развлечения, так и творческую, любительскую деятельность, занятия физической культурой, туризмом.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 137.

Досуг (Акмалова, 2011)

Досуг в Классическом Китае

Досуг [в Византии]

Досуга, как мы его понимаем в наши дни, в Византии не было. Скорее так можно назвать деятельность, которой люди посвящали себя помимо основного занятия: для людей из народа — различные работы, для аристократии — служба, для женщин — домашние хлопоты. Причем одни выполняли конкретные задачи, а другие, относящиеся к верхушке общества, просто следили за этим и руководили своими домочадцами. Стоит добавить, что христианство играло в этом особую роль: Церковь считала, что христианин должен большую часть своего свободного времени посвятить Богу, и строго осуждала за безнравственность некоторые общественные игры, которые были в ходу в городах.

Социология досуга

Досуг детей

ДОСУГ ДЕТЕЙ - свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг детей проводился разумно, т. е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга детей в выходные дни и во время каникул (посещение утренников и вечеров, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятия спортом и туризмом, участие в физкультурно-спортивных соревнованиях и пр.).

Досуг (Лопухов)

ДОСУГ — время, свободное от профессионально-трудовой деятельности и домашних обязанностей, предназначенное для отдыха, для восстановления затраченных в сфере профессионального труда психофизических сил, для т. н. любимых занятий, хобби, увлечений и развлечений. В индустриально развитых странах количество свободного времени в настоящее время составляет от 3,5 до 4 тыс. часов в год, рабочее время — 1,8—2,3 тыс. часов в год. С тенденцией увеличения свободного времени тесно связаны быстрые темпы роста индустрии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения.

Досуг (Конт-Спонвиль)

ДОСУГ (LOISIR). У античных мудрецов существовало понятие otium, под которым они понимали свободное время, отведенное просто для жизни и не пожираемое работой. Это не лень и не отдых, а возможность располагать собой, своего рода открытость миру и себе, настоящему и вечности; это пространство, открытое для действия, созерцания, гражданственности и человечности. Сегодня досугом называют также совокупность развлечений, помогающих пережить это свободное время. Платой служит то, что свободное время перестает быть таковым.

Читайте также: