Сша коррупция какое место

Обновлено: 18.09.2024

Американцы считают всепроникающую коррупцию второй по величине проблемой США, сразу после безработицы. С ними сложно не согласиться: в то время как неподъёмный внешний долг США увеличивается с каждой неделей, правительство показывает свою полную неспособность хоть как-то контролировать растущие расходы бюджета. Если ситуация не изменится в обозримом будущем, коррупция может привести Америку к полномасштабной экономической катастрофе.

Американцы стесняются своей коррупции. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на крошечную статью о коррупции в англоязычной Википедии: там не перечислено ни одного сколько-нибудь серьёзного инцидента, а сама статья даже предлагалась сообществом к удалению. Возможно, именно по этой причине сколько-нибудь полный и актуальный список коррупционных скандалов в США до сих пор отсутствует.

Коррупция в финансовой сфере

Самые масштабные коррупционные скандалы связаны с ФРС США, государственным долгом, инвестиционными фондами и прочими местами, в которых можно одним нажатием на клавишу переписать со счёта на счёт астрономические суммы денег.

Представитель ФРС не может отчитаться за триллион долларов

На видео можно наблюдать как главный инспектор ФРС Колмэн беспомощно мямлит в суде, тщетно пытаясь найти хоть какой-нибудь ответ на прямой вопрос. Цитата из видео:

Эта ситуация получила своё развитие через два года. Неумело отмазывающийся инспектор ФРС был тихо уволен. Задающий неудобные вопросы конгрессмен Алан Грейсон проиграл очередные выборы. Расследование полностью заглохло.

Коррупция среди федеральных чиновников

Общее число федеральных чиновников в США составляет более двух миллионов человек и постоянно растёт. В пересчёте на душу населения это примерно вдвое больше, чем в России.

Продажа места в сенате

Губернатора штата Иллинойс поймали, когда он пытался продать освобождённое Бараком Обамой место в сенате.

Федеральные кредитные карты

Почти половина покупок по федеральным кредитным картам (используются для госзакупок) является мошеннической. Чиновники тратят бюджетные денежки на азартные игры, закрытие своих кредитов, нижнее бельё и на что угодно ещё, вплоть до ювелирных украшений и отпусков на Гавайях.

4 миллиона долларов на перестановку столов

Комиссия по ценным бумагам в Вашингтоне потратила 3,9 миллионов долларов на перестановку мебели в своём офисе.

Взятка за встречу с Бушем

Бывший президент Малайзии сообщил, что за возможность увидеться с Джорджем Бушем в 2002 году ему пришлось заплатить 1,2 миллиона долларов.

Коррупция в судебной системе

Судьи за взятки сажали подростков в тюрьму

Коррупция в сфере здравоохранения

Общий объём коррупции в сфере здравоохранения США оценивается в 60 миллиардов долларов ежегодно. Эти деньги расходуются на лечение здоровых людей, мошеннические поставки оборудования и тому подобное мошенничество. При этом медицинский персонал объединяется для воровства бюджетных денег в огромные влиятельные преступные организации.

Коррупция в военной сфере

Постоянное ведение агрессивных войн, последовательное ограбление нефтяных стран, размещение военных баз по всему миру и самый большой в мире военный бюджет открывают перед военными США огромные просторы для воровства и распила бюджетных денег.

Халибёртон завышала цены военным

Выяснилось, что корпорация Халибёртон оказывала военным США услуги по заведомо завышенным ценам. Так, например, стирка одного мешка обмундирования обходилась в 100 долларов. Также завышались цены на продукты питания и на энергоносители. Совокупный контракт между корпорацией и Пентагоном на момент расследования составлял 13 миллиардов долларов.

Поля для гольфа

Декабрь 2012 года. Согласно статье в ИноСМИ, на балансе Пентагона по всему миру находятся 234 поля для игры в гольф, включая площадки в Гуантанамо, Ираке, Гуаме, Диего-Гарсиа, Саудовской Аравии. Некоторые знатоки гольфа считают, что лучшие в США поля для гольфа принадлежат не коммерческим предприятиям, а Военно-Воздушным Силам страны. Общие годовые траты Пентагона на гольф не разглашаются. Для тех, кто не любит гольф, Пентагон содержит эксклюзивный горнолыжный курорт в Баварии.

Неработающая программа ECSS за миллиард долларов

Система поддержки экспедиционных боевых действий (ECSS) стоимостью 1 млрд долларов оказалась совершенно неэффективной.

Генеральный контролер Пентагона полагает, что в целом в министерстве обороны имеется ещё несколько подобных контрактов на разработку ПО. Они на 8 млрд долларов превышают первоначальные заявки и на 13 лет отстают от графика реализации.

Разумеется, выигравшая тендер на создание программы фирма щедро выделяла значительные суммы на поддержку американских политиков.

13 миллиардов помощи Ираку растрачены

Направленные на восстановление Ирака 13 миллиардов долларов были или украдены или потрачены впустую. Ещё по 8 миллиардам долларов министерство обороны США не может отчитаться — оно куда-то потратило их, но не знает куда.

2,4 миллиарда долларов на ненужные самолёты

Пентагон потратил 2,4 миллиарда долларов на 10 реактивных самолётов, которые ему не нужны и которые он не будет использовать.

Арабские поставщики поставляли Пентагону оборудование по завышенным в десятки раз ценам. Так, например, за детали канализационных труб стоимостью в полтора доллара Пентагон платил по 80 долларов, а за каждый выключатель стоимостью в 7,5 долларов — 900 долларов. Общий объём подобных распильных контрактов составил не менее 14 миллиардов долларов.

Сотрудники инженерных войск получали откаты

Коррупция в других ведомствах

В МВД обнаружили 34 миллиарда долларов сомнительных контрактов

Министр сделал дорогой ремонт в ванной за госсчет

Ремонт был сделан в 2007 году для министра внутренних дел Дирка Кемпторна. Ремонт обошелся в 222 тыс. долларов. Один холодильник в ванной потянул на $3’500. (ссылка)

2,5 миллиарда долларов на интернет ушли в никуда

Министерство сельского хозяйства признало, что потраченные на развитие широкополосного доступа в интернет 2,5 миллиарда долларов были потрачены по большей части неэффективно: например, на выделение денег областям, которые уже были полностью охвачены быстрым интернетом.

Пограничники помогали нелегальным мигрантам

В Сан-Диего поймали двух сотрудников службы по борьбе с нелегальной миграцией. Прямо на своей служебной машине они провозили нелегальных иммигрантов из Мексики в США. При этом один из пойманных был лицом местного управления в телерепортажах.

Чиновница из Красного Креста боролась с лишним весом на деньги от пожертвований

Коррупция при строительстве и восстановлении

Удорожание тоннеля для метро Нью-Йорка

За время прокладки тоннеля для восточной ветки метро Нью-Йорка его стоимостьувеличилась с 3 миллиардов до 8,4 миллиардов долларов. Общая длина тоннеля составляет всего лишь 3,2 километра, тем не менее, ведущиеся с 1998 года работы планируется завершить только в 2019 году. Если, конечно, сроки сдачи объекта не будут передвинуты ещё раз, как это было уже несколько раз ранее.

Ураган Катрина: 2 миллиарда долларов злоупотреблений

В процессе ликвидации последствий урагана Катрина были растрачены около 2 миллиардов долларов. Также аудиторы сообщили, что данные 900 тысяч получателей экстренной помощи не проходят проверки и, вероятно, являются фальшивками или дубликатами. Это более трети от общего числа получивших помощь.


Поэтому в итоге под давлением информационной войны в коррумпированность всего незападного мира и ореол США начали верить не только европейцы, но и сами граждане Америки. А между тем, если внимательно рассмотреть американские законы и то, как ведет себя европейский политический класс, подобные заявления начнут казаться обычным лицемерием.

Простым жителя Америки Кромнибус преподносился как выход из тупика, но на самом деле затевался в качестве средства, способного прикрыть затерявшийся в 1600-страничном документе законодательный акт. Закон, позволяющий американским банкам впервые начать осуществлять масштабные инвестиции со счетов вкладчиков в невиданные ранее по рискам активы (торговлю деривативами), а в случае неудачи списывать все убытки на налоги граждан США.

Отбросив ширму из американской процедуры, процесс легализованной коррупции на данном примере выглядел так: крупнейшие банки пожелавшие протолкнуть закон о частном обогащении обратились к профессиональным посредникам — лоббистам, состоящим из бывших членов администрации, сенаторов и конгрессменов. Далее нанятые лоббистические центры, в зависимости от сохранившихся у их сотрудников связей выбрали точки доступа к необходимым чиновникам.

Параллельно к моменту обсуждения лоббисты нанятых фирм должны были реализовать ресурсы для создания коалиции голосующих. И хотя обычно, учитывая жесткое противостояние партий и их членов, лоббисты могут протолкнуть далеко не все поправки, не говоря уже о законах полноформатного образца, в данном случае за их спиной стояли крупнейшие банки государства, поэтому результатом стал принятый документ.

Как видно, общая концепция коррупции между компаниями и государством в США мало чем отличается от таковой в странах, которые Вашингтон клеймит коррумпированными. Так, например если российская фирма посчитает полезным внесение некоторых поправок в законодательство РФ, ей точно также придется выйти на политических деятелей или чиновников с тем, дабы склонить их к обсуждению своей точки зрения. Формально они могут попытаться донести ее через форумы, союзы предпринимателей и прочие площадки, но на деле, чаще всего делать это приходится напрямую, через конкретных людей.

То есть в государстве, в котором по официальной версии коррупция минимальна, а по сюжетам СМИ — ее вообще нет, вопрос взяточничества ставится его гражданами в виде второй, после безработицы государственной проблемы. Причем скачек этого осознания пришелся на тот период не просто так, а ввиду решения Верховного суда США дать право корпорациям расходовать сколь угодно много средств на политические кампании, то есть на проталкивание купленных политиков во власть.

Учитывая, что самые выгодные коррупционные инвестиции — это как раз вклады в политическую сферу, где всего за несколько миллионов долларов, вложенных в предвыборные кампании через лоббизм, можно заработать миллиарды, данный закон лишь еще раз доказал очевидное.

Конечно же, у легализованной коррупции есть и свои плюсы, в частности — необходимость каждые три месяца направлять в соответствующие органы отчеты, в случае если фирма нанимает лоббиста, а также требовать от чиновника вступившего в контакт публиковать информацию о доходах и имуществе.

Формально расходы, подразумевающие подкуп или подарки для лоббистов также воспрещены, но на практике юридическая казуистика, например номер в отеле на сумму в пол миллиона долларов за ночь, встречаются повсеместно. Причем огромную роль в этом играет принципиальная разница русского и западного менталитета в восприятии таких вещей: в России первична справедливость, на Западе — формальный закон. Поэтому если взятка выставляется частью юридической нормы, для большинства американцев она перестает быть коррупцией.

Но самым удивительным было то, что юридические компании рекомендовали использовать не преступные схемы, а методы (трастовые фонды, подставные фирмы, банковские счета, и даже себя в качестве доверительного собственника оффшорного траста), которые ни на гран не нарушали американское законодательство, но при этом позволяли легально сделать то, что в любой другой стране называлось бы преступлением.

При этом на бытовом уровне американцы действительно стараются избегать коррупции, поскольку понимают, что система не на их стороне, люди же обладающие большими деньгами, напротив имеют спектр возможностей и не опасаются серых схем, поскольку осознают, что при наличии средств защиту в США всегда можно обеспечить.

Более того, если взятка или подкуп подобными методами оказываются неприемлемыми по ряду причин, у лоббизма остается еще один сценарий — заручиться поддержкой конгрессмена или сенатора через участие в его будущей карьере. Так, почти все чиновники и политические функционеры знают, что после окончания госслужбы они окажутся на вышестоящих постах тех частных корпорации, интересы которых в свою карьеру защищали.

Кроме того, далеко не все лоббисты обязаны регистрироваться в качестве таковых перед продвижением интересов за деньги. Юридическим критерием лоббиста в США является порог времени, который они направляют на продвижение чужих интересов. Так, лица, тратящие менее пятой части рабочего дня (ниже 20% от графика) на лоббизм, имеют право не регистрироваться в качестве подобного деятеля, а, следовательно, и не заполнять отчеты о тратах, суммах и контактах.

Учитывая, что наиболее авторитетные лоббисты решают вопросы через короткий телефонный звонок или личную встречу, подобное почти всегда занимает меньший период времени. Иначе говоря, мелкие корпоративные вопросы и вправду проводятся через лоббизм вполне прозрачно, что и выставляется остальному миру напоказ, однако все серьезные решения протаскиваются корпарократией через классическую коррупцию.

Помимо этого, в фокус внимания соответствующих правоохранителей попадают лишь те, кто регистрируется в качестве лоббиста, наблюдать за прочими, кто занимается лоббизмом в высших эшелонах власти, не заполняя регистрационных форм, практически невозможно. Тем более, если заказчик нанимает компанию-консультант, которая в свою очередь нанимает СМИ и организует информационную экспансию нужной точкой зрения через блогеров, пикеты и активистов. То есть воздействует на законодателей через электорат.

Логично, что подобная практика в ЕС и США касается не только гражданской сферы. Служители Пентагона не меньше американских чиновников увязли в защите интересов военно-промышленного комплекса и курирующих лоббизм частных корпораций. Подобная коррупция пронизывает американскую систему насквозь, и именно ввиду этого даже Пентагон десятилетиями не может отчитаться о судьбе 8,5 трлн долларов выделенных министерству с 1996 года.

Если же деньги нужны прямо сейчас, то их проводят через классические коррупционные сметы. Например, за время прокладки тоннеля для восточной ветки метро Нью-Йорка его стоимость с 1998 года увеличилась с 3 миллиардов до 8,4 миллиарда долларов США, в 2014 году возросла до $10,8 млрд, к августу 2018 года раздулась до $11,1 млрд, а в этом году график ввода и вовсе был смещен на 2022 год. И это при том, что только в прошлом (2018 году) и только лишь в Москве было разом открыто 18 новых станций.

Всего этого не видно за ширмой пропаганды США исключительно потому, что в финансовом плане американская экономика паразитирует на остальном мире и колоссальными доходами заглушает вопросы американцев развлечениями и уровнем жизни.








И миф о чудовищной всепоглощающей системной коррупции, которая якобы существует в России, к сожалению, относится именно к этой категории.

Все просто уверены, что в нашей стране очень высокий уровень коррупции. При этом, подразумевается, что на Западе коррупция - это явление, которое практически изжито. Ну, или, во всяком случае, ее гораздо меньше, чем у России.

Цитадель демократии, законности и свободы Соединенные Штаты Америки постоянно выделяют через различные, в том числе и напрямую связанные с государственным бюджетом фонды, огромные средства для борьбы с нашей российской коррупцией. И, по всей видимости, у себя в Америке они коррупцию уже искоренили, раз борются с нашей.

Наши корреспонденты обратились к московским прохожим с вопросом где, по их мнению, коррупции больше – в США или в России.

Пожилая женщина: Конечно, у нас.

Молодая девушка: Я думаю, в России. Это уже давно… Исторически.

Молодой мужчина: У нас просто система не дает нам возможности в некоторых случаях решать проблемы нормальными путями.

Юноша: Деньги-то куда уходят. Не нам в карман, а правительству.

Все опрошенные респонденты однозначно уверены, что коррупция в России существует и представляет собой серьезную проблему и что в Соединенных Штатах в этой сфере все обстоит значительно лучше.

Не удивительно, ведь наши головы промывают этими мифами с утра до вечера. Причем делают это не только либеральные оппозиционные СМИ, которые всецело ориентированы на трансляцию американской пропаганды, но и СМИ с абсолютно патриотической позицией, в том числе и государственные.

На теме коррупции не спекулирует только ленивый. От общественных организаций со статусом иностранных агентов, до абсолютно провластного президентского движения Общероссийский народный фронт (ОНФ), у которого борьба с коррупцией является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности.

Не брезгует этой темой и непосредственно сама власть. Помимо учреждения дикого количества бессмысленных ограничений и бюрократических механизмов, которые регламентируют всю деятельность чиновников и начисто лишают их возможности проявить хоть какую-то инициативу, федеральная власть постоянно вводит все новые формы контроля и множит и так абсурдное число дублирующих друг друга контролирующих органов.

Коррупция в США

С 1986-го года по нынешнее время в Америке заведено порядка 60 тысяч уголовных дел в отношении коррупционеров.

16 тысяч чиновников посажено за решетку. Американская пресса то и дело пишет о коррупционных скандалах.

В 2015-м году WikiLeaks обнародовал данные о том, что 10 американских чиновников из администрации Буша и Обамы украли свыше 1 миллиарда долларов.

Для сравнения, по одному из самых громких коррупционных дел в России с участием высших должностных лиц, делу министра экономического развития Алексея Улюкаева, вымогавшего взятку у руководства Роснефти весь объем инкриминируемой взятки это 3 миллиона долларов. Сравните, 3 миллиона и свыше 1 миллиарда. И это не вовсе не единичный случай, когда в коррупционных скандалах в США фигурируют суммы такого порядка.

Единственное, в чем оказался виновен Сердюков – это то, что он построил дорогу к своей даче и халатно относился к своим обязанностям.

Для сравнения. Совсем недавно в военном ведомстве США разразился громкий коррупционный скандал, и 30 адмиралов оказалось под следствием. Они подделывали накладные, завышали расценки на покупку топлива и списывали деньги на обслуживание кораблей в несуществующих портах. Убытки – сотни миллионов долларов. В центре скандала фигура владельца сингапурской фирмы Glenn Defence Marine Asia Леонарда Гленна Фрэнсиса, которая десятилетиями занималась обслуживанием американских кораблей в азиатских портах.

В прошлом году в Америке на воду был спущен военный корабль стоимостью 37 миллиардов долларов. Когда комиссия пришла проверять его работу, обнаружилось, что он даже не может сдвинуться с места. Большая часть денег, которые были выделены на его строительство, была разворована. Корабль строился по многократно завышенным сметам.

Вице-президент Дик Чейни, который работал при Джордже Буше, лоббировал для компании Halle Burton контракты в Ираке. Выяснилось, что растрачено Пентагоном было 50 миллиардов долларов. Причем за 7 миллиардов долларов вообще в принципе не смогли отчитаться.

Суммы, которые воруются в Америке, таким образом, в десятки, в сотни раз больше, чем в России.

Знаменитое семейство Клинтонов, которое является наиболее влиятельной элитной группой, фактически контролирующей Демократическую партию США и центром всего современного либерально дискурса. Помимо всего этого клан Клинтонов имеет репутацию одного из самых коррумпированных в Соединенных Штатах. Именно на этом выстроил всю свою контрагитацию против Хиллари Клинтон ее более успешный конкурент на выборах президента США, Дональд Трамп. Во многом это и позволило ему одержать верх.

В 2001-м году на счету фонда Клинтонов было 140 миллионов долларов. В 2013-м – уже 2 миллиарда долларов. Эти деньги поступали в качестве благотворительных пожертвований, но на самом деле за пожертвованиями скрываются элементарные взятки лоббирования семейством Клинтонов различных заказов для коммерческих фирм.

И подобных эпизодов известно множество. Всего с 2013 по 2015 года Хиллари Клинтон получила сумму в 26 млн. долларов за 69 выступлений, до этого они вместе с мужем Биллом с 2001 по 2012 начитали лекций еще на 136 млн.

Так, бизнесмен Джордж Цукинес пожертвовал Бараку Обаме полмиллиона долларов. За это он получил должность посла в Норвегии.

Азита Раджи (Azita Raji) пожертвовала Обаме 3 миллиона долларов и стала послом в Швейцарии.

Джейн Стетсон пожертвовала 2 миллиона долларов и получила должность посла во Франции.

Тимати Броус (Timothy Broas) за полмиллиона долларов получил должность посла в Нидерландах.

Должность посла в Венгрии обошлась в 800 тысяч долларов. Должности послов в Бельгии и Японии также были проданы.

С 1979-го года в Чикаго в коррупционных преступлениях были обвинены, по меньшей мере, 3 губернатора, 2 конгрессмена, 15 законодателей. Кроме того, суду подверглись 27 членов муниципальных советов. За коррупцию были привлечены к ответственности 16 судей.

И так дела обстоят не только в одном Чикаго.

В штате Мериленд была арестована настоящая коррупционная мафия, состоящая только из 80 чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

Весной 2017-го года в штате Техас, в городе Кристал, были арестованы абсолютно все чиновники мэрии, за исключением мэра, который вышел на работу один.

Таких эпизодов можно еще привести великое множество , масштабные коррупционные скандалы в США происходят регулярно. Но тут читатель может подумать, что раз такие уголовные дела заводятся регулярно, может быть коррупция действительно побеждена, а ее ростки бескопромиссно уничтожаются? Не тут-то было, фактов, когда в результате административного давления обвиняемым удавалось избегать ответственности, а уголовные дела закрывались на стадии следствия или же доходили до суда в таком виде, чтобы невозможно было наказать виновных, в Америке сколько угодно.

Хочется сказать американским политикам – наведите порядок сначала у себя дома, а потом идите к нам. Получается, все как в известной пословице - в своем глазу не видят бревна, а у нас замечают соринку.

Но лучше всего ситуацию отражает то, как относятся к проблеме коррупции сами рядовые американцы. Социологические опросы американского института Гэллапа, проведенные в прошлом году, свидетельствуют: 75% американцев считают коррупцию самым распространенным явлением в обществе.

Если американские граждане рассматривают коррупцию как такую серьезную проблему, почему американские власти с ней не борются как с системной угрозой, а предпочитают выделять деньги на борьбу с коррупцией в нашей стране?

Таким образом, понятно, что американцам нашу коррупцию было бы крайне выгодно поощрять и всеми способами насаждать, а не бороться с ней, а они почему-то действуют наоборот.

Как работает манипуляция.

Если сравнить нашу страну с США и Евросоюзом, не говоря уже о странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, во многих из которых коррупция - это норма в общественных представлениях и естественный элемент традиционной политической системы, получается, что Россия нисколько не выделяется по уровню коррупции, а кое-кто, включая Америку, может даже у нас поучиться. Однако наши граждане совершенно уверены, что ситуация в России чудовищная. Почему?

Причин здесь много. И эхо печального опыта девяностых годов, когда население разуверилось во всей национальной элите, и спекуляции на этой теме политиков-популистов, а также проходимцев всех мастей.

Для этого был выстроен показавший свою крайнюю эффективность глобальный механизм системной антикоррупционной пропаганды.

Эти агентства уверяют, что замеряют коррупцию во всем мире и создают рейтинги всех стран по уровню коррупции в них. Это уже само по себе должно вызывать сомнение, как можно сравнивать коррупцию в таких разных странах, как, например Саудовская Аравия, где коррупция это естественный уклад монархического строя, Китай, где коррупция является частью государственной политики, а борьба с ней инструментом зачистки опальных элит, и Киргизию, где бакшиш является повсеместно одобряемой нормой делового этикета? Как можно сравнивать США с их узаконенной коррупцией в виде лоббизма и Северную Корею, про внутреннюю кухню которой вообще мало, что известно?

Естественно, Северная Корея и другие враги США, в том числе и Россия находится в самом конце таких рейтингов как самые коррумпированные страны. Зато США, страны Евросоюза и другие американские сателлиты вроде Японии или Южной Кореи в рейтингах лидируют. Раньше Россия держалась где-то в середине этих списков, но после того, как начался новый виток обострения отношений в 2014 году, Россию немедленно отправили в самый конец. Получилось, что в России уровень коррупции выше, чем, например, в Либерии, Мексике, Молдавии, Азербайджане и Гондурасе.

И именно эти ежегодные рейтинги становятся основным источником, на который ссылаются как на достоверную информацию об уровне коррупции в разных странах.

Люди легко попадаются на эту ловушку и становятся жертвой манипуляций уже тогда, когда соглашаются с тем, что если какая-то крайне сомнительная пропагандистская западная конторка опубликовала полностью высосанный из пальца список стран, то эта информация заслуживает хоть какого-то внимания.

Таких вопросов можно задавать великое множество. И наличие этих вопросов отнюдь не означает, что коррупцией бороться не нужно, и ли коррупции в нашей стране вообще нет. Сколько существует государственная казна, столько же существуют и люди, которые хотят запустить в нее свою руку. Но масштаб коррупции и общественная опасность от нее чудовищно преувеличены, а градус истерики по этому поводу не соответствует уровню угрозы.

Обличителям российской коррупции, как нашим местным, так и зарубежным следует в первую очередь обратить внимание на себя самих. А нам, самим себе нужно пожелать, чтобы мы поменьше поддавались на манипуляции и сохраняли способность критически оценивать те пропагандистские клише, которые нам пытаются подсунуть под видом якобы достоверной информации.

В США антикоррупционное законы чрезвычайной жестоки. В США фактически нет иммунитетов для должностных лиц. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально — от правительства. Профилактика коррупции — многоуровневая. Даже если ты ушел с госслужбы — ты “под колпаком”. Подробно.

Была ли коррупция в древности?

Была! Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций.

Что изменилось в связи с промышленной революцией в ХIХ веке?

Произошел резкий всплеск коррупции. Правда одновременно были и первые попытки противодействия ей на уровне законов. Но только во второй половине XX столетия, когда борьба с коррупцией в ряде стран была возведена в ранг государственной политики, удалось добиться ее минимизации.

Опыт каких стран в этой борьбе может быть полезен?

Например, США. Там антикоррупционное законы чрезвычайной жестоки. Так, за различные виды коррупции – взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др. – предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно. А при отягчающих обстоятельствах — лишение свободы до 20 лет.

Законы США предусматривает наказание и за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально — от правительства. Наказание за нарушение этой нормы — штраф или лишение свободы до 2 лет, или то и другое.

Можно там устроить друга на службу?

Коррупционными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Так, уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ, или их получение для содействия в устройстве на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год или штрафом в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением обоих видов наказания. Исключение составляет деятельность специальных агентств по найму, имеющих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

И что, у высоких чиновников в США нет иммунитета?

В США фактически нет иммунитетов для должностных лиц. Любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечён к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения его от должности.

Профилактика коррупции проводится?

Впервые Кодекс этики правительственной службы был принят в 1958 г. в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно:

Депутатов тоже ограничивают?

В последние годы борьба с коррупцией чиновников усилилась?

Согласно этому приказу госслужащие:

Контролем за исполнением этих установлений занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование.

Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразиться в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:

При серьёзных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

Побочный заработок госслужащего допустим?

Ограничена ли стоимость подарков чиновникам?

Разумеется. Так, сенатор США, а также сотрудники его аппарата не должны принимать подарки от частных физических и юридических лиц, которые могут оказаться заинтересованными в одобрении Сенатом конкретных законов, если стоимость подарков в течение календарного года в совокупности превышает 100 долл. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл.

Закон об этике налагает ограничения на оплату частным лицам подарков в форме поездок. Сенат установил лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Эти ограничения распространяются также и на членов семей сенаторов.

Член палаты представителей Конгресса США имеет право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника1.

А как для остальных категорий госслужащих?

Для них также существуют ограничения на получение подарков. Государственный служащий и его супруга (супруг) могут в течение календарного года принять подарки, цена которых в совокупности не превышает 100 долл. Получив подарок выше допустимой стоимости, государственный служащий обязан в течение 60 дней сдать его в соответствующий орган своего ведомства.

Ну а если ты ушел с госслужбы?

Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку.

Да, в США построена достаточно эффективная система борьбы с коррупцией. Нам бы такую!

Петр Филиппов, опубликовано в издании Ежедневный журнал

Иллюстрация

Поэтому в итоге под давлением информационной войны в коррумпированность всего незападного мира и ореол США начали верить не только европейцы, но и сами граждане Америки. А между тем, если внимательно рассмотреть американские законы и то, как ведет себя европейский политический класс, подобные заявления начнут казаться обычным лицемерием.

Простым жителя Америки Кромнибус преподносился как выход из тупика, но на самом деле затевался в качестве средства, способного прикрыть затерявшийся в 1600-страничном документе законодательный акт. Закон, позволяющий американским банкам впервые начать осуществлять масштабные инвестиции со счетов вкладчиков в невиданные ранее по рискам активы (торговлю деривативами), а в случае неудачи списывать все убытки на налоги граждан США.

Отбросив ширму из американской процедуры, процесс легализованной коррупции на данном примере выглядел так: крупнейшие банки пожелавшие протолкнуть закон о частном обогащении обратились к профессиональным посредникам — лоббистам, состоящим из бывших членов администрации, сенаторов и конгрессменов. Далее нанятые лоббистические центры, в зависимости от сохранившихся у их сотрудников связей выбрали точки доступа к необходимым чиновникам.

Параллельно к моменту обсуждения лоббисты нанятых фирм должны были реализовать ресурсы для создания коалиции голосующих. И хотя обычно, учитывая жесткое противостояние партий и их членов, лоббисты могут протолкнуть далеко не все поправки, не говоря уже о законах полноформатного образца, в данном случае за их спиной стояли крупнейшие банки государства, поэтому результатом стал принятый документ.

Как видно, общая концепция коррупции между компаниями и государством в США мало чем отличается от таковой в странах, которые Вашингтон клеймит коррумпированными. Так, например если российская фирма посчитает полезным внесение некоторых поправок в законодательство РФ, ей точно также придется выйти на политических деятелей или чиновников с тем, дабы склонить их к обсуждению своей точки зрения. Формально они могут попытаться донести ее через форумы, союзы предпринимателей и прочие площадки, но на деле, чаще всего делать это приходится напрямую, через конкретных людей.

То есть в государстве, в котором по официальной версии коррупция минимальна, а по сюжетам СМИ — ее вообще нет, вопрос взяточничества ставится его гражданами в виде второй, после безработицы государственной проблемы. Причем скачок этого осознания пришелся на тот период не просто так, а ввиду решения Верховного суда США дать право корпорациям расходовать сколь угодно много средств на политические кампании, то есть на проталкивание купленных политиков во власть.

Учитывая, что самые выгодные коррупционные инвестиции — это как раз вклады в политическую сферу, где всего за несколько миллионов долларов, вложенных в предвыборные кампании через лоббизм, можно заработать миллиарды, данный закон лишь еще раз доказал очевидное.

Конечно же, у легализованной коррупции есть и свои плюсы, в частности — необходимость каждые три месяца направлять в соответствующие органы отчеты, в случае если фирма нанимает лоббиста, а также требовать от чиновника вступившего в контакт публиковать информацию о доходах и имуществе.

Формально расходы, подразумевающие подкуп или подарки для лоббистов также воспрещены, но на практике юридическая казуистика, например номер в отеле на сумму в пол миллиона долларов за ночь, встречаются повсеместно. Причем огромную роль в этом играет принципиальная разница русского и западного менталитета в восприятии таких вещей: в России первична справедливость, на Западе — формальный закон. Поэтому если взятка выставляется частью юридической нормы, для большинства американцев она перестает быть коррупцией.

Но самым удивительным было то, что юридические компании рекомендовали использовать не преступные схемы, а методы (трастовые фонды, подставные фирмы, банковские счета, и даже себя в качестве доверительного собственника оффшорного траста), которые ни на гран не нарушали американское законодательство, но при этом позволяли легально сделать то, что в любой другой стране называлось бы преступлением.

При этом на бытовом уровне американцы действительно стараются избегать коррупции, поскольку понимают, что система не на их стороне, люди же обладающие большими деньгами, напротив имеют спектр возможностей и не опасаются серых схем, поскольку осознают, что при наличии средств защиту в США всегда можно обеспечить.

Более того, если взятка или подкуп подобными методами оказываются неприемлемыми по ряду причин, у лоббизма остается еще один сценарий — заручиться поддержкой конгрессмена или сенатора через участие в его будущей карьере. Так, почти все чиновники и политические функционеры знают, что после окончания госслужбы они окажутся на вышестоящих постах тех частных корпорации, интересы которых в свою карьеру защищали.

Кроме того, далеко не все лоббисты обязаны регистрироваться в качестве таковых перед продвижением интересов за деньги. Юридическим критерием лоббиста в США является порог времени, который они направляют на продвижение чужих интересов. Так, лица, тратящие менее пятой части рабочего дня (ниже 20% от графика) на лоббизм, имеют право не регистрироваться в качестве подобного деятеля, а, следовательно, и не заполнять отчеты о тратах, суммах и контактах.

Учитывая, что наиболее авторитетные лоббисты решают вопросы через короткий телефонный звонок или личную встречу, подобное почти всегда занимает меньший период времени. Иначе говоря, мелкие корпоративные вопросы и вправду проводятся через лоббизм вполне прозрачно, что и выставляется остальному миру напоказ, однако все серьезные решения протаскиваются корпарократией через классическую коррупцию.

Помимо этого, в фокус внимания соответствующих правоохранителей попадают лишь те, кто регистрируется в качестве лоббиста, наблюдать за прочими, кто занимается лоббизмом в высших эшелонах власти, не заполняя регистрационных форм, практически невозможно. Тем более, если заказчик нанимает компанию-консультант, которая в свою очередь нанимает СМИ и организует информационную экспансию нужной точкой зрения через блогеров, пикеты и активистов. То есть воздействует на законодателей через электорат.

Логично, что подобная практика в ЕС и США касается не только гражданской сферы. Служители Пентагона не меньше американских чиновников увязли в защите интересов военно-промышленного комплекса и курирующих лоббизм частных корпораций. Подобная коррупция пронизывает американскую систему насквозь, и именно ввиду этого даже Пентагон десятилетиями не может отчитаться о судьбе 8,5 трлн долларов выделенных министерству с 1996 года.

Если же деньги нужны прямо сейчас, то их проводят через классические коррупционные сметы. Например, за время прокладки тоннеля для восточной ветки метро Нью-Йорка его стоимость с 1998 года увеличилась с 3 миллиардов до 8,4 миллиарда долларов США, в 2014 году возросла до $10,8 млрд, к августу 2018 года раздулась до $11,1 млрд, а в этом году график ввода и вовсе был смещен на 2022 год. И это при том, что только в прошлом (2018 году) и только лишь в Москве было разом открыто 18 новых станций.

Всего этого не видно за ширмой пропаганды США исключительно потому, что в финансовом плане американская экономика паразитирует на остальном мире и колоссальными доходами заглушает вопросы американцев развлечениями и уровнем жизни.

Комментарии читателей (0):


Средства массовой информаций "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна признаны иностранными агентами в России.

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

© 2009-2021 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ИА № ФС 77-55032 от 14.08.2013

Читайте также: